Скачать 57.66 Kb.
Дата27.01.2018
Размер57.66 Kb.
ТипДоклад

Доклад: «Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня»




СОГБОУ Духовщинская специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа-интернат №1 VIII вида

Доклад:

«Физкультурно-оздоровительные

мероприятия в режиме учебного дня»

Учитель по физической культуре Цыгарева Оксана Фёдоровна

2010г.

Двигательная деятельность во всех её разнообразных формах – одна из наиболее важных функциональных систем в жизни ребёнка.



Исследования подтверждают, что современная организация учебного процесса приводит к тому, что биологическая потребность в движении многих детей удовлетворяется. Следует, прежде всего, обратить внимание на детей, поступающих в первый класс. Для ребёнка начало школьного возраста - критический период, когда «играющий» ребёнок превращается в «сидящего» ребёнка. Решить вопрос повышения двигательной активности призвана действующая программа физического воспитания учащихся. В программе значительное место отведено физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме учебного дня, включающим гимнастику до учебных занятий, физкультурные минутки до уроков, физические упражнения и подвижные игры на переменах.

Гимнастика до учебных занятий имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при её проведении. Это, прежде всего ограниченность времени и выполнение физических упражнений в школьной форме.

Гимнастика до учебных занятий является прекрасным организационным и мобилизационным фактором. Во время занятий происходит настройка всех функций и систем организма на необходимый режим, что постепенно приводит к повышению общей работоспособности.

Комплекс физических упражнений, согласно программе, должен состоять из четырёх-семи общеразвивающих упражнений. Он выполняется в течение 5-6 минут.

При составлении комплекса физических упражнений необходимо учитывать, с какого именно урока начинается учебный день, с той целью, чтобы в конце дать специальные упражнения, которые способствуют адаптации к началу конкретного урока. Так, если первый урок связан с письменной работой, целесообразно включить упражнения для развития мышц кисти, что поможет подготовить руку к процессу письма. Если первый урок чтение, то в комплекс следует включить упражнения, укрепляющие аппарат глаз. Эти упражнения широко применяются для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования. Особое внимание должно уделяться учащимся младших классов, у которых в это время глаза только приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и вместе с тем резко снижается общая двигательная активность. Учитывая, что длительное пребывание за партой в положении наклона туловища вперёд может способствовать искривлению позвоночника, необходимо включать физические упражнения, улучшающие осанку и препятствующие появлению «круглой спины».

Вот примерный комплекс упражнений до учебных занятий



Комплекс 1.

  1. И. п. – основная стойка руки на пояс. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра (30-40 шагов). Дыхание свободное.

  2. И. п. – стойка ноги врозь. Согнуть руки в стороны, пальцы в кулак, прогнуться – вдох. Вернуться в исходное положение, разжать пальцы – выдох. Темп медленный. Повторить 3-4 раза.

  3. И. п. – основная стойка. Наклон вперёд, коснуться пальцами носков ног – выдох. Повторить 5-6 раз.

  4. И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони вниз. Наклоны влево, вправо. Дыхание свободное. Повторить 6-7 раз в каждую сторону.

  5. И. п. – основная стойка. Присесть, коснуться пальцами пола - выдох. Вернуться в исходное положение – вдох. Повторить 4-5 раз.

  6. И. п. – стойка ноги врозь. Руки вверх, прогнуться – вдох. Вернуться в и.п. – выдох. Темп медленный. Повторить 6-8 раз.

  7. И. п. – стойка ноги врозь. Руки вперёд. Кисти пружинисто сжать в кулаки, затем разжать. Темп медленный. Повторить 15-20 раз.

Другие комплексы упражнений смотри в журнале «Начальная школа» №3 1987г.

Большое внимание в режиме учебного дня обращается на проведение физкультурных минут во время уроков. Они относятся к малым формам активного отдыха и проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения. Проводит её учитель или под его руководством ученик класса. Продолжительность её 2-3 минуты. Время начала физкультурной минуты определяет учитель, исходя из реакции учеников: ослабление внимания, появление беспокойства, разговоров.

Комплекс упражнений физкультурных минут состоит из трёх-четырёх несложных упражнений. Принимая во внимание, что первая естественная потребность организма при утомлении - желание потянуться, глубоко подышать, выпрямить спину, вначале даётся упражнение в потягивании, выполняемое в медленном темпе с глубоким дыханием. Затем идут наклоны или повороты туловища. Упражнения должны содействовать улучшению осанки, деятельности сердечно сосудистой системы. Упражнения ученики выполняют, сидя за партами или стоя у парт. До начала физкультурной минуты обязательно проветривается класс. Физкультурная минута – непременное условие поддержания здоровья школьников и улучшения усвоения ими учебного материала.

Следующая форма внеурочных физкультурно-оздоровительных мероприятий – физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах. Задачи данного мероприятия – восполнить дефицит двигательной деятельности детей, приобщить их к общедоступным физическим упражнениям и восстановить работоспособность.

У младших школьников учебная деятельность вызывает быстрое утомление, а двигательная деятельность сокращается до 50%. Лучшая форма активного отдыха для них – подвижные игры. Однако отсутствие у детей достаточного двигательного опыта и умения самостоятельно организовывать игры создаёт определённые трудности. Поэтому при организации игр большая ответственность ложится на руководителя. Учитель во время игр должен следить за состоянием детей. Игры по возможности проводить на свежем воздухе. Дети занимаются в повседневной одежде, в соответствующей обуви. Нельзя допускать, чтобы играм придавался характер урока физкультуры, с обязательным соблюдением нормативных требований, ибо это сковывает инициативу детей.

Начинать перемену следует с хорошо известной игры, чтобы не тратить на объяснение её условий много времени. По ходу игры в неё можно ввести дополнительное несложное задание.

Игры на переменах должны быть предельно простыми. Максимум детской инициативы, минимум условий, оценка по активности детей – это помогает поддерживать интерес к игре. Для проведения игр на перемене каждому классу желательно иметь постоянное место.

Исследования учёных позволили найти оптимальный режим физических нагрузок на перемене. Эти нагрузки должны быть на уровне малой и средней эффективности, не вызывать сильной утомляемости у детей. Игры повышенной интенсивности сильно возбуждают детей, поэтому их не рекомендуется проводить на перемене. После таких игр ребёнок нередко приходит на занятия возбуждённым, что может снизить работоспособность его в первой части урока.

Примерный перечень игр, которые можно использовать на больших переменах: «Совушка», «Отгадай, чей голос», «К своим флажкам», «Пустое место», «Прыгающие воробушки», «Быстро по местам», «Космонавты», «Гуси-Лебеди», «Два Мороза», а также эстафеты, как с предметами (мячами, прыгалками и т д.), так и без них. Описание игр смотри в журнале «Начальная школа» №3 1987г.

В программе физического воспитания определены физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме группы после уроков. К ним относятся ежедневные физкультурные занятия в объёме одного часа. «Час активного отдыха» проводится воспитателем.

В содержание «Часа активного отдыха» входят: ходьба с различными движениями рук, изменение длины шага и темпа; прыжки на месте, в длину, в высоту; упражнения с предметами (обруч, скакалка, мяч и др.).

Оздоровительный Эффект ежедневных физкультурных занятий во многом зависит от правильного дозирования нагрузки. Во время занятий следует внимательно следить за проявлением внешних признаков утомления детей.

При заметном утомлении (учащённое дыхание, вялость, нарушение координации, побледнение кожных покровов и т д.) надо дать ученику отдых или переключить его на другое занятие, без физической нагрузки.

Не следует допускать, чтобы в течение всего времени физических занятий дети находились в постоянном движении, необходимы короткие перерывы для отдыха. Чем моложе ребёнок, тем чаще должны повторяться паузы.



Дополнительно к этим занятиям рекомендуются прогулки, походы, экскурсии.

Литература: журнал «Начальная школа» №3 1987г.

Цыгарева О.Ф.