Скачать 47.78 Kb.
Дата13.04.2019
Размер47.78 Kb.

Будьте здоровы!



Будьте здоровы!

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения школьников, она определяется как социально-экономическими условиями и уровнем культуры общества, так и организацией физического воспитания, а также и индивидуально-типологическими особенностями высшей нервной деятельности, особенностями телосложения и функциональными особенностями и возможностями школьников.

Физ. упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задумался над сложной задачей и вдруг почувствовал потребность пройтись по комнате – так ему легче работать, думать. Если взглянуть на думающего школьника, видно, как собранно вся мускулатура его лица, рук тела. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как сигналы от мышц активизируют деятельность мозга.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.

Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают железы внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.

Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.

Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается “жизненная ёмкость ” лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.

Двигательная активность может быть реализована в различных формах. Она может быть организованной (под управлением преподавателя, тренера, родителя и т.д.) и неорганизованной (самостоятельной). В неорганизованных формах чаще всего проявляется досуговая, игровая и релаксационная двигательная активность.

Организованная двигательная активность может осуществляться в самых разнообразных формах. В школе - это урок, спортивная или оздоровительная секция, кружок по интересам. Могут быть реализованы клубные формы, индивидуальные и групповые занятия и их разнообразные сочетания.

К формам организованной двигательной активности относится и день здоровья. Проведение дня здоровья сопряжено с определёнными трудностями организации, если оно носит массовый общешкольный характер.

Удовлетворение ежечасной потребности следует осуществлять за счет малых форм физического воспитания: утренней гимнастики, гимнастики до уроков, физкультминуток на уроках и гимнастики для глаз, динамических перемен. Кроме того, ежечасная двигательная потребность реализуется на уроках физкультуры и уроках труда, а также подвижных играх, на прогулках (табл. 9). Двигательный отдых является средством повышения умственной работоспособности и сохранения здоровья учащихся. По наблюдениям профессора Н. Т. Лебедевой (1998), если не дать ребенку достаточно двигаться в первой половине дня, то он реализует дефицит движения позднее, но это может привести к повышенному травматизму.

Таблица 9.



Примерный объем ежедневной двигательной активности 
(Н. Т. Лебедева, 1998)

Возраст, лет

Ежедневное время занятий на воздухе, час.

Гимнастика до занятий, мин.

Физкультминутки на уроках, мин.

Подвижные перемены, мин.

ДА во вторую половину дня, час.

6-7

3,5

5-6

5

30-35

1-1,5

8-9

3

5-7

5

30-35

1-1,5

10

2,5

7

5

25-30

1-1,5

11-14

2

6-8

5

20-30

1

15-18

2

6-8

5

15-20

1

Вместе с тем, малые формы физического воспитания не всегда используются в ОУ в последние годы. С одной стороны, они необходимы ребенку для нормального развития, а с другой — их организация проблематична. Необходимо найти разумный компромисс. Если утреннюю гигиеническую гимнастику (зарядку) не все дети проводят дома, то такая малая форма, как гимнастика до занятий, возможна для всех детей, обучающихся в ОУ. Гимнастику следует проводить на первом уроке (или за 5 мин до урока) прямо в классе сидя за партами, так, как проходят физкультминутки. Такая упрощенная форма проведения (без больших физических нагрузок) позволит опаздывающим школьникам восстановить дыхание, «не проснувшимся» — проснуться, всем привести свой организм в состояние готовности к обучению.

Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка) способствует быстрому переходу от сна и бодрствованию: выводит организм из пассивного состояния и подготавливает к предстоящей активной деятельности. Физические упражнения настраивают центральную нервную систему на рабочий ритм, совершенствуют координацию движений, увеличивают скорости крово- и лимфообращение, укрепляют кровоснабжение тканей. Более глубоким и ритмичным становиться дыхание. Увеличивается поступление к мозгу, к мышцам и внутренним органам кислорода, что в свою очередь способствует повышению уровня укрепительных процессов в тканях.

Комплекс утренней гимнастики обычно состоит из упражнений, обеспечивающих всестороннее развитие на организм. Упражнения комплекса утренней гимнастики выполняют в определенной последовательности.



Физкультминутки - проводятся в классе, во время уроков, когда появляются признаки утомления детей (невнимательность, беспокойное поведение). Комплексы физкультминуток состоят из 3-5 упражнений, повторяемых по 5-10 раз, и выполняются под руководством учителя или физорга класса. Основными видами упражнений для физкультминуток являются: разгибание туловища, подтягивание, дыхательные упражнений сидя и стоя, ходьба, наклоны и повороты туловища, движения кистями рук.