Скачать 90.15 Kb.
Дата06.02.2018
Размер90.15 Kb.
ТипЗадача

Ii. Дидактический блок «Процесс обучения в современной школе»



II. Дидактический блок «Процесс обучения в современной школе»


  • Основными задачами, реализуемыми в рамках данного блока, становятся:

1) формирование готовности к самостоятельной профессиональной деятельности в качестве учителя-предметника в соответствии с современными требованиями ФГОС ООО к организации педагогического процесса в общеобразовательной школе;

2) овладение методами и методиками изучения межличностных отношений в классном сообществе;

3) углубление и закрепление теоретических знаний о сущности и специфике профессионально-педагогического общения и их применение в решении конкретных педагогических задач;

3) развитие основных составляющих профессиональной компетентности учителя-предметника;

4) формирование готовности включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.


  • В рамках дидактического блока у студента формируются следующие общепрофессиональные компетенции (ОПК):

1) готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

2) способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);

3) готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

4) владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5).


В результате освоения программы учебной педагогической практики студент должен:

Знать:

  • специфику, содержание и способы осуществления коммуникативной деятельности учителя-предметника и классного руководителя, ее значимость в образовательном процессе;

  • основные характеристики различных стилей профессионально-педагогического общения и взаимодействия с учащимися.

Уметь:

  • управлять процессом межличностного взаимодействия;

  • понимать воспитанника и способствовать его развитию;

  • уметь анализировать процессы взаимодействия педагогов и воспитанников и моделировать предстоящие контакты с учениками (с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей), их родителями и своими будущими коллегами;

  • осуществлять поаспектный анализ урока как основной формы организации процесса обучения в общеобразовательной школе (по предложенным программам).

Владеть:

  • основными методами изучения личности школьника и школьного коллектива;

  • демократическим стилем общения в профессионально-педагогическом взаимодействии со школьниками;

  • грамотно осуществлять профессионально-педагогическое общение в условиях ситуаций поликультурного взаимодействия в образовательном процессе;

  • саморегуляцией (самоконтроль, самоотчет, самооценка) в профессиональной деятельности.



Приложение 1.

Программа наблюдения урока с точки зрения видов и способов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся
Проанализируйте один из посещенных уроков с точки зрения видов и способов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся. В ходе анализа ответьте на следующие вопросы:

  • Сколько учебного времени затратил учитель на проверку качества усвоения учебного материала? Сколько человек было опрошено? Сколько из них получили отметки? Какие?

  • Какие формы и виды проверки знании использовал учитель (фронтальная, групповая, индивидуальная формы; самостоятельная работа и учебная работа под руководством учителя; устный или письменный опросы др.)? Какие средства обучения (сре́дства обуче́ния – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей) применял учитель.

  • Приведите примеры формулировок вопросов учителя (репродуктивных, творческих). Какой вид познавательной деятельности они вызывают?

  • Привлекались ли ученики к оцениванию собственных знаний и ответов своих товарищей? Какие приемы использовал учитель для формирования адекватной самооценки и взаимооценки?

  • Какие функции, с вашей точки зрения, выполняет отметка у данного учителя (воспитательная, контролирующая, обучающая)?

  • Комментировал ли выставленные отметки учитель? Какие оценочные суждения (положительные, нейтральные, негативные) чаще всего использовал учитель? Приведите примеры каждого вида. Какие невербальные возможности педагогического общения (улыбка, кивок головы, жесты и т.д.) использовал учитель как средства выражения оценки?

  • Какие предложения вы можете внести по совершенствованию опроса и оцениванию подготовки учащихся на данном уроке?




  1. По результатам всех посещений уроков в период практики, составьте «коллекцию» различных способов проверки устных и письменных ответов учащихся. Оцените их эффективность (т.е. продуктивность использования ресурсов в достижении какой-либо цели).




  1. Изучите нормы оценок знаний учащихся по предмету.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


  1. Выявите типичные ошибки в ответах учащихся по одному из предметов и установите причины их возникновения.


Например:

Выполняя математические задания, учащиеся допускают типичные ошибки:

  • Незнание правил, определений, формул.

  • Непонимание правил, определений, формул.

  • Неумение применять правила, определения, формулы.

  • Неверное применение формул.

  • Невнимательное чтение условия и вопроса задания.

  • Вычислительные ошибки.

  • Логические ошибки при решении текстовых задач.

Причины ошибок по математике?

  • Пропуски занятий приводят к незнанию материала, пробелам в знаниях.

  • Поверхностное, невдумчивое восприятие нового материала приводят к непониманию его.

  • Недостаточная мозговая деятельность приводит к неумению применять правила, определения и формулы.

  • Неряшливый, неаккуратный почерк ученика приводит к досадным ошибкам. Учащиеся  не всегда сами понимают, что именно они написали.

  • Усталость. Чрезмерная нагрузка и недостаточный сон приводит к снижению внимания, скорости мышления и, как следствие, к многочисленным ошибкам.

  • Кратковременное или полное переключение внимания с одной деятельности на другую (учебную или внеучебную) приводит к утрате только что воспринятого материала, приходится все начинать сначала.

  • Скорость работы. Низкая скорость выполнения мыслительных операций часто мешает ученику контролировать себя и это может стать еще одной причиной ошибки. «Зависание» с какой-нибудь одной частью задания удаляет из «оперативной памяти» информацию о другой, в которой допускается ошибка. Скорость работы определяется физиологией конкретного школьника и навыками выполнения тех или иных операций.

  • Мотивация. Следствие низкой мотивации  – потеря внимания и ошибка.

Объяснение и предупреждение ошибок

Свести ошибки  к минимуму способствуют следующие профилактические меры.



  • Тексты письменных заданий должны быть удобными для восприятия: грамотно сформулированными, хорошо читаемыми.

  • Активная устная отработка основных ЗУН, регулярный разбор типичных ошибок.

  • При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать внимание на каждом элементе формулы, выполнение разнотипных заданий позволит свести ошибочность к минимуму.

  • Подбирать задания, вызывающие интерес, формирующие устойчивое внимание.

  • Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели.

Каждый учитель знает, что планомерное и систематическое повторение и есть основной помощник в ликвидации пробелов, а, следовательно, и ошибок. В математике, как ни в какой другой науке, особенно сильна взаимосвязь материала. Изучение и понимание последующего невозможно без знания предыдущего, отсюда неизбежность повторения на каждом уроке. При объяснении нового материала следует использовать ряд определений и теорем, которые были изучены ранее.

Приложение 2.
Ориентировочная схема изучения коммуникативной деятельности учителя на уроке


  1. Стиль общения учителя с учащимися:

1.1. Выявление преобладающего стиля педагогического общения.

1.2. Продуктивность преобладающего стиля общения.

1.3. Соответствие выбранного стиля возрастным и индивидуальным психологическим особенностям учащихся.

1.4. Соответствие выбранного стиля индивидуальным особенностям учителя.

1.5. Уровень общения учителя с учащимися (примитивный, манипулятивный, стандартизованный, конвенциональный, игровой, деловой, духовный).


  1. Стиль отношения учителя к учащимся:

2.1. Выявление преобладающего стиля отношений педагога к учащимся и его эффективность (активно-положительный, пассивно-положительный, ситуативный, пассивно-отрицательный, активно-отрицательный).

2.2. Позиция учителя с учащимися в контакте (позиция «взрослого», «родителя», «ребенка»; «пристройка сверху», «пристройка рядом», «пристройка снизу»).

2.3. Соответствие стиля отношения и позиции учителя индивидуальным и возрастным особенностям учащихся.


  1. Средства общения:

3.1. Особенности речи учителя (степень речевой свободы, культура и правильность речи, эмоциональность, логичность, убедительность, обращенность речи и др.).

3.2. Особенности невербальных средств общения учителя (жесты, мимика, поза, особенности внешнего вида, тембр голоса, интонация, темп речи, контакт глазами).

3.3. Выявление операций педагогического общения (указания, советы, запреты, вопросы, одобрение, порицание, ирония, тон общения и проч.).

3.4. Адекватность применяемых средств общения, их соответствие содержанию урока и методам обучения.


4. Оценочная деятельность учителя на уроке:

4.1. Характеристика обратной связи (описательная, оценочная, «на языке чувств», конкретность и своевременность обратной связи).

4.2. Формы оценочных педагогических обращений (отсутствие оценки, опосредствованная оценка, неопределенная оценка, позитивные и негативные оценки).

4.3. Адекватность осуществляемой оценки и ее эффективность.

4.4. Соответствие обратной связи индивидуальным особенностям учащихся.
5. Психологические барьеры педагогического общения:

5.1. Выявление факторов, препятствующих нормальному течению педагогического общения (барьер «боязни класса», незнание или игнорирование возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, недостаток внимания к собеседнику, барьеры межличностного понимания, связанные с феноменами «стереотипизации», эффекта «ореола», «проекций» и др., несовпадение речевого сообщения и его невербального сопровождения, неумение слушать и проч.).

5.2. Анализ педагогических ошибок и причин их вызывающих.


  1. Профессионально значимые характеристики учителя:

6.1. Проявление качеств, важных для педагогического общения (доброжелательность, искренность, гибкость, открытость и др.).

6.2. Выявление коммуникативных умений учителя (эмоциональная и поведенческая саморегуляция, конструктивное разрешение конфликтных ситуаций, способность к эмпатии, создание необходимого эмоционального настроя, способность адекватно оценить, личностные черты и эмоциональные состояния учащихся, умение правильно интерпретировать высказывания и невербальные проявления учащихся и т.д.).


  1. Этапы организации педагогического общения:

7.1. планирование коммуникативной структуры при подготовке к учебной деятельности.

7.2. Организация непосредственного взаимодействия с классом в начальный период контакта с ним (вход в класс, наличие коммуникативного настроя, реализация организационного момента, завоевание инициативы в общении, оперативный переход от организационных процедур к деловому и личностному общению, достижение социально-психологического единства с классом, формирование чувства «мы», конкретизация спланированной ранее модели общения, уточнение условий и структуры предстоящего общения).

7.3. Управление развивающимся педагогическим процессом (соответствие метода обучения и системы общения, поддержка психологического контакта с классом и отдельными учениками, управление познавательной деятельностью, единство делового и личностного аспектов в процессе взаимодействия и т.д.).



7.4. Общие результаты педагогического общения (анализ использованной системы общения, уточнение возможных вариантов организации общения в данном классе, соотнесения модели общения с содержательными аспектами осуществленной деятельности, прогнозирование общения с данным классом).