страница1/3
Дата15.04.2019
Размер0.83 Mb.
ТипРеферат

«Формирование в семье культуры физического воспитания детей дошкольного возраста»


  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный педагогический институт»

в г. Железноводске


Психолого-педагогический факультет

(заочное отделение)

Кафедра общей и социальной педагогики и психологии

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
Тема: «Формирование в семье культуры физического воспитания детей дошкольного возраста»
студентки 4 курса группы Б4ПСП1

направление 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиль «Психология и социальная педагогика»



Екимовой Вероники Валерьевны
Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики и психологии



Магомедов Руслан Расулович
Рецензент:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики и психологии



Суменко Лариса Васильевна


Работа допущена к защите

«____» ___________2015 г.



Дата защиты «____» ________ 2015 г.

Зав. кафедрой общей и социальной педагогики и психологии

_______доцент Е.В. Шельпова



Оценка «________________»

г. Железноводск, 2015г.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ……………..…………………....................................................................6

1.1. Теоретические аспекты изучения проблемы культуры физического воспитания в семье и психолого-педагогической литературе…….………….6

1.2. Особенности физического развития детей дошкольного возраста...9

1.3. Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста……….…………………………………………………14

Выводы по первой главе………………………………………………….21


ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ…………………….…….......24

2.1. Средства физического воспитания дошкольников в семье……….24

2.2. Формы организации культуры физического воспитания дошкольника в семье………………….………………………………………..36

2.3. Закаливание детей как средство укрепления здоровья………….42

2.4. Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию детей……………………………………………………………….46

2.5. Анализ опытной работы по формированию культуры познавательного интереса к физическому воспитанию в семье дошкольников…………………………………………………………….……56

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………65

ЛИТЕРАТУРА…..………………………………………………………67

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………70

Практические рекомендации……….…………………………………73

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества возрастает роль воспитания здорового поколения. Она приобретает в настоящее время особую актуальность в связи с тем, что с каждым годом увеличивается заболеваемость у детей. Причины ухудшения здоровья зависит от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни.

Одни из них в большей степени относятся к параметрам, не зависящим от самого человека, другие, как, например, образ жизни, в наибольшей степени связаны с культурой, воспитанием индивида. Этот факт дает основание полагать, что проблема физического воспитания личности выступает именно как педагогическая проблема.

Исследование роли культуры физического воспитания в системе воспитания личности нашли отражение во многих литературных источниках. Психолого-педагогические исследования связаны с такими именами, как Л.С.Выготский, В.А. Сухомлинский, Л.И. Лубышевой, В.А. Пономарчук, В.Кудрявцева, Э.Я Степанковой, К.Д. Чермита, Н.Х. Хакунова, Р.Р.Магомедова и др.

Очень важным является вопрос, какое место занимает семья в физическом воспитании детей. Этой проблеме посвящены исследования работы Э.Я. Степаненковой, В.И. Жолдок, Г. Доман, Д. Доман, Б. Хаги, Т.Дороновой, М.Н Ильиной, Л.Б. Фисюковой, И.Я. Студеникина и др.

Проблема исследования заключается в определении средств и форм влияния семьи на физическое воспитание личности дошкольника. Решение этой проблемы составляет цель исследования. Таким образом, мы и определили тему нашего исследования «Формирование в семье культуры физического воспитания детей дошкольного возраста».



Объект исследования: физическое воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование культуры физического воспитания дошкольников в условиях семьи.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить средства и формы влияния семьи на физическое воспитание личности дошкольника.

3. Обобщить опыт работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей.



Гипотеза исследования: повышение эффективности в формировании культуры физического воспитания и познавательного интереса дошкольников возможно, если:

- дошкольнику в формировании культуры физической и познавательных интересов помогают не только воспитатели, инструктора физической культуры ДОУ, но и родители;

- в семье физическая культура, мотивация и интересы совпадают с интересами их родителей, и родители способствуют развитию интереса, используя разнообразные пути сотрудничества со своими детьми.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической и специальной литературы.

2. Опрос, беседа.

3. Обобщение опыта работы.

4. Методы математической статистики.



Практическая значимость исследования заключается в том, что имеющиеся выводы и методические рекомендации могут найти применение в практической деятельности педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями.

Экспериментальной базой исследования были дошкольники и семьи детей посещающих Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Комбинированного вида № 34 «Колокольчик» г. Моздок Республики Северная Осетия-Алания.

Структура выпускной квалификационной работы. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ


1.1 Теоретические аспекты изучения проблемы культуры физического воспитания в семье и психолого-педагогической литературе
На современном этапе развития общества одной из актуальных проблем является физическое воспитание подрастающего поколения. Основы воспитания здорового, жизнерадостного, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка закладываются уже в дошкольном возрасте.

Исследование роли культуры физического воспитания в системе воспитания личности нашли отражение во многих литературных источниках. Проблемы физической культуры личности и физического воспитания детей и подростков нашли отражение в трудах В.К. Бальсевич, П.А. Виноградова, Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова, Г.П. Юрко, Р.Р. Магомедова, С.О.Филипповой и др.

Правильное физическое воспитание – одна из ведущих задач дошкольных образовательных учреждений. Однако не следует забывать о роли семьи в воспитании детей в целом, и в физическом, в частности, так как особое место в жизни ребенка занимает семья, родители, ближайшие родственники. Именно в семье закладываются основы общей культуры, осуществляется передача культурных традиций между поколениями, происходит процесс социализации и постижения личностью ценностей окружающего мира.

Подавляющее большинство ученых сходятся во мнении, что у семейного воспитания есть свои преимущества: в семье закладываются основы воспитания, здесь оно наиболее продолжительно по времени, более эмоционально, неформально. Никто, никогда не может заменить и не заменит того, что семья и родители дают детям - именно, родительскую заботу, любовь, помощь [4, 9, 13, 24, 43].

Важнейшая функция семьи – воспитание детей, обеспечение их всестороннего развития и подготовки к обучению в школе. В значительной мере все это зависит от воспитательного потенциала семьи, т.е. комплекса факторов и условий, которые в совокупности определяют ее педагогические возможности. Обобщая мнения разных авторов, к ним следует отнести материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, ее нравственный и эмоционально-психологический климат, уровень развитости семейного коллектива, характер отношений между ее членами, трудовую атмосферу семьи, жизненный опыт и культурно - образовательный уровень взрослых членов семьи, наличие свободного времени и характер организации семейного досуга, личный пример родителей, возможность использовать средства массовой информации и культуры, уровень педагогической культуры взрослых членов семьи (в первую очередь отца и матери), семейные традиции, особенности профессионального опыта родителей и др.

Физическое воспитание в Педагогическом словаре определяется как воспитание, осуществляемое в целях укрепления здоровья человека и достижения правильного физического развития [25].

Физическое воспитание определяют также как педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка [41]. Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания, включает развитие физических качеств (выносливости, ловкости, быстроты, силы, гибкости, равновесия, глазомера).

Физическое воспитание в семье предусматривает решение важных социальных задач:

1) сохранение и укрепление здоровья всех членов семьи;

2) повышение работоспособности взрослых и улучшения уровня восприятия на занятиях у детей;

3) закаливание организма, повышение его адаптационных возможностей к различным температурным условиям;

4) всестороннее физическое развитие;

5) развитие у детей двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости);

6) вооружение детей теоретическими сведениями по вопросам физической культуры; здорового образа жизни;

7) воспитание у детей устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях;

8) формирование у детей среднего и старшего возраста навыков организации и проведения занятий в семье с младшими;

9) устранение недостатков физического развития (нарушение осанки, плоскостопия и т.д.).

Как отмечается, физическое воспитание детей в семье – это, прежде всего, постоянная забота родителей о сохранении и укреплении здоровья ребенка, о закаливании его организма и соблюдении режима сна, систематические занятия с детьми физическими упражнениями. Но здесь хотелось бы подчеркнуть, что здоровье ребенка как социальная ценность - многофакторное явление и включает оно в себя не только физические аспекты, физические или анатомические, но и психические, психологические, социальные. В этом значении здоровье ребенка приближается вплотную к понятию культуры личности ребенка.

Формирование физической культуры личности – многогранный, сложный по структуре и длительный по времени процесс. Его следует начинать еще до рождения ребенка, т.е. с формирования физической культуры родителей и особенно матери, каждому возрастному этапу должны соответствовать адекватные методы, средства, формы, только тогда будет обеспечен постоянный интерес к этой деятельности, а на его основе формирование потребности в ней. Особенностью формирования физической культуры личности уже на ранних этапах является формирование деятельного и самостоятельного отношения к собственным занятиям физическими упражнениями. На этом этапе развития ребенка семья и образовательное учреждение должны объединить усилия и помочь ребенку приобщиться к ценностям физической культуры [11].

Физическая культура – часть общей культуры, характеризующая достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека [41]. К сожалению, надо констатировать, что современная педагогика ориентирована лишь на процесс физического воспитания, но отнюдь не на формирование физической культуры личности.

Проблема физического совершенствования детей решается, как правило, за счет совершенствования образовательных программ, либо совершенствования методики преподавания физического воспитания.

Вместе с тем нельзя не обратить внимания на тот факт, что далеко не все выпускники дошкольных образовательных учреждений отличаются крепким здоровьем и достаточным уровнем физической подготовленности. Данное положение является следствием того, что не удаляется должного внимания выработке у детей сознательного отношения к своему здоровью, воспитанию привычки к систематическим занятиям физкультурой.

Особенностью целевой установки процесса физического воспитания, помимо решения проблем физического самосовершенствования, должны стать:

- задача подготовки детского организма к жизни, обеспечению здоровья средствами физической культуры;

- воспитание установки на собственное самосовершенствование и обучение принципам самоконтроля и контроля за физической нагрузкой во время занятий;

- обоснование таких видов физических упражнений, которые можно было бы использовать в продолжение всей последующей жизни.

Главными в этой связи должны стать проблемы оптимизации физического воспитания детей, поиск путей гармоничного развития их физического потенциала, непротиворечивых подходов в осуществлении единства всех сторон воспитания личности человека. Должны уйти в прошлое преувеличения и крайности в оценках значения различных сторон физической подготовленности. Через категорический отказ установки «возьми у природы, человека столько, сколько можешь» и от промежуточной установки «не повреди», педагогика, разрабатывающая технологии физического воспитания и спортивной подготовки, должна прийти к этико-методологической форме «помоги, не повредив» [7].

В семейном физическом воспитании уместно обратить внимание на то, что весьма важное значение для формирования личности ребенка имеют такие параметры родителей, как уровень образования или общий культурный уровень, социальное положение.

Опыт совместных занятий родителей с детьми приносит следующие положительные результаты:

- пробуждает у родителей интерес к уровню двигательной зрелости детей и способствует развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;

- углубляет взаимосвязь родителей и детей;

- предоставляет возможность познакомиться с физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;

- позволяет с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служит взаимообогащению, способствует всестороннему развитию ребенка.

Следует подчеркнуть, что совместные занятия имеют большое воспитательное значение не только для детей, но и для родителей, последние становятся организаторами разнообразных форм физического воспитания для своих детей и сами активно участвуют в их проведении.


1.2. Особенности физического развития детей дошкольного возраста
Начиная с первого года жизни ребенка, необходимо создавать условия для формирования у него произвольных движений, двигательных функций как при организации, так и в свободной двигательной деятельности. Под воздействием физических упражнений и подвижных игр происходит становление и тренировка центральной нервной системы, психическое и моторное развитие ребенка. Именно на первом году появляются первые основные жизненно важные движения: развитие кисти руки и, как следствие, функций схватывания, бросания, захватывания; к 6-7 месяцам ребенок начинает ползать.

На втором году жизни ребенок овладевает ходьбой, а к концу его начинает бегать.

На втором и третьем году под воздействием воспитания и обучения у ребенка качественно совершенствуются навыки бросания, ловли, ползания, лазания.

На третьем году жизни появляются подготовленные к прыжкам движения, к концу этого возраста ребенок овладевает прыжками с движением вперед. К трем годам он не только овладевает почти всеми основными, но и начинает применять их в повседневной жизни.

У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества.

Таким образом, понимание особенностей развития нервной системы ребенка позволят педагогам посредством упражнений и подвижных игр укреплять и совершенствовать его нервную систему.

За период раннего и дошкольного детства непрерывно изменяются показатели физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки.

За первый год жизни рост ребенка увеличивается примерно на 25 см. К 5 годам он удваивается по сравнению с первоначальным.

Масса тела ребенка на первом году жизни устраивается по сравнению с массой при рождении. После года отмечаются прибавки на каждом году жизни по 2-2,5 кг. К 6-7 годам она удваивается по сравнению с показателями годовалого ребенка.

Окружность грудной клетки при рождении - 32-34 см. В течение первых 3-4 месяцев жизни она увеличивается на 2,5-3 см в месяц, затем прирост ее снижается. В конце года она составляет около 0,4-0,5 см в месяц, за первый год окружность грудной клетки увеличивается на 12-15 см. Примерно так же происходит увеличение грудной клетки за весь остальной период дошкольного детства.

Величина окружности грудной клетки зависит от упитанности, физического развития и подготовленности ребенка.

Окружность головы при рождении ребенка примерно 34-35 см. В первые 9 месяцев она увеличивается на 3-3,5 см в квартал. В дальнейшем ее рост резко замедляется, возрастая в течение 2-3 года жизни на 1-1,5 см в год. Изменение окружности головы в раннем возрасте определяется увеличением массы головного мозга. Под воздействием физических упражнений улучшается не только физическое развитие ребенка, его телосложение, но и развитие и совершенствование массы головного мозга.

Костная система ребенка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко поддаются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. Эти особенности костной системы требуют внимания педагогов к подбору физических упражнений, мебели, одежды и обуви в соответствии с функциональными и возрастными возможностями ребенка.

Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается с 2-3 лет. Оно происходит постепенно в течение всего дошкольного детства. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие позвоночника играет жизненно важную роль и влияет на формирование правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную системы. S-образный изгиб позвоночника предохраняет скелет от травм при выполнении физических упражнений.

В дошкольном детстве происходит формирование свода стопы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продолжается с освоением ребенком ходьбы весь дошкольный период. В укреплении свода стопы важнейшую роль играют физические упражнения. Важно также подобрать ребенку соответствующую обувь.

Развитие костной системы скелета тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий, связочно-суставного аппарата.

Мышечная система у ребенка раннего возраста развита недостаточно, мышечная масса у него составляет около 25% массы тела. По мере развития движений ребенка увеличивается масса и сократительная способность мышечной ткани. Под воздействием физических упражнений происходит увеличение силы мышц.

В младшем возрасте у ребенка мышцы-сгибатели развиты больше, чем разгибатели, поэтому часто его движения и осанка бывают неправильными: сутулая спина, опушенная голова, сведенные плечи и т.д. К 5 годам увеличивается мышечная масса, нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличивается сила и работоспособность мышц. Сила мышц увеличивается с 3,5-4 кг в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) до 13-15 кг к 7 годам. С 4 лет появляются различия в показателях у мальчиков и девочек. Значительно увеличивается становая сила - сила мышц туловища. Она увеличивается к 7 годам до 32-34 кг по сравнению с 15-17 кг в 3-4 года.

Статистическое состояние мышц называется мышечным тонусом. В первые месяцы жизни у ребенка преобладает тонус мышц-сгибателей над разгибателями. В раннем возрасте мышечный тонус уменьшается под воздействием гимнастики и массажа.

Мышечный тонус в дошкольном возрасте имеет большое значение для формирования правильной осанки. Мышечный тонус туловища создает естественный «мышечный корсет». С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Это является результатом, как регуляторного функционирования центральной нервной системы, так и положительным воздействием физических упражнений.

В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая система претерпевает морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается с 70,8 г у 3-4-летнего до 92,3 г - у 6-7-летнего. Увеличивается сила сердечных сокращений, повышается работоспособность сердца.

С возрастом поднимается, артериальное давление на первом году жизни оно составляет 80/55-85/60 мм рт.ст., а в возрасте 3-7 лет оно уже в пределах 80/50-110/70 мм рт.ст.

По мере развития ребенка уменьшается частота дыхания: к концу первого года жизни она равна 30-35 в минуту, к концу третьего - 25-30, а в 4-7 лет - 22-26. У ребенка нарастают глубина дыхания и легочная вентиляция. Это свидетельствует о расширении двигательных морфологические и функциональные возможности: повышается тренированность мышц, работоспособность, совершенствование организма.

В процессе возрастного развития ребенка установлены критические этапы совокупности морфологических и функциональных особенностей, отличных от смежных возрастов.

Исследования показали, что с 3 до 7 лет выделяются третий, пятый и седьмой годы жизни. В этот период происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций организма. Возраст от 4 до 5 лет отличается наибольшей интенсивностью и гармоничностью физического и умственного развития. Таким образом, познание особенностей психофизического развития, формирования двигательных функций позволяет сделать вывод, о необходимости создания для ребенка возможности правильно двигаться, т.е. заложить у него основы физической культуры. Важную роль здесь играют воспитание и обучение.

С развитием человеческого общества сходство между трудовыми действиями и собственно физическими упражнениями утрачивалось. Из сложной двигательной деятельности, связанной с процессом труда, постепенно вычленялись отдельные действия, которые затем стали применяться в физическом воспитании как упражнения (бег, метание, прыжки и др.). Специально создавались упражнения для различных групп мышц. Они выполнялись с предметами и без них. Широко использовались подвижные игры, возникшие на заре развития человеческого общества (горелки, лапта, ловушки и др.). Постепенно появляются и спортивные игры: баскетбол, теннис, хоккей, футбол и т.д.

Развитие и создание физических упражнений не прекращается. В настоящее время создаются новые системы развития двигательной активности ребенка, направленные на его дальнейшее физическое развитие.
1.3. Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста

В последнее время в периодической печати довольно часто приводятся данные, характеризующие постановку физического воспитания и оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. В Проекте концепции дошкольного воспитания, разработанной под руководством В.В. Давыдова, приводятся следующие данные. На каждого ребенка 3-6 лет приходится в среднем 54 дня пропусков посещения детского сада, четвертая их часть связана с заболеваниями, остальные три четверти - с карантином. Количество детей, страдающих ожирением, ежегодно возрастает на 1%. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями, что сокращает их жизнь на 5-20 лет.

Анализ литературных источников, статистические данные и данные социологических исследований показывают, что длительная ориентация на приоритет экономического развития вызвала заметное отставание социально-культурной сферы, которая, в свою очередь, негативно повлияла на воспроизводство населения. В настоящее время мы занимаем 50-е место в мире по уровню младенческой смертности. Все это ставит перед учеными и специалистами в области спорта, просвещения, медицины и ряда других наук задачу по разработке научно обоснованных норм и требований к физической подготовке и двигательной активности различных социально-демографических групп.

В настоящее время необходимо рассматривать здоровье человека в динамическом аспекте, то есть как непрерывный процесс от рождения до глубокой старости. Согласно современным представлениям, особенно большую роль играет здесь период раннего развития.

Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве. Если рассматривать этот вопрос в узком смысле, то мы должны решать его с точки зрения оздоровительных проблем. В этом случае обобщающим моментом является общая физическая подготовленность, которая служит как долголетним фундаментом работоспособности, так и предпосылкой к дальнейшей спортивной деятельности.

Второй аспект проблемы - физкультурно-спортивная ориентация детей и молодежи, ранняя специализация, долголетняя спортивная подготовка. Она требует очень осторожного, а главное научно обоснованного подхода к формированию и развитию детского организма.

До поступления ребенка в дошкольное учреждение по всем вопросам развития, воспитания, охраны его здоровья родителей консультируют работники детской поликлиники, и прежде всего участковый врач-педиатр и медицинская сестра. Здесь также есть проблемы, на которые необходимо обратить внимание. На протяжении долгих лет профилактическая работа в педиатрии направлялась на предупреждение возникающих заболеваний. Однако в современных условиях практическое направление профилактики понимается шире и включает уже не только сохранение здоровья ребенка, но и активные мероприятия по формированию, «строительству» и развитию здоровья.

Когда ребенок поступает в дошкольное учреждение, главными советчиками родителей становятся заведующая, старшая медицинская сестра, воспитатель-методист и, конечно же, воспитатель группы.

А.С. Макаренко писал: «Основы воспитания закладываются до пяти лет, и то, что вы сделали до пяти лет, - это 90% воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается». Считается, что особенности нервной системы, моральные установки, задатки интеллектуального развития определяются именно в указанном возрасте. Это в полной мере относится и к физическому воспитанию. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер. Физическое воспитание ребенка - не простое дело. К сожалению, обычно считают, что для ребенка можно использовать нормативы для взрослых, только в меньших объемах. Это в корне неверно. Дети в два и в четыре года, в четыре и шесть лет - разные. Каждый возраст имеет свою физиологию, свои биологические особенности, свою психологию и моторику. Для того чтобы добиться успеха в физическом воспитании, надо много знать и уметь.

Слабость и не распространенность физкультурного знания, а во многом его недостаточная престижность, отсутствие авторитета в общей системе человеческого знания привели, в конце концов, к формированию некоего стереотипа суждений о физкультурной и спортивной деятельности как о достаточно примитивной и легкой для управления, а тем более для достижения нужного эффекта.

Несомненно, это следствие инерции нашего мышления, неправильного взгляда на дошкольника, на важность его физического воспитания как фактора сохранения здоровья, подготовки к учебной деятельности.

В некоторых детских садах практикуют приглашение платных специалистов физического воспитания для целенаправленной работы с детьми. И вот функции физического воспитания начинает выполнять знахарство. Парадокс объясняется тем, что учебными планами и программами институтов физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических институтов не предусмотрены специальные знания по дошкольной педагогике и физиологии, психологии и методике обучения [36]. «Живой материал» физического развития ребенка чрезвычайно рани, и ошибки в практическом и методическом плане могут иметь для массы людей далеко идущие негативные последствия.

Подготовка методистов-воспитателей и воспитателей детских садов возложена на педагогические вузы и колледжи. Программный материал по «Теории и методике физического воспитания детей дошкольного возраста» настолько узок, настолько не согласуется с современными требованиями к физическому воспитанию, что в своем подавляющем большинстве выпускники вышеназванных учебных заведений вооружены примитивными знаниями и умениями в области физической культуры и физического воспитания. Это – кризисная ситуация, если учитывать, что более 50% режима дня дошкольника составляет активная двигательная деятельность. Необходимо уже сейчас думать о подготовке специалистов.

Объем и режим двигательной активности дошкольников требуют от воспитателей знаний и умений на уровне специалиста по физическому воспитанию с высшим физкультурным образованием.

Следовательно, настало время вплотную подойти к разработке идеальной профессионально-психологической формуле руководителя физического воспитания детей дошкольного возраста и прогнозирования его успешной профессиональной деятельности.

Данные условия обязательно должны найти отражение в программе подготовки специалистов по физическому воспитанию детей дошкольного возраста для формирования профессиональных знаний, навыков и умений.

Она должна предусматривать овладение студентами знаниями предмета, умениями и навыками практического их применения в процессе учебно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении в соответствии с определенными требованиями. Учитывая, что школьное образование начинается с шести лет, а уроки физической культуры в школе проводятся учителями физического воспитания, данные требования к знаниям в полной мере относятся и к ним.

Как вывод из вышеизложенного, возникает насущная необходимость дополнить программы и учебные планы институтов физической культуры (ИФК) и факультетов физической культуры (ФФК) или же ввести новый курс «Физическое воспитание детей дошкольного возраста» в программы институтов и университетов. И в том, и в другом случае выпускники должны быть вооружены следующими знаниями:

– по возрастным, психофизическим, индивидуальным особенностям детей дошкольного возраста;

– по основам дисциплин общественно-политического, психолого-педагогического, биологического циклов и частных методик с целью обоснованного осуществления межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе;

– по закономерностям формирования двигательных умений и навыков и развития основных двигательных качеств у детей дошкольного возраста;

– по правильному подбору средств и методов обучения, используя их для решения поставленных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач;

– по правильному планированию содержания частей физкультурного занятия с учетом задач, уровня физической подготовленности, физического развития, состояния здоровья ребенка;

– по дозированию нагрузки при проведении мероприятий, как в режиме дня, так и в повседневной жизни дошкольника;

– по подбору заданий для самостоятельной работы детей дома и на занятиях;

– по работе с родителями, с целью привлечения их к оказанию помощи детям в занятиях физическими упражнениями дома, к организации и проведению занятий с детьми старшей возрастной группы в кружках физической культуры, группах здоровья, к изготовлению нестандартного оборудования и инвентаря.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
1. Потребность формирования культуры физического воспитания в семье и создание программ, нацеленных на приобщение к здоровому образу жизни, обосновывается закономерностями изменений состояния здоровья людей, характера заболеваемости, продолжительности жизни, существенно влияющими на качество жизни человека. Установление зависимости здоровья человека, в большей степени от образа жизни (здорового или не здорового) и, в меньшей - от уровня развития медицины, обоснование возможности самого человека в поддержании собственного здоровья выдвигает задачу перед педагогическим корпусом, органами образования по формированию культуры здоровья.

2. Поскольку все составляющие физического воспитания в семье тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития человека зависит от множества факторов, основной задачей формирования культуры здоровья детей является целостное формирование потребностей к сохранению и укреплению здоровья, к осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством метода воспитания, самовоспитания, создания программ обучения культуре здоровья.

3. Понимание физической культуры, как части культуры здоровья, с позиции его гуманистической и гуманитарной направленности ориентирует на осознание многомерности системно-комплексного характера связей жизнедеятельности человека, его здоровья с социально-культурными и природными детерминантами его бытия.

4. При теоретико-методологическом проектировании основ формирования физической культуры детей дошкольного возраста в семье необходимо:

- ориентировать теоретические разработки в сфере физической культуры дошкольников во взаимосвязи с методологическими уровнями рассмотрения знаний (психолого-педагогическим общенаучным, частнонаучным, отдельного исследования).

- учитывать следующие аспекты связей семейной культуры вообще и физической культуры в частности:

- многообразие содержания культуры, которое позволяет комплексно раскрыть совокупность существенных признаков физической культуры;

- системность рассмотрения культуры, дающее возможность объединить различные аспекты знания о физической культуре в достаточно целостные теоретические научные концепции;

- соотносимость теорий, т.е. взаимообусловленность общей теории физической культуры и ее частной теории - физической культуры дошкольников, по отношению к которой она (общая теория) выступает методологической основой в процессе ее (частной теории) формирования;

- взаимодействие подсистем, которое предполагает нахождение оптимальных путей управления функционированием, как подсистемы (физической культуры дошкольников), так и в целом физической культуры; учет их взаимосвязей со многими компонентами общественной системы;

- связь с практикой: теория физической культуры, способствуя более глубокому пониманию причинно-следственных связей в ее сфере, формирует тем самым более широкое мировоззрение специалистов (профессиональное, социальное, культурологическое).

- в теоретико-методологическом аспекте подойти к обоснованию и раскрытию механизма образования и функционирования ценностей физической культуры детей в семье, приобщения к ним дошкольников с выявлением влияния на этот процесс информационных, правовых, экономических, агитационно-пропагандистских, организационно-управленческих и других факторов.

- более глубоко познать и осмыслить сущность различных форм двигательной деятельности детей, обосновать их рациональное применение.

5. При практической реализации теоретических разработок физического воспитания в семье у детей дошкольного возраста необходимо использовать программы и методики, исходя из сущности, функций, общих задач физической культуры и особенных задач формирования семейной физической культуры у дошкольников; все структурные компоненты физической культуры включать в практическую работу и использовать эффективный инструментарий формирования физической культуры.

6. В качестве основного механизма взаимодействия ДОУ и семьи в физическом воспитании детей можно рассматривать их педагогическое партнерство, как систему координации действий при реализации теоретических, психолого-педагогических, организационных и тактико-методических принципов формирования физической культуры личности дошкольников и их родителей, сестер, братье, бабушек и дедушек.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ


2.1. Средства физического воспитания дошкольников в семье
Проблема средств физического воспитания ни теоретически, ни практически научно до конца не решена, хотя все условия и основания их правильного и конкретного решения давно существует.

Известно, что любая область воспитания, как правило, использует общие и свои специфические, характерные для нее средства. Отсюда вывод: в физическом воспитании используются как общепедагогические, так и специфические средства физического воспитания, хотя на сегодняшний день нет единого и, что главное, правильного определения средств физического воспитания или, вернее, считать ли физические упражнения единственными его средствами.

В теории и методике физического воспитания [19; 20; 21; 36] под средствами физического воспитания подразумеваются только физические упражнения, как основные и специфические.

Вместе с тем большинство специалистов считает, что физические упражнения проявляются в виде игры, гимнастики, спорта и туризма. Таким образом, единственным и основным средством физического воспитания считают физические упражнения. Историки же чаще всего, но, к сожалению, без соответствующего обоснования, к средствам физического воспитания относят физические упражнения и подвижные игры.

Для того, чтобы этот вопрос решить научно, т.е. правильно, следует учесть два обстоятельства. Первое - последовательное поэтапное формирование средств физического воспитания, второе, главное - средства воспитания всегда были производными от поставленных задач.

Этот вопрос достоин особого внимания работников теоретического исследования физической культуры и спорта, поскольку он причисляется к одной из важнейших проблем методики физического воспитания. Но практика показывает, что в последнее время количество используемых на занятиях средств не только заметно уменьшилось, но они превратились в стандартно организованные занятия с узким кругом используемых физических упражнений. Уже это говорит о том, что нельзя все средства физического воспитания ограничить лишь физическими упражнениями.

Основными средствами физического воспитания признаны только физические упражнения, причем считается, будто они в занятиях проявляются в виде игр, гимнастики, спорта и туризма. По этому же принципу (игры, гимнастика, спорт и туризм) – средства физического воспитания.

Физическая культура не должна исчерпываться одними лишь физическими упражнениями в виде спорта, гимнастики, подвижных игр и прочего, необходимы использование естественных сил природы, правильный режим труда и отдыха. Это методологическое положение легло в основу определения специальной группы средств: физические упражнения, естественные факторы природы и гигиенические условия, правильный режим труда и отдыха. Отсюда вывод, согласно которому основными средствами физического воспитания признаны физические упражнения, которые проявляются в виде игр, гимнастики, спорта. Дело в том, что физические упражнения как двигательное действие специально подбираются и в строгом соответствии с конкретными заданиями дозировано используются в физическом воспитании, но в отношении игр этого сказать нельзя, так как, представляя собой определенную деятельность - совокупность двигательных действий, они такой строгой дозировке не подчиняются.

Таким образом, главным здесь все же представляется то, что игра в принципе отличается от физического упражнения, ибо физическое упражнение - это двигательное действие, а подвижная игра - деятельность (а не просто совокупность двигательных действий), по существу форма поведения. И, видимо, не случайно, что в детском возрасте как раз ведущими средствами физического воспитания являются подвижные игры, а не физические упражнения.

Это положение известно в общей педагогике, где игры вообще очень высоко ценятся как средство воспитания, и сами дети считают их чуть ли не единственно приемлемой, наиболее привлекательной формой поведения.

Детям, как известно, не интересно многократно выполнять, отдельные двигательные действия (это стало общим явлением), тем более, если они не связаны с привычной для них средой и фактически носят абстрактный характер. Ребенок любит, когда сам начинает разбираться во всем окружающем, сам определяет свое поведение в той или иной обстановке, находит выход из сложной, часто меняющейся ситуации, хотя это и не обходится без неудач.

Основными специфическими средствами физического воспитания вместе с физическими упражнениями должны быть признаны и подвижные игры. Что касается гимнастики, то она рассматривается, прежде всего, исторически как система физического воспитания, а спортивная тренировка - один из типов специализированных занятий в физическом воспитании. Что касается игровых видов спорта, то их следует считать разновидностями подвижных игр. Конечно, при широком рассмотрении гимнастики, спорта, туризма они одновременно представляют собой и средства физического воспитания с наличием у каждого из них отличительных признаков. Это тем более необходимо отметить, что подвижные игры до сих пор не потеряли связь с конкретной средой своего первоначального формирования.

Игра вообще резко отличается от физических упражнений. Физические упражнения – это действие, игра – деятельность, можно сказать одна из сложных форм поведения.

Научно обосновано, что эффективность физических упражнений достигается лишь тогда, когда они обеспечивают необходимую двигательную нагрузку для детей определенного возраста.

Двигательная активность в границах ниже и выше допустимой нормы способствует задержке роста и развития, а также снижает рабочие и адаптивные возможности развивающегося организма.

В дошкольном возрасте нужно учитывать не только то, что ребенок может усвоить, но и каких физических и душевных сил это требует от него. С течением времени физиологические возможности дошкольника меняются, и долг родителей - укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем. Нормальное развитие и состояние здоровья обеспечивается созданием оптимальных условий, то есть организацией правильного режима, который отвечал бы требованиям педагогики и гигиены, воспитательной работы с детьми, особенно по развитию движений и закаливанию.

И в организме вырабатывается способность адаптироваться к разнообразным требованиям меняющейся обстановки. Это значит тренировать не какие-то определенные способности у ребенка, а упражнять различные группы мышц и соответствующие им нервные центры. Это значит осуществлять тренировку тренируемости. Конечно, хорошо, если ребенок ходит на лыжах или катается на коньках. Но бывает и так: футболисту приходится лезть на дерево, а он не может. Велосипедист не умеет кататься на лыжах, а бегун - плавать.

Организм должен развиваться разносторонне, приспосабливаться к любой мышечной деятельности. В нем надо вырабатывать пластичность высшей нервной деятельности.

Итак, в физическом воспитании детей дошкольного возраста используются следующие средства: физические упражнения (ходьба, бег, упражнения в равновесии, метании, лазании, подвижные игры), спортивные упражнения, гигиенические факторы (режим дня, питание, сон и т.п.), естественные силы природы (солнце, воздух и вода).

  1   2   3