Скачать 11.06 Mb.
страница1/60
Дата13.01.2020
Размер11.06 Mb.

Хрестоматия по политической психологии


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60

www.koob.ru

Р 18
ХРЕСТОМАТИЯ

ПО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


Редактор-составитель - Д. Я. Райгородский

Предисловие - Д. Я. Райгородского


Научйые рецензенты-

доктор психологических наук Г. В. Акопов

кандидат философских наук Т. В. Борисова
Р 18 Райгородский Д.Я.
Психология и психоанализ власти. Т.1. Хрестома-

тия. - Самара. Издательский Дом "БАХРАХ", 1999

-608с
15ВМ 5-89570-010-1
Это первая отечественная хрестоматия по психологии

власти.
Власть и свобода, власть и насилие, власть и авторитег,

власть и личность. Что скрывается за многогранным фе-

номеном власти, феноменом господства одного над другим,

личности над массами, лидера над ведомыми? Об этом книга,

адресованная психологам, социологам, политологам, профес-

сиональным политикам, широкому кругу профессионалов,

для которых актуальны проблемы власти и лидерства


В первый том хрестоматии вошли разделы: "Власть"

"Политическая психология лидерства"


15ВМ 5-89570-010-1
c Д.Я Райгородский, 1999 Составление

c Издательский Дом "БАХРАХ-М", 1999


Посмотри на себя
Тебя называют Маленьким Человеком или Обыкновен-

ным Человеком. Тебе говорят, что пришло твое время -

наступила "Эпоха Обыкновенного Человека".
Но ты не говори так, маленький человек. Пусть так го-

ворят они: вице-президенты великих наций, лидеры проф-

союзов, сытые буржуа, государственные мужи и филосо-

фы Они дают тебе будущее, но им и в голову не приходит

спросить о прошлом.
А ты унаследовал ужасное прошлое. Твое наследство -

это алмаз, превращающийся > золу прямо на твоих глазах.

Вот о чем я хочу рассказать тебе.
Любой человек, будь то врач, сапожник, механик или

учитель, должен знать свои ограничения, если ему прихо-

дится зарабатывать на жизнь трудом. За несколько деся-

тилетий ты проявил себя по всему свету. Будущее челове-

чества как вида будет зависеть от образа твоих мыслей и

твоих действий. Но твои учителя и хозяева не объяснили

тебе, как надо мыслить и чем ты, в действительности, явля-

ешься - никто не смеет навязывать тебе единственно вер-

ный способ стать хозяином своей судьбы. Ты "свободен"

только от одного от самокритики, дающей тебе возмож-

ность распоряжаться собственной жизнью.
Ты позволяешь власть имущим требовать власти "для

маленького человека". Но сам ты при этом молчишь. Ты

помогаешь сильным обрести еще большую власть или по-

зволяешь слабым и зловредным людям представлять твои

интересы. Когда ты понимаешь, что оказался в 'дураках,

оказывается слишком поздно.


Я понимаю тебя. Поскольку я множество раз видел твое

тело и душу обнаженными, без масок, политических ярлы-

ков и национальной гордости. Обнаженными как новорож-

денный младенец, как маршал в нижнем белье. Я слышал

твои рыдания и жалобы; ты делился со мной своими непри-
' Вчлыельм Рвах. Посмотри на себя, маленький человек! М. 1997.

8
ОГЛАВЛЕНИЕ


Том1

В. РАЙХ.Посмотри на себя ............................ 3


ВЛАСТЬ
Г. СПЕНСЕР. Личность и государство............. 15
Т. БОЛЛ. Власть ........................................ 29
Власть: содержание понятия ......................... 29
Луке и его критики ...................................... 31
Власть, общение и сообщество........................ 34
В самом ли деле "власть" сущностно оспа-

риваемое понятие ......................................... 37


О. МАССИНГ. Господство............................. 42
М.В. ИЛЬИН, А.Ю. МЕЛЬВИЛЬ. Власть........ 53
Власть как метафора и как понятие ............... 54
Многообразие и сущность власти................... 56
Власть и принуждение.................................. 60
Способы и стили властвования....................... 64
Власть и авторитет ....................................... 66
Легитимность власти и авторитета ...........'...... 73
Власть и свобода.......................................... 77
А.Л. АЛЮШИН. В.Н. ПОРУС. Власть и "по-

литический реализм"..................................... 81


Власть как "воля к власти" ("силовая
модель") ..................................................... 84
Политические отношения как "рынок влас-

ти" ("рыночная модель").........-.................... 90


Рынок власти и власть государства................ 94
Политический рынок как состязание субъек-

тов власти ("игровая модель") ...................... 97


Д. КРЭСТЕВА. Власть я элита в обществе

без гражданского общества ........................... 100


Властна ли посткоммунистическая элита ....... 102
Плюрализм элит ......................................... 104
Экономическая элита.................................... 105
Политическая элита..................................... 107
Интеллектуальная элита ............................. 110
Элиты и демократия .................................... 112
Элита и гражданское общество..................... 116
604
Э. КАНЕТШ. Элементы власти..................... 120
,120
Насилие и власть .............................................
Власть и скорость ....................................... 122
Вопрос и ответ ............................................ 124
Тайна......................................................... 130
Суждение и осуждение ................................ 137
Власть прощения. Помилование ................... 139
Приказ ....................................................... 141
Одомашнивание приказа.............................. 146
Отдача и страх перед приказом .................... 147
Приказ многим ........................................... 148
Аспекты власти ........................................... 151
Дирижер ........Г......................;.................... 160
Известность................................................ 162
Порядок времени ........................................ 163
Двор ......................................................... 166
Растущий трон императора Византии ............ 167
С. МОСКОВИЧИ. Власть - неизбежный

источник отношений между людьми ................ 169


Как узнать, истинна или ложна магическая

власть ........-..........................:.................... 185


Цикл харизмы: от эмоции к разуму .............. 193
Это - психология......................................... 203
С.В. РАЗВОРОТНЕВА. Язык власти, власть

языка ........................................................220


Слово как инструмент влияния: логика
и убеждения ............................................'... 222
Политические мифы ....'................................225
Миф о мудром лидере.................................. 226
Американские мифы и переворот осущест-

вленный Р. Рейганом.....'.............................. 233


Е. ЕГОРОВА, Е. ШЕСТОПАЛ. Имидж власти
и политиков .................................................237
Сложности политической игры ..........................
Власть для нас или мы для власти ............:... 239'
Цвет и запах политики ......".""...."......-.....-241
Политика - это стресс .................................. 242
Кто за все ответит ....................................... 244
Косметика для политика .............................. 246
В.В. КРАМНИК. Социально-психологический

механизм политической власти....................... 248


Социально-психологические особенности

политического воздействия........................... 252


<05
Психология "гражданского мира" и спосо-

бы ее культивирования................................. 262


Идейно-психологические предпосылки по-

литического влияния ................................... 275


С.Б. КАВЕРИН. Что такое потребность власти? ......335
Кому нужна власть? .................................... 352
Власть и человеческий фактор .'..................... 363
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЛИДЕРСТВА


Ж. БЛОНДЕЛЬ. Политическое лидерство....... 395
Что такое политическое лидерство и как оно

может быть оценено .................................... 401


Что такое реальное лидерство ......................403
Компоненты политического лидерства ........... 407
Необоснованная дихотомия между лидерами-

героями" и "просто должностными ли-

цами" ......................................................... 411
Потребность изучать вариации в лидерстве
на основе многомерности............................. 414
К общей классификации политического

лидерства................................................... 417


Лидерство и принуждение............................ 420
Роль политического лидерства в прошлом
и настоящем:...............,.......,..........,............ 423
Лидеры и кризис общества. Веберовская кон-

цепция харизматической власти .................... 426


Анализ легитимного правления, но не

лидерства ...................................................427


Веберовская концепция харизмы и прису-

щие ей ограничения..................................... 429


Попытка операционалйзации понятия

"харизма" .................................................. 431


Харизматическое лидерство и кризис обще-

ства..........>.......................,........................ 432


.. Концептуальная оценка-длияния.-политичес-
ких лидеров................................................ 435
Общая классификация целей лидеров ........... 435
Проблемы/поставленные классификацией

целей лидеров ...;,........,..,,...,...,.................. 437


Разграничение между внутренней и внеш-

ней средой .................................................. 445


, Прямое давление внутренней среды на ли-

606
деров ...................,...................,.........'.....;.. 446


Влияние личностных черт на политическое .

лидерство ................................................... 448


Анализ личностных факторов в политичес-

ком лидерстве ............................................. 449


\" Психологические характеристики общенаци-

ональных политических лидеров .................. 452


Личностные компоненты, которые играют роль
в возникновении лидерства .......................... 455
Г.К. АШИН. Политическое лидерство ............470
Е.Б. АБАШКИНА, Ю.Н. КОСОЛАПОВА.

О теориях лидерства в современной политичес-

кой психологии ...........................................493
Теории лидерства в американской психоло-

гии............................................................. 497


Интегративная теория Политического лидер-

ства....................:......:................................ 504


Г.А. АВЦИНОВА. Политическое лидерство ......508
Типология политического лидера .................. 515
Т.А. ШТУКИНА. Новое измерение фено-

мена политического лидерства .......................523


Перспективная модель политического лидер-

ства............................................................ 523


Нравственное измерение лидерства ............... 529
Модель политического лидерства.................. 533
"Идеальный тип" провидческого реализма..... 536
Сущность предвидения ................................ 541
Стратегия провидческого реализма ............... 542
Договорные взаимоотношения ...................... 544
Конструктивный вывод ................................544
Ответственность.......................................... 546
Г.Г. ДИЛИГЕНСКИЙ. Психологические

аспекты политического лидерства ...................550


Лидерство как междисциплинарная проблема 550

Национально-историческая ситуация как

детерминант психологии лидерства ............... 553
Интеллект и лидерство ................................563
Проблемы мотивации лидеров....................... 566
Иерархия мотивов....................................... 572
Л.Я. ГОЗМАН, Ё.Б. ШЕСТОПАЛ. Психо-

логия политического лидерства ......................576


Кто и почему рвется к власти? ..................... 588
Потребности и мотивы лидеров, влияющие

на политическое поведение........................... 595


607
страдания Я знаю и понимаю тебя Я собираюсь расска-

зать тебе, кто ты есть на самом деле, маленький человек, ибо

я по-настоящему верю в твое будущее. Ибо будущее, не-

сомненно, принадлежит тебе,


Взгляни на себя, маленький человек Постарайся уви-

деть себя таким, каков ты есть Осознай, что ни один из

твоих лидеров не смеет сказать тебе- "Ты - "маленький

человек" или "обыкновенный человек" Вдумайся в двой-

ное значение слов "маленький" и "обыкновенный" ..
Не прячь голову в песок! Имей мужество взглянули на себя!
"По какому-лраву ты поучаешь меня?" Этот вопрос я

вижу в твоих испуганных глазах. Я улавливаю тот оскор-

бительный тон, которым ты задаешь его, маленький чело-

век. Ты просто боишься посмотреть на себя, ты боишься

критики и той силы, которую обещает тебе этот; честный

взгляд Какая для тебя польза от этой силы?


Ты не знаешь. Ты боишься признаться х;ебе в юм, что

между тобой и тем, кем ты хотел бы когда-нибудь стаи>, есть

разница. Ты хотел бы быть свободным, а не запуганным;
искренним, а не ходульным> способным любить; не нохе-

дигь на ночного воришку, а жить при ярком дневном свете.


Ты презираешь себя, маленький человек. Ты говоришь-

"Да кто я такой, чтобы -иметь свое собственное мнение и

создавать свой собственный мир?" Ты прав: кто ты такой,

чтобы предъявлять права на свою жизнь? Вот я я собира-

юсь рассказать тебе, кто ты такой.
Лишь одно отличает тебя от великого человека: вели-

кий человек был когда-то очень маленьким человеком, но

он воспитал в себе одно важнейшее качество: он осознал

свою ничтожность, а также узость и ограниченность своих

помыслов к деяний, решая; Какую-то очень важную ддя

себя задачу, эн увидел, насколько-его дадамр, и.незначиг

тельность ставяТ)Иод;угрозу,ещ едастьец " , ", ",,
Другими вдовами, (Великиовеконима в, чем и

как он является маленьким человеком, в то время, как ма-

ленький человек не только не понимает этого, но и боится

понять.
Он прячет свою ничтожность и ограниченность, прикры-

ваясь иллюзией силы и величия. Он гордится своими гене-

ралами, но не собой. Его восхищает мысль, чхо.> <их есть

что-то такое, чего нет в нем.
этом заблуждении, и наоборот чем больше он понимает,

тем скорее он отвергает подобную идею


Пожалуй, я начну с маленького человека в себе самом
На протяжении двадцати пяти лет я выступал в защиту

твоего права на счастье на этом свете, отвергая твою неспо-

собность отстоять это право, которой ты завоевал, проливая

свою кровь в борьбе на баррикадах в Париже и Вене, в

сражениях Гражданской войны в США, совершая револю-

цию в России. -


Но твой Париж кончился с приходом Петена* и Лава-

ля*, твоя Вена - с приходом Гитлера, твоя "Россия - с прихо-

дом Сталина, а твоя Америка имеет все шансы кончиться с

приходом к власти Ку-Клукс-Клана. Для тебя всегда было

легче завоевать свободу, чем удержать ее Все это мне извест-

но уже давно


Но чего я не могу понять, так это то. Почему снова и

снова, выбираясь с кровавыми боями из одного болота> ты

обязательно погружаешься > новое болото, еще хуже пре-

дыдущего. Затем, тщательно и осторожно осматриваясь

вокруг себя, >яоетеиеняорииаея к выведу: инвва главный

поработитель - ты сам. Больше > твоем порабощении

обвинять некого. Повторяю тебе: Никто больше не виновен!
Не правда ли, это новость для тебя?
Твои освобадигели убеждают тебя в том, чй> твои угне-

татели - это кайзер Вильгельм, иарь Николай, нала Григо-

рий XXVIII, Морган, Крупп и Форд А кто твои освободи-

тели? Муссолини, Наполеон, Гя>яери Сталин.


А я говорю: Никто, кроме тебя самого не сможет

стать твоим освободит&яем '


Истина'сюмка, <и> ад> касаемо> тебя Майка'может

быть благотворной, н6 любой бандит йнособен Аавладеть

ей раньше 'других и воспользоваться лочавйему1 ЧКлю би

этобылонетак.таЕЖбьибитем.Кготыееп>'. " " "


МокрадуйУовориВсей>, чего бьм№ вюййяйки гово-

ри толый"прааДу7.''11 1 1 '1 1! ц' '<-


Маленький человек во мае говорит другое: Было бы

великой глупостью идти на поводу у маленького человека.

Маленький человек не хочет слышать правды о себе. Он не

желает иметь дело с той ответственностью, которая свалит-

ся на него при осознании им этой правды, хочет он того или

нет. Он предпочитает оставаться маленьким человеком или


ятностями, своими чаяниями, раскрывал мне свою любовь и

страдания. Я знаю и понимаю тебя. Я собираюсь расска-

зать тебе, кто ты есть на самом деле, маленький человек, ибо

я по-настоящему верю в твое будущее. Ибо будущее, не-

сомненно, принадлежит тебе.
Взгляни на себя, маленький человек. Постарайся уви-

деть себя таким, каков ты есть. Осознай, что ни один из

твоих лидеров не смеет сказать тебе: "Ты - "маленький

человек" или "обыкновенный человек". Вдумайся в двой-

ное значение слов "маленький" и "обыкновенный"...
Не прячь голову в песок! Имей мужество взглянуть на себя!
"По какому праву ты поучаешь меня?" Этот вопрос я

вижу в твоих испуганных глазах. Я улавливаю тот оскор-

бительный тон, которым ты задаешь его, маленький чело-

век. Ты просто боишься посмотреть на; себя, ты боишься

критики и той силы, которую обещает тебе, этот честный

взгляд. Какая для тебя польза от этой силы?


Ты не знаешь. Ты боишься признаться себе в том, что

между тобой и тем, кем ты хотел бы когда-нибудь стал>, есть

разница. Ты хотел бы быть свободным, а не запутанным;
искренним, а не хоодгльвыи> способным любить; вR нохо-

дить на ночного воришку, а жить при ярком дневном свете.


Ты презираешь себя, маленький человек. Ты говоришь:
"Да кто я такой, чтобы яметь свое собственное мнение и

создавать свой собственный мир?" Ты прав: кто ты такой,

чтобы предъявлять права на свою жизнь? Вот я и собира-

юсь рассказать тебе, кто ты такой.


Лишь одно отличает тебя от великого человека: вели-

кий человек был когда-то очень маленьким человеком, но

он воспитал в себе одно важнейшее, качество: он осознал

свою ничтожность, а. также узость и ограниченность своих

помыслов и деяний, решая какую-то очеиь.,важную для

себя задачу,> увидел, насколько .его лалрсть и.иезнавиг

тельность ставят иод угрозу-его. счиасдьец ,/, .,}, о?,
Другими вдовами, (Велюделовекпоаимае в, тем и

как он является маленьким человеком, в то время, как ма-

ленький человек не только не понимает этого, но и боится

понять.
Он прячет свою ничтожность и ограниченность> прикры-

ваясь иллюзией силы и величия. Он гордится своими гене-

ралами, но не собой. Его восхищает мысль, что. в яих есть

что-то такое, чего нет в нем.,
Чем меньше он понимает, тем больше он утверждается в

этом заблуждении, и наоборот чем больше он понимает,

тем скорее он отвергает подобную идею
Пожалуй, я начну с маленького человека в себе самом.
На протяжении двадцати пяти Дет я выступал в защиту

твоего права на счастье на этом свете, отвергая твою неспо-

собность отстоять это право, которое ты завоевал, проливая

свою кровь в борьбе на баррикадах в Париже и Вене, в

сражениях Гражданской войны в США, совершая револю-

цию в России.


Но твой Париж кончился с приходом Петена* и Лава- \

ля*, твоя Вена - с приходом Гитлера, твоя Россия - с прихо-

дом Сталина, а твоя Америка имеет все шансы кончиться с

приходом к власти Ку-Клукс-Клайа. Для тебя всегда было

легче завоевать свободу, чем удержать ее. Все это мне извест-

но уже давно.


Но чего я. ие могу понять, так это то. почему снова и

снова, выбираясь с кровавыми боями из одного болота> ты

обязательно погружаешься'> новое болото, еще хуже пре-

дыдущего. Затем, тшателвно и осторожно осматриваясь

вокруг себя, я-посгеиеянеяришеяк выводу: -твой главный

поработитель - ты сам. Больше в-твоем порабощении

обвинять некого. Повторяю тебе: Никто больше невиновен!
Не правда ли, это новость для тебя?
Твои освободители убеждают тебя в том, что твои угне-

татели - это кайзер Вильгельм, парь-Николай, папа Григо-

рий XXVIII, Морган, Крупп и Форд. А кто твои освободи-

тели? Муссолини, Наполеон, Гитлер и Сталин.


А я говорю: Никто, кроме тебя самого не сможет

стать твоим освободителем! '


Истина <й1аей8(.<йяи она касайся тебя, Иееввй мвакег

быть благотворной, ни любой бауцгг способен завладеть

ею раньше других и воспользоваться по-своему 'Если бы

это было не так, тьряеЧйдвби тем, йтотзнЪеты "' <"' / "


МойрэуйМАорйВсеРда.чегобм-авбйкаййюгово-

-рктоямй правду.''<>11Л'1 1 Л л' . ?' 'ч ' '-


Маленький человек во мне говорит другое: Было бы

великой глупостью идти на поводу у маленького человека.

Маленький человек не хочет слышать правды о себе. Он не

желает иметь дело е тайответствевиостмо, которая свааигг-

ся на него при осознании им этой правды, -хочет он того или

нет. Он предпочитает оставаться маленьким человеком или


стать маленьким большим человеком. Он мечтает разбога-

теть, стать главой крупного концерна или председателем

общества морального подъема. Но он не хочет брать на

себя ответственность за свою деятельность,'за обеспечение

, пропитанием, за строительство, шахты, транспорт, образова-

ние, научные исследования, деятельность администрации и

тому подобное". -
Я много лет очень тесно общался с тобой, и, поскольку

твою жизнь я познал через свою собственную, мне очень

хотелось помочь тебе. Я продолжал общаться с тобой, ибо

видел, что приношу тебе реальную пользу, и ПА ошгао при-

нимаешь мою помощь, хотя и нередко со слезами на глазах.
Очень медленно пришел я к пониманию того, что ты

способен не только отвергать мою помощь, но и принимать

ее. Я отрицаю твою ничтожность и борюсь за тебя всеми

силами. :


А потомявляются твои лидеры и разрушают мою рабо-

ту. И снова тыбезропотно идешь за ними. Но даже после

этого, я не бросаю тебя и постоянно ищу возможности по-

могать тебе и не быть при этом уничтоженным тобой - ни в

качеств твоего лидера, ни в качестве твоей жертвы.
Маленький чрдовек во мне желает расположить тебя к

себе, "обезопасить" тебя, принимая во внимание тот трепет,

с каким ты относишься к "высшей математике",-ве зная

даже основ арифметики. Чем меньше ты знаешь, тем силь-

нее в тебе проявляется этот .трепет. Ты знаешь Гитлера

лучше, чем Ницше, а Наполеона лучше, чем Песталоцци.

Какой-нибудь король значит для тебя больше, чем Зигмунд

Фрейд. ,''' . ,." : -..; -:'.' , .'л. . '. "


Чтобы вырасти из верного раба в простого хозяина и

стать неугнетаемым рабом, ты должен .для начала убить

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60