страница1/10
Дата16.12.2017
Размер2.19 Mb.
ТипСборник

Физической культуры на формирование картины мира


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



ВЛИЯНИЕ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

НА ФОРМИРОВАНИЕ

КАРТИНЫ МИРА

РЕБЕНКА

ВЛИЯНИЕ


ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

НА ФОРМИРОВАНИЕ

КАРТИНЫ МИРА

РЕБЕНКА
ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

им. Н.Г. Чернышевского»

Институт физической культуры и спорта

ВЛИЯНИЕ


ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

НА ФОРМИРОВАНИЕ

КАРТИНЫ МИРА

РЕБЕНКА


Международный межвузовский сборник научных трудов

Издательство Саратовского университета

2012
УДК 796.015 (082)

ББК 75.1 я 43

Ф51


Влияние физической культуры на формирование картины мира ребенка: Междун. межвуз. сб. науч. трудов. – Саратов:

Ф51 Изд-во Сарат. ун-та, 2012. – 130 с.

Сборник посвящен обсуждению специфики взросления и образовательных потребностей современного ребенка, формированию индивидуальной картины мира, вопросов создания соответствующих педагогических и социокультурных условий развития образовательных систем.

Вниманию читателя предлагается обмен мнениями по методологии и научному опыту решения актуальных задач педагогического сопровождения процессов индивидуализации и социализации личности и растущего человека в условиях модернизации отечественного образования. Обсуждение проблематики организации и развития системы педагогического сопровождения современного ребенка послужит стимулом появления новых идей в этом направлении в России и за рубежом.

Данный сборник освещает следующие вопросы: современные проблемы физического воспитания студентов вузов; учебно-методическая работа в области физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры; совершенствование форм и методов физического воспитания; здоровьесберегающие технологии в школе и вузе; проблемы развития студенческого спорта; пропаганда физической культуры и спорта в студенческой среде; рекреация, реабилитация и здоровый образ жизни человека; технологические аспекты сохранения и укрепления здоровья; вопросы формирования физической культуры личности в образовательных учреждениях.

Сборник предназначен научным работникам, преподавателям вузов, учителям, тренерам, аспирантам, студентам, широкому кругу специалистов в сфере физической культуры.

Р е д а к ц и о н н а я к о л л е г и я:
И.Ю. Водолагина (отв. редактор)

О.В. Ларина (отв. секретарь), Р.С. Данилов
УДК 796.015 (082)

ББК 75.1 я 43


© Авторы статей, 2012

ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время специалисты многих стран направляют свои усилия на решение проблемы физического, психического и духовно-нравственного совершенствования детей и молодежи. Но особенно актуальной эта проблема является для современной России.

Последние 20-25 лет знаменуются широким распространением среди школьников различных психических расстройств и отклонений в психическом развитии. Чаще всего они формируются в момент поступления в школу, при переходе в среднее звено и старшеклассников в связи с увеличением объема учебной нагрузки. На фоне социальной незащищенности, девальвации духовных ценностей, внутрисемейной дизадаптивности растет детская преступность. Таким образом, к старым болезням школы добавились новые: проблемы, связанные с бедностью, насилием, рискованным сексуальным поведением, психологическими и эмоциональными расстройствами.

По данным различных исследований, лишь около 10% детей и молодежи имеют уровень физического состояния и здоровья, близкий к норме. За период обучения в ВУЗе, как правило, увеличивается количество студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и к концу обучения параметры здоровья и физической подготовленности у студентов оказываются ниже, чем у абитуриентов. Почти треть юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооруженных Силах, а те, которые признаны годными, редко отличаются хорошим здоровьем. За период прохождения воинской службы течение многих хронических заболеваний осложняется, возможность их излечения в дальнейшем становится маловероятной.

Отмечается тенденция к ухудшению психического здоровья детей и молодежи. Число абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снижается и в старших классах составляет 10-15%. Наблюдается развитие комплекса деструктивных явлений в психической жизни детей и молодежи: незрелость сознания и узость представлений; заниженная либо гиперзавышенная самооценка; ориентация на деструктивные стороны психосоциальной жизни общества; развитие культа экстремального удовольствия; неадекватное (безапелляционно-агрессивное или наивно-пассивное) поведение в обществе, потеря осознанных жизненных ориентиров и т.п.

Таким образом, сложная социально-демографическая ситуация, состояние здоровья, низкий уровень физической подготовленности, рост преступности и наркомании, девальвация духовно-нравственных ценностей в условиях современной России делают крайне актуальной проблему физического, психического и духовно-нравственного здоровья детей и молодежи.

Важнейшее значение для решения актуальной проблемы духовного и физического оздоровления детей и молодежи имеет создание эффективной системы воспитания.

С учетом вторы направляют свои усилия на решение основных задач педагогического сопровождения процессов индивидуализации и социализации личности растущего человека в условиях модернизации отечественного образования.



РАЗДЕЛ I. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ



В.Н. Мишагин, И.Ю. Водолагина
Институт физической культуры и спорта

СГУ имени Н.Г. Чернышевского
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ,

КАК ФАКТОР УСПЕХА СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Человек вступает в большой мир как биологическое существо и его основной заботой является собственный физический комфорт. Через некоторое время он становится личностью с определенным комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. Последнее представляет собой процесс усвоения индивидом социокультурных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Анализируя факторы формирования личности, эти основные элементы определяются как социокультурный аспект социализации личности, где спортивные дисциплины выступают как среда физической активности и специфически воспитательный фактор, так как они являются социальной технологией с четко организованной системой заранее известных правил и моделей поведения. А как социальный институт они формируют определенные «профессиональные статусы», в которых каждая личность, занимаясь определенной спортивной деятельностью, получает свое место с высокой степенью однозначности.

Спорт как деятельность, воспроизводящая определенные базовые механизмы формирования личности, включает индивида в социальные общности и общественные организации как полноправного члена общества и формирует определенные социальные отношения.

Спорт как социальный фактор как бы модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и, переходя в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность. Далее спорт является видом активной деятельности, в процессе которой решается и вопрос о внешнем масштабе самоопределения и самоутверждения личности. И по этому признаку спорт глубоко проникает в субкультуру в качестве социального института, определяя личностное становление индивида и формируя стили жизни.

В настоящее время открываются широкие горизонты для практического самоутверждения человека, актуализируя идею его глобальной социализации. Социальный институт спорта в таких условиях возрождается и становится общественно важным явлением. Современная модель спорта дает человеку возможность оценить свое отношение к окружающей среде и через эти отношения оценить свое место в обществе. Спорт как вид социальной, непроизводственной деятельности воспроизводит определенные базовые механизмы человеческого самосознания и самоопределения, располагая специфически воспитательными возможностями называться полноценным видом социальной деятельности, сферой утверждения и обретения культуротворческого смысла личности.

С учетом сказанного анализ спортивного фактора как совокупности специфических общественных отношений, формирующих некоторые устойчивые ценностные ориентации, позволяет раскрыть его влияние на становление личности и установить важные социокультурные функции.

Рассматривая процесс социализации через социально-культурный срез спортивной деятельности и среды физической активности, мы можем также отметить, что спорт в силу своего специфического характера создает конкретные условия для социальной адаптации и интеграции человека, формируя определенный тип поведения.

Спорт как социокультурный фактор модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и формирует его как социально компетентную личность.

Социализация допускает, что спорт морально и этически развивает человека, приобщает к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность и формирует определенный стиль жизни. Она является важным фактором овладения человеком определенными социальными и физическими навыками, формируя мотивационную установку на социальную активность, развивая физические кондиции и главное – физическую активность.

Все это формирует тип и норму поведения личности и приближает ее к «идеалу». Все эти аспекты со своей стороны идентифицируют личность в обществе и облегчают процесс ее интеграции.

В результате исследований последних лет по разработке методики подготовки юных спортсменов к физическому самосовершенствованию выяснилось, что кроме соответствующих умений и навыков важна самостоятельность детей, самостоятельность как свойство личности. Одно дело – уметь что-то делать, другое – быть способным к самостоятельным поступкам.

Известны два способа освоения культуры. Первый способ, когда есть носитель культуры (в данном случае – учитель, тренер), который как бы вкладывает в своих учеников образцы культуры. Второй способ, когда носитель культуры основные усилия направляет не на передачу образцов культуры, а на создание условий, на организацию процесса освоения учениками культуры. В последнем случае они помимо получения знаний, умений и навыков приобретают и способы самообучения, способы самостоятельного продвижения на пути к самосовершенствованию.

Таким образом, занятия спортивными дисциплинами в общеобразовательных школах страдают рядом недостатков. На наш взгляд к ним относятся:


  • слабое использование возможностей овладения интеллектуальным компонентом физической культуры;

  • недостаточная нацеленность на создание условий для превращения учебного процесса в процесс физического самосовершенствования;

  • слабо выраженный мировоззренческий аспект физкультурных занятий;

  • низведение роли урока до средства активного отдыха, борьбы с умственным утомлением и последствиями гиподинамии.

Итак, существует противоречие между предлагаемыми для обязательного использования методами физического воспитания и потребностями формирующейся личности. Необходимо привести в соответствие цели и методы обучения физической культуре. Система преподавания спортивных дисциплин, направленная на воспитание творческой активности и самостоятельности учащихся на уроках физической культуры, по нашему мнению, должна включать три основных момента:

  1. формирование приемов самостоятельного выполнения двигательных действий;

  2. организация и обеспечение условий для проявления самостоятельности;

  3. стимулирование активности и творческой самостоятельности на занятии и во внеурочное время.

И строиться на следующих основных принципах.

1. Сознательность и активность:



  • формирование осмысленного отношения как к общей цели урока, так и к конкретным задачам и упражнениям;

  • поощрение попыток анализировать и контролировать свою деятельность при выполнении физических упражнений;

  • развитие самостоятельности и творческих способностей школьников.

2. Индивидуализация:

  • создание условий для самообразования;

  • обучение умению учитывать особенности своего организма;

  • обучение способам самосовершенствования.

3. Системность и целесообразность: четкое определение места и значения каждого вопроса, задания, блока упражнений в структуре урока и системе обучения.

Любой из нас, недолго думая, извлечет из собственного жизненного опыта примеры, подтверждающие тривиальную истину: умений и знаний порой бывает недостаточно, чтобы самому делать свою жизнь, а не плавать в ней по воле обстоятельств. Чтобы определиться, чтобы крепко стоять на ногах, надо, как говорят в народе, иметь характер.

Конечно, сопоставлять, сравнивать черты характера и умения, пожалуй, нельзя – это разное. Но, несомненно, одно: коль мы говорим о подготовке ребенка к самостоятельному физическому совершенствованию и выделяем разные аспекты этой подготовки, самостоятельный, инициативный, творческий человек при желании овладеет любыми знаниями и умениями.

Поэтому способствовать формированию привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями у детей необходимо на всем протяжении их учебы в школе, и, главное, начинать, вероятно, следует именно с этого.


Необходимость расширять физкультурную и спортивную работу, улучшать ее организацию по месту жительства и учебы является одной из актуальных проблем физического воспитания в школе. Как отмечалось выше, большое значение здесь имеет формирование у школьников стремления к физическому самосовершенствованию. В основных направлениях реформы общеобразовательной школы нашел свое отражение вопрос о необходимости организации ежедневных занятий всех учащихся физической культурой на уроках и во внеурочное время. Решение этой проблемы во многом зависит от умения учащихся использовать средства физической культуры для укрепления своего здоровья, поддержания высокой работоспособности, навыков самостоятельных занятий.


В нашем городе неуклонно расширяется сеть спортивных сооружений, увеличивается количество квалифицированных кадров. Однако вовлечение учащихся только в специально организованные секции, группы недостаточно для охвата абсолютного большинства школьников систематическими занятиями физическими упражнениями. Поэтому большое значение приобретает обучение учащихся умению заниматься физическими упражнениями. Этим и обусловлено выделение в программе по физической культуре для 5–11-х классов раздела «Навыки и умения самостоятельных занятий», способствующего активизации работы по внедрению физической культуры и спорта в быт школьников, повышению двигательной активности учащихся.

Следует отметить, что обучение этим навыкам и умениям не только способствует внедрению физической культуры в быт, но и развивает у молодежи качества самостоятельности. Бесспорным является то, что люди, обладающие развитой с детства самостоятельностью (имеется в виду качество личности), в различных жизненных ситуациях более решительны, не ждут подсказки со стороны, умеют отстаивать свое мнение, собственную позицию. Это прямо относится и к данной теме – умению самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Человеческая деятельность существует в форме действия или цели действий. По словам психолога С.Л. Рубинштейна, произвольное действие человека – это осуществление цели, и, прежде чем действовать, надо осознать цель, для достижения которой действие предпринимается.

Однако, как ни существенна цель, одного осознания цели недостаточно. Для того чтобы ее осуществить, надо учесть условия, в которых действие должно совершенствоваться.


Решение промежуточных задач по самоконтролю


Под деятельностью понимается совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию. Обязательной предпосылкой всякой деятельности является наличие потребности. Именно потребности направляют и регулируют конкретную деятельность. Одна из основных задач физического воспитания в школе – формирование у школьников потребности в личном физическом совершенствовании.

Достижение этой цели возможно лишь при решении ряда промежуточных задач:



  • воспитания у школьников устойчивого интереса к физической культуре;

  • формирования у них навыков и умений самостоятельных занятий;

  • содействия внедрению занятий физической культурой в режим дня.

Первой ступенью на этом пути является развитие интереса у учащихся. Причем в практической работе учителю важно, имея дело с различным по возрасту контингентом учащихся, различать интерес непосредственный (интерес к самому процессу деятельности) и опосредованный (интерес к результатам деятельности).

Младшего школьника мало волнует, как отразятся его сегодняшние упражнения на его завтрашнем самочувствии, состоянии. Для него главное – получать сиюминутное удовлетворение своих потребностей. Поэтому в начальной школе большое значение имеют эмоциональная окрашенность упражнений, их образное объяснение. Учитель должен исподволь, постепенно прививать ребятам навыки и умения, которые учащиеся впоследствии будут осознанно применять для достижения более отдаленных целей. Это свойство психики учащихся младших классов обуславливает ограничения в обучении их самостоятельным занятиям по физической культуре.

Для начальной школы предусмотрены виды занятий, которые содержат лишь элементы самостоятельности. Например, домашнее задание: учитель конкретно указывает, какие упражнения, сколько раз, в какое время, как нужно проделать. Ученику остается следовать данным рекомендациям и выполнять дома задания (повторение упражнений и является элементом самостоятельности).

Перед младшими школьниками нужно ставить такие цели, достижение которых возможно за относительно короткий промежуток времени. Поставленные цели должны быть эмоционально окрашены, достижение их должно приносить ощутимые, конкретные результаты. При изучении сложных двигательных элементов их следует разбивать на несколько более простых. Тогда деятельность учащихся, подкрепляясь видимыми сдвигами, будет более результативной.

Следует также учитывать, что любая задача, поставленная перед школьником, должна приобретать для него личностный смысл. Он должен быть заинтересован в результатах своего труда и, самое главное, видеть эти результаты не в отдаленном будущем, а сейчас, сегодня.

Главным в воспитании привычки у учащихся к самостоятельным занятиям является четкое разъяснение, объяснение, доведение до сознания учеников, что нужно долго и упорно трудиться, чтобы получить ощутимые результаты.

Итак, чтобы подготовить учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, необходимо дать им достаточно широкий круг знаний, сформировать навыки и умения, не ограничиваясь содержанием учебного материала программы. Прежде всего, учащиеся должны овладеть двигательными навыками, которыми они будут пользоваться во время самостоятельных занятий.

Это, во-первых, общеразвивающие упражнения. Они являются содержанием утренней гимнастики, динамических пауз во время приготовления уроков, входят в содержание самостоятельных занятий по развитию основных двигательных качеств.

Во-вторых, прочные навыки ходьбы и бега. С них начинается, ими и заканчивается каждое самостоятельное занятие. Важно, чтобы учащиеся умели правильно ходить и бегать, изменять скорость и темп движения, длину шага, силу отталкивания в упражнениях, навыки и умения в упражнениях, связанных с висами и упорами. Это, прежде всего, подтягивание в висе, перевороты в упор, лазание по канату и шесту.

Подготовка учащихся к самостоятельным занятиям должна начинаться с четкого, немногословного инструктирования школьников о цели и задачах конкретных самостоятельных занятий, постепенного вооружения знаниями о системе самотренировок, привития необходимости технических и организационных навыков. С первых же занятий нужно требовать от учащихся соблюдения дозировки времени и нагрузки.

Другим важным моментом является выработка у ребят простейших приемов самоконтроля за реакцией своего организма на нагрузку. Но задача формирования у школьников навыков и умений самостоятельных занятий не будет эффективно решена, если ориентировать ребят только на результат их деятельности. Важно, чтобы учитель с помощью оценок, различных видов морального поощрения переводил школьников с ориентации только на результат к ориентации на процесс, способ деятельности.

Что же конкретно должна включать деятельность учителя при подготовке к работе по обучению школьников навыкам и умениям самостоятельных занятий?

Во-первых, следует определить, чему учить школьников. Что имеется в виду? Взять, например, программу для 3-го класса, в ней сказано: «Выполнение утренней гимнастики. Контроль за амплитудой и скоростью движений». В связи с этим учителю нужно четко себе представить, какими знаниями и умениями должен обладать ученик, чтобы выполнить требование программы.

Во-вторых, учителю нужно решить, в какое время урока удобнее сообщать учащимся необходимые им сведения, когда учить навыкам и умениям самостоятельных занятий.

В-третьих, очень важно наметить способы поэтапного контроля за освоением учащимися материала: «Навыки и умения самостоятельных занятий».

Примерно по такой же схеме должна протекать и деятельность учителя при выполнении этого раздела. Сначала следует дать школьникам знания, необходимые для самостоятельного выполнения конкретных упражнений, убедить ребят в значимости, важности и полезности этих занятий. Затем необходимо довести до учащихся знания о самом процессе самостоятельной деятельности.

Несколько слов надо сказать о самостоятельном выполнении упражнений. Чтобы самостоятельно выполнить упражнения, например утреннюю гимнастику, или развивать физические качества, ученик должен уметь контролировать свои движения. Это представляет определенную трудность: при отсутствии внешнего контроля, оценки он должен руководствоваться своими ощущениями, главным образом мышечным чувством, которое Сеченов недаром называл «темным мышечным чувством». Если ребят специально не учить этому, они испытывают большие затруднения при различении пространственных, временных и динамических параметров движения. Как их научить этому?

Прежде всего, следует обращать внимание учащихся на оценку таких положений, т.е. когда ученик выполнил упражнение, учитель не должен спешить сам оценивать правильность выполнения, следует попросить сделать это ученика (тем самым сосредоточить внимание на этом вопросе).

Учить думать при выполнении упражнений, самостоятельно подбирать упражнения можно, давая школьникам соответствующие возрасту задания. Например, школьники делают наклоны касаясь – следует спросить ребят, какие разновидности наклонов они знают (наклоны в стороны, назад, наклоны с различными положениями рук), учить школьников подбирать сходные, типичные упражнения, развивать творчество, критическое отношение. Ведь самостоятельность близка к двум свойствам личности: критичности и творчеству.

Важно не только обучать учащихся воспроизведению каких-либо движений самостоятельно, но и знакомить их с основными положениями, правилами самостоятельных занятий. Только тогда учащиеся в соответствии с теми условиями, в которых они будут заниматься, смогут правильно подобрать упражнения, спланировать свои знания.

Важная роль в подготовке спортивных резервов принадлежит системе отбора перспективных спортсменов. Рациональная система отбора и спортивной ориентации позволяет своевременно выявить задатки и способности детей и подростков, создать благоприятные предпосылки для наиболее полного раскрытия их потенциальных возможностей.

Анализ и теоретическое обобщение результатов многочисленных исследований позволяют сформулировать основные положения теории спортивного отбора. Спортивный отбор – это многоступенчатый многолетний процесс, охватывающий все периоды спортивной подготовки. Он основан на всестороннем изучении способностей спортсменов, создании благоприятных предпосылок для формирования этих способностей, позволяющих успешно совершенствоваться в избранном виде спорта. Проблема отбора юных спортсменов должна решаться комплексно, на основе применения педагогических, медико-биологических, психологических и социологических методов исследования.

Процесс отбора в спортивную школу делится на три этапа: 1 этап – предварительный отбор как можно большего количества детей в спортивную школу; 2 этап – проводится углубленная проверка соответствия отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной специализации в избранном виде спорта, зачисление детей и подростков в спортивную школу; задача 3-его этапа – многолетнее систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы для окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации.

Спортивные способности во многом зависят от наследственно-обусловленных задатков, которые отличается стабильностью и консервативностью. Наряду с изучением консервативных признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявление тех показателей, которые могут существенно изменяться под влиянием тренировки.

Оценивая природу и характер отдельных параметров деятельности организма юных спортсменов и условий, в которых осуществляется, их физическое воспитание, можно сделать вывод о разной степени «подвижности», а, следовательно, значимости факторов, определяющих успех спортивного совершенствования. Последние могут быть расчленены на три группы:


  • генетически обусловленные;

  • приобретенные в результате тренировки;

  • связанные с условиями спортивной подготовки.

К группе генетически обусловленных факторов мы относим:

  1. соматический тип (строение тела);

  2. ритм и темп биологического созревания;

  3. двигательную координацию;

  4. устойчивость организма к кислородной недостаточности;

  5. некоторые психологические (личностные) особенности спортсменов: настойчивость, трудолюбие устойчивость спортивного интереса.

Соматический тип (строение тела). Как известно, тип телосложения служит одним из немаловажных критериев спортивной ориентации, так как тотальные размеры тела и соотношение отдельных его сегментов, соответствующее динамической структуре упражнений в конкретном виде спорта могут благоприятствовать успешному овладению и совершенствованию двигательного навыка. Соматические особенности проявляются в индивидуальной технике, с другой стороны, основные параметры движений поддаются рациональной коррекции в связи с морфологическими особенностями спортсменов.

Однако путь целесообразного использования измерительных данных для целей спортивной ориентации не ограничивается определением тотальных и относительных размеров тела. Прогностическое значение приобретают комплексные показатели соматического типа, включающие логически оправданные и математически корректурные соотношения ряда относительных признаков.



Ритм и темп биологического созревания. Существует большая индивидуальная вариативность темпов полового созревания, которая обуславливает (особенно в предпубертатном периоде) внутригрупповую акселерацию или ретардацию (отставание по срокам) биологической зрелости.

Явление вариабельности биологического возраста в пределах одинакового паспортного возраста имеет ряд теоретических и практических аспектов: для педагогики и здравоохранения, для образования и физического воспитания, а также для спортивного совершенствования. Это объясняется тем, что от степени биологической зрелости зависят темпы нарастания и абсолютные значения тотальных размеров тела, а с этими последними связаны важнейшие морфологические и функциональные показатели деятельности организма: связь минутного и ударного объема сердца с поверхностью тела; показателей внешнего дыхания с весом тела; показателей аэробной и связанной с ней анаэробной производительностью с весом, объем сердца – с ростом и весом и т.д. Взаимосвязь ряда показателей физической подготовленности с биологическим возрастом доказана работами Ю.М. Арестова, Б.А. Сироткиной и др.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что темпы биологического созревания могут оказать влияние и на динамику спортивного совершенствования, причем акселерация может сыграть как положительную, так и отрицательную роль в зависимости от видов спорта и от организации учебно-тренировочного процесса.

Установлено, что у детей с акселерированным темпом полового развития объемная скорость кровотока при мышечной работе выше, так же как и экскреция адреналина. Последнее свидетельствует о высоких возможностях у них адреналового звена симпатоадреналовой системы.

Следует отметить, что у акселерированных детей выявлены также более высокий уровень интеллектуального развития, ассоциативные способности и большая склонность к обобщению.

В благоприятных условиях все это может иметь положительное влияние на процесс формирования спортсмена. Так уже в 13 лет морфологическое и функциональное развитие позволяет подростку использовать эффективные методы подготовки. Этим самым обеспечивается необходимый 5-7 летний путь успешного совершенствования от новичка до мастера спорта. Однако для этого организация и методика подготовки до 13-14 летнего возраста должны обеспечить прочный фундамент разносторонней физической подготовленности, во избежание срыва, так как акселерированные подростки, имеющие преимущества перед своими сверстниками, нередко являются жертвами форсированной тренировки.



Двигательная координация. Координационные способности оказывают существенное влияние на спортивное совершенствование юных спортсменов.

Для видов циклических упражнений, требующих проявления специальной выносливости большое значение приобретает экономичность двигательных функций. Немаловажное значение в длительных циклических локомоциях имеет также способность концентрировать активность на ведущих элементах мышечной системы, характер которых совпадает с динамической и кинематической структурой движений. Ряд специалистов фиксирует внимание на значении стереотипности и стабильности элемента двигательного акта, как важного фактора экономичности движения.



Устойчивость организма к кислородной недостаточности. В циклических видах спорта, требующих проявления выносливости, большое значение приобретает индивидуальная устойчивость к кислородной недостаточности. Исследования показывают, что дыхательные, гемодинамические и тканевые механизмы регуляции при напряженной мышечной работе на выносливость направлены на сохранение постоянства внутренней среды организма. Это обеспечивает поддержание определенных пределов должного уровня работоспособности. Однако при всей действенности факторов приспосабливания в организме все же создается дефицит к текущему повышенному кислородному запросу, и в этих условиях высокий уровень резистентности (в первую очередь нервных клеток) к кислородной недостаточности определяет способность противостоять ей без существенного снижения эффективности работы (С.П. Летунов). Есть основания полагать, что это качество в известной мере является генетически обусловленным. Об этом, кстати, свидетельствуют следующие факторы: степень падения оксигенации в пробе с задержкой дыхания (на выдохе) а также продолжительность, с которой юные спортсмены могут «терпеть» дефицит кислорода, не столь существенно отличаются у 13-14-летних от 15-16-летних (З.И. Дмитриев).

Однако в пределах каждого возраста имеются значительные индивидуальные колебания: наряду с маловыносливыми в каждой возрастной группе имеются лица, у которых продолжительность задержки дыхания на 100-150 % выше, чем у остальных (Р.Е. Мотылянская, И.Е. Гулькина). Хотя специальной тренировкой удается несколько повысить устойчивость к гипоксии, однако устанавливаются существенные индивидуальные различия в степени ее тренируемости. Исхода из этого, показателям устойчивости организма к кислородной недостаточности следует придавать значение важного критерия спортивной ориентации и прогнозирования спортивных успехов. Степень тренируемости этого качества в каждом индивидуальном случае является надежным показателем правильности отбора и перспективности самого процесса совершенствования юных спортсменов, если избранный вид спорта связан с проявлением выносливости.

Факторы первой группы в значительной мере определяют то, что мы называем спортивной одаренностью. Однако она проявляется лишь при использовании рациональной методики подготовки, способствующей развитию врожденных задатков благодаря обогащению их приобретенными качествами.

Остановимся на характеристике факторов второй группы, обуславливающих успех спортивного совершенствования, которые мы квалифицируем как приобретенные в результате систематических занятий спортом.

Сущность их заключается в развитии энергетических и функциональных резервов, в совершенствовании регуляторных механизмов, обеспечивающих функциональную готовность юного спортсмена.

Факторы второй группы получают свое отражение в показателях, характеризующих: уровень развития и вместе с тем экономичность режимов внешнего дыхания, кровообращения и дыхательной функции крови, обеспечивающих аэробную и анаэробную производительность организма; рациональную регуляцию периферического кровообращения, направленную на оптимальное кровоснабжение работающих мышц, регулирование постоянства внутренней среды при воздействии значительных мышечных нагрузок; стабильность функционирования анализаторных систем организма; уровень развития абсолютной и относительной силы мышц, особенно несущих основную нагрузку в соответствующем виде упражнений и обуславливающих силовую выносливость в циклических локомоциях.

Правильная тренировка способствует обогащению энергетических ресурсов, развитию метаболических путей энергообразования, наиболее адекватных интенсивности к продолжительности физических упражнений.

Особое значение для юных спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта, приобретают пути аэробного производства энергии, как наиболее экономичного и обогащающего функциональные возможности детского организма.

Тренируемость способности к аэробному обеспечению энергии у юных спортсменов хорошо выражена. Согласно данным, у 14-15 летних пловцов в условиях систематического применения больших по объему тренировочных нагрузок способность к потреблению кислорода возрастает до 4-5л. в 1 мин. (60-70мл. на килограмм веса тела), у юных лыжников того же возраста до 3,5-4 л. (50-60 мл. на кг массы тела).

Путь аэробного обеспечения энергии связан с уровнем развития внешнего дыхания, функциональной способности сердца и внутрисистемной регуляции центрального и периферического звеньев аппарата кровообращения, обеспечивающих через кислородтранспортную функцию системы крови – доставку кислорода работающим мышцам. Этому способствует разносторонняя физическая подготовка юных спортсменов.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10