Скачать 81.72 Kb.
Дата16.02.2018
Размер81.72 Kb.

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду



Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны.

Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с раннего детства. В современных условиях всё ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Все понимают, насколько важно, начиная с самого раннего возраста воспитывать в детях активное отношение к собственному здоровью, формировать культуру здоровья, включающую в себя различные аспекты бытия человека, поскольку, чему бы ребенок ни научился в детстве, он проносит это через всю жизнь. Дошкольный̆ возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей̆, каким образом способствовать формированию физической̆ культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать? Эти и многие другие вопросы актуальны и волнуют нас, дошкольных работников.

Приоритетом нашего учреждения является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья.

Коллектив педагогов МАДОУ № 2 в течение нескольких лет работал над проблемами повышения показателей физического развития и здоровья детей по программе «Здоровый ребёнок». В результате был накоплен немалый опыт по данному направлению. В период реализации опытно-экспериментальной работы заболеваемость в детском саду снизилась с показателя 9,6 до 7,8.

В нашем детском саду реализуются разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Оздоровительная работа включает в себя следующие направления:



    1. Диагностический блок (комплексная оценка физического развития и здоровья)

    2. Оздоровительный блок (организация здорового ритма жизни и двигательной активности детей)

Основные принципы организации двигательной активности:

  • Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.

  • Двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами.

  • Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики.

  • Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений.

  • Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.

    1. Лечебно-профилактический блок

- организация рационального питания

-медицинское обеспечение оздоровительной работы



  • специфической иммунопрофилактикой. Ее цель – усилить или ослабить формирование иммунитета к возбудителю конкретного заболевания. Иммунитет за последнее столетие явно снизился. Об этом свидетельствует рост хронических воспалительных заболеваний. Вакцинопрофилактика стала ведущим методом борьбы с инфекционными заболеваниями. Активная профилактическая вакцинация детей должна проводиться в определенные периоды жизни и быть направленной на выработку общего специфического иммунитета.

  • неспецифическая иммунопрофилактика. Методов неспецифической профилактики болезней много, поскольку они представляют собой совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности.

- закаливание, дыхательная гимнастика, самомассаж.

    1. Образовательный блок (познавательная деятельность детей).

    2. Психолого-валеологический блок (средства гигиены нервной системы детей, создание полноценной предметно-развивающей среды в группах; организация игровой деятельности детей).

    3. Работа с родителями.

Для повышения результативности образовательной программы, в целях сформированности основ здорового образа жизни у дошкольников педагоги используют такие здоровьесберегающие технологии: точечный массаж А.А.Уманской, пальчиковые гимнастики С.Е. Большакова, А. Бейлина, О.И. Крупенчук, В.Ф.Базарный «Гимнастика для глаз», А.А. Сметанкин «Дыхательная гимнастика», корригирующая гимнастика для рук, ног, позвоночника предупреждает искривление позвоночника, развитие уплощенной стопы, сердечно – сосудистые и простудные заболевания.

Использование указанных оздоровительных технологий проходит в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго.

Все мероприятия проводятся с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка: его темперамента, группы здоровья, диагноза при поступлении в группу, самочувствия в момент проведения процедуры и др. факторов.

Объединяющим началом служит эмоциональный настрой, игра, пение и движение под музыку.

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий способствует улучшению здоровья в целом (физического и психического); повышает уровень физической подготовленности детей; расширяет кругозор.
Деятельность по формированию у воспитанников навыков здорового образа жизни эффективна, если содержание образовательной программы направлено на организацию и проведение различного рода мероприятий по проблемам сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

          Целью физкультурно-оздоровительной работы МАДОУ является:



  • Забота о физическом и психическом благополучии детей, не допускать травматизма, физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к утомлению и переутомлению;

  • Довести до сознания детей, что двигательная активность является одним из источников крепкого здоровья;

  • Учить детей регулировать свою двигательную активность, чередуя интенсивные движения с менее интенсивными и отдыхом.

  • Побуждать детей к самостоятельному использованию знакомых видов и способов закаливания в детском саду и дома.

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников. В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении. Формы организации обучения: игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.


Необходимо формировать у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

          Двигательная активность является важным компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью. Двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, поэтому в нашем ДОУ мы создаем необходимые условия для самостоятельной двигательной активности детей, продумано размещение физкультурного уголка, наличие спортивного оборудования, инвентаря, дидактического материала, учитываются принципы построения предметно- развивающей среды.


Педагогом Семянниковой С.Г. был обобщён опыт работы на тему «Система работы по развитию двигательной активности детей старшего дошкольного возраста», где Светлана Геннадьевна раскрывает способы оптимизации двигательную активность дошкольников в режиме воспитательно - образовательного процесса через применение подвижных игр. Также воспитателем была разработана программа кружка «Подвижные игры». Именно через различные игры (народные, спортивные, конкурсы и эстафеты, хороводные) решаются задачи ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

Педагоги включают комплексы корригирующих гимнастик во время образовательной деятельности и в режимные моменты. Индивидуальная и дифференцированная работа с детьми используется воспитателями для коррекции физического и двигательного развития. Динамические паузы педагоги проводят во время образовательной деятельности по 2-5 минут по мере утомляемости детей. В динамические паузы включают элементы гимнастики для глаз, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику. Дети с удовольствием выполняют такие упражнения.

Активные игры оказывают благоприятное влияние на весь организм ребёнка, не только укрепляя и развивая двигательный аппарат, но и влияя на формирование личности ребёнка, способствуя его психическому развитию.

Исследования учёных показали, что двигательную активность, влияющую на здоровье и жизнедеятельность человека, необходимо прививать в раннем возрасте, формируя одновременно физическую и умственную активность, укрепляя здоровье.

В младшем дошкольном возрасте детям нравится пальчиковая гимнастика. Педагоги часто включают её в динамические паузы во время изодеятельности, аппликации, ручного труда. Пальчиковая гимнастика даёт пальцам полноценный отдых, кроме того, она развивает их ловкость, подвижность. Регулярные занятия будут способствовать поддержанию хорошего тонуса.

Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыко-терапии.

Воспитатели используют в работе комплекс закаливания, состоящий̆ из следующих мероприятий: ежедневные оздоровительные прогулки; умывание холодной водой из-под крана рук до локтей перед едой и после каждого загрязнения рук; полоскание рта и горла водой после принятия пищи; хождение босиком после сна по «дорожке здоровья» с использованием физических упражнений; воздушные ванны до и после сна, во время утренней гимнастики, на занятиях по физической культуре.
На музыкальных занятиях дети изучают элементы танца, танцевальные движения и этюды, упражнения на развитие своего тела.
Без работы связанной с познавательно-речевым развитием невозможно говорить о развитии личности ребенка.

Без элементарных представлений о своем теле, основных функциях организма, знаний о способах сохранения здоровья, невозможно представить работу по формированию привычки к здоровому образу жизни.

Познавательно-речевая работа пронизывает всю деятельность педагога.

Образовательная область «Познание» реализуется через разнообразные по форме: дидактические игры, самостоятельные исследования, игровые познавательные программы и т.п.

Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно- оздоровительная не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Для работы с родителями в группах оформлены физкультурные уголки «Ступеньки к здоровью», папки-передвижки: «Современные пути оздоровления дошкольников»; «О правильной осанке», проводятся консультации с родителями. Также в весенний и осенний периоды проводятся дни здоровья «Папа, мама, я – спортивная семья».

Мы думаем, для того чтобы быть настоящим пропагандистом идей здорового образа жизни, детский̆ сад в своей̆ деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей̆ и охотно пойдут с ними на контакт.



Организованная таким образом здоровьесберегающая среда, способствует формированию у детей̆ навыков здоровья, выработке разумного отношения к своему организму, умению вести здоровый̆ образ жизни с раннего детства. Чтобы дать детям хорошие знания по здоровому образу жизни, сформировать привычки здорового образа жизни педагог должен быть хорошо образован, четко знать свое дело, быть в постоянном поиске нового, любить детей̆, учитывать их интересы. Нужно научить ребенка делать правильно, помочь ему сделать лучше, чем он может. Немаловажное значение играют методики, технологии. Важно найти те формы, те способы физического воспитания, которые наиболее востребованы самими детьми, содействуют духовному, физическому и психическому развитию.