Скачать 93.71 Kb.
Дата06.02.2018
Размер93.71 Kb.

Формирование готовности молодежи к выбору педагогической профессии как фундамент профориентационной компетентности будущего специалиста



ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ МОЛОДЕЖИ К ВЫБОРУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ КАК ФУНДАМЕНТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
В.И. ЩЕГОЛЬ

Тольяттинский государственный университет
Л.И. АНДРЕЕВА

МОУ гимназия №77 г.о. Тольятти
Проблема профессиональной ориентации молодежи в сложнейших условиях по современной социально-экономической ситуации, в которой сегодня общеобразовательная, профессиональная и высшая школа выполняют свои функции по подготовке молодежи к самостоятельной жизни, становится все более актуальной. Коренного решения в условиях девальвирования у молодежи прежней школы ценностных ориентаций перехода наиболее квалифицированных работников и способной молодежи в коммерциализованные структуры требует вопрос о создании в стране научно обоснованной системы профессиональной ориентации подрастающего поколения, высокопрофессиональной подготовки учителей-предметников и классных руководителей к компетентному руководству самоопределением школьников, правильным выбором ими своего жизненного пути.

Проблема ориентации молодежи на педагогическую профессию сложна сама по себе, но особенно много вопросов возникает в подготовке учащихся к ориентации на сознательный выбор профессии учителей, так как сегодня мы все острее осознаем, что школе нужен не просто учитель (что само по себе связано с общей интеллектуальной предметной подготовкой) – подрастающему поколению нужна эрудированная компетентная личность, у которой развиты профессиональные и профориентационные компетентности, то есть способность личности применять полученные профессиональные знания в соответствии с решаемыми профориетнационными проблемами.

В этой ситуации принципиально меняются цели образования: «знаниевая» парадигма отечественной школы сменяется компетентностно-ориентированным подходом к образованию, сущность которого заключается в том, насколько у выпускников профессиональных учебных заведений развиты компетенции, то есть способность выявлять связи знаниями и ситуацией и применением знаний адекватно поставленным задачам. В условиях новой образовательной парадигмы термин «квалификация» уже не отражает требований к современному специалисту, так как в ее основе лежат технические профессиональные знания, которые в связи с интенсивными темпами общественного развития быстро устаревают. Более емким в профессиональной сфере является понятие «компетентность», включающая функционально как профессиональный и личностный, так и рефлексивный факторы.

Основанием педагогической ориентации специалисты считают формирование нравственно-психологической готовности к труду вообще и к труду учителя в частности. Интерес, способности, склонности к педагогической деятельности – высокий уровень эрудиции – ведущие предпосылки становления будущего компетентного специалиста.

Доминирование социальных ценностей над профессиональными при формировании жизненных планов молодежи в последние годы приобрело весьма устойчивую тенденцию. Механизм этого процесса, его движущие силы были проанализированы в работах Л.Я. Рубиной, М.Н. Руткевич, М.Х. Титмы, Ф.Р. Филиппова, В.Н. Шубкина др.

Специфика этого процесса, как отмечают исследователи, проявляется и различных уровнях престижа учебных заведений, в том числе и высшей школы. Как показывают исследования последних лет, наиболее престижными среди молодежи являются вузы торгово-экономического, экономического, юридического и медицинского профиля. Последние ранговые места, как правило, занимали инженерно-технические, педагогические и др.

Проследим отношение общества к педагогической профессии на примере Самарского региона. На сегодняшний день положение вещей в современной школе таково: итоги социологического опроса в школах г. Тольятти показывают, что 9 из 10 опрошенных респондентов (ими выступали родители учащихся, всего 150 человек) считают, что работа учителя требует высокой квалификации, причем каждый десятый уверен, что учителя плохо выполняют свои функции. Тем не менее, четверо из пяти респондентов доверяют учителям, довольны работой школ и согласны с тем, что статус учителя незаслуженно занижен, что школа и учителя сегодня оказались в тяжелом материальном положении.

В практической жизни заметно ухудшилась постановка как среднего, так и профессионального высшего педагогического образования, падает престиж образования и производственных профессий, в школе практически отсутствуют политехническое образование, трудовое обучение и воспитание, сегодня молодежь не может найти себе достойное дело. По данным опроса, проводимого социологическим центром при департаменте образования г. Тольятти, досуговые занятия подростков (14-16 лет) ранжируются следующим образом: просмотр программ телевидения - 41%; игры во дворе - 35%; посещение магазинов - 30%; ничего не делают - 30%; отдых на природе - 22%; посещение баров и дискотек - 18%.

Исходя из опыта исследователей и собственной многолетней практики профориентационной работы в общеобразовательной школе и педагогическом вузе, можно с уверенностью констатировать, что процесс подготовки учащихся к выбору профессии педагога включает в себя пять компонентов, представляющих определенные этапы в формировании готовности к выбору будущей профессии и дающих возможность проследить динамику их формирования: профессиональное самопознание, интерес к профессии, склонности, способности выбор пути получения педагогического образования.

Рассмотрим этапы в определенной последовательности:

I. Самопознание является одним из важнейших этапов развития личности учащихся старших классов. У учащихся этого возраста заметно растет интерес к себе, к своей внутренней жизни и личностным качествам, возникает потребность в самооценке и сопоставлении себя с другими людьми. Они начинают всматриваться в себя, стремятся познать свои сильные и слабые стороны. Потребность в профессиональном самопознании диктуется самой жизнью и определяется практической деятельностью, растущими требованиями взрослых, коллектива. В этом возрасте школьники не только оценивают свои возможности, но и соотносят их с требованиями окружающей среды, с определенным видом будущей профессиональной трудовой деятельности.

На начальном этапе в основе профессионального самопознания лежат суждения товарищей, учителей, родителей и других лиц. С возрастом появляются навыки и умения самостоятельно анализировать и оценивать индивидуальные качества. Однако, в силу возрастных особенностей школьников на этом этапе профессионального самоопределения возможны различного рода конфликты, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний, мнением о себе и реальным положением в коллективе, отношением со стороны взрослых и сверстников. Поэтому на данном этапе формирования профессиональных намерений школьников им необходима всесторонняя психолого-педагогическая и медицинская помощь в познании самих себя Одновременно учащихся изучают с целью диагностирования их профессиональной пригодности.



    1. Профессиональный интерес, как этап формирования профессиональных намерений, характеризуется направленностью личности учащегося на выбор того или иного вида профессиональной деятельности. В основе любой деятельности лежит совокупность доминирующих признаков, главным из которых на этапе формирования интересов является диагностика мотивационной структуры личности и факторов, влияющих на ее развитие. С учетом этого разрабатывается методика групповых и индивидуальных занятий с учащимися, предусматривающая также и работу с родителями, так как их влияние является основным фактором в профессиональном самоопределении школьной молодежи.

На основе выявленного интереса к конкретным выбранным профессиям, в рамках кружка, факультатива, клуба, возможно создание групп по интересам.

III. Склонности к будущей профессиональной деятельности определяются направленностью учащихся на практическую деятельность. Учитывая, что общая профессиональная направленность определена на предыдущем этапе, здесь необходимо уметь правильно организовать практическую пробу сил будущих специалистов того или иного профиля. При этом необходимо помнить, что данный этап является основным в системе подготовки будущего профессионала. От его организации зависит уровень мотивационной структуры деятельности личности, что является основным показателем профессиональных намерений учащихся. К примеру, склонность к педагогической деятельности выражается не только в желании стать учителем, но и интересе к общественной работе с младшими школьниками (работа помощником воспитателя группы продленного дня, вожатым в детских лагерях отдыха, помощником классного руководителя и т.д.).

Учащихся, проявивших интерес к педагогическому труду, можно привлекать к таким формам работы, как клуб вожатых, клуб «Лидер», шефские бригады, группы помощи отстающим, лекторские группы, педагогические волонтёрские группы и т.д.

На данном и предыдущем этапах необходимо всех школьников знакомить с основами правильного выбора профессии, с профессиями, необходимыми региону, в том числе и педагогическими. Учащихся, проявляющих интерес к педагогической профессии, знакомят с особенностями профессионально-педагогического труда, общими требованиями, предъявляемыми к педагогу, противопоказаниями к профессиям педагогической сферы, с элементарными сведениями из области педагогики и психологии. Здесь важно научить школьников анализировать свои качества, критически оценивать их. На этом этапе учащиеся овладевают отдельными методами самовоспитания, решают интересные педагогические задачи, встречаются с молодыми учителями и ветеранами - мастерами педагогического труда, по возможности участвуют в общественно-педагогической деятельности.

IV. Педагогические способности характеризуются наличием индивидуально-психологических особенностей личности, удовлетворяющих требованиям данной деятельности и позволяющими успешно осуществлять учебно-воспитательный процесс. Человек не рождается способным к той или иной деятельности. Его способности формируются в правильно организованной деятельности в течение всей жизни под влиянием обучения и воспитания, так как способности - прижизненное, а не врождённое образование.

Для формирования педагогических способностей необходимо создать определенные педагогические условия, которые способствуют успешному формированию у школьников психических и нравственных свойств, необходимых педагогу.

Работа по формированию педагогических способностей требует комплексного подхода. Здесь важно обеспечить единство и взаимосвязь целей методов и содержания профориентационной работы с учащимися. Однако, надо иметь ввиду, что педагогические способности часто формируются независимо от педагогической направленности. С учетом этого в педагогической ориентации всех учащихся можно разделить на четыре группы.


  1. Первую группу составляют учащиеся с педагогическими способностями и педагогической направленностью.

  2. Ко второй группе можно отнести учащихся, которые имеют педагогические способности, но отсутствует педагогическая направленность.

  3. В третью группу входят учащиеся, у которых имеется педагогическая направленность, и отсутствуют педагогические способности.

  4. В четвёртую группу входят учащиеся, без педагогических способностей и педагогической направленности.

Для педагогической профориентации очень важно помнить, что:

  • педагогические способности могут быть развиты у людей, которые не имеют педагогической направленности;

  • ранняя устойчивая педагогическая направленность не всегда сочетается с развитыми педагогическими способностями.

Важнейшим условием успешной педагогической деятельности является наличие педагогической направленности личности и развитых педагогических способностей. Поэтому основная цель ориентации учащихся на учительскую профессию - добиться гармоничного сочетания этих компонентов личности школьника.

V. На заключительном, пятом этапе, педагогической профориентации обсуждаются характеристики - рекомендации, и оказывается помощь в выборе типа педагогического учебного заведения, соответствующего интересам и склонностям учащихся педагогической работе. Подобные характеристики, имеющие такие рекомендации при поступлении в педагогическое учебное заведение, наряду с другими равными условиями, пользуются преимущественным правом при зачислении.

Профессиональное самопознание, профессиональный интерес и профессиональные склонности являются фундаментом педагогических способностей, которые формируются в соответствующих видах деятельности и предполагают: сотворчество в учебно-воспитательном процессе; освоение опыта практической работы со школьниками; решение проблемных задач; самовоспитание как процесс реализации и коррекции соответствующей программы.

Завершает процесс формирования профессиональных намерений заключительный этап выбора путей педагогического образования. Это и изучение педагогических профессий системы заочного обучения, системы средних специальных учебных заведений, профессий педагогических институтов и системы Гособразования.



Для оценки эффективности профориентационной работы нами предложено два обобщенных критерия:

  1. социально-экономический, который отражает степень соответствия профессиональных намерений учащихся потребностям региона (района) в педагогических кадрах; соотношение профессиональных намерений учащихся с реальным выбором пути получения педагогического образования;

  2. педагогический, определяющийся пятью уровнями сформированности профессиональных намерений: профессиональным самопознанием, профессиональным интересом, склонностью, педагогическими способностями, умением выбрать путь получения педагогического образования.

Каждый уровень характеризуется комплексом соответствующих показателей. При оценке результативности профориентационной работы очень важно отказаться от устаревших критериев. Об её эффективности надо судить не по количеству проведенных мероприятий, а по их воспитательному влиянию, по тому, насколько нам удалось поставить учащихся перед проблемой выбора профессии, по степени сформированности профессиональных намерений, их соответствию личностным качествам учащихся и потребностям в педагогических кадрах.

Таким образом, разработанные нами уровни сформированности профессионально-педагогических намерений (профессиональное самопознание, профессиональный интерес, склонность к педагогической профессии, педагогические способности, умение выбрать путь получения педагогического образования) являются необходимыми компонентами и фундаментом формирования профессиональных компетенций будущего специалиста.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Формирование готовности молодежи к выбору педагогической профессии как фундамент профориентационной компетентности будущего специалиста

Скачать 93.71 Kb.