Скачать 143.35 Kb.
Дата27.08.2019
Размер143.35 Kb.

Глобализация финансовых рынков и обеспечение государственного суверенитета



ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА
А.А.Ефремов,

к.ю.н., преподаватель юридического факультета

Воронежского государственного университета

yefremov@law.vsu.ru


Развитие экономических отношений, в том числе и финансовых, характеризуется процессами интеграции и глобализации. Современный финансовый капитал, превратившись в глобальный, выполняет функцию созидателя больших экономических пространств и катализатора изменений экономических отношений, параметров и институтов [Миргородская, 2007, с. 11].

Данные процессы пока не получили надлежащего осмысления в российской юридической науке. В экономической науке в последние два года подготовлен целый ряд диссертационных исследований, посвященных различным аспектам экономической глобализации [Абрамкина, 2007; Беспалов, 2007; Макаревич, 2007; Трегубов, 2007; Галлеев, 2006; Анилионис, 2007; Круглов, 2007; Дудоров, 2007; Банникова, 2007; Тушканов, 2007; Добронравова, 2007], финансовой глобализации [Жукова, 2007; Никитина, 2007], глобализации финансовых рынков [Власенкова, 2007], мировому финансовому рынку [Дмитриев, 2007], глобальному финансовому рынку [Мамедов, 2007]. Изучение данных вопросов активно осуществляется и за рубежом [Stiglitz 2003, 2004; Wolf , 2004; Silverstein, 2003].

По мнению генерального директора Французского института международных отношений Тьерри де Монбриаля, «суть экономической реальности, называемой глобализацией, заключена в финансовой сфере. Свобода перемещения капиталов росла по мере развития информационно-коммуникационных технологий и преодолевала границы, стирая одновременно различия между формами вложения капитала и частной собственности, на которых прежде основывались монетарные системы и экономические теории» [Де Монбриаль, 2007].

В правовой науке проблемы глобализации изучены в меньшей мере – это вопросы правовой системы в целом [Архипова, 2006], государственности [Абдрафиков, 2006], соотношения суверенитета и надгосударственности [Моисеев, 2007], международного и внутреннего права в инвестиционной сфере [Саенко, 2007].

Основным принципом правового регулирования отношений в данной сфере является принцип свободного движения капитала или финансовых средств. Он закрепляется как в конституционном праве некоторых федеративных государств (например, ч. 1 ст. 8 Конституции РФ 1993 г., ч. 4 ст. 1 Конституции Боснии и Герцеговины 1995 г.), так и международном и европейском праве (например, ст. ст. 56-60 Договора о Европейском Союзе (Маастрихского договора) 1992 г. в редакции Амстердамского договора 1997 г, Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества 2000 г., Соглашение о формировании Единого экономического пространства 2003 г.).

Но если в рамках конституционно-правового регулирования данный принцип служит обеспечению единства экономического пространства государства и развитию экономики, обеспечивая тем самым государственный суверенитет, то широкое его использование в международно-правовом регулировании не столь однозначно. В настоящее время, например, доля глобальных инвесторов на российском фондовом рынке составляет около 50% [Кашин, Наранпаева, Овчеренко, 2007], с конца 2003 года большая часть сделок с российскими акциями стала осуществляться на зарубежных фондовых биржах.

По мнению А. Шайо, «современным демократиям приходится обслуживать гораздо более масштабное и более важное в социальном отношении государство; они должны решать общественные проблемы, требующие более динамичной, быстрой реакции, чем во времена Токвиля. В эпоху электронной котировки биржа может развалиться за десять минут, увлекая за собой национальную и мировую экономику. Поэтому механизм конституционных решений для большей эффективности должен удовлетворять и новым требованиям» [Шайо, 2001, с. 20].

Ярким примером такой ситуации является кризис на финансовом рынке, начавшийся в США в 2007 г. и перекинувшийся на другие страны, который Дж.Сорос назвал сильнейшим за последние 60 лет [Сорос, 2008].

Сложный характер влияния процессов глобализации на государственный суверенитет в последнее время все больше отмечается учеными-конституционалистами. Например, по мнению В.Д. Зорькина, «именно сейчас от международного сообщества специалистов по конституционному праву особенно требуется точный анализ современного понятия полноценного суверенитета» [Зорькин, 2004].

По мнению С.Н. Сильвестрова глобализация диктует модернизацию моделей социальной организации, к которым относятся прежде всего национальные государства. Национальные власти шаг за шагом теряют возможность эффективно использовать такие традиционные рычаги макроэкономического регулирования, как импортные барьеры и экспортные субсидии, курс национальной валюты или ставка рефинансирования центрального банка…. Возникает несоответствие полномочий у традиционных государственных институтов принятия решений и международных институтов или надгосударственных органов, в руки которых быстро переходит контроль над основными ресурсами и экономическими процессами. Нарастает объем полномочий, делегируемых от государства наднациональным органам и универсальным глобальным организациям. Первыми сворачиваются функции проведения самостоятельной денежно-кредитной, экспортно-импортной и валютной политики [Сильвестров , 2008, с. 5-6].

Все активнее развивается процесс унификации публично-правовых механизмов государственного регулирования отношений на национальных финансовых ранках. Большую роль здесь играет деятельность международных экономических организаций. В сфере банковского надзора – это «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» 2006 г., разработанные Базельским комитетом по банковскому надзору. В сфере регулирования рынка ценных бумаг – это «Цели и принципы регулирования в области ценных бумаг» 1998 г., разработанные Международной организации комиссий по ценным бумагам. В сфере страхования – «принципы» и «руководства» Международной ассоциации страхового надзора.

Однако международно-правовые механизмы регулирования общественных отношений, в том числе и деятельность международных организаций, может представлять угрозу государственному суверенитету. Так, В.Д. Зорькин, характеризуя ситуацию с обращениями российских граждан в Европейский суд по правам человека, отмечает, что речь идет «о системном кризисе нашей правовой системы… Как следствие этих системных изъянов проявляется явно ненормальная гипертрофированная тенденция, когда наднациональная правовая система - Европейский суд все в большей степени замещает российскую правовую систему… Здесь уже возникает проблема суверенности нашего государства» [Зорькин, 2007].

В новейших диссертационных исследованиях по политологии деятельность международных организаций рассматривается как одна из внешних угроз современной политической безопасности в России [Дармокрик , 2007, с. 11].

В ряде из вышеупоминавшихся работ ученых-экономистов содержатся предложения о широком использовании зарубежного и международного регулирования отношений на финансовом рынке без какого-либо анализа потенциальных угроз государственному суверенитету в данной сфере.

Так, Т.В. Никитина обосновывает необходимость осуществления глобального, интегрированного финансового надзора, считает необходимым определить режим банковского надзора в РФ в соответствии с мировыми тенденциями [Никитина, 2007, с. 6-7-8].

Г.В. Жукова обосновывает значимость зарубежного опыта интеграции капитала, включенного в инвестиционную деятельность [Жукова, 2007, с. 6].

А.А. Цыганов обосновывает необходимость активизации включения страхового рынка России в процесс глобализации экономики [Цыганов, 2007, с. 12, 45]. По мнению О.В. Глазковой, «необходимо и в России применение методов контроля за деятельностью страховщиков, используемых за рубежом» [Глазкова, 2007, с. 18].

В.В. Жиренко определяет в качестве направления совершенствования валютного регулирования «либерализацию и приведение в соответствие с международными нормами» [Жиренко, 2006, с. 8].

Значительно меньшее число работ затрагивает вопросы обеспечения национальных интересов, национальной безопасности и государственного суверенитета при формировании и реализации политики правового регулирования отношений на финансовых рынках.

В.Р. Галлеев, на основе комплексного анализа традиционных моделей рекомендаций, навязываемых МВФ кредитуемым странам и направленных на полную либерализацию своих валютных рынков и своевременное обслуживание внешних долговых обязательств, делает вывод, что эти страны более подвержены влиянию мировых, локальных и региональных валютно-финансовых кризисов [Галлеев, 2006, с. 7].

По мнению А.В. Макаревича, необходимо усиление государственного регулирования национальных хозяйств в условиях глобализации. Ослабление роли национальных государств, возрастание роли ТНК и международных организаций в регулировании процессов на уровне отдельных национальных хозяйств, способно привести к целому ряду негативных последствий: утрате экономического суверенитета; разрушению устойчивых основ развития национального предпринимательства; усилению политической и экономической зависимости стран от ТНК; искажению национальных приоритетов развития; переводу больших сегментов национальных экономик под управление извне и «выдавливанию» национального капитала. В условиях глобализации изменение форм государственного регулирования экономики должно быть, в первую очередь, направлено на ограничение негативных последствий свободного движения капитала [Макаревич, 2007, с. 6-7].

Таким образом, в современной экономической науке при исследовании процессов глобализации в сфере финансовых рынках недостаточно уделяется внимание ее негативным факторам, в том числе угрозам государственному суверенитету.

Как уже отмечено автором, в правовой науке комплексного анализа указанных вопросов до настоящего времени не проводилось. В этой связи интересен анализ программных документов органов государственной власти РФ (концепций, доктрин, стратегий) в сфере регулирования финансового рынка и его элементов.

Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 – 2008 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 01.06.2006 № 793-р, указывает в качестве негативного явления на несоответствие российского законодательства принципам Международной организации комиссий по ценным бумагам. Кроме того, в документе неоднократно указывается на необходимость использования международного опыта и соответствия международным стандартам:

- учетно-расчетной инфраструктуры фондового рынка;

- фондовых бирж;

- системы раскрытия информации;

- использования инсайдерской информации.

При этом о суверенитете РФ в Стратегии не упоминается.



Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года (приложение к Заявлению Правительства РФ N 983п-П13, ЦБ РФ N 01-01/1617 от 05.04.2005) указывает на несоответствие международным нормам уровня защиты прав кредиторов. При этом в документе также неоднократно указывается на необходимость

- «создать правовые условия функционирования кредитных организаций в соответствии с международными нормами, определенными, в частности, в документе Базельского комитета по банковскому надзору "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора";

- обеспечения соответствия деятельности кредитных организаций международным стандартам финансовой отчетности,

- внедрения международных стандартов аудита,

- совершенствования налогообложения кредитных организаций с учетом международного опыта;

- соответствия практики ликвидации банков международно признанным нормам;

- унификации законодательства Российской Федерации и норм банковского регулирования в соответствии с международными правилами и практикой в области документарных операций.

Таким образом, основные программные документы органов государственной власти РФ в сфере финансового рынка не уделяют достаточного внимания проблемам обеспечения государственного суверенитета в данной сфере.

Анализ программных документов более общего характера также свидетельствует о недостаточном учете проблем государственного суверенитета в сфере финансового рынка.

Так, в Концепции национальной безопасности РФ, утв. указом Президента РФ от 10.01.2000 N 24, отмечается только, что «важнейшее значение приобретает проведение сбалансированной кредитно - финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово - экономических организациях. О проблемах использования международного опыта и расширении международно-правового регулирования в Концепции не сказано.



Концепция внешней политики Российской Федерации определяет, что интересы России непосредственно связаны и с другими тенденциями, среди которых:

- глобализация мировой экономики. Наряду с дополнительными возможностями социально - экономического прогресса, расширения человеческих контактов такая тенденция порождает и новые опасности, особенно для экономически ослабленных государств, усиливается вероятность крупномасштабных финансово - экономических кризисов. Растет риск зависимости экономической системы и информационного пространства Российской Федерации от воздействия извне;

- усиление роли международных институтов и механизмов в мировой экономике и политике ("Группа восьми", МВФ, МБРР и другие), вызванное объективным ростом взаимозависимости государств, необходимостью повышения управляемости международной системы. В интересах России - полноформатное и равноправное участие в разработке основных принципов функционирования мировой финансово - экономической системы в современных условиях.

Однако, как показано выше, данные положения не развиты в программных документах по финансовому рынку.

В.В. Путин, выступая на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2008 г. и в Государственной Думе 8 мая 2008 г., определил, как одну из стратегических целей, - формирование в России мирового финансового центра, однако в опубликованном проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г вопросы суверенитета на финансовом рынке не рассматриваются.

Таким образом, актуальной задачей современной конституционно-правовой науки является разработка вопросов обеспечения государственного суверенитета в сфере финансовых рынков, более широко – финансового суверенитета государства (термин предложен в Аналитическом докладе Центра социально-консервативной политики 2008 г. «Эффективное государство в глобальном мире» (http://www.cscp.ru/clauses/52/c/2820/).

Она охватывает как доктрину конституционного права, так и развитие национального законодательства и международных договоров и соглашений РФ. Целесообразным является также обеспечение соответствия стратегических политико-правовых положений, закрепляемых в различных программных документах органов государственной власти РФ.
Литература
Абдрафиков Р.А. Экономико-правовые основания глобализации и современная государственность: вопросы теории и практики: Автореф. дис… канд. юрид. наук. Казань, 2006.

Абрамкина С.Р. Особенности процессов экономической глобализации в транзитивной экономике: Автореф. дис… канд. экон. наук. Челябинск, 2007.

Анилионис Г.П. Трансформация мировой экономики и стратегические приоритеты развития России в условиях глобализации: Автореф. дис… доктора экон. наук. Москва, 2007.

Архипова Н.В. Современное российское право в условиях глобализации: теоретико-методологические проблемы: Автореф. дис… канд. юрид. наук. Казань, 2006.

Банникова М.С. Инвестиционные институты в условиях глобализации: Автореф. дис… канд. экон. наук. Тамбов, 2007.

Беспалов М.В. Национальное государство как субъект экономической глобализации в условиях трансформации социально-экономических систем: Автореф. дис… канд. экон. наук. Тамбов, 2007.

Власенкова Ю.Б. Развитие интегрированных финансовых посредников в условиях глобализации финансовых рынков: Автореф. дис… канд. экон. наук. С-Пб, 2007.

Галлеев В.Р. Трансформация содержания и методов взаимодействия Бреттон-Вудских институтов с национальными экономиками в условиях глобализации: Автореф. дис… канд. экон. наук. Москва, 2006.

Глазкова О.В. Основные стратегии развития транснациональных корпораций на мировом рынке страхования: Автореф. дис… канд. экон. наук. Москва, 2007.

Дармокрик В.Ф. Политическая безопасность в современной России: Автореф. дис… канд. полит. наук. Саратов, 2007.

Де Монбриаль Т. Многополярность и многообразие // Россия в глобальной политике. 2007. № 6. (http://www.globalaffairs.ru/numbers/29/8825.html)

Дмитриев В.А. Мировой финансовый рынок и долговая стратегия России: Автореф. дис… доктора экон. наук. Москва, 2007.

Добронравова Н.А. Воздействие транснациональных корпораций на развитие социально-экономической системы государства в условиях глобализации: Автореф. дис… канд. экон. наук. Тамбов, 2007.

Дудоров Д.В. Экономическая безопасность национального государства в процессе глобализации: Автореф. дис… канд. экон. наук. Тамбов, 2007.

Жиренко В.В. Трансформация механизма валютного регулирования в системе мер по интеграции России в мировую экономику: Автореф. дис… канд. экон. наук. – Москва, 2006.

Жукова Г.В. Особенности инвестиционных процессов в РФ и экономические последствия финансовой глобализации: Автореф. дис… канд. экон. наук. Москва, 2007.

Зорькин В.Д. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России // Журнал российского права. 2004. № 6.

Зорькин В. Судебная защита между глобализацией и суверенитетом // Российская газета. 2007. 18 июля. (http://www.rg.ru/2007/07/18/zorkin.html)

Кашин В., Наранпаева Н., Овчеренко М. Час расплаты // Ведомости. 2007. 7 ноября.

Круглов А.А. Приоритетные сферы и механизмы обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации: Автореф. дис… канд. экон. наук. – Москва, 2007.

Макаревич А.В. Воздействие глобализации на экономические функции государства: Автореф. дис… канд. экон. наук. Москва, 2007.

Мамедов А.О. Международный финансовый менеджмент в условиях формирования глобального финансового рынка: Автореф. дис…доктора экон. наук. Москва, 2007.

Миргородская Е.О. Эволюция финансового капитала в условиях глобализации: Автореф. дис… доктора экон. наук. Москва, 2007.

Моисеев А.А. Соотношение суверенитета и надгосударственности в современном международном праве (в контексте глобализации): Автореф. дис… доктора юрид. наук. – Москва, 2007.

Никитина Т.В. Теория и методология банковского надзора в условиях финансовой глобализации: Автореф. дис… доктора экон. наук. С-Пб., 2007.

Саенко А.М. Соотношение международного и внутреннего права в инвестиционной сфере в контексте глобализации (проблемы теории и практики): Автореф. дис… канд. юрид. наук. Москва, 2007.

Сильвестров С.Н. Индикативное планирование в стратегии развития // Научный эксперт. 2008. № 1.

Сорос Дж. Финансовый рынок: Сильнейший кризис за 60 лет // Ведомости. 2008. 24 января.

Трегубов Р.В. Стратегия развития государства в условиях глобализации: инновационнные аспекты: Автореф. дис… канд. экон. наук. Тамбов, 2007.

Тушканов И.М. Вывоз капитала в условиях глобализации: Автореф. дис… канд. экон. наук. – Москва, 2007.

Цыганов А.А. Институциональное развитие страхового рынка Российской Федерации: Автореф. дис… доктора экон. наук. Москва, 2007.

Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма): Пер. с венгр. М.: Юристъ, 2001.

Anderson K. Squaring the Circle? Reconciling Sovereignty and Global Governance Through Global Government Networks // Harvard Law Review. 2005. Vol. 118. No.4. P. 1255-1312.

Silverstein G. Globalization and the rule of law: "A machine that runs of itself?" // Int. J. Constitutional Law. 2003. Volume 1. Number 3. P. 446-474.

Stiglitz J. Globalization and the economic role of the state in the new millennium // Industrial and Corporate Change. 2003. Volume 12. Number 1. P. 3-26.

Stiglitz J. Capital-market Liberalization, Globalization, and the IMF // Oxford Review of Economic Policy. 2004. Vol. 20. No. 1. P. 57-71.



Wolf M. Globalization and Global Economic Governance // Oxford Review of Economic Policy. 2004. Vol. 20. No. 1. P. 72-84.