Скачать 112.43 Kb.
Дата08.04.2018
Размер112.43 Kb.

Цикл бесед для родителей



ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа № 33 города Ставрополя»
http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=292035203-21-72 http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=116914652-39-72
ЦИКЛ БЕСЕД ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«Здоровье детей – в ваших руках»

Подготовил:
учитель физической культуры

Вайчикаускас А.А.


г. Ставрополь, 2016 г.

БЕСЕДА № 1
«Как воспитать здорового ребенка»
Здоровое и счастливое детство — это детство, которое дружит с физкультурой и спортом. Движение — жизнь. Как часто мы слышим эту фразу! Но движение — это и радость. Радость от удовлетворения естественной потребности двигаться, от познания окружающего мира, от преодоления собственного «я», от сознания, что тело подчиняется разуму и воле человека. Физические упражнения способствуют развитию и совершенствованию растущего организма детей. При их выполнении находит свое яркое выражение единство физической и психической деятельности человека.

В наш век умственный труд все больше вытесняет физический. Именно поэтому возрастают требования к физическому развитию человека. К напряженному умственному труду нужно готовить ребенка с ранних лет. Занятия физической культурой укрепляют не только мышцы, но и нервы, повышают скорость ответной реакции организма, обеспечивают более надежную работу мозга.

Пусть вначале стимулом для родителей будет простая мысль: «Это необходимо моему ребенку!» Пройдет несколько лет, и станет очевидным, насколько это полезно.

К сожалению, приступить к регулярному, направленному физическому воспитанию ребенка заставляет родителей, как правило, его слабое здоровье. Таких детей, конечно, меньше, чем развивающихся нормально, но физическая выносливость, сопротивляемость организма утомлению и болезням не остается неизменной, раз навсегда данной. Постоянная тренировка повышает ее, чрезмерная изнеженность, напротив, ослабляет. Мы хотим видеть своих детей широко образованными, эрудированными людьми и, опираясь на поддержку государства, стремимся дать им больше знаний, учим музыке, рисованию, иностранным языкам. И совсем забываем, что такого же каждодневного внимания требует и физическое развитие ребенка.

Всестороннее физическое и нервнопсихическое развитие ребенка не мыслится без полноценного здоровья, которое зависит как от наследственных, так и от приобретенных свойств организма.

Для того, чтобы правильно растить и воспитывать детей, чтобы они вырастали здоровыми и гармоничными, надо внимательно и вдумчиво относиться к организации жизни ребенка, хотя бы в общих чертах знать особенности строения и деятельности детского организма.

Ребенок отличается от взрослого человека не только весом, ростом, силой и выносливостью, но также строением и развитием как отдельных органов и систем, так и всего организма. Постепенно рост и вес у ребенка увеличивается, изменяются пропорции, развиваются все системы органов: идет окостенение скелета, формируется деятельность нервной системы и т.д. Он начинает владеть своим телом: сначала хватает руками понравившийся ему предмет, а потом выполняет и более сложные движения (складывает кубики, перелистывает книги, одевается, убирает свои игрушки).

К 7 годам, когда ребенок идет в школу, его организм достаточно сформирован и развит. Какой он, здоровый ребенок? В связи с улучшением профилактики заболеваний и значительным повышением уровня здоровья и физического развития современных детей на этот вопрос нельзя ответить односложно. К здоровому ребенку предъявляются высокие требования. На интенсивность физического развития детей влияет характер их двигательной активности. Сокращение двигательной активности часто ведет к ожирению, нарушению деятельности сердечнососудистой системы. Даже при простой форме ожирения (превыше нормы на 15 %) у детей повышается утомляемость, раздражительность, появляются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. Дети с избыточной упитанностью не могут быть отнесены к категории детей хорошо физически развитых. Ожирение (как и недостаточный вес) следует считать нарушением физического развития. Худоба ребенка при хорошем развитии мускулатуры не является болезненным признаком. Некоторая «поджарость», сухость тканей является выгодной. Хорошие гимнасты, быстро бегающие и высоко прыгающие спортсмены бывают, как правило, худыми. Но если худоба сочетается с проявлением слабости, с упадком сил, нарушением сна, тогда она заслуживает внимания, ибо это – признак истощения.

Если тренировка в движениях необходима всем детям, то в еще большей степени она необходима детям ослабленным, плохо развитым физически или страдающим уже какими-нибудь нарушениями здоровья. Именно их надо учить правильно управлять своим организмом.

Иногда родители боятся. Чтобы дети рано начинали заниматься спортом. Это в корне неправильно. Нужно только, чтобы нагрузка соответствовала возрасту и физическому развитию ребенка. Упражнения, характеризующиеся проявлением быстроты и ловкости (бег, различные прыжки и т.п.), положительно влияют на рост, особенно ног, в длину.

Если же организм не тренировать, не требовать от него усилий, то задатки, заложенные в нем, могут остаться неиспользованными, а человек вырастет неприспособленным у жизни, болезненным.

В истории спорта известны примеры, когда видные спортсмены в детстве перенесли тяжелые болезни, долгое время находились без движения, но благодаря настойчивым многолетним занятиям лечебной гимнастикой, а затем упорной тренировкой победили свою болезнь. Ни единого дня без физкультуры, без тренировок! Это не только исцелило Вилму Рудольф от тяжелого недуга (она в детстве болела полиомиелитом и до 9 лет не вставала с постели), но и открыло ей дорогу в большой спорт. На Олимпийских играх в Риме она показала блестящие результаты в беге на 100 и 200 м. Такую ж победу над болезнью, над собственной судьбой одержали олимпийские чемпионы: по плаванью – Шелли Мэнн, по фигурному катанию на коньках – Тенли Олбрайт, по прыжкам в высоту – Уолтер Девис. Не каждый становится чемпионом и рекордсменом, но среди множества рекордов есть один, который покоряется многим. Этот рекорд – расцвет здоровья. Фундамент его закладывается с детства.

Жизнь без физической культуры – нечто неестественное, ненормальное. Нельзя лишать ребенка физических упражнений. Вот почему специалисты подчеркивают: занятия физическими упражнениями должны сопутствовать человеку на протяжении всей его жизни. Наше государство считает одной из важнейших задач - обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. А это требует поощрения всех видов массового спорта и физической культуры, в том числе в школах.

Большое значение в формировании у детей стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями имеет пример родителей. Анкетирование родителей учащихся 5-10 классов, проведенное психологами школы в рамках месячника здоровья в ноябре 2010 года, показало, что все родители хотят, чтобы их дети занимались спортом, но сами никаких действенных мер для возникновения интереса у детей к спорту не предпринимают. Интерес родителей к спорту – в основном, созерцательный! Это просмотр спортивных телепередач, посещение стадионов. Лишь 10 % семей увлекли детей спортом. Анализ состояния физического воспитания в семьях, принявших участие в анкетировании, характеризуется пассивностью родителей в организации двигательного режима детей. Хотя все родители знают и правильно оценивают значение физического воспитания для здоровья и развития детей, но своим примером не поддерживают и не развивают естественную потребность в движениях. Совсем не надо все время заниматься с ними, нужно только разумно руководить и показывать пример деятельного отношения к физической культуре.

Если вспомнить, от чего раньше умирал человек – миллионы жизней унесла холера, чума, оспа, малярия. Сегодня бич человечества- инфаркт, атеросклероз. В некоторых странах больше половины смертей приходиться именно на сердечнососудистые заболевания, а они вызываются преимущественно малоподвижным образом жизни. Теперь в ходу термин – «гипокинезия» - понижение мышечной деятельности человека.

Именно «гипокинезия»- первопричина всех бед. Она сказывается с раннего детства. Современный ребенок двигается гораздо меньше, чем ему предназначено природой. Различные физические упражнения благоприятно влияют на центральную нервную систему. А исследования великих русских физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова установили, что благодаря движению мышц, кора головного мозга работает продуктивнее, улучшается питание головного мозга, становятся согласованнее нервные процессы.

Физические упражнения хорошо развивают и укрепляют весь опорно-двигательный аппарат ребенка. Гимнастика, игры, спорт благоприятным образом влияют на деятельность всех внутренних органов, особенно на работу легких и сердца.

С возрастом ребенок становится более самостоятельным. И эту черту нужно в нем постоянно развивать, воспитывая волевые качества. Нужно специально обращать внимание на проявление инициативы, чувства ответственности, поощрять эти проявления, и тогда ребенок будет расти смелым, внимательным и самостоятельным.

Инициатива часто связана с проявлением двигательной деятельности ребенка, поэтому ограничивать ребенка в движениях нельзя. В подтверждении приведу слова Н.А. Семашко. Он писал: « Физические упражнения и спорт не только укрепляют те или иные органы, но и содействуют умственному развитию человека: они приучают к вниманию, точности, отчетливости движений; они воспитывают волю, силу, ловкость, приучая к коллективным выступлениям, развивают чувства коллективизма».

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=519927036-59-72 http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=51370923-61-72 http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=324085021-56-72

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=374293796-59-72 http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=315686825-12-72 http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=264893117-00-72

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=67811432-18-72 http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=332525608-11-72 http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=486427639-25-72

БЕСЕДА № 2
«Физкультура каждый день»
Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения.

Анджело Моссо

Двигательная активность в границах ниже и выше допустимой способствует задержке роста и развития, а также снижает рабочие и адаптивные возможности развивающегося организма.

В школьном возрасте нужно учитывать не только то, что ребенок может усвоить, но и каких физических и душевных сил это требует от него. С течением времени физиологические возможности школьников меняются, и долг родителей — укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем. Нормальное развитие и состояние здоровья обеспечивается созданием оптимальных условий, то есть организацией правильного режима, который отвечал бы требованиям педагогики и гигиены, воспитательной работы с детьми, особенно по развитию движений и закаливанию.

И в организме вырабатывается способность адаптироваться к разнообразным требованиям меняющейся обстановки. Это значит тренировать не какие - то определенные способности у ребенка, а упражнять различные группы мышц и соответствующие им нервные центры. Это значит осуществлять тренировку. Конечно, очень хорошо, если ребенок ходит на лыжах или катается на коньках. Но бывает и так: футболисту приходится лезть на дерево. А он не может. Велосипедист не умеет кататься на лыжах, а бегун — плавать.

Организм должен развиваться разносторонне, приспосабливаться к любой мышечной деятельности. В нем надо вырабатывать пластичность высшей нервной деятельности.

В физическом воспитании используются физические упражнения (ходьба, бег, упражнения в равновесии, метание, лазание, подвижные игры), спортивные упражнения, гигиенические факторы (режим дня, питание, сон и т. п.), естественные силы природы (солнце, воздух и вода).


Рекомендации при выполнении физических упражнений.
Обучая детей двигательным умениям, развивая их физические способности, мы всегда действуем комплексно, так как одновременно формируем мир представлений, мыслей и чувств ребенка, воспитываем его ум и волю, прививаем нравственные и эстетические качества. Задания и объяснения должны быть ясными и четкими, давать их надо бодрым голосом" и тут же показывать все движения. Не нужно утомлять детей подробным объяснением упражнений. Ведь у них весьма неустойчивое внимание, они не могут долго сосредоточиваться на каком либо одном действии, а тем более на его объяснении. Поэтому взрослый должен стремиться больше показывать.

Упражнения должны быть интересные, в них следует использовать хорошо запоминающиеся образные сравнения. Основной принцип, которого должны придерживаться родители, занимаясь физическими упражнениями с детьми – изображать все в виде игры. А веселый тон, шутка, смех всегда увлекают ребенка, вдохновляют его фантазию и вызывают у него положительные эмоции. Очень важное значение для физического воспитания имеет одежда. В помещении в любое время года рекомендуется заниматься в трусах и майке, на ноги одевать носки, а еще лучше - заниматься босиком.

Исключительно важное значение имеет для детей дозировка упражнений, так как они быстро устают и могут потерять интерес к физическим упражнениям. Поэтому количество повторений движений обычно колеблется до 5-6 раз. После наиболее трудных упражнений необходимо давать кратковременные паузы отдыха (30-60 с). При выполнении упражнений необходимо следить за дыханием ребенка – оно должно быть произвольным и свободным. Ребенок не должен задерживать его, у него должна оставаться естественная привычка – дышать через нос.

Если ребенок во время выполнения физических упражнений, особенно при беге, начинает дышать через рот, - это сигнал о том, что нагрузки ПЕРЕДОЗИРОВАНЫ и нужно немедленно переходить на ходьбу. Кроме того, часто при выполнении неосвоенных упражнений, дети имеют привычку задерживать дыхание. Основная задача родителей – научить ребенка не задерживать дыхание при выполнении любого упражнения. Для этого обращать внимание ребенка на момент выдоха, а не вдоха.

Если родители замечают, что ребенок дышит преимущественно ртом, нужно обратиться к врачу, так как такое дыхание может быть следствием заболеваний носоглотки.

Физические упражнения только тогда приносят пользу, когда ими занимаются систематически. Родители должны ежедневно находить время для занятий физическими упражнениями со своими детьми и тщательно следить за их здоровьем, обращая внимание на внешний вид, настроение и самочувствие ребенка. Неуравновешенность, вялость или повышенная раздражительность детей – все это должно настораживать и заставлять взрослых незамедлительно обращаться за советом к врачу.

Во время выполнения упражнений ребенку следует использовать различные положения тела – стоя, лежа, на четвереньках, присев и т.п. Подбирать упражнения нужно таким образом, чтобы при их выполнении двигались все мышечные группы в определенной последовательности: развитие и укрепление мышц плечевого пояса, мышц брюшного пресса и ног, мышц спины и гибкости позвоночника.

К средствам физического воспитания относятся и спортивные упражнения. У нас в стране дети начинают заниматься спортом уже с дошкольного возраста. Доказано, что развитие некоторых физических качеств (ловкость, гибкость, быстрота) эффективно осуществляется именно в детском возрасте.

Систематические занятия определенным видом спорта оказывают большое значение на телосложение, функциональное и физическое развитие детей. Очень важно правильно выбрать вид спорта, который подходит физическим, функциональным и психическим особенностям ребенка.

Спорт приучает детей не бояться трудностей и упорно преодолевать все препятствия, стоящие на пути к достижению цели, он вырабатывает волю к победе, уверенность в своих силах.

Культивирование спорта в семье, где растут дети – это плохо? Пусть свято чтится в вашем доме гимнастика, холодный, бодрящий душ. Пусть каждое воскресенье вся ваша семья выходит за город на лыжную прогулку, в туристический поход. Пусть в вашем доме господствует идеал выдающихся чемпионов, а их портреты напоминают детям о высочайших проявлениях мужества, выносливости, силы. Если даже это будет возведено в культ – ничего плохого в этом нет. Здорово, если дома хранятся спортивные реликвии. Дети очень восприимчивы к тому, что папа был в молодости отличным спортсменом, а мама получила в свое время грамоту за спортивные успехи. Даже если это небольшие, скромные успехи в спорте – все равно не пренебрегайте ими.

Всем родителям необходимо помнить – прежде, чем разрешить детям заниматься каким-либо видом спорта, надо обязательно показать их врачу и тренеру спортивной школы, посоветоваться с ними о том, каков вид спорта наиболее подходит для вашего ребенка, какие дополнительные физические упражнения нужно выполнять дома.



Выдающийся педагог А.С. Макаренко, обращаясь к родителям по вопросам воспитания детей в семье, призывал их оборудовать для ребят «спортивную дорогу». Этот призыв сохраняет силу и в настоящее время. И я советую вам воспользоваться этим советом.

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=79960455-55-72 http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=326569076-41-72 http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=30028960-55-72 http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=418227677-48-72