страница1/7
Дата05.12.2018
Размер1.5 Mb.

Инновационные механизмы управления городской системой образования


  1   2   3   4   5   6   7

Управление образования Администрации

городского округа город Уфа Республики Башкортостан

МБОУ ДО «Научно-информационно-методический центр»

городского округа город Уфа Республики Башкортостан



Инновационные механизмы управления

городской системой образования

в современных социально-экономических условиях
(материалы августовского совещания

работников образования)

Уфа – 2013

Материалы августовского совещания работников образования. – Уфа:

МБОУ ДО «НИМЦ» ГО г. Уфа РБ, 2013. - ? с.

Редакционная коллегия:

Хаффазова Е.Р., начальник Управления образования Администрации

городского округа город Уфа Республики Башкортостан;

Исламгалиева Г.С., заместитель начальника Управления образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан;

Фаррахова М.В., директор МБОУ ДО «НИМЦ» ГО г. Уфа РБ;

Мустаева Т.З., заместитель директора МБОУ ДО «НИМЦ» ГО г. Уфа РБ;

Каримова Н.Р., заведующая отделом МБОУ ДО «НИМЦ» ГО г. Уфа РБ;

Леонтьева Н.А., научный сотрудник МБОУ ДО «НИМЦ» ГО г. Уфа РБ.


В сборнике представлены тезисы выступлений педагогических работников города Уфы на ежегодном августовском совещании по образованию. В 2013 году совещание было посвящено инновационным механизмам управления городской системой образования в современных социально-экономических условиях.

Также в брошюре представлены тезисы выступлений на дискуссионных площадках для различных категорий руководителей образовательных учреждений по темам «Совершенствование структуры содержания образования в общеобразовательных учреждениях», «Стратегия развития дошкольного образования в контексте современных государственных требований», «Инновационные проекты в деятельности учреждений дополнительного образования детей».

Рекомендуется работникам органов управления образованием, методических служб, руководителям и педагогам образовательных учреждений.


Техническая редакция: Галиуллин В.Б., Шамуратов А.В.

Управление образования

Администрации ГО г. Уфа РБ



МБОУ ДО «НИМЦ» ГО г. Уфа РБ

Оглавление
Раздел 1. Пленарная часть августовского совещания по образованию городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Ялалов И.И. Приоритетные направления развития образовательной отрасли городского округа город Уфа РБ………………………………….



Хаффазова Е.Р. Инновационные механизмы управления городской системой образования в современных социально-экономических условиях…………………………………………………………………………


Рекомендации пленарной части августовского совещания по образованию в городском округе город Уфа РБ…………………………......




Раздел 2. Дискуссионная площадка «Совершенствование структуры содержания образования в общеобразовательных учреждениях»

Мустаев А.Ф. Научно-методическое сотрудничество в системе «школа-вуз» в условиях реализации нового законодательства……………………….




Басенко И.Ю. Новый Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»………………………………………………………




Иванцова Н.А. Новое качество образования как приоритет развития современной школы……………………………………………………………




Вяткина Ю.Ф. Обновление системы образования: от модели «Контроль качества» к модели «Обеспечение качества»…………………………………




Филичкина Н.Е. Роль опытно-экспериментальной работы в практической деятельности руководителя образовательного учреждения...




Рекомендации дискуссионной площадки директоров общеобразовательных учреждений городского округа город Уфа Республики Башкортостан…………………………... ………………………..




Раздел 3. Дискуссионная площадка «Стратегия развития дошкольного образования в контексте современных государственных требований»

Шафикова Г.Р. ФГОС дошкольного образования, концептуальные подходы…………………………………………………………………………...




Капрашова И.В. Современные педагогические технологии и инновационные формы организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении……………………………………




Мурзанаева Н.И. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и детского сада по формированию здорового образа жизни дошкольников…………………………………………………………………….




Саттарова Л.А. Развитие кадрового потенциала в условиях введения ФГОС как инструмент повышения качества дошкольного образования…….




Латыпова А.Ф. Создание модели образовательного процесса посредством интеграции содержания дошкольного образования на основе проектной деятельности……………………………………………………………………




Рекомендации дискуссионной площадки руководителей дошкольных образовательных учреждений городского округа город Уфа Республики Башкортостан……………………………………………………………………..




Раздел 4. Дискуссионная площадка «Инновационные проекты в деятельности учреждений дополнительного образования детей»

Бахтиярова В.Ф. Инновационные преобразования в современной системе образования……………………………………………………………




Ивашкова О.Г. Современные подходы к совершенствованию системы управления учреждением дополнительного образования детей в условиях перехода на ФГОС……………………………………………………………..




Желнина О.А. Инновационная деятельность - приоритетное направление работы МБОУ ДОД ДЮЦ «Виктория» Калининского района……………...




Закирова Т.И. Инновационный метод для развития социально активных детей при взаимодействии субъектов образовательного процесса в условиях социального проектирования……………………………………….




Шишкова Р.Р. Культурно-познавательный туризм как инновационная модель детско-юношеского туризма в учреждениях дополнительного образования детей………………………………………………………………




Рекомендации дискуссионной площадки директоров учреждений дополнительного образования детей городского округа город Уфа Республики Башкортостан………………………………………………………





Раздел 1. Пленарная часть августовского совещания по образованию

городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Приоритетные направления развития образовательной отрасли

городского округа город Уфа РБ

И.И. Ялалов,

глава Администрации ГО г. Уфа РБ
Слова Президента Республики Башкортостан «Работать для людей» стали определяющими для нас во всех сферах жизни.

Главный критерий работы городской Администрации – создание благоприятной среды проживания. Приоритетным направлением развития инфраструктуры города является строительство жилья, объектов социально-культурного назначения и жизнеобеспечения.

Особое внимание уделяется строительству объектов образования.

За последние 3 года в Уфе было построено 25 образовательных учреждений, из них 22 детских сада и 3 школы. Были дополнительно открыты 26 частных детских садов. В системе дошкольного образования за счет новых детских садов получено дополнительно более 4 тыс. мест.

Сегодня в Уфе функционируют 245 детских дошкольных учреждений, которые посещают более 48 тыс. детей.

Охват детей в возрасте от 3-х до 7 лет дошкольным образованием увеличился с 83% в 2010 году до 91% в 2013 году (рост на 8%) и составляет 43 тыс. детей.

При этом остаются вопросы с очередностью в детские сады. Муниципальные детские сады работают с перегрузкой, фактическое количество детей превышает плановое количество мест на 40-50%.

Согласно демографическим показателям рождаемости к 2016 году прогнозируется более 73 тыс. детей дошкольного возраста. Детей от 3-х до 7 лет – более 49 тысяч.

Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным поставлена задача к 2016 году сделать дошкольные учреждения доступными для 100% детей в возрасте от 3-х до 7 лет.

Значительная финансовая поддержка в решении данного вопроса оказывается со стороны Правительства Российской Федерации и Республики Башкортостан.

С учетом демографических трендов за три года необходимо принять в детские сады более 6 тыс. детей. Для этого в городе Уфе надо вводить в эксплуатацию по 5 детских садов в год, а также организовать 500 мест на базе частных дошкольных учреждений. В этом году уже открылись 2 детских сада на улицах Победа-4 и Первомайская-56 на 150 мест.

Также завершается строительство детского сада в микрорайоне «Сипайлово» на 180 мест. К концу 2013 года в микрорайоне «Затон» планируется завершение строительства жилого дома с размещением на первом этаже частного детского сада на 100 мест.

Для оказания содействия в работе частным предпринимателям, работающим в сфере дошкольного образования, помощи в развитии сети частных детских садов, в городе созданы 2 общественные организации:

- Региональное отделение Ассоциации некоммерческих образовательных организаций «Территория образования»;

- Некоммерческое партнерство негосударственных образовательных организаций «Детство» Республики Башкортостан.

Начата работа по внедрению проекта государственно-частного партнерства «Билдинг-Сад». Застройщики на этапе проектирования и строительства многоквартирных жилых домов закладывают помещения для размещения групп детского сада, которые затем передаются на условиях разных вариантов сотрудничества.

Главам администраций районов ежегодно, с 2013 по 2015 годы, поручено вводить не менее 100 мест в частных дошкольных организациях.

К октябрю 2013 года в городе дополнительно будет введено около 400 мест в частных детских садах.

Работу по расширению альтернативных форм дошкольного образования надо продолжать. Особое внимание при этом необходимо уделить повышению качества дошкольного образования и воспитания.

А теперь о системе общего образования. Сегодня в Уфе имеются 133 школы, в которых обучается более 97 тыс. детей. За последние 5 лет количество школ уменьшилось, а количество учеников в связи с ростом рождаемости увеличилось на 1,5 тысячи.

Показатель средней наполняемости класса – 25,3. На 1-го учителя в уфимских школах приходится в среднем 17,6 учеников. В результате доля обучающихся во II смену составляет 21,7% (для сравнения, показатель по РБ– 15,5%).

Данные по демографической ситуации показывают, что к 2016 году в Уфе будет порядка 105 тыс. учеников. Следовательно, школ будет не хватать.

Для решения проблемы назрела необходимость создания в Уфе не просто новых школ, а комплексов, включающих в себя школу, детский сад, учреждение дополнительного образования, с общим охватом порядка 2 тыс. детей.

Объединение учреждений позволит в будущем не только более рационально использовать финансовые ресурсы, но и объединить интеллектуальный потенциал педагогических коллективов и материально-технические ресурсы; расширить возможности выбора для учащихся профильных предметов. Комплексы будут формироваться внутри микрорайонов. На сегодняшний день проектируется образовательный комплекс в Калининском районе, в микрорайоне «Инорс-4».

С каждым годом увеличивается объем финансирования отрасли «Образование». За последние годы в систему образования были направлены значительные финансовые ресурсы.

В 2013 году объем финансирования столичного образования составляет 32% консолидированного бюджета города. Это 6 млрд. 564 млн. руб. В сравнении с 2011 годом бюджет отрасли увеличился на 791 млн. руб.

В рамках модернизации общего образования с 2011 по 2013 годы из федерального, республиканского и городского бюджетов было выделено всего 608 млн. 386 тыс. руб. В результате удалось значительно укрепить материально-техническую базу отрасли. И эта работа продолжается.

Главным социальным итогом проводимых мероприятий по модернизации является, несомненно, повышение заработной платы учителям, работникам дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.

В настоящее время средняя заработная плата учителя в г.Уфе составляет 25 458 руб., среднемесячная заработная плата воспитателя – 19 576 руб., педагога дополнительного образования – 11 816 руб.

Заработная плата педагогических работников будет расти и дальше до среднего уровня заработной платы в экономике.

С 1 сентября вступает в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и закон Республики Башкортостан «Об образовании». Впервые на законодательном уровне признается особый статус педагогических работников в обществе, и вводятся обязательства по созданию условий для их профессиональной деятельности. Это создает необходимые предпосылки для перехода к «эффективному контракту» с педагогами, когда качественная работа достойно оплачивается. Безусловно, реализация законопроекта «Об образовании» потребует каждодневного труда власти и всего педагогического сообщества. И надо быть к этому готовыми.

Реализация мероприятий по модернизации общего образования способствовала качественному обновлению учебного оборудования в школах, в том числе оснащенности компьютерной техникой, а также интерактивным оборудованием, современными лабораторными кабинетами.

В 2013 году компьютерный парк образовательных учреждений составил около 6 тыс. единиц. Сегодня в школах города на 15 учеников приходится один компьютер.

Хочу напомнить Управлению образования города, главам администраций районов, что Президентом РБ была поставлена задача увеличения и обновления компьютерного парка и доведения его до соотношения 5 учеников на один компьютер.

В городе Уфе создаются предпосылки для плавного перехода к электронному образованию, внедрению современных информационных технологий. В целях развития единого информационного пространства в системе столичного образования необходимо внедрить во все школы электронные учебники, журналы и дневники.

Требуют продолжения работы по установке в школах электронных систем контроля доступа, а также автоматизированных систем учета питания школьников. Необходимо также начать поэтапное оснащение школ и детских садов интерактивным и многофункциональным оборудованием.

В рамках государственно-частного партнерства успешно реализуется уникальный проект по использованию информационных технологий для детей дошкольного возраста «Kidsmart». Сегодня город получил 52 комплекта детских компьютерных игровых центров. Новое оборудование предназначено для раннего обучения детей.

Вчера мы с главами районов посетили образовательные учреждения города и увидели, с каким энтузиазмом и вдохновением, а главное, уверенно школьники пользуются новым оборудованием. Это очень впечатляет.

Руководителям учреждений образования надо активнее привлекать внебюджетные средства. Управлению образования, главам администраций районов необходимо изыскать возможность по дальнейшему развитию этого важного направления в интересах детей.

Актуальным является вопрос гармоничного воспитания детей, формирования у них нравственных убеждений, потребности в здоровом образе жизни, противостояния различным негативным проявлениям внешней среды.

Одним из путей решения является приобщение детей к регулярным занятиям физкультурой и спортом. Для этого у нас созданы все условия и продолжается работа по открытию новых спортивных комплексов, площадок и сооружений.

В настоящее время возводятся и проектируются 16 спортивных сооружений. Половина из них - за счет бюджетных средств. Остальное, а это главным образом крытые плавательные бассейны – за счет инвесторов. Кроме этого, планируется продолжать строительство многофункциональных спортивных комплексов на территориях образовательных учреждений.

Для дальнейшего самоопределения школьников важно совершенствовать систему трудового воспитания. В этом направлении важна совместная деятельность городской службы занятости и школ города. Ребята имеют возможность работать в свободное от учебы время, а также в период летних каникул и получить за свой труд заработную плату. Ежегодно на оплату труда из бюджета города выделяется 4,5 млн. рублей.

Определяющим в выборе своей профессиональной деятельности является профориентация учащихся, профильное образование в старших классах.

За последние 5 лет охват профильным обучением в школах увеличился на 9% и составляет более 77%. Около 50% приходится на физико-математическое направление. И это правильно. Оно является основой инженерного и технического образования. Именно такие специалисты сегодня нужны городу.

Школы города тесно взаимодействуют с авиационным (УГАТУ), нефтяным (УГНТУ), Башкирским государственным университетами и другими высшими учебными заведениями.

Советом ректоров вузов проводится большая работа по расширению сети базовых школ. Вместе с тем, на рынке труда очень востребованы рабочие профессии. На сегодняшний день в Уфе 83% имеющихся вакансий – это рабочие профессии.

Руководители общеобразовательных учреждений должны уделить серьезное внимание этим вопросам при организации профориентационной работы со старшекласниками. Положительный опыт взаимодействия школ с профессиональными лицеями и училищами требует поддержки и дальнейшего развития.

Наряду с обеспечением всех прочих условий, в образовательных учреждениях необходимо создать уникальную среду для развития способных и талантливых детей.

У нашего города есть все предпосылки для того, чтобы привлекать больше инвестиций. И здесь могут и должны появиться школы, соответствующие международному уровню. В столице есть все условия для энергичного движения вперед. Считаю, что в системе образования миллионного города необходимо расширять и совершенствовать различные альтернативные формы обучения, востребованные обществом, в том числе и частные детские сады и школы.

Дальнейшее укрепление материально-технической, научной и информационной базы, современные образовательные технологии, поддержка учительства, грамотный и эффективный менеджмент, использование лучшего отечественного и зарубежного опыта – вот ведущие слагаемые прорыва в развитии отрасли.

Желаю вам успехов в решении ответственных задач. Выражаю твердую уверенность в том, что сегодняшнее совещание пройдет на хорошем организационном уровне и с должным результатом.


Инновационные механизмы управления

городской системой образования

в современных социально-экономических условиях

Е.Р.Хаффазова,

начальник Управления образования

Администрации ГО г. Уфа РБ


Сегодняшнее совещание посвящено поиску ответов на вопросы, стоящие в "повестке дня": насколько эффективны шаги, предпринимаемые на всех уровнях управления, для реализации комплекса мер модернизации общего образования в городе Уфе и какие меры необходимо дополнительно предпринять для повышения качества образования.

Чтобы на них ответить, мы должны увидеть не только позитивные результаты нашей деятельности, но и проблемы, препятствующие поступательному развитию системы образования города.


  1   2   3   4   5   6   7