страница1/5
Дата13.02.2018
Размер0.69 Mb.
ТипПротокол

Дополнительного образования детей


  1   2   3   4   5


Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Шатровская детско-юношеская спортивная школа»

Рассмотрено: Утверждаю:

на заседании Директор МКОУ ДОД

методического совета «Шатровская ДЮСШ»

протокол №__________ ______________В.В. Николаев

«____»______________2015 г. «_____» ____________2015 г.
Дополнительная предпрофессиональная программа

в области физической культуры и спорта

«Греко-римская борьба»

Срок реализации программы: 8 лет


Составитель: Ядрышников Н.А.,

тренер-преподаватель

первой квалификационной

категории

с. Шатрово, 2015 г.



  1. Пояснительная записка.

Дополнительная предпрофессиональная программа по греко-римской борьбе составлена на основе Федеральных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам, утверждённых приказом Министерства спорта РФ № 730 от 12.09.13 г., Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Спортивная борьба», утверждённого приказом Министерства спорта РФ от 27 марта 2013 г. № 145, примерной учебной программы спортивной подготовки по греко-римской борьбе для детско-юноше-ских спортивных школ, специа­лизированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, разработанной Подливаевым Б.А., профессором кафедры борьбы РГАФК, Грузных Г.М., профессором СибГАФК; модифицированной образовательной программы, разработанной Рекубрацким А.М., тренером-преподавателем по греко-римской борьбе  ДЮСШ г. Усть-Лабинска, в 2007 году, другими нормативными документами Федерального органа управления физической культурой и спортом.

Греко-римская борьба — европейский вид единоборства, в котором спортсмен должен с помощью определённых приёмов вывести соперника из равновесия и прижать лопатками к ковру. Классическая борьба сначала появилась в Древней Греции и потом в Римской империи, а современный вид греко-римской борьбы сформировался во Франции в первой половине XIX века. Основное отличие борьбы от боевых искусств в том, что поединок может проходить не только в стойке, но и на коленях, лёжа и т. д. При этом удары запрещены. Основные приёмы - броски, захваты, удержания, болевые и удушающие приёмы. В греко-римской борьбе запрещены зацепы, подножки, подсечки и захваты ног руками.

В силу специфики борьбы особое место в тренировках уделяется развитию гибкости. Для этого используется разучивание определённого набора акробатических упражнений: кувырки, колесо, рондат, стойка на руках, подъём со спины прогибом, забегания, мост. Без крепких и эластичных суставов, кровеносных сосудов и лимфосистемы борец не имеет шансов на победу, поэтому тщательным образом отрабатывается техника падения и самостраховки. Дыхательная система и общая выносливость развивается с помощью бега и подвижных игр. Приемы отрабатывают на манекене (или чучеле), и в работе с партнёром. В учебных схватках оттачивается техника и развивается специальная выносливость. Выносливость играет большую роль. Силу развивают на снарядах (перекладина, брусья), а также работой с отягощениями (рекомендуются приседания, становая тяга, жимы штанги лёжа/стоя, упражнения из пауэрлифтинга, бодибилдинга, тяжёлой атлетики, без отягощения (отжимание от пола), силовые упражнения на шею, работа со жгутом. Рекомендуется заниматься со жгутом возле гимнастической стенки, отрабатывать повороты бедра.

В качестве основного принципа организации учебно-тренировочного процесса предлагается спортивно-игровой принцип, предусматривающий широкое использование (особенно на первых двух-трех годах обучения) специализированных игровых комплексов и тренировочных заданий, позволяющих одновременно с разносторонней физической подготовкой подвести учащихся к пониманию сути единоборства с позиций возникающих и создающихся в ходе поединка ситуаций. В этом случае учебный процесс строится с учетом естественно и постепенно повышающихся тренировочных требований, по мере реализации которых решаются задачи укрепления здоровья учащихся, развития у них специфических качеств, необходимых в единоборстве, ознакомления их с техническим арсеналом видов борьбы, привития любви к спорту и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-трени-ровочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам (работа по индивидуальным планам обязательна на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства), медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика учащихся.

Теоретические занятия могут проводиться самостоятельно и в комплексе с практическими занятиями (например, в виде беседы, рассказа в течение 10-12 мин в начале практического урока). При проведении теоретических занятий целесообразно отдельные положения теории подкреплять примерами из практики, иллюстрировать их схемами, таблицами, рисунками и др. наглядными пособиями. Их лучше изготовить в виде слайдов, что позволит создать со временем хороший методический комплекс, не требующий много места для хранения.

Практические занятия могут различаться по цели (на учебные, учебно-тренировочные, тренировочные, контрольные и соревновательные), количественному составу занимающихся (индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые), степени разнообразия решаемых задач (на однородные и разнородные). На учебных занятиях усваивается новый материал, осуществляется обучение основам техники и тактики борьбы. На учебно-тренировочных занятиях, наряду с разучиванием нового материала и закреплением пройденного, большое внимание уделяется повышению общей и специальной работоспособности борцов. В процессе тренировочных занятий осуществляется совершенствование физической, психологической и специальной подготовленности «борцов, а также создаются предпосылки для повышения эффективности ранее изученных технико-тактических действий. Контрольные занятия обычно применяются в конце отдельных этапов подготовки или в случаях проверки качества работы тренеров. На таких занятиях принимаются зачеты по технике, проводится сдача контрольных нормативов.

С учетом специфики греко-римской борьба определяются следующие особенности спортивной подготовки:

- комплектование групп, а также планирование тренировочных занятий (по объему и интенсивности тренировочных нагрузок разной направленности) осуществляются в соответствии с тендерными и возрастными особенностями развития учащихся;

- в зависимости от условий и организации занятий, а также условий проведения спортивных соревнований, подготовка осуществляется на основе обязательного соблюдения необходимых мер безопасности в целях сохранения здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку.

Многолетняя подготовка борца охватывает длительный период становления спортсмена от новичка до спортсмена-разрядника. Этот период составляет 8 лет и включает в себя следующие этапы:



  1. Этап начальной подготовки (НП) - 3 года обучения.

На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься греко-римской борьбой и имеющие письменное разрешение врача-педиатра.

Задачи и преимущественная направленность этапа:

- привлечение детей к занятиям физической культурой и спортом и формирование у них устойчивого интереса к систематическим занятиям греко-римской борьбой;

- укрепление здоровья и улучшение физического развития детей и подростков;

- овладение основами техники выполнения физических упражнений и формирование основ ведения единоборства;

- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами физических упражнений;

- выявление задатков и способностей детей, определение вида спорта для последующих занятий, отбор и комплектование учебных групп;

- подготовка и выполнение требований по общей и специальной физической подготовке соответствующей возрастной группы.



2. Тренировочный этап (этап спортивной специализации) - 5 лет обучения.

Группы формируются из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общефизической и специальной подготовке.



Задачи и преимущественная направленность тренировочного этапа 1 – 2 года обучения:

- повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности, воспитание основных физических качеств;

- овладение основами техники и тактики вида борьбы, приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях в различных видах спорта (на основе комплексной многоборной подготовки);

- подготовка и выполнение нормативных требований по физической и специальной подготовке соответствующей возрастной группы;

- приобретение навыков в организации и проведении соревнований.

Задачи и преимущественная направленность тренировочного этапа 3 – 5 года обучения:

- создание предпосылок к дальнейшему повышению спортивного мастерства на основе всесторонней общей физической подготовки, воспитания специальных физических качеств, повышения уровня функциональной подготовленности и освоения допустимых тренировочных нагрузок;

- совершенствование техники и тактики греко-римской борьбы, накопление соревновательного опыта в избранном виде спорта;

- подготовка и выполнение нормативных требований по физической и специальной подготовке.


Приложение № 1
к Федеральному стандарту

спортивной подготовки

по виду спорта «Спортивная борьба»
Длительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления

на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих

спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта

«Спортивная борьба»


Этапы спортивной

подготовки

Длительность

этапов

(в годах)

Минимальный

возраст

для зачисления

в группы (лет)

Наполняемость

групп

(человек)

Этап начальной подготовки

3

10

12 - 15

Тренировочный этап (этап

спортивной специализации)



5

12

10 - 12

Комплектование групп спортивной подготовки, а также планирование тренировочных занятий (по объему и интенсивности тренировочных нагрузок разной направленности) осуществляются в соответствии с тендерными и возрастными особенностями развития.


Приложение № 4

к Федеральному стандарту

спортивной подготовки

по виду спорта «Спортивная борьба»



Влияние физических качеств и телосложения

на результативность по виду спорта спортивная борьба


Физические качества и телосложение

Уровень влияния

Скоростные способности

3

Мышечная сила

3

Вестибулярная устойчивость

3

Выносливость

3

Гибкость

2

Координационные способности

2

Телосложение

1

Условные обозначения:

3 - значительное влияние;

2 - среднее влияние;

1 - незначительное влияние.


Сенситивные периоды развития физических качеств


Морфофункциональные

показатели, физические

качества



Возраст, лет

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Рост
















+

+

+

+







Мышечная сила
















+

+

+

+







Быстрота







+

+

+



















Скоростно-силовые качества










+

+

+

+

+










Сила
















+

+

+










Аэробные возможности




+

+

+













+

+

+

Анаэробные возможности







+

+

+










+

+

+

Гибкость

+

+

+

+






















Координационные способности







+

+

+

+
















Равновесие

+

+




+

+

+

+

+









  1   2   3   4   5