Скачать 148.37 Kb.
Дата06.02.2018
Размер148.37 Kb.

Эмоциональное благополучие детей в группе



Эмоциональное благополучие детей в группе.

Ценность эмоциональной составляющей как базисной составляющей человеческой жизни не вызывает сомнений. Эмоции (от латинского emovere – потрясаю, волную) – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи… Именно поэтому многие психологи (Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, К.Э. Изард, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Мещеряков, Н.Я.  Семаго и др.) утверждают, что формирование эмоций человека являются важнейшим условием развития его как личности.

Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.

Очевидно, что важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда. Как правило, под средой развития в ДО понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития. 


Организуя среду ДО, необходимо, сориентироваться на создание не столько предметно-развивающей (т.е., исходя из смысла, – развивающей предметы), сколько эмоционально-развивающей среды, т.е. такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка. Для выполнения такой задачи необходимо определить условия (или компоненты среды), влияющие на эмоциональную атмосферу. К ним относятся: 
• профессиональная установка педагога на организацию эмоционально-развивающей среды в группе – эмоционально-поддерживающий компонент среды; 
• внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) –  эмоционально-настраивающий компонент среды; 
• режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе – эмоционально-стабилизирующий компонент среды; 
• разнообразие занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты –  эмоционально-активизирующий компонент; 
• и наконец, условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДО, однако рекомендовано психологами и медиками – проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально-тренирующий компонент среды. 
Более подробно о каждом из названных условий. 


Эмоционально-поддерживающий компонент среды 
Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе детей раннего возраста, воспитателю необходимо научиться  соотносить цель и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие: возбуждение, расслабление, переживание, организация эмоционально насыщенного общения ребенка со взрослым и окружающими и т.д. 
На первом этапе – адаптации ребенка к ДО: 
• установление эмоционального контакта с ребенком; 
• вовлечение его в происходящие вокруг события: «(Имя), посмотри на меня», «Подойди ко мне на минутку», «Покажи игрушку, что она делает» и т.д.; 
• создание положительного эмоционального настроя в группе детей по отношению к поступившему ребенку; 
• обеспечение эмоционально теплой атмосферы в группе; 
• формирование у детей положительного отношения, принятия ситуации пребывания в группе и т.д. 
В процессе организации жизнедеятельности детей в течение последующего времени: 
• создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе ; 
• формирование у ребенка позитивного образа своего «я»; 
• побуждение у детей совместных эмоциональных переживаний (радости, удивления и т.д.) в подвижных играх, забавах; 
• развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации; 
• закрепление желания и готовности к совместной со взрослым деятельности; 
• приучение детей к тому, чтобы обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять симпатию, сочувствие; 
• развитие у детей умений и навыков выразительно в действиях отражать свое эмоциональное состояние; 
• содействие оптимизации детско-родительских отношений, поддерживать доброе отношение к маме, папе, близким людям и т.д. 


Эмоционально-настраивающий компонент среды 
При обустройстве эмоционально-настраивающего компонента окружающей среды учитываются следующие обстоятельства. 
Цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Обязательно нужно заботиться об эстетике окружающей обстановки – в спальнях, в раздевалке, при принятии пищи и т.д. 
Музыкальный фон в группе создает и соответствующая музыка – не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка. 
Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского сада, воспитатель продумывает организацию жизни ребенка: удобно ли пользоваться шкафчиком для раздевания, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т.д.
При этом стоит иметь в виду два обстоятельства. Первое – приобретение в группу оборудования, которое способствует оптимизации эмоционально-чувственного развития ребенка. А второе – пересмотреть имеющиеся уже интерьер и оборудование с тем, чтобы усилить их эмоционально-развивающую направленность. 
Так, педагогическая задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения решается в зоне двигательной активности детей, уголке ИЗО-деятельности.
Таким образом, эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, чтобы среда давала ребенку ощущение стабильности, безопасности.

 
Эмоционально-стабилизирующий компонент среды 


Не случайно в широко известной пирамиде А. Маслоу вторым уровнем удовлетворения базовых потребностей человека названы потребности в безопасности и защите, понимаемые как организацию стабильности, предсказуемости событий, свободу от таких угроз, как болезнь, страх и хаос. Маслоу полагал, что потребность в безопасности и защите проще всего наблюдать именно у маленьких детей. Дошкольники испытывают тревогу, переходящую в аффекты, если меняется обстановка вокруг. Не случайно, всем известны трудности адаптационных периодов у детей в ДО. Определенным гарантом удовлетворения потребности в безопасности является для ребенка-дошкольника наличие определенных режимных моментов. 
Режим дня – это определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма.
При этом повторяемость должна соблюдаться по форме: наличие режимных моментов – питание, сон, прогулки, занятия, – но по содержанию они должны отличаться друга от друга. Степень этих отличий зависит от интенсивности происходящих событий и от состояния детей: если последние возбуждены, стоит провести пусть менее впечатляющие занятия, которые помогут снизить растущий эмоциональный накал.
Однако наличие режима может сделать пребывание ребенка в ДО более чем традиционным, рутинным, тогда нарушается одна из важнейших характеристик эмоционально-развивающей среды – разнообразие переживаемых эмоций.


Эмоционально-активизирующий компонент среды
Активизация эмоциональных состояний происходит, когда случается «радость узнавания», или при встрече с чем-то новым, необычным (но не пугающим для ребенка). Чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Именно в этой деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными; здесь же развивается воображение как психологическая основа творчества; в игре закладывается база для других видов деятельности.
Поэтому воспитатель должен целенаправленно включать игры и игровые занятия, ориентированные на активизацию и оптимизацию эмоционально-чувственной сферы ребенка.

К таковым относятся: 


• игры с детьми на накопление эмоций; 
• игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми; 
• игры на преодоление негативных эмоций; 
• игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию; 
• игры на развитие эмпатии у детей и другие. 
Итак, очевидно, что переоценить значение игры в развитии эмоциональности дошкольника практически невозможно. Однако, как уже упоминалось выше, необходимо научить ребенка не только переживать, но и осознавать модальность, интенсивность этих переживаний, что подводит нас к следующему условию эмоционально-развивающей среды.


Эмоционально-тренирующий компонент среды
Психогимнастика представляет собой специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы). Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т.д. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики. Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками. 
Основная цель занятий по психогимнастике – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и  полноценно переживать. Для этого необходимо каждому педагогу решать следующие методические задачи: 
• фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций; 
• подражательно воспроизводить чужие эмоции; 
• фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях как проявлений этих эмоций; 
• анализировать и словесно описывать мышечные проявления эмоций; 
• повторное воспроизведение эмоций в заданных упражнениях; 
• контроль ощущений.

 
С учетом времени, проводимого ребенком в детском дошкольном учреждении, становится очевидным тот факт, что переживания радости, побуждение позитивных эмоций для раннего детства должно стать одним из доминантных направлений в организации жизнедеятельности ДО. 


Кроме того, создавая эмоционально-развивающую среду в группе, педагог должен осознавать разносторонность этой работы и в качестве определяющих условий своей деятельности в этом направлении ориентировать на организацию в пространстве ДО эмоционально-настраивающего, эмоционально-стабилизирующего, эмоционально-активизирующего и, наконец, эмоционально-тренирующего  компонентов среды. 
Итак, каждая ступень развития ребенка как индивида и личности должна быть прожита полноценно, без неоправданных ускорений, так закладывается основательный базис для следующей ступени развития. В дошкольном периоде в целом, и в раннем дошкольном детству в особенности, именно эмоциональная составляющая является доминантной и определяющей. Принятие этого факта помогает более оптимально и целенаправленно конструировать среду детского дошкольного учреждения.

Состояние здоровья ребенка в период посещения детского сада как условие эмоционального комфорта /дискомфорта.

Проблема эмоционального самочувствия детей в дошкольном образовательном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности ребенка. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного детского опыта - доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству, - обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.



Эмоциональное состояние - это особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта-дискомфорта, интегральное ощущение благополучия-неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом.

Воспитатели и психологи детского сада должны знать о влиянии различного рода заболеваний на эмоциональное благополучие детей и информировать об этом родителей. Отношение к заболевшему ребенку в детском саду должно быть предельно благожелательным. Необходимо внимательно относиться к ребенку, болезнь которого приняла затяжной характер. Особого внимания требуют дети с нарушениями нервно-психического здоровья.



Эмоциональное самочувствие ребенка в период адаптации к детскому саду.

Адаптационный период протекает по-разному в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в яслях и детском саду. Наиболее эмоционально уязвимы дети с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом.

Ребенок, приходя в детский сад, стремится реализовать потребность в эмоциональном подкреплении, которая может быть объектной или субъектной. С этих позиций по характеру протекания адаптационного периода можно выделить три группы детей: ``деятели'', ``номинаторы'', ``максималисты''.

Судить об окончании адаптационного периода можно после 4-6 месяцев пребывания ребенка в детском саду.

Эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников Эмоциональное самочувствие ребенка во многом определяется характером его отношений со сверстниками. Уровни взаимоотношений в детской группе: отношения ``симпатии-антипатии'' (ранний и младший дошкольный возраст), ``деловые'' отношения, ``оценочные'' отношения (вторая половина дошкольного возраста). Ступени статусной дифференциации детей: ``звезды'', предпочитаемые'', ``принятые'', ``непринятые'', ``изолированные'' (Я. Л. Коломинский).

Положительные взаимоотношения со сверстниками формируют у ребенка доброту, отзывчивость, искренность, правдивость; конфликтные - отчужденность, грубость, скрытность, элементы агрессии.

Классификация конфликтов во взаимоотношениях детей со сверстниками (А. Рояк):

а) конфликты, вызванные недостаточной развитостью у ребенка исполнительской стороны игровой деятельности, а также способов сотрудничества с детьми:

- конфликты между ребенком и детьми из-за недостаточной сформированности у него необходимого уровня игровых навыков и умений;

- конфликты, возникающие в связи с несформированностью у ребенка способов сотрудничества с детьми;

- конфликты, возникающие в результате недостаточной сформированности у ребенка способов сотрудничества со сверстниками и игровых навыков (низкий уровень).

б) конфликты, вызванные изменениями в мотивационной стороне игровой деятельности:

- избегание контактов со сверстниками из-за недостаточной сформированности мотивов общения (прямого конфликта в таких случаях не наблюдается);

- конфликты, связанные с преобладанием у ребенка эгоистических мотивов;

- конфликты, возникающие из-за того, что у ребенка мотивы общения в игре вытесняются другими мотивами и целями, не присущими остальным детям группы.

Независимо от того, какая из сторон игровой деятельности (исполнительская или мотивационная) нарушена, дошкольник ``терпит'' неблагополучие среди сверстников.

С целью определения эмоционального самочувствия ребенка необходимо не только выявить внешнюю картину взаимоотношений детей в группе, но и зафиксировать содержательную сторону взаимоотношений.

Влияние отношения воспитателя на эмоциональное самочувствие дошкольника в группе детского сада: особенности эмоционального отношения воспитателя к ребенку, формы педагогического общения, влияние индивидуального стиля педагогической деятельности на эмоциональное самочувствие ребенка.

В условиях дошкольного образовательного учреждения исключительное значение для эмоционального благополучия ребенка приобретает отношение к нему воспитателя. Отношение воспитателя к ребенку - это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, особенностей понимания и восприятия характера ребенка, его поступков.



Компоненты эмоционального отношения к детям: действия воспитателя, общий эмоциональный фон в работе воспитателя, особенности принятия ребенка, наличие и характер дистанции между воспитателем и ребенком.

Нарушения взаимоотношений между ребенком и взрослым, невнимание, отрицательное воздействие со стороны взрослого - оказывают негативное влияние на нервную систему дошкольников, вызывая у одних грубость и агрессивность по отношению к окружающим, у других - замкнутость, необщительность, понижение общего тонуса.

Наиболее благоприятным для эмоционального развития детей и формирования их активности, позитивного опыта переживаний является демократический стиль педагогической деятельности, опирающийся на потребности ребенка в положительных эмоциях и притязании на признание.

Тактика воспитательных действий по преодолению эмоционального неблагополучия ребенка в группе детского сада.

Воспитателю в каждой конкретной ситуации необходимо понять причину эмоционального дискомфорта ребенка и выбрать ту форму общения с ним, которая адекватна типу поведения ребенка и неудовлетворенной потребности (В. Лисина):

- если дети стремятся быть как можно ближе к воспитателю, необходимо выбрать непосредственно-эмоциональную форму общения и постепенно переходить к ситуативно-деловой форме;

- дети, желающие общаться любой ценой с лидерами группы, нуждаются в личностном и деловом общении с воспитателем;

- для детей, неспособных установить продолжительный контакт со сверстниками при наличии доброжелательного отношения к ним, предпочтительнее деловая форма общения, помощь в налаживании контактов со сверстниками, одобрение;

- в случае, если дети не испытывают потребности в общении со взрослыми и сверстниками, предпочтительнее личностная форма общения (подчеркивание интересов, внимание к успехам).



Основные направления оказания помощи дошкольнику в детском саду (Г. Фигдор): оказание помощи в переживании разлуки с мамой; в построении самостоятельных внутренних отношений; в выражении чувств в играх, рисунках, словах; в приобретении уверенности в своей половой принадлежности, в культурной идентификации.

Правила помощи тревожным детям: избегать соревнований; не сравнивать; принимать ребенка; выражать уверенность в успехе ребенка; обращаться по имени; демонстрировать образцы уверенного поведения; развивать уверенность и самостоятельность ребенка; не предъявлять высоких требований; использовать наказание в крайнем случае.

Правила помощи агрессивным детям: обучить детей способам выражения гнева в приемлемой форме; обучить детей приемам саморегуляции; отработать навыки общения в возможных конфликтных ситуациях; формировать эмпатию. Способы контроля поведения ребенка: позитивные - просьбы, мягкое физическое манипулирование; нейтральные - модификация поведения (поощрение и наказание).

Особенности взаимодействия воспитателя с семьей в обеспечении эмоционального благополучия ребенка-дошкольника.

Сотрудничая с родителями, воспитатель интересуется: положением ребенка в семье; отношением к нему близких людей; взаимоотношениями, характерными для взрослых данной семьи; преобладающим настроением при общении членов семьи друг с другом; содержанием общения ребенка со взрослыми. Воспитатель тактично обращает внимание родителей на физические недостатки детей, которые могут затруднить общение со сверстниками и привести к развитию обособленного поведения; большое внимание уделяет особенностям нервно-психического развития детей, их эмоциональным индивидуальным особенностям.

Учитывая существующую зависимость одностороннего типа общения ребенка со сверстниками от ценностных ориентаций родителей, воспитатель должен обратить их внимание на значимость взаимодействия ребенка со сверстниками, так как неспособность ребенка контактировать со сверстниками приводит к неразвитости у него эмоционально-нравственных основ социального поведения.

Воспитателю необходимо вызвать и поддержать чуткое эмоциональное отношение родителей к ребенку, пробудить интерес к его внутреннему миру, подчеркнуть его достоинства, важность душевной теплоты и содержательного общения с ним. Работая с семьей, воспитатель предлагает родителям узнать своего ребенка, всесторонне его развивать, целенаправленно и систематически воспитывать его эмоции и чувства.

Выводы:

Обеспечение психологического комфорта детей в ДО – одна из важнейших задач педагогического коллектива. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении. 


 Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в мотивационно - волевой сфере личности ребенка. Воспитание предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и сформированность эмоционального отношения к выполняемой деятельности и окружающим людям. Эффективность воспитания и обучения детей в ДО, их психологическое благополучие зависят от того, какие чувства вызывает та или иная деятельность, режимный момент, ситуация, как ребенок переживает свои успехи и неудачи, отношение к себе взрослых и сверстников.
Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.

Для обеспечения психологического комфорта ребенка в ДО, его психического здоровья, необходима сбалансированность эмоций, поэтому важно, знакомить детей с эмоциональным миром человека.


 В настоящее время недостаточно внимания уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка, особенно по сравнению с интеллектуальным развитием. 
 При воспитании эмоций важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить какую-либо деятельность без неудач, ошибок.
 Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательные окружающие, неумение справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка, внутреннему дискомфорту. И если вовремя не обратить внимания на возникшие проблемы, это может привести не только к нежеланию посещать ДО, но и к отклонениям в личностной сфере личности ребенка, к нарушению социальных контактов. 
 Так как большую часть времени ребенок проводит в детском саду, нам необходимо обеспечить их психологический комфорт. При построении учебно-воспитательного процесса важно учитывать индивидуальные особенности детей, возрастные возможности. 
 В общении и взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех «П»: - Понимание – умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.

Принятие – безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет». Признание – это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он.




Следование вышеназванным правилам, согласованное функционирование развития эмоциональной сферы и интеллектуального развития позволят обеспечить психологический комфорт ребенка в ДО, а значит его полноценное развитие.