страница1/2
Дата15.03.2019
Размер0.54 Mb.
ТипРабочая программа

Ижевская государственная медицинская академия


  1   2

Приложение № 8

к ООП ВПО ________________________



код форма обучения

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Утверждено

Ученый совет ГБОУ ВПО ИГМА Министерства здравоохранения России «______»_______________20____ протокол № _________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

____________ОФТАЛЬМОЛОГИЯ_______________

Направление подготовки (специальность) «ПЕДИАТРИЯ»


Профиль «ПЕДИАТРИЯ» 060103

Форма обучения ОЧНАЯ

(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, сочетанная)
Трудоемкость дисциплины __3____зачетных единиц

Ижевск


2012 г.


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Цель и задачи освоения дисциплины «Офтальмология».

Цель освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины «Офтальмология» направлен на формирование следующих компетенций:

способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

-способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

- способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного ребенка и подростка (ПК-5);

- способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами – детьми и подростками, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);

-способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16);

-способностью и готовностью выявлять у больных детей и подростков основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах; использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-17);

- способностью и готовностью осуществлять детям и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояниях, проводить госпитализацию детей и подростков в плановом и экстренном порядке (ПК-21);

- способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);

Задачи дисциплины.

В результате изучения базовой части дисциплины



«Офтальмология» обучающийся должен:

Знать:

- теоретические основы информатики, сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, распространение информации в медицинских и биологических системах, использование информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении (С2з2);

-классификацию и основные характеристики лекарственных средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к применению лекарственных средств; побочные эффекты (C2з8);

-общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных средств (С2з9);

-понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни у ребенка и подростка, принципы классификации болезней; основные понятия общей нозологии (С2з16);

-особенности организации и основные направления деятельности участкового врача-педиатра и врача общей практики; методы проведения неотложных мероприятий и показания для госпитализации больных детей и подростков (С3з9);

-этиологию, патогенез, диагностику, лечение и профилактику наиболее часто встречающихся заболеваний среди детского и женского населения (С3з12);

-основные клинические проявления у детей и подростков заболеваний кожи и подкожной клетчатки, лор-органов, глаза и его придаточного аппарата, нервной системы, челюстно-лицевой области, онкологической патологии, особенности их диагностики и наблюдения (С3з14);

-клинические проявления основных синдромов, требующих хирургического лечения; особенности оказания медицинской помощи детям и подросткам при неотложных состояниях (С3з15);

-современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики больных детей и подростков, взрослого населения терапевтического, хирургического и инфекционного профиля; общие принципы и особенности диагностики наследственных заболеваний и врожденных аномалий (С3з16);

- принципы и методы оказания первой медицинской и при неотложных состояниях у детей и подростков (С3з20);

клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у больных детей и подростков (С3з26);

Уметь:

-пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; (С.2у1)

-работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами); (С.2у3)

-анализировать результаты рентгенологического обследования детей и подростков (С.2у7);

-интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах детей и подростков (С2у8);

- обосновать характер патологического процесса и его клинические проявления, принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний (С2у9);

-выписывать рецепты лекарственных средств при определенных заболеваниях и патологических процессах у детей и подростков, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики (С.2у11);

- интерпретировать результаты обследования, поставить ребенку и подростку предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза; сформулировать клинический диагноз (С.3у4);

- выявлять жизнеопасные нарушения и оказывать при неотложных состояниях первую помощь детям, подросткам и взрослым, пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях (С.3у6);
Владеть:

-базовыми технологиями преобразования информации:

текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет (С.2в1);

- медико-анатомическим понятийным аппаратом; (С.2в2);

-простейшими медицинскими инструментами (фонендоскоп, шпатель, неврологическим молоточком) (С.2в3);

-навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования детей и подростков (С.2в5);

-назначением лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных заболеваний и патологических процессов у детей и подростков (С.2в6);

-методами общего клинического обследования детей и подростков (С.3в3);

- интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у детей и подростков (С.3в4);

- алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи детям и подросткам при неотложных и угрожающих жизни состояниях (С.3в6).


2. Место дисциплины в структуре ооп ВПО Академии.

2.1. Дисциплина относится к профессиональному циклу (С.3)

С.2. «Математический, естественнонаучный цикл».

Патофизиология, клиническая патофизиология (С2Б14)



2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки,

формируемые предшествующими дисциплинами/практиками:
Философия


3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)

    Процесс изучения дисциплины «Офтальмология» направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способен и готов к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

способен и готов к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к использованию основных понятий и закономерностей мирового исторического процесса, использованию историко-медицинской терминологии; уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям; оценить политику государства, проявлять в своем поведении элементы политической культуры (ОК-3);

способен и готов понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики, рыночные механизмы хозяйства, методику расчета показателей экономической эффективности (ОК-4);

способен и готов к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

способен и готов к письменной и устной коммуникации на государственном языке и владению одним из иностранных языков на уровне бытового общения (ОК-6);

способен и готов использовать методы управления; к организовывать работу исполнителей; находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; к соблюдению правил врачебной этики, сохранению врачебной тайны; к соблюдению законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8);

способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного ребенка и подростка (ПК-5);

способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами –детьми и подростками, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);

санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);

способен и готов проводить с прикрепленным детским населением и подростками профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по воспитанию здорового образа жизни с учетом фактор риска возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому образу жизни, назначать питание здоровому ребенку, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими детьми и подростками (ПК-12);

способен и готов проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14);

диагностическая деятельность

способен и готов к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК-15);

способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16);

способностью и готовностью выявлять у больных детей и подростков основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах; использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-17);



лечебная деятельность

способен и готов выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях, способных вызвать тяжелые осложнения и/или летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеугрожающие нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия (ПК-19);

способен и готов назначать больным детям и подросткам адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным детя и подросткам с инфекционными и неинфекционными заболеваниями; (ПК-20);

способен и готов осуществлять детям и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояниях, проводить госпитализацию детей и подростков в плановом и экстренном порядке;(ПК-21);



реабилитационная деятельность

способен и готов применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) среди детей и подростков при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма, определять показания к переводу детей и подростков в специализированные группы для занятий физической культурой после перенесенных заболеваний (ПК-23);



психолого-педагогическая деятельность

способен и готов к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания детей и подростков и членов их семей в лечебно-профилактических учреждениях (ПК-25);

способен и готов к обучению детей, подростков и их родителей правилам медицинского поведения; к проведению ими гигиениченских процедур, к формированию навыков здорового образа жизни (ПК-26);

организационно-управленческая деятельность

способен и готов использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации (например, МКБ-10), и т.д., а также документацию для оценки качества и эффективности работы лечебно-профилактических учреждений стационарного и амбулаторного типа (ПК-27);

способен и готов использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности лечебно-профилактических учреждений различного типа по оказанию медицинской помощи населению, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг детям и подросткам (ПК-28);

способен и готов обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала ЛПУ, проводить мероприятия по охране труда и технике безопасности, профилактике профессиональных заболеваний, а также обеспечивать контроль за соблюдением экологической безопасности; (ПК-29);

способен и готов решать вопросы экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) у детей и подростков, оформлять медицинскую документацию, определять необходимость направления больного ребенка и подростка в БМСЭ (Бюро медико-социальной экспертизы); проводить профилактику инвалидизации среди детей и подростков (ПК-30);

научно-исследовательская деятельность

способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, готовить рефераты, обзоры, доклады; (ПК-31);

способен и готов к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств в педиатрии, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

- анатомию и физиологию органа зрения и вспомогательного аппарата глаза;

- основные функции органа зрения и методы их исследования;

- методы исследования органа зрения;

- об оптической системе и рефракции глаза;

- этиологию, патогенез, клиническое течение, осложнения, принципы лечения и профилактики

- наиболее распространенных заболеваний глаза, вспомогательного аппарата и орбиты; системную патологию с офтальмологическими и стоматологическими проявлениями;

- особенности повреждений орбиты, вспомогательного аппарата и глазного яблока;

- принципы оказания первой помощи и последующей врачебной тактики при неотложных офтальмологических состояниях.


    Уметь:

    - собрать и проанализировать информацию о состоянии здоровья детей и подростков с офтальмологическим заболеванием;



- провести осмотр и исследование органа зрения у детей и подростков:

- наружный осмотр глаза и его придаточного аппарата,

- осмотр переднего отдела глаза методом бокового освещения,

- осмотр оптических сред глаза в проходящем свете,

- осмотр конъюнктивы с выворотом верхнего века,

- определение внутриглазного давления (пальпаторно),

- определение ширины угла передней камеры ориентировочным способом

- определение проходимости слезоотводящих путей (канальцевая и носовая пробы),

- определение остроты центрального зрения,

- определение границ периферического зрения ориентировочным способом,

- определение цветового зрения по таблицам Рабкина,

- исследование бинокулярного зрения

- определение рефракции субъективным способом,

- определение расстояния между центрами зрачков,

- определение положения ближайшей точки ясного зрения,

- определение реакции зрачков на свет (прямая, содружественная), на конвергенцию и аккомодацию,

- исследование чувствительности и целостности роговицы,

- определение объема движения глаз;



    - поставить предварительный диагноз при повреждениях и наиболее распространенных заболеваниях глаза, вспомогательного аппарата и орбиты с последующим направлением к врачу - специалисту;

    - оказать первую врачебную помощь при неотложных офтальмологических состояниях в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к качеству оказания медицинской помощи и принять решение о последующей врачебной тактике:

    - проводить профилактические мероприятия возможных офтальмологических осложнений при общей патологии;


- самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой по офтальмологии.

    Демонстрировать способность и готовность (владеть):

- методами работы с учебной и учебно-методической литературой;

- методами общеклинического обследования детей и подростков;

- методами анализа результатов лабораторного обследования (клинических и биохимических анализов крови, мочи, бактериологического, гистоморфологического исследований, рентгенологических исследований: рентгенографии, КТ, МРТ и др.) и дополнительной информации о состоянии больных детей и подростков.

- алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту;



- выполнением основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях детей и подростков.

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды занятий и формы контроля

Всего часов / зачетных единиц

Объем по семестрам

VII

Аудиторные занятия (всего)

72

72

В том числе:







Лекции, (Л), час.

21

21

Практические занятия, (ПЗ), час.

51

51

Самостоятельная работа, (СЗ), час.

36

36

Вид промежуточной аттестации

зачет




Общая трудоемкость часы

72




зачетные единицы

3,0




5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Название раздела

дисциплины базовой части ФГОС

Содержание раздела



Анатомия и физиология органа зрения и вспомогательного аппарата глаза


Веки. Анатомия и функции.

Слезные органы. Слезопродуцирующий аппарат. Слезопроводящие пути.

Конъюнктива. Анатомия, функции.

Глазодвигательный аппарат. Топографическая анатомия. Иннервация. Функции глазодвигательных мышц.

Глазное яблоко.

Наружная (фиброзная) оболочка глаза:

а) роговица, строение, функции;

б) склера, строение, топографическая анатомия, функции;

в) лимб, топографическая анатомия



Сосудистая оболочка:

Отделы сосудистой оболочки:

а) радужка, строение, функции;

б) цилиарное тело, топографическая анатомия, строение, функции;

в) хориоидея, строение, функции.

Хрусталик. Топографическая анатомия, строение, функции.

Стекловидное тело. Особенности строения, функции.

Передняя и задняя камеры глаза. Топографическая анатомия, угол передней камеры

Сетчатка. Строение и функции.

Зрительный путь.Топографическая анатомия отделов зрительного нерва, хиазма, зрительный тракт, подкорковые зрительные центры.
Кровоснабжение и иннервация глаза и вспомогательного аппарата.

Орбита. Строение, содержимое, функции.




Основные зрительные функции и методы их исследования

Центральное, периферическое и бинокулярное зрение, свето- и цветоощущение.



Методы исследования органа зрения

Наружный осмотр глаза и его придатков (исследование орбиты и окружающих тканей, век, конъюнктивы и слезных органов). Исследование при боковом и комбинированном боковом освещении. Исследование в проходящем свете. Офтальмоскопия. Биомикроскопия. Офтальмотонометрия



Физиологическая оптика, рефракция и аккомодация и их возрастные особенности

Оптическая система глаза. Физическая и клиническая рефракция глаза. Виды клинической рефракции, методы исследования. Аккомодация. Возрастные особенности рефракции и аккомодации. Принципы коррекции аметропий



Патология век

    Аномалии положения и формы век.

    Колобома век, эпикантус, анкилоблефарон.



    Птоз врожденный, приобретенный (неврогенный, миогенный, апоневротический, механический). Энтропион врожденный, приобретенный (спастический, рубцовый). Эктропион врожденный, приобретенный (паралитический, рубцовый). Ретракция век. Лагофтальм.

    Инфекционно-воспалительные, аллергические и другие заболевания век.

    Бактериальные и вирусные инфекции.

    Блефарит. Ячмень. Абсцесс век. Этиология, клиника, лечение, осложнения, исходы.

    Халязион. Этиология, клиника, дифференциальный диагноз, лечение.

    Герпетическое поражение век. Клиника, лечение.

    Аллергические заболевания век. Острый аллергический отек. Лекарственный дерматит век. Атопический дерматит. Причины и особенности возникновения, клиника, течение, лечение.

    Опухоли век

Опухоли век доброкачественные (папиллома, кожный рог, гемангиома, невус, кератоакантома) и злокачественные (рак, саркома, меланома, аденокарцинома).



    Патология конъюнктивы




    Инфекционно-воспалительные, аллергические и другие заболевания конъюнктивы.

    Бактериальные конъюнктивиты. Острый конъюнктивит. Клиника, течение, осложнения, лечение и профилактика.

    Вирусные конъюнктивиты. Аденовирусный, эпидемический, герпесвирусный конъюнктивит. Дифференциальный диагноз, методы диагностики, принципы лечения и профилактики.

    Аллергические конъюнктивиты. Клиника, течение, принципы лечения.

    Хламидийный конъюнктивит. Клиника, течение, принципы лечения

    Опухоли конъюнктивы

Безпигментные доброкачественные (папиллома, гемангиома, нейрофиброма, невус), злокачественные (рак, саркома, меланома); пигментные (невус, меланома, меланоз).



    Патология слезных органов




    Патология слезопродуцирующего аппарата.

    Дакриоаденит. Этиология, клиника, диагностика, осложнения, принципы лечения.
    Синдром Съегрена. Клиника, диагностика, лечение.

    Новообразования слезной железы (аденокарцинома).

    Патология слезоотводящего аппарата.

    Дакриоцистит новорожденных. Клиника, причины, методы диагностики и лечения, осложнения.

    Дакриоцистит острый (флегмона слезного мешка). Клиника, течение, исходы, принципы лечения и профилактики.

Дакриоцистит хронический. Клиника, течение, осложнения, лечение, профилактика


Патология роговицы




    Врожденные аномалии развития роговицы. Микро- и макрокорнеа, кератоконус и кератоглобус. Зрительные функции, лечение, исходы.

    Воспалительные заболевания роговицы (кератиты).

    Экзогенные кератиты – бактериальные, вирусные, грибковые

Эндогенные кератиты - инфекционные (туберкулезный, сифилитический) вирусные, нейрогенные. Клиника, течение, диагностика, лечение, исходы, осложнения. Исходы.



Патология склеры

Воспаление склеры (эписклериты, склериты). Клиника, Лечение.



    Патология сосудистой оболочки




    Воспалительные заболевания.

    Острый и хронические иридоциклиты. Клиника, течение, диагностика, лечение.

    Хориоидиты, этиология, клиника, диагностика, лечение.

    Опухоли сосудистого тракта. Клиника. Диагностика. Лечение.



    Патология хрусталика

    Врожденные, приобретенные, осложненные катаракты. Клиника, диагностика, лечение.



    Патология стекловидного тела

    Причины изменений стекловидного тела (воспаления, дистрофии, повреждения). Методы диагностики, клиника, лечение.


Патология сетчатки




    Острая непроходимостъ центральной артерии сетчатки и ее ветвей. Острая непроходимость центральной вены сетчатки и ее ветвей. Изменения сетчатки при гипертонической болезни и сахарном диабете. Отслойка сетчатки. Клиника, диагностика, лечение


Патология зрительного нерва

    Неврит зрительного нерва ( интра- и ретробульбарный). Этиология, клиника, принципы лечения, исходы.

    Застойный диск зрительного нерва. Причины, киника, принципы лечения, исходы.

    Токсические поражения зрительного нерва. Этиология, клиника, диагностика, лечение.


Повреждения глаза и вспомогательного аппарата

    Тупые повреждения глазного яблока. Клиника, лечение, исходы.

    Ранения век, конъюнктивы, слезных органов. Первая помощь.

    Ранения глаза (непроникающие, проникающие, сквозные). Первая помощь. Особенности при наличии инородного тела. Методы определения и локализации инородных тел. Осложнения проникающих ранений. Принципы лечения.

    Симпатическая офтальмия. Этиология, профилактика и лечение.

    Повреждения орбиты. Диагностика, симптомы переломов костей и повреждений содержимого орбиты. Первая врачебная помощь. Принципы лечения. Сочетанные повреждения глаз и средней зоны лица. Порядок оказания первой врачебной и специализированной помощи.



Офтальмопатология при общих заболеваниях

Поражение органа зрения при эндокринных заболеваниях .

Эндокринная офтальмопатия, этиология, патогенез, клиника, диагностика и лечение. Диабетическая ретинопатия, классификация, клиника, лечение.


Поражение органа зрения при нарушениях кровообращения.

Острая непроходимость центральной артерии, вены сетчатки и их ветвей, клиника, неотложная помощь.



    Поражение органа зрения при артериальной гипертензии. Классификация, клиника, лечение гипертонической ретинопатии.



Глаукома.

    Врожденная глаукома. Этиология, ранние признаки заболевания. Принципы, сроки и методы хирургического лечения, исходы.

    Первичная глаукома. Этиология, классификация, клиническое течение открыто- и закрытоугольной глаукомы, диагностика, лечение.

Острый приступ глаукомы. Причины, клиника, дифференциальная диагностика, неотложная помощь.

Вторичная глаукома. Особенности течения, лечения, исходы.




Патология глазодвигательного аппарата

    Содружественное и паралитическое косоглазие.



Патология глаз при некоторых общесоматических заболеваниях

    Синдромы Съегрена (синдром Гужеро –Шегрена), туберкулез, коллагенозы, болезнь Бехтерева, болезнь Бехчета.



Патология орбиты

    Воспалительные заболевания и новообразования орбиты

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




п/п

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1,2,3

4

5,6,7

8,9

10

11,12

13,14

15

16

17

18

19

20

1.

Нервные болезни

+






















+







+




2.

Рентгенология и медицинская радиология






















+







+




+

3.

Онкология







+










+




+










+

4.

Стоматология

+




+

+







+




+







+

+

5.

Кожно-венерические болезни







+

+

+




+




+







+




6.

Отоларингология

+




+




+




+













+

+

7.

Педиатрия







+

+




+

+




+







+

+

8.

Инфекционные болезни







+

+

+

+

+




+







+

+

9.

Фтизиатрия







+

+







+




+













10.

Терапия







+




+

+

+




+

+




+

+

11.

Эндокринология



















+




+







+

+

5.3. Разделы дисциплины и виды занятий.


п/п

Название раздела дисциплины

Л

ПЗ

СРС

Всего часов

1.

Анатомия и физиология органа зрения. Основные зрительные функции и методы их исследования.

2

4

2

8

2.

Методы исследования органа зрения

1

4

3

8

3.

Физиологическая оптика, рефракция и аккомодация и их возрастные особенности. Патология глазодвигательного аппарата

2

4

3

9

4.

Патология век, орбиты и слезных органов у детей

2

4

3

9

5.

Патология роговицы и сосудистого тракта глаза

2

5

3

10

6.

Патология хрусталика и стекловидного тела

2

5

3

10

7.

Патология сетчатки, зрительного нерва, офтальмопатология при общих заболеваниях у детей

2

5

3

10

8.

Глаукома

2

5

4

11

9.

Повреждения глаза и вспомогательного аппарата

2

5

4

11

10.

Патология конъюнктивы у детей

2

5

4

11

11.

Близорукость у детей

2

5

4

11

5.4. Лекции

Название тем лекций дисциплины

Объем по семестрам

VII

1.

Введение в офтальмологию. История офтальмологии. Клинические аспекты анатомии детского глаза.

2

2.

Возрастные особенности органа зрения у детей. Физиология органа зрения и основные зрительные функции.

2

3.

Заболевания век, орбиты, слезных органов у детей.

2

4.

Заболевания конъюнктивы у детей.

2

5.

Изменения глаз при общей патологии у детей (синдромы Съегрена, гипертоническая болезнь, сахарный диабет, туберкулез, коллагенозы, болезнь Бехтерева, болезнь Бехчета).

2

6.

Заболевания роговицы и хрусталика у детей.

2

7.

Близорукость у детей

2

8.

Глаукома.

2

9.

Заболевания сосудистого тракта.

1

10.

Повреждения органа зрения у детей. Ожоги глаз у детей.

2

11.

Охрана зрения у детей. Косоглазие. Школа для слепых и слабовидящих.

2

5.5. Практические занятия

п/п

Название тем практических занятий дисциплины

Объем по семестрам

VII

1.

Анатомия и физиология органа зрения. Основные зрительные функции и методы их исследования. Особенности обследования и сбора анамнеза у детей.

4

2.

Центральное зрение и способы его определения. Рефракция физическая и клиническая, способы определения. Виды клинической рефракции, их клиническая характеристика.

4

3.

Аккомодация. Механизм аккомодации. Возрастные изменения аккомодации, пресбиопия и ее коррекция. спазм и паралич аккомодации. выписывание рецептов на очки

4

4.

Заболевания роговицы. Классификация, общая симптоматика. Клиника, лечение гнойной язвы роговицы. Исходы кератитов. курация больных.

4

5.

Катаракта. Классификация, клиника, принципы лечения. афакия , ее коррекция. Врожденная катаракта- особенности ведения пациентов. Патология сосудистой оболочки глаза- классификация, клиника, лечение иридоциклитов, хориоидитов. Осложнения увеитов. Новообразования сосудистого тракта глаза. курация больных.

5

6.

Глаукома: врожденная, первичная, вторичная. Классификация, клиника, принципы лечения. Диагностика и лечение острого приступа глаукомы. Исследование периферического поля зрения и внутриглазного давления. Курация больных.

5

7.

Повреждения органа зрения. Ранения, контузии, ожоги. Классификация, клиника, лечение. Неотложная помощь. Принципы удаления инородных тел с роговицы и конъюнктивы. Курация больных. Знакомство с пунктом неотложной помощи РОКБ.

5

8.

Охрана зрения детей. Врожденные заболевания и аномалии век, сосудистого тракта. особенности детского травматизма. Бинокулярное зрение, способы его определения. Косоглазие, классификация, принципы лечения. Ретинобластома. Ретинопатия недоношенных.

5

9.

Заболевания век, конъюнктивы и слезных органов. Трахома. Патология орбиты. Временная нетрудоспособность, МСЭК. Проф. заболевания. Организация глазного кабинета поликлиники. Выписывание рецептов на лекарственные препараты.

5

10.

Патология глаз при некоторых общесоматических заболеваниях (Синдромы Съегрена (синдром Гужеро –Шегрена), гипертоническая болезнь, туберкулез, коллагенозы, болезнь Бехтерева, болезнь Бехчета).

5

11

Изменение органа зрения при общих заболеваниях. Патология сетчатки. Разбор историй болезни, рефератов, тестовый контроль, практические навыки. Подведение итогов цикла.

5

5.6. Лабораторные работы не предусмотрены

5.7. Семинары не предусмотрены

5.8. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Всего

36

Объем по семестрам

VII


Самостоятельная подготовка по темам практических занятий

24

24


Подготовка рефератов

12

12

6.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

  1. Возрастная динамика рефракции и аккомодации.

  2. Амблиопия- этиология, классификация, лечение.

  3. Увеиты – особенности течения в детском возрасте. Лечение, профилактика.

  4. Изменение органа зрения при при гипертонической болезни у детей.

  5. Врожденная глаукома

  6. Врожденная катаракта

  7. Школы для слепых и слабовидящих детей. Всероссийское общество слепых. Диспансеризация детей с врожденной патологией органа зрения.

  8. Врожденные заболевания роговицы

  9. Гигиена зрения. Проблема школьной близорукости, профилактика, принципы коррекции и лечения.

  10. . Хламидиоз глаз у детей

  11. Синдром сухого глаза

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
  1   2