Скачать 102.01 Kb.
Дата09.04.2018
Размер102.01 Kb.

Инновационные подходы в обучении детей с нарушением зрения



Логопедическое воздействие

в обучении детей с нарушением зрения.

Учитель-логопед Шеваркина Светлана Сергеевна, высшая квалификационная категория, МБДОУ детский сад №93 компенсирующего вида для детей с нарушением зрения.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень формирования личности. Внимание педагогов дошкольного образования акцентируется на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

Учителя-логопеды в детских садах не остаются в стороне от процесса творческой разработки современного содержания дошкольной логопедии, они активно используют инновационный подход к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями, внимательно следят за методическими новинками в области коррекционных технологий.

Формулировка « Инновационные технологии» может предполагать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения, устной или письменной речи, помогающие логопеду в работе.

У детей с нарушением зрения отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций,

пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный, чем на занятии в группе.  

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. Большое значение в коррекции речи детей имеет организация предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда. Логопедическое воздействие при устранении недоразвития речи преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

   Немного подробнее о каждом из методов.

1. Артикуляционная гимнастика дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации движения рук к движениям язычка и увлекая в мир Веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократно повторять определенные артикуляционные уклады. Веселый язычок приходит на занятия с различными историями, стихотворениями, а также приносит с собой игрушки. Они очень оживили выполнения артикуляционной гимнастики, используются как символы упражнений.

Важную роль, в старшем дошкольном возрасте, отводится работе по развитию мелкой моторики и координации движений руки. Так как является важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить правильно, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

2. Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.   

Задачи, которые решаю на занятиях:



  • Совершенствование умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

  • Развитие фантазии и образного мышления.

  • Обогащение словарного запаса.

  • Развитие связной речи.

  • Побуждение детей к активным действиям и концентрации внимания.

Ввиду того, что дошкольники по своей психоорганизации откликаются на яркие впечатления, в работе использую цветной песок. Этот материал очень нравится детям. Они могут довольно продолжительное время создавать песочные сюжеты, что говорит о развитии устойчивости их внимания.

3. Игры с цветными крышками. С помощью этого яркого, гигиеничного, наглядного материала знакомлю детей с понятиями основных цветов, сравнением величин, развиваю мелкую моторику рук и умение логически мыслить. Провожу различные игры: «Сухой бассейн», «Составь узор», «Счетная звуковая линейка» и т.д.

4. Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

   Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно помогает мне решить  ряд задач.

   Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использую мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи, что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов  для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.  

5. Театрализованная деятельность. В ходе систематических занятий, обнаружено, что с помощью разыгрывания сказок логопед может  корректировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:



  • развивать фонематическое восприятие,

  • совершенствовать слоговую структуру слов,

  • автоматизировать вызванные звуки речи,

  • пополнять, уточнять и активизировать словарный запас,

  • уточнять структуру предложений,

  • совершенствовать связные высказывания.

Велико может быть и воспитательное значение разыгрывания сказок. Совместно с воспитателем дети изготавливают кукол, маски, расписывают деревянные игрушки. Весь этот материал в дальнейшем используется на занятиях. Особенно успешно проходят занятия, на которых применяется материал, изготовленный самими ребятами. На таких занятиях дети преодолевают робость, страх, раздражительность, негативизм, упрямство, замкнутость и пр.

Умелое разыгрывание сказок позволяет логопеду:



  • создавать у ребёнка радостное, приподнятое настроение,

  • устанавливать эмоциональный контакт с малышом,

  • активизировать речевое общение,

  • оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие,

  • пополнять запас знаний и сведений дошкольника,

  • совершенствовать познавательные процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление)

  • развивать речь ( все её компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам)

   6. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

   На занятиях использую следующие приёмы музыкотерапии:



  •       Прослушивание музыкальных произведений.

  •       Ритмические движения под музыку.

  •      Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.

  •       Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Музыкотерапевтическое направление работы способствует:

  •       Улучшению общего состояния детей;

  •       Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

  •       Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;

  •       Стимуляции речевой функции;

  •       Нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

  7. Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контур. В логопедии этот приём можно считать одним из методов развития не только познавательной, но и речевой активности.

В процессе работы над составлением картин с использованием техники ниткографии дети овладевают умением связно передавать содержание, сочетать образы и предметы между собой по величине, окраске, пространственному расположению.

Ниткографию можно сочетать с развитием связной речи. После прослушива­ния сказки или рассказа имеет смысл дать ребенку задание изобразить его геро­ев. Также можно загадать загадки или задать вопросы, ответами на которые по­служат «рисунки» нитью.

На занятиях по обучению грамоте мы выкладываем из ниток и косичек буквы, слова. Это не только нравится детям, но и является хорошим стимулом для закрепления изучаемого материала. Игры с нитками - прекрасное средство для коррекционной работы в логопедической группе.

Эта работа позволяет одновременно решать ряд важных задач:


  • Развитие творческих способностей.

  • Развитие мелкой моторики

  • Развитие речевой активности.

  • Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей.

  • Развитие мышления.

    Использование этих форм работы помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме.  

    


Основные задачи коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения

  1. Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки): повышение остроты зрения. Это различные мозаики, домино, лото, бусы, обводка, т.е. фиксация на мелких предметах. (Близоруким нагрузки не давать вообще или соблюдать осторожность).

  2. Тренировка сетчатки глаза. Упражнения с цветными предметами – яркими, крупными. Формирование цветоразличения основных цветов и оттенков.

  3. Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения.

  4. Развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации): использовать красную точку на белом фоне. Смотреть, видеть, напрягать зрение. Восстановление пространственной локализации.

  5. Выработка бинокулярного зрения.

  6. Развитие стереоскопического зрения.

Комплексно подойти к проблеме устранения нарушений в развитии ребенка с нарушением зрения позволяют игровые упражнения ниткографии.

Данная технология заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально – эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций, а так же эти упражнения могут быть использованы в качестве развития связной речи, лексической стороны речи. Выполняя под руководством педагога игровые задания, ребёнок знакомится с геометрическими фигурами, со способами схематичного изображения предметов, форм и учится их различать не только на глаз, но и через моторную память рук. Упражнения данного профиля открывают детям широкие возможности для проявления творчества.

В процессе подобных игр ребёнку предоставляется большая возможность активно участвовать, анализировать, рассуждать, проявлять творческую фантазию. В качестве "волшебной нити" можно использоваться толстую (не более 2 мм толщиной) хлопчатобумажную или шерстяную нитку. В качестве основы для изображения нитью следует использовать любую шероховатую поверхность (бархатная бумага, фланелевая ткань, ковролин). При работе с детьми, имеющими диагноз амблиопия в пособиях целесообразно использовать желтые и красные цвета, при астигматизме целесообразно выделение контура изображения и рабочей поверхности, рекомендованный цвет фона – зеленый.


Занятия ниткографией открывают для ребенка возможность, выполнять игровые упражнения без страха допустить какую – либо ошибку, так как на фланелеграфе её очень легко исправить и добиться нужного результата. Это очень важно для ребёнка. В этом случае он не фиксирует своё внимание на неудачах, а ощущает психологический комфорт от быстрого исправления.

На первых занятиях все игровые задания выполняются в медленном темпе. Педагог следит за точностью изображения предметов с помощью ниткографии. Постепенно дети учатся сочетать речь с движениями рук в процессе изображения предметов и форм. Далее, по мере накопления детьми опыта, задания усложняются. Последующая форма проведения упражнений предполагает изображение серии предметов и «рисование» нитками целых сказок. Основной целью таких приемов является развитие связной речи и обогащение словарного запаса детей.


Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических и коррекционных задач:

· совершенствовать зрительное восприятие детей;

· развивать зрительно-моторную координацию;

· формировать плавность, ритмичность и точность движений;

· подготавливать руку ребенка к письму.
Работа ниткографией тесно связана с развитием речи. После прослушивания сказок, потешек, загадок дети самостоятельно выкладывают нитью изображение и пересказывают услышанный текст. При ознакомлении с буквами, цифрами, изображения наклеиваем или выкладываем ниточкой.
В старшем возрасте мелкая моторика развивается в сочетании с живым рассказом, что учит ребят составлять план для пересказа с помощью несложных контурных рисунков. Дети последовательно выкладывают соответственно тексту элементарные изображение на своих экранах "волшебной" ниточкой, что позволяет лучше и быстрее запомнить текст рассказов, учит детей составлять план для пересказа с помощью контурных рисунков.  В результате, слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью будет подкрепляться и другими видами запоминания – зрительным и двигательным. 

Чем более ловкие и умелые пальчики ребенка, тем успешнее будет формироваться не только его устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретенных еще в дошкольном детстве.


Например, дети последовательно рисуют с помощью нити опорные картинки и составляют по ним рассказы о лете (зиме, весне, осени).



Работа со сказкой предусматривает определённую последовательность. С постепенным усложнением заданий для детей:



  • педагог сам рассказывает сказку и на фланелеграфе с помощью ниткографии изображает предметы;

  • затем задание усложняется, когда педагог рассказывает сказку, а дети изображают предметы;

  • далее детей учат сочетать речь с движениями рук; дети поочерёдно передают содержание сказки с одновременным изображением предметов;

  • дети самостоятельно придумывают сюжетную линию на заданную тему и «оживляют» ее героев.

Игровые задания и упражнения с элементами ниткографии можно использовать как часть занятий – и фронтальных, и индивидуальных. Совместная работа с педагогом и сверстниками создаёт благоприятные условия для формирования учебной мотивации. На одном коррекционном занятии при использовании ниткографии можно сочетать работу по совершенствованию психической базы ребенка и работу по развитию разных сторон речи, грамоты.