Дата04.09.2019
Размер50.5 Kb.

Дидактические модели организации учебного процесса с применением интернет-технологий в вузе



Н.В. Косова
Дидактические модели организации учебного

процесса с применением Интернет-технологий в вузе
Применение новых Интернет-технологий (ИТ) позволяет сегодня использовать разнообразные по форме и содержанию методы работы со студентами. При включении в образовательный процесс информационных технологий, в частности возможностей Интернета, основной упор делается на самостоятельную деятельность обучающегося.

Особенности разработанных дидактических моделей определяются не только тщательной проработкой механизмов включения ИТ в учебный процесс, но и анализом возможностей ИТ с точки зрения решения дидактических задач. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение студентов, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения.

On-line энциклопедии, справочники, самоучители, образовательные курсы – все можно отнести к объектам пассивного обучения, поскольку какой бы степенью интерактивности не был бы наделен образовательный ресурс, он все же представляет собой результат творческой деятельности автора, либо авторского коллектива и активной переработки подаваемого материала, который уже заключает в себе строгие рамки, требующие от студента определенных навыков работы. По-настоящему же активной исследовательской работы, ведущей к творческому восприятию материала, к его систематизации, разного рода открытиям, приводящим к подлинному знанию, данные ресурсы предоставить не могут.

В этом плане крайне интересна идея разработки студентом собственного образовательного Интернет-проекта, разработанного самим студентом, куда входят его собственные результаты исследования, их систематизация, попытка создания авторского учебника. Не традиционный реферат, а собственное исследование вопроса (темы) с последующей публикацией в Интернете для всеобщего пользования – вот еще один оригинальный способ актуализации творческих способностей индивидуума и возрастания доли самостоятельно творческого мышления обучающегося.

Для того чтобы созданная обучающим или студентом разработка после публикации в Интернете была по-настоящему востребована, она должна отвечать некоторым общеизвестным принципам: своей актуальностью и новизной.

Использование Интернет-технологий при обучении студентов – это качественно новый этап в инновационных формах организации учебного процесса. Психологический аспект проблемы информационного обучения связан, прежде всего, с углубленным анализом деятельности как основного механизма достижения преподавателем и студентами тех или иных конкретных учебных целей, а дидактический аспект предлагает выявление и использование закономерностей самого процесса обучения, переосмысление этих закономерностей с учетом специфических условий информатизации.

В процессе профессиональной подготовки будущих специалистов можно использовать опыт использования Интернет-технологий, традиционные методы обучения: проведение лекционных, практических и лабораторных занятий, функции преподавателя на лекциях, который обязан давать концептуальные основы, связанные с развитием и функционированием Интернета, иллюстрируя изложение материала доступными и наглядными примерами.

Рассматриваются возможности, которые должны иметь студенты при получении информации об аппаратном, программном и информационном обеспечении использования Интернета. Изложение курса анализируется, начиная с освещения вопросов глобального характера – истории и тенденций развития Интернета, а далее логически переходит к проблемам аппаратного (технического) и программного обеспечения.

Основным элементом учебного процесса в вузе становится не только знание, но и информация, а в качестве нового средства обучения выступает компьютер, подключённый к глобальной сети Интернет. В этих условиях с учетом информатизации образования возникает вопрос о взаимодействии традиционных и новых средств обучения. Такой подход позволяет нам пересмотреть новую парадигму образования и прийти к ее усовершенствованной форме, при которой компьютер и учебник параллельно используются в учебном процессе.

Также можно использовать обучающие программные средства, требующих, как известно, значительных материальных и временных ресурсов, что в конечном итоге приводит к появлению большого количества разнородных по стилю, не стыкующихся друг с другом учебных программ для решения отдельных узких вопросов по той или иной теме. Общим недостатком большинства таких программ является эксплуатация лишь иллюстрирующих и тестирующих возможностей компьютера и узкие рамки реализованных алгоритмов, не позволяющих студенту решать задачи творчески, а поэтому недостаточно реализующие и развивающие его интеллектуальный потенциал.

В качестве основных резервов повышения эффективности процесса профессиональной подготовки будущих специалистов с использованием Интернет-технологий рассматриваются различные методы, формы и средства организации обучения в рамках изучаемых дисциплин. Использования Интернет-технологий, практическое применение которой неизбежно включает познавательную деятельность студентов, обеспечивающую не только определенную систему знаний, но и необходимый развивающий эффект, а также способствующую общекультурной подготовке студентов, формированию у них информационной и правовой культуры способствующее личностно-ориентирован-ному развитию будущего специалиста.

Обучение будущих специалистов есть дидактическое целесообразное сочетание обучения общекультурным знаниям и деятельности, присущей специальным дисциплинам, с применением Интернет-технологий. Применение Интернет-технологий выступают как мощный помощник преподавателю в управлении познавательной деятельностью студентов, реализации открытого образования и личностной направленности процесса обучения, позволяющими сделать образование информационно полным, доступным и распределенным. При проектировании модели обучения использовали положение, согласно которому основу проектирования дидактических процессов личностно-развивающего Интернет-образования составляют представления о целостности, дидактической системы, основным системным фактором которой является цель – развитие личности, а основным принципом функционирования – единство социальных, информационных и личностных задач образования.

Главное – сформировать у студента Интернет-ориентированный способность мышления, научить использовать информацию для самообразования, повышения квалификационного уровня, решения возникающих правовых проблем и задач. Студент имеет возможность: использовать систему поиска информации, анализировать доступные ресурсы, выбирать по определенным признакам нужные ресурсы, обрабатывать информацию в больших объемах за сравнительно малый промежуток времени, передавать информацию и обмениваться ресурсами с субъектами обучения

Дидактические модели проведения занятий с применением Интернет-технологий и мультимедийных средств в вузе базируются на дидактических принципах: распределенности образовательных ресурсов, авторского участия в учебном процессе, интерактивности, мультимедийного представления учебной информации. Особенности разработанных дидактических моделей определяются не только тщательной проработкой механизмов включения ИТ в учебный процесс, но и анализом возможностей ИТ с точки зрения решения дидактических задач.



Применение Интернет-технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к студентам с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение студентов, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Дидактические модели организации учебного процесса с применением интернет-технологий в вузе