Скачать 419.75 Kb.
страница1/3
Дата01.12.2019
Размер419.75 Kb.
ТипПояснительная записка

«Элективный курс по лыжной подготовке для 11-х классов»


  1   2   3

«Элективный   курс по лыжной подготовке для 11-х классов».

  Элективные   курсы  (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от факультативных курсов, существующих ныне в школе,  элективные   курсы - обязательны для старшеклассников.

Элективные  курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.

Элективные   курсы  как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов.



Пояснительная записка

Лыжный спорт – один из самых доступных и массовых видов физического воспитания. Большинство школ в нашей стране расположено в районах, где длительное время лежит устойчивый снежный покров. В условиях зимы, когда двигательная активность школьников порой заметно снижается, лыжный спорт в силу своих особенностей позволяет успешно решать основные задачи физического воспитания школьников.

Одной из важнейших задач уроков лыжной подготовки является углубление знаний учащихся по физической культуре в целом, и по лыжному спорту в частности. Знания, полученные учениками на уроках лыжной подготовки, входят в систему «физкультурного образования», которое они должны получить за время обучения в школе. Но обучение на уроках лыжной подго­товки имеет свою специфику по сравнению с уроками гимнастики и легкой атлетики. Это связано, прежде всего с внешними усло­виями, в которых проходят уроки на лыжах: отрицательные темпе­ратуры, ветер, влажность и т.д.

Лыжный спорт имеет большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение, является важной составной частью системы физического воспитания, оказывая самое разностороннее влияние на организм занимающихся. Физическая нагрузка при занятиях на лыжах легко дозируется в самых широких границах, как по характеру воздействия, так и по объему и интенсивности.

Ходьба и бег на лыжах вовлекают в работу различные группы мышц, оказывают положительное воздействие на укрепление и развитие основных систем организма. Все это обеспечивает высокий уровень здоровья и активное долголетие. Вместе с тем столь разнообразные условия передвижения на лыжах обуславливают всестороннее физическое развитие и в первую очередь воспитание важнейших физических качеств – выносливости, силы, ловкости и др.

Для достижения высоких результатов в лыжных гонках необходимо хорошо владеть техникой данного вида. Достаточно высокий уровень владения техникой лыжных гонок является важным фактором психологического плана; а именно: придаёт уверенность в борьбе, способствует проявлению более высоких волевых качеств в экстремальных условиях, а также способствует достижению высоких результатов. Тренировка юных спортсменов – это увлекательный способ войти в мир спорта.

Условия для занятий на лыжах оказывают на занимающихся исключительное оздоровительное воздействие. Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением всех основных групп мышц на чистом морозном воздухе, а порой и в условиях понижения температур, значительно повышают общую работоспособность организма и его сопротивляемость к самым различным заболеваниям.

Во всех видах занятий на лыжах : на уроке, тренировке, при прогулке или в соревнованиях – воспитываются морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к преодолению любых трудностей, что особенно важно в допризывной подготовке юношей перед службой в рядах Российской Армии.

Широкое распространение лыж как важного средства физического воспитания требует массовой подготовки квалификационных учителей и тренеров для занятий с учащимися в школах, ДЮСШ. Высокая квалификация педагогических кадров особенно важна в связи с тем, что лыжный спорт оказывает разностороннее и глубокое влияние на организм занимающихся. Применение больших нагрузок при организации занятий по лыжному спорту требует внимательного отношения с учетом возраста и подготовленности занимающихся, что особенно важно в работе с детьми, подростками и юношами и девушками. Лыжный спорт входит в перечень обязательных видов спорта, которыми должен владеть специалист по физической культуре.

Лыжи очень популярны в нашей области. И это неудивительно: ведь зима длится у нас долгое время, а лыжи – весьма доступное, увлекательное и полезное занятие для наших учащихся. Регулярно занимающиеся учащиеся лыжным спортом меньше подвержены простудным заболеваниям, у них нормализуются биохимические показатели, увеличивается физическая работоспособность.

Лыжи предоставляют огромные возможности для воспитания характера, трудолюбия, решительности и смелости. Приобщая учащихся к  лыжному   спорту, надо помнить о том, что это не только сделает их более здоровыми, физически крепкими, но и воспитает важную для жизни привычку настойчиво доводить начатое дело до конца, преодолевая инертность, а также вырабатывает терпение, умение преодолевать трудности.

Цель элективного курса.

1. Вызвать устойчивый интерес и любовь учащихся к занятиям лыжной подготовке.

Задачи:


1. Дать возможность учащимся реализовать свой интерес к предмету лыжной подготовки.

2. Приобщение учащихся к здоровому образу жизни.

3. Формировать у учащихся техническую подготовленность к классическим ходам.

Учебно - тематический план изучения курса «Лыжная подготовка»



Наименование тем




Всего


часов




Лекция


Семинары и практич

занятия























1. Исторический обзор развития лыжного спорта.

2




2




2. Лыжный инвентарь, его подбор и хранение. Меры безопасности на занятиях по лыжной подготовке.

4




2


2


3. Основы техники передвижения на лыжах.

4




4




4. Основы обучения в лыжном спорте.

4





2


2


5. Структура процесса обучения.

4





2


2


6. Учебная работа по лыжной подготовке в школе.

6





2


4


7. Техника и методика обучения способам передвижения на лыжах.

6







6


8. Техника и методика обучения одновременным ходам.

6






6

9. Ознакомление с техникой и методикой коньковыми ходами.

6





2


4


10. Способы переходов с хода на ход.

4






4

11. Способы преодоления подъёмов в гору и спуски с горы на лыжах.

4







4


12. Общие основы системы подготовки в лыжном спорте.

4





2


2


13. Формы работы и занятия по лыжной подготовке со школьниками.

6





2


4


14. Подвижные игры.

6




2


4


15. Организация и проведение соревнований по лыжному спорту.

6





2


4


Итого часов.

76





24


52




Содержание программы

Тема 1. Исторический обзор развития лыжного спорта.

Возникновение, развитие и первоначальное применение лыж. Применение лыж в военном деле. Развитие лыжного спорта в дореволюционной России. Развитие отечественного лыжного спорта в России настоящее времея. Участие Российских лыжников в зимних олимпийских играх на чемпионатах мира и Европы. Место и значение лыжного спорта в системе физического воспитания. Лыжный спорт. Лыжная подготовка.


Вопросы для контроля знаний учащихся

1.Рассмотрите возникновение, развитие и первоначальное применение лыж.

2. Какие этапы развития лыжного спорта существуют в России?

3. Охарактеризуйте применение лыж в военном деле.

4. Каково развитие отечественного лыжного спорта в России в настоящее время?

5. Расскажите об участии Российских лыжников на зимних олимпийских играх и чемпионатах мира и Европы. Охарактеризуйте развитие отечественного лыжного спорта в России по настоящее время.

6. Каково значение лыжного спорта в системе физического воспитания?

7.Дайте определения лыжному спорту, лыжной подготовке, массовому лыжному спорту, профессиональному лыжному спорту.



Тема 2. Лыжный инвентарь, его подбор и хранение. Меры безопасности на занятиях по лыжной подготовке.

К снаряжению лыжника относятся лыжи, лыжероллеры, лыжные палки, крепления, обувь и одежда. Инвентарь и снаряжение лыжника. Выбор, оборудование лыж и уход за ними. Лыжные крепления, их конструкция и установка лыж. Общие требования безопасности на занятиях по лыжной подготовке. Температурные нормы на занятиях по лыжной подготовке. Предупреждение травматизма на занятиях по лыжной подготовке.



Вопросы для контроля знаний учащихся

1. Как осуществляется выбор лыжного инвентаря?

2. Каковы правила подбора одежды для занятий лыжной подготовкой?

2.Перечислите правила проведения занятий по лыжной подготовке?

3.Расскажите о технике безопасности на занятиях по лыжной подготовке.

а) Требования безопасности перед началом занятий.

б) Требования безопасности во время занятий.

в) Требования безопасности по окончании занятий.

4. Какие меры предупреждения травматизма и обморожений вы знаете?

5. В чём заключается оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях?



Тема 3. Основы техники передвижения на лыжах.

Требования, предъявляемые технике передвижения на лыжах. Классификация способов передвижения на лыжах. Определения, термины и понятия техники лыжного спорта.

Основные элементы техники передвижения на лыжах.

Вопросы для контроля знаний учащихся

1. Охарактеризуйте требования, предъявляемые к современной технике передвижения на лыжах.

2.Дайте характеристику классификации способов передвижения на лыжах.

3.Охарактеризуйте: определения, термины и понятия техники лыжного спорта.

4.Какие элементы передвижения на лыжах вы знаете?

5.Какие имитационные упражнения для изучения техники лыжных ходов вы знаете?



Тема 4. Основы обучения в лыжном спорте.

Методика начального обучения технике передвижения на лыжах. Формы организации занятий по лыжному спорту. Принципы обучения. Методы обучения. Структура процесса обучения. Подготовка мест занятий и организация обучения.



Вопросы для контроля знаний учащихся

1.Какие этапы обучения передвижению на лыжах вы знаете?

2.Какие формы организации занятий по лыжному спорту вы знаете?

3.Какие принципы обучения применяются на уроках лыжной подготовки?

4. Назовите методы обучения и охарактеризуйте их?

5.Какие методы обучения применяются на занятиях по лыжной подготовке?

6. Какие упражнения применяются для начального обучении лыжному спорту?

Тема 5. Структура процесса обучения.

Этапы обучения: начальное разу­чивание, углубленное разучивание, закрепление и дальнейшее совер­шенствование. Особенности организации и проведения занятий по лыжной подготовке. Подготовка мест занятий и организация обучения. Учебные площадки. Учебные лыжни. Тренировочные лыжни.



Вопросы для контроля знаний учащихся

1.Рассмотрите структуру процесса обучения, назовите этапы обучения.

2.Какие особенности организации занятий по лыжной подготовке вы знаете?

3.Какие требования к местам проведения занятий по лыжной подготовке вы знаете?



Тема 6. Учебная работа по лыжной подготовке в школе.

Организация уроков по лыжной подготовке. Лыжная подготовка в школьной программе. Начальное обучение передвижению на лыжах. Содержание и методика проведения уроков в начальной школе. Содержание и методика проведения уроков в 5-9классах. Содержание и методика проведения уроков в 10 -11классах.



Вопросы для контроля знаний учащихся

1.Охарактеризуйте предварительную и правильную организацию урока по лыжной подготовке.

2.Расскажите о структуре урока по лыжной подготовки?.

3. Назовите требования к уроку лыжной подготовки?

4.Рассмотрите уроки лыжной подготовки с прикладной направленностью.

5.Что предусмотрено в школьной программе по лыжной подготовке?

6. В какой последовательности используются подводящие упражнения при первоначальном обучении передвижению на лыжах?

7. Какие подводящие и имитационные упражнения применяются на уроках по лыжной подготовке в начальной школе?

8. Какие упражнения способствуют развитию чувства равновесия?

9. Какие упражнения способствуют лучшему освоению скользящего шага?

10. Знать содержание и методику проведения уроков в начальной школе.

11.Знать содержание и методику проведения уроков в 5-9 классах.

12. Знать содержание и методику проведения уроков в10-11классах.

Практические занятия.



Тема 7. Техника и методика обучения способам передвижения на лыжах.

Строевые упражнения с лыжами и на лыжах. Техника и методика обучения лыжным ходам. Основой всех лыжных ходов (кроме бесшажного) является скользящий шаг.

Методика обучения попеременному двухшажному ходу.

Задача 1. Создать у занимающих правильное представление о технике попеременного двухшажного хода.

Задача 2.Обучить технике скользящего шага при ходьбе без палок.

Задача 3. Обучение попеременному двухшажному ходу с использованием палок.

Задача 4. Совершенствование техники попеременного двухшажного хода.

Методика обучения попеременному четырёхшажному ходу.

Задача 1. Создать у занимающих правильное представление о технике попеременного четырёхшажного хода. При решении этой задачи используйте те же средства и методические указания, что и при обучении попеременного двухшажного хода.

Задача 2. Обучить согласованным движениям рук и ног.

Задача 3.Совершенствование техники попеременного четырёхшажного хода.

Вопросы для контроля знаний и умений учащихся

1.Знать строевые упражнения и уметь выполнять их.

2.Из чего состоит цикл движений в попеременно двухшажном ходе?

3. Назовите пять основных фаз цикла попеременного двухшажного цикла?

4.Охарактеризуйте методику обучения попеременного двухшажного хода.

5. Охарактеризуйте типичные ошибки при освоении техники попеременного двухшажного хода и дайте рекомендации по их устранению.

6. Назовите цикл движений в попеременном четырёхшажном ходе?

7. Охарактеризуйте методику обучения попеременного четырёхшажного хода.

8.Охарактеризуйте типичные ошибки при освоении техники попеременного четырехшажного хода и дайте рекомендации по их устранению.

9. Уметь выполнять технику скользящего шага, попеременно двухшажногохода.



Тема 8. Техника и методика обучения одновременным ходам.

Методика обучения одновременному бесшажному ходу.

Задача 1. Создать у занимающих правильное представление о технике одновременного бесшажного хода.

Задача 2. Обучить отдельным элементам техники одновременного бесшажного хода на месте.

Задача 3. Обучение техники одновременного бесшажного хода в целом и его совершенствование.

Методика обучения одновременному одношажному ходу (скоросной варант)

Задача 1. Создать у занимающих правильное представление о технике одно-

временного одношажного хода (скоростной вариант).

Задача 2.Обучить согласованному движению ног и рук.

Задача 3.Совершенствование техники одновременного одношажного хода.

Методика обучения одновременному одношажному ходу (основной вариант)

Задача 1. Создать у занимающих правильное представление о технике основного варианта одновременного одношажного хода.

Задача 2.Обучить согласованным движениям рук и ног.

Задача 3.Совершенствование техники одновременного одношажного хода основной вариант.

Методика обучения одновременному двухшажному ходу.

Задача 1. Создать у занимающих правильное представление о технике одновременного двухшажного хода.

Задача 2.Обучить согласованным движениям рук и ног.

Задача 3.Совершенствование в технике одновременного двухшажного хода.



Вопросы для контроля знаний и умений учащихся

1.Из чего состоит цикл одновременного бесшажного хода?

2. Рассмотрите цикл одновременного одношажного хода.

3. Рассмотрите цикл одновременного одношажного хода.

4.Знать методику обучения одновременных ходов.

5.Какие типичные ошибки встречаются при выполнении одновременных ходов и дайте рекомендации по их устранению?

6.Учащиеся должны правильно выполнять технику одновременных ходов: одновременно бесшахного, одновременно одношажного, одновременно двухшажного.

Практические занятия.

Тема 9. Ознакомление с коньковыми ходами.

К коньковым ходам относятся: полуконьковый ход, одновременный одношажный коньковый ход, одновременно двухшажный коньковый ход, попеременно двухшажный коньковый ход, коньковый ход без отталкивания палками. Новые тенденции в коньковой технике.

Методика обучения коньковому ходу.

Задача 1. Создать у занимающихся правильное представление о коньковом ходе. При решении этих задач используют те же средства и методические указания, что и при обучении технике классических ходов.

Задача 2. Обучить занимающихся переносу веса тела с ноги на ногу.

Задача 3. Обучить обучающихся отталкиванию ребром лыжи (скользящим упором).

Задача 4. Обучить занимающихся согласованной работе рук и ног.

Задача 5.Совершенствование в технике конькового хода.



Вопросы для контроля знаний и умений учащихся

1. Из чего состоит цикл хода одновременного одношажного конькового хода?

2. Из чего состоит цикл хода одновременного духшажного конькового хода?

3. Из чего состоит цикл хода попеременного двухшажного конькового хода?

4.Какие типичные ошибки встречаются при выполнении коньковых ходов?

5. Дайте рекомендации по устранению типичных ошибок в коньковых ходах.

6.Выполнение техники коньковых ходов: полуконькового, одновременного одношажного конькового хода, одновременного двухшажного конькового хода, коньковый ход без отталкивания палками.

7.Какие новые тенденции вы знаете в коньковой технике?



Практические занятия.

Тема 10. Способы переходов с хода на ход.

При переходе с попеременного двухшажного хода на одновременный наиболее целесообразно применять переход без шага (наиболее быстрый) и переход через шаг.

Переход с попеременного двухшажного хода на одновре­менный ход без шага (рис. 1)




Рис.1.Переход с попеременного на одновременный ход(прямой)

Переход от попеременного двухшажного хода к одновременному через один шаг. Переход от попеременного двухшажного хода к одновременному через два шага. Переход с одновременного хода на попеременный двухшажный ход.

Вопросы для контроля знаний и умений учащихся

1.Знать методику обучения способов перехода с хода на ход и умение выполнять их:

а) Переход с попеременного двухшажного хода на одновре­менный ход без шага;

б) Переход от попеременного двухшажного хода к одновременному через один шаг; в)Переход с одновременного хода на попеременный двухшажный ход.

2.Охарактеризовать основные ошибки встречающие при способах перехода с хода на ход и найти пути их устранения.

3. Уметь выполнять технику перехода с хода на ход: переход с попеременного двухшажного хода на одновре­менный ход без шага, переход от попеременного двухшажного хода к одновременному через один шаг, переход с одновременного хода на попеременный двухшажный ход.



Практические занятия.

  1   2   3