страница1/18
Дата24.08.2019
Размер3.88 Mb.
ТипСборник статей

Физическое воспитание в условиях непрерывного образования


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

НАРОДНАЯ УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ

НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Под редакцией доцента, кандидата технических наук Красули М.А.

Издательство НУА




ХАРКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАРОДНАЯ УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ

НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сборник статей
Под редакцией доцента, кандидата технических наук Красули М.А.

Харьков


Издательство НУА

2018



УДК 796(063)

ББК 75я43

Ф 48


Утверджено на заседании кафедры

физического воспитания и спорта

Протокол № 7 от 05.02.2018

С о с т а в и т е л и : Красуля М. А. (ответственный редактор), Колисниченко Ж. А., Красуля А. В., Назаренко И. И., Николаева С. В.


Р е ц е н з е н т ы : доктор истор. наук, профессор каф. социологии ХГУ «НУА» Астахова В. И.

канд. наук по физической культуре и спорту, проректор по науч.-пед. работе ХГАФК Шестерова Л. Е.


Ф 48

Физическое воспитание в условиях непрерывного образования : сб. ст. / Нар. укр. акад. ; под ред. Красули М. А. ; [сост.: Красуля М. А. (отв. ред.), Колисниченко Ж. А., Красуля А. В., Назаренко И. И., Николаева С. В.]. – Харьков : Изд-во НУА, 2018. – 234 с.

Данное научное издание обобщает опыт работы преподавателей кафедры физического воспитания и спорта Народной украинской академии с 2001 года по настоящее время.

В нем отражены место и роль физического воспитания в системе образования, инновационные технологи проведения занятий, способы формирования мотивационной составляющей, переосмысление места и роли современного преподавателя физического воспитания.

Издание может быть рекомендовано для использования учителями физической культуры общеобразовательных школ и преподавателями физического воспитания высших учебных заведений.


УДК 796(063)

ББК 75я43

© Народная украинская академия, 2018






Содержание

Введение……………………………………………………………........6

I. Роль физической культуры в формировании личности учащихся и студентов…………………………………8

1.1. Социальные аспекты физического воспитания учащихся и студентов…………………………………………………………………….. .......8

Красуля М. А. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни……………………………………………………………………….8

Красуля А. В. Ценностные ориентации и отношение современных студентов к физической культуре и спорту……………………………………17

Красуля М. А., Красуля А. В. Исследование взаимосвязи общей и физической культуры студентов приватного гуманитарного вуза…………..22

Красуля М. А. Физическая культура – неотъемлемая часть общей культуры современных студентов………………………………………………..25

Красуля М. А., Красуля А. В. Социологический анализ физической культуры студентов ХГУ «НУА»……………………………………….......32

Красуля М. А. Исследование взаимосвязи умственной и физической деятельности……………………………………………………………………...39

Красуля М. А. Гуманизация физического воспитания как необходимое условие для саморазвития личности студента…………………………………44

Колисниченко Ж. А. Взаимосвязь физического воспитания с другими направлениями воспитательного воздействия………………………………...48

1.2. Формирование мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности……………………………………………………………………..59

Красуля А. В., Красуля М. А. Формирование у студентов мотивации к физическому самосовершенствованию…………………………………………...59

Колисниченко Ж. А. Мотивация к занятиям физической культурой как основа личностного образования……………………………………………….68

Красуля М. О. Дослідження мотивації студентів молодших курсів ХГУ»НУА» до занять фізичною культурою…………………………………...72

Николаева С. В. Формирование внутренней мотивации к здоровому образу жизни у будущего выпускника средней школы………………………77

II. Непрерывное физкультурное образование в условиях реформирования системы образования в Украине……………………………………………………………………..82

Красуля М. А., Красуля А. В. Развитие системы физического воспитания в условиях непрерывного образования…………………………..82

Красуля М. А. Интегрированная кафедра в полиструктурном комплексе…………………………………………………………………………..90

Красуля М. О., Красуля А. В. Програма з фізичного виховання протягом життя…………………………………………………………………...99

Колисниченко Ж. А. Организация физического воспитания учащихся с учетом их возрастных особенностей в системе непрерывного образования………...……………………………………………………………103

Колисниченко Ж. А. Преемственность содержания предмета «Физическая культура» в системе непрерывного образования…………….110

Красуля М. А. Кафедра физического воспитания и спорта в поисках путей обновления…………………………………………………………………116

Красуля М. А. Обучение людей «третьего возраста» основам сохранения здоровья……………………………………………………………125

III. Физическая культура в средней школе как составная часть системы непрерывного образования……………………………………………………………….131

Николаева С. В Особенности переходного периода в процессе физического воспитания………………………………………………………..131

Николаева С. В. Диалоговость как один из принципов педагогического взаимодействия в процессе физического воспитания……………………….135

Колисниченко Ж. А. Инновационные формы занятий по физической культуре в школе ……………………………………………………………….144

Николаева С. В. Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе……………………………………………………………….147

Колисниченко Ж. А. Процесс физического воспитания учащихся СЭПШ: тенденции и пути оптимизации……………………………………...154

Николаева С. В. Последствия и профилактика снижения двигательной активности школьников………………………………………………………..157

IV. Усовершенствование системы физического воспитания в высших учебных заведениях……………...162

Красуля М. А., Красуля А. В. Исследование физической подготовленности студентов гуманитарного вуза…………………………...162

Красуля М. А., Мунтян В. С. Возможные критерии оценивания студентов по предмету «Физическое воспитание» в условиях кредитно-модульной системы……………………………………………………………..166

Красуля М. А. Исследование влияния занятий аэробикой на физическую подготовленность студенток……………………………………172

Красуля М. А. Обеспечение качественного физкультурного обучения в вузе……………………………………………………………………………….179

Красуля М. А. Образование в физическом воспитании в вузе с позиций компетентностного подхода……………………………………………………182

Красуля М. А. Современные требования к физкультурно-спортивной деятельности в вузе……………………………………………………………..184

Красуля А. В. Использование фитбола на занятиях по физическому воспитанию ……………………………………………………………………..188

Назаренко И. И. Исследование влияния различных видов аэробики на физическое развитие студенток………………………………………………..192

Красуля М. О. Дослідження біологічного віку студентів гуманітарного ВНЗ………………………………………………………….............................. 196

Красуля А. В. Дослідження відношення студентів гуманітарного університету до здорового способу життя……………………………………204

Красуля М. О. Ризик втрати студентами фізкультурно-оздоровчих компетенцій в рамках реформи системи освіти…………………………......208

Красуля А. В. Аналіз фізкультурно-оздоровчої діяльності сучасних студентів гуманітарного університету………………………………………..212

Назаренко І. І. Проблеми та перспективи фізичного виховання студентів в системі вищої освіти………………………………………………216

V. Модель преподавателя физического воспитания…………………………………………………………….......219

Красуля М. А. Физическая культура преподавателя как часть его общепедагогической культуры………………………………………………...219

Красуля М. А. Современные требования к преподаванию физического воспитания в ВУЗе……………………………………………………………...221

Красуля М. А. Формирование педагогического авторитета преподаватели физического воспитания……………………………………...227

VI. Методическое обеспечение курса «Физическое воспитание» ………………………………………………………………230

Введение
С момента провозглашения независимости Украины началась наработка правовых законов Украины во всех сферах и областях деятельности, в том числе и в области образования.

Одним из стратегических направлений процесса становления Украины на современном этапе является реформирование системы высшего образования, в том числе и физического воспитания как его составляющей.

Для того, чтобы Украина как независимое государство имело возможность управлять процессом физического воспитания населения и улучшать состояние его физического и психического здоровья, Правительством Украины и Министерством образования Украины были приняты ряд важных документов: Закон Украины «Об образовании», «О высшем образовании», «О физической культуре и спорте», Государственная программа развития физической культуры и спорта, Целевая комплексная программа «Физическое воспитание – здоровье нации», базовая учебная программа для высших учебных заведений Украины III-IV уровней аккредитации «Физическое воспитание», проект Национальной доктрины развития физической культуры и спорта, Концепция 12-летнего общего среднего образования, положения «Об организации занятий по физическому воспитанию в высших учебных заведениях I-IV уровней акредитации»; «Об организации физического воспитания и массового спорта в высших учебных заведениях», учебная программа по физической культуре для учащихся общеобразовательных учебных заведений. Таким образом, можно считать, что в системе образования Украины создана достаточная правовая и нормативная база для организации учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов.

В этих условиях перед физическим воспитанием возникает задача – создание максимально благоприятных условий для развития физических способностей, духовных и моральних качеств личности, формирование у молодежи взглядов на роль физического воспитания и спорта как необходимой составной части гармоничного развития человека. Это возможно только при условии достижения преемственнности физического воспитания в средней школе и в высшем учебном заведении.

Данное научное издание обобщает опыт работы преподавателей кафедры физического воспитания и спорта Народной украинской академии с 2001 года по настоящее время. В нем отражены место и роль физического воспитания в системе образования, инновационные технологи проведения занятий, способы формирования мотивационной составляющей, переосмысление роли современного преподавателя физического воспитания. Все это, в конечном счете, преследует цель создания преемственности физкультурного образования на всех его ступенях. Итогом работы коллектива преподавателей кафедры стала подготовка в 2012 году «Авторської інтегрованої програми неперервної підготовки з фізичного виховання та упровадження здоров’яформуючих технологій в Харківському гуманітарному університеті «Народна українська академія», которая, с учетом пятилетнего опыта работы, была переработана и дополнена в 2017 году.

Накопленный опыт свидетельствует, что непрерывное образование создает благоприятные условия для формирования ценностной ориентации личности на здоровый способ жизни, а физической воспитание обеспечивает мотивационную, информационную и функциональную готовность к этому. Работа по созданию целостной системы физического воспитания в условиях непрерывного образования продолжается…



I. Роль физической культуры в формировании личности учащихся и студентов
1.1. Социальные аспекты физического воспитания

учащихся и студентов.
Красуля М. А.
Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни
(Слобожанський науково-спортивний вісник. – 2001. – Вип. 4. – С. 161–165.)
Современная эпоха – это время все увеличивающихся нагрузок, в связи с чем здоровье всех членов общества в целом, и здоровье студентов в частности, становится одной из важнейших социальных ценностей нашего общества, а сохранение и укрепление его превращается не только в жизненную необходимость, но и в нравственный долг каждого студента. Со стороны общества возрастают требования не только к профессиональной подготовке студентов – будущих работников различных областей деятельности, но и к состоянию их здоровья и физической подготовленности, т. е. способности выдерживать длительные умственные, эмоциональные и физические нагрузки, а также способности к быстрому восстановлению после этих нагрузок.

Известно [1,8], что основными факторами здорового образа жизни являются следующие: режим труда и отдыха; рациональное питание; физические упражнения и тренированность мышц; отказ от вредных привычек; правильное дыхание; личная гигиена и закаливание; организация сна; взаимосвязь психического и физического состояний; культура сексуального поведения.

Известный ученый, философ и врач Авиценна еще в XI веке писал: «Самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна…» [7, с.9].

Наступивший XXI век принес в сознание современного человека понимание того, что здоровый образ жизни невозможен без регулярных физических нагрузок. Именно они выходят на первое место среди других факторов: рационального питания, хорошо организованного труда и отдыха, здорового психологического климата в коллективе и дома и др.

Физическая культура занимает важное место в укреплении здоровья, в развитии духовных и физических сил человека и должна стать неотъемлемой частью общей культуры современных студентов. А для этого необходимо осознание того, что физические упражнения, мышечная работа – неизменный спутник нашей жизни. Это орудие развития организма, совершенствования его функций, приспособления к условиям существования. Физические упражнения помогают нам бороться с усталостью, сохранять высокий уровень работоспособности и совершенствовать интеллект. Они положительно влияют на эмоциональное состояние человека, которое выражается в появлении чувства бодрости, радости, удовлетворенности, оптимистичного настроения. Основная задача физического воспитания – всестороннее гармоническое развитие организма человека, достижение высокого уровня его функциональных возможностей и освоение достаточного объема двигательных навыков. Физическое воспитание способствует духовному обогащению человека и его нравственному воспитанию.

Функция движения является основной биологической функцией всякого живого организма, главнейшим стимулятором процессов роста и формирования молодого организма. В процессе занятий физической культурой и спортом воспитываются воля, настойчивость, смелость, решительность, выносливость, дисциплина, коллективизм. Занятия физической культурой оказывает благотворное влияние и на развитие высших функций центральной нервной системы – восприятия, памяти, внимания, мышления.

Значимость укрепления мышечной системы люди осознавали еще в древние времена. Например, еще в V в. до н. э. древними греками была разработана своя система мышечного развития и контроля. В созданных в то время частных гимнастических школах учили не только развивать мускулы (в современном понимании этого выражения), а правильно их использовать. Целью обучения являлись хорошая координация движений и контроль над работой мышц. Таким образом, древние греки достигали физического совершенствования за счет правильного использования мышц, согласованности их действий, что означало полное отсутствие перенапряжения и переутомления и свидетельствовало о высоком уровне выносливости.

Современный образ жизни характеризуется недостаточной физической активностью и все возрастающей нагрузкой на нервную систему. Ускорение темпа жизни и вызванное этим увеличение отрицательных эмоций наряду с разрушительным для сердца и всего организма фактором снижения двигательной активности, становятся причиной снижения работоспособности даже у практически здоровых людей, а зачастую, и главной причиной большинства заболеваний. В этой ситуации многократно возрастает роль физической культуры в плане развития в организме человека способности приспосабливаться к внезапным и сильным функциональным колебаниям, развития выносливости организма в случае длительного, хронического воздействия неблагоприятных условий.

Остановимся вкратце на тех основных изменениях в организме человека, которые происходят в результате занятий физкультурой и спортом и о которых необходимо знать каждому современному студенту.

В медицине широко известно правило, согласно которому органы изнашиваются тем меньше, чем больше они подвергаются полезной нагрузке. Французский геронтолог, биолог и клиницист XX в. Бульер метко отметил: «В то время, как у машин изнашиваются, прежде всего, те органы, которые больше всего работают, у человека это происходит наоборот: изнашиваются меньше всего те органы, которые больше всего и чаще всего работают» [6, с.64].

Двигательная активность положительно влияет на функции центральной нервной системы. В коре больших полушарий накапливаются богатые энергией фосфорные соединения и различные вещества, улучшающие протекание окислительных процессов в работающих нервных клетках. Это служит основой углубления возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга и обогащения ее новым запасом прочности при образовании различных нервных связей. При этом совершенствуется и деятельность всех органов чувств: улучшается глазомер, ориентация в пространстве, точность движений и т.п.

Стимулирующая роль физической работы мышц для мозговой деятельности не вызывает сомнений. Еще 100 лет назад отец русской физиологии И. М. Сеченов в своем труде «Ресурсы головного мозга» высказал мысль о том, что мышечные движения имеют огромное значение для развития и деятельности мозга, для формирования процесса мышления и познания внешнего мира [4].

На основании ряда проведенных экспериментов И. М. Сеченов пришел к выводу, что физическая нагрузка «заряжает энергией нервные центры». Механизм взаимодействия заключается в том, что во время физической работы от мышц по множеству нервных клеток (проприорецепторов), находящихся в скелетной мускулатуре, из коры головного мозга поступают мощные стимулирующие импульсы. Роль этих импульсов чрезвычайно высока. Во-первых, они повышают работоспособность нервных клеток и центров – регуляторов всех жизненно-важных процессов. Во-вторых, они сообщают мозгу о совершаемых движениях. В-третьих, повышают общий тонус коры головного мозга и, как бы заряжая его энергией, увеличивают его работоспособность. Таким образом, чем больше движений совершает человек, тем больше энергии получает его мозг и организм. Мышцы выполняют свои задачи, определенные природой, только тогда, когда они в тонусе, когда подвергаются регулярным тренировкам.

И. М. Сеченовым был сделан вывод, что важным условием для здорового развития личности является сочетание умственного и физического труда: «Все бесконечное разнообразие высших проявлений мозговой деятельности сводится к одному лишь явлению – мышечному движению».

Таким образом, мозг и мышцы представляют собой функциональное единство. При этом дело тут не только в механическом увеличении притока крови к мозгу. Мышцы не могут сокращаться без нервных импульсов, а мозг, изолированный от влияния мышц, быстро теряет свою возбудимость даже при наличии достаточного кровоснабжения.

Научные сотрудники кафедры лечебной физкультуры Саратовского медицинского института анализировали взаимосвязь между физическим развитием и умственными способностями [5]. Они доказали, что физические упражнения повышают эффективность последующей работы – особенно сложной, с умственными компонентами. Специально проведенные исследования показали, что при регулярных физических занятиях происходят положительные изменения в функциональном состоянии всех «этажей» нервной системы: коры головного мозга, подкорковых отделов и периферического нервно-мышечного аппарата. Функциональное состояние нервной системы людей, занимающихся физкультурой, отличается возрастающей силой и подвижностью нервных процессов и большой их уравновешенностью. Причем эти характеристики четко коррелируются со стажем занятий и спецификой упражнений.

Интересные исследования на животных были проведены известным физиологом И. А. Аршавским, который убедительно доказал, что у животных с разным уровнем двигательной активности существенно отличается и продолжительность жизни [2]. Он сгруппировал попарно животных одного биологического вида с приблизительно одинаковой массой тела (см. табл. 1). В каждой паре первое животное отличается малой двигательной активностью, второе – большой.

Таблица 1

Физическая активность и продолжительность

жизни животных разных видов.


Животные

Частота сердечных сокращений, уд/мин

Отношение массы сердца к массе тела, %

Продолжительность жизни, лет

Кролик

Заяц


250

140


0,3

0,9


5

15


Мышь

Летучая мышь



-

-


0,7

1,9


2

30


Крыса

Белка


450

150


0,3

0,8


2,5

15


Корова

Лошадь


75

3–40


0,5

0,7


20–25

40–50

Как видно из данных табл. 1, у животных, ведущих малоподвижный образ жизни, отношение массы сердца к массе тела – меньше, а частота сердечных сокращений намного выше, что ведет к более быстрому износу сердца. Таким образом, у физически активных животных сердце работает более экономно и, следовательно, больше продолжительность жизни.

Можно привести другой пример, свидетельствующий о последствиях малоподвижного образа жизни. Профессором П. А. Мантейфелем были проведены эксперименты в Московском зоопарке [4]. Животные долгое время содержались в замкнутых клетках, а затем были выпущены из них в большие вольеры. В результате резкого перехода от малоподвижного образа жизни к активному имели место смертельные случаи животных. Это объясняется тем, что без физических нагрузок оказываются недостаточно тренированными стенки сердца, понижается прочность артерий, которые не выдерживают повышенного кровяного давления при возрастании физических нагрузок. Причем, изменения внутренних органов в подавляющем большинстве случаев становятся необратимыми: кости становятся хрупкими и могут сломаться даже при незначительных нагрузках. Неизбежный в такой ситуации избыточный вес еще больше препятствует активному движению. Единственный выход из этой ситуации – регулярные физические нагрузки. Как отмечал Тиссо, для человека «движения составляют главный источник здоровья, бездействие есть могила здоровья, движения могут заменить лекарства, тогда как всевозможные лекарства, вместе взятые, не могут заменить движений» [5, с.37].

Сегодня многие современные студенты, понимая благоприятное воздействие физической культуры на развитие личности, тем не менее не занимаются по мере сил и возможностей профилактикой своего здоровья, у многих из них даже утренняя гимнастика (не говоря уже об увлечении каким-либо видом спорта) не входит в распорядок дня, они не занимаются серьезно и целенаправленно физической культурой. Стремительный же рост цивилизации требует совершенно иного отношения к физической культуре. Для этого требуется должная глубина и конкретность в ее пропаганде.

Студенты должны четко понимать, что стопроцентной гарантии быть здоровым, даже при условии активных занятий физической культурой, нет. Но существует такой термин «фактор риска». В табл. 2 представлен удельный вес факторов, влияющих на здоровье человека, и группы факторов риска [8].



Таблица 2

Факторы, влияющие на здоровье.



Область

Удельный вес факторов, %

Группы факторов риска

Образ жизни

49–53

Вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, стрессовые ситуации, гиподинамия, низкий образовательный и культурный уровень, несбалансированное питание, курение, злоупотребление алкоголем.

Генетика, биология человека

18–22

Предрасположенность к наследственным и дегенеративным болезням.

Внешняя среда, природно-климатические условия

17–20

Загрязнение воздуха, почвы и воды канцерогенными и другими веществами, резкая смена атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения.

Здравоохранение, медицинская активность

8–10

Неэффективность личных гигиенических и общественных профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.

Из данных табл. 2 следует, что образ жизни имеет решающее значение для здоровья, и здесь среди группы факторов риска гиподинамия (нарушение функций организма при ограничении двигательной активности) находится в числе основных факторов риска.

У людей, которые ведут здоровый образ жизни, риск заболеть снижается многократно. Это мощный стимул для занятий. При этом важно осознать, что никакие сиюминутные удовольствия не идут в сравнение с величайшим удовольствием прожить свою жизнь, деятельно созидая и творя. Испытать это удовольствие может только здоровый человек. Заниматься физическими упражнениями необходимо, чтобы быть здоровым, получать удовольствие от движений, улучшать настроение и самочувствие. Это, в свою очередь, увеличивает потребность постоянно «эксплуатировать» свое тело.

Было бы замечательно, если бы распространялась мода на занятия физическими упражнениями и спортом, потому что такая мода принесет только пользу. Она поможет миллионам людей приобщиться к физической культуре и полюбить ее, она научит следить за своим здоровьем, фигурой и красотой. И если это произойдет, то можно будет констатировать: это прекрасная мода!

Сегодня можно наблюдать определенные положительные тенденции в приобщении молодежи вообще, и студентов в частности, к занятиям физической культурой и спортом. Для некоторых из них это уже стало стилем их жизни. Они делают это в первую очередь для себя и рассматривают здоровье как атрибут успеха, удачной будущей карьеры, как способ завоевать любовь и уважение, как способ приобретения здоровья, силы, красоты.

В 90-е гг. проводилось исследование отношения студентов технических вузов к здоровому образу жизни, к занятиям физкультурой и спортом [3]. Нами было проведено анкетирование современных студентов приватного гуманитарного вуза. В результате опроса выяснилось, что при рассмотрении соотношения общей и физической культуры ответы на вопрос «Можно ли считать культурным человеком того, кто не заботится о своем физическом состоянии» распределились следующим образом: 35% респондентов считают это возможным, 25% – невозможным, а 40% затруднились ответить на этот вопрос.

Таким образом, 75% студентов не видят взаимосвязи между общей и физической культурой человека, а, следовательно, и руководствуются этим в своем личностном развитии. Этот показатель очень высок и не может не настораживать. Он свидетельствует, прежде всего, о недостаточной пропаганде физической культуры и спорта на протяжении всей предшествующей жизни студентов (в школе, в семье, в ближайшем окружении), что требует значительной разъяснительной работы среди студентов.

Изучение ценностной ориентации студентов на здоровый образ жизни позволило выявить следующее отношение студентов к вопросам физического развития человека (табл. 3).


Таблица 3

Отношение студентов к физическому развитию человека.



Качества (ценности)



% ответов

огромное значение

небольшое значение

совсем не ценится

ответ затруднителен

1. Хорошее телосложение (пропорции тела, фигура)

63

35

1

1

2. Пропорциональное гармоническое развитие всех показателей своего физического состояния

60

31

4

5

3. Высокий уровень развития силы, ловкости, координации движений и других физических качеств

47

46

4

3

4. Знания о том, как устроен и работает человеческий организм, как добиться его более совершенной работы

33

51

10

6


5. Физическая подготовленность к избранной работе

54

37

4

5

Анализ приведенных в табл. 3 данных свидетельствует о том, что более 60% студентов считают необходимым пропорциональное и гармоническое развитие человека, однако не видят прямой взаимосвязи с конкретными способами достижения этого.

Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровый образ жизни, недостаток двигательной активности отметили 93% респондентов. Этот показатель является чрезвычайно высоким и свидетельствует об эффективности пропаганды здорового образа жизни и занятий физкультурой и спортом в вузе, что подтверждается и осознанием студентами конкретных целей поддержания хорошего физического состояния: увереннее чувствовать себя среди других людей, больше нравиться им, вызывать у них уважение (78% респондентов); получать удовольствие от физических нагрузок, ощущать радость и красоту движений собственного тела (83% респондентов). Эти показатели свидетельствуют о достаточном разнообразии эмоциональных, рекреативных эффектов при проведении занятий по физическому воспитанию в вузе, что, несомненно, можно считать определенным достижением.

Для того, чтобы максимально возможное количество студентов пришло к осознанию необходимости регулярных занятий физической культурой и спортом, обычно мы рекомендуем им откровенно ответить на следующие вопросы:

а) почему я не занимаюсь физкультурой и спортом?

б) для чего нужно заниматься физкультурой и спортом?

в) для чего нужны физические упражнения лично вам?

г) что нужно сделать, чтобы начать заниматься физкультурой и спортом?

д) что нужно сделать, чтобы не бросить заниматься физкультурой через неделю-другую?

е) что нужно, чтобы добиться цели – стать физически развитым?



В приобщении студентов к занятиям физкультурой и спортом немаловажен личный пример преподавателя, использование им современных методик проведения занятий по физическому воспитанию в вузе и те принципы проведения занятий, которыми он руководствуется. Среди последних хотелось бы выделить следующие:

  1. Перед проведением занятий преподаватель должен изучить и учесть все сведения о занимающихся у него в группе: особенности телосложения, функциональное состояние важнейших органов, индивидуальное физическое развитие.

  2. Необходимо отказаться от стандартных схем построения занятий по физическому воспитанию. Качество и количество упражнений следует обязательно изменять в зависимости от пола, общего состояния, имеющихся отклонений в здоровье, спортивной специализации, климато-физиологических факторов и пр.

  3. Преподаватель должен проявлять творческую инициативу, быть готовым изменить занятие в соответствии с внезапно возникшими и непредвиденными обстоятельствами, внося новые упражнения или отказываясь от намеченных.

  4. Необходимо самым решительным образом бороться с бездуховностью физических упражнений, с отсутствием мысли и чувств, скукой и равнодушием. Студенты не должны «терпеть» нагрузку, занятие не должно превращаться в некий механический обряд, который выполняется только потому, что тренер так велел, а не потому, что оно приносит радость, удовлетворение, наслаждение.

  5. Желателен наглядный пример при демонстрации движений, при этом необходимо сосредоточить внимание не только на правильности выполнения упражнений, но и объяснить, как эти упражнения действуют на организм занимающихся. Такой показ и объяснение будут способствовать более серьезному отношению занимающихся к выполнению упражнений.

  6. Объяснения преподавателя должны быть краткими, точными и эмоциональными.

  7. Нежелательно частое повторение одних и тех же упражнений – однообразие делает занятие скучным. Поэтому преподаватель должен работать над тем, чтобы сделать занятия более разнообразными и интересными.

  8. При построении занятия нужно учитывать нагрузку на организм при выполнении тех или иных упражнений, в каждой отдельной части занятия необходимо измерять пульс. В первый месяц занятий необходимо дозировать нагрузку таким образом, чтобы пульс у занимающихся не повышался более, чем на 50–60%. Большее повышение пульса допустимо лишь для студентов, регулярно занимающихся физкультурой и спортом.

  9. Во время проведения занятий преподаватель должен учитывать следующие факторы: напряжения мышц как статического, так и динамического характера, в равной степени изменяющих реакцию организма; локализацию физической нагрузки при выполнении определенных движений; правильное сочетание дыхания с движениями. Необходимо также следить за тем, как выполняются движения на координацию, на скорость, как соблюдается правильный ритм и амплитуда движений, контролировать своевременность и длительность перерывов между отдельными упражнениями.

При правильном построении занятий, при их регулярности и систематичности появляется нарастающая изо дня в день бодрость. Если у студентов возникла ежедневная потребность заниматься различными видами физических упражнений, если они поняли, что здоровье нужно для того, чтобы с полной отдачей сил заниматься любимым делом, то можно считать, что наш долг как преподавателей физического воспитания в формировании здорового образа жизни студентов – выполнен. Если у студентов возникла ежедневная потребность заниматься различными видами физических упражнений, если они поняли, что здоровье нужно для того, чтобы с полной отдачей сил заниматься любимым делом, то можно считать, что наш долг как преподавателей физического воспитания в формировании здорового образа жизни студентов выполнен.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18