Скачать 218.79 Kb.
Дата25.09.2018
Размер218.79 Kb.
ТипПояснительная записка

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения



Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение

"Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения"


Утверждена

на педагогическом совете

протокол № 1

от 30.08. 2016г.


Директор Центра

_____Малышкина Н.В.




Адаптированная основная

общеобразовательная программа образования

обучающихся с умственной отсталостью

по географии для учащихся 7-9 классов
на 2016 – 2017 учебный год

Составитель:

Бучнева Г.Е.
Рассмотрена на методическом объединении

Протокол №

от 29.08.2016г.

Руководитель МО


____________ Т.В. Ступникова
Согласована на методическом совете Протокол № 1

от 29.08.2016г.


Председатель МС
______________ З.Ю. Порошина

Пояснительная записка

Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор умственно отсталых школьников об окружающем мире.

География даёт благодатный материал для патриотического , интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.

Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции наиболее слабых сторон познавательной деятельности умственно отсталых детей: внимания, наблюдательности, умения сравнивать и анализировать наблюдаемые предметы, явления, понимать их причинно - следственную зависимость.

Поскольку миграция выпускников вспомогательных школ мала - они остаются жить и работать в той местности, в которой учились - основное внимание в курсе географии уделяется изучению и пониманию значения природных условий , состава почв, наличия богатств полезных ископаемых, для развития сельского хозяйства и промышленности своей местности, а также содействует привитию умений и навыков у учащихся необходимых в будущей их практической деятельности.

Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, с рисованием, с русским языком, с математикой , с трудовым обучением и другими школьными предметами.



Цель программы:

Обеспечить доступное и качественное обучение умственно отсталых школьников основам географии, способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности, повышать уровень их общего развития.

Направлять внимание учащихся на понимание значения природных условий для развития сельского хозяйства и промышленности. Содействовать привитию умений и навыков необходимых при формировании социальной адаптации детей в обществе.

Задачи программы:

Формировать у умственно отсталых детей пространственные представления и навыки ориентировки, необходимые в жизни.

Уделять особое внимание изучению социальных, культурологических и экологических аспектов.

Способствовать развитию абстрактного мышления работая с географической картой , глобусом и символическими пособиями.

Познакомить с географическим положением и размерами территорий изучаемых государств.

Развивать у детей : внимание, наблюдательность, умения сравнивать и анализировать наблюдаемые предметы и явления, понимать причинно-следственную зависимость.

Расширять словарный запас детей, помогать правильно употреблять новые слова в связной речи.

Осветить успехи и достижения в хозяйстве и культуре , вызвать чувство симпатии и уважения к своему народу и людям других национальностей. Воспитывать любовь к своей Родине, желание стать полезным членом общества , прививать бережное отношение к природе - растительному и животному миру. Поддерживать интерес учащихся к изучаемому предмету.


Отличительные особенности программы:

Программа по географии специальной коррекционной школы VIII вида составлена с учётом особенностей умственного развития учащихся. Она существенно отличается от программы по географии для учащихся массовой школы в связи с сокращением объёма знаний, количеством сообщаемых учащимся сведений, понятий, географических названий и глубиной раскрытия причинно-следственных связей.



Описание используемых форм, методов, приёмов

обучения

Беседа - метод устного изложения знаний, применяемый учителем с целью вооружения учащихся знаниями ,умениями и навыками. С помощью беседы учитель руководит процессом обучения и направляет внимание учащихся на существенные признаки изучаемого объекта или явления.

В зависимости от цели, которую ставит перед собой учитель, беседа может применяться на всех этапах урока - при опросе, при объяснении нового материала, при закреплении только что полученных на уроке знаний и как форма повторения.



Рассказ и чтение вслух - является распространённой формой устной передачи знаний учащимся , создаёт более яркое , эмоциональное представление о географическом положении, границах изучаемого государства , его природе , жизни и деятельности людей, содействует созданию художественных образов изучаемых предметов и явлений.

Работа с картой - необходима для развития пространственных представлений о размещении предметов и и явлений на поверхности земли.

Использование наглядных пособий - картин, иллюстраций учебника, кинофильмов, коллекции полезных ископаемых, помогает учителю создать у учащихся яркое, образное представление о природе, знакомить с хозяйственной деятельностью человека , и использованием природных богатств в промышленных целях в разных частях нашей страны и других государств.

Экскурсия - форма непосредственного наблюдения явлений природы и окружающей жизни содействующая конкретизации представлений об изучаемых предметах и явлениях.

Методические приёмы обучения

-использование игровых моментов, индивидуального подхода к каждому ученику, наглядный приём.


Характеристика ожидаемых результатов обучения:

7класс Учащиеся должны знать:

- положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;

- пояса освещенности в которых расположена наша страна;

- природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;

- природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;

- типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;

- основное население и его занятия в каждой природной зоне и в своей области;

- особенности географического положения своей местности и её природы;

- основные мероприятия по охране природы в России, в своей местности; правила поведения в природе;

- расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.

Учащиеся должны уметь:

- показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте, давать элементарное описание природы по зонам;

Показывать по картам географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;

- устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

- выполнять простейшие зарисовки географических объектов;



Форма проверки результатов освоения программы по

каждому году обучения

В процессе преподавания уроков географии в 7, 8, 9 классах учителем используются различные формы проверки знаний учащихся:

- индивидуальный устный опрос

- фронтальный опрос учащихся

- наблюдение за всем ходом работы ученика в классе

- письменные работы в тетрадях

- проверка знаний на карте

- практические работы.



Количество учебных часов по каждому году обучения - 68 ч. В каждом классе даётся по 2 часа в неделю.

Возрастное предназначение

Программа составлена для учащихся 7, 8, 9 классов с отклонениями в умственном развитии с целью коррекции недостатков познавательной деятельности, повышением уровня их общего развития и социальной адаптации в обществе.


Учебно - тематический план

7класс



Разделы тем

Кол-во часов

Кол-во часов теоретических

Кол-во часов практических

1.

Введение

1ч.

1ч.

20мин.

II.

Особенности природы и хозяйства России

12ч.

11ч.

1ч.

III.

Природные зоны России

2ч.

2ч.

40мин.

IV.

Зона

арктических

пустынь

6ч.

5ч.

1ч.

V.

Зона тундры

9ч.

8ч.

1ч.

VI.

Лесная зона

16ч.

14ч.

2ч.

VII.

Зона степей

8ч.

7ч.

1ч.

VIII.

Зона пустынь и полупустынь

6ч.

5ч.

1ч.

IX.

Зона субтропиков

2ч.

2ч.

40мин.

X.

Высотная

поясность в

горах

6ч.

5ч.

1ч.

Содержание изучаемого курса:

Введение (1ч.)

Теоретический материал:

Карта России. Повторение. Границы , рельеф, острова и полуострова реки и озёра России.



Практические работы:

1. Нанесение изученных объектов на контурную карту, надписывание их названий, просмотр фотоиллюстраций, коллективный анализ



Особенности природы и хозяйства России (12ч.)

Теоретический материал:

1. Географическое положение России на карте мира

2. Европейская и азиатская части России

3. Административное деление России

4. Разнообразие рельефа

5. Полезные ископаемые, их основные месторождения

6. Климат России

7. Водные ресурсы России, их использование

8. Население России. Народы России

9. Промышленность - основа хозяйства, её отрасли

10. Сельское хозяйство, его отрасли

11. Транспорт. Экономическое развитие Европейской и Азиатской частей России.



Практические работы:

1. Работа с физической картой России, картой полушарий и глобусом

2. Запись в тетрадь названий форм поверхности, климатических поясов, водоёмов и т.д.

3. Упражнения в определении названий полезных ископаемых своей местности (на примере коллекции полезных ископаемых)

4. Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых.

Природные зоны России (2ч.)

Теоретический материал:

1. Размещение природных зон на территории России

2. Карта природных зон России

Практические работы:

1. Работа с картой природных зон России

2. Запись в тетради и зарисовка условного цвета природных зон России.

Зона арктических пустынь (6ч.)

Теоретический материал:

1. Положение на карте. Моря и острова

2. Климат арктических пустынь

3. Растительный и животный мир

4. Население и его основные занятия

5. Северный морской путь



Практические работы:

1. Работа с картой природных зон России

2. Записи в рабочих тетрадях новых определений и названий наиболее типичных для изучаемой зоны представителей животного мира

3. Нанесение на контурные карты морей и остров данной зоны.



Зона тундры. (9ч.)

Теоретический материал:

1. Положение на карте .Рельеф и полезные ископаемые.

2. Климат. Водоёмы тундры

3. Растительный мир

4. Животный мир

5. Хозяйство. Население и его основные занятия

6. Города тундры: Мурманск, Архангельск

7. Город тундры: Нарьян - Мар, Норильск, Анадырь

8. Экологические проблемы севера. Охрана природы тундры

Прантичесиие работы:

1. Записи в рабочей тетради.

2. Контрольная работа по пройденному курсу.

Лесная зона (16ч.)

Теоретический материал:

1. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые

2. Климат лесной зоны

3. Реки, озёра, каналы

4. Растительный мир. Хвойные леса (тайга)

5. Смешанные и лиственные леса

6. Животный мир

7. Пушные звери

8. Значение леса

9. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России

10. Города Центральной России

11. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России

12. Города Европейской части лесной зоны России

13. Города Азиатской части лесной зоны России

14. Охрана леса. Правила поведения в лесу. (Особенности лесного массива своей местности)

Практические роботы:

1. Работа с физической картой и картой природных зон России

2. Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий

3. Самостоятельная работа по изученной теме



Зона степей (8ч.)

Теоретический материал:

1. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки

2. Растения зоны степей

3. Животный мир степей

4. Население и его основные занятия.

5. Города лесостепной зоны

6. Города степной зоны

7. Охрана природы зоны степей



Практические работы:

1. Работа с физической картой и картой природных зон России.

2. Запись названий и зарисовки в тетради растений и животных изучаемой зоны.

3. Нанесение на контурные карты изученных объектов и их названий.



Зона пустынь и полупустынь (6ч.)

Теоретический материал:

1. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.

2. Климат. Реки. Особенности и охрана природы.

3. Растительный мир.

4. Животный мир.

5. Основные занятия населения.

6. Города зоны полупустынь и пустынь

Практические работы:

1. Работа с физической картой и картой природных зон России.

2. Работа с контурными картами

3. Запись в тетради новых определений



Зона субтропиков (2ч.)

Теоретический материал:

1. Положение на карте. Поверхность. Климат. Особенности и охрана природы.

2. Курортное хозяйство. Население и его основные занятия.

Практические работы:

1. Работа с физической картой и картой природных зон России

2. Работа с контурными картами, записи в тетрадях.

Высотная поясность в горах (6ч.)

Теоретический материал:

1. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат.

2. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.

3. Города и экологические проблемы Урала.

4. Алтайские горы. Население и его основные занятия. Города.

5. Горы Восточной Сибири. Население и города.



Практические работы:

1. Работа с физической картой и картой природных зон.

2. Работа с контурными картами.

3. Записи в тетрадях .



4. Просмотр видеофильма « Природные зоны России»

Учебно - тематический план

9 класс



Разделы тем

Кол - во часов

Кол - во часов теоретических

Кол - во часов практических

1

Введение







II

Западная Европа







III

Южная Европа







IV

Северная Европа

Зч





V

Восточная Европа

14ч

13ч



VI

Центральная Азия







VII

Юго - Западная Азия







VIII

Южная Азия

Зч





IX

Восточная Азия







X

Юго - Восточная Азия







XI

Россия








Содержание изучаемого курса:

Теоретический материал

Введение (1ч)

Евразия-самый крупный материк планеты . Географическое положение.



Западная Европа (7ч)

1. Великобритания: географическое положение, природа, экономика.

2. Население, культура, обычаи и традиции Великобритании

3. Франция: географическое положение, природа, экономика.

4. Население,культура, обычаи и традиции Франции.

5. Федеративная Республика Германия.

6. Австрийская Республика.

7. Швейцария.



Южная Европа (5ч)

1. Королевство Испания: географическое положение, население, культура, экономика.

2. Португальская Республика.

3. Италия: географическое положение, природа, экономика.

4. Население, культура, обычаи и традиции Италии.

5. Греция: географическое положение, природные условия, население, крупные города.



Северная Европа (Зч)

1. Норвегия: географическое положение, природа, экономика.

2. Швеция: географическое положение, природа, экономика.

3. Финляндия: географическое положение, особенности природных условий, население, столица, города.



Восточная Европа (14ч)

1.Польша - государство Восточной Европы.

1. Чехия (Чешская Республика).

2. Словакия ( Словацкая Республика).

3. Венгрия) Венгерская Республика).

4. Румыния: географическое положение, природные условия, население.

5. Республика Болгария.

6. Сербия и Черногория.

7. Страны Балтии. Эстония.

8. Латвия.

9. Литва - страна янтаря.

10. Республика Белоруссия

11. Украина

12. Молдавия ( Республика Молдова)

13. Обобщающий урок по теме «Европа»

Центральная Азия (7ч)

1. Географическое положение, рельеф, климат. Государства Центральной Азии.

2. Республика Казахстан.

3. Узбекистан (Республика Узбекистан)

4. Туркмения: географическое положение, природа, экономика.

5. Киргизия: географическое положение, природные условия, население, столица, города.

6. Республика Таджикистан.

7. Обобщающий урок «Государства Центральной Азии»



Юго - Западная Азия(8ч)

1. Грузия: географическое положение, природные условия, население, города.

2. Азербайджан: географическое положение, природа , экономика.

3. Армения( Республика Армения)

4. Турция: географическое положение, природные условия, ресурсы население, столица, города.

5. Ирак: географическое положение, особенности природных условий, население, города.

6. Иран ( Исламская Республика Иран)

7. Афганистан.

8. Обобщающий урок по теме: « Государства Юго -Западной Азии»

Южная Азия (Зч)

1. Индия: географическое положение, природа, экономика.

2. Население, культура, обычаи и традиции Индии.

Восточная Азия (8ч)

1. Китай: географическое положение, природные условия, экономика.

2. Население, культура, обычаи и традиции Китая.

3. Монголия: географическое положение, природные условия, население, столица.

4. Корейская народно-демократическая Республика) КНДР).

5. Республика Корея.

6. Япония: географическое положение, природа, экономика.

7. Население, культура, обычаи и традиции Японии.

8. Обобщающий урок по теме: « Восточная Азия»

Юго - Восточная Азия(5ч)

1. Таиланд: географическое положение, особенности природных условий население, столица.

2. Вьетнам ( Социалистическая Республика Вьетнам)

3. Индонезия: географическое положение, природа, население.

4. Обобщающий урок по теме: « Юго - Восточная Азия».

Россия (8ч)

1. Границы России

2. Российская Федерация - крупнейшее государство Евразии.

3. Административное деление России.

4. Столица и крупные города России

5. Обобщающий урок по теме: « Россия»

6. Повторение пройденного курса.

7. Экскурсия в Краеведческий музей.



Практические работы:

1. Работа с глобусом, картой полушарий , политической и физической картой Евразии.

2. Обозначение на контурных картах Евразии морей ( Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Красное, Аравийское,с Южно-Китайское, Восточно- Китайское, Чёрное, Каспийское), заливов) Финский, Бенгальский, Персидский), островов, полуостровов, гор, рек, озёр, пустынь, изученных государств Евразии и их столиц.

3. Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.

4. Запись в тетради названий растений и животных.

Методическое обеспечение программы:



Материально - техническое обеспечение:

Физическая карта России, карта полушарий, глобус, карта природных зон России, контурные карты,, коллекция полезных ископаемых, гербарные образцы растений диапозитивы, кинофильмы способствуют развитию абстрактного мышления и пространственных представлений о предметах и явлениях.



Дидактико - методическое обеспечение:

Для лучшего усвоения учебного материала , закреплении знаний при повторении пройденной темы и проведении самостоятельных и практических работ на уроках используется дидактический материал: картины, иллюстрации учебника , карточки , географические кроссворды.



Форма организаций занятий:

Беседа, рассказ учителя, экскурсия, наблюдения, географическая викторина.



Методы и приёмы обучения:

Устный опрос учащегося, фронтальный письменный опрос, объяснение, игровой приём, индивидуальный подход.

Библиография:

1. Программы специальных (коррекционных ) общеобразовательных учреждений VIII вида» М. «Владос»2000г

2. «Методика преподавания физической географии частей света» А.А.Ефимова ., В.А.Коринская. М - 1957г.

3. « Учебно - методическое пособие по географии для учителя» Н.А. Никитина, М. «ВАКО» 2008г.



4. «Практические работы по географии» Л. А. Богданова М - 1985г.

5. «По страницам занимательной географии» кн.для учащихся 6 - 9 кл. Г.П. Пивоварова. М. « Просвещение" 1990г.