Скачать 93.65 Kb.
Дата06.02.2018
Размер93.65 Kb.

Формы повышения квалификации библиотечных работников



Формы повышения квалификации библиотечных работников

К повышению квалификации школьных библиотекарей предъявляется ряд требований:

Систематичность (каждые 3-5 лет)
Участие в коллективных формах повышения квалификации
Систематическое профессиональное самообразование
Обмен опытом работы, в том числе собственными методическими разработками

Специалисты школьных библиотек постепенно становятся посредниками между постоянно умножающимися информационными ресурсами образования и учителями-предметниками. Усложнение функций школьных библиотек требует включенности их специалистов в систему непрерывного образования, в том числе активизации самообразовательной деятельности библиотекарей. В настоящее время происходит чрезвычайно быстрое возникновение и накопление новых знаний с одновременным процессом их ускоренного старения. Как показывают социологические исследования в области образования у выпускников колледжей и вузов процесс устаревания знаний происходит в течении 2-5 лет. Специалист любой квалификации, не совершенствующий свои знания на протяжении 10-15 лет после окончания специального учебного заведения, деквалифицируется. Непрерывное образование школьных библиотекарей, в том числе повышение квалификации, обусловлено ростом интенсификации труда, инновационной деятельностью ОУ, потребностью личности постоянно совершенствоваться, повышать свой профессиональный имидж и статус. В этом заинтересована и администрация школы. Понимая, что от этого зависит, в конечном счете, качество образования.

Среди коллективных форм переподготовки библиотекарей наибольшее распространение получили совещания, семинары, круглые столы библиотекарей. Совещание посвящается обсуждению какого-либо производственного вопроса, а круглый стол – дискуссии по актуальной библиотечной проблеме. Программа семинара разнообразна по тематике и формам обучения.

Различаются следующие виды семинаров:

территориальные, областные, районные, межрайонные и городские, которые охватывают разнообразные группы библиотекарей, и семинары для отдельных категорий библиотечных работников. По содержанию семинары делятся на универсальные (с разнообразной программой) и тематические. Более высокой формой повышения квалификации являются научно-практические конференции. Цель которых – глубокое изучение библиотечного опыта, его теоретическое осмысление и выработка практических рекомендаций. Формами ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ ТАКЖЕ ШКОЛЫ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА – форма практического обучения библиотекарей на базе лучших библиотек, школы молодого библиотекаря.

Все эти формы имеют много общего в использовании разнообразных методов теоретического и практического обучения. Их программы предусматривают лекции и доклады как по общеобразовательным, так и по специальным темам, выступления библиотекарей с обменом опыта работы.

Каким бы путем ни осуществлялось повышение квалификации, качество приобретаемых знаний зависит от наличия у библиотекаря соответствующих навыков и умений самостоятельной работы.

Организация курсов повышения квалификации - один из главных вопросов методической деятельности Межшкольного методического центра. Под руководством методиста 12 библиотекарей прошли курсы повышения квалификации в 2008 году при ОблЦИТ «Библиотечно-библиографическая деятельность в современных информационных условиях».

7 человек - «ИКТ в деятельности учителя-предметника» при ММЦ.

На сегодняшний день предлагаются следующие курсы повышения квалификации:



  • На базе ММЦ (бесплатно) – с 01.01.09. График будет дополнительно сообщен в ОУ.

- Пользователя (для начинающих),

- Intel-обучение для будущего (создания презентаций, буклетов,Web-страниц)

- ИКТ-компетентность в деятельности учителя-предметника (конструктор тестов, конструктор сайтов, создание кроссвордов)


  • ОблЦИТ(бесплатно) – будет известно в первой половине 2009 года.

  • ОблЦИТ(платно) –

1.Расширенные возможности Microsoft Excel,

2.Microsoft PowerPoint (создание современных, презентаций: цвет, звук, видео, психология рекламы. Оптимизация видео, звука и анимации с помощью приложений Microsoft) – 1920 руб.

3.Создание фото, видео электронных альбомов с помощью приложений - 2560 руб.

4.Профессиональная подготовка офис-менеджера (основы делопроизводствамашинопись, Word, Excel, работа с офисной техникой, психология делового общения) – 12800 руб.

5.Базовый курс компьютерных технологий (Windows, Word, Excel, PowerPoint, E-mail, Internet) – 7200 руб.

6. Курс «Corel Draw» - 2560руб

Курс «Adobe Photoshop " – 2560 руб.


  • Дистанционные – 72ч.- январь 2009г. – 1490 руб.

Организатор: педагогический университет «Первое сентября», газета «Библиотека в школе», факультет педагогического образования МГУ им. Ломоносова.

1.Библиотечное обслуживание в школьной библиотеке: специфика форм и методов

2.Развитие информационной грамотности у детей в школьной и детской библиотеке

Участие в конкурсах как одна из возможных форм повышения квалификации библиотечных и педагогических работников.

Нашим отделом было организовано участие ОУ в разноуровневых конкурсах:



Для обучающихся

  • Всероссийские:

- Интернет-фестиваль молодых читателей России «СОЧИ-МОСТ-2008» (февраль 2008). Прошли во 2 тур 2 ученицы Сузунской СОШ №2. Библиотекари не приняли участие.

  • Областные:

- «Лимерик по-сибирски» (март 2008), Областная детская библиотека.

Участники: 20 учащихся с 30 работами

Дипломы лауреатов: Котовщиков М., (5кл.), Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида, Кайгородова Д., Сузунская СОШ №2.

Специальный приз за массовость: 5 «а», «б», Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида, классные руководители – Филоненко В.А., Сунцова Л.П.

Участвовали 2 библиотекаря: Елкова Людмила Борисовна, зав. библиотекой Битковской СОШ; Протасова Надежда Александровна, библиотекарь Маюровской СОШ. (Нужно отметить, практически в первые дни работы библиотекарем!)

- «Династии села» (октябрь 2008), газета «Молодость Сибири».

Участники: 7 учащихся с 7 работами (Ключиковская СОШ, Сузунская СОШ №2, 301).

Дипломы: Кондрашов П.(8кл), Урбанович К.(11кл) Сузунская СОШ №2, Ефремова Я.(9кл.), Сузунская СОШ №301.

Публикации в газете: Урбанович К.(11кл), Прошунина К.(6 кл.) Сузунская СОШ №2 (Молодость Сибири. – 2008. – 5 ноября)

Библиотекари не принимали участие.


  • Районные:

- «Я люблю читать!» (ноябрь 2008-март 2009), организатор и куратор - ММЦ

Участвовали 4 библиотекаря: Налимова Н.А., зав. библиотекой Сузунской СОШ № 2; Елкова Людмила Борисовна, зав. библиотекой Битковской СОШ; Протасова Надежда Александровна, библиотекарь Маюровской СОШ; Матвеева Рита Петровна, зав. библиотекой Бобровской СОШ; Прохоренко Татьяна Геннадьевна, зав библиотекой Мышланская СОШ.



Для педагогических работников:

  • Всероссийские:

Современный классный руководитель» (январь 2008), «Лучший детский тренер страны».

  • Областные:

- «Открытый урок чтения» (январь 2008), ОблЦИТ.

Участники: 4 педагога из 4 школ, отрадно, что среди них 3 библиотекаря: Терехова Татьяна Михайловна (Сузунская СОШ №1); Васильева Галина Васильевна (Меретская СОШ); Прохоренко Татьяна Геннадьевна( Мышланская СОШ). Победителей нет.



  • Районные:

- Конкурс ОУ «Школьное ПОРТФОЛИО», организатор и куратор - ММЦ.

Конкурс продолжается.

Вновь объявленные конкурсы

1.К 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя и 210 – летию со дня рождения А.С. Пушкина (ноябрь 2008-март 2009), Международный союз книголюбов совместно с Российским Книжным Союзом.

2.Интернет-фестиваль молодых читателей «Сочи-МОСТ-2009»

3.«Я люблю читать!». Готовите детей, сами участвуете в номинации - «Лучший читатель» (ноябрь 2008-март 2009), организатор и куратор – ММЦ.

Конкурс проводится среди учащихся 1-8 классов общеобразовательных школ района.

Номинации конкурса

Конкурс проводится по шести направлениям (номинациям):

Первая номинация - «Лучший чтец» - выразительное чтение наизусть наиболее понравившегося стихотворения или отрывка из литературного произведения о Сузуне, родном крае сузунских авторов.

К участию в этой номинации привлекаются учащиеся 1- 2 классов.

Вторая номинация - «Моя любимая книга» - творческая работа школьника о любимой детской книге (сочинение, презентация, коллаж, рисунок и др.). Обязательное условие – творческая работа должна содержать текст-отзыв о выбранной книге. К участию в данной номинации привлекаются учащиеся 3 - 4-х классов.

Третья номинация – «Лучший читатель». В данной номинации участник конкурса представляет в жюри презентацию своего круга чтения в форме рекламы книги, исследовательской работы о роли чтения, слайд-программы, календаря знаменательных дат, устного поэтического или повествовательного рассказа о выборе книг, творчестве любимых писателей. К участию в этой номинации привлекаются учащиеся 5-6-х классов.

Четвертая номинация – «Лучшее сочинение» - сочинение-эссе о любимом писателе, поэте или его произведении, о роли чтения в наше время. К участию в данной номинации привлекаются учащиеся 5-8-х классов.

Пятая номинация - «Версия». Вариация или продолжение известного литературного сюжета. К участию в данной номинации привлекаются учащиеся 7-8-х классов.

Шестая номинация – «Самая читающая семья».

Представить в жюри конкурса альбомы, оформленные всеми членами семьи, рассказывающие о прочитанных книгах, о любимых книгах разных поколений. Семейные истории о том, как книга помогла в трудную минуту, стала талисманом в жизни. Пожелания современным читателям.

К участию в этой номинации привлекаются учащиеся всех возрастов.

Критерии оценки конкурсных работ:

-в номинации «Лучший чтец» - артистизм, чёткая дикция, выразительность, умение замедлять, убыстрять темп, умение работать с голосом (повышать, понижать), умение работать с тоном, умение ставить логическое ударение, делать логические паузы;

- в номинации «Моя любимая книга» - творческая работа должна содержать сведения об авторе, названии книги, отзыв о содержании произведения, его героях, личное отношение к прочитанному;

- в номинации «Лучший читатель» - краеведческая направленность работ, оригинальность и творчество в представление книги, актуальность темы исследования, коллективность в оформлении слайд-программы (соавторство со школьным библиотекарем, учителем);

- в номинации – «Лучшее сочинение» - убедительность, последовательность и связность в представление своей точки зрения;

- в номинации «Версия» - творческий подход, своеобразность и законченность сюжета;

- в номинации «Самая читающая семья» - оригинальность, коллективность работы (старшее поколение, родители и дети).

Награждение.

Гран-при от администрации рабочего поселка Сузун:

- самому активному читателю;

- самому творческому родителю;



- самому интеллектуальному учителю (библиотекарю).

Победители конкурса (три места в каждой номинации) награждаются памятными призами – книгами и дипломами.



Участники конкурса отмечаются грамотами или благодарностями.

Лучшие работы войдут в электронный Банк творческих работ и ученических инициатив и будут представлены на сайте ММЦ. Чернакова Ольга Ивановна, методист ИИО ММЦ