Скачать 397.05 Kb.
страница1/2
Дата03.11.2018
Размер397.05 Kb.
ТипДоклад

Доклад на педсовете «Развитие скоростно-силовых способностей у детей 13-14 лет занимающихся тхэквондо»


  1   2



Доклад на педсовете

«Развитие скоростно-силовых способностей у детей 13-14 лет занимающихся тхэквондо»

Выполнил педагог дополнительного образования по тхэквондо:Сайдашев Ильнур Разифович




СОДЕРЖАНИЕ








Стр.

Введение

…………………………………………………………………..

3

Глава 1.

Аналитический обзор литературы………..…………………..

5

1.1.

Средства и методы развития скоростно-силовых способностей ………………….…...

5

1.2.

Возрастные характеристики детей 13-14 лет …………....

7

1.3.

Развитие скоростно-силовых способностей у тхэквондистов 13-14 лет

12

Глава 2.

Организация и методы исследования………….…………….

29

2.1.

Организация исследования…………………………………...

29

2.2.

Методы исследования……………………………………..…..

30

Глава 3.

Результаты исследование и их обсуждение…………………

33

Заключение………………………………………………………………….

38

Библиографический список………………………………………………..

40

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Особое место в развитии двигательных возможностей занимают скоростно-силовые способности, высокий уровень развития которых играет большую роль при достижении высоких результатов во многих видах спорта. Данные научно-методической литературы и спортивной практики доказывают, что развитие скоростно-силовых способностей влияют на формирование способности к высокой степени концентраций усилий в разных фазах бега на скорость, в прыжках и метаниях, в спортивных и подвижных играх, в единоборствах и т.п.

Проблемы в развитии каких-либо качеств у бойца или спортсмена могут привести к тому, что спортсмен не достигнет наивысших и стабильных спортивных результатов. Немаловажную роль в воспитании бойца играет скоростно-силовые качества [4].

В единоборствах сложная реакция скорости наиболее специфична, так как спортсмену приходится постоянно ожидать появления самых неожиданных сигналов (ударов, защит, маневров, финтов, ложных движений и т.д.) и постоянно быть готовым отвечать любым ответным (или встречным, опережающим или контратакующим приемам), для того чтобы превзойти над соперником.

В современном мире нагрузки на организм человека очень велики, даже в повседневной жизни. Поэтому необходимо развивать различные группы мышц и тренировать их силу и скорость. Скоростно-силовые способности человека – это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «скорость и сила» [2].

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс детей 13-14 лет.

Предмет исследования: развитие скоростно-силовых способностей у детей 13-14 лет занимающихся тхэквондо.

Цель работы: изучить методику развития скоростно-силовых способностей у спортсменов.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы развития скоростно-силовых способностей человека;

2. Рассмотреть средства и методы развития скоростно-силовых способностей.

3. Выявить и проанализировать методические особенности развития скоростно-силовых способностей у тхэквондистов.



Глава 1. Аналитический обзор литературы


    1. Средства и методы развития скоростно-силовых способностей


Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.) [1].

К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемых в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью; 2) взрывную силу. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.).

Средствами развития скоростно-силовых способностей являются скоростно-силовые упражнения. Они подразделяются на две большие группы:

1) упражнения с внешним отягощением;

2) упражнения, отягощенные весом собственного тела.

В качестве внешнего отягощения могут выступать специальные снаряды: гантели, гири, штанги с набором дисков разного веса, специальные пояса, силовые тренажеры и т.д. [8].

Примерами упражнений развития скоростно-силовых качеств, где отягощением является масса собственного тела можно назвать различного рода прыжки (акробатические, опорные, гимнастические); скоростные циклические перемещения; большинство действий в подвижных и спортивных играх, совершаемых в короткое время с высокой интенсивностью (например, выпрыгивания и ускорения с мячом и без мяча); прыжки с возвышения 15-70 см с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх (для развития взрывной силы).

Таким образом, концентрированное проявление силы и скорости связано с равным «долевым» участием этих качеств в движении (например, быстрое перемещение груза, значение которого соответствует приблизительно половине максимальной силы).

В процессе развития скоростно-силовых способностей предпочтение отдают упражнениям, выполняемым с наибольшей скоростью при которой сохраняется правильная техника движений (так называемая контролируемая скорость). Величины внешнего сопротивления используемого в этих целях не должны превышать 30-40% от индивидуального максимального отягощения гимнаста [10].

Упражнения для развития скоростно-силовых способностей лучше выполнять в состоянии, когда нервная система не утомлена. В них следует использовать простые движения, чтобы «волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения». Дозировка должна быть такой, чтобы скорость не снижалась. В противном случае упражнения нужно прервать, или совсем прекратить (если наблюдается стойкое утомление и кратковременный отдых должного эффекта не дает) [5].

Количество повторений скоростно-силовых упражнений в одной серии в зависимости от подготовленности гимнаста и мощности развиваемых усилий в тренировке колеблется от 6 до 12. Число серий в рамках отдельной тренировки 2-6. Отдых между сериями должен составить 2-5 минуты.

Применять скоростно-силовые упражнения рекомендуется регулярно на протяжении всего годичного цикла тренировки. Отягощения, используемые в этих целях (снаряды, гири, набивные мячи) должны постепенно увеличиваться. Если же отягощением служит масса собственного тела (различные виды прыжков, «отжимания», «подтягивания»), то величина отягощения в таких упражнениях дозируется изменением исходного положения (например, «отжимания» в упоре лежа от опоры различной высоты и т.д.) [11].
1.2. Возрастные характеристики детей 13-14 лет
В среднем школьном возрасте имеются благоприятные условия для развития силовых качеств детей, а именно 13-14 лет. Мышцы у них эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию, их сократительная способность и способность к расслаблению велики. Наблюдается быстрый прирост мышечной массы. Опорно-двигательный аппарат способен выдерживать значительные статистические и динамические нагрузки. В 13-14 лет юноши могут поднимать и переносить грузы, равные весу собственного тела, но не больше. Благодаря всему этому на занятиях с ними доступны в значительном объеме упражнения с отягощениями, с сопротивлением партнера, с преодолением собственного веса.

Занятия с отягощениями характеризуют определенные морфофункциональные состояния мышечной системы, обеспечивающей, кроме двигательной функции организма, еще три жизненно необходимые функции: корсетную, обменную и насосную.

Корсетная функция состоит в том, что только при определенном достаточном мышечном тонусе поддерживается нормальная осанка и тем самым функции позвоночника и спинного мозга. При недостаточной корсетной функции (преимущественно мышц спины) развивается ряд заболеваний, включая такую распространенную болезнь, как остеохондроз. Ю. А. Пеганов, Д. В. Шибанов рекомендуют юношам, имеющим сколиоз II и III степени, выполнять упражнения с отягощениями [3] .

Корсетная функция мышц живота играет важную роль в поддерживании нормального положения и функции внутренних органов – почек, печени, желудка, кишечника. При недостаточной корсетной функции мышц живота чаще наблюдаются такие заболевания, как опущение внутренних органов. Нарушается моторная функция желудочно-кишечного тракта, и развиваются все связанные с этим болезни – гастрит, колит, холецистит и другие.

Недостаточный тонус мышц ног ведет к развитию плоскостопия, расширению вен, осложненному тромбофлебитом. Недостаточная активность обменных процессов в мышцах ведет к ожирению, атеросклерозу и диабету.

Насосная функция мышц («мышечный насос») состоит в том, что сокращение мышц способствует передвижению венозной крови по направлению к сердцу. Эта функция имеет важное значение, учитывая, что венозный кровоток (от капилляров к сердцу) должен быть равен артериальному (от сердца к капиллярам). Однако присасывающее действие правого желудочка слабее выталкивающего действия левого желудочка и компенсация возлагается не на «мышечный насос». Кроме того, он играет важную роль в передвижении лимфы и тканевой жидкости, влияя тем самым на удаление продуктов тканевого обмена [1].

Недостаточность работы «мышечный насос» способствует расширению вен, вследствие застоя венозной крови, которая осложняется воспалительным процессом и образованием тромбов и ведет к различным нарушениям обмена.

Таким образом, определенное морфофункциональное состояние мышечной системы – важнейшее жизненно необходимое условие, а уровень его информативно отражается показателем мышечной силы.

Из этого следует, что для здоровья необходим определенный морфофункциональный уровень мышечной системы как в целом (обменная функция), так и каждой из основных мышечных групп – плечевого пояса, спины, брюшного пресса и ног [28].

Давно подмечено, что именно силовые упражнения, как никакие другие, приводят к значительным изменениям в белковом обмене мышц. В период отдыха «проработанная» такими упражнениями мускулатура характеризуется усилением синтеза структурных белков и, следовательно, увеличением мышечной массы, более значительным, чем после занятий другими видами физической деятельности. [7, 33]Уже в школьном возрасте начинается спортивная тренировка, которая оказывает влияние на рост и развитие ребенка. Следует учитывать, что рост и развитие организма, продолжающиеся до 20-25 лет, происходят неравномерно, с замедлением темпа с 13-16 лет.

Увеличение веса и роста у девочек отчетливо замедляется, начиная с 13-14 лет. У мальчиков аналогичные сдвиги наблюдаются несколько позже. Пропорции между развитием частей тела изменяются.

Подростки, у которых бурно протекает процесс полового созревания, характеризуются значительным увеличением роста и меньшим приростом поперечных размеров тела. В этот период разница между окружностью грудной клетки и половиной роста (показатель Эрисмана) оказывается величиной отрицательной (период «физиологического слабогрудия»). В дальнейшем, в процессе завершения полового созревания, происходит усиленный рост тела в ширину, завершается окостенение частей скелета. Увеличивается масса и поперечное сечение скелетной мускулатуры.

Постепенно происходит развитие систем дыхания и кровообращения. Необходимо учесть типичное для современной молодежи ускорение, так называемую акселерацию, физического развития. Вследствие улучшения условий жизни и воспитания, а также в результате действия многих факторов современной цивилизации рост и развитие организма происходят сейчас быстрее, чем в прошлые десятилетия. Дети и подростки развиваются в среднем на 1-2 года быстрее, чем в прошлые десятилетия. Наиболее выраженная акселерация физического развития начинается с 10-12 лет, особенно выражена она в 16-18 лет, т. е. в связи с началом и развитием полового созревания, когда условия современной жизни и система воспитания (в том числе и физического) сказываются на детях с особой силой. При этом само половое созревание возрастает. Состав крови у подростков под влиянием спортивных нагрузок значительно изменяется. Увеличение числа эритроцитов происходит в связи с выходом части крови из кровяного депо. При чрезмерных нагрузках может наблюдаться распад эритроцитов (эритроцитолиз). Увеличение числа лейкоцитов (лейкоцитоз) в крови обычно наблюдается при спортивных упражнениях. В случае чрезмерных нагрузок возникает также лейкоцитолиз, т. е. растворение части лейкоцитов и уменьшение их числа [20].

Тренировка приводит у детей школьного возраста к стойким прогрессивным структурным изменениям внутренних органов. Это в первую очередь относится к сердцу, поскольку к этому важнейшему органу спортивная деятельность предъявляет особенно высокие требования. В результате тренировки увеличиваются размеры сердца

Спортивная деятельность детей требует высокого уровня функций вегетативных систем. Этот уровень тем выше, чем значительнее расход энергии вызывают те или иные физические упражнения.

Увеличенный расход энергии у детей связан с тем, что поверхность тела детей относительно велика по сравнению с его массой.

При одинаковой работе по сравнению со взрослыми у подростков больше повышается обмен веществ. Это объясняется не только соотношением веса и поверхности тела, но и высокой возбудимостью нервной системы подростков [6].

В растущих трубчатых костях в эпифизарных хрящах и в межпозвоночных дисках уже к 14-16 годам появляются зоны окостенения, что приводит обычно к остановке роста примерно к 25 годам. Контуры позвоночника с выпячиванием назад (кифозом) в грудном отделе и с изгибом вперед (лордозом) в шейном и в поясничном отделах формируются уже к 7-летнему возрасту. Однако эти контуры оказываются нестойкими вплоть до старшего школьного возраста (до 16 лет). Поэтому до 15-16 лет еще возможно активное влияние на улучшение осанки школьников.

Особого внимания требует развитие функции правой и левой руки [3].

В процессе спортивной тренировки совершенствуется нервная регуляция функций. Заслуживает быстрое развитие остроты мышечного чувства у школьников, особенно до 13-14 лет, к этому времени достигает высокого совершенства способность ориентироваться в пространстве, обостряется чувство темпа движений, ощущение расстояния, способность к анализу мышечных ощущений при изменении площади опоры.

Сила и выносливость при двигательной деятельности продолжают улучшаться до 20 лет и позже. Высокая пластичность нервной системы в детском возрасте способствует лучшему и более быстрому освоению двигательных навыков, подчас даже очень сложных. Многие дети и подростки быстро добиваются относительно высоких спортивных достижений. Вместе с тем у детей сравнительно легко возникает иррадиация (распро­странение) возбуждения в центральной нервной системе, поэтому во время обучения движениям надо создавать спокойные условия.

У детей школьного возраста имеются все необходимые биологические предпосылки для успешного освоения сложнокоординированных движений. При изучении начальной фазы работы оказалось, что у детей врабатывание, т. е. переход от покоя к максимальной деятельности, происходит быстрее, чем у взрослых. Своеобразно протекает процесс утомления, который прежде всего является результатом изменений в центральной нервной системе. Замечено, что субъективное проявление утомления – усталость у детей – выражено неярко при положительном эмоциональном фоне. Если учитывать возрастные особенности детей и использовать кратковременные нагрузки с достаточно большими паузами отдыха, то можно поддерживать работоспособность у детей довольно длительное время. Монотонные движения вызывают быстрое утомление [7].

Субъективное стремление подростков к рекордным достижениям при еще не стабилизированном физическом развитии таит в себе опасность перенапряжения. Особенно велика эта опасность при не устоявшемся балансе между работой различных желез внутренней секреции. Так, например, даже небольшое усиление функции щитовидной железы (гипертиреоз) может оказать неблагоприятное влияние на способность детей переносить большие физические нагрузки.

Но между тем силовая подготовка с применением дозированных отягощении укрепляет связки и суставы, помогает выработке выносливости, ловкости, воспитывает волю, уверенность в себе, повышает работоспособность организма.

Наиболее благоприятным временем для приобретения двигательных навыков в силовой подготовке (например, при подъёме тяжестей), как показали исследования многих авторов, является подростковый и юношеский возраст.

Дозированные силовые нагрузки динамического характера не влияют отрицательно на развитие и дифференцировку позвоночника подростков. Силовые упражнения с тяжестями в юном возрасте без чрезмерных нагрузок не только не вызывают патологических изменений, а силовая подготовка с применением дозированных отягощении укрепляет связки и суставы, помогает выработке выносливости, ловкости, воспитывает волю, уверенность в себе, повышает работоспособность организма [18, 23].




    1. Развитие скоростно-силовых способностей у тхэквондистов 13-14 лет


Специальная сила тхэквондиста как скоростная сила.

Условия и характер развиваемых усилий в процессе поединка слишком разнообразны, чтобы можно было говорить о едином проявлении силы в тхэквондо.

Динамическая сила тхэквондиста проявляется в движении, то есть в так называемом динамическом режиме. Это, например, сила, развиваемая в ударах, защитах, передвижениях и т. п.

По характеру усилий динамическая сила в тхэквондо подразделяется на взрывную, быструю и медленную.

Под взрывной силой понимается проявление силы с максимальным ускорением. Такая сила, например, развивается в акцентированных ударах тхэквондиста.

Быстрая сила проявляется в движениях, в которых преимущественную роль играет быстрота перемещения, и ей присущи относительно небольшие инертные сопротивления.

Медленная сила проявляется при сравнительно медленных движениях, совершаемых практически без ускорения. Типичным случаем проявления медленной силы в тхэквондо является непосредственное силовое преодоление сопротивления противника в ближнем бою в момент захватов, держания и т. д.

Разные режимы работы и манеры ведения боя спортсменов требуют различного проявления силы, особенно при выполнении ими ударных действий [31].

Так, бойцу – «темповику» необходима сила, которая позволяет ему наносить серии быстро чередующихся сравнительно несильных ударов, преодолевая свои инерционные усилия и сопротивление противника. Такой тхэквондист стремится после выполнения каждого удара как можно быстрее нанести следующий. Значит, ему не надо наносить сильные акцентированные удары, так как в этом случае он неизбежно будет «застаиваться» и у него будут менее благоприятные условия для непрерывного подавления соперника.

У тхэквондиста – «нокаутера», наоборот, основной чертой является способность наносить сильный акцентированный удар с предельной и околопредельной силой «взрывного» характера. «Взрывной» эффект достигается за счет вовлечения максимального числа функциональных единиц каждой отдельной работающей мышцы, рационального использования для данного конкретного удара мышечных групп, их высокой межмышечной координации и способности спортсмена наносить удар в предельно коротком временном микроинтервале. Для бойца – «нокаутера» характерна относительно невысокая плотность боя, так как обычно он наносит сильные одиночные или двойные удары (реже серии) со сравнительно большими паузами между атаками. Это вызвано рядом причин, в частности, физиологическими возможностями мышц, работа которых основана на поочередном сокращении и расслаблении, причем на расслабление мышц требуется больше времени, чем на сокращение. В связи с этим в бою с высокой плотностью у тхэквондиста – «нокаутера» менее благоприятные условия для сильного акцентированного удара, так как время расслабления его мышц будет меньшим.

Проявление медленной силы, особенно при непосредственном соприкосновении с противником в момент силовой борьбы и при его физическом «подавлении», свойственно бойцу – «силовику». Обычно в его ударах плохо дифференцированы усилия – они наносятся с одинаковой силой и с невысокой скоростью, в них отсутствует «взрывной» акцент. Недостаточный уровень быстроты при хорошей физической подготовке приводит к формированию у такого тхэквондиста силового стиля боя с установкой на достижение победы за счет физического подавления противника [32].

Тхэквондист – «игровик» принимает защитное положение до и после нанесения удара, и поэтому у него уменьшается возможность проведения максимально сильного удара. Эффекта в ударных действиях он достигает за счет быстрых и точных ударов с развитием «взрывного» импульса в начале удара.

Так как характер проявлений силы в тхэквондо различен (взрывная, быстрая, медленная сила), в практической деятельности тренеру необходимо использовать соответствующие средства и методы для воспитания каждого вида силы, уделяя основное внимание тем из них, которые соответствуют стилю конкретного бойца.

Кроме того, надо помнить, что величина проявляемой силы зависит от уровня тренированности спортсмена – в состоянии высокой тренированности увеличивается количество вовлекаемых в работу мышечных волокон и улучшается синхронизация работы мышц [32].



Развитие силы тхэквондиста должно идти по двум направлениям:

1. Использование общеразвивающих силовых упражнений на гимнастических снарядах и без них, упражнений с отягощениями, в сопротивлении с партнером и т. д.

2. Воспитание силы средствами специально-подготовительных и специальных упражнений. Специально-подготовительные упражнения должны подбираться так, чтобы сохранялись характер нервно-мышечных усилий и структурное сходство со специальными упражнениями тхэквондиста. К их числу относятся упражнения в непосредственном преодолении сопротивления противника в виде отталкивания (борьба «пуш-пуш»), элементы силового удержания соперника, борьбы и т. п.; преодоление инерции собственного тела при защитах и при переходе от защит к ударам и наоборот; воспитание силы удара на мешках, лапах, в паре с противником и т. д.

Для воспитания способности основных мышц бойца быстро (мгновенно) развивать усилия вплоть до максимальных, быстро переключаться и многократно изменять усилия от минимальных до максимальных и наоборот, многократно производить так называемый «мышечный взрыв» с последующим мгновенным расслаблением мышц могут быть использованы упражнения с гантелями, эспандерами, упражнения со штангой и др.

Различают два метода воспитания силы тхэквондиста: аналитический и целостный.

Аналитический метод упражнений позволяет избирательно воспитывать силу отдельных мышечных групп, несущих основную нагрузку. Упражнения в аналитическом методе выполняются в условиях адекватных режимов силовых напряжений для этих групп. Например, эффективным средством воспитания силы мышц-разгибателей руки, несущих основную нагрузку при ударах, являются скоростно-силовые упражнения с отягощениями различного веса (гантелями, металлическими палками, набивными мячами и др.), гимнастические упражнения в быстром отжимании в упоре, упражнения на растягивание механических и резиновых амортизаторов, упражнения рывкового и толчкового характера со штангой, силовыми блоками и т. п.

Для каждого вида спорта характерен свой уровень развития силы, зависящий от специфики спорта и условий проявлений силы. Так, максимальная сила разгибателей и сгибателей предплечья у тхэквондистов находится на достаточно высоком уровне, в то время как максимальная сила мышц спины отстает по показателям от других видов спорта.

Целостный метод является основным в воспитании специальной силы тхэквондиста. Он характеризуется одновременным совершенствованием как силовых возможностей бойца, так и его специальных навыков.

К числу упражнений, направленных на совершенствование специальной силы тхэквондиста целостным методом в рамках освоенного навыка, относятся специально-подготовительные и специальные упражнения с отягощениями (свинцовыми утяжелителями, гантелями облегченного веса и др.): «бой с тенью», упражнения на мешках, лапах и других снарядах, усложненное выполнение имитационных упражнений в воде и т. п. Кроме того, воспитанию силы целостным методом способствуют целенаправленные специально-подготовительные и специальные упражнения без отягощения с партнером, упражнения на лапах и других снарядах, которые помогают вырабатывать взрывную и быструю силу, а также комплекс упражнений в борьбе с противником в условиях ближнего боя, который используется для воспитания медленной силы [29].

Наиболее эффективным средством развития у тхэквондиста взрывной и быстрой силы как целостным, так и аналитическим методом являются упражнения с оптимальными отягощениями, которые должны выполняться с максимально возможным ускорением. Тренер должен подбирать величину отягощения, учитывая весовую категорию спортсмена и уровень его подготовленности.

При воспитании силы с помощью упражнений с отягощениями тхэквондисту следует повторять задание до тех пор, пока скорость движения не станет заметно падать, не нарушится структура движения и не притупится мышечное чувство в управлении этим движением. После этого тхэквондисту необходимо проделать упражнения на расслабление и активное растягивание участвовавших в предыдущем движении мышц. Затем многократно повторить те же движения с максимальной быстротой и структурной точностью, характерной для специального движения, используя эффект силового последействия.

Чтобы предотвратить адаптационные последствия, которые могут наступить после длительного выполнения тхэквондистом одних и тех же упражнений, тренеру необходимо периодически изменять комплексы:

1. Предварительное применение отягощений в движениях, сходных по координационной структуре с ударами тхэквондиста, создает условия для воспроизведения последующих ударов в более короткие промежутки времени.

2. Использование отягощений в процессе тренировки с целью совершенствования быстроты одиночных ударов оказывает положительное влияние на быстроту серийных ударов.

3. При развитии быстроты специальных движений тхэквондиста упражнения с отягощениями должны выполняться сериями из 4-5 упражнений каждая, после которой необходимо проделать такое же количество упражнений, но без отягощения.

4. Упражнения, как с отягощением, так и без него, должны выполняться максимально быстро.

5. Целесообразнее всего применять упражнения с отягощениями в начале тренировочного занятия.

6. Необходимо обращать особое внимание на предварительное расслабление работающих мышц, мгновенное «взрывное» начало движения и максимальное расслабление мышц после завершения движения.

7. Для развития быстроты ударов у тхэквондистов-юношей наиболее целесообразно использовать упражнения с тяжелыми отягощениями (утяжелители, гантели), оказывающими положительное влияние на увеличение быстроты («взрывной») начальной и скорости основной части ударного движения, в сочетании с легкими (гантели, утяжелители 1,5-2 кг), способствующими увеличению резкости завершения ударов.

Тхэквондистам старших разрядов надо применять тяжелые отягощения весом 10 кг в сочетании с легкими – 2-4 кг.

Отметим, что фактически с помощью этих средств у тхэквондистов формируется «быстрая» сила, а не быстрота [31].

Следует помнить, что после упражнений с отягощениями необходимо проводить несколько ударных и защитных действий на максимальную скорость (особенно с возвращением в исходное положение после удара).

Не следует использовать резину и пружинные амортизаторы с целью развития скоростной силы тхэквондиста, поскольку при организации реального удара согласование включения мышц должно быть рассчитано на увеличение скорости стопы и кулака (как конечного звена цепи). Резина или пружина способствует формированию неправильного согласования мышечного усилия, рассчитанного на увеличение силы в конце движения, и, соответственно, к уменьшению скорости ударной части [3].

Прикладывая усилия в горизонтальном направлении при проведении удара, атакующий вначале должен преодолеть инерцию покоя ударной стопы или кулака. При этом вначале скорость движения стопы или кулака будет сравнительно низкой. По мере приложения усилия стопа (кулак) с определенным ускорением продвигается к цели. При продолжении усилия инерция покоя стопы (кулака) уменьшается и превращается в инерцию движения (рис. 1). Теперь к стопе (кулаку) надо прикладывать усилие, чтобы ее остановить.



Рис. 1. График зависимости «сила – скорость» при воздействии на предмет, находящийся в состоянии покоя, в условиях земного тяготения и возможного статического сопротивления противоборца


При использовании резиновых жгутов (пружинных амортизаторов) происходит совершенно другое, неосознанное взаимодействие. Вначале, при малом сопротивлении резины, атакующий прикладывает незначительное усилие при большой скорости движения. По мере растяжения резины ее сопротивление увеличивается, а скорость движения стопы (кулака) уменьшается (рис. 2).

Рис. 2. График зависимости «сила – скорость» при воздействии на растягивающийся предмет, прикрепленный к неподвижной опоре

Поэтому для развития скоростной силы противопоказано использование амортизирующих противовесов [31].

Специальная скорость тхэквондиста как совершенство сенсомоторных качеств (общие положения).

Поскольку эффективность действий в тхэквондо в основном зависит от скоростных качеств, проявлению которых предшествует адекватная переработка образно-двигательной информации, специальная физическая подготовка бойца преимущественно заключается в совершенствовании именно этого качества – скорости и качества работы сенсомоторных функций по восприятию и переработке образно-двигательной информации и эффективной реализации принятого решения [31].

Скоростные качества присущи той специфической деятельности, в которой они проявляются.

Понятие «хорошая реакция» имеет различное значение в зависимости от того, к спортсменам каких специальностей оно относится. Поэтому если говорить о быстроте бойца, то в идеале хотелось бы, чтобы он имел наименьшее время реакции, быстро мог осуществить удар в удобный момент или защиту в ответ на неожиданный удар [7].

Методы воспитания быстроты двигательной реакции.

Умение своевременно реагировать на появление благоприятных ситуаций, на активные атакующие или контратакующие действия противника является известной трудностью, преодоление которой неразрывно связано с формированием высшего спортивного мастерства в тхэквондо. Следует указать на три основных вида реакции, встречающихся в тхэквондо: простая реакция, реакция слежения, реакция выбора.



Простая реакция проявляется в тхэквондо в тех случаях, когда боец реагирует на начало приема, а также на начало защитных или контратакующих действий, не определяя их конкретной направленности. Значение простой реакции в тхэквондо исключительно важно, так как с ее помощью боец получает первые сведения о поведении противника. Организация защитных и контратакующих действий в значительной степени осуществляется с помощью простой реакции. Время простой реакции у тхэквондистов средней квалификации составляет 220-260 м/сек.

Для воспитания простой реакции полезно выполнять заранее заготовленное действие на заранее обусловленный сигнал (по свистку или хлопку принять определенную позу, начать удар, изменить позу, остановиться, изменить направление движения, осуществить определенный маневр ногами, туловищем, руками). При этом спортсмены не должны предвидеть момент подачи команды.

Реакция выбора (латентный период реакции) проявляется в тхэквондо в тех случаях, когда боец из двух или более вариантов сигнала определяет тот, который соответствует заготовленному им действию, или когда боец из двух заготовленных им действий применяет только одно решение – в соответствии с подачей определенного сигнала.

Время реакции выбора у тхэквондистов средней квалификации составляет 280-320 м/сек [21].



Реакция выбора лучше всего развивается в условиях учебного боя, когда партнеру, например, дается задание угрожать двумя различными ударами во взаимодействии с маневром, а боец должен выбрать наиболее опасное действие и отразить его. Реакция выбора может отрабатываться на специальных тренажерах (подробно см. в гл. «Методы научных исследований»).

Но этому должна предшествовать работа по изучению логики выбора вплоть до использования алгоритмов оптимальных действий в ответ на возникновение различных ситуаций (на первых порах типовых).

Реакция слежения проявляется в тхэквондо в тех случаях, когда боец начинает свое действие после того, как находящийся в движении противник достигнет определенного положения.

Время реакции слежения может быть положительным, если боец начинает свое действие до наступления нужного момента, и отрицательным, если он действует с опозданием. Следовательно, оно может быть и нулевым [25].



Реакция слежения, необходимая в тхэквондо, лучше всего отрабатывается в паре с партнером.

Незначительного улучшения отдельных видов реакции можно добиться путем специальной тренировки. Но это не может оказать существенного влияния на результативность в тхэквондо. Очень важно, чтобы боец овладел всеми формами проявления готовности действовать. Спортивная ценность действий бойца определяется не только по принципу «чем быстрее, тем лучше» – гораздо ценнее своевременность применения нужного приема. В этом проявляется специфическая форма быстроты, необходимая тхэквондисту.

Поэтому когда мы говорим о развитии быстроты тхэквондиста, мы прежде всего имеем в виду широкий комплекс учебных тренировок, воспитывающих готовность спортсмена к различным действиям. Такая готовность позволяет ему выполнять атакующие приемы так, чтобы противник не успевал принять нужную защиту, и осуществлять эффективную и активную защиту в ответ на атаку противника [30].

Готовность к действию в значительной мере определяется временем различных реакций тхэквондиста, проявляемых при непрерывном слежении за действиями противника. Поэтому в тхэквондо отдельные виды реакций в чистом виде проявляются довольно редко.

Воспитание быстроты одиночного движения. Одной из форм проявления быстроты является скорость выполнения отдельного движения. Чтобы увеличить скорость движений, необходимо использовать наиболее рациональную технику, развить до нужного уровня соответствующие группы мышц и многократными повторениями добиться наилучшей координации в выполнении движения [12].

Для развития быстроты необходимы также достаточная эластичность мышц и подвижность в суставах. Важно, чтобы боец умел вовремя расслаблять мышцы: закрепощенные мышцы не способствуют проявлению скоростных качеств[13].



Метод усложнения условий. С целью воспитания быстроты применяют усложненные условия, максимально приближенные к соревновательным или более трудные (например, выполнение упражнений с партнером более высокой квалификации, но меньшей весовой категории).

С этой же целью для развития необходимых групп мышц применяют отягощения в упражнениях, воспроизводящих точную структуру необходимого движения, выполняемого с определенной скоростью. Однако не следует увлекаться этими упражнениями, поскольку в погоне за увеличением силового эффекта может образоваться стереотип меньшей скорости включения мышц и скоростной удар исчезнет [14].

Успех в совершенствовании техники и тактики тхэквондиста целиком зависит от уровня развития его специализированных восприятий – чувства дистанции, ориентировки на даянге, чувства положения тела и свободы движений, чувства удара, чувства времени, внимания, мышления, быстроты реакции. Эти качества формируются в ходе тренировки под влиянием специальных педагогических воздействий партнера. В методике учебно-тренировочного процесса сложились определенные принципы развития специализированных качеств тхэквондиста [30].

Основной принцип развития специализированных восприятий – систематическая дифференцировка соответствующих ощущений, выработка умения управлять дистанцией до партнера, положением тела, степенью мышечного напряжения и расслабления и сознательно контролировать все это.

Для того чтобы совершенствовать уровень специализированных восприятий, на занятиях спортсмен должен постоянно варьировать различные параметры движений – время их выполнения, скорость, резкость и др., стараясь оценивать эти свойства движений, положения тела и его частей, стремиться как можно быстрее научиться осознавать ощущения, которые возникают при «полярных» движениях (очень резких или очень медленных, очень напряженных или расслабленных и т. д.), при постепенном изменении свойств движения или положений тела и его частей.

Для лучшего контроля за движениями и положениями тела выключают или ограничивают зрение, используют различные средства срочной информации [22].

Тхэквондист должен понять сущность каждого специализированного восприятия, которое он хочет развить, и упражняться в зрительном и кинестезическом представлении о положении тела, его частей, изучать важнейшие свойства движения.

Развитие специализированных восприятий требует ежедневной тщательной, кропотливой работы перед зеркалом, в «бою с тенью», в упражнениях на снарядах, с партнером. Используются различные вспомогательные средства для развития восприятий (мячи, камни, эспандеры, надувные камеры, стойки и др.), а также приборы, позволяющие получить срочную информацию об особенностях выполняемых движений (измерители – для фиксации дистанции, хронометры – времени, гониометры – положения частей тела, динамометры – ударных импульсов и др.).

Для развития быстроты реакции используются специальные задания на реагирование в процессе выполнения общеподготовительных, специально-подготовительных и боевых упражнений [12, 13].

Тренер, желающий развить быстроту реакции у спортсменов, должен:

1. Вырабатывать у них установку на максимально быстрое и точное реагирование (мгновенно реагировать на предлагаемые различные раздражения – сигналы, показы, удары, открытия и др.).

2. Создавать во время выполнения упражнений внезапно меняющиеся условия, на которые тхэквондисты должны мгновенно реагировать максимально быстрым действием.

3. Преодолевать у тхэквондистов напряженность и скованность движения, которые вызваны или их неправильной координацией, или эмоциональным состоянием спортсменов (страхом перед противником, опасением получить удар, излишней горячностью и т. п.).

4. Учить подопечных контролировать свои реакции по времени и управлять их быстротой; создавать у спортсменов четкое представление о длительности реакции, применяя в тренировке специальные измерители времени.

Для развития быстроты реакции очень важно, чтобы тхэквондисты ясно представляли сущность процесса реакции. Обычно спортсмены, выполняя мгновенные действия по типу реакции, не умеют расчленить эти действия из-за их быстроты на элементы, не представляют, из чего складывается структура реакции, не могут выделить в сознании момент «ответа».

Принципы развития быстроты реакции особенно успешно могут быть реализованы в подготовительной части занятий, так как внимание и нервно-мышечный аппарат спортсмена еще не утомлены значительными нагрузками, быстрота реакции после средней по интенсивности разминки имеет оптимальное значение [23].

Для развития быстроты реакции подготовительную часть занятия целесообразно начинать с общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений. В них применяется система команд и сигналов, на которые тхэквондисты должны реагировать с как можно большей быстротой, мгновенно выполняя соответствующие действия и движения. Обычно сначала для развития быстроты реакции предлагаются общеподготовительные упражнения в передвижении, а затем имитационные в передвижении по залу и на месте.

Упражнения надо выполнять после соответствующего разогревания мышц с помощью упражнений на гибкость и растяжение, так как быстрые, резкие «ответные» движения могут вызвать повреждения в неразогретых мышцах. При упражнениях на снарядах необходимо давать различные сигналы, на которые тхэквондист должен немедленно реагировать всевозможными ударно-защитными действиями [26].

Применяя упражнения с лапами, тренер по договоренности с тхэквондистом ставит их в определенные положения, служащие сигналом для ударов или серий ударов, имитирует лапами удары, на которые спортсмен обязан реагировать защитами (или защитами с контрударами). Полезно применять упражнения, в которых тхэквондист сначала наносит по лапам какую-либо серию ударов, а затем по сигналу преподавателя прерывает ее и применяет защиту или резко изменяет дистанцию и снова продолжает наносить удары.

Особенно эффективна для развития быстроты реакции система специально-подготовительных упражнений без жилеток и в жилетах, выполняемая в основной части занятия. Сначала спортсмены выполняют заданные специально-подготовительные упражнения без жилетов в шеренгах, реагируя на сигналы (удары, защиты) тренера, а затем повторяют их с противником на удлиненной дистанции. После этого в специально-подготовительных упражнениях в жилетах с партнером на боевых дистанциях тхэквондисты реагируют обусловленными действиями на положение жилета противника, по которому наносятся удары.

Упражнения для развития быстроты реакции не должны занимать много времени. Как только становится заметно, что спортсмен начинает хуже воспринимать задания, надо переходить к другим упражнениям, чтобы затем вернуться к упражнениям на быстроту реакции. Такое чередование даст больший эффект, чем непрерывное выполнение упражнения для развития быстроты реакции.

Для того чтобы упражнения в условном бою способствовали развитию быстроты реакции, необходимо соблюдать несколько условий: тхэквондист должен стараться предугадывать действия или положения партнера, на которые нужно реагировать, и стремиться почти одновременно фиксировать эти действия в момент собственного движения, выделяя в сознании скрытый период реакции; в заключительный период реакции боец должен стремиться очень четко выполнить удар или защиту и снова принять исходное положение (не растягивая во времени своих дальнейших действий); он должен строго соблюдать систему усложнения своих действий и ответных действий противника.

Например, в первой половине раунда одному спортсмену предлагается наносить боковой удар ближней ногой без финта; партнер, для которого это упражнение является «формирующим» быстроту реакции, делает шаг назад (простая реакция); во второй половине раунда противник делает финт или наносит удар без финта, делает финт и наносит удар. Тхэквондист должен различать финт и действительный удар, либо воздержаться от защиты, либо защищаться (элементарная реакция с выбором). В первой половине второго раунда противник наносит удар или дальней, или ближней; защищается от удара ближней шагом назад, от удара дальней – скачком назад (ответная реакция усложняется). После этого противник применяет финты, и реакция спортсмена усложняется еще больше. Затем ему можно предложить усложнить структуру своей реакции – дать больший выбор защит, связать защиту с контрударом; можно предложить бойцам выполнять задания на разных дистанциях и чередовать их.

Такие упражнения должны длиться меньше раунда (полраунда, одну минуту). При выполнении заданий партнерам категорически запрещается наносить резкие акцентированные удары; все движения спортсмены должны выполнять предельно расслабленно, легко и быстро.

Для развития быстроты реакции нередко применяется упражнение, в котором один спортсмен наносит легкие быстрые удары левой и правой ногой в голову, а другой защищается, применяя уходы, уклоны, отклоны, боковые шаги и т. п. [27].

Тактическое мышление формируется в процессе условных и вольных боев.

Спортсмены должны наблюдать за действиями противника и правильно реагировать на них, принимая мгновенное решение, выбирать правильное контрдействие, бороться за осуществление своих решений, преодолевать трудности, возникающие в ходе боя, а в случае необходимости и изменять принятое решение.

Тхэквондистам дают задание по разведке действий противников для изучения сильных и слабых сторон их техники и тактики, физической подготовленности, манеры боя и т. п. При этом спортсмен не только наблюдает, как действует соперник, но и мгновенно решает, какие контрдействия следует применять, и пытается их тотчас выполнить.

Затем тхэквондисту предлагают вести бой с противником иной манеры, например, с непрерывно атакующим или предпочитающим вести бой легкими одиночными ударами соперником, с тхэквондистом, обладающим сильным ударом, и др. Спортсмен должен решать специальные задачи в зависимости от манеры боя противника.

После окончания условных и вольных боев, а иногда и в ходе их, тхэквондисты должны рассказывать тренеру, что удалось им выяснить в ходе боя, чем вызваны их действия в бою, какие намерения имели спортсмены, что помешало выполнить запрограммированные действия и т. д. Они должны в деталях разбирать каждый условный и вольный бой, причем тренер обязан анализировать вместе с ними их психические ощущения, определять, насколько правильно и быстро его подопечные воспринимали боевую обстановку и реагировали на нее, насколько внимательными и наблюдательными были, какие трудности помешали выполнить задание, как проявлялись в процессе боев волевые качества спортсменов и т. д. [30].



  1   2

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Доклад на педсовете «Развитие скоростно-силовых способностей у детей 13-14 лет занимающихся тхэквондо»

Скачать 397.05 Kb.