Скачать 141.69 Kb.
Дата12.02.2020
Размер141.69 Kb.
ТипДоклад

Доклад на районном методическом объединении воспитателей групп старшего дошкольного возраста «Растим олимпийцев» по теме



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 10 «Радуга»

Доклад на районном методическом объединении воспитателей

групп старшего дошкольного возраста «Растим олимпийцев»

по теме

«Методика ознакомления дошкольников



с историей олимпийского движения»

Заместитель заведующего по ВМР Короткова Л.С.

(первая квалификационная категория)

п. Радужный

февраль 2013г.

Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Это часть общей культуры общества, отражающая уровень целенаправленного использования физических упражнений для укрепления здоровья и гармонического развития личности.

Спорт - составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека. Основу спорта составляет система состязаний, соперничества.

Спортивная тренировка - процесс совершенствования физических и моральных качеств спортсмена, направленный на достижение лучших результатов в спорте и представляющий собой систематические занятия физическими упражнениями.

Олимпийское движение - международное общественное движение за развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека, за укрепление международного сотрудничества. Цели олимпийского движения — способствовать развитию физических и моральных качеств, являющихся основой спорта; воспитывать молодёжь в духе лучшего взаимопонимания и дружбы, содействуя таким образом укреплению мира во всём мире; широко пропагандировать олимпийские принципы создания доброй воли между народами; объединять спортсменов всех континентов раз в четыре года на всемирном спортивном празднике — Олимпийских играх.

Олимпийские игры — крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года.

Ознакомление дошкольников с историей олимпийского движения, формирование у детей представлений об Олимпийских играх как мирном соревновании с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей позволяет развивать у детей интегративные качества «Любознательный, активный», «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками», «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе», «Эмоционально отзывчивый».

Формируя у дошкольников представления об олимпизме и олимпийском движении, являющемся важной частью культуры человечества, можно решать самые разнообразные задачи физического, умственного, нравственного, патриотического, эстетического воспитания; воспитывать организованность, товарищество, взаимовыручку, честность, справедливость, стремление к победе с сохранением дружеских чувств.

Методика олимпийского образования дошкольников в каждом конкретном детском саду будет опираться прежде всего на цели и задачи образовательной программы ДОУ, на желание педагогов планомерно работать по этой теме, немаловажную роль играет методическое и материально-техническое обеспечение.

В помощь методистам, воспитателям и специалистам выпущены следующие методические пособия:


  1. Олимпийское образование дошкольников. Филиппова С.О., Волосникова Т.В. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

  2. Усаков В.И. К олимпийским вершинам - с детства: Книга для родителей и воспитателей. - Красноярск: Кн. изд-во, 1995.

  3. Усаков В.И. Программа олимпийского воспитания и образования дошкольников / Усаков В.И. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 6. - С. 59-62.

  4. Олимпийские игры: прошлое и настоящее. Наглядное пособие Ю.А. Кирилловой. Спб: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

  5. Спорт. Летние виды. Тематический словарь в картинках: Мир человека – М.: Школьная Пресса, 2010.- 24с.

  6. Спорт. Зимние виды. Тематический словарь в картинках: Мир человека – М.: Школьная Пресса, 2010.- 24с.

  7. Буду олимпийцем! Комплект открыток из 24 штук. М.: Изд-во «Плакат», 1979.

  8. Навстречу Олимпиаде. Физкультурные досуги для детей старшего дошкольного возраста. Ю. А. Кириллова. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

Интересна программа С.О.Филипповой «Путешествие в Олимпию», которая строится на принципе единой направленности воздействия всех специалистов дошкольного учреждения. Чем теснее идет взаимодействие специалистов, тем эффективнее происходит реализация программы, опирающейся в основном на мифические персонажи Олимпа и традиционные ритуалы Олимпийских игр.

Основные теоретические сведения излагаются воспитателем на занятиях в группе (один раз в месяц). Программа этих занятий включает в себя следующие основные темы:

1."Спорт и спортсмены" (что такое спорт; кто занимается спортом; кто может стать спортсменом; виды спорта; спортивные соревнования);

2. "Мифы и люди Олимпии" (мифы Древней Греции; боги Олимпа; герои Олимпии; идея гармонии души и тела; физическое воспитание в Афинах и Спарте);

3."Олимпийские игры древности" (основание Олимпийских игр; "священный мир"; программа и участники Олимпийских игр; награждение победителей; знаменитые олимпийцы);

4."Возрождение Олимпийских игр" (Пьер де Кубертен; программа современных Олимпийских игр, ее изменения; участие спортсменов России в Олимпийских играх; Олимпийская хартия);

5."Символика Олимпийских игр " (эмблема, флаг и девиз олимпийского движения; ритуалы Олимпийских игр: зажжение олимпийского огня, факельная эстафета, олимпийская клятва, национальный гимн в честь победителей);

6."Летние и зимние Олимпийские игры " (программа летних и зимних Олимпийских игр).

7. "Знаменитые олимпийцы современности" (знаменитые олимпийцы нашей страны и других стран; истории олимпийских рекордов; олимпийские курьезы).

Программа формулирует определенные требования к уровню знаний детей об истории олимпийского движения. Предполагается, что в результате обучения по данной программе дети: могут дать определение Олимпийским играм; знают, где и когда они зародились; могут описать какой-либо вид олимпийского состязания; понимают смысл олимпийской символики; могут рассказать о каком-нибудь олимпийском чемпионе; знают о победах олимпийцев России.

На занятиях воспитатель в доступной и интересной для детей форме излагает основные положения темы, дополняя рассказ демонстрацией рисунков и фотографий.

Повторение основных теоретических положений и закрепление знаний в сюжетной двигательной деятельности организуются руководителем физического воспитания на физкультурных занятиях в зале (один раз в месяц). Программа этих занятий включает в себя: соревнования "Кто быстрее пробежит", "Кто дальше прыгнет"; формирование осанки; развитие скоростно-силовых способностей; создание образа в движении; длительный бег; развитие общей выносливости; создание образа в движении; метание на дальность; развитие скоростно-силовых способностей мышц рук; игра "На другой берег"; эстафетный бег по кругу; обучение передаче эстафеты; формирование "чувства команды"; эстафеты "Кто быстрее"; прыжки в длину с места; развитие скоростно-силовых способностей мышц ног; игра "Пять прыжков"; обучение элементам баскетбола; развитие координационных способностей; эстафета "Попади в корзину".

Физкультурные занятия проводятся после того, как дети прошли тему теоретического занятия в группе. В течение 4-5 минут педагог напоминает детям основные положения пройденной темы или определяет степень ее усвоения детьми. После этого закрепляет знания в двигательной деятельности, планируя физкультурное занятие так, чтобы оно было сюжетно связано с вопросами, обсуждаемыми в начале занятия. Например, после обсуждения темы "Легкая атлетика и виды метаний в олимпийской программе" в занятия включается метание на дальность, развитие скоростно-силовых способностей мышц рук, игра "На другой берег".

Занятия в музее или изостудии (три раза в год) и музыкальном зале (два занятия в год) призваны углубить имеющиеся у детей сведения об олимпийском движении, сформировать у детей более полное представление об Олимпийских играх как крупнейшем явлении культурной жизни человечества, отраженном в художественных произведениях. В музее дошкольники имеют возможность непосредственно увидеть статуи олимпийских богов и богинь, а также рисунки на древнегреческих вазах, изображающих сюжеты олимпийских состязаний. В изостудии детям демонстрируются иллюстрации древнегреческих скульптур и рисунков, а также рисунки нашего времени на олимпийскую тематику и фотоматериалы. Видеофильмы об истории Олимпийских игр помогают создать у детей представление о масштабе спортивных соревнований, переживаниях участников и болельщиков. На музыкальных занятиях дети разучивают песни о спорте. Их знакомят с музыкой, которая звучит на Олимпийских играх. На основе этого формируется представление о единстве спорта и искусства.

В соответствии с программой три раза в год проводятся тематические физкультурно-спортивные праздники, которые способствуют созданию у дошкольников представлений о программе олимпийских состязаний через сюжетную двигательную деятельность. Так, физкультурно-спортивный праздник "В гостях у эллинов" включает в себя игры-забавы, имитирующие спортивные состязания жителей Древней Греции - стрельбу из лука, метание диска, метание копья, бег на один стадий (192,27 м), бег вооруженных воинов, прыжки в длину с гантелями. Праздник "Белая Олимпиада" включает в себя игры-забавы на улице, имитирующие виды спорта, включенные в программу зимних Олимпийских игр - бег на лыжах (эстафеты), элементы слалома, бег на коньках, хоккей, "биатлон".

При планировании занятий учитывается специфика образовательного процесса в дошкольном учреждении. Наибольшее количество времени на освоение программы приходится на сентябрь (четыре занятия: в группе, в физкультурном зале, музыкальное занятие и в изостудии), январь (каникулярное время) и апрель (подготовка к празднику "Малые Олимпийские игры"). Наименьшее количество занятий (всего два) спланировано на декабрь, когда идет подготовка к Новому году. Освоение программы заканчивается в апреле (в мае занятия не предусмотрены).

Один раз в год (в апреле) проводится Олимпийская неделя. В рамках этой недели все педагоги, работающие с детьми, проводят занятия по олимпийской тематике. На занятиях по рисованию или в свободное время детям предлагается выполнить рисунки, изображающие соревнования спортсменов на древних или современных Олимпийских играх, церемонию открытия и закрытия, ритуалы. Предварительно педагог напоминает об основных положениях Олимпийских игр, изученных детьми в течение года, выясняет, что запомнилось лучше, предлагает рассказать, почему ребенок выбрал то или иное событие для отображения в рисунке. На занятиях лепкой выполняются как индивидуальные, так и коллективные работы. На музыкальных занятиях разучиваются спортивные песни.

Олимпийская неделя заканчивается театрализованным праздником "Малые Олимпийские игры", который проводится по двум сценариям: "Олимпийские игры древности" и "Олимпийские игры современности". В программу праздника включаются церемония открытия игр, факельная эстафета, зажжение олимпийского огня, поднятие олимпийского флага, олимпийская клятва, показательные выступления, варианты олимпийских видов спорта. При оформлении праздника используются рисунки, выполненные детьми.

Через всю эту деятельность реализуются программные задачи:

1. Сформировать у дошкольников представление об Олимпийских играх как соревновании в целях физического совершенствования, в котором участвуют спортсмены всех стран.

2. Познакомить с доступными для детей старшего дошкольного возраста сведениями из истории олимпийского движения.

3. Способствовать формированию интереса к занятиям физическими упражнениями через приобщение к нравственному и эстетическому опыту Олимпийских игр.

Программа олимпийского воспитания и образования дошкольников В.И. Усакова также имеет цель, задачи; определены формы её реализации, а также содержание программного материала для каждой возрастной группы, начиная со 2 младшей.

Наглядное пособие Кирилловой «Олимпийские игры: прошлое и настоящее» поможет познакомить старших дошкольников со следующими темами: «Олимпиада. Олимпийские игры», «Древнегреческие Олимпийские игры», «Пьер де Кубертен», «Первые Олимпийские игры современности», «Программа Олимпийских игр», «Участники Олимпийских игр», «Международный олимпийский комитет. Олимпийская хартия», «Торжественное открытие и закрытие Олимпийских игр», «Олимпийская эмблема», «Олимпийский огонь», «Олимпийский флаг», «Олимпийская клятва», «Олимпийская деревня», «Олимпийские награды», «Первый российский олимпийский чемпион».

Таким образом, можно выделить основные направления ознакомления дошкольников с историей олимпийского движения:


  1. Знакомство детей с понятиями «физическая культура» и «спорт», их значением;

  2. Формирование представлений о видах спорта, истории их возникновения и развития, спортивном инвентаре и атрибутах;

  3. Знакомство детей с героями древней Эллады, их подвигами.

  4. Ознакомление дошкольников с первоначальными сведениями из истории Олимпийского движения как достижения общечеловеческой культуры, с возрождением и развитием Олимпийского движения;

  5. Формирование представлений о современных Олимпийских играх: традиции, талисманы, символика, олимпийские виды спорта;

  6. Знакомство с великими спортсменами, чемпионами, рекордсменами и их достижениями.

В детском саду на занятиях физической культурой, а также в свободное от организованной образовательной деятельности время мы развиваем физические качества детей (скоростные, силовые, гибкость, выносливость, ловкость, координацию), с нашей помощью дошкольники накапливают и обогащают двигательный опыт (овладевают основными движениями: ходьбой, бегом, катанием, бросанием, ловлей, метанием, ползанием, лазаньем, прыжками, групповыми упражнениями с переходами, ритмической гимнастикой и т.д.), у детей формируется потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. Обеспечивая детям положительный настрой, мы активизируем их и планомерно прививаем интерес к физическим упражнениям, подвижным играм. Под руководством инструктора по физической культуре и воспитателей дети учатся правильно выполнять не только общеразвивающие упражнения, но и спортивные упражнения, такие как катание на санках, скольжение, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и самокате, катание на коньках, плавание и элементы гидроаэробики. Дошкольники обучаются играм на лыжах, на коньках, на велосипеде, на воде, участвуют в командных играх с элементами соревнований, играх-эстафетах. Со старшего возраста детям доступны спортивные игры: городки, бадминтон, элементы баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса.

Приобщая дошкольников к физической культуре с элементами спорта,

воспитатели и инструктор по физической культуре могут сообща и успешно решать задачи олимпийского образования, не просто обучая детей упражнениям, основным движениям, а предварительно и параллельно с практической физкультурной деятельностью знакомя воспитанников с соответствующими видами спорта, знаменитыми спортсменами и их достижениями.

В условиях календарно-тематического планирования представляется много возможностей для ознакомления детей с олимпийским движением: в дошкольных образовательных учреждениях проводятся дни и недели здоровья, организуется проектная деятельность, широко используются информационно-коммуникационные технологии, приветствуется ежедневное чтение художественной литературы в вечернее время.



Виды детской деятельности и примерные формы работы

Двигательная

Игровая

Физические упражнения во время организованной образовательной деятельности «Физическая культура» и на прогулках.

Физкультурные минутки и динамические паузы.

Гимнастика (утренняя, профилактическая после сна, дыхательная).

Подвижные игры, народные подвижные игры.

Игры с элементами спорта.

Игры-соревнования, эстафеты.

Спортивные упражнения.

Дни здоровья.

Экскурсии.

Спортивные досуги.

Спартакиады.

Малые Олимпиады.



Сюжетно-ролевые игры.

Театрализованные игры: игры-имитации, пантомимы, инсценировки.

Игры со строительным и природным материалом.

Дидактические игры:

с предметами, настольно-печатные, словесные.

Интеллектуальные развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки, ребусы, кроссворды.

Викторины.


Коммуникативная

Познавательно-

исследовательская

Свободное общение.

Беседы.


Рассказывание.

Пересказ.

Заучивание наизусть.

Придумывание и отгадывание загадок.

Беседы по картинкам.

Творческое рассказывание.

Моделирование ситуаций общения.

Чтение детям художественной литературы, энциклопедий с последующим обсуждением.



Проектная деятельность.

Исследования, обследование, наблюдение.

Решение проблемных ситуаций.

Создание схем, макетов.

Просмотр познавательных мультфильмов, видеороликов, презентаций с последующим обсуждением.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Создание тематических альбомов, коллажей, газет.

Оформление тематических выставок.

Создание коллекций.


Продуктивная

Музыкально-художественная

Рисование, аппликация, лепка, художественный труд, конструирование.

Выставки рисунков и поделок.



Слушание, пение.

Ритмическая, танцевальная деятельность.

Концерты, спектакли.


Трудовая




Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.




Формы работы с родителями, направленные на олимпийское образование дошкольников: анкетирование, консультирование, семинары-практикумы, мастер-классы, викторины, проектная деятельность, совместные спортивные мероприятия: спортивные досуги, спартакиады, походы, экскурсии, разнообразная творческая деятельность.

Наша задача - планомерно доносить до дошкольников материал в интересной и доступной форме, закреплять представления об олимпийском движении, расширяя кругозор, обогащая словарный запас, прививая детям интерес к занятиям физической культурой и спортом, закрепляя умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт Олимпизма, формируя потребность в получении новых знаний о способах сохранения и укрепления здоровья и практическом их применении в течение всей жизни.

Нынешние дошкольники – это будущее нашей страны, и наше призвание – помочь им вырасти здоровыми, активными, самостоятельными, нравственными, всесторонне развитыми, творческими личностями, а правильно организованное ознакомление детей с олимпийским движением сможет нам в этом помочь.

Мультипликационные фильмы на олимпийскую тематику:

«Олимпионики»

«Большая эстафета»

«Салют, Олимпиада!»

«Олимпиада – 80» (сборник )

«Олимпийский характер»

«Метаморфоза»

«Нокаут»


«Кто получит приз?»

«Первый автограф»

«Баба Яга против»

«Смешарики. Чистый спорт»

«Чемпион»

«Спортландия»





Главная страница
Контакты

    Главная страница



Доклад на районном методическом объединении воспитателей групп старшего дошкольного возраста «Растим олимпийцев» по теме

Скачать 141.69 Kb.