страница1/8
Дата03.11.2018
Размер1.07 Mb.
ТипПояснительная записка

Г. Ульяновска


  1   2   3   4   5   6   7   8


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА № 2

Г. УЛЬЯНОВСКА


Утверждаю

Директор МБОУ ДОД ЦДТ №2

_____________ М.В.Сазонова

«11» ноября 2011 года
Образовательная программа

дополнительного образования детей

« НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС»

Объединение: «Настольный теннис»

Всего часов: 792 часа

1 год – 144 часа (8-10 лет)

2 год – 216 часов (9-11 лет)

3 год – 216 часов (10-12 лет)

4 год - 216 часов (11-13 лет)

Возраст обучающихся: 8-13 лет

Программа разработана:

педагогом дополнительного образования



Васильевой Ларисой Юрьевной,

высшая квалификационная категория

Программа рассмотрена и рекомендована Приказ №297 от 11.11. 2011 г.

на заседании методического совета

Протокол №3 от «01» ноября 2011 года
Программа авторская, утверждена

на заседании педагогического совета

Протокол № 4 от «08» ноября 2011 года

г. Ульяновск

2011 год

Содержание

Пояснительная записка ………………………………………………………..с.3-17

Аналитико-диагностический блок ……………………………………………с.18-20

Тематический план ……………………………………………………………..с.21-24

Учебно-тематический план ……………………………………………………с.25-29

Содержательная часть образовательной программы

1-ый год обучения …………………………………………………………с.30-35

2-ой год обучения ………………………………………………………….с.36-33

3-ий год обучения…………………………………………………………..с.40-43

4-ый год обучения …………………………………………………………с. 44-47

Методическое обеспечение образовательной программы………………….с.48-49

Приложения ………………………………………………………………………с.50-55

Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования детей «Настольный теннис» разработана для обучающихся 8 - 13 лет. Программа рассчитана на 4 года обучения и предусмотрена для обучающихся, как имеющих, так и не имеющих специальных спортивных навыков, проявляющих интерес к игре в настольный теннис, медицинскую справку.

Необходимость разработки данной программы возникла в связи с отсутствием в учебных программах средних общеобразовательных школ настольного тенниса как вида спорта. Имея большую популярность среди обучающейся молодежи, игра в настольный теннис является одной из эффективных форм развития навыков здорового образа жизни среди детей и подростков.

При составлении программы учтен опыт мастера спорта международного класса по настольному теннису - В.С. Иванова, кандидата педагогических наук - Ю.П.Байгулова, кандидата педагогических наук - А.Н. Амелина.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Настольный теннис» является модифицированной, по направленности - физкультурно-спортивной, по уровню освоения - углубленной, по способу подачи содержания и организации учебного процесса – комплексной, вертикальногоризонтальной.

Игра в настольный теннис приобщает обучающихся к здоровому образу жизни, физически совершенствует, воспитывает волевые качества, мотивирует на достижение успеха. Этим обусловлена актуальность данной программы.

Актуальность программы обусловлена и следующими критериями:


  • Социальным заказом (обществу нужны здоровые, физически развитые люди).

  • Отсутствием настольного тенниса как вида спорта в учебных программах общеобразовательных школ.

  • Отсутствием типовой программы по настольному теннису для детей школьного возраста.

  • Запросом детей и родителей.

Новизна программы заключается в использовании различных способов обучению игры в настольный теннис.

Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью вовлечения обучающихся в социально-активные формы деятельности, а именно игру в настольный теннис.

Настольный теннис – высокодинамичный вид спорта. Игровые упражнения, технические приемы, используемые в настольном теннисе, состоят из естественных движений, выполняемых при повышенном эмоциональном подъеме, что способствует развитию высокой координации движений, ловкости, выносливости и других физических качеств обучающихся. Настольный теннис способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, костно-мышечной системы, развитию органов дыхания, улучшению обмена веществ. Уметь хорошо играть в настольный теннис – это большое искусство.



Отличительной особенностью данной программы является личностно – ориентированный подход по освоению учебного материала, обуславливающий развитие у обучающихся целостной системы ценностных ориентаций.

Цель программы: формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья и разностороннее физическое развитие обучающихся через обучение игре в настольный теннис.

Задачи программы:

Образовательные:

- обучение техническим приемам игры в настольный теннис;

- обучение двигательным умениям и навыкам;

- обучение разнообразным комбинациям, а также игре в паре;

- обучение правилам поведения на занятиях по теннису;

- обучение правилам судейства соревнований.



Воспитательные:

- воспитание интереса к занятиям по теннису;

- воспитание самостоятельности, настойчивости, выдержки, самообладания;

- воспитание уважительного отношения к сопернику;

- воспитание коммуникативных навыков.

Развивающие:

- формирование познавательной активности;

- развитие кондиционных и координационных способностей;

- овладение двигательными умениями и навыками (техникой и тактикой);

- овладение правилами судейства соревнований; приобретение соревновательного опыта;



- формирование социальной активности: капитан команды, старший в группе, судья по теннису.
В основе обучения игре в настольный теннис лежат дидактические принципы педагогики: сознательность и активность, наглядность, систематичность, постепенность, доступность и прочность освоения знаний, принцип всестороннего развития.

Принцип сознательности и активности реализуется методами убеждения и разъяснения. Понимание обучающимися целей и задач обучения – одно из условий воспитания сильных, ловких, смелых, волевых и интеллектуально развитых людей. В процессе занятий настольным теннисом развиваются такие способности, как память, наблюдательность, воспитывается устойчивое внимание, умений ориентироваться в любых условиях спортивной борьбы, правильно оценивать свои силы и силы соперника, творчески решать тактические задачи и тщательно анализировать ошибки в процессе занятий и соревнований. Сознание и ответственность перед коллективом, активное участие в работе объединения содействуют успешному обучению и дальнейшему совершенствованию спортивного мастерства.

Принцип всестороннего развития личности обучающихся заключается в единстве физического воспитания с умственным, нравственным и эстетическим. В спортивной тренировке требуется прежде всего разносторонняя физическая подготовка как основа для спортивной специализации и воспитания спортсменов - теннисистов. Разносторонность физического развития - непрерывный процесс совершенствования способностей человека, в результате которого создается необходимая атлетическая база для совершенствования теннисистов. В процессе обучения словесное объяснение сочетается с показом упражнений. В объяснении выделяется основа задания, подчеркиваются его детали, а показ ускоряет и закрепляет обучение путем зрительного восприятия.

Принцип наглядности: педагог сам показывает отдельные приемы игры в настольный теннис, пользуется наглядными пособиями (фотографии, видеофильмы, плакаты), а также присутствует с обучающимися на тренировках и соревнованиях взрослых высококлассных спортсменов.

Систематичность, то есть плавность и последовательность в обучении – решающие факторы скорейшего и правильного овладения техникой и тактикой игры. Систематичность занятий заключается не только в регулярности, но и в соблюдении правильной последовательности обучения. Важно использовать все подготовительные упражнения для воспитания и развития физических качеств, на основе которых приобретается спортивное мастерство.

Принцип постепенности - переход от простого к сложному. Новый, более сложный технический прием, например, накат с ударом, топ-спин, атакующая подрезка – следует разложить на простые, понятные элементы, показать их и дать соответствующие разъяснения. Освоение нового приема должно проходить в медленном темпе с постепенным нарастанием до максимальной скорости выполнения приема.

Принцип доступности основан на простоте изложения теоретического и подаче практического материала. Пройденный материал должен быть освоен так, чтобы на его основе можно было продолжать занятие, изучая новое.

Все дидактические принципы, положенные в основу преподавания, дополняют друг друга и тем самым обеспечивают успех обучения.


Цель первого года обучения – привитие интереса к игре в настольный теннис.

Задачи первого года обучения:

Образовательные:

- ознакомление с основными этапами развития настольного тенниса, с оборудованием и инвентарем для игры в теннис;

- обучение правилам поведения на занятиях по теннису;

- обучение основным техническим приемам игры в настольный теннис (подача, толчок, накат);

- ознакомление с игрой в среднем темпе.

Развивающие задачи:

- овладение основными техническими приемами настольного тенниса (подача, толчок, накат);



- развитие умений подавать простые подачи, выполнять накаты справа, перемещаться у стола;

- умение вести одиночную игру в среднем темпе; овладение счетом.



- формирование основных физических качеств (быстроты, гибкости, ловкости, выносливости, силы);

-развитие специальных физических качеств (реакции, чувства мяча).



Воспитывающие задачи:

- воспитание интереса к игре в настольный теннис;

- воспитание основных морально-этических качеств (уважение к окружающим, вежливости, взаимопонимания, взаимопомощи).

  • воспитание коммуникативных навыков.


Цель второго года обучения: формирование индивидуального игрового стиля обучающихся.

Задачи второго года обучения:

Образовательные задачи:

- ознакомление с тенденциями развития современного настольного тенниса (резкое увеличение темпа игры, усиление атакующих элементов, разнообразие вращений мяча);



- обучение техническим приемам (сложных подач, подрезок и свечей, атакующих ударов),

- обучение игре в паре в медленном и среднем темпе.

- обучение правилам судейства соревнований.

Развивающие задачи:

- повышение уровня специальных физических качеств (быстроты реакции, чувства мяча, быстроты ударных движений, быстроты перемещений у теннисного стола);

- повышение функциональной подготовленности, расширение диапазона технических приемов (сложных подач, подрезок и свечей, атакующих ударов),

- развитие умений игры в паре в медленном и среднем темпе.

- формирование навыков судейства соревнований; приобретение соревновательного опыта.

Воспитательные задачи:

- воспитание самостоятельности, настойчивости, выдержки, самообладания;

- воспитание уважения соперника;

- воспитание коммуникативных навыков.


Цель третьего года обучения: интенсификация технической и тактической подготовки.

Задачи третьего года обучения:

Образовательные задачи:

- обучение методам самоконтроля физического состояния и приемам оказания первой помощи при травмах;

- обучение парным играм и навыкам аутогенной тренировки;

- совершенствование обучения техники настольного тенниса, отработка тактических комбинаций, освоение повышенных тренировочных нагрузок.

Развивающие задачи:

- развитие умений разнообразных вращений мяча справа и слева, в том числе топ-спин и подрезку;



- дальнейшее приобретение соревновательного опыта, достижение спортивных результатов (выполнение нормативов третьего разряда).

Воспитательные задачи:

- формирование морально-волевых качеств (хладнокровия, выдержки, веры и свои силы, умения бороться до последнего очка).


Цель четвертого года обучения (спортивное мастерство): индивидуальное совершенствование техники и тактики настольного тенниса.

Задачи четвертого года обучения:

Образовательные задачи:

- индивидуальное совершенствование общих и специальных физических качеств, умение анализировать каждое занятие.

Развивающие задачи:

- приобретение соревновательного опыта на областном и региональном уровне, повышение остроты соревновательных действий за счет участия в турнирах взрослых спортсменов.

Воспитывающие задачи:

-формирование качеств характера, позволяющих выступать в роли организатора и судьи соревнований по настольному теннису на уровне объединения (уверенность в себе, психологическая устойчивость, организаторский опыт).
Организация образовательного процесса.

Программа предназначена для обучающихся от 8 до 13 лет. Начало обучения возможно с любого возраста в пределах данного диапазона лет, при наличии медицинской справки.

Программа рассчитана на четыре года обучения, так как настольный теннис является технически сложным видом спорта и овладения приемами игры на уровне первого разряда возможно только в течение 4 лет обучения.

Образовательный процесс первого года обучения рассчитан на 144 часа в год (2 занятия в неделю по 2 часа), второго года обучения - 216 часов в год (3 занятия в неделю по 2 часа), третьего года обучения - 216 часов в год (3 занятия в неделю по 2 часа), четвертого года обучения - 216 часов в год (3 занятия в неделю по 2 часа).

Занятия настольным теннисом способствуют развитию высокой координации движений, ловкости, выносливости и других физических качеств обучающихся, а также укрепляют опорно-двигательный аппарат, костно-мышечную систему, развивают органы дыхания, улучшают обмен веществ.

Обучающиеся знакомятся с основами организации и проведения соревнований, работой судей и тренеров.

Данная программа имеет высокую степень адаптивности к условиям учреждений дополнительного образования, а именно: учебно-тематический план составлен с учетом возрастных, физиологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
В образовательном процессе используются следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). В первую очередь к МГТ относятся контроль и помощь в обеспечении гигиенических условий в соответствии с правилами и нормами СанПиН №2.4.4. 1251-03.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ): закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты и гибкости, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.

3. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

Использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья.

На занятиях формируется здоровьесберегающее образовательное пространство, в котором педагог, обучающиеся и родители согласованно решают задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя совместную солидарную ответственность за результаты. Это способствует формированию и укреплению здоровья учащихся, воспитанию культуры здоровья.
Ведущей теоретической идеей, на которой базируется данная программа, является сочетание обучения настольному теннису с воспитанием гармоничной, всесторонне развитой личности. А.С.Макаренко говорил: «Игра всегда связана с радостными эмоциями, вызывающими восторженное ликование по поводу даже легких удач и побед. Она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые так необходимы в жизни».

Оздоровительное направление ориентируется на целенаправленное укрепление здоровья обучающихся, углублённое развитие физических качеств и способностей, оптимизацию работоспособности и предупреждение заболе­ваемости.

Главная цель деятельности объединений «Настольный теннис» – формирование духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности ребенка.

Оптимальные условия для оздоровления детей и подростков в настоящее время сложились в образовательном процессе, которые рассматриваются как системы современных технологий развития не только творческого потенциала, но и сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.



Особенности занятий настольным теннисом

с детьми младшего школьного возраста.

Цели:

  1. Помочь младшим школьникам лучше узнать себя, глубже понять свою индивидуальность, осознать свое отличие от взрослых и сверстников.

  2. Обучить детей навыкам игры в настольный теннис, общения, закреплять эти навыки на практике в игровой форме, формировать культуру общения.

  3. Способствовать развитию детского коллектива через обучение игре в настольный теннис.

Особенности занятий настольным теннисом

с детьми среднего школьного возраста.

Цели:

  1. Помочь подросткам понять, что здоровье человека – это естественное, нормальное состояние организма, когда он может комфортно чувствовать в окружающем мире; состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

  2. Развить чувство собственного достоинства у подростков, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее успешно и полно реализовывать себя в поведении и деятельности через игру в настольный теннис.

  3. Познакомить детей с формами общения, формировать культуру общения, способствовать сплочению детского коллектива через обучение игре в настольный теннис.

  4. Закрепить понятия о настроении, об эмоциях, об их влиянии на психическое здоровье человека, активизировать мероприятия по данной проблеме, тренировать умение распознавать эмоциональное состояние.


Мотивационные основы здоровьесберегающего воспитания детей.

Трудность работы педагога нередко заключается в вы­боре методов воспитания, ибо каждый ребенок нуждает­ся в индивидуальном подходе.

Известно, что наряду с приобретенными навыками куль­туры поведения (позитивного или негативного, асоциаль­ного) существуют врожденные, генетически детерминиро­ванные мотивации, являющиеся тем базисом, на котором выстраивается конструкция личностно ориентированного поведения всей жизни человека. Следовательно, педагогам для успешной работы в сфере обучения игре в настольный теннис и воспитания чрез­вычайно важно знать и использовать в своей практике при­родные мотивации детей и подростков.

Главная особенность здоровьесберегающего воспита­ния — это формирование мотивационной сферы детей - поведенческих реакций, направленных на сохранение и ук­репление собственного здоровья. Эта мотивационная на­правленность в дальнейшем должна доминировать в пове­дении детей, в их стремлении вести здоровый образ жиз­ни, накапливать здоровьесберегающий потенциал. Педагог, использующий методики здоровьесберегающего воспита­ния, прежде всего, имеет четкое представле­ние о генетически детерминированных мотивационных ос­новах детей и подростков различных возрастных периодов. Используя в своей педагогической практике врожденные свойства характера детей, педагог естественным образом формирует поведение детей не только в области здорового образа жизни, но и в любой другой сфере дея­тельности, как хореография, спорт, музыка.


Обеспечение преемственности между учебными предметами.

На современном этапе развития общества одним из приоритетных направлений в области образования является создание максимально благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития ребенка с учетом его индивидуальных морфофункциональных, физических, соматических, психических особенностей.

Занятия настольным теннисом у детей и подростков кроме физических качеств, формируют и тренируют слуховую и зрительную память, логическое мышление, что помогает обучающимся при изучении предметов школьной программы: математика, русский язык, история, биология и анатомия.

Изучение многих школьных предметов требует запоминания формул, правил, дат, связанного с оперативной и долговременной памятью, мышлением и волевыми усилиями. Именно эти качества формируются и развиваются на занятиях настольным теннисом (ведение счета, участие в соревнованиях).



Поэтому, можно сделать вывод, что важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной сре­ды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр. Должны быть созданы условия для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со сто­роны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социаль­ную роль ребёнка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

Физическая культура представлена одним вариантом, в котором излагаются темы основных разделов программы и приводятся характеристики деятельности учащихся. Данные характеристики ориентируют учителя физической культуры на результаты педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания курса.
Возрастные особенности обучающихся

Основу программы составляет развитие общих и специальных физических качеств. Именно их уровень развития на разных этапах спортивной тренировки позволяет достигать необходимый результат.

Рассмотрим общую характеристику физических качеств. Физические качества состоят из двигательных и координационных. К физическим качествам относятся: сила, быстрота, гибкость, выносливость. К координационным качествам относятся: равновесие, точность, меткость, амплитуда движения в суставах, пластичность, ритмичность.

В младшем школьном возрасте (от 7 до 11 лет) большинство детей прибавляет в росте по 5-7 см в год. Средний рост 6-ти летних детей составляет лишь 1.22 м, к подростковому возрасту он увеличивается до 1.52 м. Обычно в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, догоняя их к 9-ти годам и немного обгоняя к 10-ти. Вес в этом возрасте увеличивается в среднем на 2-2.7кг в год. За период от 7 до 11 лет вес тела удваивается, увеличивается примерно от 18 до 36 кг.

В этом возрасте отмечается наибольшее увеличение мозга - от 90% веса мозга взрослого человека в 5 лет и до 95% в 10 лет. Продолжается совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга. К 7-8 годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменения нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка.

Рост костей особенно заметен. Это касается, в первую очередь, лицевых также длинных костей рук и ног. Однако, в костной системе детей по-прежнему меньше неорганических соединений, больше воды и белковоподобных веществ, чем в костях взрослых. Детские кости требуют лучшего кровоснабжения, связки закреплены менее прочно, а в местах их соединений больше пространства, чем у взрослых, поэтому растущий ребенок более гибок и в то же время более чувствителен к давлению и растяжению мышц, обладает меньшей сопротивляемостью костным инфекциям, чем взрослый.

До изменения рациона питания в начальных классах жировая ткань у детей обычно не меняется. Однако с переменой пищи происходит постепенное нарастание массы и силы мышц.

Несмотря на то, что мышцы в среднем детском возрасте становятся более сильными и прочными, все же у ребенка они функционируют не так, как у взрослого. Неловкость, некоординированность движений, неспособность долго сидеть спокойно и быстрая утомляемость характерны для детей с незрелой, недостаточно развитой мышечной тканью. По мере того, как мышцы наливаются силой, дети испытывают все большую потребность в движении, физической активности. Поэтому, при составлении плана занятий основное время уделяется развивающим играм, таким как пионербол, веселые старты, эстафеты и другие, более частыми интервалами для отдыха.

Образовательный процесс в плане формирования самодостаточности мышечной, кровеносной и нервно-психологической системы, а также морально-волевых качеств для тренинга (к режиму физических нагрузок) определяется весьма относительно, так как определение фактического эталона физических возможностей, выносливости, всех его вышеназванных здоровьеопределяющих параметров обусловлены условностями формирующегося и растущего организма.

Содержательная часть программы 1 и 2 годов обучения представляет собой период последовательной подготовки обучающихся базовым знаниям, умениям и навыкам ведения игры в настольный теннис.

Учебно-тематический план 3 и 4 годов обучения разработан для обучающихся с 10 до 13 лет.

Это средний школьный возраст (подростковый) характеризуется бурным ростом и развитием всего организма. Наблюдается интенсивный рост тела в длину (у мальчиков за год наблюдается прирост на 6 – 10 сантиметров, а у девочек до 6 – 8 сантиметров). Продолжается окостенение скелета, кости приобретают упругость и твердость. Возрастает сила мышц. Однако развитие внутренних органов происходит неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что может вызвать нарушение ритма его деятельности, учащению сердцебиения. Развивается легочный аппарат, дыхание в этом возрасте учащенное. Объем мозга приближается к объему мозга взрослого человека. Улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения. Начинается усиленная деятельность ассоциативных волокон.

Это дети, прошедшие курс обучения общей физической подготовки, где освоили знания, овладели умениями и навыками, которые помогают в обучении ведения игры в настольный теннис. Тем не менее, у них недостаточно выражена концентрация внимания, координация движения, физическая сноровка и поэтому занятия физическими упражнениями не длительные, а максимальные усилия кратковременные. В течение занятия педагог переключается с одного вида упражнения на другой, задания разнообразные.

Многие исследователи обращают внимание на то, что кроме анатомо-физиологических и психологических изменений происходят изменения двигательных качеств подростков, а именно «в возрасте 11 – 13 лет отмечается крутой рост максимальной частоты движения ».

Дети подросли, получили необходимые знания, умения, навыки. Внимание к заданиям педагога, стремление к физическому развитию, контакт и доверие к совместной педагогической деятельности воспитанника и педагога углубляют задачи образовательного процесса. Данный возраст и психическое развитие детей имеют свои особенности и возможные наиболее типичные проблемы, которые необходимо учесть во время обучения:


  1. Осознание ценности соревнований детьми, как критерия спортивного достижения.

  2. Установление своего «Я» в коллективе сверстников.

  3. Слабое интеллектуальное спортивное мышление.

  4. Недостаточный уровень развития эмоциональных качеств.

  5. Недостаточный опыт управления своими эмоциями.

  6. Необходимость выработки психологии «победителя».

  7. Воспитание морально-волевых качеств.

  8. Недостаточный медицинский контроль за здоровьем обучающихся в связи с повышением объёма и интенсивности тренировочной нагрузки.

  9. Возрастной кризис подросткового возраста.

  10. Антисоциальные ценности в сфере общения подростка.

  11. Обычно силовые решения при возникновении конфликтных ситуаций в группах сверстников.

  12. Воспитание в группах, где определяющим качеством лидера являлась сила.

  13. Отсутствие положительного примера и влияния в семьях. Во многих семьях конфликтные ситуации или другие социальные проблемы.

  14. Участие в соревнованиях.

  15. Достаточно высокие требования к тренировочному процессу выраженные в тестах по общей и специальной физической подготовке.

  16. Создание специализированной материально-технической базы для организации образовательного процесса.

Повышенное чувство справедливости, эмоциональное восприятие обстановки требуют дополнительного внимания к каждому воспитаннику. Регулярное проведение бесед перед занятием, в начале и в конце занятия с обучающимися как в составе группы, так и индивидуально, в ходе которых выявлены дополнительные данные о целях воспитанников, волнующие их события и проблемы. Обязательное посещение всех учебно-тренировочных занятий даёт возможность целенаправленно использовать специальные и общие принципы и методы физического воспитания. Появляются достижения в общей и специальной физической подготовке. Создаётся прочный фундамент физического и технического развития личности спортсмена для спорта высших достижений. Формируется психология чемпиона, где важнейшим фактором является желание победить в любом соревновании и для победы прилагается максимум усилий. Развиваются важнейшие психические специфические качества: чувство дистанции, чувство удара, чувство соперника, чувство ориентации на площадке, чувство положения тела и звеньев тела в пространстве, чувство времени, интуиция.

Учебно-тематическим планом 3 и 4 годов обучения предусмотрены дальнейшее развитие общефизической и специально-физической подготовки обучаемых, а именно, большое внимание уделяется на совершенствование базовых знаний, умений и навыков самостраховки, страховки соперника (напарника). Отрабатываются элементы акробатики, способствующие формированию устойчивости. Обучаются способам и умениям выведения соперника из равновесия, при этом сформировывая навыки защиты.

Знакомятся с элементами судейства и значениями жестов и сигналов, производимых судьей, что и закрепляется знаниями теоретической подготовки и практическими спортивными мероприятиями в соревновательной подготовке обучаемых.

Краткое содержание образовательной программы

Программа первого года обучения состоит из четырех разделов:

- первый раздел «Введение» – содержит краткие сведения по истории настольного тенниса, а также сведения об инвентаре, форме игроков и оборудовании для игры в настольный теннис;

- второй раздел «Техника игры в настольный теннис» посвящен технике игры, уделяется внимание правильной хватке ракетки, стойке спортсмена, перемещению у теннисного стола, но главное – основным техническим приемам игры в настольный теннис;

- третий раздел «Тактика игры в настольный теннис. Спортивная этика» – тактика игры, решение простейших тактических задач начинающими спортсменами. В этом же разделе рассказывается об основах этики, о том, какими должны быть взаимоотношения обучающихся в объединении;

- в четвертом разделе «Общая и специальная физическая подготовка» представлены общефизические и специальные упражнения, используемые при подготовке теннисистов первого года обучения.
Программа второго года обучения состоит из трех разделов и направлена на повышение мастерства по настольному теннису:

- первый раздел «Введение» – в нем раскрываются тенденции развития настольного тенниса, описывается спортивный путь выдающихся теннисистов.

- второй раздел «Повышение уровня игры» - изложена техника выполнения сложных подач, подрезок, а также разнообразных атакующих ударов;

- третий раздел «Освоение судейства» - изложены основные правила одиночной и парной игры, ведение счета.


Программа третьего года обучения направлена на совершенствование технических приемов игры в настольный теннис и состоит из трех разделов:

- в первом разделе «Введение» представлены краткие сведения о способах самоконтроля физического состояния и оказания первой помощи при травмах;

- второй раздел «Совершенствование техники и тактики» – посвящен отработке сложных элементов тактики, разучиванию разнообразных комбинаций, а также игре в паре;

- в третьем разделе «Морально-волевая подготовка» дается понятие о психорегуляции и аутотренинге.


Программа четвертого года обучения направлена на достижение высокого уровня спортивного мастерства и выполнение спортивных нормативов первого и второго разрядов по настольному теннису. Обучающиеся знакомятся с основами организации и проведения соревнований, работой судей и тренеров.

Программа состоит их трех разделов:

- в первом разделе «Индивидуальное совершенствование технического мастерства» представлены приемы индивидуального совершенствования технического мастерства по настольному теннису;

- во втором разделе «Разработка тактических комбинаций» представлены приемы индивидуального совершенствования тактического мастерства по настольному теннису;

- в третьем разделе «Индивидуальное совершенствование общих и специальных физических качеств» представлены приемы индивидуального совершенствования общих и специальных физических качеств теннисиста.
Методы и формы подачи учебного материала.

Основная форма обучения проведение комбинированных и практических занятий в течение учебного года. По форме занятия самые разнообразные: учебно-тренировочные, тренировочные, беседы, соревнования, сдача нормативов, зачет, творческий отчет. Совокупность творческих методов обучения имеет не только образовательный и развивающий потенциал, а также выполняет функцию воспитания. Часть занятий отводится под резерв. Резервные занятия используются для дополнительной отработки наиболее сложных комбинаций. Обучающиеся приобретают знания, накапливают умения, представляют результат тренировочной работы в соревнованиях, сдачах нормативов, что способствует развитию самоконтроля, мотивации и социализации.

На занятиях можно используются следующие методы:

а). Словесные методы/ рассказ, беседа, инструктаж, указания и команды, объяснения, словесные оценки, сопроводительные пояснения/.

б). Наглядные методы / демонстрация приемов подачи в настольном теннисе, иллюстрация плакатов и схем, показ видеофильмов и фотоальбомов и. т. п./.

в). Метод самостоятельной работы /отрабатывание упражнений по совершенствованию двигательных умений и навыков, сравнительно-аналитическое наблюдение, упражнения по овладению и использованию спортивной терминологии/ .

1. В теоретической подготовке можно использовать словесные и наглядные методы (например, при ознакомлении с истоками зарождения и особенностях развития игры в настольный теннис, использую беседу, рассказ, объяснения (словесный метод), показ видеофильмов, иллюстраций и плакатов (наглядный метод).

2. В практической подготовке (общая физическая и специально-физическая, тактико-техническая и соревновательная подготовка) можно использовать словесные, наглядные методы и методы самостоятельной работы. Например, информация о пра­вилах использования и применения спортивных снарядов и инвентаря в общефизической и специально-физической подготовке предъявляется в форме инструктажа и сопроводительного пояснения (словесный метод), демонстрация правильного выполнения упражнения (наглядный метод), задания по совершенствованию двигательных умений и навыков (метод самостоятельной работы).

При проведении занятий в группах первого года обучения учитывается базовый потенциал физической подготовки обучающегося и при составлении плана занятий основное время отводится развитию общефизической и специально-физической подготовки, потому что статистическая физическая сила и скорость динамики, выносливость, гибкость и формирование логики теннисиста (обладание биомеханическим анализом), всё это – базовый фундамент становления теннисиста.

1. Занятия по общефизической подготовке проводятся всей группой на спортплощадке или в спортивном зале, в оборудованном спортивным инвентарем и необходимыми техническими средствами. Занятия целесообразно организовывать с использованием игровой формы (общеразвивающие игры), так как это более щадящий режим физических нагрузок на функциональные здоровьеопредяляющие системы (мышечная, кровеносная, нервная) и жизнеподтверждающий способ привлечения к проявлению максимального потенциала физических и волевых качеств и социальной активности личности.

2. Занятия по специально-физической подготовке проводятся всей группой в спортзале, оборудованном спортивным инвентарем и средствами: теннисными столами, сеткой, ракетками, теннисными мячами; с использованием элементов усвоения динамики телодвижений, подводящими к формированию и закреплению логики мышечных рефлексов, при которых развиваются знания, умения и навыки потребностей ведения игры.

3. Занятия с изучением тактико-технических действий ведение игры проводится в специально оборудованном спортивном зале. Приемы обучаются и отрабатываются в паре (с напарником), при этом пару желательно подбирать с одинаковыми физическими данными для того, чтобы потенциал противоборствующей стороны соответствовал сопернику. Целесообразно на каждом занятии менять напарников (конечно, если это позволяет контингент группы), чтобы на каждом занятии создавать условия новизны, иной характер и темперамент ведения игры.

Учебное занятие предусматривает приобретение обучающимися знаний, умений и навыков по настольному теннису. Оно состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. Каждая часть имеет свои задачи и свое содержание: в вводной части занятия происходит ознакомление обучающихся с задачами занятия, в подготовленной части занятия при выполнении общеразвивающих упражнений происходит подготовка организма обучающихся к выполнению основной части занятия. В основной части занятия новые специальные упражнения, приемы, способы защиты, контрприемы и способы тактической подготовки игры в настольный теннис. Задачами заключительной части являются постепенное снижение нагрузки, активация восстановительных процессов в организме, подведение итогов занятия.

Учебно-тренировочное занятие наиболее часто применяемая форма организации практических занятий. Его задача: изучение тактики и техники игры в настольный теннис, а так же совершенствование физических волевых качеств.

Занятие состоит из четырех частей, которые имеют свои задачи и содержание. Вводные и заключительные части учебно-тренировочного занятия как и на учебных занятиях, решают задачи повторения и закрепления. В основной части учебно-тренировочного занятия разучиваются новые и совершенствуются ранее изученные технические и тактические действия.



На тренировочных занятиях объем работы по сравнению с учебно-тренировочными занятиями уменьшаются, но увеличивается интенсивность. Задачами такого занятия являются совершенствование техники и тактики выполнения приемов игры в настольный теннис, совершенствование волевых и физических качеств. Тренировочное занятие состоит из трех частей: разминки, объединяющей вводную и подготовительную часть, основной и заключительной части занятия.

По форме занятий при освоении навыков игры в настольный теннис на начальном этапе обучения предпочтительна игровая форма подачи учебного материала, который содержит технические и тактические элементы игры. На начальных этапах обучения возникает необходимость твердо усвоить некоторые операции, такие как умело перемещаться, грамотно защищаться. Содержание определенных тренировочных заданий в форме игр способствует формированию и развитию необходимых специфических качеств. Применение игровых заданий позволяет быстрее и эффективнее формировать навыки игры в настольный теннис. Игра, являясь благоприятным фоном освоения приемов и технических действий, развивает качества, необходимые спортсмену, содействует выявлению способных подростков, делает образовательный процесс более благотворным и эмоциональным. В таких играх обучающиеся приучаются самостоятельно решать встающие перед ними задачи, привыкают защищаться не отступая, приобретают навыки рационального использования площадки, оценивать значение элементов и правильного их выбора в зависимости от сложившейся ситуации. Одно из главных достоинств игр в настольный теннис состоит в том, что на фоне всесторонней физической подготовки формируются первые представления о способах достижения победы.

Для удобства процесс обучения двигательным действиям условно разделен на три этапа.

На первом этапе обучения основными задачами являются:


  1. Формирование правильного представления об изучаемом техническом действии.

  2. Определение основы техники выполнения.

Для создания правильного представления об изучаемом приеме в настольном теннисе необходимо его назвать и продемонстрировать. На первом этапе у обучающихся формируется правильное представление о техническом действии и его тактическом назначении.

На втором этапе обучения решаются задачи:



  1. Овладение основой техники выполнения приема, подач в настольном теннисе.

  2. Выполнение приемов в целом и в различных вариантах.

Задачи второго этапа решаются через:

а) выполнение отдельных частей приема;

б) выполнение имитационных упражнений;

в) уточнение деталей техники выполнения;

г) повторное выполнение в целом.

На данном этапе педагог добивается от обучающихся умения выполнять по частям. После чего переходят к овладению в целом и затем к выполнению его вариантов.

На последнем этапе обучения техническому действию обучающимися закрепляются умения выполнять прием в различных вариантах, сочетать прием с другими техническими действиями и выполнять его в учебно-тренировочных и соревновательных упражнениях. Это достигается через многократное выполнение и через сочетание с другими техническими действиями в учебно-тренировочных занятиях. Обучающиеся свободно и рационально выполняют приемы в сочетании с другими техническими действиями в различных тактических ситуациях, а также качественно выполняют на соревнованиях.

Обучение правилам судейства и требованиям проходит в форме учебных занятий, целенаправленно совмещая практические занятия и соревнования, в соответствии с положением о соревнованиях по настольному теннису и правилам судейства проводятся. Приобретенные знания, умения и навыки судейства обучающимися применяются на занятиях самостоятельно или параллельно дублируя действия судьи своими жестами и сигналами.

Использование видеоматериала хода соревнований, просмотр и обсуждение, способствует прочному закреплению навыков судейства.
Прогнозируемые результаты освоения обучающимися содержания образовательной программы

К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:

- основные этапы развития настольного тенниса, название оборудования и инвентаря для игры в теннис;

- основные технические приемы игры в настольный теннис (подача, толчок, накат);

- игру в среднем темпе.

Обучающиеся должны уметь:

- основные технические приемы настольного тенниса (подача, толчок, накат);

- подавать простые подачи, выполнять накаты справа, перемещаться у стола;

- овладеть навыками одиночной игры в среднем темпе.
К концу второго года обучения обучающиеся должны знать:

- тенденции развития современного настольного тенниса (резкое увеличение темпа игры, усиление атакующих элементов, разнообразие вращений мяча);

- технические приемы (сложных подач, подрезок и свечей, атакующих ударов),

- технику игры в паре в медленном и среднем темпе.

- правила судейства соревнований.

Обучающиеся должны уметь:

- подавать сложные подачи, выполнять быстрые накаты справа и слева, выполнять подрезку и свечу, атакующие удары;

- играть в паре в медленном и среднем темпе;

- овладеть навыками судейства.
К концу третьего года обучения обучающиеся должны знать:

- методы самоконтроля физического состояния и приемы оказания первой помощи при травмах;

- парные игры и аутогенную тренировку;

- технику настольного тенниса, тактические комбинации, повышенные тренировочные нагрузки.

Обучающиеся должны уметь:

- выполнять разнообразные вращения мяча справа и слева, в том числе топ-спин и подрезку;

- овладеть навыками парных игр и навыками аутогенной тренировки.


К концу четвертого года обучения обучающиеся должны знать:

- знать и использовать специальную литературу (каталоги, справочники, журналы) для повышения уровня теоретических знаний по настольному теннису.

Обучающиеся должны уметь:

- уметь выполнять быстрые тактические комбинации и использованием сложных технических приемов (подачи с различными вращениями мяча, атакующий топ-спин и удар по свече);

- владеть методами индивидуального совершенствования техники и тактики настольного тенниса (на тренажерах, в игре со спарринг - партнером, изучая кинограммы и видеосюжеты выполнения технических элементов высококлассными теннисистами).

После завершения обучения по программе «Настольный теннис» обучающиеся могут продолжить обучение в УлГПУ на факультете физического воспитания, в УлГУ на факультете адаптационная физическая культура.


Формы подведения итогов реализации программы.

Итоговая аттестация знаний, умений, навыков обучающихся в объединении проходит в виде зачетов, сдачи контрольных упражнений и нормативов, товарищеских встреч, турниров, соревнований, эстафет, конкурсов, викторин, тренингов, спортивных праздников.



Условия реализации программы

- помещение для занятий, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям (школьный спортзал);

- оборудование (теннисные столы, шведская стенка, брусья, гимнастические скамейки, тренажеры);

- инвентарь (сетки, ракетки, мячи);

- учебно-методическая литература (учебники, пособия, журналы по настольному теннису, методические разработки составителя данной программы);

- наглядные пособия (фотографии, кинограммы, видеосюжеты, плакаты).



Аналитико-диагностический блок образовательной программы.
Для оценки достижений результатов освоения образовательной программы разработан аналитико-диагностический блок.

Аналитико-диагностический блок дополнительной образовательной программы включает в себя:



  • диагностику обученности (знания, умения, навыки по профилю программы);

  • диагностику обучаемости;

  • текущую диагностику (зачеты по темам, результаты участия в соревнованиях и т.д.).

Диагностика обученности по профилю программы проводится два раза в год:

1 – входная диагностика (сентябрь-октябрь);

2 – итоговая диагностика (апрель-май).

Диагностика проводится по следующим параметрам:



1-й год обучения

1. Скорость реакции:

– поймать теннисный мяч, летящий прямо, вправо, влево (три попытки):



  • высокий уровень – 3 успешные попытки;

  • средний уровень - 2 успешные попытки;

  • низкий уровень – 1 успешная попытка или не справился с заданием.

2. Глазомер:

- определить расстояние до кегли, стоящей в 3-х, 5-ти, 10-ти шагах (три попытки):



  • высокий уровень – 3 успешные попытки;

  • средний уровень - 2 успешные попытки;

  • низкий уровень – 1 успешная попытка или не справился с заданием.

3. Гибкость:

- выполнить наклоны из положения, стоя с касанием пола ладонями:



  • высокий уровень – достает ладонями до пола;

  • средний уровень - достает кончиками пальцев до пола;

  • низкий уровень – достает руками до щиколоток.


2-й год обучения

1. Скорость реакции:

- выполнить 3 упражнения со сменой положения туловища по звуковому сигналу:



  • высокий уровень – 3 успешные попытки;

  • средний уровень - 2 успешные попытки;

  • низкий уровень – 1 успешная попытка или не справился с заданием.

2. Точность ударов:

- провести удары теннисным мячом в зону накатом справа, слева:

  • высокий уровень - 10 попаданий;

  • средний уровень - 8 попаданий;

  • низкий уровень - 5 попаданий и менее.

3. Ловкость:

- выпады вперед, назад, вправо, влево:



  • высокий уровень - 3 серии за 10 секунд;

  • средний уровень - 2 серии за 10 секунд;

  • низкий уровень - 1серия за 10 секунд.


3-й год обучения

1. Прыгучесть:

- прыжки со скакалкой за 30 секунд:

  • высокий уровень - 50 прыжков;

  • средний уровень - 40 прыжков;

  • низкий уровень - до 30 прыжков.

2. Точность ударов:

- точность ударов в зону при выполнении топ-спина справа:

  • высокий уровень – 8 попаданий;

  • средний уровень - 5 попаданий;

  • низкий уровень - 3 попадания.

3. Выполнение подач:

- выполнение подач с вращением:



  • высокий уровень – 8 видов;

  • средний уровень - 5 видов;

  • низкий уровень - 3 вида.


4-й год обучения

1. Скоростная выносливость:

- челночный бег (3х10 метров):



  • высокий уровень – 7,3 сек.;

  • средний уровень - 8,0 – 7,6 сек.;

  • низкий уровень – 8,2 сек.

2. Точность ударов:

- точность ударов в зону накатом, подрезкой справа и слева:



  • высокий уровень – 20 попаданий;

  • средний уровень - 15 попаданий;

  • низкий уровень - 10 попаданий.

3. Теоретический блок:

- знание правил судейства (Правила на 2001-2005 гг. Международной федерации настольного тенниса (ИИТФ) Лондон-Москва, 2001):



  • высокий уровень – 30 правил;

  • средний уровень - 20 правил;

  • низкий уровень - 10 правил.


Критерии оценивания: каждое задание оценивается по 3-х бальной системе, и результат записывается в таблицу:

3 балла – обучающийся справился с заданием без помощи педагога.

2 балла – обучающийся частично справился с заданием при подсказке педагога или допустил ошибки..

1 балл – обучающийся не справился с заданием.




Ф.И.


обучающихся

Входная


Диагностика

Итого

Итоговая


диагностика

Итого

Скорость реакции

Глазомер

Гибкость




Скорость реакции

Глазомер

Гибкость




1

Иванова

























2

Петров
























  1   2   3   4   5   6   7   8