Скачать 172.97 Kb.
Дата05.10.2019
Размер172.97 Kb.
ТипУрок

Формирование самоконтроля у младших школьников на уроках математики



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа №70 имени И.А.Леонова

300910, Россия, г. Тула, пос.2 Западный, ул. Маяковского, 37

Тел.31-33-52


Представление педагогического опыта

ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Выполнил:

учитель начальных классов

Ольга Михайловна Рылова

Тула – 2014


Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….

Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников самоконтроля на уроках математики………………………………………………………………………………..

Глава 2. Формирование самоконтроля у младших школьников на уроках математики (представление собственного опыта)……………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………………………….



Введение

Актуальность: В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечается, что «особенностью содержания современного начального образования является формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности»[53, с.12]. Важным компонентом регулятивных универсальных учебных действий является действие самоконтроля, когда получаемые младшим школьником образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются им самим по отношению к индивидуально формулируемым целям. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию действия самоконтроля.

Формирование умений самоконтроля как проявление активности младшего школьника в учебном процессе является одним из условий повышения эффективности обучения, прочности и сознательности усвоения знаний учащимися, развития их познавательных способностей. Поэтому формированию навыков самоконтроля, воспитанию привычки оценивать результаты своего труда уделяется большое внимание на всех уроках в начальной школе, в том числе и на уроках математики.

Изучению роли самоконтроля в учебной деятельности посвящено немало психолого – педагогических исследований. Более глубоко и основательно вопросы развития самоконтроля рассмотрены в психологии (В.В.Давыдов, А. С. Лында, А. К. Маркова, М. И. Панжина, Г. А. Собиева, Д. Б. Эльконин и др.). В работах педагогов Ю. К. Бабанского, В. С. Леднева, И. П. Подласого, М. Н. Скаткина и др. исследовано значение самоконтроля в учебной деятельности. Г. В. Дорофеев, О. Б. Епишева, Л. В. Занков, С. Г. Манвелов, А. М. Пышкало, Л. М. Фридман рассматривали вопросы формирования действий самоконтроля при исследовании общих положений учебной деятельности. Психологические аспекты развития самоконтроля у младших школьников исследовались С. Н. Костроминой, К. И. Мальцевой, В. И. Махновской, Г. С. Никифоровым, А. К. Сердюком, И. А. Симоненко и др. Проблеме формирования самоконтроля у младших школьников в процессе обучения математике посвятили часть своих исследований Г. В. Дорофеев, Н. Б. Истомина, М. И. Моро, Л. Г. Петерсон и др.

Проблема: Несмотря на то, что вопросами формирования самоконтроля занимаются многие выдающиеся педагоги и психологи, практика все еще показывает недостаточный уровень развития самоконтроля у младших школьников. Об этом наглядно говорит большое количество слабоуспевающих и неорганизованных учеников, переходящих в среднюю школу. По результатам исследования С. Н. Костроминой среди учеников, оканчивающих начальную школу, выявлено только сорок процентов детей, обладающих самоконтролем в учебной деятельности [4, с.45]. Причину данного явления мы видим в том, что контроль как компонент учебной деятельности осуществляется учителем, а ученик не обучен этому действию.

Одной из важнейших задач процесса обучения математике является предупреждение ошибок учащихся. Причиной подавляющего большинства ошибок по математике является формализм в знаниях учеников. Решение готовых, однородных примеров и задач одинаковыми приемами в течение длительного времени вырабатывают у учеников начальных классов привычку механически производить заученные математические преобразования в прямом порядке. По результатам исследования А. В. Белошистой более 50 % учащихся 4 класса допускают ошибки при решении текстовых задач разного вида[9 , с.15]. Следовательно, и на сегодняшний день проблема самоконтроля при решении заданий различного вида в процессе обучения математике актуальна.



Цель моей работы: подобрать теоретически обоснованную совокупность заданий, направленную на формирование у младших школьников самоконтроля на уроках математики и опытно - экспериментальным путем проверить ее эффективность.

Гипотеза: Формирование самоконтроля у младших школьников второго класса в процессе обучения математике будет идти более эффективно, если в урок математики включать задания:

-на сверку с образцом;

-на пошаговый контроль;

-на прикидку результата.

Для достижения данной цели передо мной стояло несколько задач:


  • собрать практический материал по названной теме, систематизировать его;

  • привлечь внимание коллег к актуальности этой проблемы.


Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников самоконтроля на уроках математики

Разработан, апробирован и утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения для начальной школы. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.

«УУД - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Основы универсальных учебных действий надо закладывать в начальной школе на всех уроках»[5,с.19].

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностные;

2) регулятивные (включает и действия саморегуляции);

3) познавательные;

4) коммуникативные.

Важным компонентом регулятивных универсальных учебных действий является действие самоконтроля. Оно состоит «в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона»[53,с.10].

В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Между тем практика показывает, что именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся[4, с.45].

Обратимся к тому, как в психолого - педагогической литературе определялся самоконтроль некоторыми исследователями. Согласно определению А. В. Петровского: «Самоконтроль – это осознание и оценка субъектов собственных действий, психических процессов и состояний.»[50, с.87].

Д.Б. Эльконин немного иначе формулирует понятие самоконтроля, но смысл его остается тем же: «Действие контроля состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ»[56, с.143].

В двух следующих определениях самоконтроль рассматривается более широко. Так, в определении, данном И.И. Кувшиновым самоконтроль, отождествляется с сознательной деятельностью вообще: «Самоконтроль - это сознательное регулирование и планирование деятельности на основе анализа происходящих в предмете труда изменений, позволяющее достичь поставленной цели» [42, с.27]. Г.А.Соболева считает, что «самоконтроль - это умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам и мыслям, регулировать свое поведение и управлять им. Самоконтроль связан с личностью в целом» [42, с.30].

Ю.К. Бабанский определил самоконтроль «как умение самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруженных пробелов» [6, с.30].

В настоящее время изучению роли и влияния самоконтроля учащихся на учебную деятельность посвящены работы таких педагогов и психологов, как С.И. Костроминой, А.К. Марковой, А.Б. Орловой, А.Г. Пачиной, И.В. Тухман и другие.



При всем разнообразии определений самоконтроля в это понятие обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия – его хода, или его результата, или того и другого вместе – с эталоном, образцом. В одних случаях под образцом понимают заданный результат действия, в других – образцом является сам порядок выполнения основного действия, содержание и последовательность его операций. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.

Ученик владеет самоконтролем, если умеет сознательно подчинять свои действия заданному комплексу требований (правилу); изменять (сохранять) состав действий, определяя субъективные трудности; сличать действия с образцом, заданным через систему условий или материально.

В соответствии с уровнем сформированности действия контроля выделяют несколько видов самоконтроля: по результату (итоговый) – состоит в сличении результата с заданным образцом, т.е. совершается проверка; пооперационный (пошаговый) – состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности произведенных действий, обращает внимание учащихся на способ осуществляемого ими действия; предваряющий (прогнозирующий) – дает учащимся возможность предвосхищать результаты еще не осуществленного действия.

В структуре самоконтроля можно выделить следующие звенья:

• уяснение учащимися цепи деятельности и первоначальное ознакомление с конечным результатом и способами его получения, с которыми они будут сравнивать применяемые ими приемы работы и полученный результат;

• сличение хода работы и достигнутого результата с образцами;

• оценивание состояния выполняемой работы, установление и анализ допущенных ошибок, выявление их причин (констатация состояния);

• коррекция работы на основе данных самооценки и уточнение плана ее выполнения, внесение усовершенствований.

В результате развития психических процессов у младшего школьника при проведении специальной работы его уровень, по определению Г. В. Репкиной и Е. В.Заики [48, с.29], должен повышаться от контроля на уровне непроизвольного внимания до актуального рефлексивного контроля.


Глава 2. Формирование самоконтроля у младших школьников на уроках математики (представление собственного опыта работы).

С целью выявления уровня сформированности самоконтроля у младших школьников на уроках математики была проведена опытно-экспериментальная работа.

Базой исследования была МКОУСОШ № 70 2 «Б» класс, в составе 10 учащихся. Дети обучаются по традиционной системе (1-4) для начальных классов, по программе под авторством М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой.

Для определения уровня сформированности у учащихся самоконтроля была подобрана методика: « Продолжи узор» Г.Ф. Кумариной [31, с.37] Полученные результаты я распределила по уровням сформированности самоконтроля, выделенным Г.В.Репкиной и Е.В.Заикой (6 уровней).

По результатам диагностики и наблюдениям на уроках математики за учениками 2 класса я сделала вывод, что низкий уровень самоконтроля у 7человек (70%). Средний уровень самоконтроля показали 2 человека(20%) , к высокому уровню близок только один человек(10%).

Умение осуществлять самоконтроль развивается постепенно в процессе выполнения специально подобранных тренировочных заданий, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное восприятие, понимание, запоминание учебного материала. Я подобрала совокупность заданий, способствующих формированию у младших школьников самоконтроля, все задания поделила по сложности на 3 группы. Приведу в качестве примера некоторые задания.



1 группа заданий. Задания на сверку с образцом.

Цель: формирование итогового самоконтроля.

Описание: Задания следует применять на начальном этапе обучения. При выполнении заданий ученики должны иметь возможность сверить свой результат с образцом. Эта проверка сначала должна проходить под руководством учителя: дети вместе с ним ищут соответствие между своим и готовым результатом, путем сравнения их и сопоставления. Чтобы навык устойчиво закрепился, нужно выделять специальное время на уроке для проверки своей работы, по образцу, пока большинство учащихся не начнут делать автоматически, без напоминания учителя. Образец проверки должен быть представлен в наглядном виде. Во время обучения учащихся этой деятельности учитель должен оценивать, прежде всего, как смог ученик сам проверить свою работу и исправить допущенные ошибки. К заданиям данного вида можно отнести и такие, в которых учитель сам делает установку на проверку результата. Для формирования итогового самоконтроля мы применяли также на уроках математики задания по работе с таблицами устного счета. Примеры заданий данной группы представлены ниже.

Задания на сверку готового результата с эталоном.

При самостоятельной работе на уроке ученики получают задание: найти значение выражения, решить задачу или уравнение. Затем учитель на доске или на слайде открывает готовое решение. Ученики сверяют полученные результаты, находят ошибки, исправляют.

а) Найдите значение выражения:

20+10


30-10

40+30


Сверьте свое решение с образцом на доске: 30, 20, 70.

б) Решите задачу:

На полке было 10 книг, а журналов на 5 больше. Сколько журналов было на полке?

Сверьте свое решение с образцом на слайде презентации.

На этапе актуализации знаний учитель может использовать работу с таблицами устного счета. Учащимся раздаются таблицы со столбиками любых примеров. Дается 2 минуты для решения. Учащиеся в тетрадь записывают только ответы. По истечении времени предлагаются ответы, учащиеся проверяют. После чего, каждый подсчитывает количество правильных ответов – баллов. Эти баллы записывают на обложку тетради. Так на протяжении нескольких уроков. Ученики контролируют и правильность выполнения задания, и отработку навыка.

Задания на проверку вычислений.

В данных заданиях учитель сам делает установку на проверку результата. Такие задания можно использовать при выполнении самостоятельных или проверочных работ.

а) Найди значения числовых выражений, сделай проверку: 34+30, 67-20, 90- 70.

б) Реши уравнение и сделай проверку: х+54= 86, 57-у=13



2 группа заданий. Задания на пошаговый контроль.

Цель: Формирование пошагового контроля.

Описание: При обучении этому способу самоконтроля учащимся мы предлагали начать проверку работы не со сверки ответа, а с оценки правильности выполнения каждого этапа решения учебной задачи. На первых этапах работы по формированию этого вида самоконтроля учащимся со средними и слабыми учебными возможностями должны иметь образцы алгоритмов для пошаговой проверки своей работы. Для уроков математики мы подобрали следующие виды данных заданий: круговые примеры, решение взаимообратных задач, решение задач разными способами, дидактические игры. Данные задания мы использовали на основном этапе формирования самоконтроля. Правильность выполнения задания можно проверить, решив его другим способом. На примере конкретной задачи мы предлагали ученикам вспомнить, каким образом, решив задачу другим способом, можно узнать, правильно она была решена или нет. Умение находить разные способы решения задач формирует навыки самоконтроля.

На данном этапе формирования самоконтроля мы предлагали также составить и решить задачи, обратные данной. Мы считаем, что если дети научатся и привыкнут работать с взаимообратными задачами, то постепенно они привыкнут контролировать решение прямой задачи, а значит, у них будет формироваться навык самоконтроля.

В урок математики мы включали также различные дидактические игры: «Цепочка», « Пазлы», «Мозаика». Они также способствуют формированию самоконтроля, так как прийти к верному конечному результату в них можно только предварительно выполнив цепочку промежуточных действий. Примеры заданий данной группы представлены ниже.

На этапе актуализации знаний и подготовки к изучению нового материала можно использовать различные дидактические игры.

а) Реши круговые примеры. Круговые примеры составляются таким образом, что ответ каждого выражения являлся началом, какого - то другого и выполнить данное задание можно только осуществив пошаговый контроль. Такие задания эффективнее всего помещать на слайды презентаций.

8+3 13-3 9+3 12+1

11-2 10-4 15-7 6+9

37-20 17-5 12+6 18-4 14+16 30+7

б) Игра «Цепочка». При выполнении вычислений ученикам необходимо контролировать каждый свой шаг, чтобы получить верный ответ.

27 - 7 +4 + 3 – 6 +5=26;

42 : 7 ∙3 : 3 ∙7 = 56.

в) Игра «Лесенка». Каждой паре детей дается одна карточка с примерами. Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого, задание дается в виде лесенки. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так примеры, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан. Например, на первой ступеньке пример «5-4» и отсюда ответ на пример совпадает с номером ступеньки. Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.


г) Игра «Мозаика». Это нехудожественная аппликация, а решение примеров. Заключается эта работа в следующем: берутся две карточки одинакового размера и расчерчиваются на одинаковые прямоугольники. На одной карточке пишутся примеры, а на другой, в соответствующих местах, ответы. На обратной стороне карточки с ответами наклеиваются забавные рисунки, и разрезается карточка по линии разметки. Получается таблица с примерами и отдельные карточки с ответами. Решая пример, ученик находит ответ и кладет его на место примера. Так заполняется вся таблица. Потом каждый ответ переворачивается, и если все примеры решены, верно, то получится рисунок.


д) Игра « Математические пазлы», которые состоят из: а) поля с ответами, на котором собирается какое-либо изображение; б) пазлов с заданиями. Каждый ученик получает поле с ответами, на котором он будет собирать картинку, и набор пазлов, с одной стороны, которых изображен фрагмент картинки, а с другой - числовое выражение. Ученик должен вычислить значение выражения, найти этот ответ на поле и положить на него пазл изображением вверх. Если все вычисления выполнены правильно, то получится, например, иллюстрация к сказке «Теремок». Побеждает учащийся, справившийся с заданием первым.

е) Графические диктанты начинаются с начала 1 класса и продолжаются до конца учебного года: "Пёсик", "Буквы", "Человек", "Петушок", "Лодочка", "Цветок" и другие. Диктанты способствуют развитию внимания, собранности, самоконтроля. Конечным результатом у первоклассника должен стать рисунок на определённую тему, выполненный на клеточной основе – ребёнок видит свой результат (можно сравнить с заданным образцом у учителя – тогда это будет сличение с образцом).

Проведение графических диктантов дает возможность многоплановому развитию навыка самоконтроля учащихся в процессе их самостоятельной учебной деятельности: от побуждения к самоконтролю до его непосредственного формирования.

ж) Решение взаимообратных задач.

з) Решение заданий разными способами.

и) Тесты, с вариантами ответов.

Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю. Большие возможности для этого представляют компьютерные тесты.

3 группа заданий на прикидку результата.

Цель: формирование прогнозирующего самоконтроля.

Описание: Данные задания учат учащихся предвосхищать результаты еще не осуществленного действия. Эти задания мы использовали на заключительном этапе формирования самоконтроля. Учащиеся со слабыми учебными возможностями не могли с ними справиться, поэтому работали под руководством учителя. Для формирования этого навыка мы учили учащихся способам прогнозирования результата без выполнения работы, для этого при выполнении задания они сначала с помощью учителя, а потом самостоятельно отвечали на вопросы:

• Что нужно для решения проблемы;

• Каким способом её можно решить;

• Достаточно ли у них знаний для выбранного способа;

• В каком виде должен быть представлен результат.

Примеры заданий данной группы представлены ниже.

а) Задания с недостающими, лишними данными.

б) Исправь ошибки.

Такие задания целесообразно вводить на этапе отработки навыка решения задач и нахождения значений выражений.

а) Исправьте ошибки в условиях и решите задачи:

Ваня и Петя играли в шахматы. Ваня выиграл 20 партий, а Петя на 5 партий меньше. Сколько партий выиграл Ваня?

б) У Дуремара 18 пиявок. Он разместил их в банки поровну. Сколько пиявок в одной банке?

в) Проверь правильность вычислений. Исправь ошибки:

84+2 – 40=46, 62 – 7-9=46, 6+34 – 7=30.



Задания на прикидку результатов.

а) «Магические квадраты»

Ученики при выполнении задания должны поместить цифры о 0 до 8 таким образом, чтобы сумма вдоль каждой строки квадрата была равна 15.

Выполняя задания данного вида, ученики должны заранее продумывать, подбирать вместо звездочек нужные числа. Такую работу можно проводить на этапе закрепления и отработки вычислительных навыков.

397 470 * ∙ 6 = 48

+*49 _**9 72: *=9

----- -----

9** *41


Восстанови пропущенные знаки действий.

8 * 7 * 5=10 14 * 10 * 6=10

8 * 7 * 5=6 12 * 2 * 8=18

Спиши, расставляя, где нужно, скобки так, чтобы равенства стали верными.

25 – 20-4=1 18-6+4=8

15 – 6+8=17 30-3+5=22

Сравни, не вычисляя:

20+10 * 20 40+0 * 40

80-60 * 80 19+1 * 19

Данные упражнения мы выполняли в классе на уроках математики в течение полугодия. Для повторной диагностики детей я использовали методику «Кодирование»(ll-ый субтест теста Д. Векслера в версии А. Ю. Панасюка).

Результаты, полученные на контрольном этапе работы, свидетельствуют о положительной динамике в формировании самоконтроля у второклассников на уроках математики.2(20%)ученика имели все еще недостаточный уровень самоконтроля. Но у 6 (60%)был выявлен средний уровень, а у двух учеников (20%) – высокий уровень самоконтроля.

Таким образом, моя цель достигнута, гипотеза подтвердилась. Данные задания учителя начальных классов могут использовать на уроках математики для формирования самоконтроля.


Список литературы.

  1. Ануфриев, А.Ф., Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд., перераб. и доп./ А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина.- М.: изд-во «Ось-89», 2005. -272 с.

  2. Асмолов, А.Г. Виды универсальных учебных действий. Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/ А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2010.- 150 с.

  3. Бабанский, Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности/ Ю. К. Бабанский. – М.,2004.-430 с. 

  4. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций\ А.В. Белошистая. - М.: «Владос». - 2005.- с.240

  5. Кумарина, Г. Ф.Педагогическая диагностика в системе формирования готовности - способности детей к обучению в условиях реализации новых образовательных стандартов: актуальные вопросы теории и практики/ Г. Ф. Кумарина. - М.:УЦ Перспектива,2012.-171 с.

  6. Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека. / Г.С.Никифоров.- Л.: Изд-во Ленинградского ун-та,- 1989. – 192 с.

  7. Репкин, Г. В. Диагностика сформированности учебной деятельности учащихся/ Е.Н. Степанов// Управление школой.- 2009.- №1.- с.98-101.

  8. Сластенин, В.А. Общая  педагогика: Учеб. пособие для студ. Высших учебных заведений в 2 ч. / В.А. Сластенин. – М.: Гуманит изд-во. Владос.- 2003. – Ч. 1. – 288 с.

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М.: Просвещение.- 2009.-21 с.

  10. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития/ Д.Б. Эльконин.- М.: Педагогика. - 2001.-367 с.