страница1/3
Дата10.06.2019
Размер0.61 Mb.
ТипПрограмма

Дополнительная предрофессиональная программа


  1   2   3

Негосударственное учреждение дополнительного образования

«Областной центр изучения ушу»

Утверждена

на заседании педагогического совета «НУДО «Областной центр

изучения ушу»
протокол №___ от «___»__________2014 г.

УШУ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Срок реализации программы 8 лет

Разработчики программы: Гребнева И.Л.

Шабалина О.В.

Пермь 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа является основным документом при организации и проведении тренировочных занятий по ушу в НУДО «Областной центр изучения ушу» (далее – Центр»).

Программа разработана на основании:


  • Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального закона от 04.12.2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

  • приказа Министерства спорта Российской Федерации от 18.06.2013 № 399 «Об утверждении федерального стандарта по виду спорта ушу»;

  • постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3172-14»;

  • приказа Министерства спорта Российской Федерации от 12.05.2014 года № ВМ-04-10/2554 «О направлении Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации»;

  • приказа Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 года № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»;

  • приказа Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 года № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Ушу является сложнокоординационным видом спорта, оказывающим разностороннее воздействие на организм занимающегося. Ушу способствует развитию таких качеств, как ловкость, сила, выносливость, быстрота реакции, координации, чувство равновесия, дает необходимые навыки самообороны.

В Центре культивируются два направления – ушу-таолу и традиционное ушу. Ушу-таолу (иногда называют «спортивным ушу») – современный вид спорта, соревновательным упражнением в котором являются полностью или частично регламентируемые комплексы таолу. Программа многоборья по ушу-таолу состоит из трех разделов: цюаньшу («кулачная техника»), дуаньцисе («комплексы с коротким оружием»), чанцисе («комплексы с длинным оружием»). Соревнования по ушу-таолу представляют собой выполнение спортсменами комплексов (таолу), представляющих собой совокупность соединенных комбинаций (цзухэ) базовых элементов (цзибэньдунцзо), делящихся в соответствии со структурой комплекса на определенное количество частей (дуань). Структурной единицей комплекса является форма (ши): несколько движений, объединяемых общей функцией, например: блок-удар, захват-контратака и т.д. и Исполнение комплекса должно соответствовать ряду принципов, таких как чередования динамики и статики, твердости и мягкости, пустоты и наполненности, ускорений и замедления, атакующих и защитных действий, атаки и отступления. Исполнение комплекса на соревнованиях является кульминацией тренировочного процесса, конечным итогом всей работы спортсмена и тренера.

Традиционное ушу – дисциплина ушу, в программу которой включены те виды ушу, которые издавна практиковались в Китае и на основе которых были созданы спортивные виды ушу. Если ушу-таолу привлекает своей сложностью, динамикой исполнения, то в традиционном ушу можно найти удивительное разнообразие кулачной техники (северные, южные, внутренние, подражательные стили), а также богатейший арсенал методов работы с оружием (меч, алебарда, девятизвенная цепь, парные ножи, спицы, палка, копье, трехзвенный цеп и многие другие).

Спортивное ушу постоянно развивается, обогащаясь новыми элементами, приобретая новые черты. Из года в год возрастает сложность выполняемых элементов. Всё это предъявляет повышенные требования к тренировочному процессу.

В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные научные и методические разработки отечественных и зарубежных специалистов, применяемые в практике подготовки высококвалифицированных спортсменов пот ушу.

В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию тренировочной работы на разных этапах подготовки, отбору и комплектованию учебных групп в зависимости от возраста, уровня развития физических и психофизиологических качеств и от специальных способностей обучающихся, адаптированные к условиям деятельности Центра

Многолетняя спортивная подготовка представляет собой единую организационную систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов и форм для всех возрастных групп. Данная система основана на целенаправленной двигательной активности. Она характеризуется оптимальным соотношением процессов тренировки, воспитанием физических качеств и формированием двигательных умений, навыков; ростом объема общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постоянно изменятся; строгим соблюдением наращивания нагрузок; одновременным развитием отдельных качеств в возрастные периоды.

Организация занятий по программе осуществляется по этапам (периодам) подготовки:



  • этап начальной подготовки – до 3 лет;

  • тренировочный этап (период базовой подготовки) – до 2 лет;

  • тренировочный этап (период спортивной специализации) – до 3 лет.

Минимальный возраст для зачисления детей на обучение:



  • на этап начальной подготовки – 7 лет;

  • на тренировочный этап – 8 лет.

Основными формами тренировочного процесса являются:




  • групповые и индивидуальные практические и теоретические занятия;

  • тренировочные сборы;

  • участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;

  • медико-восстановительные мероприятия;

  • самостоятельная работа учащихся по индивидуальным планам;

  • тестирование;

  • промежуточная (итоговая) аттестация.

Особенности формирования групп и объем недельной тренировочной нагрузки с учетом этапов (периодов) подготовки


Этап подготовки

Период

Минимальная наполняемость группы (чел.)

Оптимальный количественный состав группы (чел.)

Максимальный количественный состав группы (чел.)

Объем тренировочной нагрузки в неделю (час.)

Этап начальной

подготовки



До года

12

14-16

25

6

Свыше года

10

12-14

20

8

Тренировочный этап



Период базовой подготовки

1

10-12

18



12

Период спортивной специализации

1

8-10

14



15



УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Разделы

подготовки




Этапы и периоды подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап

До года

Свыше года


Период

базовой подготовки



Период спортивной специализации

Теоретическая подготовка


14

16

20

24

Общая физическая подготовка


84

108

140

143

Специальная физическая подготовка


62

76

121

143

Технико-тактическая подготовка


54

90

150

245

Психологическая подготовка


22

28

40

42

Контрольные нормативы


6

6

9

9

Соревнования


10

12

24

24

ИТОГО:

252

336

504

630

Программа направлена на:

- отбор одарённых детей;

- создание условий для физического образования, воспитания и развития детей;

- формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в виде спорта ушу;

- подготовку к освоению объёмов и интенсивности этапов совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства;

- подготовку одарённых детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы

в области физической культуры и спорта;

- организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.

На всех этапах подготовки могут привлекаться дополнительно к основному тренеру-преподавателю другие тренеры-преподаватели и специалисты, непосредственно обеспечивающие тренировочный процесс при условии их одновременной с основным тренером-преподавателем работы с обучающимися. Учебный план рассчитан на 42 недели занятий непосредственно в условиях Центра изучения ушу.

Непрерывность освоения учащимися программы в каникулярный период обеспечивается следующим образом:



  • в физкультурно-спортивных или спортивно-оздоровительных лагерях;

  • участием обучающихся в тренировочных сборах;

  • самостоятельной работой обучающихся по индивидуальным планам подготовки.

В процессе реализации программы предусматривается следующее соотношение объёмов обучения по предметным областям по отношению к общему объёму учебного плана:

  • оптимальный объём тренировочной и соревновательной деятельности обучающихся (в объёме от 60% до 90% от аналогичных показателей устанавливаемых федеральными стандартами спортивной подготовки по ушу);

  • теоретическая подготовка в объёме от 5% до 10 % от общего объёма учебного плана;

  • общая и специальная физическая подготовка в объёме от 20% до 25% от общего объёма учебного плана;

  • избранный вид спорта в объёме не менее 45% от общего учебного плана;

  • другие виды спорта и подвижные игры в объёме от 5% до 10% от общего объёма учебного плана;

  • технико- тактическая и психологическая подготовка в объёме от 10% до 15 % от общего объёма учебного плана;

  • самостоятельная работа учащихся до 10% от общего объёма учебного плана.

Результатом реализации программы является:

- формирования устойчивого интереса к занятиям спортом;



  • формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

  • формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;

  • выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте;

- формирования широкого круга двигательных умений и навыков;

- освоение основ техник и по виду спорта ушу;

- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;

- укрепление здоровья спортсменов;

- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по

виду спорта ушу в группах совершенствования спортивного мастерства

и высшего спортивного мастерства.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

( НП-1, НП-2)
Задачи

1.Укрепить здоровье и развить физические качества обучаемых

2.Формировать интерес к занятиям ушу

3.Стабилизировать состав обучаемых в группах, выявить их

потенциальные возможности

4.Овладеть основами базовой техники ушу

5.Динамика роста индивидуальных показателей физической

подготовленности обучаемых

6.Воспитать морально-волевые и этические качества
Основные направления тренировки

Основной задачей на этапе начальной подготовки является воспитание интереса к занятиям спортом, в частности, к виду спорта ушу. Осуществление контроля за общей физической подготовкой и повышением её уровня по средствам других видов спорта. Тренировочные занятия направлены на овладение основ техники базовых упражнений ушу. Тренировка должна быть увлекательной и многообразной. Широко использовать игровой метод. В большом объёме включать подвижные игры и эстафеты. Начать изучение терминологии ушу. Воспитывать у обучаемых морально-волевые качества. Осуществлять первоначальный отбор.




Программный материал

1.Теоретическая подготовка

1.Места занятий. Оборудование и инвентарь. Техника безопасности при занятиях ушу. Оборудование зала и инвентарь. Эксплуатация и сохранение. Форма для занятий ушу, соревновательный костюм ушу (и-фу). Общие сведения о спортивном оружии ушу.

2.Место и роль физической культуры и спорта в современном обществе. Физическая культура как часть общей культуры общества. Ее значение для укрепления здоровья, всестороннего физического развития, подготовки к труду и защите Родины.

3.Краткий разбор развития ушу. История возникновения и становления ушу, участии российских спортсменов в международных соревнованиях.

4.Краткие сведения о строении и функциях организма. Скелет человека. Форма костей. Суставы. Мышцы. Связочный аппарат. Деятельность мышц. Прикрепление мышц к костям. Мышцы синергисты и антагонисты.

5.Основы знаний по гигиене. Гигиенические требования к занимающимся. Личная гигиена. Гигиена мест занятий. Предупреждение травм. Причина травм.

6.Основы знаний по врачебному контролю и самоконтролю. Значение и содержание врачебного контроля. Порядок осуществления врачебного контроля в спортивных школах.

7. Общие понятия о технике ушу. Технический арсенал ушу, понятие о базовой технике – Цзибэньдунцзо. Основные компоненты базовой техники ушу: бусин (позиции), шоусин (формы кисти), шоуфа (техника рук), буфа (техника передвижений), титуй (удары ногами), тяоюэ (прыжки). Особенности работы над гибкостью в ушу (Жоугун).


2. Практическая подготовка

2.1.Общая физическая подготовка

Строевые упражнения:

- построение в шеренгу, колонну;


- выполнение команд в движении

- спортивная ходьба с изменением направления.



Общеразвивающие упражнения:

- без предметов (на все группы мышц);

- с предметами (с мячами, с гимнастическими палками, обручами, скакалками);

- на снарядах (гимнастических скамье, стенке, бревне, канате).

- бег разминочный, повторный, интервальный, кроссовый;

- прыжки в длину и высоту с места, с разбега, с поворотом на

90,180,360 градусов, многоскоки;

Развитие физических качеств:

- развитие относительной силы: сгибание и разгибание рук в упоре (от стены, стола, гимнастической скамьи, пола), лазание по гимнастической стенке, лестнице, канату, шесту, подтягивание на перекладине.

- развитие абсолютной силы: упражнения для укрепления различных групп мышц с отягощениями, такими как набивные мячи, гантели, амортизаторы, утяжелённые манжеты.

- развитие качества быстрота: старты из различных и.п., ускорения, бег с ходу, «челночный», повторный на отрезках от 20 до 60 м., с высокого старта без команды, под команду, прыжки через скакалку, эстафеты, подвижные игры;

-развитие ловкости: элементы акробатики, упражнения с разнонаправленными движениями рук и ног, прыжки на батуте, через гимнастические снаряды, упражнения в равновесии на гимнастических скамье и бревне, жонглирование и метание мячей в подвижную и не подвижную цель, спуски и повороты на лыжах, катание на коньках, подвижные и спортивные игры;

- развитие выносливости: бег-равномерный, повторный на длинных отрезках, кроссовый, плавание, марш-броски, туристические походы, ходьба на лыжах, упражнения ОФП круговым методом и игры с увеличением временного режима.



2.2.Специальная физическая подготовка

Акробатические упражнения:


- кувырки вперед (цяньбэй);

- кувырок назад (хоубэй);

- переворот боком (цэшоуфань);

- подъем разгибом (лиюйдатин);

- равновесия (пинхэн).

Упражнения для развития гибкости:

- цзяньбужоугун - упражнения для увеличения подвижности плечевого сустава;

- яобужоугун - упражнения для увеличения подвижности позвоночника, в особенности поясничного отдела;

- туйбужоугун - упражнения для увеличения подвижности тазобедренного и оптимизации подвижности коленного и голеностопного суставов.

Данный раздел является наиболее важным в структуре этого этапа обучения ушу, поскольку ушу основано на движениях с широкой амплитудой, предполагающих активную нагрузку на позвоночник, тазобедренный и плечевой суставы, мышцы передней и задней поверхностей бедра, голеностопные суставы.

Упражнения на развитие ловкости:

- упражнения на согласованность движений;

- упражнения на координацию с элементами техники ушу;

- сложно - координационные прыжки без предметов, с предметами;

- упражнения на равновесие - пинхэн.

Освоение умений и развитие навыков основных базовых элементовушу (ушу цзибэньсиншихэдунцзо).

Базовые движения без оружия (Цюаньшу)

Основные положения кисти (цзибэньшоусин):

- Чжан - ладонь;

- Цюань - кулак;

- Гоушоу - “крюк”, кисть руки пальцы собраны в “щепоть”.



Основные виды движений руками (цзибэньшоуфа):

- Пинчунцюань - прямой удар кулаком;

- Пинлицюань - прямой удар вертикальным кулаком;

- Туйчжан - удар ладонью;

- Пицюань - вертикальный рубящий удар кулаком в сторону;

- Цзацюань -удар тыльной частью кулака с проворотом сверху вниз;

- Чуаньчжан - удар пальцами ладони вперед;

- Аньчжан – «давящее» движение ладонью;

- Цзайцюань – удар кулаком сверху вниз;

- Динчжоу – удар в сторону острием локтя;

- Ячжоу – удар локтем сверху вниз.

Основные виды позиций (цзибэнь бусин):

- Мабу - П-образная позиция;

- Баньмабу - полу-П-образная позиция;

- Гунбу - позиция выпада;

- Пубу - низкая позиция с вытянутой ногой;

- Бинбу - позиция “стопы вместе”;

- Динбу - Т-образная позиция;

- Дулибу - позиция на одной ноге;

- Цзопаньбу - скрученная позиция сидя.

Основные виды перемещений (цзибэнь буфа):

- Шанбу - шаг вперед;

- Туйбу - шаг назад.

Основные виды движений ногами (цзибэньтуйфа):

- Даньтуй - удар ногой вперед.1

- Дэнтуй - удар пяткой вперед1

Базовые движения с коротким оружием (Дуаньцисе)

Базовые движения с широким мечом (даошуцзибэньдунцзо):

- Баодао - способ удержания меча;

- Чаньтоудао - “оборачивающее” движение мечом вокруг корпуса;

- Гонаодао - движение мечом вокруг корпуса обратное чаньтаодао;

- Пидао - рубящий удар движением от локтя;

- Цзедао - диагональное подрезание мечом сверху вниз;

- Ляодао - диагональное подрезание мечом снизу вверх;

- Гуадао - скрестное движение прокалывания мечом;

- Чжадао - прокалывание мечом;

Базовые движения с обоюдоострым мечом (цзяньшуцзибэньдунцзо):

- Цзяньчжи - положение пальцев в форме “меча”;

- Баоцзянь - способ удержания меча;

- Цыцзянь - прокалывание мечом;

- Пинцыцзянь - прокалывание мечом с лезвием в горизонтальном положении;

- Сяцыцзянь - прокалывание вниз;

- Шанцыцзянь - прокалывание вверх;

- Пицзянь - “рубящее” движение мечом;

- Дяньцзянь - укол мечом сверху вниз;

- Бэнцзянь - движение “вспарывания” мечом, работа запястья.

2.3.Технико-тактическая подготовка

Изучение комплексов цюаньшу начального уровня

- 16 форм чанцюань (шилюшичанцюань);

- 16 форм наньцюань (шилюшинаньцюань) – один на выбор.

Изучение комплексов дуаньцисе начального уровня

- 18 форм цзяньшу, 18 форм даошу, 16 форм наньдао – один на выбор.

Выполнение связок, частей комплекса в замедленном темпе, с нарастающей скоростью, оптимально быстро.

2.4.Рекреационные упражнения

Дыхательные упражнения: активные вдохи-выдохи из различных и.п. (лёжа, сидя, стоя), с предметами и без предметов.

Упражнения на расслабление: из различных и.п., махи, встряхивание мышц верхних и нижних конечностей и туловища.

Приёмы самомассажа: поглаживание, похлопывание, растирание, разминание.



3.Психологическая подготовка

Воспитание волевых качеств, способствующих преодолению трудностей и препятствий: настойчивость, упорство, решительность, смелость, выдержка, самообладание. Умение преодолевать дискомфорт при выполнении сложных упражнений. Регуляция взаимоотношений с другими членами группы. Выработка социального отношения к повиновению, послушанию. Участие в соревнованиях.



4.Система контроля и зачётных требований

4.1. Контроль подготовки

1. Ответить на вопросы по теории ушу (пройденный материал).

2.Сдать контрольные нормативы по общей физической подготовке (Приложение № 1):


  • бег 30 м.;

  • прыжок в длину с места;

  • челночный бег с мячами 3*10м.;

  • подтягивание / сгибание и разгибание рук в упоре лежа;

  • прыжки вверх из и.п. «упор присев» за 1 мин.;

  • подъем туловища из положения лежа в положение сед.

3. Сдать контрольные нормативы по специальной физической подготовке (Приложение № 2):

  • шпагат продольный левый/правый;

  • шпагат поперечный;

  • упражнение мост из положения «лежа на спине»;

  • «складка»: наклон вперед из и.п. «сед, ноги вместе», не сгибая ног в коленном суставе;

  • прыжки в длину стандартного ковра;

  • удержание позиции мабу;

  • приседание на 1 ноге (НП-2);

  • ученическая техническая степень.

4. Сдать контрольные нормативы по технико-тактической подготовке (Приложение № 3).

5.Выступить на внутришкольных соревнованиях.

6. Принять участие в соревнованиях, включенных в календарный план региональных соревнований.

Контрольные нормативы считаются сданными при 80 % выполненных упражнений отдельно по общей физической подготовке, специальной физической подготовке, технико-тактической подготовке.

Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовке проводится в течение года.

Сдача контрольно-переводных экзаменов проводится один раз в конце учебного года.

Для оценки уровня общей и специальной физической и технико-тактической подготовки учащихся используются нормативы, указанные в

таблицах № 1,2,3.




ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

ПЕРИОД БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ (Т-1)

Задачи

1.Освоения объёмов тренировочных нагрузок,

предусмотренных для данного этапа обучения.

2. Углублённое занятие психологической подготовкой.

3.Динамика роста уровня специальной физической и

технико-тактической подготовки обучаемых в соответствии

с индивидуальными особенностями.

4. Освоение базовых элементов цюаньшу, дуаньцисе и чанцисе.

5. Дальнейшее приобретение соревновательного опыта.

6. Дальнейшее изучение базовых движений и их отработку в

Различных комбинациях (цзухэляньси) и комплексах

первого, второго и третьего технического уровня.

7. Выполнение нормативов массовых спортивных разрядов
Основные направления тренировки

В периоде базовой подготовки главное внимание уделяется разносторонней физической подготовке, повышению уровня функциональных возможностей, включению средств с элементами специальной физической подготовки, дальнейшему расширению арсенала технико-тактических навыков и приемов. Тренировочный этап охватывает период 5 лет и включает освоение базовых движений ушу в полном объёме. Акцент на этом этапе делается на дальнейшее изучение базовых движений и их отработку в различных комбинациях (цзухэляньси) и комплексах первого, второго и третьего технического уровня.



Программный материал

1.Теоретическая подготовка


1. Место и роль физической культуры и спорта в современном обществе. Значение разносторонней физической подготовки для достижения высоких результатов в спорте.

2.Краткий разбор развития ушу. Возникновение ушу в Китае. Основные вехи в его развитии. Создание Федерации ушу России, первые Всероссийские соревнования по ушу. Достижение российских спортсменов на международной арене.

3.Краткие сведения о строении и функциях организма. Основные сведения о кровообращении. Состав и назначение крови. Большой и малый круг кровообращения.

4.Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим дня и питания спортсмена по ушу. Общий режим дня. Режим питания и питьевой режим. Особенности питания спортсменов в подготовительный и соревновательный периоды.

5. Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта: правила избранных видов спорта, требования, нормы и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по ушу; федеральные стандарты спортивной подготовки

6.Правила соревнований. Способы оценки комплексов ушу-таолу. Соревновательная программа по ушу-таолу. Возрастные категории и виды программы на соревнованиях по ушу-таолу. Участники соревнований, их права и обязанности. Способы оценки выступлений спортсменов в возрастной группе «мальчики, девочки».

7. Общие понятия о технике ушу. Особенности ритма, стиля и композиции комплексов таолу. Международные стандартные соревновательные комплексы ушу-таолу. Самосоставленные комплексы ушу-таолу. Особенности группы стилей Наньцюань (наньцюань, наньдао, наньгунь).

8.Врачебный контроль и самоконтроль. Диспансерное обследование, состояние здоровья, физическое развитие, приспособляемость сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма к тренировочным соревновательным нагрузкам.

9.Краткие сведения о физиологических основах тренировки ушу. Стадии формирования двигательных навыков. Тренировка как процесс формирования двигательных навыков.

10.Морально-волевая подготовка. Определение понятий: «мораль», «воля». Особенности формирования моральных и волевых качеств. Воспитание патриотизма, интернационализма, стойкости, твердости, точности, товарищества и гуманизма.

11.Оборудование и инвентарь. Арсенал длинного оружия ушу-таолу: гуньшу, цяншу, наньгунь.

12.Основы философии и психологии спортивных единоборств. Понятие воинской морали У-дэ.



2.Практическая подготовка

2.1.Общая физическая подготовка:

Развитие качества быстрота

К формам проявления быстроты относятся:


-быстрота мыслительных процессов;

-быстрота простых и сложных реакций в ответ на какой-либо

внешний раздражитель или комплекс раздражителей;

-быстрота выполнения одиночного движения;

-частота движений (время выполнения серии одиночных движений).

Быстрота выражается в быстроте реакций, стремительных рывках, в скорости бега, в быстроте выполнения технических приёмов с предметом и без предмета. Для этого применяются циклические и ациклические упражнения, предлагаемые на предыдущем этапе подготовки, но выполняемые с предельной частотой

Помимо упражнений, применяемых на предыдущем этапе подготовки

рекомендуется включить:

- специальные упражнения бегуна;

- старты из различных исходных положений;

- ускорение спиной вперёд, боком;

- продвижение быстрыми скачками 25-30 метров,

- скачки и прыжки на время;

- по сигналу ускорения с места на отрезках 10,15 м. т.д.

- бег со старта вслед за партнёром, за летящим набивным мячом;

- бег, с «ходу», по звуковым и зрительным сигналам из различных исходных положений, то же приставными шагами;

- темповые прыжки;

Рекомендуются упражнения, выполняемые облегчённо – принудительным методом такие как: бег под уклон, за лидером, по ступенькам и т.п.;



Развитие качества силы

Современная силовая подготовка ушуистов направлена на:

-развитие и поддержание уровня абсолютной силы мышц;

-повышение градиента силы, т.е. проявления максимума усилия

за более короткое время;

-формирование умений концентрировать рабочее усилие на началь-

ном участке амплитуды движений;

-улучшение способности к проявлению максимума усилия в момент

переключения от уступающей работы к преодолевающей с сокраще-

нием времени амортизационной фазы.

Силу ушуиста необходимо развивать на основе комплекса силовых упражнений с акцентом на быстроту и ловкость. Для развития силы используются методы «до отказа» и «с максимальным усилием».

Силовые упражнения с сопротивлением собственного веса:

-гимнастические упражнения на снарядах (перекладине, брусьях, канате), приседание, ходьба в полуприседе, сгибание и разгибание рук в упоре с хлопком, прыжки в глубину с отскоком и без отскока и т.п.



Силовые упражнения с отягощениями:

- с партнёром, набивными мячами, ядрами, гантелями, эспандером,

амортизатором, резиновыми жгутами, гирями, штангой, на тренажёрах.

Упражнения для развития скоростной силы:

-толкание (камней, мячей, ядер), броски ногами набивных мячей;

-прыжки в глубину с отягощением, с приземлением на одну

и обе ноги, с отскоком, без отскока;

- напрыгивание на возвышенность.

Силовые упражнения для развития плечевого пояса и рук:

-маховые движения руками с гантелями из различных и.п.,

вращение, сгибание и разгибание кистей рук с гантелями в

обычном хвате посредине или за один шар;

-подбрасывание набивных мячей одними кистями;

-броски ядра (мяча) с последующей ловлей его той же рукой с захватом пальцами сверху;

-сгибание и разгибание рук в упоре толчками;

-работа кистью с резиновым кольцом, пружиной, теннисным мячом;

-метание ядра (мяча) из-за головы одной, двумя руками;

-накручивание на планку шнура с подвешенным грузом.



Упражнения для развития скоростной силы:

-выпрыгивание с короткого разбега с доставанием предметов;

-прыжки с места с отталкиванием двумя ногами (одиночные, двойные, тройные т.д.);

-прыжки с места с отталкиванием обеими ногами, подтягивая колени к груди,

прыжки сериями на время;

-многократные прыжки на результат на одной, двух ногах;

-прыжки вверх на одной, вторая на опоре (стоять лицом к опоре);

-прыжки с набивным мячом зажатым между стопами;

-прыжки в утяжелённом поясе, жилете, манжетах, со штангой на плечах;

-прыжки в глубину с последующим отскоком и доставанием подвешенного предмета;

-«разножка» с отягощением на плечах.

Развитие ловкости

Для ушуиста важны координационные действия, в том числе, и в безопорном положении, также действия в быстро изменяющихся ситуациях, отлично развитое чувство равновесия и ориентировки. Для владения своим телом в безопорном положение применяют упражнения с использованием трамплина, подкидного мостика, батута. Хорошие результаты дают упражнения в раскачивание на канате, шесте, кольцах. Рекомендуются упражнения с быстро меняющейся ситуацией по типу «полоса препятствий».

К средствам развития ловкости относятся различные сочетания акробатических, гимнастических и лёгкоатлетических упражнений. Эти действия можно усложнить элементами передачи, ловли мяча, отягощениями. Например:

- акробатический кувырок вперёд, прыжок в длину или высоту с последующей реакцией на предмет (мяч и т.п.), или последующим дополненным двигательным действием (отскок, ускорение и т.п.);

-жонглирование двумя, тремя предметами. Сочетание координационных двигательных действий с жонглированием.;

- ловля предметов, мячей с поворотами на 180, 360 градусов из различных и.п.

- бег лицом, спиной вперёд, правым, левым боком, скрестным и приставным шагами, с остановками и резким изменениями направления;

- бег в колонну по одному, в парах, тройках с заданием - по определённому зрительному сигналу выполнение задания: ускорение, остановка, изменение направления и способа передвижения, прыжок вверх с поворотом на 360 градусов;

- акробатический прыжок-кувырок через препятствие, прыжок с разбега

в «окно», прыжок с подкидного мостика на канат, залезть по нему до

определённой отметки, выполнить соскок на точность приземления и

ускориться до финишной черты;

- старт из и.п. лёжа на спине с набивным мячом в руках - пробежать 4 -5 метров, перепрыгнуть через барьер, перелезть через гимнастическое бревно,

затем выполнить ускорение на 8- 10 метров запрыгивая с ходу на гимнасти-

ческую стенку, залезть наверх, коснуться рукой заданной отметки и

спрыгнув вниз выполнить ускорение до финишной черты.

Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в непривычных условиях - смена грунта, снарядов, помещения, сложные метеорологические условия и т.п.

Развитие выносливости

Для развития общей выносливости применяют:

-бег равномерный;

-переменный на 500, 800, 1000м.;

-кроссовая подготовка до 5 км и более;

-дозированный бег по пересечённой местности до 1 часа;

-плавание;

-ходьба на лыжах с подъёмами и спусками с гор;

-спортивные игры с увеличением времени: регби,

футбол, русская лапта, ручной мяч и т.п.;

-упражнения ОФП круговым методом;

-марш-броски, походы.



Развитие гибкости

Основой развития гибкости будут являться общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнёра:

– пассивные наклоны из различных и.п., отведение ног, рук до предела, мосты, шпагаты;

- упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой:

наклоны, повороты туловища с различными положениями предметов

(вверх, вперёд, вниз, за голову, на спину), перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги;

-упражнения на гимнастической стенке и скамье.

Применяется пассивное и активное развитие гибкости. Ведущий метод – повторный.


2.2. Специальная физическая подготовка


Упражнения для развития гибкости (жоугун) (Цзяньбу, Яобу, Туйбу - жоугун).

Упражнения на развитие специальной силы Упражнения для укрепления групп мышц, задействованных при выполнении базовых движений ушу без отягощений:

-удерживание ног (кунтуй);

-повторы в разных режимах, с разной скоростью, в разной последовательности);

-упражнения для укрепления групп мышц, задействованных при выполнении базовых движений ушу с отягощениями (гантели, отягощения на ноги).

-упражнения на развитие скоростно-силовых способностей;

-бег с выпрыгиванием вверх;

-прыжки в длину ковра ( ковёр для занятий ушу).

Специальная выносливость развивается при многократном повторении элементов техники и увеличивается от тренировки к тренировке.

Базовые движения без оружия (Цюаньшу)

Положения кисти (шоусин):

- Хучжао - “когти тигра”;

- Инчжуа - “когти орла”;

- Лунчжао - “когти дракона”;

- Даньчжуцюань - кулак “одиночная жемчужина”:

- Даньчжи - “одиночный палец”.

Движения руками (шоуфа):

- Лигэ - блокирующее движение предплечьем внутрь;

- Вайгэ - блокирующее движение предплечьем наружу;

- Шанцзя - блокирующее движение предплечьем вверх;



- Тяовань - фиксация ладони в запястье;

- Лянчжан - фиксация ладони в запястье над головой (букв.”сверкающая ладонь”);

- Ляочжан - удар ладонью снизу вверх по дуге;

- Каньчжан - удар ребром ладони в горизонтальной плоскости;

- Лоушоу - захват снаружи внутрь;

- Гуаньцюань - боковой удар по дуге согнутой рукой;

- Чаоцюань - удар полусогнутой рукой снизу вверх;

- Бяньцюань - горизонтальный удар тыльной стороной кулака через разгиб в локте;

- Цзайцюань - удар кулаком сверху вниз;

- Динчжоу - удар в сторону острием локтя;

- Паньчжоу - круговой удар локтем.

Равновесия (пинхэн):

- Яньшипинхэн - равновесие “ласточка”;

- Тисипинхэн - равновесие с поднятым коленом;

- Паньтуйпинхэн - равновесие с согнутой опорной ногой.

Позиции (бусин):

- Цзопаньбу - скрученная позиция сидя;

- Хэнданбу - поперечная позиция гунбу;

- Себу - скрученная позиция;

- Сюйбу - позиция “пустого шага”;

- Гаосюйбу - высокая позиция “пустой шаг”.

Перемещения (буфа):

- Цзибу - “шаг с хлопком”;

- Цзунбу - “шаг-полет”;

- Юэбу - “шаг-прыжок”;

- Синбу - “скользящий шаг”.

Элементы техники “Южного кулака” - Наньцюаньшу.

Позиции (бусин):



- Мабу - П-образная позиция, или “наездника”;

- Гунбу - позиция выпада;

- Хэнданбу - позиция выпада с разворотом корпуса;

- Дулибу - позиция на одной ноге с поднятым коленом;

- Сюйбу - позиция “пустого шага”;

- Гэбу - позиция полуприседа;

- Даньдэбу - позиция растянутого полуприседа;

- Цилунбу - позиция полушага.

Движения ногами (туйфа):

- Вайбайтуй - удар выпрямленной ногой изнутри наружу;

- Лихэтуй - удар выпрямленной ногой снаружи внутрь;

- Даотитуй - удар ногой прогнувшись;

- Цэчуайтуй - удар ногой в сторону;

- Чжэньтуй - “топающий удар”;

- Хоудэнтуй - прямой удар назад;

Удары с хлопками (цзисяндунцзо):

- Даньпайцзяо - одиночный удар с хлопком по подъему стопы;



- Лихэпайцзяо - удар снаружи внутрь с хлопком по стопе;

- Вайбайпайцзяо - удар с хлопком изнутри наружу;

- Хоутяопайцзяо - удар с хлопком с захлестыванием.

Базовые движения (цзибэньдунцзо):

- Гуацюань - удар тыльной стороной кулака вниз;

- Бяньцюань - удар “хлыст”;

- Чунцюань - прямой удар кулаком в сторону;

- Паоцюань - удар кулаком по диагонали;

- Гай цюань - “накрывающий” удар кулаком;

- Туй чжан - удар раскрытой ладонью;

- Бяочжан - “протыкание” пальцами;

- Лэ шоу - захват руки противника;

- Туй чжуа - удар ладонью в форме “когтей тигра” вперед;

- Ляочжуа - удар ладонью в форме “когтей тигра” вверх;

- Туй чжи - толчок пальцем;

- Я чжоу - удар локтем (в горизонтальной плоскости);

- Дань чжоу - удар локтем снизу вверх (в вертикальной плоскости);

- Паньцяо - блок предплечьем;

- Цецяо - блок предплечьем вниз;

- Чэньцяо - блок вперед по диагонали;

- Гуньцяо - “сдвигающий” блок;

- Цзецяо - блок изнутри наружу;

- Чуаньцяо - “протыкающий” блок.

Базовое движение с коротким оружием - Дуаньбинци.

Базовые движения с широким мечом (даошуцзибэньдунцзо):

- Чжаньдао - подрезающее движение мечом, работает запястье;

- Саодао - круговой “секущий” удар мечом;

- Тяодао - движение “вздергивания” мечом;

- Аньдао - “давящее” движение мечом;

- Цандао - горизонтальный “секущий” удар мечом;

- Бэйдао - удержание меча за спиной;

- Туйдао - толчок мечом (двумя руками);

- Цзядао - блок - подставка мечом;

- Дайдао - блок - подставка за счет подтягивания меча.

Базовые движения с обоюдоострым мечом (цзяньшуцзибэньдунцзо):

- Гуацзянь - круговое движение мечом сверху вниз в вертикальной плоскости;

- Ляоцзянь - “подрезающее” движение снизу вверх в вертикальной плоскости;

- Моцзянь - движение мечом слева направо в горизонтальной плоскости;

- Чжаньцзянь - горизонтальное рубящее движение мечом;

- Цзецзянь - блокирующее движение средней частью лезвия;

- Тяоцзянь - “вздергивание” мечом снизу вверх прямой рукой;

- Юньцзянь - круговые движения над головой в горизонтальной плоскости;

- Саоцзянь - “секущее” движение меча;

- Цзяцзянь - блок-подставка от удара сверху.
Длинное оружие - Чан бинци.

Базовые движения с палкой (гуньшуцзибэньдунцзо):

- Цзигунь - круговые движения концом палки;

- Юньгунь - горизонтальный проворот палки;

- Цзягунь - блок-подставка от удара сверху;

- Баогунь - удержание палки двумя руками в горизонтальной плоскости;

- Цзюгунь - удержание палки двумя руками в вертикальной плоскости;

- Бэйгунь - удержание палки одной рукой за спиной;

- Тиляоухуагунь - вращение палки от себя в вертикальной плоскости;

- Шуаншоуухуагунь - вращение палки попеременно справа и слева в вертикальной плоскости.

Базовые движения с копьем (цяншуцзибэньдунцзо):

- Дичжацян - прокалывание из низкой позиции;

- Ланьцян - блокирующее движение передней частью копья во внутрь;

- Нацян - блокирующее движение передней частью копья наружу;

- Дяньцян - точечное прокалывание скользящим движением;

- Боцян - сбив полукруговым движением влево или вправо;

- Лацян - сбив в сторону одновременно с уходом с линии атаки;

- Туйцян - толчок древком копья;

- Шуайцян - секущий удар копьем - “обрушивающееся копье”;

- Баоцян - удерживание копья;

- Лиухуацян - вращение копья вертикально, попеременно справа и слева;

- Тяобацян - движение “вздергивания” древка копья;

- Хэнцзибацян - поперечный диагональный удар древком копья;

- Гайбацян - “накрывающий” удар древком копья.

2.3.Технико-тактическая подготовка

Сложные движения ногами:

-Фудихоусаотуй - задняя круговая подсечка с опорой;

-Чжишэньцяньсаотуй - передняя круговая подсечка с выпрямленным корпусом.
Техника движений в прыжках (тяоюэдунцзо):

-Тэнкунфэйцзяо - удар в прыжке выпрямленной ногой;

-Тэнкунбайляньцзяо - удар выпрямленной ногой в прыжке изнутри наружу;
Изучение комплексов чанцисе начального уровня:

- 18 форм гуньшу, 18 форм цяншу, 16 форм наньгунь – один на выбор.



Базовые комплексы гуйдин-таолу:

- 32 формы чаньцюань (эрцзичаньцюань), 32 формы наньцюань (эрцзинаньцюань) – один на выбор.

Начиная с данного этапа, применяется специфический метод тренировок – работа над комплексами по частям. Цзухэлянси – связки из 3-4 элементов (для того, чтобы добиться хорошего исполнения связки, учащийся должен качественно повторить её 40-50 раз). В работе над соревновательными комплексамиприменяют следующие способы доработки:

Фэндуаньсуньлян – дробление комплекса на части из 8-10 элементов (до пятидесяти повторов), из 4-5 элементов (20-30 повторов);

Бань тао сунь лян – отработка половины комплекса (5-10 повторений), причем рекомендуется повторять поочередно первую и вторую половину, для того, чтобы спортсмен привыкал работать вторую половину комплекса так же хорошо, как и первую;

Цюаньтао сунь лян – отработка комплекса целиком (до пяти раз), начинать рекомендуется с медленной скорости исполнения;


Чаотао сунь лян – отработка полуторной частикомплекса (не более 1 раза).

3.Психологическая подготовка:


Понятие о психологическом климате в группе. Регуляция взаимоотношений с другими членами группы. Межличностные отношения в группе. Выработка социального отношения к повиновению, послушанию. Применение упражнения, выполнение которых возможно только за счет проявления волевых усилий, “умение терпеть”. Выполнение привычных упражнений в сложных и экстремальных условиях (ограниченная опора, равновесие на возвышении и т.п.). Учебные спарринги с партнёрами равными по силе, более квалифицированными. Участие в соревнованиях.

Рекомендации:


Объем программы первого этапа выполняется во второй части разминки и как подводящие упражнения.

Обучение соединению элементов техники освоенных на первом этапе. В процессе обучения необходимо раскрывать занимающимся ключевые понятия биомеханических основ техники ушу.

По мере освоения программы возможно проведение соревнований по ОФП, играм, базовой технике и т.д.
4.Система контроля и зачётных требований

4.1. Контроль подготовки

1. Ответить на вопросы по теории ушу (пройденный материал).

2.Сдать контрольные нормативы по общей физической подготовке (Приложение № 1):


  • бег 30 м.;

  • прыжок в длину с места;

  • «челночный» бег с мячами 3х10м.;

  • подтягивание / сгибание и разгибание рук в упоре лежа;

  • прыжки вверх из и.п. «упор присев» за 1 мин.;

  • подъем туловища из положения лежа в положение сед.

3. Сдать контрольные нормативы по специальной физической подготовке (Приложение № 2):

  • шпагат продольный левый/правый;

  • шпагат поперечный;

  • упражнение мост из положения «лежа на спине»;

  • «складка»: наклон вперед из и.п. «сед, ноги вместе», не сгибая ног в коленном суставе;

  • прыжки в длину стандартного ковра;

  • удержание позиции мабу;

  • приседание на 1 ноге;

  • ученическая техническая степень.

4. Сдать контрольные нормативы по технико-тактической подготовке (Приложение № 3).

5.Выступить на внутришкольных соревнованиях.

6.Принять участие в соревнованиях, включенных в календарный план региональных соревнований.

Контрольные нормативы считаются сданными при 80 % выполненных упражнений отдельно по общей физической подготовке, специальной физической подготовке, технико-тактической подготовке.

Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовке проводится в течение года.

Сдача контрольно-переводных экзаменов проводится один раз в конце учебного года.

Для оценки уровня общей и специальной физической и технико-тактической подготовки учащихся используются нормативы, указанные в

таблицах № 1,2,3.

Требования и порядок сдачи экзаменов остаются те же, что и на начальном этапе.

  1   2   3