Скачать 120.17 Kb.
Дата14.01.2020
Размер120.17 Kb.
ТипДоклад

Физическое здоровье основная составляющая здорового образа жизни


Сообщение-доклад учителя физической культуры

Шуляпова В.Д.

На тему:


«Физическое здоровье учащихся.

Анализ мониторинга учащихся»

Физическое здоровье - основная составляющая здорового образа жизни

Урбанизация страны и экологические проблемы создают неблагоприятную обстановку для дальнейшего развития нашего общества. Физическое здоровье и его постепенное ослабление стало бедой не только России, но и всего мира.

Однако физическое здоровье человека необходимо сочетать со здоровьем психическим. Именно психические или психологические болезни создают предпосылки того, что нарушается нормальное функционирование физиологической основы человека. Говоря, что все болезни от нервов, народ во многом прав. Следует также учитывать, что здоровье физическое необходимо рассматривать и как здоровье духовное и социальное.

Процесс социализации человека в современном обществе должен рассматриваться комплексно, как соединяющий физическое и психическое здоровье. В науке этот процесс часто называют психосоматическим, при котором физическая составляющая здоровья сочетается с психической составляющей.

Мониторинг физического здоровья человека или комплексная оценка физического здоровья позволяют прийти к выводу, что физическое здоровье возможно только через духовное оздоровление. Под духовным оздоровлением понимается не просто приверженность человека ценностям той или иной религии, но и приверженность общечеловеческим ценностям.

Культура физического здоровья не может развиваться без связи с социальной составляющей. Искусственное замыкание человека на культе только человеческого тела или культе только духовного развития приводит к разделению в понимании человека личных и социальных приоритетов, обособления отдельных социальных групп и замыкания человека только в себе самом.

Особенности физического здоровья, физическая культура и здоровье человека невозможно без восприятия ценностей, характерных для всего общества в целом, без разделения на расы и страны. В связи с этим большое значение имеет физическое здоровье школьника, так как формирующийся детский организм через физическую культуру впитывает и принципы социальной организации.

Оценка физического здоровья школьников современных российских школ показывает, что 70% учащихся отстают в развитии от предыдущих поколений. Учитывая связь физического и психического здоровья, следует признать, что и вменяемость современных школьников намного ниже их родителей и предков. Если в кратчайшие сроки не приложить максимум усилий к изменению этого положения, следующее поколение может довести страну до полного экономического и политического краха.



Сохранение и укрепление физического здоровья школьников
Условия современной жизни и существующая педагогическая система могут дать школьникам достаточный объём знаний, но не способны выполнить социальный заказ общества – сохранить здоровье детей. Подтверждением тому является катастрофическое понижение здоровья юных россиян, неустойчивая мотивация в сохранении своего здоровья, отсутствие механизмов внедрения принципов здорового образа жизни в массовую практику.

Педагогической общественностью осознана необходимость формирования новой стратегии современной общеобразовательной школы, в которой здоровье рассматривается как необходимый компонент образования. Отсюда важной педагогической задачей является воспитание физически культурного и грамотного юного гражданина страны, способного нести ответственность за своё здоровье.

Утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения сегодня рассматривается в практике работы школы как одно из приоритетных направлений гуманизации образования. Значимость формирования ценностных ориентаций в аспекте рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью сохранения и совершенствования их физического, психического и социального благополучия. Здоровье и физическая дееспособность являются условием и базисом для раскрытия потенциала личности. От того, насколько успешно удаётся сформировать и закрепить валеологические ориентации и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни человека. Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других

В современных сложных социально-экономических условиях как никогда возрастает роль личности в сохранении здоровья. В документах Всемирной организации здравоохранения подчёркнуто, что осознанная ответственность общества и, прежде всего, каждого человека за сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья является ключевым фактором, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению здоровья для всех будет оставаться недостаточно эффективными.

Своевременное формирование устойчивых ценностных ориентаций на здоровье, физическую культуру позволит избежать детям приобретения отрицательного опыта вредных привычек, сохранить потребность в двигательной активности, укрепить растущий организм.

Проблема физического здоровья школьников, является особенно актуальной в последние годы. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, методисты, медицинские работники. Физическое здоровье определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои обязанности свободно. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома. Физическое воспитание – это не только уроки физкультуры, но и валеологическое воспитание, а также физическая культура школьника.. Поддержанию физического здоровья служит процесс физической подготовки школьника к жизнедеятельности. В единстве с другими видами воспитания и при оптимальных социальных условиях физическое воспитание приобретает значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.

В связи с этим в педагогике целесообразно применение здоровьесберегающих технологий, основанных на природосообразности.

В нашей практике ориентирами состояния здоровья и физического развития ребёнка выступают:

показатели соматического здоровья (медицинские данные);

общая активность; физическая, трудовая, общественная, познавательная;

овладение школьниками основами личной физической культуры, теоретическими и методическими знаниями о путях физического развития в данном возрасте и в перспективе;

осведомлённость о перспективах своего физического развития; сформированность адекватной самооценки своего здоровья, своих физических возможностей и особенностей;

развитие выносливости, гибкости, скорости, силы;

развитие рече двигательной памяти, координационных способностей, движений, разнообразной чувствительности;

потребность и способность в физическом самовоспитании: саморегуляция поведения, использование режима дня, специальных упражнений по созданию положительного настроения и знание техники самомассажа, самоуправление, самотренировки, наращивание тела, регулирование осанки, выработка походки и т. д.

Одной из причин снижения уровня здоровья школьников является отсутствие в процессе обучения необходимого для нормального развития молодого организма объёма физической активности: “сидячие уроки”, однообразие видов, как правило, пассивной деятельности на уроке, проведение занятий в душном помещении, “замкнутом” - закрытом миру пространстве.

Другой причиной снижения уровня здоровья школьников является низкий уровень здоровья самих педагогов. У педагогов в виду стрессового характера профессии достаточно высок уровень невротических реакций и, соответственно, низок уровень сдержанности, соблюдения педагогического такта в общении с детьми.

И ещё одна, очень важная, причина низкого уровня здоровья школьников – отсутствие сознательного отношения каждого учащегося к собственному здоровью, стремления быть здоровым.

Как показывает практика, здоровье во многом зависит от применяемых технологий семейного, дошкольного и школьного воспитания, от здорового образа жизни. К сожалению, многочисленные данные свидетельствуют, что именно образовательная среда является сегодня одним из наиболее сильных (дидактогенных) факторов отклонений в здоровье и развитии детей. В первую очередь на развитие физического воспитания влияет санитарно-гигиенические нормы, а также двигательная активность в ходе активного дня. Ну а польза бега доказана ведущими специалистами всего мира от физической культуры. Обязательно в учебных учреждениях должна поддерживаться чистота и порядок. Особенно важно при работе с учениками обращать внимание на освещённость помещений. В частности, парта и классная доска должны быть размещены так, чтобы свет на них падал учащимся с левой стороны. Большое влияние на здоровье учеников оказывает правильная посадка их за парты. Так если правильно организовать этот процесс, то у учеников перестанет портиться зрение и будет исключено искривление позвоночника.

Но особенно действенно для физического здоровья неокрепших организмов является посещение уроков физкультуры

Где как ни на уроках физического воспитания в обычной школе, больше всего уделяется внимание физическому здоровью детей.

Зачем нужна физкультура? И каждый ответит: «Полезна для здоровья». Возможности физкультура настолько безграничны, что каждый ребенок обязательно найдет в ней нечто новое. Кому-то покажется главным то, что физкультура замедляет процесс старения, для кого-то более важно, что физкультура помогает создать особый оптимистический настрой, она сближает людей и они лучше узнают друг друга.

Здоровье – это главная человеческая ценность, сохранение и приумножение которой становится первейшей обязанностью человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное.

В характеристике понятия "здоровье" используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.



  1. В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.



Центральный вопрос, который встаёт перед системой образования – как обеспечить здоровье учащихся: его сохранение, укрепление и восстановление. Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, следует понять, что образование имеет фундаментальные возможности ресурсы воспитания культуры здорового образа жизни у обучающихся.

В числе основных целей проходящей сейчас в России реформы школы впервые выде­лено сохранение и укрепление здоровья учащихся.



Современные здоровьесберегающие технологии, используемые школе

Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной, полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии и было в радость? Есть ли выход из создавшейся ситуации? Безусловно. В нашей стране есть педагогические технологии, которые убедительно доказывают, что без врачебного вмешательства, только педагогическими средствами можно противостоять школьным формам патологии.

Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся – определяется следующими причинами.

Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма. 
Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить, хотя бы одного врача.

В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.

Здоровьесберегающие образовательные технологии позволяют максимально эффективно решать эти задачи.


Любая применяемая в образовательном учреждении педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. «Здоровьесберегающие технологии» - совокупность приемов, методов, форм обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум четыре требования:

1. Учет индивидуальных особенностей учащихся, его темперамента, характера восприятия им учебного материала, типа памяти и т.п.

2. Недопускание чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки при освоении учебного материала, стремление добиться оптимальных результатов обучения обязательно при оптимизации необходимых затратах времени и сил учащегося и педагога.

3. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание благоприятного морально-психологического климата в учебной группе, укрепление психического здоровья учащихся.

4. Делать акцент не только на организации учебного процесса, не приносящей вреда, но и на том, чтобы научить учащихся самостоятельно защищаться от стрессов, обид, оскорблений, обучить его средствам психологической защиты и сохранения здоровья.

Одним из наиболее важных аспектов здоровьесберегающего образования и критерием оценки качества образования является педагогическая деятельность учителя, процесс обучения. Дидактика здоровья – методологические основы обучения, обеспечивающие оптимальный уровень психо-физиологических затрат, необходимых и достаточных для освоения обучающимися учебного материала с наименьшей психо-физиологической ценой адаптации детского организма к школьным нагрузкам.

Цель педагогики здоровья – обеспечить школьнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Технологическую основу педагогики здоровья составляют здоровьесберегающие образовательные технологии.

Здоровьесберегающая образовательная технология решает, как минимум, задачу обеспечения таких условий обучения, воспитания и развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Здоровьесберегающая технология, как максимум, решает задачу формирования, укрепления и развития здоровья обучающихся, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Для оценки имеющейся ситуации в школе проведено исследование. В исследовании приняли участие учащиеся:

4-а класса

4-б класса –

6-б класса

8-а класса

8-б класса

8-в класса –

11-а класса –

11-б класса

135 человек участвовало в исследовании.

На вопрос «Как вы оцениваете состояние своего здоровья?» ответы распределились следующим образом 130 человек – как отличное и хорошее, 5 человек – плохое.

На вопрос «Кто больше всего должен заботиться о вашем здоровье

-количество ответивших «я сам» возрастает с возрастом и уменьшается забота родителей.

48 – я и мои родители; 86-я сам; 1 – Вячеслав Дмитриевич.
Проведя анализ ответов на вопрос «Какие темы о здоровье часто обсуждаете с…?» прослеживается, что с родителями чаще обсуждаются вопросы о физической активности и питании, а с учителями о чистоте тела, зубов, вреде курения, алкоголизма и наркомании.

Из них 17 детей ответили что ни какие.


На вопрос доволен ли я уроками физической культуре и какими секциями вы занимаетесь? Подавляющее большинство учащихся считают, что в школе созданы условия для занятий физической активностью, как во время, так и после уроков и они довольны и уроками физкультуры и занятиями после уроков. Посещение секций: бокс, волейбол, баскетбол, занятия танцем. 3 ученика не довольны.

Таким образом, исследование продемонстрировало, что школьники осознают важность здоровья и его укрепления. Дети также осознают собственную ответственность за сохранение здоровья и хотят больше знать о том, как его сохранить.



Выявленные возрастные различия во мнениях и заинтересованности детей в отдельных вопросах укрепления здоровья доказывают необходимость разработки дифференцированного подхода в обучении детей, как здоровому образу жизни, так и в общеобразовательных предметах.

Итак, сделан личностный выбор быть здоровым. Чтобы сделать этот выбор, необходима потребность в нем. Формирование потребности является психолого-педагогической проблемой, необходим поиск механизмов, которые у каждого ученика вызывали бы активное желание быть здоровым.