Скачать 147.02 Kb.
Дата10.06.2019
Размер147.02 Kb.

Физическая культура в психофизической и профессионально прикладной подготовке студентов в вузе



Физическая культура в психофизической и профессионально прикладной подготовке студентов в вузе
Малютина М.В., Соболева В.И., Загородняя О.В.

Оренбургский государственный университет, Оренбургский государственный аграрный университет, г. Оренбург

Вузовское образование ­- это формирование знаний, умений и компетенций специалистов и бакалавров в области профессиональной сферы и психофизическая готовность к дальнейшей профессиональной деятельности, которая зависит от уровня физической подготовленности. Недостаточная физическая подготовленность может быть причиной неблагоприятных ситуаций в пе­риод учебно - производственных практик студентов. На факультетах, готовящих студентов к работе в полевых, экспедиционных, подземных и других сложных условиях труда психофизическая подготовка является необходимым условием эффективности дальнейшей профессиональной деятельности. Недостаточно психофизически подготовленных выпускников вузов нельзя привлекать к работе по специальности в разных сферах производства это приводит к опреде­ленным экономическим и моральным издержкам [4].

Даже если специалист или бакалавр владеет знаниями, профессиональным опытом и компетенциями, но не имеет необходимых физических и пси­хических качеств и способностей, чтобы выполнять профессиональные действия, то к трудовым ресурсам его нельзя относить. Поэтому каждый студент должен заранее активно готовиться к будущей профессии, в должной степени развивать те пси­хофизические качества, которые определяют психофизическую надежность его будущей профессиональной деятельности. В вузовском образовании необходимо внедрять уже ранее примененный опыт использования средств физической культуры и спорта для повышения функциональных способностей, необходимых в про­фессиональной деятельности будущих специалистов и бакалавров.

По мнению Н.И. Пономарева, физическое воспитание студентов в вузе, как компонент физической культуры, это то средство, которое психофизически готовит людей к любой деятельности и профессиональной в частности.

Профессиональная психофизическая готовность (профессиональное здоровье) по мнению Н.И. Пономарева - это необходимая работоспособность в профессиональной деятельности, необходимые физические и функциональные возможности организма для постоянной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды и производственной сферы. Умение полностью восстанавливать психические и физические силы, сохранять здоровье в определенных условиях производственной деятельности зависит от знаний умений и компетенций, полученных на занятиях по физической культуре в вузе. Обеспечение высокой мотивации и оптимизации в достижении поставленной цели в процессе труда, основывается на психофизических и интеллектуальных возможностях человека на уровне его психофизической подготовленности.

Психофизическая подготовленность - это качественный результат, который характеризуется по уровню развития доминирующих для данной деятельности психических и физических качеств, это также результат психофизической подготовки к определенному виду деятельности.

Психофизическая готовность - это результат психофизической подготовки будущего бакалавра или специалиста к успешной профессиональной деятельности [2].

В условиях образовательного процесса необходимо создать у студентов психофизическую готовность:

- к высокой эффективности в овладении знаниями, умениями и компетенциями в вузовском образовании;

- к достижениям в личностном развитии;

- к использованию средств физической культуры и спорта с целью установления коммуникативных связей;

- к укреплению, сохранению и поддержанию здоровья через использование средств физической культуры и спорта.

В современ­ном производственном процессе изменяется структура деятельности, уменьшается применение различных форм и видов трудовой деятельности с доминирующим использованием физических качеств, силы, выносливости, быстроты и ловкости.Формирование перечисленных качеств в процессе учебы в вузе обусловлено необходимостью профессионально- прикладной подготовки, которая является компонентом физической культуры. Процесс физического воспитания ориентирован на подготовку студента к трудовой деятельности.

Преобразование структуры трудовых действий и функциональной роли человека повысило требования к двигательной дея­тельности специалиста, бакалавра в производственной сфере, от них требуют быстроты и точности реакций, устойчивости внимания, дисциплинированности, высокой профессиональной компетентности, так как специалист, бакалавр в условиях производства является руководителем высококвалифицированных кадров. Исследования, проведенные учеными - психологами установили, что руководящая работа вызывает физическую и психоэмоциональную усталость больше чем обычное выполнение трудовых обязанностей и действий.

Психофизическая подготовка специалиста, бакалавра важный показатель результативности в профессиональной деятельности. Различные спортивные мероприятия и особенно спор­тивные и подвижные игры на свежем воздухе, командные виды спорта, единоборства способствуют установлению коммуникационных связей, формируют командный стиль поведения, умение взаимодействовать с коллегами, принимать решения в условиях ограниченного времени и на фоне физической усталости и психоэмоционального напряжения. Систематическими занятиями различными видами спорта успешно и за короткий срок можно сформировать необходимые в профессиональной деятельности и повседневной жизни психофизические качества и психологические свойства личности будущего специалиста, бакалавра. Использование средств физической культуры и спорта повышает адаптацию в производственном коллективе, в игровых видах спорта воспроизводится роль подчиненного, лидера, руководителя.

Современные преобразования в экономике и политике страны, модернизация и изменения в ориентации про­изводства, приводят к переменам в профессиональной деятельности специалистов, бакалавров. В современных условиях каждый должен быть готов в течение жизни сменить профессию неоднократно. В условиях современного производства повысились требования к систематическому повышению квалификации, примерно каждые пять лет. Работник должен быть всегда готов к изменению вида деятельности и освоению других специальностей. Смена деятельности требует разносторонних способностей и психофизической подготовки, которые формируются в процессе специализированной подготовки средствами физической культуры.

Узкая направленность в специализации способствует повышению экономического эффекта. Но чрезмерное разде­ление и узкая специализация по причине монотонности и однообразия быстро вызывают утомление и перенапряжение, увеличивают численность болезней, вызывая этим преждевременную профнепригодность сотрудников. С целью укрепления здоровья целесообразно использовать активные формы оздоровительных мероприятий, включающие различные средства и методы физической культуры.

Высокий уровень подготовки будущих специалистов и бакалавров в вузе зависит в значительной мере от успешности психофизической подго­товки.

Психофизическая подготовка к дальнейшей профессии включает виды спорта и системы физических упражнений направленные на формирование и воспитание умений, навыков и компетенций в сфере трудовой деятельности. Это необходимое условие для специальной психофизической подготовленности к избранной профессии. Общая выносливость является одним из физических качеств, которое необходимо в любой профессии [2].

Общую выносливость развивают аэробные физические нагрузки и виды спорта циклического характера. К ним мы относим: быструю ходьбу на средние и длинные дистанции, бег кроссовой направленности, лыжные гонки и биатлон, плавание, конькобежный спорт.

Общая выносливость – показатель и залог крепкого здоровья. Двигательная активность и систематические занятия спортом направленные на развитие общей выносливости, способствуют физическому развитию человека, позволяют в значительной мере увеличить объем грудной клетки и жизненную емкость легких, уменьшить жировую прослойку, убрать лишнюю массу тела. Систематические занятия позволяют повысить общую работоспособность и снизить утомляемость.

Утомление, реакция организма на различные виды деятельности, подразделяется на несколько видов:

- умственное утомление, возникает во время длительной интеллектуальной деятельности;

- сенсорное утомление, возникает при длительном задействовании органов чувств;

- эмоционально - психологическое утомление, возникает при длительном воздействии на эмоциональную сферу жизнедеятельности человека;

- физическое утомление наблюдается при физических нагрузках.

Общая выносливость является основой специализированной или профессиональной выносливости.

Ученые установили, что профессиональной устойчивостью и скоростью выполнения трудовых задач при работе на компьютерах и специальной аппаратуре обладали работники с развитой общей выносливостью [1].

Физическое качество «выносливость» необходимое в подготовке будущего специалиста или бакалавра повышает способность к длительному и полноценному труду в любом виде профессиональной деятельности. Все профессиональные и необходимые в повседневной жизн­и умения и навыки формируются при занятиях циклическими видами спорта и системами физических упражнений, разви­вающими общую выносливость.

Все виды двигательной активности и виды спорта, направленные на развитие общей выносливости, являются прикладными к профессиональной деятельности. Если будущий специалист, бакалавр в процессе труда будет в большей степени задействовать орган зрения, то ему нужно систематически заниматься теннисом, бадминтоном, пулевой стрельбой. Такие виды спорта, как спортивный ту­ризм и альпинизм необходимы тем, кто в будущем будет работать в экспедициях, в условиях высокогорья, хорошие навыки плавания - необходимы тем, кто будет заниматься гидрологией. Основы верховой езды необходимы инженерам - зоотехникам, ветеринарным врачам и агрономам.

Применение прикладных видов спорта и систем физических уп­ражнений в условиях образовательного процесса направленно на психофизическую подготовку, надежность, безопас­ность студентов в условиях будущей профессиональной деятельности. Непрерывное, систематическое применение различных видов спорта, повышает уровень физической подготовки студентов, влияет на его функциональ­ную подготовленность.

В обязанности будущего специалиста, бакалавра инженерно – технической направленности входит выполнение самых разнообразных функций: общее руководство коллективом, прогнозирование и планирование произ­водства, разработка и совершенствование конструкций изделий, техноло­гии и оснастки, организация и охрана труда. В условиях преобразования современного производства профессиональная деятельность инженера становится все более ответст­венной, напряженной и сложной по содержанию. Специалист инженерного направления занимается одновременно подбором и воспитанием кадров, материально-техническим снабжением и сбытом, оперативным управлением производством и контролем качества продукции.

В условиях экономических, политических и социальных преобразований современного общества физическая культура и спорт являются важным фактором по­вышения экономической эффективности современного производства и социального развития трудовых коллективов. В связи с этим современный ин­женер должен иметь специальные знания, умения, навыки и компетенции в области использования средств и методов физической культуры и спорта для решения производственных и социально-экономических задач, знать и применять основные положения системы физического воспитания и ППФП работников, бакалавров и специалистов своего производства, применять все виды и формы производственной физической культуры и спорта в коллективе.

В современной производственной сфере складывается такая ситуация, когда руководитель не только обязан сам заниматься активными видами отдыха с естественным применением средств физической культуры, но он долен уметь вовлечь свой коллектив в этот процесс, направленный на восстановление работоспособности и укрепление здоровья.

У инженеров старше сорока лет заболевания сердечно-сосудистой системы, системы кровообращения занимают, по данным, приве­денным А.О. Навакатикяном и В.В. Крыжановской, третье место в общей структуре заболеваний. В среднем от 43% до 80 % руководящих работников старше сорока лет имеют отклонения в здоровье [2].

Успешность профессиональной деятельности ин­женера зависит от целого ряда физических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость). Производственная деятельность инженера требует способности применять различные двигательные действия с использованием минимальной силы при работе с рычагами управления (кнопками, переключателя­ми), при работе с компьютером, электронной техникой. Частота выполнения таких действий, осуществляемых в течение рабочего дня, достаточно высокая. Соответственно, отсутствие специальной подготовки и специализированного физического навыка приводит к перенапряжению нервно-мышечного аппарата и переутомлению, что способствует развитию различных профессиональных заболеваний.

Специфика труда руководящих работников инженерной направленности сопровождается ограничением двигательной активности, длительным пребыванием в одной и той же позе, например (сидя за столом) при составлении отчетности, проектной работе, в этом случае даже незначительная гиподинамия может стать причиной ухудшения здоровья и привести к значительному спаду в состоянии здоровья. В первую очередь страдает центральная нервная система ЦНС, сердечно-сосудистая система, ухудшается выносливость, падает тонус мышц, падает уровень пси­хофизических показателей, страдает высшая нервная дея­тельность, ухудшения наблюдаются практически во всех характеристиках профессиональной работо­способности [2].

Особенностью профессиональной деятельности инженеров является чередование периодов действия незначительной физической нагрузки и периодов достаточно высокой двигательной активности. Мы предложили студентам в период производственной практики провести исследование физической активности с помощью шагомера.

Получилось, что за период рабочего дня у студентов инженерной направленности показатели приборов (шагомер) показывают иногда 8 - 10 км. Во время технологических и профилактических работ, в полевых ис­пытаниях, при ремонте оборудования, разнообразие двигательных дей­ствий включает в работу более 2 / 3 мышечных групп. Это говорит о том, что инженер должен обладать высоким уровнем общей выносливости.

В условиях производственного процесса деятельность инженера, особенно если он выполняет организаторскую и технологиче­скую функции, по разнообразию действий редко бывает стереотипной. Это обусловлено тем, что ему нужно приспосабливаться к изменениям в производственном процессе, экстренно менять вид деятельности (сенсомоторная коорди­нация), а также иметь способность быстро овладевать новыми движениями. Он должен выполнять быстрые, точные и экономные движения, обладать ловкостью и координацией дви­жений рук и пальцев. Наблюдения показывают, что эти качества необхо­димы специалистам очень многих инженерных профессий.

Физическое качество «быстрота» (формируется игровыми видами спорта и бегом на короткие дистанции) является необходимым условием при осуществлении наблюдения за работой приборов, машин, аппаратов, ликвидируя аварийные ситуации. Специалист, бакалавр должен иметь быстрые адекватные двигательные реакции. Такие как:

- простая двигательная реакция - быстрый ответ на заранее известный сигнал;

- реакция различения - быстрый ответ на один из сигналов.

- реакция переключения - способность быстро переключаться с одного двигательного ответа на другой (например, при работе на пульте управления);

- реак­ция на движущийся предмет (при работе со стрелочными измерительными приборами, при различных видах регулировки);

- реакция слежения - спо­собность удерживать в поле зрения объект, беспрерывно отклоняющийся от заданного параметра.

Высокая двигательная реакция является одним из показателей высокой квалификации современного специалиста [3].

Важную роль в профессиональной деятельно­сти инженера играют психические качества. Восприятие нескольких объектов и выполнение нескольких действий одновременно, характеризуется объемом и распределением внимания.

Быстрый перенос внимания с одного объекта на другой, умение сосредотачиваться долгое время на одном объекте - это умение переключать и концентрировать внимание (устойчивость внимания).

Перечисленные качества воспитываются игровыми видами спорта и абстрактно - логическими (шашками, шахматами).

Будущему инженеру требуется и оперативное мышление, он должен уметь быстро проанализировать поступившую информацию, при­нять правильное решение, а также быстро его реализовать. Также необходимо иметь и хорошую оперативную и долговременную память - способность запоминать на короткое и длительное время значи­тельный объем информации и оперировать ею, особенно сегодня, когда количество информации, которую нужно переработать, ежедневно рас­тет. Профессиональная деятельность инженеров часто сопровождается значительным эмоцио­нальным напряжением (стрессом), обусловленным большой ответственно­стью за принятые решения. Стрессы резко отрицательно влияют на работоспособность людей, приводят к ошибкам, конфликтным ситуациям, авариям, отрицательно влияют на состояние здоровья и ведут к заболеваниям сердечно-сосудистой и центральной нерв­ной систем. Между степенью напряженности труда, эмоциональным напряжением и сердечно-­сосудистой патологией выявлена высокая корреляционная зависимость [4].

Мы провели исследование, в котором определили, как соотносятся уровень физической подготовленности и степень эмоционального напряжения. Для этого мы провели тестирование студентов 1 курса факультетов ФГСН и АСФ, всего в исследовании участвовало 40 студентов (юноши), 20 из которых посещают только занятия по физической культуре, и 20 кроме занятий по физической культуре посещают различные спортивные секции (плавание, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, тяжелая атлетика).

Было проведено два теста: это тест для определения физической подготовленности Амосова Н. М. и тест на определение эмоционального напряжения Ware J.E.

Тест №1. Для определения уровня физической подготовленности мы воспользовались самым простым и безопасным тестом Н. М. Амосова. Для этого необходимо подняться в среднем темпе пешком на 4-й этаж и измерить пульс в течение 1 мин. И определить свой уровень физической подготовленности по таблице 1.

Таблица 1 – Уровень физической подготовленности




Физическая подготовленность

Пульс

Отличная

<100

Хорошая

100-120

Посредственная

120-140

Плохая

>140

Первая группа - это 20 человек, которые посещают дополнительные занятия в секциях, кроме занятий по физической культуре, как и следовало, ожидать, показали лучшие результаты, уровень физической подготовленности у них оказался естественно выше, чем во второй группе студентов, которые посещали только занятия по физической культуре.

Диаграмме 1 - Результаты первого теста

1 группа:


  1. О
    От общего количества опрошенных
    тличный уровень 17 человек – 42,5 %

  2. Хороший уровень 3 человека - 7,5 %

2 группа:

  1. О
    От общего количества опрошенных

    тличный уровень 8 человек – 20 %



  2. Хороший уровень 10 человек – 25 %

  3. Посредственный уровень 2 человека – 5 %

Тест № 2. Для определения степени эмоционального напряжения мы использовали тест Ware J.E. в виде анкеты, текст которой представлен в слайдах доклада.

Мы получили следующие результаты, показанные на диаграмме 2.

Диаграмме 2 - Результаты второго теста

1 группа:

16 человек на большинство вопросов ответило отрицательно.

4 человека ответили на большинство вопросов положительно.

2 группа:

8 человек на большинство вопросов ответило отрицательно.

12 человек ответили на большинство вопросов положительно.

Из полученных результатов видно, что степень эмоционального напряжения у студентов, занимающихся спортом значительно ниже, чем у студентов не занимающихся дополнительно в спортивных секциях. Данные, приведенные в нашей работе, дают возможность подойти к решению целого ряда актуальных вопросов, касающихся профессиональной психофизической готовности студентов, выпускников вузов к дальнейшей производственной деятель­ности. Можно установить профпригодность будущего специалиста, бакалавра по определению уровня физической подготовленности, развитию физических качеств, оценить оп­тимальность выбора направленности производственной деятельности или специализации, определить пути совершенствования профессиональной физической культуры.



Список литературы.
1. Витун, В.Г. Лечебная физическая культура в практике физического воспитания студентов: методические рекомендации./В.Г.Витун, М.В. Малютина. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009. – 30 с. – ISBN 5- 9410-0621- 5

2. . Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры. М. : Академия, 2013. 341 с.

3. Малютина, М.В.. Формирование культуры здорового образа жизни подростков в учреждении дополнительного образования: Дис… канд. пед. наук 13.00.01[Текст]/М.В. Малютина .- МаГУ . Магнитогорск, 2005 -176 с.

4 Симоненков, В.С.Физическая культура в повышении работоспособности студентов в вузе: методические указания / В.С. Симоненков, М.В.Малютина; Оренбургский гос. ун - т- Оренбург: ОГУ, 2011. - 42 с. –ISBN 5-9410-0983 -6.






Главная страница
Контакты

    Главная страница



Физическая культура в психофизической и профессионально прикладной подготовке студентов в вузе

Скачать 147.02 Kb.