Скачать 160.47 Kb.
Дата08.04.2018
Размер160.47 Kb.
ТипМетодическая разработка

Формирование тактических групповых действий в баскетболе с применением техники обратной связи



ННОУ СПО Кооперативный техникум Тамбовского облпотребсоюза

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему:

«Формирование тактических групповых действий в баскетболе с применением техники обратной связи»

Выполнил: Мукин В.А. – преподаватель физической культуры.

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии математических общих естественно – научных дисциплин и физической культуры.

Протокол №__ от __2014

Председатель цикловой комиссии

________ Л.А. Зайцева

Тамбов 2014

Методическая разработка «Формирование тактических групповых действий в баскетболе с применением техники обратной связи» может быть использована преподавателями на уроках физической культуры.

Целью написания методической разработки является обобщения опыта работы преподавателей физической культуры техникума по организации и проведение занятий группового и коллективного взаимодействия, как одного из важнейшего показателей развития личности студента.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4–5

ХАРАКТЕРИСТИКА БАСКЕТБОЛА КАК СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ…………………………..………………… .6–7

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ БАСКЕТБОЛ …7–9

ТАКТИКА ИГРЫ В НАПАДЕНИЕ………………………………………... 9-10

ГРУППОВЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИКИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ…………………………………………………………10-13

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..14

Введение

Среди большого разнообразия средств физической культуры и спорта одно из ведущих мест занимаю спортивные игры. Современные игры в их современном виде начали складываться в конце XIX и начале XX века. Они представляют собой высшую ступень развития народных игр. Большое разнообразия двигательных действий составляющих содержание игры, способствуют воспитанию силы, быстроты, выносливости, ловкости, моральных и волевых качеств. Одновременно игры позволяют совершенствовать жизненно важные умения и навыки.

Круг игр, используемых в настоящее время в целях физического воспитания, довольно широк. Их принято делить на две большие группы: подвижные и спортивные.

Спортивные игры – это единоборство одних сторон, протекающее в рамках правил, преимущество, в котором оценивается по количеству достижений обусловленной цели.

Спортивные игры отличаются едиными правилами, четко определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и т.п. Соревнование по спортивным играм носит характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

Движения и действия, используемые в спортивных играх, разнообразны: ходьба, бег, прыжки, различные метания и удары по мячу, шайбе. Играющие стремятся, целесообразно применяя игровые приемы совместно со своими партнерам добиться преимущества над соперником, который оказывает активное сопротивление.

Активное сопротивление соперника постоянно изменяет условия осуществления задуманных действий отдельного игрока и команды в целом. Быстрая смена игровых ситуаций ставит перед играющими самые разнообразные задачи, требующие быстрого решения. Для этого необходимо в кратчайшие промежутки времени увидеть создающуюся обстановку (расположение партнеров и соперника, положение мяче), оценить ее, выбрать наиболее целесообразные действия и применить их.

Все это можно осуществить, лишь имея определенные знания, умения, навыки.

Двигательные навыки занимающихся спортивными играми отличаются большой подвижностью динамичностью. Играющие должны уметь выполнять точные передачи, удары по воротам, броски мяча в корзину и т.п. различными способам и в самых разнообразных условиях.

Важной особенностью спортивных игр являются сложные коллективные тактические действия. Большинство видов спортивных игр – командные. По – этому успех в соревнованиях во всем зависит от сложности действий всех участников. Осложняет взаимодействие то, что в игре нет заранее определенной последовательности выполнения игровых приемов постоянного ритма. В каждой ситуацией действия отдельных игроков команды различных, но они должны быть взаимообусловлены и направлены на решение общей задачи. От спортсменов требуется максимум инициативы, творчества и смелости, чтобы согласовать свои действия с партнером и добиться успеха.

Огромное значение в коллективной игре имеет взаимопомощь. Своевременная и правильная помощь партнеру – важный фактор для достижения победы над соперником. Помогая друг другу, как в нападении, так и в защите, игрокам необходимо стремиться создавать постоянное численное преимущество.

В спортивных играх занимающиеся выполняют работу переменной интенсивности, в основном скоростно – силового характера. Относительная мощность ее в различных видах игр различна. Увеличение скорости передвижения и быстроты действия, повышение интенсивности игровой деятельности, происшедшее в последние годы во всех видах спортивных игр, значительно повысили нагрузку на организм игрока. Поэтому в таких играх, как хоккей, баскетбол, волейбол, гандбол, широко используют замены игроков.

Итак, спортивные игры занимают видное место в системе физического воспитания, являются прекрасным средством улучшения здоровья, повышение работоспособности и решения воспитательно – оздоровительных задач. Однако решить весь комплекс задач разностороннего физического развития они не могу. Поэтому необходимо целесообразно сочетать в тренировочных занятиях средства и метода из других видов спорта.

Методическая разработка «Формирование тактических групповых действий в баскетболе с применением техники обратной связи» может быть использовано преподавателями физического воспитания и тренерами спортивной секции по баскетболу при проведении тренировок и занятий по физической культуре.

Характеристика баскетбола

как средства физического воспитания студентов


Баскетбол – одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

Баскетбол имеет не только оздоровительно – гигиеническое значение, но и агитационно – воспитательное. Занятие баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.

В системе народного образования баскетбол включен в программы среднего профессионально – технического, среднего специального и высшего образования.

Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди студентов.

Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства в нашем колледже тесно переплетаются с массово оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек.

Одна из важнейших задач в ННОУ СПО кооперативный техникум Тамбовского ОПС – воспитание студентов потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой задачи требует от

преподавателей физической культуры нашего техникума настойчивости, творчества, умений, знаний и навыков. Прежде всего, надо умет строить не только свою деятельность, но и деятельность студентов на уроках. Причем так, чтобы она имела свое соответствующее продолжение в форме самостоятельной занятий в домашних условий, с целью физического самосовершенствования. А для этого, в первую очередь, надо знать реальную возможность своих воспитанников.

Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол, и собственно игровая деятельность, обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений студентов, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоение двигательных действий игры в баскетболе и сопряженное с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.

Общая характеристика методики обучения баскетболу

Процесс обучения в баскетболе направлен на вооружение студента знания, умения, навыки, постоянное их развитие и совершенствование, а также на формирование системы знаний по вопросам техники стратегии и тактики, правила игры, методики тренировки и т.п.

Решение задач обучения предполагает вооружение занимающихся широким кругом знаний о современной баскетболе, необходимых для понимания изучаемого материала и перспектив его развития, критическое осмысление их. Немаловажную роль здесь играет воспитание у студентов стремления к постоянному развитию творческой мысли, к поискам самостоятельных решений.

Действенность знаний – необходимое условие того, чтобы их можно было применять, на их базе приобретать новые. Это особенно важно для баскетболиста, так как в процессе игры все решения должны приниматься самостоятельно, действовать необходимо быстро и четко.

Значительное место в обучении занимает не только развитие физических и моральных качеств. Но и формирование специальных умений и навыков. Которыми баскетболист должен владеть в совершенстве. Занимающиеся должны научиться рационально пользоваться приобретаемым навыками, опираясь на знания и умения. В этом суть процесса обучения.

Освоение двигательных навыков предполагает такую степень владения движениями, когда управления ими осуществляется автоматизировано.

Как известно в основе навыка лежит система закрепленных связей, для образования которых необходимо многократное повторение их в определенных условиях. Однако степень этих связей должна обеспечить возможность свободного варьирования элементами движения.

Умение – это способность осознанно действовать при выборе нужного движения. Формируя умения высшего порядка. Необходимо проводить упражнения в постоянно меняющихся условиях.

Для сокращения сроков обучения можно выделять отдельные элементы для самостоятельного обучения, однако при этом не должно нарушаться органическое единство деятельности, для этого следует соблюдать определенную последовательность и одновременность в обучении.

В процессе обучения приемам игры важно не только овладение рациональными движениями с биомеханической точки зрения, но и умение применять эти движения в игре. Поэтому обучение техническому приему и индивидуальным тактическим действиям должно идти параллельно.

В начале технику изучают раздельно по приемам; в дальнейшем изолированные приемы объединяют в игровые действия, в которые могут входить два более разных приемов.

Приемы техники нападения изучают раньше, нежели приема защиты. Они предваряю собой овладение соответствующими защитными действиями: лишь только после того, как изучены соответствующие приемы нападения. Можно изучать контрприемы – приемы защиты, направленные на противодействия соответствующему приему нападения.

При изучении сочетаний приемов основное внимание уделяют связкам, если приемы сочетаются по принципу цепочки, когда один прием следует за другим. В связке изучают переход от одного приема к другому, где видоизменяются конечные движения предыдущего приема и начальные следующего.

При овладении двигательными действиями, в которых сочетаются не последовательно, а одновременно, когда один становится как бы фоном другого (например, передача во время бега), изучают согласованность разученных ранее по фазам движения. Часто для этой цели используют подводящие упражнения.

При освоение тактики игры ставят цели:



  • научить целесообразному использованию изученных приемов и взаимодействию с другими игроками в зависимости от обстановки;

  • научить умению создавать наиболее выгодную ситуацию для другого игрока. Позволяющие ему действовать более эффективно.

Изучая любой прием техники или тактическое взаимодействие, необходимо последовательно переходить от одних педагогических задач к другим, основываясь на физиологической природе формирования двигательных навыков.

Тактика игры в нападении

Тактика – это раздел теории и практики, изучающей закономерности развития игры, средства, способы и формы ведения спортивной борьбы и их национальное применение против конкретного соперника.

Современная тактика баскетбола располагает большим арсеналом средств, способов и форм ведения игры. Их наилучшее использование возможно только при правильном учете основных факторов, которые реально влияют на данный, конкретный матч. Они базируются на всесторонней оценке возможностей своей команды и команды соперника (состава команд, уровень тренированности игроков, их моральное состояние, техническое и тактическое оснащенность и пр.) и учете определенных внешних условий, в которых протекает данная встреча (погода, оснащенность и состояние поверхности площадки, особенности оборудования, реакция зрителей и т.д.). Без учета указанных факторов команды не может достигнуть максимального результата.

К средствам ведения игры относится приемы техники. Не владения техникой, играть, по существу не возможно. Однако есть техническая подготовка направленная на изучение структуры движений того или иного приема, то тактическая подготовка выражает баскетболиста знаниями и умение целесообразного применения изученных приемов в условиях борьбы двух команд.

Тактическая подготовка предполагает, прежде всего, изучение различных комбинаций. Под комбинацией подразумевается заранее разученные и согласованные взаимодействия группы или всех игроков команды в пределах конкретной системы, направленные на создание к одному из баскетболистов условий для атаки кольца. Кроме того, комбинация может быть творчески создана и реализована игроками на основе типовых взаимодействий, их сыгранности и накопленного соревновательного опыта.

Формой ведения игры называют внешнее проявление действий команды, связанных с решением определенных тактических задач. Она может быть активной и пассивной. В зависимости от применения активных или пассивных форм тактика носит наступательный или оборонительный характер. Причем оборонительная тактика может быть и пассивна – активна и оборонительной. Та или иная форма ведения игры выбирается тренером, исходя из остановки соревнования и реальных возможностей команды.

Групповые тактические действия

с применением техники обратной связи
Групповые действия – это исключительно важные тактические типовые блоки, из которых складывается фундамент слаженных комбинационных действий команды. В групповых действиях проявляются навыки творческого взаимодействия игроков. Универсальными для тактических схем являются определенные способы взаимодействия двух и трех игроков.

Взаимодействие двух игроков. К основным способам взаимодействия двух игроков относится способ «передай мяч и выходи», а также заслон, нападение и пересечение.

«Передай мяч и выходи». Игрок передает мяч партнеру, с помощью финта на рывок сближается с защитником, выводит его из положения равновесия, а затем стремительно по прямой линии выходит к щиту и получает мяч для атаки кольца.

В другом варианте игрок выполняет финт на бросок, чтобы вынудить защитника выйти вперед и сократить дистанцию опеки для противодействия предполагаемому броску. Если маневр удается, игрок отдает мяч партнеру, делает рывок мимо защитника к щиту и вновь получает мяч в выгодной для броска ситуации.

Для успешного проведения взаимодействия «передай мяч и выходи» часто используют ложные тактические ходы.

Способ «передай мяч и выходи» широко применяется также в ходе быстрого прорыва для стремительного преодоления расстояния до щита соперника и реализации численного преимущества – двое против одного – 2x1. Преимущество использования данного взаимодействия во многом зависит от смелого, решительного рывка баскетболиста к щиту по кратчайшему пути и его готовности получить мяч, не боясь блокировки и толчков соперника.

Заслон. Сущность заслона заключается в следующем: игрок становится вблизи защитника, опекающего его партнера, выбирая место таким образом, чтобы преградить защитнику кратчайший путь, по которому он может

преследовать уходящего подопечного. Игрок задерживает продвижение защитника или вынуждает его двигаться по более длинному пути, чем путь партнера, что позволяет последнему на короткое время освободиться от опеки и атаковать кольцо. При этом игрок, поставивший заслон, не остается неподвижным: встретив защитника, он поворачивается и выходит к щиту для поддержки нападения. Игрок с мячом всегда должен иметь в виду, что партнер, включающийся в атаку сразу после постановки заслона, часто бывает более опасен для соперника.

Существует три варианта заслона: боковой, задний и передний. Если заслоняющий игрок располагается сбоку или сзади защитника, который опекает партнера, то это соответственно боковой или задний заслон. Его цель – освободить партнера с мячом или без мяча для прохода с ведением или выходом в нужном направлении. Если заслоняющий игрок располагает между партнером и опекающим его защитником, лицом или спиной к последнему, он создает передний заслон, цель которого – освободить партнера с мячом для броска по кольцу.

В современной соревновательной практике игроки используют так называемые перпендикулярные (по направлению перпендикулярному лицевой линии) и слепые (защитник не видит игрока, ставящего ему заслон сзади) заслоны, борьба с которым всегда представляет определенную трудность.



«Экран». Прием заключается в том, что игрок оказывается между партнером и опекающими его защитником, затем оба нападающих продолжают совместное движение к щиту противника. Первый игрок образует как бы подвижный экран, защищающий партнера, ведущего мяч, от противодействия соперника. Все это позволяет игроку с мячом выбрать удобный момент для беспрепятственного броска в кольцо со средний дистанции.

Из переднего заслона очень удобно перейти к проведению заслона «экран». Эффективность «экрана» зависит от взаимопонимания баскетболистов. Чтобы заслон достиг цели, его нужно ставить с той стороны от соперника, куда партнеру наиболее целесообразно переместиться. Действия игрока, для которого становится заслон, должны быть согласованы

с действиями партнера, осуществляющего заслон. Он не должен уходить от соперника раньше, чем будет поставлен заслон. Но нельзя и запаздывать с уходом, иначе соперник успеет перестроить защиту.

Применять заслоны для игрока без мяча иногда тактически более целесообразно, чем для игрока с мячом, так как его опекают менее внимательно.



Нападение. Нападающий может использовать любого из своих партнеров, находящихся в данный момент в статическом положении, как заслон на пути опекающего защитника. Пробегая на большой скорости вплотную мимо партнера, нападающий вынуждает опекуна натолкнуться либо на этого партнера, либо на защитника. Тем самым нападающий как бы наводит опекающего его защитника на своего партнера, который находится на предусмотренной позиции. Нападение может осуществляться игроками с мячом и без мяча.

Завершать атаку кольца при ведении игрок может, выполнив обратную передачу мяча партнеру, на которого наводится защитники. В этом случае сразу после осуществления наведения партер должен быстро выходить к щиту соперника.

Во всех вариантах нападения главное – быстрый пробег вплотную к партнеру, на которого наводят соперника. Чтобы осуществить это взаимодействие без особых помех, предварительно выполняют финт на рывок и сближаются с защитником, освободив тем самым желаемое направление. В ряде случаев защитники, стараясь прикрыть проход к корзине нападающего в результате игрок, ведущий мяч навстречу партнеру в этом варианте мяч передается из рук в руки в момент встречи двух игроков. Игрок получивший мяч, предпринимает попытку пройти к щиту соперника или бросить в кольцо со средней дистанции.

Взаимодействие трех игроков. Большинство способов взаимодействий трех игрок построено на основе разобранных уже взаимодействий двух игроков, к которым для промежуточных тактических маневров и передач мяча подключается третий игрок.

«Треугольник». Выгодные игровые положения в нападении могут быть созданы с помощью относительно простого взаимодействия по треугольнику. При этом нападающий с мячом, находящийся как бы в вершине треугольника. Должен быть дальше от щита противника, чем два других партнера, которые выходами вперед угрожают корзине. Продвинувшийся по краю игрок, получив мяч, снова отдает партнеру в центр (на вершину треугольника), оттуда мяч немедленно направляется на другой фланг, где атака завершается. Взаимодействие «Треугольник» требует быстрых передач мяча; оно может осуществляться и со сменой мест. Это взаимодействие особенно эффективно при реализации численного преимущества нападающих над защитниками (3X2) в ходе быстрого прорыва, основанном на сочетании передачи на один фланг и постановки заслона на другом фланге нападения.

«Малая восьмерка». Три игрока, используя последовательное пересечение с ведением мяча, могут взаимодействовать в та называемой «малой восьмерке», где линии передвижения участников напоминают цифру «8». Прием имеет циклический характер и может быть повторен в игре 4-5 раз подряд, пока не будет создана благоприятная обстановка для атаки кольца. Существует несколько вариантов завершения атаки из «малой восьмерки». При этом игрок, ведущий мяч:

а) вместо передачи партнеру выполняет проход к щиту противника;

б) вместо движения на пересечение выполняет после финта неожиданный для противника рывок к щиту по краю площадки и получает мяч для броска в корзину;

в) сразу же после начала ведения передает мяч партнеру, делающему рывок по центру поля к щиту;

г) без колебаний бросает мяч в кольцо в прыжке со средней или дальней (трехочковой) дистанции, если защитники отступают к щиту, чтобы закрыть проходы к нему.

«Секретный выход». Это взаимодействие трех игроков представляет собой пересечение, осуществляемое двумя игроками в непосредственной

близости от третьего партнера (обычно центрового), стоящего спиной к щиту соперника.

«Секретный выход» можно проводить не только прямо перед щитом соперника, но и от боковой линии.

Литература



  1. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол./ А.И. Бондарь – Минск: Полынья, 1986-214с.: ил.

  2. Висел Хол. Баскетбол: шаги к успеху. /Хол. Висел; пер. с англ. В.А. Жукова - М.:АСТ: Астрель, 2009.-240.:ил.

  3. Кудряшов В.А. Спортивные игры. Под общ. Ред./В.А. Кудряшова. Минск, «Вышэйш школа». 1968.-312с.: ил.

  4. Кудряшов В.А. Технические приемы игры в баскетбол./В.А. Кудряшов, Р.В. Мирошникова – Волгоград, 1984.-241с.: ил.

  5. Краузе. Джерри В. Баскетбол – навыки и упражнения: пер. с англ./ Джерри В. Краузе, Дон Мейер, Джерри Мейер. - М.: АСТ: Астрель.2006-211[13]с.: ил.

  6. Линдберг Ф. Баскетбол: Игры и обучение./ Ф. Линдберг. –М.: Физкультура и спорт, 1971.-211с.: ил.

  7. Портнов Ю.М. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры. Под ред. Ю.М. Портнова, - М.: Физкультура и спорт, 1997.-282с.: ил.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Формирование тактических групповых действий в баскетболе с применением техники обратной связи

Скачать 160.47 Kb.