Скачать 377.2 Kb.
страница1/4
Дата12.12.2017
Размер377.2 Kb.
ТипРеферат

Департамент образования города москвы государственное бюджетное профессиональное


  1   2   3   4

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«КОЛЛЕДЖ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова»


«Системно-структурные схемы анализа техники легкоатлетических видов спорта и методические карты обучения технике этих видов как средство повышения эффективности процесса обучения»

Автор: Волченков Пётр Николаевич, преподаватель физической культуры высшей

квалификационной категории ГБПОУ КСТ

Москва


2014


Аннотация

Данная методическая разработка посвящена проблеме повышения эффективности процесса обучения при изучении темы «Лёгкая атлетика» учебной дисциплины «физическая культура».

В ней приведены методические карты обучения технике легкоатлетических видов спорта, разработанные на основе системно-структурного анализа этой техники, которые позволяют значительно совершенствовать учебный процесс и повысить качество обучения по предмету.
Разработка адресована преподавателям физического воспитания учреждений среднего профессионального образования, учителям физической культуры общеобразовательных школ, тренерам ДЮСШ, обучающимся и тем, кто занимается физической культурой самостоятельно.







Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………4

1. Типовая схема обучения и последовательность изучения техники легкоатлетических видов спорта…………………………………………………………….....6

2. Системно-структурный анализ техники легкоатлетических видов спорта……….8

2.1. Спортивная ходьба………………………………………………………………………………..9

2.2. Бег на средние дистанции……………………………………………………………………… 10

2.3. Бег на короткие дистанции……………………………………………………………………...11

2.4. Эстафетный бег…………………………………………………………………………………..12

2.5. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»…………………………………………13

2.6. Прыжок в высоту способом «перешагивание»………………………………………………..14

2.7. Метание гранаты…………………………………………………………………………………15

3. Методические карты обучения технике легкоатлетических видов………………16

3. 1.Спортивная ходьба……………………………………………………………………………….17

3.2. Бег на средние дистанции………………………………………………………………………..18

3.3. Бег на короткие дистанции……………………………………………………………………...20

3.4. Эстафетный бег…………………………………………………………………………………..21

3.5. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»………………………………………….22

3.6. Прыжок в высоту способом «перешагивание»………………………………………………23

3.7. Метание гранаты…………………………………………………………………………………25

4. Заключение……………………………………………………………………………………....27

5. Информационное обеспечение……………………………………………………………..28

Введение.

Необходимость обеспечения качественной реализации государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования активизировала поиск путей повышения эффективности образовательного процесса и качества подготовки специалистов. Интенсивно обновляются содержание образования, технологии обучения, формы организации учебного процесса. Значительно возрос интерес преподавателей к проблеме учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Педагогическая практика убедительно доказывает, что его качество и результативность существенно повышаются, если данный процесс обеспечивается комплексно.

Цель данной методической разработки - оказание помощи преподавателям физического воспитания в создании и применении методических карт обучения технике отдельных лёгкоатлетических видов спорта, созданных на основе системно-структурного анализа этой техники и представляющих собой комплекс физических упражнений по принципу увеличения их сложности. Автор разработки считает использование методических карт актуальным и необходимым, рассматривая их средством повышения эффективности учебного процесса по предмету «физическая культура».

Именно легкая атлетика по популярности является одним из самых массовых видов спорта. Она рассматривается, прежде всего, в качестве наиболее часто используемого бега в оздоровительных целях и в то же время является одной из изучаемых тем учебной дисциплины.

При создании разработки перед автором стояли задачи:

1.   изучить литературу по основам разработки методических карт;

2.   спроектировать схемы анализа техник отдельных видов лёгкой атлетики;

3.   разработать методические карты выполнения данных техник

Создавая учебно-методические материалы, обеспечивающие высокое качество отработки основных легкоатлетических упражнений, следует учитывать:

·     предельный их объем и оптимальные затраты времени на их выполнение;

·     порядок их выполнения с целью дальнейшего совершенствования каждого из упражнений в любом из видов лёгкой атлетики («от простого к сложному»).

СХЕМА (от греч. schema - наружный вид, форма) - описание, изложение чего-либо в общих, главных чертах.

Системно-структурные схемы анализа техники легкоатлетических видов спорта (ЧЕМУ учить?) – это выстроенная структура целостного движения, включающего в себя соподчинённые стадии действий – подготовительную, основную, заключительную. Для обучающихся при этом выстраивается система алгоритмических заданий, наиболее эффективным образом подводящая их к функциональной и технической готовности выполнить упражнение.

Проанализировав открытые электронные источники информации по проблеме применения системно-структурного анализа техники легкоатлетических видов, автор данной разработки пришёл к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы (схемы) анализа пока не существует. Следовательно, автором предлагается свой вариант данного вида анализа техники.

В этом проявляется новизна методической разработки.

Методическая карта обучения технике (КАК учить?) – современная форма планирования учебного занятия и педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Исходя из данного определения, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании методической карты:

- необходимость описания всего процесса деятельности;

- указание операций, их составных частей.

В структуре методической карты урока необходимо предусмотреть следующие возможности:

- тщательное описание каждого этапа деятельности по отработке техники упражнений;

-максимально полное отражение последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату.

Проанализировав имеющиеся в распоряжении автора разработки источники информации по проблеме разработки методической карты по предмету «физическая культура», был сделан вывод об отсутствии унифицированной, устоявшейся формы подобной карты. Следовательно, автором в разработке даётся свой вариант структуры методической карты.

Данная методическая разработка позволит преподавателю правильно построить свою педагогическую деятельность и эффективно организовать процесс обучения в рамках раздела программы «Лёгкая атлетика», существенно сократить время на подготовку к занятиям.

Обучающимся данная учебно-методическая разработка пригодится для самостоятельного изучения и выполнения упражнений с целью совершенствования своих умений и навыков в домашних условиях.

Приводимые в разработке методические карты также могут быть использованы и на этапе контроля при проверке знаний и умений, полученных в ходе обучения.

1. Типовая схема обучения и последовательность изучения техники легкоатлетических видов спорта.

При обучении технике сложных движений используется как метод обучения в целом, так и метод обучения упражнению по частям. Обобщение опыта работы по лёгкой атлетике позволило установить общие педагогические положения в типовой схеме обучения технике легкоатлетических упражнений, состоящей из трёх этапов.

На первом этапе основной задачей является создание у обучающегося правильного представления о технике данного упражнения. Для решения этой задачи применяются такие средства как объяснение упражнения, показ техники выполнения, подготовительные упражнения.

На втором и третьем этапах основной задачей является овладение техникой основного звена упражнения, его деталями и техникой упражнения в целом с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Для этого используются такие средства как специальные подготовительные упражнения для овладения основным звеном, выполнение упражнения в упрощённом виде, обращая внимание на главную фазу, на детали; изучение упражнения в целом; выполнение различных вариантов изучаемого упражнения.

В легкой атлетике много видов с простой (бег) и сложной (прыжки в высоту) техникой исполнения соревновательного упражнения. Существует определенная последовательность в обучении технике легкоатлетических видов.

Овладение легкоатлетическими упражнениями должно начинаться с наиболее доступных видов ходьбы и бега, которые способствуют развитию физических качеств и необходимых навыков, на основе которых можно изучать более сложные виды лёгкой атлетики. Так, изучение бега целесообразно начинать с овладения техникой бегового шага в беге на средние дистанции. Первое обучение технике бега на средние дистанции говорит само за себя – здесь и амплитуда движений, степень усилий, координационная и психическая сложность техники относительно низкие, довольно проста и структура движений. Затем переходить к изучению техники бега с большей скоростью, т.е. бега на короткие дистанции с учётом особенностей бега со старта, на вираже, на финише и т.п. Далее изучать технику эстафетного бега, бега с барьерами и др.

Так как прыжки предъявляют почти одинаковые требования по реализации двигательных качеств, то на последовательность обучения будут влиять техническая сложность и психическая напряженность вида. Обучение технике прыжков начинают с прыжков в длину способом «согнув ноги» и в высоту способом «перешагивание», а затем на их основе идёт освоение более сложных разновидностей этих видов (например, прыжок в длину способом «ножницы»), тройного прыжка и др. Изучение прыжка в длину начинают с освоения основных элементов (выполнение отталкивания в сочетании с полётом в шаге).

Метания по своей структуре — упражнения ациклического характера, но они будут различаться технической сложностью и психической напряженностью вида. Ациклические движения – процесс, представляющий собой стереотипно следующие друг за другом фазы движений, имеющих четкое завершение и не обладающих слитной повторностью циклов. В первую очередь изучаются такие виды, как метание малого мяча и метание гранаты.

При обучении новым видам лёгкой атлетики нет необходимости останавливаться на ранее изученных элементах – в данном случае они только совершенствуются.

2. Системно-структурные схемы анализа техники легкоатлетических видов спорта.

Техника выполнения движений – наиболее рациональный и эффективный способ выполнения спортивного упражнения.

Спортивную технику нередко характеризуют только внешней стороной (формой) движений. Это неправильно. Выполнение легкоатлетического упражнения всегда связано с сознанием спортсмена, с проявлением им волевых и физических качеств, с определенными навыками, с уровнем функциональной подготовленности органов и систем, с двигательной деятельностью в определенных условиях внешней среды.

Следовательно, говоря о технике легкоатлетических упражнений, следует иметь в виду не только координацию движений легкоатлета, но и координацию всей его психической и физической деятельности в конкретных условиях внешней среды. Важно понимать, что техника спортсмена, прыгающего в высоту или длину, метающего снаряд или бегущего 100 м, – это, прежде всего двигательная деятельность живого, чрезвычайно сложного организма спортсмена, со многими функциональными системами и структурами построения движений.

В системе движений различают составляющие её элементы; их выделяют как элементы пространственные и временные.

  1   2   3   4