Скачать 64.84 Kb.
Дата05.05.2019
Размер64.84 Kb.
ТипМетодическая разработка

Эстетическое развитие детей дошкольного возраста через знакомство с музыкальным фольклором



Методическая разработка на тему: «Эстетическое развитие детей дошкольного возраста через знакомство с музыкальным фольклором.»

«Запоют дети — запоет народ»

К. Д Ушинский.
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка. А что включает в себя эстетическое образование?

  1. Формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства;

  2. Художественное развитие- приобщение к искусству и художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребёнка формируется основы эстетического сознания, художественного вкуса.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Поэтому думаю, что через знакомство с музыкальным фольклором  можно привить любовь к народному искусству и с его помощью развиваются музыкальные способности детей.

Русская песня - это то, что вдохновило меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным творчеством. Кроме того, народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами. У народных песен быстро запоминается текст, поэтому дети с большим удовольствием поют русские народные песни. Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать.

Давно заметила необычайный интерес детей к русскому искусству. Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно. Воспитывать любовь к народному искусству и с его помощью развивать музыкальные способности – вот основная задача.

Обучение строится по 3 направлениям:

1.Знакомство с народно-обрядовой культурой России

2.Вокально-хоровое обучение.

3.Хореография - обучение основам элементам народного танца.

Этапы работы:

I этап – подготовительный:


  1. Начало начал - это чтения специальной литературы о музыкальном и устном фольклоре и русских народных инструментах.

  2. Прослушивание записей профессиональных народных ансамблей и хоров.

  3. Подбор фонотеки русских народных песен и мелодий, чтобы на занятиях в каждом виде детской музыкальной деятельности звучали русские народные мелодии.

  4. Разработка системы планирования работы, написание конспектов занятий.


II этап - основной:

На музыкальных занятиях дети знакомятся и с движением русской пляски, хороводным, топающим, переменным шагом, шаг с притопом, распашонка, ковырялочка, присядка и др. После того как дети усвоят эти движения, можно включать их в пляски «Кадриль», «Русский чай» и другие.

Именно песня – лучший помощник в ознакомлении детей с русским народным искусством. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Пение напевных песен, удлиняя выдох и углубляя вдох, активизирует главную дыхательную мышцу — диафрагму и вырабатывает при этом постепенное расходование воздуха. Таким образом, напевные народные песни являются певческим материалом, который необходимо использовать для выработки нужных качеств певческого дыхания.

Кроме песен и плясок, необходимо разучивать игры с пением, хороводы и потешки с движениями. Короткий текст потешки легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывает у них желание двигаться. Эти игры и потешки дети переносят в свободные игры. Примеры игр для инсценирования: «Пирог», «Ладушки - ладошки», «К нам коза пришла», « Барашеньки-крутороженьки». В играх знакомим детей с игровыми зачинами, т.е. водящего выбираем по считалочке. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.



Использование в повседневной жизни потешек, приговорок, закличек раскрывают возможности детского голоса. Сила голоса, его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность помогает дошкольнику легче справиться с поставленными перед ним задачами. Здесь ведется работа над точным интонирование с музыкальным сопровождением и без него. Развиваются первоначальные творческие проявления детей в пении, умение находить ласковые интонации в пении. Цель считалок, дразнилок, частушек — использование их в игровой деятельности, развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата, артистической выразительности.

В своей работе педагог может столкнуться с детской пассивностью, закомплексованностью, неумением детей раскрыть свои возможности. Необходим постоянный поиск новых захватывающих приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к творчеству посредством личного примера, использования атрибутов, костюмов, показа.

Можно использовать дидактические игры «Узнай потешку» (по содержанию картинки, надо вспомнить произведения народного творчества). «Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?» Словесные игры по мотивам народного творчества; например: «про сороку» (читать потешку и пусть ребенок отображает ее содержание в действиях). Потешка превращается в игру, увлекает ребенка. Дидактические упражнения «Узнай и назови» - достают из коробки игрушки или картинки по знакомым потешкам. Настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений («парные картинки», «подбери такую же картинку», «лото», «разрезные картинки»).

Больше использовать потешек, пословиц, поговорок во время прогулки, обращая внимание на время года и состояние погоды, чтобы прогулка проходила более эмоционально и интересно для детей; где дети могут подражать голосам и движениям животных и птиц.



Загадки - это полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки модно так: на стол выставляется несколько игрушек, для каждой подобрать загадку:

1) «Идет мохнатый,

Идет бородатый,

Рожищами помахивает,

Бородищей потряхивает,

Копытами постукивает.»

2) « На голове красный гребешок,

Под носом красная борода,

На хвосте узоры, на ногах шпоры».

Дети быстро отгадывают, т.к. загадываемый предмет перед глазами. Дети могут сами попытаться загадать - придумать загадку об игрушке.

Особенно нравится детям играть на детских музыкальных инструментах. В каждом детском саду есть те или иные необходимые музыкальные инструменты (ложки, трещотки, колотушки, румба, бубенцы), которые используются постоянно. Можно разнообразить и увеличить их количество. Можно сделать необычные шумовые музыкальные инструменты из подручного материала.

Неплохо, если знакомство с фольклором будет продолжено и на занятиях по ИЗО – деятельности. Малыши могут расписывать матрешек, жостовские подносы, лепить и расписывать дымковские игрушки, гжель???(может этот абзац убрать?)

Праздники в детском саду так же можно проводить в фольклорном стиле. Например, праздник «В гости к нам пришли матрешки» можно приурочить к празднику 8 Марта, который введет детей в мир народных промыслов: дымки, гжели, хохломы. В подготовке любого праздника большое значение имеет контакт с родителями, которые участвуют вместе с детьми в играх, народных хороводах, обрядах (дети колядуют, а родители одаривают и т.п.).

Также необходимо знакомить детей с русскими народными сказками, где добро всегда побеждает зло. Сказки - являют собой особую фольклорную форму. Их лучше рассказывать, чем читать. Хорошо начинать сказку с присказки: «Сказка, сказка, прибаутка…». После рассказа сказки, узнать с помощью вопросов, понял ли ребенок сказку? Вносить соответствующие игрушки, спросить: «Дети, из какой сказки пришли эти герои?»

Лучшей формой знакомство со сказкой была и есть инсценировка. Начиная с младшей группы уже можно инсценировать простые сказки «Курочка Ряба», «Теремок».

III этап – подведение итогов

Необходимо проводить диагностику результатов развития певческого голоса в течении учебного года.



По результатам отслеживания видно, как будет происходить рост развития певческих навыков, что сказалось благотворно на развитии музыкальных способностей. Видя свои успехи, дети становятся более активными и с удовольствием принимают участие в последующих мероприятиях.
Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой вселенной душа народа, с этой целью в нашем детском саду была организована фольклорная студия «Росточки». Наш коллектив старается, что бы дети являлись участниками традиционных на Руси праздников:

петь русские народные песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры, это значит сохранять традиции и обычаи своих предков. Так было всегда, даже в далекие времена, когда собирались бабушки и прабабушки, дедушки и  прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им добра и хлебов обильных, когда устраивали игрища и забавы. Русская песня, русское поэтическое слово становится близким детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, народному творчеству, любви к своей малой Родине. А это значит, что фольклор является незаменимым в музыкальном воспитании дошкольника, он воспитывает любовь к родному краю, дает первые представления о культуре своего народа в целом.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Эстетическое развитие детей дошкольного возраста через знакомство с музыкальным фольклором

Скачать 64.84 Kb.