страница1/4
Дата18.10.2018
Размер1.2 Mb.
ТипЛекция

Дисциплина «культурология»


  1   2   3   4


Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

Бахова Наталья Александровна
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«АРТ-менеджмент»

Укрупненная группа 070000 «Культура и искусство»

Специальность 071401.65 «Социально-культурная деятельность»
Гуманитарный институт
Кафедра Рекламы и социально-культурной деятельности

Красноярск 2010



Раздел 1. Арт-менеджмент в системе современной науки об управлении: сфера искусства и технология менеджмента – 4 ч. аудиторной работы
Лекция 1.1. Арт-менеджмент в системе современной науки об управлении: сфера искусства и технология менеджмента – 2 ч. аудиторной работы.
План лекции:


  1. Предмет, содержание, задачи курса «Арт-менеджмент». Арт-менеджмент как самостоятельная сфера деятельности. Объем и содержание терминов «арт-менеджмент», «арт-индустрия».

  2. Арт-индустрия в условиях рыночных отношений. Основные составляющие управления в сфере искусства: цели и задачи, структура, закономерности, принципы, функции, методы.

  3. Специфика менеджмента в сфере искусства. Эволюция технологий арт-менеджмента.

  4. Структура дисциплины «Арт-менеджмент». Логика и последовательность прохождения тем. Структура и виды самостоятельной работы по дисциплине «Арт-менеджмент».



Содержание:



  1. Предмет, содержание, задачи курса «Арт-менеджмент». Арт-

менеджмент как самостоятельная сфера деятельности. Объем и содержание терминов «арт-менеджмент», «арт-индустрия».
Учебный курс «Арт-менеджмент» является одной из профилирующих дисциплин в подготовке менеджеров социально-культурной деятельности. Цель изучения дисциплины - позволить приобрести студенту такие компетенции в области управления в сфере искусства, которые он мог бы успешно реализовать в своей профессиональной, научной и социальной деятельности. В завершение курса студент должен освоить основы деятельности специалиста по созданию коммерческой фирмы в сфере искусства, этапы работы по созданию творческой программы, арт-продукции, специфику маркетинговой деятельности данной сферы. Студент должен овладеть знаниями законодательной базы в сфере арт-индустрии и уметь их применять на практике. В результате изучения дисциплины «Арт-менеджмент» студент заочной формы обучения должен: знать место арт-менеджмента в системе современной науки об управлении и социально-культурной сфере; нормативно-правовые основы арт-менеджмента и уметь их применять в профессиональной деятельности; исторические особенности формирования и развития и современную ситуацию на арт-рынке Европы, США, РФ; организационно-экономические условия арт-менеджмента; важнейшие тенденции развития современного российского и мирового арт-рынка; особенности рынка современных и классических произведений изобразительного искусства, рынка антиквариата, музыкального шоу-бизнеса и кино-рынка; уметь ориентироваться в ситуации на современном арт-рынке; принимать управленческие решения в соответствие с современной исторической и общественно-экономической ситуацией на мировом и российском арт-рынке; осуществлять руководство проектами и программами в области арт-менеджмента; организовать и провести презентационные мероприятия, направленные на продвижение креативных продуктов, идей в сфере искусства; владеть терминологическим аппаратом учебного курса «арт-менеджмент»; технологиями проектирования и планирования в сфере менеджмента искусства; технологиями аккумулирования и привлечения финансовых средств из различных источников; технологиями маркетинга в сфере искусства.

В настоящее время менеджмент стал неотъемлемой частью деятельности социокультурных учреждений, которые вместе с государственными, частными институтами и всем обществом погрузились в рыночные отношния, предъявляющие совершенно новые и жесткие требования к деятельности и управлению на всех уровнях – от небольшого провинциального клуба до федеральных органов управления культурой. В.М. Чижиков отмечает, что государственные учреждения культуры хотя и продолжают финансироваться из бюджета, тем не менее они вынуждены «вписываться» в рыночные отношения – искать способы заработать средства, привлекать спонсоров, инвесторов. Это означает, что социокультурная деятельность не может успешно развиваться без профессионального, компетентного управления и регулирования, требующего разработки новых способов подготовки студентов вуза и наиболее эффективных технологий обучения.

Одной из наиболее актуальных является проблема подготовки будущих специалистов сферы культуры и искусства в условиях интеграции в мировое общеобразовательное пространство на основе технологий арт-менеджмента. Неслучайно зарубежные ученые (Ф. Колбер, И. Эврар и др.) с появлением арт-менеджмента связывают рождение новой научной дисциплины, называя ее «наукой третьего тысячелетия».

Арт-менеджмент, как учебная дисциплина и определенный вид деятельности, имеет свою специфику. Чтобы сориентироваться в его сущности и содержании, рассмотрим в этом понятии две составляющие: «арт» /англ.art - искусство/- и «менеджмент» (англ. management – управление). Английское слово «арт» и различные производные от него («арт-критик», «арт-дилер», «арт-менеджер», «арт-дизайн», «арт-рынок») нередко употребляется отечественными специалистами социально-культурной деятельности. Следует учитывать, что приставка «арт», как первая составляющая сложных слов, соответствует двум значениям: 1) слову «артистический», например: арт-клуб, арт-салон, арт-шоу и др.; 2) слову «художественный», например: арт-директор, арт-проект и др., что указывает на определенную направленность, область деятельности.

Искусство, как особая система в контексте культуры, занимает центральное положение и является связующим звеном между утилитарно-практическим и духовно-теоретическим типами отношений. С одной стороны, оно граничит с наукой, философией, религией, моралью, т.е. формами общественного сознания, и через эстетическое содержание опосредует, «снимает» их проблематику в себе посредством художественно-образной формы. С другой стороны, искусство связано с продуктами материальной деятельности человека, вносит в них эстетико-духовное содержание, имеющее относительно самостоятельное значение, однако подчиненное, в конечном итоге, функциональному и конструктивному, практическому назначению вещи.
2. Арт-индустрия в условиях рыночных отношений. Основные составляющие управления в сфере искусства: цели и задачи, структура, закономерности, принципы, функции, методы.
Трансформация арт-индустрии за последние двадцать лет: от закрытого клуба для мировых элит в быстрорастущий сегмент потребительского рынка. Искусство приобретают сотни тысяч людей, информация о предметах коллекционирования более доступна, а наиболее ценные предметы искусства помимо потребительских свойств обладают способностью защищать капитал в периоды финансовой нестабильности, что привлекает на арт-рынок и профессиональных инвесторов. Обслуживающая мировой арт-рынок арт-индустрия стремительно растет и профессионализируется.

Арт-менеджмент - управление в сфере искусства; совокупность принципов, методов, средств по реализации возможностей предпринимательства сферы искусства. Основу менеджмента профессионального искусства составляет организация (театр, филармония, продюсерский центр и др.), эффективность которого зависит от правильно найденной модели, а также личности и профессиональной подготовки управляющего. Каждое направление арт-бизнеса имеет свои модели менеджмента и критерии его эффективности. Предпринимательство в сфере культуры не является исключением. В данной сфере существуют свои индикаторы эффективности процессов управления деятельностью организации.

Целями арт-менеджмента являются: пропаганда профессионального искусства, создание условий для творчества и профессионального роста исполнителей, развитие жанров профессионального искусства.
Структуру арт-индустрии составляют следующие организации: концертные компании - филармонии, концертные объединения и агентства, дирекции и центры концертного дела, самостоятельные художественные коллективы, концертные залы, а также иные предприятия и организации, предметом деятельности которых является организация и проведение концертных мероприятий; театрально-зрелищные предприятия - театры, цирки, цирки на сцене и т.д.; продюсерские и промоутерские компании; студии грамзаписи; предприятия развлекательно-зрелищной направленности; творческие объединения и агентства.

Структуру арт-индустрии составляют следующие организации: концертные компании - филармонии, концертные объединения и агентства, дирекции и центры концертного дела, самостоятельные художественные коллективы, концертные залы, а также иные предприятия и организации, предметом деятельности которых является организация и проведение концертных мероприятий; театрально-зрелищные предприятия - театры, цирки, цирки на сцене и т.д.; продюсерские и промоутерские компании; студии грамзаписи; предприятия развлекательно-зрелищной направленности; творческие объединения и агентства. В зависимости от характера собственности данные организации могут быть: собственниками материально-технических ресурсов, пользователями материально-технических ресурсов, владельцами и распорядителями материально-технических ресурсов. По составу учредителей данные организации могут выступать в качестве: государственных, муниципальных, частных, корпоративных. По характеру административно-правовой определенности могут быть: самостоятельными юридическими лицами, административно-правовой единицей в составе юридического лица, структурным подразделением в составе юридического лица, структурным подразделением в составе административной единицы, входящей в состав юридического лица. В соотнесении с другими подобными организациями могут выступать как: объединение юридических и (или) физических лиц, самостоятельный субъект. В зависимости от характера финансирования могут быть: бюджетными, хозрасчетными, но не коммерческими, предпринимательскими (коммерческими).По организационно-правовой форме подразделяются на: коммерческие, главной целью которых является получение прибыли в результате своей деятельности; некоммерческие, которые не зависят от финансового результата, и получение максимально возможной прибыли не является для них целью всей их деятельности. Основы финансово-хозяйственной деятельности организаций арт-индустрии определяются законодательными и нормативными актами, соответствующими той, или иной организационной форме, в которой создана и функционирует данная организация.


Управление в сфере профессионального искусства в целом представляет собой сочетание управления художественным процессом, организационной и экономической деятельностью; его целью является формирование благоприятных условий для созидания, пропаганды и распространения искусства, охраны авторских прав, достижение определенного оптимального финансового результата. Решение этих задач неразрывно связано с повышением культуры обслуживания населения, с созданием услуг для различных категорий населения.

Управленческая деятельность в организациях арт-индустрии осуществляется на четырех уровнях, регулируя при этом: отношение между обществом и организацией - через систему законодательных и нормативных актов, регламентирующих процессы создания, функционирования и ликвидации конкретной организации; отношение данных организаций друг с другом и другими предприятиями и учреждениями - через систему договоров; отношение между организацией и потенциальной аудиторией через систему маркетинга, ценообразования; отношение организации с входящими в ее состав художественными коллективами, структурными подразделениями и отдельными работниками - через систему договоров, распорядительных актов администрации организации. Сегодняшние концертные агентства являются преемниками крупных государственных организаций и компаний. С каждым годом число создаваемых концертных организаций неуклонно растет и географически расширяется. Подобный фактор зависит от увеличивающихся, с каждым годом, интересов и потребностей зрительской аудитории, а также экономических и финансовых возможностей регионов и уровня покупательской способности в них. Подобное явление нельзя назвать негативным так как: во-первых происходит насыщение рынка культурных услуг, во-вторых развивается индустрия культуры, в третьих не только удовлетворяются потребности аудитории, но и формируется новая система взаимоотношений субъектов шоу-бизнеса и государственных структур.

Функции арт-менеджмента: основные общие функции, которые связаны с управлением и организацией художественно-творческой деятельности (планированием, организацией, мотивированием, контролем); основные специфические функции, которые связаны с искусством (его предназначением и художественным потреблением). Духовные (идеологические) и практические (социально-организующие) функции.

Специфика интеграционных технологий арт-менеджмента основана на двух сторонах деятельности: эстетической и организационной. В центре такой профессиональной подготовки – качественная сторона изучения основ арт-менеджмента, основанная на принципах построения содержания, проблемно-диалоговой и интеграционной технологиях обучения.




3. Специфика менеджмента в сфере искусства. Эволюция технологий арт-менеджмента.
Менеджмент можно рассматривать с трех точек зрения: как научную дисциплину, поскольку она включает теоретическую основу (теория, принципы, методы), а также впитывает отдельные положения других наук (в конце ХХ века именно эта составляющая начинает играть доминирующую роль); как практику, поскольку задолго до теоретических изысканий были известны методики, стили руководства и управления коллективами людей, трудовыми процессами и целыми государствами; как искусство, поскольку осуществление руководства и управления как сфера деятельности требуют высокой степени умения и мастерства.

Термин «артменеджмент» (artmanagment) указывает на тот факт, что речь идет о сфере непромышленного производства (сфера услуг, здравоохранение, сфера искусства и т.д.). «Артменеджмент» трактуется как управление социально-экономическими процессами в (непромышленном производстве) в условиях рыночной экономики, с целью получения экономического эффекта.

Российский исследователь Г.Н.Новикова определяет арт-менеджмент как «управление процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных), продвижения на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов¸ режиссеров, исполнителей и организационных усилий коллектива организации (продюсерского центра, фирмы)». Говоря о менеджменте в культурно-досуговой индустрии, мы утверждаем, что нельзя ограничиваться утверждением того, что для него характерны те же особенности, что и для менеджмента другой области экономики. Использование технологий арт-менеджмента в культурно-досуговой индустрии имеет свою специфику, так как культурно-досуговый продукт существует как в вещественно-материальном, так и в невещественном виде (книги, диски, кинофильмы – с одной стороны, и спектакль, концерт, тематическая программа и т.п. – с другой). Культурно-досуговая индустрия предполагает создание и массовое тиражирование культурно-досуговых и развлекательных товаров и услуг. Основными ее составляющими следующие: развлекательная индустрия, интернет-индустрия, туристический, модельный, галерейно-выставочный, музыкальный и шоу-бизнес (в том числе цирки), индустрия аудио- и видеопродукции, спортивно-развлекательный бизнес (спортивные, рекреационные лагеря, горнолыжные курорты, базы отдыха и др.) и спортивно-зрелищная индустрия, игровая и образовательная индустрии (дополнительные обучающие курсы и др.), парковая индустрия, телевизионная и радиоиндустрия.

В постиндустриальном обществе искусство и досуг становятся стратегическим приоритетом современной экономики развитых стран именно потому, что сумели превратиться в мощную индустрию культурных и досуговых товаров и услуг. Как справедливо отмечает В.Е. Новаторов: «С развитием рыночных отношений культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в индустрию досуга». Культурно-досуговая индустрия представляет собой современную систему производства, распространения и продажи культурно-досуговых и развлекательных товаров и услуг. Во многих странах – Японии, США, Англии, Германии, Испании, Голландии, Италии, России, Франции и др. - сложились разветвленные культурно-досуговые индустрии. Удовлетворенность качеством организации своего досуга, доступностью тех или иных развлечений и форм досуга является для человека не только индикатором его социального положения, но и показателем развития экономики страны в целом и социально-культурной отрасли в частности. В конце 90-х британское правительство опубликовало открытый доклад, названный «Creative Industries Mapping Document» («Карта культурных индустрий»). Согласно приведенным там данным, «культурные индустрии» (которые представляют собой систему тиражирования культурного производства и превращения культурно-художественных продуктов в потребительскую ценность) давали места для работы более чем одному миллиону человек, что составило порядка 4% от всех занятых в стране.

В культурно-досуговой индустрии ведется активный поиск новых маркетинговых схем, позволяющих культурно-досуговой индустрии выходить из привычных рамок (например, тактика - "не публика доставляется к культурному и досуговому продукту, а продукт - к публике; тактика адресности и дифференцированности создаваемого досугового продукта). Одним из важнейших маркетинговых инструментов в культурно-досуговой индустрии становится комплексность услуг (культура плюс индустрия развлечений, плюс здоровье, плюс спорт и образование). Создаются многофункциональные культурно-развлекательные и рекреационно-досуговые центры для всей семьи. Главной целью фактически становится создание, продвижение и тиражирование культурно-досугового продукта и потребление его широкой аудиторией. Эта технология позволяет говорить именно об индустрии. Роль PR-технологий и рекламы колоссальна во всех областях. Но в культурно-досуговой индустрии они должны оцениваются особенно высоко. Главным маркетинговым рычагом в культурно-досуговой индустрии фактически становится продвижение. Основным фактором, определяющим успех развлекательного центра, является грамотно проведенное маркетинговое исследование и разработанная на основе концепция. В США, например, стоимость услуг консультантов оценивается в размере от 1% до 1,5% общего объема инвестиций на реализацию проекта в целом.

Новым является сращивание современного искусства и с индустрией СМИ, pr и музейно-галерейной инфраструктуры. Существующая индустрия производства и поддержания стилей жизни работает через форматы, задаваемые современным дизайном, архитектурой, технологиями, музыкой, и в него очень сложно вписать что-то отличное от современного искусства.


4. Структура дисциплины «Арт-менеджмент». Логика и последова-тельность прохождения тем. Структура и виды самостоятельной работы по дисциплине «Арт-менеджмент».

Раздел 1. Арт-менеджмент в системе современной науки об управлении: сфера искусства и технология менеджмента.
Разделы дисциплины: 1) Арт-менеджмент в системе современной науки об управлении: сфера искусства и технология менеджмента; 2) Арт-менеджмент за рубежом: прошлое, настоящее, будущее; 3) Российский арт-менеджмент в системе мировой арт-индустрии; 4) Управление производственными процессами в сфере арт-бизнеса; 5) Специфика отдельных видов арт-рынка в условиях развития современного российского общества.

Наиболее эффективным является полихудожественный подход в обучении студентов, что позволяет им приобретать базовые профессиональные навыки на основе разных видов искусства и художественно-творческой проектной деятельности. В этом случае «все виды искусства выступают как явления жизни в целом».

Следует отметить, что технологии арт-менеджмента основываются на идеях технологии мастерских, которую исповедует «Французская группа нового воспитания» (Ф. Селестен и др.), идеях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо, Л. Толстого, С. Френе, психологии гуманизма Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса.

В технологии арт-менеджмента, как и технологии мастерских, главное передавать способы работы, а не конкретные знания. Технологии арт-менеджмента предполагают: - организацию совместных действий, ведущую к активизации образовательного процесса; - распределение начальных действий и операций, обуславливающих особенности изучаемого объекта; - коммуникацию, общение, благодаря которым планируются условия деятельности и выбор соответствующих способов действия; - обмен способами действия, который задается необходимостью получения совокупного творческого продукта деятельности; - взаимопонимание, которое диктуется характером включения студентов в совместную деятельность; - рефлексию, через которую устанавливается отношение участников к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Особенной методикой арт-менеджмента является метод проектов. В этой связи художественное проектирование рассматривается автором как один из важных методов развития творческого воображения студентов вуза в процессе обучения. В художественном проектировании сама по себе идея играет синтезирующую роль по отношению ко всему проекту, его частям и деталям, воплощаясь в художественном замысле. Формирование идеи (замысла) составляет основу художественного проектирования, находящую отражение в постановке генеральной (конечной) цели, что требует от студентов владения навыками анализа социокультурной ситуации, поиска адекватного решения проблем, волнующих общество, неустанной работы над саморазвитием и расширением художественно-эстетического опыта, формирующегося мировоззрения, ценностно-ориентационной направленности личности и др.

Технологии арт-менеджмента состоят из ряда заданий, которые направляют работу студентов в нужное русло, но внутри каждого задания они абсолютно свободны и вынуждены осуществлять собственный выбор формы художественно-творческой деятельности, средств для достижения цели и т.д. В этом заключаются особенности содержания технологий арт-менеджмента. В этой связи инновационные технологии арт-менеджмента в вузе помогают раскрыть возможности становления профессиональной компетентности личности студента, которые в учебно-воспитательном процессе не только не исчерпаны, но и создают особую художественную среду, сквозь призму которой глубже осознаются ценностные ориентации и значение художественно-творческой деятельности.

Внедрение современных технологий арт-менеджмента в систему высшего образования предполагает: 1) выдвижение на первый план творческих продуктивных заданий; 2) «погружение» в художественно-проектную деятельность с последующей обработкой отдельных элементов и действий; 3) следование творческих заданий логике возрастающей креативности, познавательной и развивающей значимости; 4) побуждение к самореализации в профессиональной деятельности, выдвижению новых целей и творческих замыслов.

В последние десятилетия XX - нач. XXI вв. повысились требования к профессиональной деятельности и ответственности за социальные результаты в области менеджмента в сфере культуры и искусства. Не случайно в исследованиях современных ученых арт-менеджмент рассматривается как своеобразная культура управления, присущая развитой гуманистической цивилизации (Алексеевский В.С. Социокультурная концепция общей теории менеджмента// Менеджмент в России и за рубежом. №2. –М.,2004.С.24).

Арт-менеджер имеет достаточно широкое поле деятельно­сти, поскольку художественно-творческий продукт очень много­образен. Под ним можно понимать и произ­водство разнообраз­ных шоу-программ, концертов, фестивалей, конкурсов, клубных ве­черов, организацию показа мод, выставок художественных произведений, произ­водство кино-, аудио- и видеопродукции и мн.др. Однако, как отмечают ученые, сложившийся социально-политический и культурно-психологический контекст господствующей культуры определил характерные черты массофицированной личности. К ним можно отнести социальную дезориентированность относительно ценностей и приоритетов даже жизненно важного плана (цель и смысл жизни, жизненный идеал и т.д.) (Самохвалова В.И. Массовая культура в современном социуме //Массовая культура - М., 2004, с. 69). В данном случае эстетическое, входя в жизнь, утрачивает многие свои качества, а искусство утрачивает свою традиционную специфику и духовность, адаптируясь к повседневности.

Изменение в сложившейся ситуации видится нам через подготовку специалистов нового поколения (в условиях освоения арт-менеджмента), способных направить свою профессиональную деятельность на регулирование процессов в сфере культуры и искусства и влиять на экономическую, политическую, социальную и духовную составляющую жизни общества. Следует отметить, что обучение основам арт-менеджмента помогает раскрыть не только возможности становления профессиональной компетентности личности студента, но и создать особую художественную среду, сквозь призму которой глубже осознаются ценностные ориентации, значение искусства и художественно-творческой деятельности в жизни каждого человека.



Лекция 1.2. Арт-менеджмент за рубежом: прошлое, настоящее, будущее. История формирования и развития арт-индустрии в Европе и США – 2 ч. аудиторной работы
План лекции:


  1. Исторические аспекты и тенденции становления арт-индустрии за рубежом. Трубадурское движение во Франции. Написание музыки под заказ, жанровое разнообразие песен, наемные певцы, бродячие артисты. 18 в. – появление мюзик-холлов, варьете, кабаре, министрел-шоу. «Театр Монтасье». Театр «Водевиль». Рождение джаза. Становление рок-музыки. Рок-оперы.

  2. Три этапа развития арт-рынка. Зарождение арт-рынка в Англии в конце XVII века. Второй период развития арт-рынка – зарождение матрицы арт-рынка, расширение арт-рынка. Третий период развития арт-рынка – признание авангарда «платежеспособным», усиление роли арт-критика.


Содержание:
1. Исторические аспекты и тенденции становления арт-индустрии за рубежом. Трубадурское движение во Франции. Написание музыки под заказ, жанровое разнообразие песен, наемные певцы, бродячие артисты. 18 в. – появление мюзик-холлов, варьете, кабаре, министрел-шоу. «Театр Монтасье». Театр «Водевиль». Рождение джаза. Становление рок-музыки. Рок-оперы.

Арт-индустрия (от лат. art-, industria – деятельность) - сфера деятельности, сектор арт-рынка, включающий в себя производство, сбыт произведений искусства и услуг в сфере культуры, сопряжённые секторы и потребительскую аудиторию.

Трубадурское движение во Франции (конец XI в.): написание музыки под заказ; Основной вид лирики трубадуров - canso-«песня» (кансона) в несколько строф, с «посылкой» (tornada) вместо припева; жанровое разнообразие песен (от сюжетов любовной лирики до воспевания боевых подвигов военноначальников); наемные певцы, бродячие артисты (жонглеры), зазывалы.

Постепенная профессионализация трубадурского мастерства и стандартизация формальной стороны трубадурской поэзии в ее классический период. Трубадурское движение во Франции (конец 11 в.) выступило носителем новой общественной идеи. Его особенностью было написание музыки под заказ, жанровое разнообразие песен от сюжетов любовной лирики до воспевания боевых подвигов военноначальников. Распространяли музыкальное творчество наемные певцы и бродячие артисты. Сатира на городской быт и нравы, острые шутки на политические темы, критическое отношение к власти, куплеты, комические сценки, прибаутки, игры, музыкальная эксцентрика явились зачатками будущих эстрадных жанров, родившихся в шуме карнавальных и площадных увеселений. Зазывалы, которые при помощи прибауток, острот, веселых куплетов сбывали любой товар на площадях, рынках, в последствии явились предшественниками конферанса. Все это носило массовый и доходчивый характер, что и явилось непременным условием существования всех эстрадных жанров. Все средневековые карнавальные артисты не играли спектаклей. Основой представления была миниатюра, что отличало их от театра, главной особенностью которого являются элементы, связывающие действие воедино. Эти артисты не изображали персонажей, а всегда выступали от собственного имени, напрямую общаясь со зрителем. Это и сейчас основная, отличительная черта современного шоу.

Появление различных развлекательных заведений XVIII век: мюзик-холлы, варьете, кабаре, министрел-шоу (синтез ярморочных и карнавальных представлений); особый уровень исполнительского искусства (открытость, лаконизм, импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность); театр Монтансье - культурно-развлекательный центр (варьете) - соединил в себе музыкальное, театральное и цирковое искусство. театр «Водевиль» (1792 г.). Репертуар театра составляют комедийные пьесы, в которых чередуются диалоги с куплетами, песнями и танцами; кабаре (увеселительное заведение, сочетающее в себе песенно-танцевальный жанр развлекательного характера) и оперетта.

Взарубежных странах появились различные развлекательные заведения - мюзик-холлы, варьете, кабаре, менестрель-шоу, которые соединили в себе весь опыт ярморочных и карнавальных представлений и явились предшественниками современных зрелищных организаций. С переходом многих уличных жанров в закрытые помещения стал формироваться особый уровень исполнительского искусства, так как новые условия требовали более сосредоточенного восприятия со стороны зрителя. Сформировавшаяся во второй половине 19 века деятельность кафе - шантанов, кафе - концертов, рассчитанных на небольшое количество посетителей, позволила развиться таким камерным жанрам, как лирическое пение, конферанс, сольный танец, эксцентрика. Успех таких кафе вызвали появление более крупных, зрелищных предприятий - кафе-концертов, как, например «Амбассадор», «Эльдорадо» и другие. Данной форме показа номеров были свойственны такие качества, как открытость, лаконизм, импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность. В это время Франция приобретает статус культурно-развлекательнго центра. «Театр Монтасье» (варьете) - соединил в себе музыкальное, театральное и цирковое искусство. В 1792 г. большую популярность приобретает театр «Водевиль». Репертуар театра составляют комедийные пьесы, в которых чередуются диалоги с куплетами, песнями и танцами. Большой популярностью пользовались кабаре (увеселительное заведение, сочетающее в себе песенно-танцевальный жанр развлекательного характера) и оперетта. Развиваясь как искусство праздничного досуга, эстрада всегда стремилась к необычности и разнообразию. Само ощущение праздничности создавалось за счет внешней зрелищности, игры света, смены живописных декораций, изменение формы сценической площадки.

Джаз (англ. Jazz) возник в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур. Характерные черты музыкального языка: импровизация, полиритмия, уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры (свинг). Культурно-развлекательный центр переносится в Америку. Особой вехой этого периода явилось развитие джаза: джаз становится частью культуры клубов, особый дизайн концертных залов, первые афиши, плакаты, фотографии «звезд». Несмотря на то, что джазовая музыка зародилась в капиталистическом обществе, где основой экономических отношений являлся рыночный механизм, этот музыкальный жанр, не имея широкой популярности и, зачастую, не приносящий коммерческого успеха, тем не менее выступал общепризнанным социокультурным феноменом современности. В джаз - дансингах - залах для танцев звучала джазовая и стилизованная под джаз танцевальная и развлекательная музыка в исполнении больших оркестров. Джаз - клубы представляли собой большую танцевальную площадку со сценой для выступления музыкантов. Обязательными атрибутами джаз - клуба являлись бар и ресторан.
Бигбэнды выступали в сопровождении джаз - балета, артистов оригинального жанра. Концертные выступления носили характер шоу.
С отменой сухого закона в Америке усилился подъем индустрии развлечений. Наряду с клубами, имевшими узкую направленность, открылось огромное количество клубов типа - мюзик - холл. Джаз становится основой для постановок мюзиклов. Этот период расцвета коммерческой стилизованной джазовой музыки рождает джазовые стандарты, являющиеся основой, хрестоматийной классикой традиционного джаза, широко используемые как темы для импровизации. Город Новый Орлеан, сыгравший значительную роль в формировании джаз - клубов на протяжении долгого времени, начиная с конца XIX века стал центром клубной жизни штата Луизиана.
Новый Орлеан был городом клубов различного назначения. Клубы выступали как общественные институты, добровольные объединения групп людей определенной социальной и этнической принадлежностью с целью общения, связанного с различными интересами и потребностями в совместной деятельности, включающей в себя совместное музицирование не только на любительском, но и на профессиональном уровне.

Повсеместно стала распространяться система арт - менеджмента в области джазового искусства, а также джаз - агентства, музыкальные биржи. Традиции антрепренерства. С развитием и становлением джазового искусства через систему клубных досуговых учреждений постепенно формируется соответствующее направление в системе специального музыкального образования в государственных и частных учебных заведениях США и Европы. Открываются факультеты композиции с обязательным углубленным изучением основ импровизации при консерваториях, университетах, музыкальных колледжах, и академиях изящных искусств. Джаз как социально-культурный феномен начинают подробно изучать на факультетах культурологии, социологии культуры, искусствоведения. Благодаря этому прогрессивному явлению за рубежом появляется Концертный джаз, как одна из форм клубной деятельности, а также создаются профессиональные клубы джазовых музыкантов за рубежом. В 20-е годы большой популярностью пользовались концертные обработки песенных, танцевальных и джазовых мелодий, исполнявшиеся т.н. оркестрами симфоджаза. В этот же период возникает самобытный концертный джазовый стиль, разработанный Дюком Эллингтоном и музыкантами его оркестра. Специальный дизайн интерьера, создавал особую неповторимую атмосферу и ауру джаз - клуба, и отражающую имидж заведения. Аксессуарами интерьера являлись личные вещи, фотографии, музыкальные инструменты популярных исполнителей, представляющие антикварную ценность. Чем больше были коллекции личных вещей, принадлежавших знаменитости, тем престижнее был уровень заведения. При выступлении джазмены строго придерживались музыкальной стилистики, на которую была ориентирована деятельность клуба. В последствии джаз распространился во всех странах Европы.

Развитие кинематографа произвело ошеломляющий эффект по всему миру, в последствии становясь непосредственным атрибутом любого общества. С конца 1880-х-начала 1900-х годов он тесно соседствует с формирующейся отечественной эстрадой, как заведение и как зрелище является непосредственным продолжением балагана. Ленты перевозились из города в город предпринимателями на фургонах вместе с проекционной аппаратурой. Отсутствие электричества тормозило развитие кинематографа на значительной территории страны. Учитывая этот факт, предприниматели приобретают небольшие переносные электрические станции, которые значительно расширили возможности кинопроката.

Середина 20 в. - становление рок-музыки. Первые рок-оперы - музыкально-драматического жанра, основой которого является стилистика рок-н-ролла: 1. Сочетание диалогов с танцевальными эпизодами, специфической пластикой, вокалом, эксцентрическими приемами звукового оформления и светотехники; 2. Рок-опера объединена общим сюжетом, однако каждая композиция может восприниматься как отдельное произведение; 3. Сочетание рок-музыки, фольклора и джаза; 4. Переосмысление мифологических и библейских сюжетов (И. Христос-хиппи, бунтарь, бросивший вызов обществу).


Конец 20 в. ознаменовался развитием поп-рок-музыки, сочетающей все направления эстрадного искусства; соединяющей и создающей новые музыкальные стили, вбирающей все виды художественной культуры и современнго творчества.

  1. Три этапа развития арт-рынка. Зарождение арт-рынка в Англии в конце XVII века. Второй период развития арт-рынка – зарождение матрицы арт-рынка, расширение арт-рынка. Третий период развития арт-рынка – признание авангарда «платежеспособным», усиление роли арт-критика.

Зарождение арт-рынка в Англии (конец XVII века). Художественный рынок – система экономических и культурных взаимоотношений в сфере изобразительного искусства, при которых формируются спрос и предложение на предметы искусства, определяется их эстетическая ценность и материальная стоимость.

Буржуазная революция способствовала формированию рыночной экономики; протестантская этика раннего капитализма; появление рынка искусства; статус художника определялся торгами, то есть показателем, состоящим из цены на работу и количества проданных работ; влияние на национальные арт-рынки Голландии, Германии и США. Точная дата возникновения арт-рынка 21 июня 1693 года, когда в Банкетном доме в поместье Уайтхолл Лордом Мелфордом был организован большой аукцион по продаже произведений искусства. В первой половине XVIII века такие аукционы стали одним из развлечений британской аристократии.

Развития арт-рынка в середине XIX века: зарождение матрицы арт-рынка (создается структура художественного рынка: дилеры, торговцы произведениями искусства, выставки и галереи, распродажи и аукционы, издание каталогов и специальных журналов, реклама); появляются коллекционеры, художественные критики, музейные специалисты.

Расширение арт-рынка. Со второй половины XIX века происходит раделении арт-рынка на две сферы – сферу продаж мастеров прошлого и сферу продаж современных авторов. Изменился класс потребителей дорогостоящего искусства (аристократия и богатые представители буржуазии)

Признание авангарда «платежеспособным», усиление роли арт-критика XXI век. Новая волна подъема арт-рынка: виртуализация рынка, появление новых видов искусства, виртуальные аукционные системы, определяются центры мирового художественного рынка (Лондон, Нью-Йорк, Токио).



  1   2   3   4