Скачать 67.51 Kb.
Дата19.04.2018
Размер67.51 Kb.

Инновационные технологии в психофизической подготовке студентов вузов управленческого профиля



Гагонин С.Г.1

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

ВУЗОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация

Современная профессионально-прикладная физическая подготовка работников умственного труда ориентирована главным образом не на психофизическую, а на физическую подготовку и, по существу, является не профессионально-прикладной, а общефизической подготовкой! В настоящее время предлагаемые инновационные технологии интенсивной психофизической подготовки, доказавшие свою высокую эффективность в подготовке единоборцев высокого класса, внедряются в учебный процесс СЗИ РАНХ и ГС при президенте РФ.


Ключевые слова

Госслужащий, менеджер, профессионально-прикладная физическая подготовка, психопедагогика, психофизическая подготовка, спортивно-боевые единоборства.


Текст статьи

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Её целью является достижение психофизической готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

Задачи ППФП: приобретение, воспитание и формирование прикладных знаний, прикладных физических качеств, прикладных психических и личностных качеств, прикладных специальных качеств, прикладных умений и навыков.

Перспективным направлением для научных разработок в области управления кадрами можно назвать внедрение психофизических методик подготовки персонала. Менеджер среднего звена — это наиболее значительная часть трудовых ресурсов. В условиях рыночной системы он должен рассчитывать на себя, свои возможности, способности, уметь адаптироваться в новой обстановке, гибко и быстро решать поставленные жизнью проблемы. Не менее важно быть специалистом по работе с людьми: уметь строить взаимоотношения, уметь слушать, избегать конфликтов, иметь правильную спортивную осанку, обладать высокой психофизической культурой - такой человек оказывается гораздо успешнее и эффективнее в своей профессиональной деятельности.

В связи с этим задача кафедр физической культуры соответствующих высших учебных заведений способствовать развитию у студентов не только физических, но и психических качеств. Тем более что спортивная психология накопила богатый опыт, который может оказаться востребованным в профессиональной подготовке работников интеллектуального труда, включая менеджеров, госслужащих, юристов и пр. Очевидно, что различные виды психологического тренинга, ролевые игры, элементы нейролингвистического программирования, синестезия, столь популярные в настоящее время, применялись в боевых искусствах Китая, Японии и других стран Дальнего Востока [1, с. 8].

Определенный интерес в целях дальнейшего развития данного компонента представляет внедрение в учебный процесс средств и методов, используемых в спорте высших достижений. Общеизвестно, что спорт является научно исследовательской «лабораторией», которая разрабатывает самые передовые технологии развития и функционирования человека в экстремальных ситуациях соревновательной деятельности, которые впоследствии становятся общественным достоянием. Разрабатываются также оптимальные социально психологические модели функционирования сообществ, начиная от отдельной спортивной команды, федерации и, заканчивая соответствующим государственным органом на уровне министерства. Соревнования высокого уровня привлекают внимание миллиардов зрителей, что позволяет максимально быстро включать обратную связь по коррекции указанных выше видов спортивной деятельности для достижения все более высоких результатов [5, с. 9].

Цель данной публикации - предложить способы психофизического характера для достижения оптимальных результатов в различных областях социально значимой деятельности. Данные рекомендации основываются на более чем сорокалетнем опыте работы автора в качестве практического тренера – менеджера по спортивно-боевым единоборствам, заведующим кафедрой спортивно-боевых единоборств СПГАФК им. П.Ф. Лесгафта, подготовившим Чемпионов Мира, Европы, СНГ и Российской Федерации за максимально короткие сроки. Научно-методические аспекты исследования изложены при защите диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук по теме «Развитие теории и практики физической культуры путем обобщения опыта боевых искусств Востока» [4, 42 с.] , а также более чем в тридцати публикациях.

В настоящее время фрагменты методики профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) на основе спортивно-боевых единоборств (СБЕ) внедряются на занятиях со студентами СЗИ РАНХ и ГС. Выбор СБЕ как средства и метода ППФП был обусловлен, с одной стороны, спецификой выпускников данного института как работников интеллектуального труда, а с другой - спецификой СБЕ как универсального средства физической культуры. О ведущей роли единоборств, развивающих качества необходимые управленцам различного уровня, пишет известный специалист в области ППФП, доктор биологических наук, профессор - В.Г. Стрелец: «...прежде всего, для самосовершенствования самоуправления необходимы самолюбие, самообладание, самоорганизация, самодисциплина и др., иначе - главные функции самоуправления. Эти качества формируют и развивают все виды спорта, но мы обратили внимание, что единоборства являются ведущими в этом отношении. Жизнь подтверждает, что представители этих видов спорта впоследствии становятся ведущими менеджерами, управленцами среднего и высшего звена как у нас в стране, так и за рубежом» [7, c. 14].

Нами было установлено, что коренным отличием боевых искусств Востока от аналогичных европоцентристских систем является представление о них, как о средстве и методе совершенствования человека в его духовной, интеллектуальной и телесной целостности и единстве с природой. Выполнение боевых приемов является своеобразной динамической медитацией, что адекватно внутреннему проявлению отрицания их внешней агрессивности [3, с, 316].

Следует отметить, что значительных успехов на мировой арене достигают не только отдельные личности, но и государства, в основе физической культуры которых лежат боевые искусства. Ярким примером тому являются Китай, Япония, Южная Корея.

Известно, что полноценное формирование действия не только физического, но и, главным образом, умственного, требует прохождения шести этапов: мотивационного, ориентировочного, материального, внешне речевого, беззвучной устной речи, умственного или внутри речевого действия. Очевидно, что любые физические упражнения, включая циклические, силовые упражнения на тренажерах, с отягощениями достаточно простые координационно не будут мотивированы на занятиях учебных групп до такой степени, чтобы выполняться осознанно. Другое дело, спортивное совершенствование, когда внешне не сложное координационно действие типа бега, езды на велосипеде и пр., становится сложным внутренне, т.е. на уровне межмышечной координации. Однако, такое качество выполнения упражнения свойственно единицам, т.е. спортсменам высокой квалификации, т.к. в данном случае мотивация имеет достаточно высокий уровень. Исходя из вышесказанного, необходимо сформулировать требования, предъявляемые к упражнениям ППФП работников умственного труда:

1. Достаточная степень мотивации

2. Прикладность

3. Оздоровительная направленность

4. Формирование красивой фигуры

5. Развитие физических, психических и волевых качеств

6. Долгосрочная перспектива

7. Координационная сложность

Следует заметить, что первые шесть пунктов в той или иной мере взаимосвязаны. Последний же пункт имеет техническую значимость. Очевидно, что данным требованиям в большей мере отвечают единоборства, что подтверждает справедливость тезиса В. Г. Стрельца об их ведущей роли в подготовке управленцев [1, c. 15].

Практика преподавания на кафедре физической культуры СЗИ РАНХ и ГС показала, что наиболее мотивированным видом СБЕ является кикбоксинг. Приемы защиты и нападения выполняются в виде комплекса упражнений, организованному по фронтальному методу.

Согласно нашим исследованиям интенсивное развитие психофизических качеств достигается согласно основным принципам боевых искусств Востока (тайцзицюань): принцип целостности, принцип единства и гармонии противоположностей, принцип концентрации и осознанности, принцип воспитывающего выполнения двигательного действия (принцип замедления) [2, c.249].

Выполнение комплекса способствует оптимизации: соотношения работы правого и левого полушарий головного мозга, возбуждения и торможения нервных процессов, скорости расслабления и напряжения мышц, кислотных и щелочных составляющих крови [4, c. 40]. Нормализуется статокинетическое равновесие, т.е. устойчивость позы человека, что является объективным показателем функционального состояния его здоровья, работоспособности и психики [7, c. 28].

Увеличение долевого участия альфа-ритма, т.е. интенсификация работы правого полушария способствует развитию интуитивного и образного мышления, что является существенным фактором достижения успеха «акме» в любой социально-значимой деятельности человека [6, c. 11].


Список литературы

  1. Агеевец А.В., Гагонин С.Г., Синюхин Б.Д. Совершенствование специальной подготовки работников управленческого аппарата средствами спортивно-боевых единоборств. Учебно-методическое пособие /А.В. Агеевец, С.Г. Гагонин, Б.Д. Синюхин; Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной Прокуратуры Р.Ф.- СПб., 2009.- 84 с.

  2. Гагонин С.Г. Спортивно-боевые единоборства: от древних ушу и бу-дзюцу до профессионального кикбоксинга: Монография / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, СПб, 1997. - 352 с.

  3. Психотехника рукопашной схватки (монография). СПб.: Атон, 1999.- 320 с.

  4. Гагонин С.Г. Развитие теории и практики физической культуры путём обобщения опыта боевых искусств Востока (автореферат). Автореф. дис...доктора пед. Наук. СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта.- СПб., 1999. - 42 с.

  5. Гагонин С.Г. Искусство бесконтактного боя, или Магия чемпионов. Монография /С.Г. Гагонин; Регион-Про.- СПб., 2011.- 224 с.

  6. Сильва Х. и Бернд Э. «Управление разумом по методу Сильва для физического совершенствования»/ Пер. с англ. П.А. Самсонова; Худ. обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 1997. – 384 с.:ил.

  7. Стрелец В.Г. Человек и вселенная. психолого-педагогические и медико-биологические основы духовного и физического совершенствования человека (избранные лекции).- СПб.: Издательский дом «Олимп», 2005.-С 14.



1 Гагонин Сергей Георгиевич

Санкт-Петербург

СЗИ РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации

Профессор кафедры физической культуры

Доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный тренер РФ

E-mail: sbe03@yandex.ru



Телефон: =


Главная страница
Контакты

    Главная страница



Инновационные технологии в психофизической подготовке студентов вузов управленческого профиля

Скачать 67.51 Kb.