страница1/3
Дата18.10.2018
Размер0.6 Mb.

Цели, задачи, структура и содержание учебных занятий…


  1   2   3

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Цели, задачи, структура и содержание учебных занятий…...

4

1.1

Цели и задачи учебных занятий ………………………………………

4

1.2

Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий………………………………………….

4

1.3

Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)………

5

1.4

Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся ………………..

5

1.5

Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий …………………………………………………………………..

6

1.6

Организация учебных занятий…………………………………………

8

1.7

Структура и содержание учебных занятий (Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий …………………………………..

12


1.8

Примерные вопросы к экзамену ………………………………………..

26

1.9

Информационное обеспечение курса…………………………………..

28

Раздел 2. Учебно-методические материалы ……………………………..

32

2.1

Экспозиция в Музее современного искусства: концептуальные основы………………...…………………………………………………..

32


2.2

Обучающая игра «Коллекции музеев мира»…………………………..

40


Раздел 1. Цели, задачи, структура и содержание учебных занятий


    1. Цели и задачи учебных занятий.

Основной целью освоения дисциплины «История музеев мира» является формирование у студентов целостного представления об истории возникновения и становления современных мировых музеев разных типов и профилей; о различных аспектах их деятельности; об общих тенденциях и специфических особенностях развития музеев мира сегодня; о составе музейных коллекций и их культурной ценности; а также формирование навыков для использования музееведческого знания для решения практических задач.
Задачи курса:

  1. сформировать у студентов общее представление об истории становления и эволюции музея как социокультурного института и феномена западно-европейской культуры;

  2. дать студентам представление о современном состоянии международного музейного мира, его составляющих, основных тенденциях развития;

  3. ознакомить с наиболее значимыми музеями Европы и США, дать представление о составе их коллекций, выделить наиболее значимые экспонаты с точки зрения их культурной ценности;

  4. осветить наиболее важные проблемы международного музейного дела, связанные как с общим пониманием роли и функций музея в социокультурном пространстве, так и с реализацией конкретных музейных задач – экспозиционной, хранительской, научно-исследовательской, научно-просветительской, административной работой;

  5. способствовать развитию практических умений в изучении особенностей различных музейных концепций и подходов к организации музейного пространства; в определении национальной, профильной, типологической специфики мировых музеев.



    1. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты).

Данный курс является компонентом совокупности учебных мероприятий (программ, практик, семинаров), самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов, обучающихся по направлению 070503 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Дисциплина «История музеев мира» относится к профессиональному циклу (Б3). Она ориентирована на профессиональное и личностное становление будущих бакалавров «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Студент, обучающийся по данной дисциплине, должен иметь знания, умения и навыки, соответствующие полному среднему образованию. Одновременно с изучением дисциплины он должен иметь или получать знания, умения, навыки и компетенции по дисциплинам: «История мировой культуры», «История искусства», которые создают теоретико-методологические и инструментально-прикладные основы формирования компетенций, формируемых в рамках учебной дисциплины «История музеев мира». Данная дисциплина является обязательной, и рассчитана на изучение в первом семестре первого курса. Формой отчетности является экзамен по всему изученному курсу.


    1. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)

      Совместно с другими дисциплинами участвует в формировании следующих компетенций:

      - Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-1);

      - Способен применять теоретические основы и инструментарий (методы) историко-культурного и музеологического знания в исследованиях современного музея и объектов культурного и природного наследия (ПК-1);

      Способен понимать, изучать и критически анализировать научную информацию по тематике исследования, используя адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации и представлять результаты исследований (ПК-2);

      - Готов к использованию современного знания о культуре и ведущих направлений современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе (ПК-6).






    2. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся

В результате освоения курса студенты должны

знать:

  • историю становления музея как социокультурного института;

  • этапы формирования и коллекционный состав наиболее крупных музейных собраний мира (Европы и США);

  • новейшие тенденции в области музейного дела (выставочной работе, научно-исследовательской, научно-просветительской, хранительской деятельности) на примере работы конкретных музеев;

  • этнические (национальные) и региональные особенности современных музеев;


уметь:

  • ориентироваться в ведущих тенденциях исследовательской и практической деятельности современных музеев и музейных центров;

  • оценить социокультурное значение отдельных музеев в контексте данной страны и мировом контексте;

  • дать общую характеристику крупнейших мировых музеев и их коллекций;

  • творчески и эффективно использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности;


владеть:

  • методами структурного и системного анализа при исследовании музейных институций.




    1. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Выбор организационной формы работы, соответствующей типу выполняемого задания, а также эффективное руководство и управление деятельностью учащихся, ее регулирование на занятии способствует интенсификации процесса обучения.

В процессе преподавания данной дисциплины используются как классические методы обучения (лекции, традиционные семинары), так и различные виды самостоятельной работы студентов по заданию преподавателя, которые направлены на развитие творческих качеств студентов и на поощрение их интеллектуальных инициатив.

В рамках данного курса используются такие формы работы, как:

Активные формы обучения:

- подготовка докладов по теме курса «История музеев мира». Примерный перечень тем докладов:



    1. Лувр: история создания и современная экспозиция музея.

    2. Музей Орсе: архитектурное решение и состав экспозиции.

    3. Музей Пикассо в Париже: история основания, коллекция, экспозиция.

    4. Музеи науки и техники в Париже: эволюция концепции.

    5. Хэнс Слоун и история создания Британского музея.

    6. Первая всемирная выставка 1851 года и Музей Виктории и Альберта.

    7. Национальная галерея в Лондоне.

    8. Музей мадам Тюссо и музей Шерлока Холмса – музеи или развлекательные центры?

    9. Музей прикладного искусства (МАК) в Вене: новая концепция экспозиции.

    10. Альбертина – музей графики.

    11. Музей естественной истории в Вене: архитектура и состав собрания.

    12. Музей Леопольд и Музейный квартал в Вене.

    13. Национальный музей в Копенгагене. Расмус Нируп и Юргенсен Томсен.

    14. Музей Васа в Стокгольме: сайт-музей.

- написание эссе на тему «Музейное дело США: основные характеристики» (15 мин.).

- заполнение на протяжении семестра таблицы «Музеи мира» на основе прослушенных лекций и изучения дополнительной литературы:




Порядковый номер

Название музея

Год основания

История создания

Общая характеристика коллекции

Отдельные экспонаты: анализ с точки зрения культурной ценности (исторической, научной, художественной)

Особенности организации музейной работы в данном музее (общая концепция музея; экспозиционная, фондовая, научно-исследовательская, просветительская деятельность)

1.

Метрополитен

(Нью-Йорк)



1880 г.














2.

















- Написание эссе на одну из тем:



  1. Музейное строительство в Берлине в конце XX – начале XXI века. «Музейный остров», Гамбургский вокзал – Музей современности, Немецкий исторический музей, Еврейский музей.

  2. Архитектура Новой национальной галереи. Решение музейного пространства архитектором Мисом ван дер Роэ.

  3. Разделение музейных коллекций Берлина после Второй мировой войны. Проблемы объединения после 1989 года.

  4. Еврейский музей. Проблема взаимодействия подлинного музейного предмета и музейной архитектуры.

При подготовке индивидуального задания студент может при необходимости обратиться к преподавателю за консультацией.



Интерактивные формы обучения:

- дискуссия по теме: «Музеи США: особенности концепции и организационной структуры» на основе прослушенных лекций и изучения частей монографий:

Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск, 2001. С. 56 – 63;

Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003. С. 255 – 272;

- дискуссии по темам: ««История становления музея как социокультурного института», «Музейное дело США в XIX веке», «История создания, организационная структура и шедевры музея Метрополитен в Нью-Йорке», «Эндрю Меллон и коллекция Вашингтонской национальной галереи», «Музеи современного искусства в Нью-Йорке» на основепрослушенных лекций, изучения дополнительной литературы и просмотра визуального материала (презентация Power Point).

- дискуссии по темам: «Музеи Германии и Испании: специфика развития и организационной структуры», «Особенности музейного дела Испании во второй половине ХХ – начале XXI века», «Крупнейшие музеи Мадрида (музей Прадо, музей Тиссен-Борнемиса, Центр искусств королевы Софии)», «Прижизненный музей художника: особенности музейной формы на примере Фонда Хуана Миро в Барселоне».

- проведение обучающей игры «Коллекции музеев мира» (См. Раздел 2).

- проведение устных опросов по пройденному материалу на основе демонстрации презентаций Power Point с помощью мультимедиа-проектора (демонстрируются слайды с видами музейных зданий и отдельных экспонатов).


При изложении лекций применяется мультимедиа-проектор для проведения презентаций и демонстрации видеоматериалов занятий.


    1. Организация учебных занятий

1.6.1. Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость

групп обучающихся

Код модуля в составе дисциплины,

практики и т.п.

Аудиторная учебная работа учащихся

Самостоятельная работа

трудоемкость (в зач.ед.)

лекции

Семинары

Консультации

практ. Занятия

лаб.работы

контр. работы

Коллоквиумы

в т.ч. текущий контроль

промежуточная аттестация

под рук-вом препод-ля

в присутствии препод-ля

в т.ч. с использованием метод. материалов

в т.ч. текущий контроль

промежуточная аттестация

объем активных и интерактивных форм учебзанятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Очная форма обучения

Модуль 1.

8

4

2













2

2

4




15

10




4














































Модуль 2.

9

13

2













11

2

13




20

13




13











































Экзамен

























10



















ИТОГО:

17

17

4













13

14

17




35

23




17

2


1.6.2. Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

Очная форма обучения

Модуль 1

Экзамен

В период сессии

Дискуссия по теме: «Музеи США: особенности концепции и организационной структуры» на основе прослушенных лекций и изучения частей монографий:

- Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск, 2001. С. 56 – 63;



- Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003. С. 255 – 272;

2 неделя

Написание эссе на тему «Музейное дело США: основные характеристики» (15 мин.).

2 неделя

Дискуссии по темам: «История становления музея как социокультурного института», «Музейное дело США в XIX веке», «История создания, организационная структура и шедевры музея Метрополитен в Нью-Йорке», «Эндрю Меллон и коллекция Вашингтонской национальной галереи», «Музеи современного искусства в Нью-Йорке» на основепрослушенных лекций, изучения дополнительной литературы и просмотра визуального материала (презентация Power Point).


4 неделя

Письменный тест по истории музейного дела США

4 неделя

Заполнение первой части таблицы «Музеи мира» на основе прослушенных лекций и изучения дополнительной литературы.

2 – 6 недели

Итоговый контроль по модулю 1 в форме промежуточного экзамена

6 неделя

Модуль 2

Написание эссе на одну из тем:

  1. Музейное строительство в Берлине в конце XX – начале XXI века. «Музейный остров», Гамбургский вокзал – Музей современности, Немецкий исторический музей, Еврейский музей.

  2. Архитектура Новой национальной галереи. Решение музейного пространства архитектором Мисом ван дер Роэ.

  3. Разделение музейных коллекций Берлина после Второй мировой войны. Проблемы объединения после 1989 года.

  4. Еврейский музей. Проблема взаимодействия подлинного музейного предмета и музейной архитектуры.

8 неделя

Дискуссии по темам: «Музеи Германии и Испании: специфика развития и организационной структуры», «Особенности музейного дела Испании во второй половине ХХ – начале XXI века», «Крупнейшие музеи Мадрида (музей Прадо, музей Тиссен-Борнемиса, Центр искусств королевы Софии)», «Прижизненный музей художника: особенности музейной формы на примере Фонда Хуана Миро в Барселоне».

10 неделя

Выступления с докладами на темы:

  1. Лувр: история создания и современная экспозиция музея.

  2. Музей Орсе: архитектурное решение и состав экспозиции.

  3. Музей Пикассо в Париже: история основания, коллекция, экспозиция.

  4. Музеи науки и техники в Париже: эволюция концепции.

11 неделя




Выступления с докладами на темы:

    1. Хэнс Слоун и история создания Британского музея.

    2. Первая всемирная выставка 1851 года и Музей Виктории и Альберта.

    3. Национальная галерея в Лондоне.

    4. Музей мадам Тюссо и музей Шерлока Холмса – музеи или развлекательные центры?




12 неделя




Проведение устных опросов по всему пройденному материалу на основе демонстрации презентаций Power Point с помощью мультимедиа-проектора (демонстрируются слайды с видами музейных зданий и отдельных экспонатов).

13 неделя




Выступления с докладами на темы:

  1. Музей прикладного искусства (МАК) в Вене: новая концепция экспозиции.

  2. Альбертина – музей графики.

  3. Музей естественной истории в Вене: архитектура и состав собрания.

  4. Музей Леопольд и Музейный квартал в Вене.

14 неделя




Выступления с докладами на темы:

  1. Национальный музей в Копенгагене. Расмус Нируп и Юргенсен Томсен.

  2. Музей Васа в Стокгольме: сайт-музей.

15 неделя




Проведение обучающей игры «Коллекции музеев мира» (См. Раздел 2).

16 неделя




Итоговый контроль по материалу Модуля 2 в форме промежуточного экзамена

17 неделя


Форма итогового контроля: Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзамен принимается в устной форме и состоит из двух частей – ответа на вопросы, указанные в билете, и беседы по всему пройденному материалу. Билеты содержат по три вопроса из приводимого в программе списка. Беседа по пройденному материалу проводится на основе демонстрации студенту слайдов с видами музейных зданий и отдельных экспонатов из их коллекций, которые студент должен узнавать и демонстрировать владение знаниями по истории создания музея, его концепции, давать общую характеристику коллекции и наиболее значимых экспонатов.

Студенты, систематически посещавшие в течение всего семестра лекционные занятия, активно работавшие на семинарских занятиях, успешно справившиеся со всеми письменными работами, имеют право выбора на экзамене двух из трех предложенных в билете вопросов. Студенты, не выполнявшие текущие задания и не посещавшие лекции и семинары, не допускаются к экзамену.




    1. Структура и содержание учебных занятий

(Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий)
Междисциплинарная связь изучаемых модулей с обеспечиваемыми

( последующими) дисциплинами


Код (наименование ) модуля

Наименование обеспечиваемой

( последующей) дисциплины

Модуль 1- Модуль 2

Музееведение (История музейного дела)

Музееведение (Теория музейного дела)




Модуль - 1. Введение и музеи США

Цель модуля – сформировать у студентов представление об истории становления музея как социокультурного института. Продемонстрировать историю становления музейного дела в США. Выявить специфические особенности возникновения и развития музеев США в сравнении с музеями Европы. Осветить основные стороны деятельности и охарактеризовать коллекции наиболее крупных и значимых музеев США. Проанализировать их роль в социокультурном пространстве.
  1   2   3