Скачать 160.8 Kb.
Дата25.10.2018
Размер160.8 Kb.
ТипУрок

Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся в экологическом образовании




ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Жадан Ирина Георгиевна

МБОУ СОШ № 4, Краснодарский край, г.Тимашевск
В данной статье освещается работа учителя по созданию условий, обеспечивающих развитие способностей учащихся к самосовершенствованию и саморазвитию, формированию компетенций учащихся на уроках экономики и во внеурочной деятельности, через методы и приемы, которые обеспечат соответствие современного обучения к постоянно повышающимся требованиями общества и возможностям будущих специалистов.
Для дальнейшего прогресса в условиях возрастающей глобальной конкуренции наиболее важными факторами конкурентоспособности являются квалифицированные человеческие ресурсы и научная база. Одним из приоритетных становится такое понятие как “компетенция”. Все чаще и чаще используется этот термин. Но, не смотря на возрастающую популярность, все еще нет общепринятого определения. Педагогика понимает под компетентностью уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных задач, проблем и определения личностной позиции. Компетенции, как результат образования рассматриваются в отечественной литературе (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков).

На сегодняшний день нет единой классификации компетенций, так же, как нет и единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у человека. Различные подходы существуют и к выделению оснований для классификации ключевых компетенций учащихся.

В своей педагогической деятельности я опираюсь на классификацию ключевых компетенций, предложенную А.В. Хуторским [1].

Необходимо выделить те компетенции, которые образуют ядро компетентности учащихся в сфере экономики:



  • предметная компетенция («научиться быть»), направленная на формирование способности оценки социально-экономических условий жизнедеятельности человека;

  • методическая компетенция («научиться делать»), направленная на формирование способности решать проблемы в социально-экономической сфере;

  • коммуникативная компетенция («научиться жить вместе»),

  • социальная компетенция («научиться быть ответственным»), направленная на формирование чувства социальной ответственности;

  • образовательная компетенция («научиться познавать») как способность самостоятельно приобретать знания и умения, находить нужную информацию.

Экономические компетенции формируют способность у учащихся видеть, и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, уметь выбирать целевые установки своих действий и поступков; способность видеть, и понимать экономические явления в жизни общества, прогнозировать направление научного использования экономических знаний в практической деятельности человека.

Введение понятия «компетенция» в практику обучения позволило решить типичную для российской школы проблему, когда учащиеся, овладев набором теоретических знаний, испытывали значительные трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает не усвоение учащимися отдельных знаний и умений, а овладение ими комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов. Особенность педагогических целей по развитию компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий учителя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, т. е. его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта [2].

В современной школе обучаются дети с разными способностями. У каждого ученика свои интересы, желания, возможности. Но, не смотря на это, мы должны создать для всех учащихся условия приобретения экономических знаний, воспитать делового человека, личность с развитым экономическим мышлением, готового к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений.

В последнее время возросло количество экономических проблем, решение которых становится актуальным уже практически для каждого человека. Поэтому целью работы является формирование у учащихся элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и экономической компетентности.

Основная цель экономического образования в средних классах — формирование представления об эффективном ведении хозяйства (домашнего и фирмы), обучение умению считать затраты, результаты и эффективность в простейших (типичных) случаях. Отсюда следует, что дети должны знать:

- что такое домашнее хозяйство и фирма;

- затраты, результаты, эффективность;

- уметь считать затраты, результаты, эффективность;

- иметь навыки поиска необходимой информации, партнеров и компаньонов по бизнесу,

- продажи товаров (в играх), исполнительской и управленческой деятельности, анализа вариантов решений.

В этом возрасте дети очень подвижны, деятельны, еще не ахти как способны к восприятию научной точки зрения, но заметно интересуются вопросом: откуда берутся деньги. Самое время рассказать им об этом на уроках экономики, показать через игры и решение экономических задач.

Как правило, большинство детей к пятому классу уже не один раз что-нибудь покупали, а то и регулярно ходят в магазин за покупками для семьи. Поэтому логично начать изучать экономику с семейного хозяйства. За счет часов школьного компонента преподаются часы экономики в V классе по программе «Начала экономики» 5-6 класс, И.В,Ермаков, Т.А.Потасевич «Вита- Пресс» 2011 год.

Более подробное изучение экономики может быть продолжено на элективных курсах «Бизнес и экономика», «Основы менеджмента» - 9 класс, И.В. Липсиц - М. «Вита- Пресс» 2011 год.

Основная цель образования в старших классах в нынешних социально-экономических условиях сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения. Отсюда следует, что старшеклассники должны:

знать основные термины, понятия, определения;

уметь видеть, и проводить логические связи явлений и сущность процессов;

иметь навыки анализа текстов, высказываний, проведения расчетов и т. п.

В средних и старших классах согласно учебному плану экономика ведётся по программам «Экономика» 10-11 класс, «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» 7- 8 класс, И.В. Липсиц - М. «Вита- Пресс» 2011 год. Наиболее действенны методы работы в старшем звене: дискуссия, работа в группах, метод проектов.

В основе формирования экономических компетенций главными будут являться те методы и приемы, которые дадут возможность учащимся узнать новое и сформировать интерес к дальнейшему совершенствованию, как знаний, так и умений в социально-экономической сфере [3].

Поэтому активизация познавательной активности рассматривается как наиболее оптимальный путь к формированию компетенций как основ экономической культуры.

В соответствии с поставленными целями и задачами на уроках применяю различные методы и приемы обучения, направленные на формирование экономической компетенции.

1.Методы и приемы в рамках индивидуальной работы

Индивидуальные методы обучения позволяют решить основную задачу на уроке: обеспечение ориентации школьников на различные требования к усвоению материала за счет уровневой дифференциации.

1.1.Работа по разноуровневым карточкам

Такой вид работы позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей. В структуре уровневой дифференциации по обученности выделяю три уровня: минимальный (базовый), программный и усложненный. Для I уровня предлагаю задания типа: «Допиши определение понятия ресурсы». Для II уровня задание типа: приведи примеры каждой группы ресурсов: природные, трудовые, финансовые, материальные, энергетические, информационные. Для III уровня задание: заполни таблицу «Ресурсы в моей жизни».

1.2.Работа в тетради

Правильное ведение тетради организует учащихся, позволяет быстро найти нужную информацию. Но в рабочей тетради школьники не только конспектируют основные термины, понятия, но и выполняют самостоятельные работы. После изучения раздела предлагаю детям составить кроссворд, состоящий как минимум из 10 вопросов. Для развития творческого потенциала личности учащимся в VIII, IX классах задаю дома написать мини-сочинение по темам: «Что такое экономика?», «Что значит быть рачительным хозяином», «Как организовать малое производство».

Очень важно на уроках экономики постоянно пополнять словарный запас детей, в этом помогают словари и справочники. Такая работа связана с самостоятельным нахождением информации – это в свою очередь развивает способность работать с информацией.

Использование схем, таблиц позволяет наглядно увидеть, и запомнить трудный материал. Большое внимание уделяю работе с текстом на уроке. Ученики получают задание прочитать, и отметить знаком «+»правильные с точки зрения экономики высказывания.

Применяю индивидуальные задания для самостоятельной работы проблемного характера, для выполнения которых необходимо привлечение других учащихся. Это комплексное задание, требующее использования значительного количества информации, распределяется по нескольким учащимся или рабочим группам. Чтобы выполнить задание целиком, учащиеся или группы должны объединить свои усилия и сложить имеющиеся у них

фрагменты информации в один целостный блок.

1.3.Работа с компьютером

Мы живем во время развития информационных технологий, поэтому необходимым условием успешного усвоения материала на уроке является использование ИКТ. Для проверки знаний учащихся использую тренажеры, тесты, позволяющие быстро и эффективно оценить знания учащихся.

1.4.Работа с учебником

Имея на уроке учебник, дети выполняют следующие виды работ: письменно отвечают на вопросы после изучаемого раздела, выбирают из текста понятия, относящиеся к изучаемой теме, придумывают примеры из жизни к новым понятиям, терминам. Например, дети приводят примеры рынков по типу конкуренции.

1.5. Индивидуальные практико-ориентированные проекты, нацеленные на решение социальных проблем. Этот способ использую для активизации знаний учащихся. Он дает возможность каждому учащемуся проявить творческую самостоятельность. Именно таковыми являются бизнес – проекты, которые выполняют учащиеся 9-го класса в рамках курса «Предпринимательство».

2. Методы и приемы в рамках фронтальной работы

2.1.В старших классах я использую фронтальный опрос с предварительным обсуждением ответов (при условиях его систематического использования). За 5- 10 мин. учащимся предлагается ответить на вопросы с элементами проблемности. Задав вопрос, отвожу 1-2 минуты на обсуждение ответа в парах, а если в классе сформировались работоспособные группы, то и в группах. За это время пара (группа) должна предложить согласованное решение вопроса

2.2.Еще один вариант- каждая группа готовит свой фрагмент презентации для общешкольного проекта, из этих фрагментов должна сложиться целостная, выполненная в едином ключе, без разрывов и нестыковок, презентация.

2.3.Ролевая игра

Считаю, что ролевые игры предоставляют детям возможность обучаться на собственном опыте, а не выслушивать мой рассказ. Учащиеся обучаются опытным путем, глубоко вовлекаются в выполнение заданий. Игра позволяет учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями. Игровая деятельность опирается на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределение, саморегуляции, самореализации. Ролевая игра создает потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.

2.4. Деловая игра

На уроке в V классе использую деловую игру «Открываем спортклуб», которая становится основой глубокого понимания учащимися таких экономических понятий, как «инфраструктура», «планирование», «социализация», «маркетинг», «менеджмент», знакомит детей с этапами планирования и организации своего дела; помогает глубже узнать об известных профессиях. В VIII классе в конце года провожу игру «Аукцион». Цель игры: активизировать изучение экономических явлений, познакомить с процедурой проведения аукциона и использования кредита под определенный процент, привлечь к самостоятельной работе по составлению вопросов для каждого тура посредством конкурса.

3.3 Методы и приемы в рамках групповой работы. В их числе:


3.1.Учебная дискуссия

На уроках использую целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины. Дискуссия высоко эффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций. Среди факторов углубленного усвоения материала в ходе дискуссии можно назвать следующие:

-ознакомление каждого участника в ходе обсуждения с теми сведениями, которые есть у других участников;

-допущение различных, несовпадающих мнений и предположений об обсуждаемом предмете;

-возможность критиковать, и отвергать любое из высказываемых мнений;

-побуждение участников к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения.

В ходе дискуссии каждый участник свободно мыслит, и выражает свою точку зрения. Я стимулирую, побуждаю участников к обмену точками зрения, выполняю следующие задачи:

1.Установление порядка в классе и постановка темы обсуждения.

2.Прояснение целей по ходу обсуждения.

3.Суммирование высказываний.

4. Посредничество и выяснение расхождений и разногласий.

5. Постановка перечня обсуждаемых вопросов.

6. Оценка продвижения класса по ходу обсуждения.

Дискуссии применяю на уроках в XI классах по темам «Многоукладность Российской экономики», «Государство и его цели», «Экономические циклы».

3.2.Самостоятельная работа в парах и в группах

При изучении и закреплении нового материала использую задания, сформулированные таким образом, чтобы требовались моменты сотрудничества между учащимися, а вопрос представлял собой проблему. Использование на уроках наглядных схем, графиков позволяет лучше усвоить информацию. Часто в парах предлагаю перекодировать материал: изобразить материал в виде схемы, рисунка, таблицы.

3.3.Практические работы, проводящиеся в парах и группах

Практические работы дополняю моментами самостоятельного группового планирования в начале работы, и самостоятельного группового самооценивания в конце.

3.4.Групповая форма работы «Мозаика»

На уроках экономики в XI классе использую метод «Мозаика». Разбиваю учащихся класса на группы из 6 человек. Каждая группа получает один т тот же текст, разбитый на части по количеству участников. Присваиваю учащимся и частям в тексте порядковый номер. Учащиеся индивидуально работают каждый со своей частью. Школьников объединяю в новые группы по одинаковым порядковым номерам. Этот переход нужен для частично лучшего понимания текста. Разбиваю новые группы на пары, чтобы школьники обсудили текст. Затем учащихся вновь объединяю в прежние группы, и каждый ученик рассказывает свой материал. Таким образом, за урок дети могут быстро узнать много информации от своих товарищей.

Все используемые мной методы способствуют формированию экономической компетенции. В основе этих методов лежат активные методы обучения, которые помогают приобретению прочных знаний и умений, развивают такие качества детей, как умение анализировать, самостоятельно делать выводы и обобщения.

Экономическая компетентность, несомненно, должна включать практически- деятельностный компонент. Данный компонент рассматривался в качестве основного в содержании школьного экономического образования [4].

Научно-практическая деятельность на уроках и во внеурочное время организована мной среди подростков 13-17 лет. Ребята в этом возрасте не любят механическое заучивание. Поэтому на уроках при изучении конкретных тем, используя методы проблемного обучения, развивающие творчество, самостоятельность в поиске знаний, отмечаю воздействие научно - технического прогресса на экономическое положение в стране, определяю проблемы экономики, стараюсь заинтересовать ребенка, но не даю конкретного объяснение возникшей проблеме, предоставляя возможность ученику самому найти ответы на поставленные вопросы.

Например: Влияет ли работа такого крупного предприятия, как «Нестле» на состояние районного бюджета?

При изучении экономики на уроках-исследованиях – процесс поэтапный.

Первым этапом для осуществления исследовательской работы является работа с дополнительной литературой. Учащегося, прежде всего, необходимо научить проанализировать, осмыслить материал, проявить мыслительную активность в его усвоении.

Вторым этапом является написание докладов, рефератов. Эта работа формирует умение держать себя перед публикой, ребята учатся самостоятельности мышления, подбирать дополнительную литературу по теме, находить в ней нужную информацию.

Третий этап – проведение практических работ. Они позволяют ребятам самим побывать в роли экспериментатора, и учат устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Учебные экскурсии позволяют учащимся, познакомится с рынком труда и образовательных услуг города, района и края.

И последний этап – уроки-исследования, которые включены в рабочую программу, и во внеклассную работу.

Исследовательская работа построена по плану:

1. Предварительный этап: определение того, что необходимо знать об исследуемой экономической проблеме. Выяснение местных экономических проблем. Определение цели исследования и путей её решения. Например, экономическое состояние местных перерабатывающих предприятий.

2. Исследовательский этап: изучение состояния спроса и цены на выпускаемую продукцию, проведение опросов, работа с дополнительной литературой. Затем – планирование эксперимента на основе теоретических знаний и практических умений и проведение эксперимента. Например, определить спрос и предложение выпускаемой продукции.

3.Заключительный этап. Оформление работы, выступления учащихся, обсуждение на школьных и районных конференциях.

В процессе изучения экономики в 10-11 классах разработаны и проводятся такие уроки- исследования как, например - «Понятие бизнес-плана. Его назначение и структура. Процесс планирования»: в ходе проведения работы учащиеся не только знакомятся с тем, из каких разделов состоит бизнес-план, но и разрабатывают свой бизнес-план, выбрав тот или иной вид бизнеса.

При изучении раздела «Финансы» проводятся уроки «Сущность страхования. Страховые услуги. Страхование в России», в ходе которых, школьники учатся применять на практике полученные знания по страховым услугам для решения жизненных проблем: например, как застраховать своё имущество, здоровье, польза страхового пенсионного взноса.

При изучении раздела «Альтернативная стоимость и факторы производства» планируются уроки, имеющие целью показать ограниченность экономических и природных ресурсов. Например, «Потребности, блага и услуги, ресурсы. Ограниченность ресурсов», в ходе изучения этой темы происходит знакомство с таким понятием как - альтернативная стоимость. При изучении данной темы учащиеся понимают, что перед ними всегда стоит альтернатива выбора той или иной потребности. Школьники в ходе исследовательской работы: «Мои потребности при ограниченном семейном бюджете» самостоятельно приходят к выводу, что их потребности должны соотносится с доходом семьи.

Для проверки результативности полученных экономических знаний при использовании уроков-исследований проводятся контрольные работы. Учащиеся справляются с работой на «хорошо» и «отлично».

Таким образом, исследовательскую деятельность учащихся по экономике как средство экономического образования необходимо применять, поскольку она активизирует все виды деятельности учащихся, способствуют развитию их личности и формированию экономического мышления, что позволит перейти от эмоциональных, неаргументированных суждений по экономическим вопросам к объективному и обоснованному подходу к их анализу и решению, заставит мыслить самостоятельно, и, что немаловажно, возрастёт интерес к предмету [5].

Поэтому с 2012 года я создала экономическое научное общество школьников "Экономист", которое работает под девизом: "Путь познания сложен, и тернист, но преодолеть его ты сможешь". Для того чтобы на практике отследить значимость экономических компетенций в развитии учеников разрабатывается проект, цель которого можно кратко сформулировать так: создание условий для экономического развития обучающихся посредством приобщения к основам экономических знаний (наличии экономической и финансовой грамотности).

Основными задачами научного общества " Экономист" являются:

1. Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.

2. Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.

3. Оказание помощи в проведении экспериментальной и исследовательской работы.

4. Организация индивидуальных консультаций в ходе научных исследований.

5. Рецензирование научных работ.

6. Участие в научно-практических, исследовательских конференциях, олимпиадах, интеллектуальных играх.

Целью работы школьного научного общества «Экономист» является экономическое просвещение, образование и воспитание школьников, развитие осознанного, ответственного личного поведения в соответствии с жизненными ситуациями, решение задач в процессе практической экономической деятельности.

Преобладающая форма деятельности – исследовательская работа, которая ведётся по следующим направлениям:

«Предпринимательство и предприниматель»

«Маркетинг»

«Глобальные экономические проблемы».

Показателем результативности реализации научного общества является позитивная динамика учебных достижений обучающихся, а также успешное усвоение профессионально-деловой, экономической компетенции обучающимися. Данную компетенцию школьники в системе применяют в своей учебной, познавательной, творческой деятельности (конференции, дебаты, публичные доклады и т.п.). Развитие у учащихся критического мышления, творческого подхода, инициативности и готовности решать проблемы, оценивать риск и принимать решения конструктивного управленческого характера.

За время деятельности научного общества «Экономист» учащимися были разработаны, и защищены более 15 научно-исследовательских проектов, 10 из них стали победителями и призерами на муниципальном и краевом уровне.

В основе формирования экономических компетенций главными будут являться те методы и приемы, которые дадут возможность ученику узнать новое и сформировать интерес к дальнейшему совершенствованию, как знаний, так и умений в социально-экономической сфере. Поэтому активизация познавательной активности рассматривается как наиболее оптимальный путь к формированию компетенций как основ экономической культуры. Именно работа учителя по созданию условий, обеспечивающих развитие способности учащихся к самосовершенствованию и саморазвитию, остается единственной предпосылкой успешности, которая обеспечивает соответствие современного обучения и постоянно повышающимися требованиями общества к возможностям будущих специалистов.


1.Хуторский А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. – 2003. – № 5.

2. Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте: www/eidos/ru/news/compet.htm.ррррр

3.Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2003.

4.Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно – методическое пособие. - М.: 2005.



5.Мелехина С.И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности. - Киров, 2006.