страница1/7
Дата09.10.2019
Размер1.08 Mb.

Церковно-исторический и терминологический словарь


  1   2   3   4   5   6   7

Приложение 9
церковно-исторический

и терминологический словарь
Агнец Божий, обычное название Христа в начальной Церкви. Иоанн Креститель по Евангелию Иоанна встречал этим именем идущего к нему Иисуса: “Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира”.
Агнец - средняя часть просфоры, которая во время литургии, пресуществляется в тело Христово.
Александр, святой, епископ Иерусалимский. В гонения Деция был заключен в темницу, где и скончался в 251 г. Память его - 12 декабря1.
Александр Невский, святой, второй сын великого князя Ярослава, правнук Мономаха (1220-1263 гг.). Славился благочестием, храбростью, мудростью и любовью к отечеству. В 1242 г. одержал победу над шведами на льду Чудского озера, за что был назван - Невский. Для блага Руси ездил в Орду, где сохранил твердость веры и заслужил милость хана, отверг предложение папы Иннокентия IY принять католи­чество. Скончался в 1263 г. в Городце, приняв схиму с именем Алексия. Мощи его, открытые в 1380 г., по велению Петра I пе­ренесены в 1724 г. из Владимира в Санкт-Петербург в Алексан­дро-Невскую лавру. Память его - 23 ноября (день погребения) и 30 августа (день перенесения мощей).
Александра, мученица, великая княгиня Александра Петровна, супруга великого князя Николая Николаевича Старшего. Ею основаны Покровская община сестер милосердия, больница, клиническая амбулаторная ле­чебница, отделение для девочек младшего возраста и училище для об­разования фельдшериц. Состояла председателем совета детских при­ютов. В Киеве основала Покровский женский общежительный мона­стырь с хирургической лечебницей. Здесь, приняв иночество, великая княгиня провела последние годы своей жизни. Скончалась - 13 апреля 1900 г.
Алексий (Алексей), человек Божий, сын знатного римлянина Евфремиана, жил во время папы Иннокентия I (402-416 гг.). Долго прожив пустынником, воз­вратился в родительский дом, где, не узнанный и пренебрегаемый домашними, продолжал совершать добрые дела. Незадолго до смерти он дал себя узнать. Над его могилой в 1216 г. на Авентий­ском холме была построена церковь, носящая его имя. Память его - 17 марта.
Алексий см. Московские чудотворцы.
Алтарь - в храмах Восточной церкви в алтаре, т.е. в возвышенной части храма, обращен­ной на восток и отделенной от остальной части храма иконостасом, находятся престол для совершения таинства евхаристии, жертвенник, на котором приго­товляются Св. Дары (проскомидия), кафедра епископа, места для пресвитеров, ризница. Алтарь знаменует собой горний мир, где обитает Бог, а также место, откуда Христос шествовал на проповедь, где страдал и претерпел крестную смерть, где было его воскресение и вознесение на небеса, поэтому в алтарь мо­гут входить одни священнослужители; мирянам, кроме царей, вход в алтарь через царские врата воспрещается.
Ангел (посланник, вестник) - в Библии употребляется в различных значениях; но в узком смысле это слово в Библии означает - личные, духовные существа, сотворенные Богом, они возвещают людям волю Божию и исполняют на земле Его веления.
Ангелина, игуменья (1822-1914 гг.), в миру Афанасия Вуколовна Назарова, основатель­ница и настоятельница первой женской обители - Сарапульской общины сестер трудолюбия (1876 г.) и Сарапульского женского Благовещенского монастыря (1882 г.). С 12 лет была послушницей Вятского Спасо-Преобра­женского монастыря. Игуменья занималась делами милосердия и здраво­охранения, занималась богословскими проблемами. В 1887 г. награждена наперсным крестом от Св. Синода, а через 11 лет золотым наперсным кре­стом из Кабинета Её Величества. Похоронена около монастырской Благо­вещенской церкви. Могила её в 30-е годы XX в. была осквернена и разру­шена.
Андрей Первозванный, святой апостол, брат Петра, был в числе ближайших учеников Христа. Проповедовал христианство скифам, т.е. народам, жившим по берегам Черного моря. По преданию русских ле­тописей проповедовал на территории будущей Руси, доходил до Киева, где водрузил Крест. В 67 г. распят проконсулом Эгеем или Эгеатом на косом кресте в форме буквы Х. В России синий косой крест изображается на флаге военных судов. Кроме России его, как патрона своей страны, чтит Шотландия. В обеих странах в его честь учрежден Андреев­ский орден. Память святого - 30 ноября.
Анна Пророчица, дочь Фануила из колена Асирова, 84-летняя вдова, жила при Иеру­салимском храме, встретила младенца Иисуса и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления. Память её - 3 февраля.
Антиминс (вместопрестолие) - четырехугольный шелковый или льняной плат, на кото­ром изображается положение Христа во гроб; по углам помещаются изо­бражения четырех евангелистов, а на верхней стороне вшиваются частицы мощей. Антиминс освещается архиереем. Он кладется на престол под Еван­гелие, завернутый в особую пелену илитон. На нем совершается освяще­ние Св. Даров. В России на Московском соборе 1675 г. установлено иметь антиминс на каждом престоле.
Антипа, мученик, епископ Пергама, сожжен Домицианом в раскаленном медном быке при храме Дианы в Ефесе. Память его - 11 апреля.
Апостол (посланник) - в Библии этим словом называются те, кто от Бога получает пове­ления для сообщения людям. Слово Апостол употребляется также в приложении к 12 избранникам, выделенным Иисусом среди его учеников: Симон (Петр), Андрей, Иаков Зеведеев, Ио­анн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков, Алфеев, Иуда Леввей (Фаддей), Симон Кананит, Иуда Искариот.

Апостолами называются еще 70 других учеников Христа. Память 12 апостолов - 30 июня, 70 апостолов - 4 января.


Артемий Веркольский, праведный отрок (1532-1545 гг.). Убит грозою на 12-м году жизни. Через 28 лет после смерти его мощи обретены не­тленными и положены в приходской Веркольской церкви Св. Николая. Царь Алексей Михайлович разрешил на месте об­ретения мощей на берегу р. Пинеги построить монастырь, в который они были перенесены в 1649 г. После упразднения монастыря в 1764 г. мощи находились под спудом в камен­ной церкви, построенной в 1793 г. во имя преподобного от­рока. Память его - 23 июня и 20 октября.
Архангел - по классификации ангелов, изложенной в сочинении Дионисия Ареопагита о небесной иерархии - это название 2-го чина в 3-м, низшем лике ангель­ской иерархии (1-й чин - ангелы, 2-й чин - архангелы, 3-й - начала).

По другой более древней классификации - в книге Еноха - существуют 7 ар­хангелов: Уриил, властвующий над небесными светилами; Рафаил, власти­тель мыслей человека и его исцелитель; Рагуил, подвергающий наказаниям мир светил; Михаил, покровитель израильского народа, глава архангелов; Сариил, начальник над духами, соблазняющими и вовлекающими людей в грех; Гавриил, страж рая и начальник над духами, оказывающими помощь людям; Иерахмиил, наблюдающий за воскресением мертвых. 7 архангелов в качестве начальников над мириадами ангелов (небесного воинства) называ­ются также архистратигами.


Архидиакон - почетный титул, дававшийся главному из монашествующих диаконов, преимущественно, за безупречное служение и личные заслуги, в лаврах и больших монастырях. Никаких юридических преимуществ архидиа­коны, по сравнению с диаконами, не имели, но, как и протодиаконы, при богослужении (в отличие от диаконов) они носили особой длины орарь (узкий плат, носимый дьяконами на левом плече и символизирующий крылья ангелов).
архиепископ - почетный титул, дававшийся в Русской православной церкви (первый - архиепископ Новгородский, 1165 г.), как правило, в качестве награды и за личные заслуги епископам, возглавлявшим главные, крупные епар­хии, которые получали звание архиепископии (Новгородское архиепи­скопство). После введения патриаршества (1589 г.) архиепископы стали называться митрополитами, а находившиеся в их ведении архи­епископии получили название митрополий. В соответствии с законода­тельством 60-х гг. XYIII в. архиепископы возглавляли епархии только 1-го и 2-го классов.
Архиерей - общее наименование лиц, принадлежащих к высшему духовенству, имеющих третью степень священства (епископ), соответствующих третьей, высшей ступени церковной иерархии: патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов. Архие­реи возглавляют епархиальное управление вверенной им епархии и духов­ный суд (духовное архиерейское правление или духовную консисторию).
архиерейский дом - [XI в.] - 1917 г. - церковно-административное и хозяйственное уч­реждение в системе епархиального управления, управлявшее зе­мельным владениями, имуществом и капиталами, принадлежав­шими архиерейской кафедре. Возникнув одновременно с епар­хиями, первоначально осуществляли управление епархией, для чего располагали специальным штатом и казной. Власть архиерейских домов была существенно ограничена в начале XYIII в. при Петре I. К концу XYIII в. утратили свое значение, превратившись просто в резиденцию епархиального владыки с конторой при ней, ве­дающей под руководством эконома доходами от штатных зе­мельных и др. угодий, а также хозяйственным бюджетом по со­держанию архиерея и его свиты, архиерейского хора, небольшого штата монашествующих.
архимандрит - отличительное наименование монашествующего священника (иерея) в Русской православной Церкви, которое первоначально давалось на­стоятелям больших монастырей, позднее - ректорам духовных учебных заведений, главам духовных миссий. В XI-XII вв. это наименование присоединялось к игуменам, как приложение, и означало почетный ти­тул игумен-архимандрит. С XIII в. это название употребляется само­стоятельно в качестве обозначения должности настоятеля большого (позднее первостепенного) мужского монастыря. Возведение в сан ар­химандрита совершалось епископом за литургией по особому чину. Облачение архимандрита отличалось от игуменского: мантия со скри­жалями, митра и палица. Впервые это слово встречается на Руси в 1174 г. в приложении к игумену Киево-Печерского монастыря Поли­карпу.
архипастырь - неофициальное, но бытовавшее в документах и литературе, наименова­ние архиереев.
Архистратиг - военачальник, главный воевода, употребляется в связи с именем Михаила Архангела, Архистратига небесных воинств; см. также “Архангел”.
аршин - русская мера длины, равная 0,71 м.
афанасий и кирилл Александрийские: Афанасий Великий, епископ Александрийский (293-373 гг.), обличитель ариан, Отец православия, 5 раз изгонялся из Александрии еретиками. Память его 2 мая и 18 января;

Кирилл, подвижник Нитрийский, с 412 г. архиепископ Александрийский, обличитель Нестория в посланиях и на 3-м Вселенском соборе. Умер в 444 г. Память его 9 июня.


бдение всенощное - праздничная служба, состоящая из вечерни, утрени и 1-го часа с присоединением литии и благословения хлебов.
белое духовенство - немонашествующее духовенство. Согласно законодательству о сословиях (состояниях) (XIX в.) к белому духовенству относились следующие священно- и церковнослужители: протопресвитеры, протоиереи, иереи (священники), протодиаконы, диаконы, иподиаконы, церковные причетники в звании псаломщиков (дьячки). Принадлежность к тому или иному духовному сану подтверждалась ставленными грамотами и клировыми ведомостями, в белое духовенство могли вступать лица всех сословий, пригодные к этого рода деятельности и к занятию соответствующих должностей при наличии определенного образования и с одобрения епархиального архиерея. Белое духовенство подразделялось на епархиальное (причты кафедральные, приходские и домовые), военное и морское, придворное и заграничное.
белокриницкая иерархия - из-за гонений при Николае I старообрядцы не считали возможным устраивать архиерейство в России. 28 октября 1846 г. был присоединен к старообрядчеству Босно-Сараевский митрополит Амвросий; это произошло в Белой Кринице в Австрии. Не все старообрядцы его приняли. Старообрядцы, принявшие митрополита Амвросия, стали называться приемлющими священство Белокриницкой, или Австрийской иерархии. В 1853 г. была основана Московская старообрядческая архиепископия. Некоторые старообрядческие приходы не приняли Белокриницкую иерархию, они по-прежнему принимали священство от новообрядческой церкви, за ними укрепилось название беглопоповских приходов, а сами себя они называли древлеправославными христианами. В настоящее время они имеют самостоятельную трехчинную иерархию в г. Новозыбкове. К концу XIX в. в России было наряду с Московской еще 18 епископских кафедр, в т.ч. Казанско-Вятская.
беспоповство - одно из направлений старообрядчества, появилось в конце XYII в. после смерти священников старого рукоположения. Старообрядцы, отвергнувшие священников нового рукоположения, стали называться беспоповцами, т.к. они остались совершенно без попов. Они образовали беспоповское общество. Беспоповцы, оставшись без священства, лишились также и других церковных таинств: святого причащения, миропомазания, брака, елеосвящения. Два других таинства - крещение и покаяние - стали совершать простые миряне, они совершали и церковные службы. Эти миряне образовали особый класс - наставников.

Библейские общества - ставили своей целью переводы и издание Библии на разные языки и распространяли священные книги даром или за дешевую плату. Они явились в прошлом веке орудием борьбы с энциклопедистами, проповедниками материализма. В России их основал английский пастор Патерсон в 1812 г. Российское библейское общество осуществило в 1818 г. первый русский перевод Священного Писания. При содействии Александра I и министра А.Н. Голицына они распространили в народе множество экземпляров Библии и перевели Библию на язык инородцев, живущих в России. В 1816 г. открыто Вятское библейское общество с целью духовного просвещения народа через распространение книг Св. Писания.

Закрыты в 1823 г. (по другим сведениям в 1826 г.).


благовещение - общее значение этого слова: добрая, радостная весть, а частное - указывает на праздник Благовещения, отмечаемый 25 марта в память архангельского благовестия Пресвятой Деве Марии о рождении от нее сына Божия Иисуса Христа. Праздник этот причислен церковью к великим двунадесятым. Иоанн Златоуст называл его первым праздником и корнем праздников.
благочинный - должность помощника епархиального архиерея, введенная в 1721 г. в соответствии с Духовным Регламентом и специальным синодальным законодательством. Различаются благочинные приходских церквей, благочинные монастырей и старшие благочинные. Должности благочинного приходских церквей предшествовали сходные с ней должности десятильника, поповского старосты, закащика, духовных дел управителя. Благочинный назначался епархиальным архиереем из лиц духовного звания для контроля над приходским духовенством к каждым десяти церквям (на практике к 7-12-ти). В его обязанности входило: наблюдение за благоустройством, строительством и содержанием церквей, их убранством, церковным имуществом, сбором средств на строительство церкви, первоначально - надзор за монастырями, за исполнением священноцерковнослужителями служебных обязанностей, их поведением и благонадежностью, а также их жен и детей, поведением прихожан, за деятельностью церковных старост, ревизии 2 раза в год (в июле и январе) церквей, причтов и состояния церковных документов, наблюдение за обучением детей в сельских училищах, ведением метрических, приходно-расходных, обыскных книг и т.д. Практика выборов благочинных, имевшая место в ряде епархий в 60-80-е гг. XIX в., была отменена указом Св. Синода (1881 г.). Должность благочинного монастырей была введена в 1799 г. В их обязанности входило осуществление контроля за ведением монастырского хозяйства, документации, исполнением служебных обязанностей, разбор спорных вопросов и т.д. Надзор за женскими монастырями осуществляли или благочинные мужских монастырей, или смотрительницы благочиния из игумений женских монастырей. Должность благочинных старших (впервые упоминаемая в XYII в.) первоначально была введена с целью осуществления контроля над деятельностью поповских старост, на которую назначались, в основном, протопопы епархиальными архиереями. В XYIII - середине XIX вв. они контролировали деятельность благочинных приходских церквей.
Благочиннический округ - см. гл. 1, раздел 1.8.

благочиннический съезд - существовал с середины XIX в. до 1917 г. Это собрание духовенства благочиннического округа по вопросам богослужебного характера. Общего или специального правового основания для созыва и работы благочиннического съезда не было. Первые съезды состоялись в середине XIX в. в Минской епархии. С изданием духовно - училищных уставов в 1867 г. они приняли более регулярный характер в связи с выдвижением и выборами депутатов на училищные окружные и епархиальные съезды духовенства. Особое внимание на съездах уделялось проповеднической и просветительской деятельности духовенства, в частности, открытию и работе церковно - приходских и воскресных школ, изысканию средств на образование, организации библиотек, пропаганде среди раскольников, иноверцев и др. На съездах обсуждались также вопросы о хранении церковной собственности, обеспечении малоимущего и заштатного духовенства, вдов и сирот, о пополнении эмеритальной кассы, деятельности церковно-приходских попечительств и благотворительных учреждений, а также рассмотрение служебных споров духовенства, разногласий между благочинным и причтом, назначение благочинному и др. должностным лицам жалований и пособий, избрание депутатов на училищный и епархиальный съезды. Проходил 2 раза в год, собирал всех настоятелей приходов и их помощников, а по необходимости диаконов и псаломщиков. Задачи съезда: определить по Уставу ли совершаются богослужения, искоренение в прихожанах предосудительных и вредных пороков, предрассудков, суеверий, обычаев, утверждение народа в вере и нравственности, распространение добрых и святых обычаев, обучение прихожан катехизису, молитвам и церковному пению, выбор книг для церковных библиотек, развитие в народе образования, учреждение школ, обсуждение проектов по устройству и украшению церквей, охрана церковной собственности, осуждение проступков священноцерковнослужителей, примирение враждующих членов причта, представления к награждению членов причта, выборы духовных должностных лиц по благочинию на съезде, попечительство о вдовах и сиротах священноцерковнослужителей, назначение им опекунов и др.
Блинов николай николаевич - писатель, ученый, священник (1839-1917 гг.). Сын псаломщика из Вятки, закончил там семинарию. В 1861 г. рукоположен в иереи. Первый его приход - в с. Карсовай, где он организует школу для удмуртов и коми-пермяков. В серии научных статей он описывал их быт и фольклор, за которые в 1863 г. был избран членом Вятского статкомитета (а позже и Нижегородского). Он разработал для своей школы удмуртскую азбуку “Лыдзон”. Ее издали в Вятке в 1867 г. как образец для удмуртских школ. После Карсовая он служил в сс. Бахта, Бемыж, гг. Орлов, Нолинск, Вятка. Но особенно плодотворно и долго (27 лет) он трудился в г. Сарапуле, где и похоронен. Н.Н. Блинов издал серию учебников: Грамматика. Учебник для народных школ; О способах обучения предметам учебного курса начальных народных училищ; Учение - свет. Книга для чтения в народных училищах; Пчелка. Сборник стихотворений, пословиц и загадок и др. Он был делегатом I Всероссийского учительского съезда в Москве, организатором земского педагогического музея в Вятке. Интересы его деятельности были различны, научные публикации посвящены самым разным вопросам: Пермяки, Описание карсовайского прихода, Инородцы северо-восточной части Глазовского уезда, Повесть о граде Вятке, Влияние времени года на рождаемость и смертность, Вопрос о кумышке, Сарапул и Среднее Прикамье и др. Он был избран членом Совета Сарапульского земского музея, членом Императорского географического общества. За свои этнографические труды удостоен бронзовой медали этого общества. Он был членом Литературного фонда России. Его заметки, статьи, фельетоны печатались в газетах Биржевые новости, Волжский вестник, Вятские губернские ведомости , Вятские епархиальные ведомости, Голос и др.
бог - Верховное существо, единый по существу, троичный в лицах: Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой. Имена Божии - Елогим, Иегова, Адонаи. Бог - высочайшее имя, с которым соединяются все чистые и светлые надежды человечества. В нем находит себе объяснение и оправдание бытие, свою причину и цель.
богадельня - приют для немощных и инвалидов, божий приют.
богородица, богоматерь - Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа Бога нашего Иисуса Христа - все эти названия упоминаются в Св. Писании. Родители ее Иоаким из Назарета и Анна. Четырех лет она была отдана в храм на воспитание, как посвященная Богу. На 14-м году была обручена со старцем Иосифом. В Назарете, где она жила, ее благовестил Архангел Гавриил о рождении у нее Спасителя мира. Почила в 48 г., погребена апостолами в Гефсимании, по церковному преданию вознеслась на небо.

богоявление - великий двунадесятый праздник 6 января, иначе называется Крещение Господне, т.к. в этот день Церковь вспоминает Крещение Спасителя от Иоанна в Иордане. При крещении Спасителя было особое явление всех трех лиц Божества: Отец из отверстых небес свидетельствовал гласом о крещаемом Сыне и Св. Дух в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая Слово Отца. Накануне - в сочельник, и в самый день Богоявления совершается великое освящение воды: Богоявленская или крещенская вода издревле считалась великой святыней, ее хранили, и хранят теперь в течение целого года.
Болховитин Евфимий, митрополит киевский Евгений, знаменитый ученый (1767- 1837 гг.). Сам ездил по монастырям, разбирал архивы, написал “Историю славяно-русской церкви” и много др.
борис и глеб, святые, сыновья князя Владимира, убиты их братом Святополком. Память обоих страдальцев осталась для России священной. Летописи полны рассказами о чудесах исцеления, происходивших у их гроба, о победах, одержанных их именем и помощью, о паломничестве князей к их гробу. В 1071 г. Церковь включила их в число святых, и с того времени утвердился праздник Бориса и Глеба - 2 мая, день перенесения их мощей в новую церковь в Вышгороде; 24 июля, 5 сентября - дни памяти о них.
бочка - крыша в форме полуцилиндра с повышенным и заостренным верхом, образующая на фасаде килевидный фронтон.
братства - общества лиц разных сословий для взаимной помощи в нуждах мирских и духовных, впервые появились в Западной России в XYI в.: Львовское, Киевское, Виленское и др., как религиозно-просветительские. С подчинением Западной России Москве потеряли свое политическое значение, а с развитием школ - и просветительское значение.
брачный обыск - см. Обыск.
валаамские чудотворцы, святые преподобные Сергий и Герман, считаются основателями Валаамского Преображенского монастыря. Мощи их покоились в соборном храме. Память о них чтится 28 июня и 11 сентября (время их жизни точно не установлено: от XII до XIY вв., т.к. Житие Германа и Сергия утрачено во время войн, опустошавших монастырь).
варсонофий - см. гурий и варсонофий.
василий, пресвит Анкирский, епископ и богослов IY в., глава партии омиусиан. В 360 г. был сослан Констанцием в Иллирию, где вероятно, и умер. В народе известен под именем Василия Теплого. Память его 22 марта.
василий великий, архиепископ Кесарийский, вселенский отец и учитель церкви, друг Григория Богослова. Плодом их совместных занятий был общий труд Филокалия. Создал смешанную форму монашеской жизни, совмещавшую светлые стороны отшельничества и общежития с чередованием молитв и созерцания с физическим трудом. В своих беседах, обличая ариан, объяснял историю творения мира, толковал псалмы и писания пророков, написал много молитв и благоустроил чин богослужения. Скончался 1 января 379 г. Кроме того, он вместе с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом чествуется особым праздником 30 января.
василий великий каппадокийский - см. василий великий кесарийский.
  1   2   3   4   5   6   7