Скачать 106.43 Kb.
Дата23.02.2019
Размер106.43 Kb.

Ii. Цель, задачи и принципы вшк- оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля



f:\новая папка\30-‘hb-2015\151306.jpg

решений;


II. Цель, задачи и принципы ВШК- оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.

2.3. Принципы внутришкольного контроля: - объективность как следование четким стандартам (нормам/требованиям) контроля и критериям оценивания (обязательным условием эффективного контроля является наличие объективных, точных и удобных для применения нормативов; необходимо найти простой и конкретный способ определения степени выполнения запланированных задач, поскольку контроль осуществляется человеком, он неизбежно подвергается влиянию личностных факторов; фактическое положение дел может восприниматься в самом различном свете в зависимости от личности контролирующего, следовательно, необходимо разработать четкие и объективные критерии проверки качества работы, которые будут убедительны и для контролируемых); - соответствие требований реальным возможностям контролируемых; - согласование стандартов контроля и оценки с коллективом; - обоснование и аргументированность оценочных суждений; - доброжелательность; - взаимоуважение и взаимообогащение; - сравнительно-аналитический подход; - методическая направленность; - системность; - гуманизация и гласность; - открытость и доступность результатов.

2.4. Направления внутришкольного контроля. - реализация прав граждан на образование; - внутришкольная документация; - здоровье и здоровый образ жизни; - уровень обученности и воспитанности; - качество преподавания; - условия обучения школьников; - система внеклассной воспитательной работы; - методическая работа; - обеспеченность учебной и методической литературой, учебно-техническим оборудованием; - степень психологического комфорта (дискомфорта) обучающихся, педагогических работников; - психологическая подготовленность коллектива к нововведениям и т.п.; - санитарно-гигиеническое состояние; - работа с родителями; - охрана труда и др.

III. Виды, формы и методы ВШК

3.1. Виды ВШК (по содержанию): - тематический (глубокое изучение и получение информации о состоянии определенного элемента объекта управления, какого-либо конкретного вопроса в практике работы коллектива, подразделения, группы, методического объединения, одного учителя или классного руководителя, уровня подготовленности учащихся); - фронтальный /комплексный (всестороннее изучение объекта управления в целом - методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеурочная воспитательная работа и т.д.

3.2. Формы ВШК: - персональный; - классно-обобщающий (один или несколько классов); - контроль какого-либо направления или участка работы.

3.2.1. Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя и имеет место: - при аттестации учителя; - при работе молодого специалиста, нового учителя. В ходе персонального контроля проверяющий изучает: - профессиональное мастерство учителя; - уровень овладения учителем эффективными формами, методами и приемами обучения; - результаты работы учителя и пути их достижения; - способы повышения профессиональной квалификации учителя. При оценке деятельности учителя в ходе внутришкольного контроля учитываются: - выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.); - уровень знаний, умений, навыков и развития учащихся; - степень самостоятельности учащихся; - владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями; - дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения; - совместная деятельность учителя и ученика; - наличие положительного эмоционального микроклимата; - способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности; - умение корректировать свою деятельность; - умение обобщать свой опыт.

3.2.2. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе и направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе (параллеле). В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы в классе. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам анализа успеваемости учащихся по итогам учебного года или триместра. Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами. Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы школы.

3.3. Методы ВШК

3.3.1. Методы контроля деятельности учителя: - анкетирование; - тестирование; - мониторинг; - наблюдение; - изучение документации; - изучение самоанализа уроков; - беседа о деятельности учащихся; - обсуждение результатов учебной деятельности учащихся. 3.3.2. Методы контроля за результатами учебной деятельности: - наблюдение; - устный опрос; - письменный опрос; - контрольная работа; - комбинированная проверка; - беседа, анкетирование, тестирование; - проверка документации.

IV. Организационно-функциональная структура ВШК

4.1. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ:- внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком; план представляется членам педагогического коллектива в начале учебного года. - внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов нарушений, проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан и организаций, а также в целях урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса; - внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации о деятельности школы и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (успеваемость по предметам, состояние здоровья обучающихся, организация питания, выполнение режима работы школы, исполнительская дисциплина, учебно методическое обеспечение и т.д.); - внутришкольный контроль в виде административной работы осуществляется директором ОУ или его заместителем по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

4.2. Функции внутришкольного контроля: - информационно-аналитическая - осуществление обратной связи, так как без объективной и полной информации, которая непрерывно поступает к руководителю и показывает, как происходит выполнение поставленных задач, руководитель не может управлять, принимать обоснованные решения; - контрольно-диагностическая, под которой понимается аналитический срез и оценка состояния изучаемого объекта на основе сравнения этого состояния с заранее избранными параметрами повышения качества и эффективности контроля; - коррективно-регулятивная; - стимулирующая, которая предполагает превращение контроля в инструмент развития творческих начал в деятельности учителя, т.к. задача контроля - получение информации и оказание помощи педагогу.

4.3. Технология организации внутришкольного контроля.

4.3.1. Нормативно-правовое обеспечение внутришкольного контроля включает в себя: - настоящее положение; - приказ директора о сроках, целях, объектах и субъектах внутришкольного контроля; - план-сетку внутришкольного контроля (утверждается директором); - документ (справку) по итогам внутришкольного контроля.

4.3.2. Процедура организации внутришкольного контроля включает в себя: - издание приказа об организации контроля; - утверждение плана проведения контроля (направленность, цель, задачи, этапы, формы, методы контроля, критерии оценивания); - сбор информации; - анализ и оценку полученной информации; - подготовку аналитического документа. Примечание: процедуре внутришкольного контроля предшествует инструктирование должностных лиц по вопросам его проведения.

4.4. Правила внутришкольного контроля: - внутришкольный контроль осуществляет директор школы или по его поручению заместители по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений, другие специалисты или созданная комиссия; - в качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут привлекаться отдельные специалисты ОУ, учителя или специалисты высшей квалификационной категории других ОУ, иных учреждений; - директор издает приказ о сроках проверки, теме проверки, устанавливает срок предоставления итоговых материалов, план-задание;- план-задание устанавливает вопросы конкретной проверки и должен обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов внутришкольного контроля для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности школы или должностного лица; - эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к вопросу внутришкольного контроля; - продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 5-10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий; - при обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений законодательства РФ в области образования о них сообщается директору школы; - экспертные опросы и анкетирование обучаюшихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с директором школы, с психологической и методической службой; - при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля; - при проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков; - в экстренных случаях педагогический работник также предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушения прав ребенка, законодательства об образовании).

V. Оформление результатов проверки.

5.1. Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах внутришкольного контроля или доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения.

5.2. Информация о результатах доводится до работников школы в течение семи дней с момента завершения проверки.

5.3. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел: - проводятся заседания педагогического совета; - оперативные совещания; - вынесенные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы.

5.4. Директор школы по результатам контроля принимает следующие решения: - об издании соответствующего приказа; - об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом; - о проведении повторного контроля; - о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц; - о поощреннии работников; - иные решения в пределах своей компетенции.

5.5. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, им сообщается в установленном порядке и в установленные сроки.



VI. Контроль выполнения ФГОС.

В соответствии с ФГОС новым содержанием ВШК являются:

6.1. Системы управления школой: - оценка уровня реализации (выполнения) требований ФГОС к модели выпускника, результатам освоения основной образовательной программы, моделям социального заказа, планам функционирования и развития школы и др.; - диагностика (мониторинг) состояния системы управления введением ФГОС в школе;- принятие решений о направлениях коррекции системы управления школой; - организация исполнения решения (коррекционной работы); - проверка исполнения решения.

6.2. Работа с кадрами: - обеспечение выполнения требований к уровню профессиональной квалификации, личностным качествам, состоянию здоровья педагогических и иных работников школы, работающих в условиях введения нового образовательного стандарта и оценка результативности их реализации; - подготовка работников школы к новой процедуре аттестации; - диагностика профессиональных дефицитов педагогических и иных работников школы; - принятие решений о направлениях работы школы в соответствии со стандартом - научно методической, социально-психологической, медицинской и других служб, корректирующих состояние работы с кадрами; - организация коррекционной работы; - проверка ее исполнения.

6.3. Работа с учащимися: - учет учебных и творческих возможностей учащихся; - учет психофизиологического состояния учащихся; - диагностика и выявление учащихся, нуждающихся в социально-педагогической поддержке; - принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние работы с учащимися; - организация коррекционной работы; - проверка ее результативности.

6.4. Финансово-экономическая и хозяйственная деятельность в школе: - осуществление расчетов потребности всех протекающих в школе процессов в ресурсах и отражение этой потребности в бюджете школы; - осуществление маркетинговых исследований по изучению спроса образовательных услуг в пределах бюджетной и иной приносящий доход деятельности.

6.5. Материально-техническое и информационное оснащение, ремонт школьного оборудования: - оценка степени соответствия материально-технического обеспечения и дидактических средств обучения требованиям стандартам и федеральным требованиям к минимальной оснащенности учебного процесса; - оценка степени обеспеченности электронными ресурсами, в том числе размещенными в сети Интернет; - анализ занятости помещений школы, эффективности их использования, требований к оборудованию и учебным помещениям школы с учетом особенностей образовательной деятельности; - принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние материально - хозяйственной деятельности в школе; - организация выполнения принятых решений и проверка их исполнения.

6.6. Партнерское взаимодействие: - оценка степени соответствия имеющихся внешних связей, наличие договоров (соглашений) о сотрудничестве и т.п.; - принятие решений о направлениях работы, корректирующих состояние внешних связей школы.



VII. Права и обязанности участников ВШК

7.1. Проверяющий имеет право:- на инструктирование по вопросам проведения контроля; - использовать для проведения анкетирования, педагогических «срезов» тесты и анкеты, согласованные с социальным педагогом, психологом; - при осуществлении персонального контроля знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями учителя - рабочими программами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, планами воспитательной работы и т.д.; - посещать уроки, внеклассные мероприятия; - проводить анкетирование, тестирование учащихся, родителей; - проводить мониторинг образовательной деятельности с последующим анализом полученной информации; - по итогам проверки вносить рекомендации, а также предложения на рассмотрение коллектива о моральном или материальном поощрении педагогического работника или направления его на курсы повышения квалификации; - переносить сроки проверки по просьбе проверяемого, но не более чем на месяц; - рекомендовать по итогам проверки изучение опыта работы педагога для дальнейшей презентации его технологий другим педагогическим работникам, для опубликования опыта работы в педагогической печати; - использовать результаты проверки для освещения деятельности образовательного учреждения в СМИ; - привлекать к осуществлению внутришкольного контроля специалистов учебного предмета (работающих в образовательном учреждении, в других образовательных учреждениях, в НМЦ, АППО и т.п.) для проведения качественного анализа деятельности проверяемого педагогического работника или образовательной деятельности учреждения.

7.2. Обязанности проверяющего: - проявлять уважение и тактичное отношение к проверяемому работнику во время проведения контрольных мероприятий; - осуществлять качественную подготовку к проведению внутришкольного контроля; - придерживаться сроков проведения планового внутришкольного контроля; - соблюдать конфиденциальность при обнаружении недостатков в работе педа-гогического работника при условии возможности их устранения в процессе проверки; - по итогам проверки доказательно обосновывать выводы и предложения; - ознакомить с итогами проверки педагогического работника до вынесения результатов на общественное обсуждение.

7.3. Проверяемый имеет право: - знать сроки контроля, цель, содержание, виды, формы и методы контроля; - иметь четкое представление об уровне требований, о критериях оценки профессиональной деятельности и методах оценивания; - обратиться с письменной просьбой о переносе сроков проверки по уважительным причинам (госпитализация, участие в организации и/или проведении городских или районных мероприятий и т.п.), но не более чем на месяц; - своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями проверяющих; - внести запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию школы или вышестоящие органы управления образования.



7.4. Обязанности проверяемого: - проявлять уважение ко всем участникам внутришкольного контроля; - соблюдать план, режим и сроки внутришкольного контроля; - предоставлять проверяющим все материалы, соответствующие утвержденному плану и в установленые сроки; - после ознакомления с результатами внутришкольного контроля необходимо поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую, что проверяемый поставлен в известность о результатах внутришкольного контроля.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Ii. Цель, задачи и принципы вшк- оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля

Скачать 106.43 Kb.