Скачать 68.86 Kb.
Дата11.06.2019
Размер68.86 Kb.

Формы коррекционной работы с детьми



В совершенствовании процесса обучения, воспитания и подготовки к самостоятельной жизни детей с нарушением зрения важную роль играют специальные коррекционные занятия, направленные на коррекцию нарушений их речи.

Логопедическая помощь детям с дефектами зрения способствует восполнению сенсорной недостаточности, активизации познавательной деятельности детей и формированию черт личности.

Речевое развитие детей с нарушением зрения является одним из основных компонентов психологической основы усвоения знаний в школе. Нарушения речи у детей с недостатками зрения своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре. В совокупности со зрительным дефектом они обуславливают неподготовленность детей с нарушением зрения к обучения грамоте и в дальнейшем могут являться причиной неуспеваемости.

В связи с этим важное место в процессе школьного обучения детей со зрительной патологией принадлежит коррекционной работе школьного логопеда.

Работа логопеда в школе для детей с нарушением зрения включает такие разделы, как подгрупповые и индивидуальные занятия, логопедизацию учебного процесса и режимных моментов, методическую и пропагандистскую работу с учителями, воспитателями и родителями школьников. Все это способствует формированию правильной речи учащихся, их мышления, оказывает помощь в обучении грамоте, в повышении качеств уроков чтения, письма, развития речи, русского языка и предупреждает неуспеваемость по этим предметам детей с нарушением зрения.

Работа логопеда с детьми с нарушением зрения специфична. Она требует знаний в области офтальмологии, тифлопсихологии, тифлопедагогики, владения особыми приемами и методами работы, применения специальных средств наглядности, учебных пособий. Все это должно учитываться логопедом при планировании и проведении коррекционной работы.



Формы коррекционной работы с детьми
Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся логопеду для полного комплектования подгрупп, которые будут заниматься на логопедических занятиях в текущем году.

Для этого учитель-логопед изучает заключения и диагнозы врача-офтальмолога и проводит обследование речи детей. В это же время учитель-логопед уточняет списки детей, предварительно скомплектованных им в мае.

После обследования детей учитель-логопед комплектует подгруппы из детей с однородными нарушениями речи и зрения не более 3—5 человек в каждой, определяет количество детей для индивидуальных занятий и на основании этого составляет расписание занятий и перспективные планы работы с каждой подгруппой.

Основное внимание логопеда направлено на предупреждение нарушения письма и коррекции письменной речи учащихся с нарушением зрения. Но среди учеников с общим недоразвитием речи и нарушением письма, есть дети, имеющие фонетические нарушения. Из таких детей логопед комплектует подгруппы для работы по коррекции звукопроизношения.



Взаимосвязь в работе логопеда с учителями начальных классов

Успешное осуществление коррекционной логопедической работы зависит от контакта логопеда с учителями начальных классов.

Для того, чтобы учителя начальных классов объективно и заинтересованно относились к работе логопеда, их нужно ближе знакомить с целями и задачами логопедической работы в школе. Учитель-логопед должен выступить на педагогическом совете и подробно рассказать о видах речевых нарушений, которые встречаются у школьников, о том, каким образом эти речевые нарушения влияют на успешное усвоение детьми-логопатами учебных программ по всем предметам, особенно по русскому языку и чтению. В своем сообщении логопед рассказывает о содержании коррекционной работы, о ее организации, о том как связана коррекционная логопедическая работа с программой обучения по родному языку и чтению.

В течение учебного года логопед присутствует на методических объединениях учителей школы для детей с нарушением зрения. Логопед знакомит учителя начальных классов со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками с нарушением зрения чтением и письмом. Обращает внимание педагогов на необходимость дифференцированного подхода к детям, имеющим нарушения речи, а также к неуспевающим ученикам.

Логопед должен хорошо знать содержание и методы обучения русскому языку и чтению, для того чтобы на своих занятиях учитывать уровень программных требований по русскому языку и чтению.

Очень важным условием коррекционной работы является выработка единства требований к ребенку-логопату со стороны учителя и логопеда. Задача логопеда обратить внимание учителя на то, что ошибки логопатического характера не должны засчитываться при оценке работы учащегося и научить педагога отличать логопатическую ошибку от ошибки обусловленной тем, что ребенок не усвоил то или иное правило грамматики.

Вся коррекционно-логопедическая работа осуществляется в два этапа.

На первом этапе основная работа направлена на:

1) пропедевтику ряда трудностей, свойственных детям с нарушением зрения и связанных с особенностями развития речи и недостаточной их подготовкой в дошкольный период; — развитие речи; — развитие фонематического слуха; — развитие зрительного восприятия; — развитие слухового и осязательного восприятия; — развитие мелкой моторики;

2) развитие лексико-семантической стороны речи;

3) формирование связной речи.

На втором этапе важно:

1) развить и совершенствовать фонематический анализ и синтез;

2) развить синхронность устной и письменной речи.

В развитие речи у детей с нарушением зрения, имеются определенные специфические трудности формирования чувственной стороны речи: проявляющиеся в вербализме, замедленности, фрагментарности, неточности. При отсутствии специальной коррекционной логопедической работы трудности усвоения программы по русскому языку у детей с нарушением зрения определяют успешность их обучения в школе.

Для преодоления имеющихся отклонений в развитии речи детей с нарушением зрения первой очередной задачей является накопление предметно-практического опыта, соотнесенного со словом.

В основе этой работы лежит конкретное содержание работы со словарем, начинающееся с умения называть предметы, уметь группировать их по различным признакам и свойствам.

Развитие связной речи

Поэтапная алгоритмизация предметно-практических действий заставляет детей искать слова, обозначающие выделяемые ими конкретные признаки предметов. При этом, по мере наполнения чувственной информацией, формы и методы работы усложняются за счет введения схем, алгоритмов, отражающих более глубокие и расширенные представления об объектах.



Развитие фонематического слуха
Некоторые дети с нарушением зрения, поступив в школу, часто не слышали в слове отдельных звуков, не умеют сделать звуковой анализ, слово выступает для них лишь со смысловой стороны.

На первоначальном этапе коррекционного логопедического обучения детей с нарушением зрения основное содержание работы направлено на выработку умения вслушиваться в звучащее слово, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, а также на выработку четкой артикуляции звуков, уточнение их звучания.



Развитие зрительного восприятия

На своих занятиях логопед проводит упражнения по определению цвета, формы, величины предметов, рассматривание их или ярко раскрашенных картинок.



Развитие слухового и осязательного восприятия
Для развития слухового восприятия детей с нарушением зрения логопед проводит задания на различение звуков, выделение и определение звуков в окружающей действительности; различение звуков на слух в речи окружающих и собственном произношении. Также проводятся игры с включением детей в определенную звуковую ситуацию.

Развитие осязательного восприятия осуществляется логопедом с помощью зрительного восприятия предметов; развитие осязательного восприятия в сочетании с развитием мелкой моторики. Логопед учит детей различать признаки предметов по фактуре (гладкий, шероховатый), температурным качествам, определять материал, из которого сделан предмет, различать форму и величину объектов с помощью полисенсорных способов восприятия.


Развитие мелкой моторики
Большое внимание логопед на своих занятиях уделяет развитию мелкой моторики. На занятиях отводится время на рисование узоров из прямых и наклонных линий, зигзагов, рисование предметов из сочетания вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, узоров, состоящих из овалов, полуовалов, петель, елочек и т.д. Проводятся упражнения в письме без счета и под счет с целью выработки правильных и ритмических движений- пальцев и кисти руки. Учащимся с нарушением зрения предлагаются упражнения на обводку по трафаретам, штриховку контуров предметов рисование бордюров, состоящих из элементов букв. Логопед знакомит детей с нарушением зрения с разлиновкой тетрадей, показывает приемы письма. В связи с тем, что дети с нарушением зрения смешивают близкие по начертанию буквы, необходима пропедевтическая работа, направленная на дифференцирование сходных букв: анализ элементов, составляющих буквы, выкладывание букв из палочек, лепка их из пластилина с последующей трансформацией (превращение одной буквы в другую), составление букв из мозаики и кубиков
Развитие лексико-семантической стороны речи
Для логопатов с нарушением зрения характерна несформированность лексико-грамматического строя языка. Это выражается в бедности словарного запаса, в неумении правильно построить предложение, грамматически правильно оформить его, последовательно пересказать содержание рассказа.
При обучении связной речи младших школьников с нарушением зрения логопед работает над обогащением содержательной стороны высказывания и формирует умение строить связный текст.

Т.о.коррекционные логопедические занятия помогают преодолеть недостатки речи у учащихся, оказывают положительное влияние на успешное усвоение детьми с нарушением зрения грамоты и предупреждение нарушений чтения и письма на фоне дефектов устной речи.