Скачать 88.53 Kb.
Дата08.06.2019
Размер88.53 Kb.

«Инновационные технологии в системе дополнительного образования детей» из опыта работы Яшкиной Натальи Александровны, методиста высшей квалификационной категории мбу до «Дом детского творчества»



«Инновационные технологии в системе

дополнительного образования детей»

из опыта работы Яшкиной Натальи Александровны,

методиста высшей квалификационной категории

МБУ ДО «Дом детского творчества»
В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе образования.

Инновационные нововведения коснулись и дополнительного образования, как системы общего образования.

Дополнительное образование, являясь полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Ведущей тенденцией обновления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность, которая является доминирующим качеством учреждения. В контексте инновационной стратегии учебного заведения существенно возрастает роль педагога как непосредственного участника всех преобразований.

Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности. В педагогическом коллективе возрастает потребность в новом педагогическом знании, изменении образовательных и социальных функции педагога. Вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы исследовательской работы. Цель - рассмотреть использование инновационных технологии в системе дополнительного образования детей дома детского творчества. Достижение сформулированной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

- рассмотреть источники инноваций в сфере дополнительного образования;

- направления инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей;

-содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе.

Перспективные источники инноваций в сфере дополнительного образования это:

-социальное партнерство и совместные проекты с другими учреждениями как условие и средство привлечения дополнительных ресурсов и повышения качества образовательного процесса, повышения эффективности профориентационной работы;

-развитие межрегиональных и международных проектов как средство повышения открытости образования, знакомства воспитанников со сверстниками из других регионов стран, развития соревновательности, патриотизма, гордости за результаты собственной деятельности и, как следствие, мотивации воспитанников к творчеству;

-командная работа как средство выработки норм совместной деятельности, умения работать в коллективе, социализации воспитанников;

-развитие информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных проектов с возможностью удаленного участия как путь повышения доступности образования, развития цифровой культуры учащихся и обеспечения современного уровня обеспеченности общеобразовательных программ компьютерными технологиями;

-преемственность общеобразовательных программ разного уровня, создание непрерывных учебных циклов от начальной мотивации учащихся до серьезной предпрофессиональной подготовки;

-обновление содержания образования с учетом новых направлений, возникающих в сферах науки, искусства, социальной деятельности, спорта и др.; применение новых, оригинальных форм образовательной работы;

-развитие комплексной информационной системы дополнительного образования на основе специализированного интернет-портала, моделируемого квалифицированными специалистами и предоставляющими системную информацию по всем направлениям развития дополнительного образования;

-развитие интегрированных образовательных технологий – проектно-исследовательской деятельности, игровой технологии, личностно-ориентированного подхода и др., в т. ч. в рамках направленностей, где они традиционно не применялись;

-анализ и выявление возможной социально востребованной тематики творческих, проектных и исследовательских работ учащихся в социуме, территориальных сообществах (районах) с включением их в тематику общеобразовательных программ дополнительного образования;

-системное использование психологической ауры различных профессий (романтизм, героика и др.) для повышения мотивации воспитанников.

Направления инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей:

-совершенствование содержания образования;

-изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;

- создание системы работы с одаренными детьми;

-совершенствование системы управления;

-информатизация образовательного процесса.

Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе существенно отличается от традиционной. Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке содержания и технологии деятельности, поскольку быстро развивается её технологическая основа. Она требует от педагога развития специальных навыков, приемов работы. Кроме того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству деятельности и её продуктам.

Во-вторых, особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличие от традиционного образования, где в качестве центральной фигуры выступает педагог, основное внимание переключается на ребенка – его активность, избирательность, креативность.

Важной функцией педагога дополнительного образования становится умение поддержать ребенка в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в мире, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить разнообразную информацию.

В-третьих, представление познавательного материала и способы передачи опыта предполагают интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в современном дополнительном образовании более активных и интересных взаимодействий между субъектами образования, чем при традиционном типе обучения, где преобладает как бы обобщенная связь педагога со всеми детьми, а взаимодействие педагога с отдельным ребенком довольно слабое.

Таким образом, необходимыми предпосылками инновационной деятельности в дополнительном образовании выступают потенциал и поведение педагога, его чувствительность к новому, открытость.

Рассмотрим на примере инновационную деятельность нашего учреждения. Здесь деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение в практику деятельности объединений современных педагогических технологий, направленных на эффективное решение тех приоритетных задач, которые заявляет педагогический коллектив.

Обновление процесса обучения в дополнительном образовании возможно через совершенствования педагогических технологий, поэтому педагогами дома детского творчества внедряются в практику инновационные технологии такие как:

1. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

- Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);

- Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К. );

- Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);

- Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.;

- Игровые технологии;

- Технологии развивающего обучения;

- Проблемное обучение;

- Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

2. Технологии дифференциации и индивидуализации.

3. Внутригрупповая дифференциация через использование педагогических мастерских.

4. Проектные технологии предполагают включение детей в социально- и личностно-значимую деятельность.

Сегодня не вызывает сомнений огромное значение в инновационной деятельности метода проектов. Проектная деятельность внедряется в объединения технической и художественной направленности. В процессе организации исследовательской деятельности учащихся педагог особое внимание уделяет формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формированию умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитию желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Проектный метод уникален и хорош тем, что его можно использовать в работе с учащимися разного возраста, начиная с дошкольников, включать в него различные методики и технологии.

Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для нашего учреждения и апробировалась нами только в течение последних трех лет, можно говорить о некоторых достигнутых результатах.

Учащиеся, участвующие в проектной деятельности:

-проявляют творческую активность в познании окружающего мира;

-самостоятельны и гибки в принятии решений;

-сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;

-осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);

-способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;

-воспринимают мир не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.

Педагоги дополнительного образования, использующие в своей деятельности проектный метод:

-проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;

-обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов учащихся;

-осуществляют поисковую педагогическую деятельность;

-реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).

Родители, принимающие участие в проектной деятельности объединений дома детского творчества:

-наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей;

-получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском объединении, но и принять активное участие в жизни объединения;

-смогли реализовать свои творческие способности.

В практике нашего учреждения используются следующие виды проектов:

-исследовательские проекты: учащиеся работают над созданием моделей и экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде проекта;

-ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

-информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы;

-творческие проекты (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя» или «Мы готовимся к юбилею» и др.).

Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу всего воспитательно-образовательного процесса способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс.



Поиск и освоение новых инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности. Многими исследователями развитие дополнительного образования связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние. Следует отметить, что степень инновационности дополнительного образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем инновационности общего школьного образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации.

Инновационные процессы в сфере дополнительного образования определяют сущность формирования учреждения дополнительного образования: положительно влияют на качество обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования детей, повышают профессиональный уровень педагогов дополнительного образования, создают лучшие условия для духовного развития воспитанников, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



«Инновационные технологии в системе дополнительного образования детей» из опыта работы Яшкиной Натальи Александровны, методиста высшей квалификационной категории мбу до «Дом детского творчества»

Скачать 88.53 Kb.