Скачать 27.05 Kb.
Дата07.04.2018
Размер27.05 Kb.
ТипУрок

Формы и методы обучения



Формы и методы обучения

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.

В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы:



  1. фронтальная - предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя.

  2. индивидуальная – предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности.

  3. групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах.

Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.

Метод - способ профессиональной совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения образовательно-воспитательных задач.

В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:


  1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.

  2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.

  3. Методы контроля (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.)



Основные группы методов обучения

Основные подгруппы методов обучения

Отдельные методы обучения

1

Методы стимулирования и мотивации учения

1.1. Методы формирования интереса к обучению

 


Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.

1.2. Методы формирования долга и ответственности в обучении

Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др.

2

Методы организации и осуществления учебных действий и операций

2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):

  • словесные методы

  • наглядные методы

  • аудиовизуальные методы

  • практические методы

2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций)

2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций)

2.4. Методы самоуправления учебными действиями


Лекция, рассказ, беседа и др.

 

Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др.



 

Сочетание словесных и наглядных методов

 

методы упражнений, выполнение заданий и др.



Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др.

 

Проблемно-поисковые методы (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.)



 

репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.)

 

Самостоятельная работа с книгой, объектами труда и др.



3

Методы контроля и самоконтроля

3.1. Методы контроля

Методы устного контроля, письменного контроля и др.

Методы самоконтроля