Скачать 407.01 Kb.
страница1/3
Дата06.02.2018
Размер407.01 Kb.

Бучель В. Н. Азбука резонансного пения (Вопросы звукоизвлечения)


  1   2   3


Бучель В. Н.


АЗБУКА РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ

(Вопросы звукоизвлечения)
Редактор

заслуженный артист Республики Беларусь

лауреат Государственной премии Республики Беларусь

профессор кафедры сольного пения Белорусской государственной Академии музыки



Скоробогатов Виктор Иванович.


МИНСК 2005

Вступление

Все, кто любит пение, кто занимается пением, хотят красиво петь. Это желание вполне естественное. Каждый человек хочет делать своё любимое дело хорошо, и это очень похвально. Певческий человеческий голос — это удивительный дар. Тембр голоса, манера петь много расскажут нам о характере обладающего им человека. Голосом мы выражаем свои мысли и чувства, им можно или очаровать или напугать. Смысловая интонация способна быть тёплой и мягкой, грубой и мрачной, робкой или уверенной, ехидной или весёлой… Певческий голос способен передать любое настроение и любую мысль человека!

Методика обучения пению связана с мышечными движениями органов, принимающих участие в образовании певческого звука. Но ни одна методика ни одного педагога в мире не обещает быстрого успеха. Нужно проявить недюжинное терпение и огромное трудолюбие, чтобы добиться успеха в любом деле, в том числе — в пении. Мы желаем научиться всему быстро, но чудес не бывает. Всякая учебная деятельность, т. е. обучение разным наукам и искусствам предполагает развитие интеллекта и практических навыков в разных сферах жизни. Эта теоретическая и практическая деятельность позволяет человеку гармонизировать работу его мозга, т. е. способствует достижению согласованного взаимодействия сознания и подсознания. Активизация подсознательной деятельности позволяет человеку достигнуть желаемых результатов в той или иной сфере знания и практики.

Поскольку интеллектуальному и практическому развитию человека нет предела, достижения и результаты в любом виде деятельности зависят только от самого человека. Думающего человека нельзя завести в дебри невежества. Такие люди очень быстро распознают ложные теории и порочные практики. Поэтому мы рассчитываем на думающего читателя. Методику развития певческого голоса, которую мы предлагаем нашим читателям, носит практический характер.

Люди любят слушать хорошую музыку и хорошее пение, петь хотят многие, почти все. Но сегодняшний рынок шоу-бизнеса, телевидение, радио предлагают нам, мягко говоря, недоброкачественный продукт. Порой складывается впечатление, что человеческое сообщество не прогрессирует в области вокального искусства, а скатывается в пропасть безвкусицы и пошлости. Так называемая поп культура игнорирует ценности, которые нам достались в наследство от сотен предыдущих поколений творцов собственно культуры. Мы утрачиваем интерес к красоте пения и высоким идеалам классической музыки. Многие современные педагоги, которым доверено воспитание вокалистов, не считают нужным даже поверхностное ознакомление с методиками выдающихся педагогов прошлого. Поэтому так часто в высших и средних специализированных учебных заведениях, призванных воспитывать певцов, процветает убогое ремесленничество, а порой и «вокальное шаманство». Бывает обучением искусству пения занимаются люди, которые мало что понимают в природе голоса, его физиологии, акустике. Чаще педагогами становятся артисты, закончившие певческую карьеру. Но профессионально заниматься певческой деятельностью самому и научить этому же других — разные (и даже мало похожие) профессии. Нужно научиться учить.

Поэтому мы решили взять на себя смелость поделиться наработками своего сорокалетнего педагогического опыта с думающими педагогами и студентами. Мы не претендуем на исключительность и единственность данного способа воспитания голоса. Методов, дающих высокие результаты немало. Мы поделимся некоторыми наблюдениями и практическими советами из собственной практики по постановке голоса.

Скрытые глазу внутренние рефлекторные явления составляют «магию» и «мистику» певческого процесса. Мы обязаны овладеть этими «тайнами», научиться управлять и прогнозировать (и программировать) работу психики и мышечных систем организма, научиться «моделировать» певческий звук. Им, как и в разговорной речи, мы сможем (обязаны научиться) стонать и смеяться, плакать и шептать, подражать (даже трелям соловья!) и т. п. — и всё это посредством искусства пения. Вот этому мы и постараемся вас научить, а тем, кто уже поёт, мы подскажем различные приёмы, которые помогут вам понять в процессе пения более тонкие и глубинные процессы.

Данная работа не ставит целью подробное описание строения всех органов и мышц, участвующих в звукообразовании. Основной задачей данной работы и есть дать эти самые минимальные теоретические и практические навыки, которые помогут овладеть техникой естественного, свободного пения.

Практические приёмы звукообразования будут эффективны при соблюдении трёх условий:

1. Непрерывность и регулярность занятий в течение всего периода обучения;

2. Ежедневное выполнение предусмотренных программой тренировочных упражнений. Сначала по 15-20 минут, позднее по 40-45 минут;

3. Следование предлагаемой методике.

Прежде, чем приступить к пению, следует разобраться в самой природе голоса, в певческом процессе. Как бы далеки мы не были к началу занятий от механизмов пения, кое-что нам всё-таки известно. Вот это известное мы и используем при обучении пению. Результат к вам придёт, однако он напрямую будет зависеть от вашей настойчивости, прилежания и целеустремлённости. Не ждите положительных результатов от ознакомления с теоретической информацией — только практические навыки обеспечат успех.

Планируйте своё время так, чтобы у вас был один час каждый день. Ничто не должно помешать вам практиковаться, если вы серьёзно настроены развить свой голос. Самая большая (и банальная) проблема для большинства студентов — ЛЕНЬ! Преодолейте её и успех вам почти обеспечен.


Инструмент певца

Для того чтобы научиться хорошо петь необходимо изучить свой инструмент — голос. Нужно овладеть вокальными техническими приёмами и навыками, без которых невозможно добиться эстетически приемлемого звука (необходимого для певческой работы звукообразования), совершенной техники звуковедения. Чтобы стать мастером вокального искусства, необходимо пройти долгую и трудную школу «технической» выучки. Даже при наличии выдающихся вокальных данных только путём длительного обучения достигается уровень мастерства — осознанного и сознательного, — позволяющий без ущерба для голоса (и без искажения музыкального замысла композитора) профессионально заниматься вокальным исполнительством.

Очень не просто певцу изучить свой инструмент, научиться на нём играть — петь. Певец лишён возможности видеть работу своего внутреннего аппарата: находить наиболее выгодное и удобное положение гортани, глотки, дыхания. Только гениально одарённый певец может, ориентируясь на зыбкие внутренние ощущения, интуитивно понять и контролировать работу своего инструмента. Всем остальным необходима помощь квалифицированного педагога. При этом, заметим, выдающиеся педагоги утверждают: «научить нельзя, можно только научиться». Иначе говоря, без личного активного процесса познания студентом самого себя, никакой, даже самый великий педагог не сможет дать своему подопечному необходимых знаний.

Человеческой природе свойственно стремиться как можно глубже проникнуть в тайны разных явлений. Нас интересует тайна звукообразования, т. е. техника звукоизвлечения. Для начала мы обратимся к истории вопроса.

Что о певческом голосе знали в давние времена? О технике пения многое знали древние греки (античная культура была достаточно развитой даже в современном понимании). Они оставили нам в наследство знания о различных видах искусств, в том числе об искусстве музыки и пения. О голосе и голосообразовании рассуждали философы и учёные, например, Гиппократ.

В эпоху Возрождения проводились исследования, и даже эксперименты с певческим голосом. Известны подобного рода занятия великого художника, учёного и мыслителя Леонардо да Винчи. Он, вероятно, одним из первых проводил эксперименты с дыхательными органами умерших и первым выполнил рисунки гортани. Любопытно, что Леонардо не считал гортань единственным источником звука (его догадка была блестяще подтверждена в 1812 году русским физиологом Ильёй Грузиновым), а рассматривал звукообразование комплексно, с участием всей дыхательной системы человека. Позднее патологоанатом Везавий также подтвердил, что голос образуется в дыхательной системе — в узком пространстве внутри гортани. Отдавая должное Везавию, заметим, что в действительности задействованная в процессе звукообразования гортань хоть и очень важный орган, но не единственный. Сегодня нам известно, что в образовании звука принимают участие и бронхи, и (прежде всего) трахейная мембрана, и гортань, и резонаторы.

Помимо нахождения наилучшего положения гортани, правильного (достаточного) расширения глотки, свободного (и снова же достаточного) дыхания, есть ещё немаловажная проблема — способ извлечения звука. Итак, мы сталкиваемся с трудностью, которая связана с тем, что процесс пения выходит за рамки полностью сознательного контроля, ибо он совершается рефлекторно. Касается это и интонирования звуковой высоты, т. е. повышения или понижения тона.

Именно поэтому многовековая вокально-педагогическая практика, наряду с предметным воспитанием острого музыкального слуха, выработала многочисленные специфически вокальные рекомендации и приёмы, позволяющие музицировать голосом. Это касается положения гортани, правильного открытия рта и раскрытия глотки, артикуляции гласных, вокального дыхания и т. п., о чём уже упоминалось выше.

По большому счёту существует два основополагающих метода воспитания певческого голоса: первый опирается на знания физиологии и акустики певческого голоса, другой полагается на эмпирический подход. В зависимости от талантливости педагогов, оба метода дали как огромное количество выдающихся мастеров bel canto, так и примеров загубленных карьер. Современный уровень информации по рассматриваемому вопросу позволяет утверждать: в современной практике наиболее эффективным методом, гарантирующим высокое качество развития певческого голоса, следует считать тот, который предполагает наличие у педагога помимо художественного вкуса, знаний в области музыки вообще и музыкальных стилей в частности, исполнительских традиций, ещё и глубокие знания из области физиологии и акустики голоса, знаний из области психологии «художника».

Сегодня только опора на комплексные знания позволяют талантливому педагогу с большой долей вероятности развить данные ученика и придать им необходимые профессиональные качества: полный двухоктавный диапазон, силу, выносливость (физическую и психологическую), красивый (категория эстетическая) тембр и художественную выразительность голоса. То есть — вооружить умением передавать слушателям эмоциональное содержание исполняемой музыки, — то, что Б. А. Покровский называет термином «музицирование смыслами».


Гортань, глотка, дыхание, диафрагма…

Сегодня наука описала работу гортани во всех подробностях. Нам известно, что гортань — это очень мобильный важный человеческий орган. Она состоит из трёх хрящей и из 13 пар мышц. Из них 9 пар мышц поднимают гортань и 4 пары опускают её. Мышцы, поднимающие гортань, значительно больше и сильнее мышц, опускающих гортань. «Поднимающие» мышцы обеспечивают защитный механизм жизненно важного дыхательного пути, что обеспечивает защиту дыхательной системы от попадания в неё инородных тел при приёме пищи и других ситуациях.

Подъём и опускание гортани играет решающую роль при голосообразовании. Такая способность непосредственно влияет на резонаторную систему голосового аппарата — глотку, объём и форма которой может расширяться и углубляться. Объём и мобильность глотки позволяет формировать звук разного тембра: светлого или тёмного. Мобильность глотки очень важна для совершенствования вокальной техники. «Вариации» глотки породили значительное количество вокальных школ, в которых легко запутаться начинающим певцам.

То же самое происходит с дыханием. Повседневное бытовое дыхание мы не замечаем — оно рефлекторно. Вокальное дыхание следует освоить сознательно, управляя мышцами живота и диафрагмы. И это отличие так же следует знать и учитывать при обучении пению.

С незапамятных времён и поныне бытуют разные мнения о певческом дыхании. Научные исследования последних десятилетий развеяли мифы о разных типах певческого дыхания и избавили педагогов и студентов от вредных предрассудков и губительной практики.

Человеку от природы дана удивительная способность и возможность сознательно, произвольно, целенаправленно изменять, регулировать, управлять своим дыханием и тренировать его. Используя свой мозг, ум, интеллект возможно приобретение правильных навыков певческого дыхания.

Мы живём, говорим и поём благодаря энергии дыхания. Наши дыхательные органы состоят из лёгких, бронхов, трахеи. От трахеи отходят два больших лёгочных бронха (в левое и в правое лёгкие). Эти большие бронхи разветвляются на средние и мелкие бронхиолы. Таким образом, внутри грудной клетки мы имеем трубки живого оргáна. Известно, что профессиональная певческая деятельность требует хорошего здоровья. А хорошее здоровье — это определённые физиологические резервы организма. Поскольку дыхательная система очень тесно связана с важнейшими жизненными процессами и функциями организма, такими как: речь, пение и др., она — дыхательная система — реагирует на многие изменения в теле человека. Поэтому дыхательная система должна находится в постоянном тренинге, в таком как спорт, физическая работа; не менее полезны контрастные температурные процедуры: баня, сауна, пение, игра на духовых инструментах1.

Прежде чем говорить о певческом дыхании, изучите своё собственное дыхание. Понаблюдайте за собой и опредилите как вы дышите: ключичным, грудным или диафрагмальным дыханием.

Предлагаем вам измерить своё дыхание и свои физиологические резервы организма. Предлагаемый вам тест проверен многолетней медицинской практикой и не вызывает сомнений в объективности его показаний. Тест покажет уровень вашей жизненной энергии на все виды жизнедеятельности, в том числе и на пение.

Контрольная пауза. После спокойного выдоха закройте нос двумя пальцами и следите за секундомером. После первой лёгкой нехватки воздуха, которую можно перетерпеть, контрольная пауза закончилась. Не удивляйтесь, если она будет короткой. Даже у натренированных спортсменов она не превышает 40–50 секунд. По оценкам учёных только у абсолютно здоровых людей она превышает 60 секунд. (Мы не берём здесь во внимание ныряльщиков стран Юго-Восточной Азии, которые способны удерживать дыхание, предварительно вдохнув воздух, до четырёх–пяти минут.) Этот тест покажет уровень вашей жизненной энергии (здоровья).

Всем известно, сколько человек может прожить без еды, без воды и без воздуха. Оцените, насколько важно иметь развитую дыхательную систему.

Практика показывает, что большинство студентов-вокалистов в начале обучения не обладают хорошими физическими данными и правильным дыханием, что является некоторым препятствием в обучении пению.

Поговорим подробнее о вокальном дыхании. Это далеко не праздный вопрос, это — ключевой вопрос искусства пения. «Национальных» биоакустических законов не существует — они универсальны.

Обратимся к мнению выдающихся певцов недавнего прошлого. В их высказываниях подробно рассматривается смысл термина «прикрывая, открывай»,

где под словом «прикрывая» имеется ввиду прикрытие звука, а под словом «открывай» — свобода продыха. Процитируем мнение великих певцов по книге «Л. Дмитриев. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве» // Москва, 2004:



Мирела Френи: В пении дыхание должно быть свободным, естественным. Дыхание специально, нарочито напряжённо взятое — это не хорошо для голоса. При напряжённом дыхании горло сжимается, сужается. Поднимаясь к верхним нотам я стараюсь максимально освободиться, сбросить всё напряжение перед новой фразой, трудным ходом. Я ищу состояния физической свободы.

Николай Гяуров: Дыхание — основа пения, связанная только со звуком. Ощущение дыхания у нас должно быть как идея, как принцип, как мысль. Идея нижнего глубокого свободного вдоха помогает избежать разных зажимов.

Магда Оливьеро: В оргонах дыхания всё должно быть мягко. Никакого напряжения мышц. Нужно следить за поддержанием каждого звука дыханием. Диафрагма, брюшной пресс должны поддерживать звук, а не только область живота. Всё пение совершается диафрагмой, которая регулирует выдох так, как вы хотите. Именно в этом секрет пения.

Джульетта Симионато: В пении я дышу также натурально, как в речи. Я следую принципу естественности, натуральности в дыхании и пользуюсь только диафрагмальным дыханием, удерживая дыхание внутри, а не толкая дыхание вперёд.

Маргерита Гульельми: В пении я придаю основное значение дыханию, не отпуская его ни на одно мгновние. Я не беру много дыхания. Лишнее дыхание не позволяет быть свободным. Вдох естественный, а выдох строго удержанный, и связан с поддержкой звука.

Габриелла Туччи: В пении я дышу совершенно свободно и каждую ноту, её звучание поддерживаю диафрагмой. Высокие звуки поддерживаю дыханием особенно бережно, т.е. по возможности мягко, эластичным дыханием. По моему мнению поддержка голоса дыханием — это внутренняя работа, которая должна происходить автоматически.

Джанни Раймонди: Следует сказать, что не все начинающие певцы от природы обладают сильной дыхательной системой. Я советую таким певцам разные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Это известные упражнения с книгами, которые кладут на область живота в положении лёжа и поднимают силой диафрагмы. А также дыхание йогов. Пять секунд вдох, небольшая задержка дыхания, пять секунд выдох. Я делал эти упражнения постоянно в течение учёбы и в течение певческой карьеры. Также рекомендуются систематические прогулки с глубоким дыханием через нос. Моим основным педагогом был маэстро Бара, который досконально объяснил мне работу диафрагмы в пении и что такое собственно пение. Моё дыхание только диафрагмальное, я дышу глубоко и низко: в спину, раздвигая нижние рёбра.

Фьёренце Коссотто: Я дышу только диафрагмой.

Пьеро Каппучилли: Я рекомендую стоять правильно, прямо, иметь опору и силу в ногах, тогда дыхание и диафрагма хорошо работают. Дышать следует в спину, расширяя нижние рёбра и никогда не брать много дыхания. Такое дыхание позволяет певцу распоряжаться по своему желанию.

Сестро Брускантини: Я считаю, что низкое дыхание обеспечивает певцу возможность петь до глубокой старости. Важно отдавать дыхание удержано, дозировано, вести бережно и это должно быть основным принципом в пении. Конечно дыхание всегда набирается вниз. Нижние рёбра нужно научить раздвигаться. Поскольку зона дыхания круглая, то следует брать дыхание по всей окружности — и в бока, и в спину, и в поясничную часть. Надо дышать вниз и в спину, тогда хорошо заполняется нижняя часть лёгких.

Паоло Монтарсоло: Дыхание — основа пения, и если молодой певец не умеет правильно дышать, то рано или поздно таким певцам придёт конец. Если правильно дышать, то можно с голосом делать всё что угодно. Важно уметь приспособить дыхание к запросам каждого голосового аппарата. Я всегда пытался делать вдох как можно дальше от горла, т. е. без участия груди и как можно ниже, т.е. в самый низ живота, минуя грудь. Я стал носить пояс, надевая его немного ниже талии, чтобы при вдохе чувствовать его сопротивление. Это напоминало мне о том, что дышать надо ниже этого пояса. Здесь большую роль играют движения диафрагмы, подложечки.

Следует ещё раз напомнить о том, что медицинская наука и практика отмечает, что в наше время дефекты дыхания имеют место у значительного количества молодых людей. Эти дефекты дыхания проявляются в недостаточной функции дыхательных органов, и эти дефекты может исправить только сам человек. Каждый человек в состоянии контролировать и исправлять своё дыхание, тренировать и укреплять его мускулатуру. Следует различать правильное и неправильное дыхание, поскольку звучание голоса также зависит от правильности дыхания. Правильные вокальные дыхательные движения не должны сопровождаться подъёмом плеч и грудной клетки. При вокальном выдохе все дыхательные мышцы должны расслабиться, а звук должен литься свободно в наружное пространство. По ощущению дыхание должно как бы «стоять на месте». Очень важно почувствовать эту фазу выдоха. Очень важно почувствовать эту фазу выдоха на расслабленной мускулатуре всего тела и дыхания. Этот свободный выдох происходит благодаря исключительной эластичности лёгких. Поэтому так важно не перебирать дыхание и не форсировать выдох, а дать возможность лёгким плавно выдыхать воздух вместе со свободно льющимся звуком. Следует сказать, что неправильное дыхание вовлекает в работу целый ряд скелетных мышц, которые не способствуют правильной работе голосового аппарата. Особенно важно не включать мышцы плечевого пояса, что ведёт к подъёму грудной клетки. В процессе неправильного дыхания могут включаться даже мышцы затылка, шеи и позвоночника. Становится понятным, насколько важно в пении дышать правильно, т.е. использовать диафрагму. Понимание вопросов вокального дыхания способствуют знания о строении органов дыхания. При вокальном выдохе, внутренние органы брюшной полости надавливают на диафрагму вверх по направлению к грудной клетке и снимают, тем самым, необходимость при выдохе осуществлять дополнительные усилия при звуковедении и звукообразовании. Внутренние органы брюшной полости выступают как бы в роли амортизатора или рессоры, смягчающей выдох, делая его более плавным, что способствует более свободному звуку льющегося голоса. Зная о физиологических функциях дыхания, легче понять важность овладения певческим диафрагмальным дыханием. Например, при вдохе одновременно включаются все мышцы стенок грудной клетки и диафрагмы. Диафрагма, при этом, сокращается, и её купол опускается вниз. В это время грудная клетка слегка напрягается и обеспечивает поддержку диафрагме, а брюшной пресс во время вдоха растягивается благодаря давлению сверху диафрагмы. При выдохе мышцы грудной клетки и диафрагмы расставляются, а мускулатура брюшного пресса эластично сжимается. Плавность звука зависит ещё и от того, что эластичные лёгкие никогда не расслабляются полностью, обеспечивая таким образом постоянную поддержку звуку. Теперь становится более понятно значение диафрагмального дыхания в пении.

Нужно найти, ощутить и разработать принцип поршня, шприца, по которому диафрагма засасывает воздух в лёгкие. И наоборот – при выдохе напряжённые на вдохе лёгкие расслабляются и плавно сокращаются, подавая воздух на мембрану.

Физиология дыхания раскрывает нам секреты, которые имеют практическое значение для развития правильного вокального дыхания. Вдох носом, например, поднимая воздух в носоглотку, создаёт относительно сильное сопротивление, необходимое для постоянного возбуждения и напряжения дыхательных мышц грудной клетки, диафрагмы и мембраны в трахее, поддерживая тем самым постоянный объём грудной клетки и тонус диафрагмы и мембраны (вибратора, главного источника звука). Следует обратить внимание на значение правильного вокального дыхания и вдоха через нос.

Как мы уже отмечали, дыхание и голос взаимосвязаны. Мы знаем из жизни и собственной практики то, что при пении дыхательные мышцы активно работают и тренируют свой тонус. В то время как при обычном дыхании напряжение этих мышц во много раз слабее. Очень важно иметь правильное представление о регуляции дыхания в пении и речи, т.е. о правильном способе образования и регуляции звука. Управление дыхательными мышцами, в частности, диафрагмой, а также мышцами носоглотки, которые принимают активное участие в регуляции дыхания.

Очень важно сохранять рабочее напряжение дыхательных мышц, не форсируя объём грудной клетки. При этих условиях качество звука будет стабильным. Пение будет свободным, если мы не будем чрезмерно вмешиваться в рефлекторный процесс выдоха. Сознательное деликатное управление выдохом в пении практикуется постоянно, чтобы выработать соответствующие рефлексы подсознательного автоматического дыхания.

Следует добавить, что естественное упражнение дыхания образуется и при смехе, вздохе, стоне и зевоте. Любопытно, что все эти физиологические свойства человека тренируют и совершенствуют дыхательную систему. Если пение укрепляет всю дыхательную систему, то смех совершенствует её эластичность, а вздохи – расслабляют её; при стонах мышцы упруго напрягаются, а при зевоте – все предыдущие воздействия комбинируются.

Все эти естественные физиологические свойства организма подсказывают нам, что пение является таким же естественным физиологическим явлением, при условии отсутствия грубого вмешательства в процесс звукообразования и звуковедения. Пение, как и речь, базируется на естественных свойствах психофизических механизмов человека.

Вы должны знать, что пение — процесс рефлекторный, а диафрагмальное дыхание — врождённый тип дыхательных движений. Нужно научиться ясно чувствовать своё дыхание, особенно это касается выдоха. Сделав несколько дыхательных движений вниз в спину и в бока, вы настроите организм на правильное, рефлекторное, естественное пение. Удержанный выдох на звуке не позволит форсировать голос. Главное — это свободное звукоизвлечение и звуковедение под полным контролем дыхания.

Чтобы успешно обучаться пению, нужно научиться расслаблять и активизировать мышцы не только участвующие в процессе звукообразования (мышцы живота, диафрагмы, глотки, шеи, мышцы языка, мышцы нижней челюсти и т. д.) и звуковедения, но и мышцы всего туловища, ибо инструмент певца — всё его тело. Освоить «расслабление» очень важно — это очень серьёзный элемент. Иначе обязательно возникают разного рода зажимы, которые, естественно, не способствуют свободному пению.

Научитесь управлять полным расслаблением всего тела. Это очередной шаг к вашему прогрессу.

Расслабления и активизация мышц поможет развить «мышечную память», которая так необходима певцу. Умение «включать» нужную мускулатуру и управлять ею, является главнейшим умением, необходимым для «производства» звуков разной высоты, громкости и тембральной окраски. Постепенно, постигая механизмы звукообразования, будет видоизменяться в лучшую сторону и качество звука. Для этого тренинга будут предложены разные упражнения.

Итак, мы повторим с вами основные моменты, которые нужно знать, помнить, и соответственно пользоваться ими.

Короткий вдох носом создаёт необходимые возбуждения дыхательных мышц грудной клетки, диафрагмы, мембраны в трахее, гортани, глотки и всех резонаторов. Этот важнейший рефлекторный регулятор помогает нам в управлении дыханием и звукообразовании.

При вокальном выдохе, его плавности помогают органы брюшной полости, которые надавливают на диафрагму снизу, тем самым, снимая необходимость осуществлять дополнительные усилия при звуковедении и звукообразовании. Внутренние органы смягчают выдох, делая его более плавным, способствуя свободному и льющемуся звуку.

Нам уже известно, что при выдохе мышцы грудной клетки и диафрагмы расслабляются, а мускулатура брюшного пресса – эластично сжимается, тоже помогая плавному выдоху.

Плавный свободный выдох регулируется также исключительно эластичной лёгочной тканью. Не форсируя выдох, мы даём возможность лёгким плавно выдыхать воздух вместе со звуком, свободно манипулируя им. Осталось нам оценить все физиологические открытия науки, которые могут и должны вам помочь развить правильное вокальное (диафрагмальное) дыхание, а также овладеть техникой резонансного пения. Как видите, вам предстоит ещё более внимательно прислушиваться к своему организму, телу, диафрагмальному дыханию, чтобы ощутить эту тонкую физиологическую регуляцию певческого дыхания при звукообразовании и звукоизвлечении.

Итак, короткий вдох носом, диафрагма идёт вниз, мышцы живота немного вперёд, а плавный выдох и свободно льющийся звук – будет обеспечен вышеперечисленными органами. Как видите, нет необходимости прибегать к лишним мышечным усилиям и вмешиваться в физиологию выдоха, а вместо этого следует внутренним зрением обратить внимание и почувствовать этот рефлекторный механизм вдоха и выдоха, улучшая качество свободно льющегося звука в наружное пространство. Таким образом, правильное вокальное дыхание настраивает весь организм на рефлекторное пение.


  1   2   3