Скачать 51.79 Kb.
Дата12.12.2017
Размер51.79 Kb.

Физическая культура студентов – важный фактор их социализации


    Навигация по данной странице:
  • Key words

формирование физической культуры студентов как процесс планомерной социализации человека

Скриплев В.В., Скриплев А.В.

Курский государственный университет
Key words: physical culture, physical education, university students, socialization.

Summary: The paper studies the impact of physical education on socialization of university students.
Образование является ведущим и определяющим началом социализации развивающегося человека (учитывая возрастные возможности и ограничения), главным инструментом культурной преемственности поколений. Вместе с тем оно находится в динамическом взаимодействии с процессами его стихийной социализации. Образование выступает одновременно и как фактор, и как средство социализации; организует и упорядочивает стихийную социализацию; оно влияет на предпочтение людей в выборе жизненно важных ценностей на их самоопределение. Под действием этих предпочтений все остальные факторы социализации то ослабляют, то усиливают свое воздействие на людей, на их образ жизни, нравы и, как следствие, в целом на ценности и нормы общества. Поэтому образование можно рассматривать как процесс и результат целеполагаемой, педагогически организованной и планомерной социализации человека, осуществляемой в его интересах или интересах общества, которому он принадлежит.

Утверждение гуманистического предназначения образования, его первостепенной значимости в культурном, экономическом, социальном, политическом, духовном и физическом обновлении общества актуализирует усиление роли физической культуры, формирования физической культуры личности. Движущей силой физической культуры являются интересы и потребности каждого человека и общества в воспитании здорового, физически развитого, духовно богатого молодого поколения.

Гармоничное развитие личности способны обеспечить социальные ориентации, которые в современной социологической литературе выделены в четыре группы. В.А. Матусевич представляет их в следующем виде. Первая группа – ориентации на способы психофизиологического воспроизводства личности, на такие ценности как физическая культура, спорт, здоровый образ жизни, экология, охрана и защита природы. Немаловажным является и отношение к определенным качествам личности как к ценности. Это эмоциональная стабильность, жизнелюбие, доброжелательность, позитивное восприятие самого себя и окружающего мира, позитивная самооценка. По утверждению Ф. Бернса, особенно важным, является позитивная самооценка – это признание изначальной ценности каждого человека. Вторая группа – ориентации на способы воспроизводства и развития человека как члена различных социальных общностей. Важная роль в этой группе отводится таким ценностям как, коллектив, интересы страны, общественное мнение, семья, этика, мораль. Третья группа – ориентации на способы освоения культурных ценностей. Эта группа направлена на развитие социокультурного потенциала личности, а именно, усвоение культурного наследия, традиций, расширение кругозора и др. Четвертая группа – ориентации на способы развития и реализации творческих способностей, талантов личности в различных социально значимых видах творческой деятельности.

При формировании физической культуры личности студента особое внимание необходимо уделять изучению теоретических знаний: о морфофункциональных особенностях различных органов и систем организма, о влиянии физических упражнений различной интенсивности на их развитие, работоспособность, о развитии физических качеств под действием физических нагрузок. Не менее важным, является стремление к овладению системой определенных умений и навыков, способствующих укреплению и сохранению психического и физического здоровья, развитию двигательных качеств. Практическое применение физкультурных знаний, умений и навыков в повседневной жизнедеятельности – необходимое условие формирования физической культуры личности студентов.

К сожалению, в современных условиях развития высшей школы отмечается снижение уровня здоровья студентов, возникновение и распространение ранее неизвестных патологических состояний и заболеваний. Широкое внедрение технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс, возрастание разнообразного информационного потока, социально-экономические условия студенческой жизни, несовершенные режим и методы обучения, ориентированные на заучивание огромного по объему материала ложатся тяжелым грузом на студентов. Снижение мышечной нагрузки, нехватка времени на занятия физической культурой и спортом, нарастание интенсивности нервно-психической деятельности способствует снижению работоспособности, устойчивости к простудным заболеваниям и общему неудовлетворительному состоянию здоровья.

Вместе с тем, в условиях высшего профессионального образования к организму студентов предъявляются большие требования. Для того чтобы на все предъявляемые жизненными условиями требования, системы организма отвечали адекватно, необходимо расширять диапазон возможностей организма. Многие авторы обращают внимание на сниженное физическое развитие студентов О.К. Александровская, Н.А. Агаджанян, Г.В. Волков, В.П. Плотников, В.В. Пономарева, А.Г. Щедрина и многие другие. Для решения этой проблемы в теории и методике физического воспитания разрабатываются методы направленного воздействия не только на отдельные мышечные группы, но и на определенные системы организма. В качестве основного средства физической культуры следует назвать физические упражнения. В основе этих упражнений лежит физиологическая классификация. Физиологические классификационные признаки присущи всем видам мышечной деятельности, входящим в конкретную группу. Как на тренировках, так и на соревнованиях значительная группа видов физических упражнений выполняется хотя и относительно, но все же в строго постоянных условиях, двигательные акты при этом выполняются в определенной последовательности. Есть группа физических упражнений, в основе которых лежит нестандартность, непостоянство условий их выполнения, постоянно меняющаяся ситуация. Кроме того, укреплению и активизации защитных сил организма, стимуляции обмена веществ и деятельности физиологических систем и отдельных органов в значительной мере могут способствовать оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода). В повышении уровня физической и умственной работоспособности важную роль играет специальный комплекс оздоровительно-гигиенических мероприятий, которые также относятся к средствам физической культуры.

Систематические занятия физическими упражнениями, существенно повышают психическую, умственную и эмоциональную устойчивость студентов при выполнении напряженной умственной или физической деятельности, способствуют активной социализации молодежи, при этом одновременно являются действенной формой активного отдыха. Основой этого феномена является установленный И.М. Сеченовым факт повышения работоспособности при чередовании работы различных мышечных групп. Использование активного отдыха, повышение эмоционального фона во время занятий физическими упражнениями под музыкальное сопровождение, введение элементов игры и соревнований способствует повышению умственной работоспособности, а также позволяет отдалить период наступления утомления.

Таким образом, формирование физической культуры личности студентов можно рассматривать как процесс и результат целеполагаемой, педагогически организованной и планомерной социализации человека, осуществляемой в его интересах или интересах общества, которому он принадлежит.

Литература

1. Выдрин В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры: учеб. пособие. – СПб, 2001. – 168 с.

2. Кузин В.В. Физическая культура детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 9. – C. 3–4.

3. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. – 2001.

– № 4. – С. 11–13.

4. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 204 с.



5. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Мастерство, 2002. – 152 с.