страница1/23
Дата07.11.2018
Размер6.48 Mb.
ТипПояснительная записка

I. Целевой раздел


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


Содержание:



I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………....3 1.1.1. Общие сведения об образовательном учреждении………………………….……..3 1.1.2. Нормативно – правовая база образовательного учреждения………………………4 1.1.3. Цели, задачи и приоритетные направления образовательной программы………..4 1.1.4. Принципы и специфика реализации программы…………………………………...5 1.1.5. УМК 1 ступени образования………………………………………………………..6 1.1.6. Использование современных образовательных технологий деятельностного ти-

па………………………………………………………………………………………………...8 1.1.7. Направления и виды внеурочной деятельности школьников…………………….8



1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной про-граммы начального общегообразования…………………………………………………....9

1.2.1. Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредмет-ныерезультаты)…………………………………………………………………………….…14

1.2.2. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)…………………………19 1.2.3. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результа-

ты)…………………………………………………………………………………………….22

1.2.4. Русский язык……………………………………………………………………….25

1.2.5. Литературное чтение. ..................................................................………………....29 1.2.6. Иностранный язык (английский)………………………………………..…………33 1.2.7. Математика…………………………………………………………………………..38 1.2.8. Окружающий мир……………………………………………………………………41 1.2.9. Основы религиозных культур и светской этики…………………………………..44 1.2.10. Музыка………………………………………………………………….…………..46 1.2.11. Изобразительное искусство………………………………………………………..48 1.2.12. Технология………………………………………………………………………….52 1.2.13. Физическая культура ………………………………………………………………56

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования……………………………………...………...59

1.3.1. Общие положения………………………………………………………………...…59

1.3.2. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов 61 1.3.3. Портфолио как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных

достижений……………………………………………………………………………………68 1.3.4. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к

основному общему образованию…………………………………………………………….70

II. Содержательный раздел

2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на сту-пени начального общего образования…………………………………………..…………...73

2.1.1. Ценностные ориентиры начального общего образования………………………...73 2.1.2. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий

на ступени начального общего образования………………………………………………..75 2.1.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов (на

основе образовательных ресурсов системы развивающего обучения Л.В. Занкова, УМК «Гармония», «Перспективная начальная школа»…………………………………………110


2.1.4. Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсаль-ных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающих-ся……………………………………………………………………………………………..119

2.1.5. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учеб-ных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образо-ванию...……………………………………………………………………………………….122 2.2. Программа отдельных учебных предметов…………………………………………...125

2.2.1. Общие положения…………………………………………………………………..125 2.2.2. Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего обра-

зования………………………………………………………………………………………..127 2.3. Программа внеурочной деятельности...……………………………………………….162 2.4. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся…………..194 2.5. Программа формирования экологической культуры, здорово и безопасного образа жизни………………………………………………………………………………………….237 2.6. Программа коррекционной работы…………………………………………………….244

III. Организационный раздел

3.1.Учебный план…………………………………………………………………………..252 3.1.1 Учебный план 1-4 классов на 2014-2015 учебный год……………………………259

3.1.2.Учебный план внеурочной деятельности 1- 4 классов на 2014-2015 учебный год……………………………………………………………………………….………….264


1.1.1. Общие сведения об образовательном учреждении

Настоящая образовательная программа начального общего образования (далее ОП) разработана педагогическим коллективом муниципального общеобразовательного учреждения школы № 50 г. Орла (далее ОУ) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта образования первого поколения (утвержден приказом МО РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта образования»), федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. NQ 373) (далее Стандарт второго поколения), изменений, внесённых в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённых приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «26» ноября 2010 г. № 1241, приказом от «22» сентября 2011г., с учётом Примерной основной образовательной программы начального общего образования, с Уставом ОУ, образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, а также концептуальных положений выбранных УМК, реализующих фундаментальное ядро содержания современного образования. ОП определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, для социальной успешности, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Полное название общеобразовательного учреждения по Уставу: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 50 г. Орла

- юридический адрес: 302020, г. Орёл, ул. Картукова, 8

- почтовый адрес: 302020, г. Орёл, ул. Картукова, 8

- фактический адрес: 302020, г. Орёл, ул. Картукова, 8

- телефон: 8 (486)736546, 8(486)736597

- факс: 8 (486)736546



- электронный адрес: school50orel@list.ru
I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка
1.1.2. Нормативно правовая база образовательного учреждения

1. Лицензия на право осуществления образовательной деятельности: серия РО 022491 регистрационный 317, дата 26 апреля 2012г, срок действия бессрочно выдана: Департаментом образования, культуры и спорта Орловской области

2. Устав учреждения: принят общим собранием коллектива (протокол от 16.11.2011г., 2), утверждён приказом управления образования администрации города Орла от 17.11.2011г №758.

3. Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц

Серия 57 № 111268889

4. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе:

серия 57, 000433039 дата регистрации 06.07.2011 г
1.1.3. Цели, задачи и приоритетные направления образовательной программы

· Целью реализации данной ОП является обеспечение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе учебных программ «Перспективная начальная школа», «Гармония», системы развивающего обучения Л.В. Занкова по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.



Задачи:

· реализация идеологической основы ФГОС – Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

· реализация методологической и методической основы ФГОС – организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода;


  • достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы умения учиться;

· стимулирование творческого самовыражения учителя, раскрытия его профессионального и творческого потенциала, обеспечивающего развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;

· обновление содержания образования в свете использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности;

· создание единого образовательного пространства, интеграция общего и дополнительного образований;

· создание условий для развития и формирования у детей и подростков качеств толерантности, патриотизма.



Приоритетные направления:


  • ориентация на компетентность и творчество учителя, его творческую самостоятельность и профессиональную ответственность;

· формирование информационной культуры и экологического мировоззрения через организацию проектно-исследовательской и научной деятельности учащихся;

· совершенствование профессионального уровня педагогов в области информационных технологий;

· сохранение, укрепление здоровья учащихся и формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни;

· развитие системы непрерывного образования, воспитательного потенциала поликультурной образовательной среды.



1.1.4.Принципы и специфика реализации программы

  • Программноелевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планирование

· Информационной компетентности (психолого-педагогической, инновационной, информационное) участников образовательного процесса в школе.

· Вариативности, которая предполагает осуществление различных вариантов по реализации задач развития школы.

· Включение в решение задач образовательной программы всех субъектов образовательного процесса.
Основная образовательная программа учитывает специфику начальной школы — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

vс изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

vс освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

vс принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

vс формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

vс изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

vс моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
1.1.5. УМК начального общего образования

Успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности начального общего образования. Основная образовательная программа начального общего образования школы разработана с учётом концептуальных положений учебно-методических комплектов «Перспективная начальная школа», «Гармония», системы развивающего обучения Л.В. Занкова, реализующих фундаментальное ядро содержания современного образования.

Основная идея развивающей личностно-ориентированной системы обучения "Перспективная начальная школа" - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Концептуальная основа УМК отражает современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования.

Учебники образовательной системы «Гармония» являются методическим средством, позволяющим реализовать современные требования к содержанию и организации образования младших школьников и тем самым обеспечить достижение предусмотренных ФГОС результатов начального образования –личностное развитие детей, их духовно-нравственное воспитание, формирование у них конкретных предметных умений и комплекса универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). Все учебники направлены на духовно-нравственное воспитание младших школьников. При этом в рамках различных учебных предметов делаются акценты на разных компонентах работы. В каждом из учебников системы «Гармония» решение задач личностного развития младших школьников, их духовно-нравственное воспитание в единстве с формированием предметных и метапредметных умений осуществляется за счёт особого построения курса, отбора и логики подачи учебного материала, способов организации учебной деятельности детей, системы учебных заданий, используемых средств обучения.

Развивающая система обучения Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся:

– цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка;
– задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания;
– дидактические принципы – обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых;

– методическая система – ее типические свойства: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность;

– предметные методики по всем образовательным областям;
– формы организации обучения;

– система изучения успешности обучения и развития школьников.

       Система Л.В. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанных компонентов: каждой из них несет свою развивающую функцию. Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников. 
       В 1995-1996 гг. система Л.В. Занкова введена в российскую школу как параллельная государственная система начального обучения. Она в высокой степени соответствует принципам, выдвинутым Законом РФ об образовании, требующим обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.
1.1.6. Использование современных образовательных технологий деятельностного типа

Педагогический коллектив начальных классов школы № 50 г.Орла обеспечивает высокое качество обучения. Используемые в учебно-воспитательном процессе педагогические технологии развивающего обучения способствуют самореализации личности, нормализации учебной нагрузки школьников, повышают эффективность учения, влияют на развитие мотивации, адаптируют ученика к современному миру. Основываясь на том, что развитие личности происходит в ее собственной деятельности, главный акцент ставится на творческо-эвристические методы работы с учащимися, на активность в работе каждого ученика, включения творческого начала в учебный процесс. Школьники реализуют свои потенциальные возможности, включаясь в самостоятельный познавательный поиск, высказывая свою точку зрения и аргументируя ее. Поэтому стратегическим направлением организации учебно-воспитательного процесса в школе № 50 г. Орла является усиление развивающего обучения путем широкого внедрения в практику работы современных образовательных технологий:

Øтехнология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

Øтестовая технология;

Øобучение в сотрудничестве (командная, групповая работа, работа в парах постоянного и сменного состава);

Øпроектные методы обучения;

Øинформационно-коммуникационные технологии;

Øтехнология уровневой дифференциации;

Øздоровьесберегающие технологии;

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23