страница1/28
Дата06.12.2018
Размер5.84 Mb.
ТипРуководство

Древние тантрические техники йоги и крийи


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Свами Сатьянанда Сарасвати

Древние тантрические техники

Йоги и крийи

Систематический курс

(в трех томах)

Том III


Мастер-курс

Это сбалансированное руководство (в трёх томах) разработано Бихарской школой йоги. Оно использует разные направления йоги - хатха йогу, бхакти йогу, джняна йогу и крийя-йогу, предлагая выверенную многолетней практикой последовательную систему освоения йогического мастерства, наиболее эффективную и безопасную. При этом особый акцент делается на практике и применении йоги в повседневной жизни. Это полное изложение древнего учения крийя-йоги, строящееся таким образом, чтобы максимально подробно знакомить читателя с различными практиками, постепенно и в порядке возрастания сложности, как при обучении под непосредственным руководством опытного наставника. Этот курс нацелен на развитие у практикующего состояния совершенного телесного здоровья, покоя ума и психологической устойчивости, совершенной интеллектуальной ясности и более высокого духовного знания и осознанности и будет полезен для людей, занимающихся йогой, любого уровня подготовки. В настоящий том вошел мастер-курс.

1981 Bihar School of Yoga

Изд-во К. Кравчука, оформление, макет, 2004 А.

Киселёв, перевод, 2003

Содержание

Урок 25

Тема 1. Обзор Книги III

Тема 2. Крийя-йога (Часть 1)

Тема 3. Крийя-йога. Подготовка и правила

Тема 4. Крийя-йога. Практика

Тема 5. Бинду

Программа ежедневных занятий

Урок 26

Тема 1. Сахасрара

Тема 2. Крийя-йога (Часть 2)

Тема 3. Крийя-йога. Практика

Тема 4. Асаны. Практика

Тема 5. Медитация. Антар Мауна (Стадия 1)

Программа ежедневных занятий

Урок 27

Тема 1. Натуропатия

Тема 2. Крийя-йога. Практика

Тема 3. Асаны. Практика

Тема 4. Пранаяма. Бхастрика пранаяма

Тема 5. Медитация. Антар Мауна (Стадия 2)

Программа ежедневных занятий

Урок 28

Тема 1. Джняна йога

Тема 2. Крийя-йога. Практика

Тема 3. Хатха-йога. Наули (Стадия 1)

Тема 4. Асаны. Практика

Тема 5. Медитация. Антар Мауна (Стадия 3)

Программа ежедневных занятий

Урок 29

Тема 1. Крийя-йога. Практика

Тема 2. Хатха йога. Наули (Стадия 2)

Тема 3. Асаны. Практика

Тема 4. Пранаяма. Мурчха Пранаяма

Тема 5. Медитация. Антар Мауна (Стадия 4)

Программа ежедневных занятий

Урок 30

Тема 1. Крийя-йога. Практика

Тема 2. Хатха йога. Басти

Тема 3. Асаны. Практика

Тема 4. Медитация. Антар Мауна (Стадия 5)

Программа ежедневных занятий

Урок 31

Тема 1. Психический символ

Тема 2. Советы для практики крийя-йоги

Тема 3. Крийя-йога. Практика

Тема 4. Чанкраманам

Тема 5. Асаны. Практика

Тема 6. Медитация. Антар Мауна (Стадия 6)

Программа ежедневных занятий

Урок 32

Тема 1. Крийя-йога. Практика

Тема 2. Хатха йога. Вастра Дхоути

Тема 3. Асаны. Практика

Тема 4. Пранаяма. Сурья Бхеда Пранаяма

Программа ежедневных занятий

Урок 33

Тема 1. Сатсанг

Тема 2. Крийя-йога. Практика

Тема 3. Асаны. Практика

Тема 4. Пранаяма. Охлаждающие практики

Тема 5. Йога-нидра (Часть 1)

Программа ежедневных занятий

Урок 34

Тема 1. Крийя-йога. Практика

Тема 2. Асаны. Практика

Тема 3. Уджайи Пранаяма с АУМ

Тема 4. Йога-нидра (Часть 2)

Программа ежедневных занятий

Урок 35

Тема 1. Крийя-йога. Практика

Тема 2. Асаны. Практика

Тема 3. Пранаяма. Капалабхати

Тема 4. Йога-нидра (Часть 3)

Программа ежедневных занятий

Урок 36

Тема 1. Йога. Путь к совершенству

Тема 2. Крийя-йога. Практика

Тема 3. Асаны. Практика

Тема 4. Пранаяма. Чатуртха Пранаяма

Тема 5. Йога-нидра (Часть 4)

Программа ежедневных занятий

Посвящение

Мы смиренно посвящаем эту книгу Свами Шивананде Сарасвати, открывшему Свами Сатьянанде Сарасвати тайны Йоги



Урок 25

Была поздняя ночь в сезон дождей. Темное небо было покрыто облаками. Все было окутано мраком. Одинокий странствующий монах медленно брел по дороге в поисках тихого места для ночлега. Хотя все его имущество состояло лишь из небольшой котомки, одеяла и фонаря, он был счастливым и беззаботным.

Внезапно он услышал позади звук мотоцикла. Мотоциклист очень быстро ехал по темной дороге, но у него не было фары. Монах знал, что это может привести к аварии, и потому сразу решил отдать мотоциклисту свой фонарь. Он начал описывать фонарем круги, подавая мотоциклисту сигнал остановиться. Однако мотоциклист не останавливался... он проехал мимо, едва не сбив монаха. Монах закричал: «Стой! Я хочу отдать тебе этот фонарь, иначе ты разобьешься». Мотоциклист прокричал в ответ: «Какой смысл, у меня все равно нет тормозов!»

Эта история служит аналогией жизни современного человека. Темная дорога — это жизненный путь, как правило, проходимый без радости и мудрости. Мотоцикл соответствует человеческому уму-телу. Большинство людей ведут жизнь, похожую на безрассудного и бездумного мотоциклиста, несущегося по дороге; они направляют все свои стремления и усилия на обретение славы, богатства, роскоши и других вещей, которые приносят удовлетворение эго, не задумываясь о последствиях и вредных эффектах. Люди идут по жизненному пути, не зная, куда они идут.

Свет фонаря — это мудрость, а тормоза — самодисциплина. У мотоциклиста не было ни тормозов (самодисциплины), ни фары (мудрости). Ему несомненно грозила серьезная авария. Так же обстоит дело с любым человеком, который идет по дороге жизни без мудрости и самодисциплины, — ему грозит неминуемая расплата в форме разочарования, болезни и отчаяния.

Странствующий монах на дороге пытался дать свет мотоциклисту, но тот его не взял, поскольку был неспособен затормозить. Дхарма (долг) монаха состоит в том, чтобы вести других людей по пути жизни, чтобы они избегали аварий в виде болезней, реализовали себя и постепенно продвигались по правильному пути самопознания. Если вы в своей жизни способны использовать тормоза, значит вы будете готовы принять направляющий свет.

Свет, который монах может давать другим, — это йога. Есть много различных видов света, точно так же как есть много разных путей йоги. Один из самых ярких видов света представляет собой древняя и мощная система крийя-йоги. В этой книге мы предлагаем свет тем людям, которые сейчас живут во тьме, но готовы взять фонарь и хотят применять тормоза самодисциплины. Мы предлагаем вам фонарь крийя-йоги.

Свами Сатьянанда Сарасвати

Тема 1

Обзор Книги III

В последующих двенадцати уроках Книги III мы будем постепенно знакомить вас с техниками (крийями) крийя-йоги. В каждом уроке мы будем давать одну или две крийи, которые вы, читатель, должны будете начать практиковать. Это значит, что с этого урока вы начнете ежедневно практиковать первые две крийи; в Уроке 26 мы предложим еще одну крийю, так что вы начнете ежедневно выполнять три крийи. По мере освоения новых практик вы будете постепенно увеличивать продолжительность своей программы крийи, всегда придерживаясь правильной последовательности.

На начальных этапах крийя-йоги вы можете наряду с ней продолжать практиковать другие техники йоги, поскольку первые крийи требуют для своего выполнения совсем немного времени. Вам следует постепенно отказываться от других техник йоги и включать в свою программу занятий крийи, по мере того как мы будем вас с ними знакомить. Мы будем продолжать давать перечень рекомендуемых программ практики, чтобы помочь вам выбирать подходящую форму занятий.

Третья книга делится на две части, чтобы дать читателю возможность познакомиться не только с крийями, но и с многими другими техниками йоги, которые пока еще не были описаны:

1. Раздел, касающийся только особенностей техник крийя-йоги и непосредственно связанных с ними тем.

2. Общий раздел, где мы будем обсуждать другие техники йоги и другие темы.

В соответствии с нашей основной стратегией мы будем заниматься только практическими методами повышения качества вашей жизни, вашего здоровья и осознания. Мы не столь заинтересованы в философских рассуждениях, ибо они мало что дают для изменения и улучшения вашей жизни. В действительности, они только запутывают ум и тормозят всякое продвижение в йогической садхане. Нас интересуют только практические методы развертывания и пробуждения потенциала, уже имеющегося у каждого человека, и преобразования жизни в выражение радости.

Мы не хотим говорить о переменах; мы хотим вызывать перемены. Это точно соответствует природе самой крийя-йоги, которая полностью ориентирована на практику. Вы, практикующий, должны играть свою роль. Мы не можем вызывать перемены в вашей жизни без вашего сотрудничества. Вы должны заниматься и иметь желание. Мы можем предлагать тысячи практик йоги, почти без предела, но если вы их не выполняете, то мы будем лишь понапрасну тратить ваше время, и вы не получите абсолютно ничего, кроме головы, набитой техническими подробностями. Вы не должны оставаться только читателем; вы должны становиться практиком. На самом деле, в том, что касается йоги, вам нужен один процент чтения и девяносто девять процентов практики. Только тогда вы сможете прикоснуться к источнику своего бытия и обрести знание, которое не может содержаться ни в одной книге.

Тема 2

Крийя-йога (Часть 1)

Крийя-йога — это система, которая всегда передавалась непосредственно от учителя ученику. Публикуя описание техник крийя-йоги, мы, по существу, нарушаем эту традицию. Однако мы считаем, что этот отход от традиции оправдан и даже необходим в современном мире, где так много людей пытаются понять самих себя, мир и свое место в схеме жизни, но лишены правильного руководства. Многие люди готовы к продвинутой системе йоги, но не имеют гуру, который бы их учил. По этой причине и для этих людей мы публикуем подробное описание техник крийя-йоги.

О крийя-йоге мало что нужно рассказывать — практики говорят сами за себя. На протяжении всей третьей книги мы намеренно стараемся писать как можно меньше. Мы будем специально пытаться ограничивать свои объяснения механикой каждой крийи (техники). Чем меньше мы пишем, тем лучше. Это даст возможность вам, практикующему, выполнять эти техники с незагроможденным умом, в достаточной мере свободным от предубеждений и неправильных представлений.

Последующий текст представляет собой введение в крийя-йогу. Прочитайте его внимательно. Этот текст будет играть роль вашего учителя. В ходе практики у вас будет возникать много вопросов. В прошлом эти проблемы решал гуру, давая своим ученикам личные наставления. Любые дефекты исправлялись на месте. В последующих уроках у вас не будет личного руководства, и потому вы должны стараться точно следовать инструкциям, которые мы даем. Мы советуем вам время от времени перечитывать этот текст, чтобы вы могли исправлять любые недостатки в своей практике, которые ранее не были заметны.

Необходимой частью крийя-йоги является правильная психологическая установка; она ведет к полной реализации потенциала, содержащегося в практиках крийя-йоги. Неправильная установка блокирует и предотвращает эту реализацию. Если вы посадите семя в плодородную почву, оно быстро прорастет и превратится в красивый и благоухающий цветок. Если семя посадить в плохую почву или в неправильном месте, оно не прорастет. Потенциал, заключенный в семени, в обоих случаях одинаков: именно окружающая среда способствует или препятствует росту и выражению внутреннего потенциала. Так же и с крийя-йогой: благоприятная среда правильного отношения позволяет практикам приносить плоды; неправильное отношение этому препятствует. Потенциал практик всегда одинаков, и потому вы должны стараться развивать правильные установки отсутствия ожиданий, пассивности и т. д., которые мы описываем на последующих страницах.

И в самих практиках, и в их последствиях будут возникать проблемы и сомнения. При необходимости, вы можете письменно обратиться в ашрам за советом. У каждого человека будут свои специфические вопросы, неопределенности и затруднения.

Определение

Слово крийя на санскрите означает «действие» или «движение». Крийя-йога получила такое название потому, что она представляет собой систему, в которой человек намеренно перемещает свое внимание по неизменным путям. Однако это движение осознания осуществляется управляемым образом. Кроме того, крийя-йога называется так потому, что практикующий выполняет специфические движения тела — мудры, бандхи и асаны — в соответствии с установленной схемой практики.

Слово крийя нередко переводят как «практическая». Это, несомненно, хорошее определение, поскольку крийя-йога действительно является практической. Она занимается исключительно практикой, без малейших философских рассуждений. Эта система предназначена для того, чтобы приносить результаты, а не просто говорить о них.

Иногда слово крийя переводят как «предварительная». Это тоже хорошее определение, поскольку крийя-йога представляет собой предварительную практику, которая ведет сперва к дхаране, а затем, со временем, к трансцендентальному состоянию дхьяны (медитации) и йоги (единения). Это техника, призванная вести к тому состоянию бытия, которое находится за пределами всех техник. Наконец, слово крийя используется для описания каждой индивидуальной практики. Таким образом, процесс крийя-йоги образован несколькими крийями, выполняемыми друг за другом в неизменной последовательности.

История и упоминания в текстах

Историю крийя-йоги рассказать невозможно. Ее начала и развитие теряются в туманных глубинах прошлого. Это система, которая оставалась настолько тайной, что не существует даже мифов, объясняющих ее происхождение.

На самом деле, мы рады, что не можем рассказать историю крийя-йоги. Это препятствует засорению и искажению системы несущественными подробностями. Оставаясь полностью лишенной всех излишеств, крийя-йога сохраняет свою чистоту и свою способность приносить результаты. Большинство других систем йоги связаны с определенной историей и/или мифом; были и легенды рассказывают о разных людях, формулировавших или видоизменявших систему, что может становиться отвлекающим фактором. Люди начинают чрезмерно интересоваться тем, кто изобрел систему, когда он жил, кто оказывал влияние на его мысли, его убеждения, его религию и так далее. Люди настолько увлекаются историей, что забывают о цели и сущности всех путей йоги — практике. Поэтому мы считаем отсутствие истории крийя-йоги одной из ее замечательных особенностей. Благодаря этому техники крийя-йоги не привязаны к убеждениям и традициям той или иной эпохи, а применимы во все времена и ко всем типам людей. Это позволяет крийя-йоге оставаться вневременной системой.

В том, что касается истории, мы можем лишь сказать, что крийя-йоге учил Свами Шивананда из Ришикеша. Она передавалась в течение пятнадцати — двадцати минут и затем сохранялась. Если кто-то захочет проследить последовательность гуру, предшествовавших Свами Шивананде, то, быть может, найдет ключ к истории крийя-йоги, но это, безусловно, невозможная задача, поскольку саньясины прошлого имели привычку сливаться со своим окружением и избегать пера историков. Конечно, в Индии есть другие группы людей, которые практиковали и преподавали крийя-йогу. Например, ее практиковали Свами Йогананда, Юктешвар Гири, Лахири Махасайя, Махатма Ганди и другие. В действительности, преуспевающая организация до сих пор распространяет ее по всему миру. Они также не знают происхождения крийя-йоги, но говорят, что она была заново введена великим йогом Бабаджи в качестве идеальной практики для искренних искателей мудрости в нынешнюю темную эпоху (кали югу).

Судя по всему, крийя-йога представляет собой единственный широко известный путь йоги, о котором нет непосредственных упоминаний в традиционных писаниях. Слово «крийя» или даже «крийя-йога» встречается во многих текстах, однако в другом контексте. Например, в Йога Сутрах Патанджали говорится:

«Крийя-йога включает в себя тапас (аскезу), свадхьяйю (самоисследование) и ишвара пранидхану (смирение перед космической волей)».

(2:1)

Это не имеет никакого отношения к крийя-йоге, которой мы будем учить в данной книге. Разновидность, упоминаемая Патанджали, предназначена для предварительной гармонизации жизни человека в порядке подготовки к раджа йоге.

Крийя-йога упоминается и в разделе Уддхава Гита текста Шримад Бхагаватам. По просьбе своего ученика Уддхавы Кришна описывает то, что он называет крийя-йогой. Она включает в себя ритуальное поклонение божеству с приношением цветов, пищи и т.д. наряду со специальными мантрами, освящением божества и т. п. Эта практика никак не связана с крийя-йогой, которой мы будем учить.

Отдельные части крийя-йоги упоминаются в различных текстах, но без каких-либо подробностей. В таких текстах, как Хатха Йога Прадипика, Гхеранд Самхита, Шива Самхита и т. д., содержатся конкретные подробности в отношении асан, мудр и бандх, многие из которых входят в крийя-йогу, но там они не связаны воедино, как в крийя-йоге. Куларнава Тантра — весьма практический текст, в котором достаточно подробно объясняется аджапа джапа; это часть крийя-йоги, но сама крийя-йога нигде конкретно не упоминается. То же самое можно сказать о нескольких других текстах; они дают намеки, но не подробное описание.

По-видимому, крийя-йога была известна в Китае, поскольку примерно похожая система упоминается в текстах под названием Тай Цзин Хуа Цзан Чжи (Тайна золотого цветка). Этот текст был переведен на английский язык Рихардом Вильгельмом с предисловием Карла Густава Юнга1. Он описывает практику кругового движения осознания по задним и передним психическим каналам тела, хотя движение происходит в противоположном направлении по сравнению с крийя-йогой, которую практикуют в Индии. Мы не утверждаем, что китайская и индийская системы одинаковы, а лишь указываем на их сходство.

Интересно отметить, что в Китае разработана собственная, уникальная динамическая медитативная система, именуемая Тайцзи-цюань. Хотя с виду у крийя-йоги и Тайцзи-цюань мало общего, у них одна и та же основная цель. Обе они представляют собой методы достижения медитации за счет совершенного уравновешивания и гармонии физического, биоплазменного и ментального тела. В обеих используются потоки праны в сочетании с повышенным осознанием.

Мы можем лишь сказать, что крийя-йога — это тайная техника, которая на протяжении столетий передавалась устно от учителя ученику.

Цель крийя-йоги

Цель крийя-йоги состоит в превращении всей вашей жизни в постоянное выражение радости, блаженства и мудрости. Она предназначена для преобразования тамаса в саттву. Она призвана очищать и совершенствовать все ваше существо. Можно сказать, что крийя-йога вызывает следующие изменения:

1. Постепенно сводит на нет страхи, фобии, конфликты, ложные идеи, депрессию, обусловливание и т. п., скрытые в глубинах подсознательного ума. Крийя-йога гармонизует весь ум, от поверхностных слоев до самых глубин.

2. Вызывает круглосуточное расслабление — не ленивую расслабленность, а динамическое расслабление, при котором человек способен выполнять гораздо больше работы, чем сейчас, и с гораздо большей энергией и эффективностью.

3. Позволяет человеку исследовать и познавать ум и выходить за его пределы.

4. Вызывает медитацию и углубляет спонтанное осознание.

Эти изменения, которые постепенно приносит крийя-йога, преобразуют тело-ум человека в совершенное орудие действия и мудрости.

Управление потоками энергии

Крийя-йога - это метод, причем весьма утонченный метод, гармонизации и синхронизации природных сил и энергий человеческого существа. Преобладающие аспекты индивидуальности канализируются таким образом, что они текут в положительных направлениях и не подвергаются подавлению. Преобладают ли в вашей натуре эмоциональные, интеллектуальные, мирные, агрессивные или какие-либо другие аспекты, их энергии можно направлять в полезную сторону.

Физические, психические и ментальные силы согласовываются друг с другом, так что они текут вместе постоянным мощным потоком, делая человека очень чувствительным к более глубоким аспектам его внутренней природы. Человек начинает резонировать с глубинными силами, что приводит к ранее неизвестному тонкому восприятию.

Возьмем аналогию. Паводки возникают естественным образом в определенные времена года. Паводковая вода, как правило, устремляется по самому легкому доступному пути. Присущая воде энергия в конце концов приводит ее в океан. Если строить каналы и плотины с гидроэлектростанциями, то эту же энергию можно использовать для полезных целей. Можно вырабатывать электрическую энергию и орошать поля. Имеющееся количество энергии не изменяется - она просто преобразуется с помощью подходящего метода в новую, более утонченную форму.

Крийя-йога вызывает такое же преобразование в человеческом существе. Крийя-йога просто использует и направляет уже существующую энергию для пробуждения человеческого существа. Ничего нового не образуется — просто потому, что уже есть возможность проявляться и развертываться.

Крийя-йога — это метод преобразования. Это метод алхимии; это — философский камень или, по крайней мере, один из них. Он превращает исходный металл в золото — грубое, неочищенное состояние индивидуального бытия превращается в его чистое, сияющее и естественное состояние.

Практикуя крийя-йогу, искатель становится мандалой (психическим магнитом)... средоточием более тонких энергий. Все его существо становится увеличительным стеклом. И эта мандала ведет к центральному ядру его внутреннего мира.

Тонкое восприятие

Все системы йоги предназначены для развития тонкого и непосредственного восприятия. В джняна йоге это достигается посредством сосредоточенного усилия найти ответ на переполняющий вопрос. Бхакти йога добивается того же путем сосредоточения эмоциональных сил и придания им единой направленности. Мантра йога действует за счет постоянного осознания мантры. Крийя-йога вызывает тонкое восприятие, гармонизируя силы всего тела и ума, что непосредственно ведет к утончению восприятия.

Благодаря практике крийя-йоги человек начинает воспринимать более тонкие аспекты своей природы — прана шакти, испускаемую фундаментальным субстратом сознания. Он погружается в глубины, чтобы увидеть, где зарождаются бесконечные феномены ума. Он наблюдает пузыри мыслей, всплывающие из первичных глубин. Обычно ум подобен мутному водоему, в котором нельзя видеть источник поднимающихся пузырей. Источник можно увидеть только погрузившись в воду и внимательно осмотрев дно. Так же обстоит дело и с умом — нужно развивать тонкое восприятие, погружаться в глубину ума и тщательно исследовать источник пузырей мысли. Современный индийский мистик Шри Даттабал сказал:

«Когда ты развиваешь подлинную чувствительность, весь мир становится для тебя открытой книгой, раскрывающей на каждой странице новые тайны и чудесное знание».

Это тонкое восприятие собственного существа приводит к полному изменению понимания окружающего мира и отношения к нему. Поэтому тем, кто ищет мудрости, следует начинать практиковать крийя-йогу, желательно, в сочетании с другими формами йоги.

Основной план

Практики крийя-йоги следуют специфическому плану и могут быть подразделены на три отдельные группы. В сочетании друг с другом эти группы последовательно вызывают:

1. пратьяхару (отвлечение чувств);

2.дхарану (сосредоточение);

3. дхьяну (медитацию).

Первая группа техник предназначена для достижения отвлечения чувств, вторая группа вызывает сосредоточение; это ведет к медитации, которая, в действительности, лежит за пределами всех техник. Весь процесс протекает последовательно и естественно, без какого-либо напряжения и расстройства, что необходимо для достижения спонтанного потока медитации. По этой причине мы опишем процесс более подробно.

Пратьяхара. С самого рождения нас приучают интересоваться только внешним миром и верить, что он является единственной реальностью. Вся наша мотивация направлена на внешний опыт. В результате становится трудно направлять свое осознание внутрь. Это первое препятствие в продвинутой йоге, и его трудно преодолеть. Привычки легко приобретать, но от них трудно избавляться.

Ум приучен постоянно воспринимать данные из внешнего мира и реагировать на них. Ум настроен на внешние стимулы, и поскольку эти внешние стимулы непрерывно воздействуют на наши органы чувств, ум всегда занят. Он постоянно пребывает в состоянии суматохи. Техники пратьяхары предназначены для прекращения этого процесса путем отвлечения осознания от органов чувств. Это позволяет обратить осознание внутрь.

Ум подобен капризному ребенку, он делает противоположное тому, что вы хотите. Поэтому опыт многих людей показал, что чрезмерное старание отвлечься от внешнего окружения ведет к противоположному результату. То есть старание отвлечься от внешнего мира ведет к усилению внешнего восприятия. Это нередко вызывает разочарование, и многие люди отказываются от попыток интроспекции.

Крийя-йога призвана преодолевать эту проблему уникальным и, в то же время, очевидным образом: она входит в дом ума через заднюю дверь. В первой группе техник не делается никаких попыток сдерживать или отсекать внешние чувственные стимулы. На самом деле, в самых ранних крийях глаза, которые воспринимают наибольшее количество внешних стимулов, в течение некоторого времени преднамеренно остаются открытыми. Такой подход кажется противоречащим логике, но он приносит результаты. Он вызывает интериоризацию осознания. Человек выполняет крийю, позволяет возникать внутренней стимуляции — и вдруг происходит неожиданное: спустя какое-то время его осознание спонтанно становится обращенным внутрь. Крийя-йога достигает состояния пратьяхары обманным путем.

Однако отвлечение от внешних стимулов создает свои собственные проблемы: оно легко ведет к противоположной крайности — полной поглощенности внутренними мыслительными процессами и психическими сферами. Люди приучены к тому, что их осознание всегда должно быть чем-нибудь увлечено или поглощено. Поэтому отвлечение осознания от внешнего мира ведет к увлечению внутренними процессами ума и отождествлению с ними. Человек начинает раздумывать над личными проблемами, страхами, конфликтами, или его привлекают красивые психические образы. Это похоже на пчелу, которая освобождается из липкого слоя меда на внутренней стороне горшка только для того, чтобы влететь в мед на противоположной стороне. Свобода от одной крайности ведет к впадению в другую крайность. Одно не лучше другого. Таким образом, отвлечение от внешней стимуляции ума может легко вести к внутренней поглощенности. Для достижения успеха в практике йоги следует избегать и того, и другого.

Многие люди пытаются медитировать. Они закрывают глаза, отвлекаются от внешнего мира, но их сразу же переполняет поток подсознательных мыслей и психических видений. Это совсем не плохо на ранних стадиях практики йоги. На самом деле, это необходимо, поскольку помогает исчерпывать отрицательные беспокоящие самскары подсознательного ума. Но в конечном итоге следует не допускать увлечения осознания как событиями внешнего мира, так и процессами внутренних психической и ментальной сфер. То есть необходимо идти по лезвию бритвы между идой и пингалой — по пути сушумны (1). Чтобы достичь пратьяхары, следует твердо держаться пути сушумны, не теряясь ни в ида, ни в пингала аспектах бытия. Это ведет к настоящему состоянию пратьяхары и, со временем, к дхаране. Без освоения пратьяхары невозможно достичь дхараны.

Невероятная изощренность крийя-йоги состоит в том, что она приводит к равновесию между полностью внешним осознанием (внешним отвлечением) и полной внутренней затуманенностью, когда человек соскальзывает в грезы или психические видения. Такое равновесие автоматически ведет к осознанию сушумны. Как мы уже говорили, в ранних практиках глаза в течение какого-то времени держат открытыми, а затем в течение какого-то времени закрытыми. Это позволяет осознанию идти срединным путем: закрытые глаза, как правило, вызывают интроспекцию, а открытые глаза — экстраверсию. Со временем это может привести к достижению точки равновесия и спонтанному возникновению глубокого сосредоточения, которое становится вратами к медитации.

В большинстве практик йоги при выполнении медитативных техник, как правило, закрывают глаза. Это легко ведет к грёзоподобному состоянию, особенно у начинающих. Некоторые системы, например дзэн-буддизм, пытаются преодолевать эту тенденцию к интроверсии путем выполнения медитативных практик с открытыми глазами. Это тоже представляет проблемы для начинающих вследствие постоянного отвлекающего действия внешнего мира. Крийя-йога достигает равновесия между обеими крайностями: глаза в течение короткого времени держат закрытыми, а затем в течение короткого времени открытыми. Такой подход дает удивительные результаты. Он последовательно и быстро вызывает пратьяхару и ведет прямо к дхаране.

Дхарана. Существует вероятность того, что после выполнения и завершения первой группы техник вы можете оказаться в состоянии пратьяхары. Возникновение пратьяхары зависит от регулярности и интенсивности практики, а также от состояния покоя или смятения вашего ума. Пратьяхара может легко и автоматически достигаться в спокойном состоянии ума, тогда как при волнующемся уме потребуется больше регулярной практики в течение нескольких месяцев. Кроме того, возникновение пратьяхары зависит от благоприятных обстоятельств. То есть в один день это состояние может достигаться, а в другой — нет. Это одна из причин, почему ваша практика должна быть регулярной; в особенно удачный день благодаря стечению благоприятных обстоятельств вы, возможно, достигнете состояния дхараны и медитации. Это может случиться в самое неожиданное время — ничего нельзя предугадать заранее.

После окончания практик пратьяхары глаза следует держать закрытыми. В идеальном случае, на этом этапе как внешние, так и внутренние возмущения должны сойти на нет. Затем выполняют вторую группу техник для достижения дхараны. Это делается постепенно, прежде всего путем кругового движения осознания по внутренним психическим контурам. Это медленно вызывает более обостренное восприятие. По мере продолжения практики крийи осознание все больше ограничивается, так что оно становится все более и более сосредоточенным. Дхарана возникает самопроизвольно.

Отличительная особенность крийя-йоги состоит в том, что сосредоточение не требует усилий; оно возникает спонтанно как следствие выполнения техник. Нередко в медитативных практиках сосредоточения достигают искусственно, что не приводит ни к чему, кроме разочарования и головной боли. Многие люди стискивают зубы, напрягают мышцы лица и борются со своим умом, стараясь достичь сосредоточения. Они делают это потому, что знают — сосредоточение составляет необходимую часть высших практик йоги, и если они смогут достичь высших состояний сосредоточения, то вызовут медитацию; но медитация должна быть спонтанной. Искусственное сосредоточение — это не настоящее сосредоточение; оно создает напряжение ума, которое уводит с пути дхьяны. Практикуйте крийя-йогу и сосредоточение возникнет само собой. Сосредоточение ведет к медитации.

Дхьяна. Нам нечего сказать о состоянии дхьяны, ибо оно находится в сфере невыразимого. Когда вы его познаете, никакие слова не нужны. До того, как вы его переживете, слова будут лишь порождать путаницу, неправильные представления и чрезмерное увлечение интеллектуальным пониманием. Лучше не говорить ничего. Для достижения дхьяны не существует никаких специальных техник; все техники крийя-йоги призваны вызывать состояние медитации.

Движение от пратьяхары к дхаране и дхьяне представляет собой непрерывный поток. Между ними нет такого четкого деления, как мы описали; эта классификация была дана только для удобства объяснения, и ее не следует воспринимать слишком серьезно. Если вы в достаточной степени освоите крийя-йогу, то будете автоматически переходить из одного состояния в другое.

Вам не нужно будет думать: «Ага, мне следует начинать сосредоточение» и так далее. Все будет происходить само собой. Все, что вам потребуется, — это правильно практиковать техники крийя-йоги.

Инструменты крийя-йоги

Каждая индивидуальная крийя состоит из нескольких вспомогательных техник. Это основные инструменты крийя-йоги. Многие из этих вспомогательных техник широко известны и практикуются в отдельности. Их можно подразделить на следующие группы:

1. асаны (физические позы);

2. мудры (внешние выражения внутреннего отношения);

3. бандхи (физио-психические замки);

4. мантры (особые звуковые паттерны, способные оказывать тонкое воздействие и вызывать изменения);

5. пранаяма (манипуляции дыханием для управления праной);

6. осознание психических каналов.

Из этих шести групп техник строятся крийи. Они сочетаются друг с другом особым и научным образом, вызывая изменения в существе человека. Эти изменения порождают процесс пратьяхары, дхараны и дхьяны, который мы только что обсудили. Индивидуальная практика этих вспомогательных техник может оказывать мощное влияние на физическое-психическое-ментальное тело. Древние йоги обнаружили, что объединение, синхронизация и слияние определенных техник может вести к гигантскому увеличению их эффективности по сравнению с их индивидуальным выполнением. Эти гениальные йоги открыли этот факт на своем личном опыте и стали основателями крийя-йоги. Именно уникальные сочетания техник делают крийя-йогу такой мощной системой.

Позвольте нам кратко описать эти вспомогательные техники:

Асаны: это специальные положения физического тела. В крийя-йоге это, в основном, сидячие позы. Без устойчивого удобного положения невозможно достичь состояния пратьяхары. Необходимо освоить соответствующие асаны, чтобы их было удобно принимать и сохранять и они не были постоянным источником дискомфорта и отвлечения внимания.

Мудры: это особые положения тела, которые вызывают в существе человека те или иные физиологические, психические и ментальные изменения. Мудры часто включают в себя использование бандх и пранаямы, а также внутреннее движение осознания по определенным психическим каналам.

Бандхи: это физические замки, которые сжимают и сокращают определенные части тела. Они связаны с задержкой дыхания и сосредоточением внимания на специфических участках тела. Помимо физического влияния, бандхи также вызывают глубокие психические и ментальные изменения в человеческом существе. Они особенно эффективны для достижения контроля над праническими силами тела (2).

Мантры: существует огромное число мантр, каждая из которых обладает собственной силой. В двух начальных крийях используются две мантры.

Пранаяма: в первой группе техник, направленных на достижение состояния пратьяхары, в качестве средства гармонизации пранических сил тела широко используется пранаяма. Поток дыхания соединяется с осознанием психических каналов. В последующих крийях используется более тонкая форма пранаямы, а именно, уджайи. Она чрезвычайно помогает в достижении состояний пратьяхары и дхараны.

Осознание психических каналов: это важнейший аспект практики крийя-йоги. Значение психических каналов стало известно именно благодаря тонкому восприятию древних йогов. Изучение праны было особенно развито в Индии и Китае. В Китае его результатом стала тонкая наука акупунктуры. В Индии оно привело к созданию пранаямы и прана видьи (науки о течении праны).

В крийя-йоге осознание движется по специфическим проводящим путям тела. Это, в свою очередь, вызывает изменения в паттернах пранических и психических потоков в теле. Этот гармонизированный паттерн течения влияет на более тонкие аспекты человеческого существа и в значительной мере помогает достижению состояний пратьяхары и дхараны.

Эти шесть видов техник представляют собой основные орудия крийя-йоги. В отдельности, они являются чрезвычайно мощными психофизиологическими инструментами. В сочетании они становятся непреодолимой силой. Все они действуют чрезвычайно тонким образом в праническом и ментальном теле. Они преобразуют существо человека в чувствительный и, одновременно, мощный инструмент восприятия.

Последовательность и продолжительность

Каждая крийя тесно взаимосвязана с предшествующей и последующей крийями. Каждая крийя специфическим образом влияет на другие крийи, и потому порядок их выполнения чрезвычайно важен. Если их выполняют в неверном порядке, то крийя-йога либо не дает результатов, либо, что еще хуже, может привести к отрицательным последствиям. Правильный порядок практики обеспечивает систематическое уравновешивание ума-тела; неправильный порядок может вести к нарушению равновесия. Поэтому мы призываем вас выполнять крийи в предписанном порядке.

Кроме того, каждая крийя имеет установленную продолжительность или неизменное количество циклов. Эти нормы могут показаться произвольными, но на самом деле они были найдены опытным путем и являются идеальными для получения оптимальных результатов. Помните: крийя-йога представляет собой результат сотен и даже тысяч лет экспериментирования бесчисленных йогов. В этой системе нет ничего произвольного. Поэтому старайтесь выполнять каждую крийю в течение предписанного времени: ни меньше, ни больше, и в правильной последовательности.

Психологическая установка и отсутствие усилий

При выполнении практик крийя-йоги следует сохранять установку старания без старания и делания без делания. Это нелегко, но такая установка дает наилучшие результаты. Не следует слишком привязываться к методу, но в то же время, необходимо следить за тем, чтобы крийи выполнялись правильно.

Крийя-йогой следует заниматься ради удовольствия выполнения техник; если она становится бременем и неприятным делом, ее трудно практиковать и получать наилучшие результаты.

Постарайтесь включить практики крийя-йоги в свою повседневную жизнь наряду с другими занятиями. Они должны стать привычкой. Человек завтракает без усилия или напряжения — немногие люди едят свой завтрак с неохотой или насильно; большинство едят с аппетитом и энтузиазмом. Такой же должна быть и практика крийя-йоги. Нужно с удовольствием предвкушать ежедневную программу практики. Порой это будет трудно, особенно когда ум переполнен множеством проблем, но это идеальная установка — энтузиазм и получение удовольствия от занятий.

Если вы можете сформировать установку бесцельности в движении к цели и пассивности в старании, то вы на верном пути. Старайтесь не иметь сильного ощущения, что вы что-то делаете. Пусть крийи «происходят» через посредство вашего существа-мандалы.

Отсутствие ожиданий

Отсутствие ожиданий непосредственно следует из предыдущего раздела, в котором мы пытались передать идею цели без цели. Следует стараться практиковать крийя-йогу без чувства ожидания результатов. Это тоже нелегко, но необходимо стараться. Следует регулярно заниматься с минимальным ожиданием результатов или переживаний. При наличии склонности к религиозности можно выполнять крийи в форме поклонения; в противном случае их можно делать ради них самих. В разделе Уддхава Гита книги Шримад Бхагаватам говорится:

«Поклонение, совершаемое без ожидания награды, является саттвическим; поклонением, совершаемым с ожиданием награды, движет раджас; а поклонение, совершаемое с намерением причинить вред другим, пребывает во власти тамаса».

(гл. 25)

Старайтесь выполнять свои практики крийя-йоги с саттвическим отношением отсутствия ожиданий. Садхану можно выполнять как форму поклонения либо иным образом, но старайтесь не иметь ожиданий.

Дхьяна не создается... она случается. Она происходит спонтанно, когда ум свободен от алчности и эгоистических мотиваций. Ожидания создают напряженность ума, которая препятствует дхьяне.

Старайтесь не стремиться к интеллектуальному пониманию практик. Это будет препятствовать действию на вас преобразующей силы крийя-йоги. Просто занимайтесь, и ответы будут приходить в свое время; не слишком беспокойтесь о том, продвигаетесь ли вы вперед, — просто регулярно выполняйте все практики. Чем меньше вы ожидаете результатов, тем быстрее их достигнете. Просто позвольте всему идти своим путем. Именно в тот момент, когда вы перестаете чего-либо ждать и чувствуете себя совершенно расслабленным, может спонтанно возникать дхьяна. Вы можете наполниться до краев только когда вы пусты. Вы можете идти по пути веры или неверия — это не имеет значения, но у вас не должно быть никакого ожидания духовного опыта, поскольку ожидание неотделимо от эго, а эго не дает возникать медитации. Там, где есть эго, никогда не может быть медитации, точно так же как ночь никогда не может быть там, где есть день. Они взаимно исключают друг друга. Поэтому делайте свою садхану крийя-йоги регулярно и усердно, но без какого бы то ни было ожидания. Не ожидайте ничего, и вы обретете все, и даже больше (3).

Примечания

1. Более подробно о сушумне см.: Книга II; урок 22; тема 1.

2. Книга II; урок 14; тема 3.

3. Книга III; урок 26; тема 2.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28