Скачать 178.1 Kb.
Дата21.10.2018
Размер178.1 Kb.
ТипПояснительная записка

Формирование готовности


«АССОЦИАЦИЯ МОСКОВСКИХ ВУЗОВ»

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

.

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Система организации занятий по формированию готовности субъектов института спорта к современным формам регулирования профессионально-трудовых отношений

Состав научно-образовательного коллектива:

Михайлова Тамара Викторовна, заведующий кафедрой Теории и методики гребного и парусного спорта РГУФКСиТ, к.п.н., профессор.

Литвиненко Алла Юрьевна,ст. преподаватель каф. Теории и методики гребного и парусного спорта РГУФКСиТ.

Крылов Леонид Юрьевич, ст. преподаватель каф. Теории и методики гребного и парусного спорта РГУФКСиТ.

Епифанов Кирилл Николаевич, преподаватель каф. Теории и методики гребного и парусного спорта РГУФКСиТ.

Москва 2010г
Пояснительная записка

1 февраля 2002 года вступил в силу Трудовой кодекс Российской Федерации, где впервые категория лиц «профессиональный спортсмен» отнесена к особой категории лиц, на которых распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Таким образом установилось приоритетное значение специальных норм, направленных на регулирование трудовых отношений профессиональных спортсменов, а в случае отсутствия таких норм – регулирование таковых общими нормами трудового права.

В трудовом кодексе Российской Федерации нашли отражения вопросы, связанные с особенностями правового регулирования конкретных аспектов труда, субъектов профессионального спорта. Этот контекст их трудовой деятельности регламентируется нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, а также локальными нормативными актами, принимаемыми работодателями.

Юридический статус в системе подготовки и выступления спортсмена на соревнованиях определяет договор о спортивной деятельности, который регламентирует совместную деятельность и отношение в ее процессе института спорта, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в спортивных соревнованиях.

Программа курса предусматривает рассмотрение теоретических и практических вопросов становления и функционирования современного спорта, особенностей молодежных  субкультур в системе современного спорта. Правоотношений между субъектами хозяйственной и трудовой деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Программа включает рассмотрение основных источников национального и международного законодательства о физической культуре и спорте, раскрывающих особенности правового регулирования социальных и трудовых отношений в сфере спорта.



Как особо значимые, излагаются вопросы, связанные с трактовкой сферы физической культуры и спорта как социального института, с характеристикой современных представлений о социальных, экономических и правовых особенностях функционирования этого социального института, даются представления об правовых особенностях:

  • федерального и регионального уровня функционирования и финансирования института спорта и разделения полномочий между ними;

  • функционирования спортивных клубов;

  • функционирования института спорта как зрелищной сферы:

  • функционирования института спорта как сферы услуг, в том числе о правовом статусе физкультурно-оздоровительных и спортивно-технических сооружений разных форм собственности;

  • применения гражданского и трудового права при внедрении системы спортивных контрактов;

  • обеспечения правовых основ здравоохранительной политики в отношении субъектов института спорта (спортивной травматологии, профилактики наркомании, преступности и противодействию применения допинга).

Цель программы - сформировать готовность субъектов института спорта к трудовой деятельности в этой сфере, ознакомив с особенностями спортивного права и привив навыки практического использования полученных знаний в контексте адекватного применения законов и других нормативных актов к отдельным вопросам, касающихся физкультурно-спортивной деятельности.

Задачи программы:

  • дать адекватное представление об истории становления спорта как социального института, его социальной сущности и идеологии, месте и роли в современном обществе, взаимодействии государства и социума в этой сфере;

  • сформировать представление о роли законодательства в регулировании правовых отношений в сфере спорта;

  • дать основы знаний по правильному применению нормативных актов к отдельным правовым вопросам, касающихся физкультурно-спортивной деятельности;

  • способствовать формированию правового мировоззрения при освоении конкретных аспектов функционирования спорта как современного социального института.

      В результате изучения курса слушатели приобретают знания по таким разделам как:

  • спортивно-юридические категории;

  • источники законодательства о ФК и спорте;

  • особенности применения гражданского и трудового законодательства;

  • особенности правового регулирования профессионального спорта;

  • требования к экологической безопасности спортивных сооружений;

  • технологии финансирования учреждений ФК и спорта;

  • меры ответственности за экономические преступления в сфере ФК и спорта;

  • правовые основы спортивной травматологии;

  • основы противодействию применения допинга.

Опыт  проведения учебы по формированию готовности субъектов института спорта к деятельности в современных условиях в системе повышения квалификации показал, что программа должна быть рассчитана на 110 часов, из которых 44 отводится на лекционные занятия и 66 часов на занятия семинарские.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

пп

Наименование раздела, темы

Всего часов


(ауд.)

Лек-ции

Семи-нары

1.

Раздел 1. Спорт как социальный институт


16

6

10

1.1.

Тема 1.1. Спорт как исторический феномен





2

2

1.2.

Тема 1.2. Институциональная эволюция российского спорта





2

2

1.3.

Тема 1.3. Взаимодействие государства и бизнеса в современном спорте





2

6

2.

Раздел 2. Предпосылки становления и развития спортивного права


10

4

6

2.1.

Тема 2.1. Понятие и содержание

спортивного права






2

3

2.2.

Тема 2.2. Правовая регламентация субъектов и объектов спортивных отношений




2

3

3.

Раздел 3. Законодательство России о физической культуре и спорте

12

6

6

3.1.

Тема 3.1. Источники законодательства о ФК и спорте




3

3

3.2.

Тема 3.2. Направления совершенствования спортивного законодательства




3

3

4.

Раздел 4. Правовое регулирование социальных и трудовых отношений в сфере спорта

10

4

6

4.1.

Тема 4.1. Регулирование деятельности в профессиональном спорте

на базе трудового права






2

3

4.2.

Тема 4.2. Регулирование деятельности в профессиональном спорте

на базе гражданского права






2

3

5.

Раздел 5. Правовой статус физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений

10

4

6

5.1.

Тема 5.1. Требования к экологической безопасности спортивных сооружений




2

3

5.2.

Тема 5.2. Сеть сооружений профессионального и любительского спорта и сооружений для активно-оздоровительного отдыха человека




2

3

6.

Раздел 6. Финансирование физической культуры и спорта

10

4

6

6.1.

Тема 6.1. Формы государственной поддержки физической культуры и спорта




2

3

6.2.

Тема 6.2. Технология финансирования учреждений физической культуры и спорта разных форм собственности




2

3

7.

Раздел 6. Экономические преступления в сфере физической культуры и спорта

10

4

6

7.1.

Тема 7.1. Незаконное предпринимательство, использование и хищение имущества физкультурно-спортивных организаций, уклонение от уплаты налогов




2

3

7.2.

Тема 7.2. Преступления, связанные с организацией и осуществлением запрещенных видов спортивной деятельности




2

3

8.

Раздел 8. Физическая культура и спорт как фактор профилактики наркомании и преступности

10

2

8

8.1.

Тема 8.1. Молодежные субкультуры в институте спорта




2

4

8.2.

Тема 8.2. Спортивная деятельность в профилактике девиантного поведения подростков







4

9

Раздел 9. Правовые основы спортивной медицины и травматологии

10

4

6

9.1.

Тема 9.1. Основные положения

спортивной травматологии и судебно-медицинская травматологическая

экспертиза





2

3

9.2.

Тема 9.2. Правовые аспекты личного страхования спортсменов, судей и тренеров




2

3

9.

Раздел 9. Правовые основы противодействия применению допинга

12

6

6

9.1.

Тема 9.1. Общие положения об антидопинговой политике в современном спорте




3

3

9.2.

Тема 9.2. Допинг-контроль и ответственность за использование допинга




3

3

Всего часов:

110

44

66



Рекомендованная литература в приложении № 1.
Зачетные требования:  

В результате прохождения курса повышения  квалификации слушатели должны овладеть умением и приобрести навык увязывать правовые знания со структурой, логикой и содержанием физкультурно-спортивной деятельности.



Контроль:

О выполнении поставленных задач будут свидетельствовать данные панельного социологического обследования контингента в конце курса повышения квалификации.

Программа курса предполагает ознакомление слушателей с разработанными принципами и основными положениями спортивных контрактов, которые следует учитывать при их подписании.

Основные  положения контракта, на базе анализа предшественников и обобщения практического опыта, должны предусматривать следующие разделы:


  1. Документы, которыми руководствуются стороны при заключении контракта.

  2. Юридические характеристики сторон:

  • клуба;

  • работника.

  1. Характеристики трудовой деятельности:

  • материальное обеспечение;

  • право на отдых;

  • право на социальную защиту;

  • право на представление интересов;

  • право на участие в профсоюзе;

  • право на использование имиджа сторон;

  • трансферные права;

  • режим трудовой деятельности;

  • страхование;

  • организация научно-методического обеспечения;

  • организация медицинского обслуживания;

  1. Обязательства и ответственность сторон.

  1. Условия прекращения контракта.

  2. Пролонгация обязательств после окончания срока контракта.

  3. Участие государства, его права и гарантии.

  4. Правила оформления контракта.

В качестве практических материалов слушателям предлагаются для изучения содержательные ориентиры положения контракта и разработанные проекты трудовых договоров при необходимости заключения контракта,  касающегося контингента несовершеннолетних.

Содержательные ориентиры, предлагающиеся для изучения, предусматривают следующие моменты:



  1. Чем руководствуются стороны (документы).

  2. Кем нанимается и на каком основании работник? В договоре должны быть указаны:

    • паспортные данные: дата рождения, гражданство (а), а также полный адрес проживания Работника;

    • в случае заключения контракта с несовершеннолетним, должны быть также указаны родитель/опекун, чье согласие на заключение контракта подлежит нотариальному засвидетельствованию;

    • для молодых спортсменов контракт должен обеспечивать право на продолжение своего (неспортивного) образования (обязательное школьное), что также может применяться для подготовки к последующей стадии жизнедеятельности – пост спортивной карьере.

    • полное юридическое наименование физкультурно-спортивной организации (в том числе регистрационный номер) и ее полный адрес, а также имя, фамилия и адрес лица, официально представляющего таковую.

  1. На какую должность?

  1. Условия прекращения контракта с указанием обязательства о времени письменного предупреждения об истечении срока действия контракта или о решении продолжить или прекратить с ним трудовые отношения, возможности прекращения контракта а) при получении травмы и б) без форс мажорных обстоятельств и ответственность сторон при этом.

  2. Обязанности.

  3. Право на отдых (отпуск), в том числе указание продолжительности оплачиваемого отпуска.

  4. Вопросы материального обеспечения с указанием права на гарантированный доход в соответствии с качеством своего труда: зарплата – тарифная ставка-надбавка(вид)-доплата (вид)- премии- бонусы - (регулярная; за месяц, за неделю, на основании выступлений); другие финансовые выплаты (бонусы, вознаграждение за стаж, за выступления на международном уровне); другие блага (нефинансовые, например машина, место жительства); право клуба на штрафы и финансовые последствия в оплате труда в случае существенных изменений доходов клуба.

  5. Право на агента. В контрактах должны быть чётко указаны Ф.И.О. агента, его паспортные данные, номер лицензии, срок действия лицензии, ассоциация ее выдавшая. Если субъекты соглашения не пользовались услугами агента, то этот факт также должен быть отражен в контракте.

  6. Право на участие в профсоюзе.

  7. Право на невмешательство в личную жизнь с указанием исключительной сферы личной жизни Работника, не относящейся к настоящему контракту, в частности, литературная деятельность, а также реклама-рекомендация продукции, не связанной с профессиональной деятельностью.

  8. Право на использование имиджа субъекта института спорта, в том числе указание на: а) право и обязанность на участие в рекламных акциях клуба и личных;  б) право на неограниченное использование его изображения, имя (прозвища, клички и/или художественные имена); в) право на интервью; г) право на использование автографа в виде факсимиле. Следует предусмотреть также вопросы: а) распределения доходов от рекламы, сувениров  и т.д. (дележ, исключительно работодатель и т.д.); б) сроки предоставления вышеуказанных прав (например, ограничено сроком действия настоящего контракта), отношение к последующему медийному и мультимедийному применению в форме архивных изображений; в) ограничительный срок продаж и сбыта продукции.

  9. Отношения с рекламой – клуба и личные: право осуществлять рекламу других лиц, не состоящих в договорных отношениях с клубом, с проговариванием необходимости с предварительного согласия работодателя и права последнего на отказ в таком согласии, если в результате рекламных действий Работника будут нарушены коммерческие интересы Работодателя.

  10. Защита престижа физкультурно-спортивной организации (Работодателя) и сотрудников, связанных с ним договорными отношениями, во время контракта и по его завершении (внутриклубные « тайны»); неучастие в тотализаторах; личное неучастие в «стимулировании».

  11. Трансфертные права физкультурно-спортивной организации, возможности аренды и ее условия, а также проблемы трансфертного контракта.

  12. Право на участие в переговорах о переходе в другую физкультурно-спортивную организацию и обязательства постановки в известность о предложениях.

  13. Право на участие в тренировочных занятиях и соревнованиях вне и помимо физкультурно-спортивной организации.

  14. Охрана труда. Режим труда (спортивный режим) и антидопинговые обязательства.

  15. Страховка.

  16. Организация лечения, медицинского обслуживания, профилактика допинга, право на независимого медицинского эксперта. Организация научно-методического и медицинского обеспечения подготовки Работника, включая: услуги комплексной научной группы специалистов, врача и массажиста. Комплексные и текущие обследования, врачебно-медицинские наблюдения и консультации; лечение в случае необходимости в условиях специализированных медицинских учреждений; вопросы обеспечения медикаментами, витаминами, восстановительными и иными медико-биологическими средствами; право вести соответствующие записи (медицинскую карточку) о травмах Работника, сохраняя при этом конфиденциальность.

  17. Правила юридического оформления документа, где должны быть указаны: а) право на ознакомление с вышеуказанными документами в письменном виде перед заключением контракта; б) право физкультурно-спортивной организации устанавливать в письменном виде соответствующие внутренние дисциплинарные правила, предусматривающие санкции-штрафы и необходимые процедуры, которые Работник должен выполнять. Обязанность Работодателя разъяснить эти правила Работнику, равно как и положение о премировании. Санкции в случае нарушения Работником обязательств, которые он взял на себя по настоящему контракту и право Работника на апелляцию с указанием арбитра (компетентного органа).

Правовое  воспитание поможет  понять субъектам  института  спорта, что вряд ли стоит рассчитывать на «спортивную ренту».

Необходимо уже во время спортивной карьеры начать заботиться о перспективах «после спортивной» жизненной ситуации. Иными словами, необходимо формировать установку на индивидуальную социальную защищенность.




Приложение № 1

Рекомендуемая литература к спецкурсу





  1. Алексеев С.В. Международное спортивное право. – М.: М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008.

  2. Алексеев С.С. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.

  3. Аруцев М.А., Винник В.А., Козлова В.С. Институт спорта в системе формирования ценностных ориентаций молодежи (социологический анализ). – Мн.: ЧУП «КвадратПресс», 2005.

  4. Безруков М.П. Социальная защита и институт спорта (социокультурный анализ). – М.: Тровант, 2001.

  5. Винник В.А., Пономарчук В.А. Предпосылки формирования законодательных основ социальной политики государства в сфере физической культуры и института спорта // Спорт: экономика, право, управление. – 2004. - № 2. – С.2-4.

  6. Гуськов С.И. Любитель или профессионал. –М.: Знание, 1988

  7. Закон о физической культуре и спорте РФ,2007

  8. Козлова В.С. Спорт как социально-зрелищная сфера / Под ред. В.А.Пономарчука. – Минск: Изд. «ВЭВЭР», 2005.

  9. Козлова В.С., Аруцев М.А. Молодежная спортивная субкультура как социокультурный феномен. – Мн.: УП «Технопринт»,2005.

  10. Кузнецова М.М. Готовность субъектов института спорта к профессиональной деятельности: методическое пособие / М.М. Кузнецова, Т.В.Михайлова /– М.,2009.

  11. Кузнецова М.М. Субъекты института спорта как объект социальной защиты / М.М.Кузнецова, Т.В.Михайлова, В.А.Пономарчук / Современный олимпийский спорт и спорт для всех: материалы XI Междунар. науч.конгр., 10-12 окт.2007 г. В 4 ч.Ч.1. Секция / редкол: М.Е.Кобринский (гл.ред.) [и др.]. – Минск: БГУФК,2007. - С.542-544.

  12. Кузнецова М.М. Формирование правовой компетентности субъектов института спорта: методическое пособие / М.М. Кузнецова. – М., 2009.

  13. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие для вузов. –М.: Изд. Центр «Академия», 2001

  14. Медицинский кодекс Международного олимпийского комитета (МОК). -М. Сов.спорт, 2003

  15. Михайлова Т.В. Социально-педагогические основы деятельности тренера. –М.: Изд-во «Физическая культура, 2009.

  16. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. – К.: Олимпийская литература, 1997

  17. Пономарчук В.А., Козлова В.С. Институт спорта (история и реалии). – Минск: БГАФК, 2002;

  18. Пономарчук В.А., Козлова В.С. Институциональный подход к проблеме совершенствования правовых основ управления институтом спорта // Спорт: экономика, право, управление. – 2004. - № 2.

  19. Справочник работника физической культуры и спорта: Нормативные, правовые и программно- методические документы, практический опыт, рекомендации / Автор-сост. А.В. Царик. –М.: Советский спорт, 2002

  20. Супиков В.Н. Институт спорта: Проблемы регионального управления / Под ред. В.А.Пономарчука. – Минск: ФУАинформ, 2004.

  21. Супиков В.Н. Спорт как сфера услуг: экономика, право, управление / Под ред. В.А.Пономарчука. - Минск: ФУАинформ, 2005.