Скачать 155.33 Kb.
Дата09.04.2018
Размер155.33 Kb.

Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса


Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников

образовательного процесса



Оборудование: бланки теста “Изучение морально-психологического климата в коллективе”, краски, кисти, листы альбома, аудиозапись релаксационной музыки, бланки – задания для мозгового штурма, рекомендации.

Цель: организация взаимодействия педагогического коллектива по формированию благоприятного морально-психологического климата в школе.

Задачи: изучение морально-психологического климата в коллективе школы. Изучение методов и приемов по гармонизации взаимоотношений в коллективе.

План:

  1. Вступительная часть.

1.1. Знакомство с планом семинара:

1.2.Принятие правил работы группы.

1.3. Упражнение «Приветствие».

1.4. «Поздороваемся»

1.5. Игра “Рука”.




  1. Основная часть.

2.1. Информация по теме занятия.

2.2. Тест “Морально-психологический климат в коллективе”.

2.3. Мозговой штурм (работа в группах).

- Определите методы и приёмы гармонизации взаимоотношений в коллективе.

- Перечислите личностные качества важные для межличностного общения.

- Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в нашем коллективе?

Информация к размышлению (вопросы для обсуждения во всех группах):

дайте определение понятий субординация, педагогический такт (докажите необходимость их соблюдения)

2.4. Релаксация. Прекрасный сад

2.5. Упражнение «Как по-философски относиться к жизни»

2.6. Рекомендации «Как располагать к себе людей».


3. Рефлексия занятия «Откровенно говоря».

1. Вступление. Добрый день, уважаемые коллеги!

Предлагаю Вам принять участие в практическом занятии на тему: «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса».


Эпиграфом занятия будут слова писателя - драматурга Юрия Арбатова…



Как христиане, мы должны всю жизнь придерживаться поста, который я бы обозначил так: не есть ближнего своего. А кто у нас не ест ближнего своего?
Между тем спокойствие души как раз в этом “вегетарианстве”: тогда ведь и ближний, если он не до конца испорчен, не будет, есть меня.


    1. Знакомство с планом семинара…

    2. Принятие правил работы группы.
- вести разговор только по теме занятия, а не на посторонние темы;

- говорить по одному, не выкрикивать и не перебивать говорящего, уважать чужое мнение;

- конфиденциальность;

- открытость;

- соблюдение регламента;

- юмор;

- не оценивать и не советовать.



- не держать монополию на высказывание, «не съедать» чужое время;.

- здесь и теперь (решаем проблемы, которые возникают здесь).




    1. Упражнение «Приветствие»


Участники семинара встают в круг и по очереди приветствуют друг друга.


    1. Упражнение «Поздороваемся»

Предлагаю всем поздороваться за руку, но особенным образом…

Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, руки не должны оставаться без дела больше секунды.

Задача - поздороваться, таким образом, со всеми членами группы.

Во время игры не должно быть разговоров, использовать только контакт глаз.
Психологический смысл упражнения

Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.



    1. Игра “Рука”.

Все участники, стоя в кругу, молча, глазами, ищут себе пару. Через 30 секунд произносится слово: “Рука». Учителя подходят друг к другу и образуют пару.

“Все вы нашли друг у друга поддержку. Вот на кого мы можем опереться в трудную минуту”!



2. Основная часть.

2.1. Информация по теме занятия.

Работа в трудовом коллективе будет более продуктивной, если в коллективе создан благоприятный климат. А что же это такое – морально – психологический климат?



Морально-психологический климат – это целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных процессов, имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности.

Чаще всего под ним подразумевают психологический настрой сотрудников, который отражается и проявляется в их деятельности, это нормы взаимодействия коллег, то, каким образом члены коллектива относятся к своему труду, как общаются друг с другом, обращаются друг к другу, как относятся к происходящему в коллективе и вне его, в организации. Это определяется ценностными ориентирами каждого члена в отдельности и группы в целом. Если в коллективе общекомандные ценности стоят выше личных устремлений и амбиций, то можно говорить о благоприятном морально-психологическом климате данной группы людей.

Основными факторами влияющими на формирование морально-психологического климата являются следующие:



  • характер производственных отношений в коллективе;

  • содержание, организация и условия трудовой деятельности;

  • особенности работы органов управления и самоуправления;

  • характер руководства;

  • степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы;

  • социально-демографические, психологические, половозрастные особенности группы и т.д.

От состояния морально-психологического климата зависит эффективность всей групповой деятельности.

Важнейшими признаками благоприятного морально-психологического климата:

  • доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
    доброжелательная и деловая критика;

  • свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

  • отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

  • достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

  • удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

  • высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;

  • принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.

Благоприятный ПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.

Неблагоприятный ПК характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д.

2.2. Тест “Морально-психологический климат в коллективе”.

Все члены коллектива приняли участие в тестировании по определению морально-психологического климата в нашем коллективе. По итогам тестирования выявлена средняя степень благоприятности социально-психологического климата.

Выявлены основные свойства, способствующие сплочению коллектива, это:


  • в отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание;

  • члены коллектива испытывают чувство гордости за свой коллектив, когда его отмечают руководители;

  • коллектив активен, полон энергии;

  • в целом преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения.

Свойства способствующие разобщению коллектива:

  • не всех членов коллектива можно поднять на совместные дела, т.к. люди думают только о своих интересах;

  • новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность;

  • коллектив заметно разделяется на «привилегированных», проявляется пренебрежительное отношение к слабым.

2.3. Мозговой штурм

Группа делится на три группы для обсуждения конкретного вопроса и выработки единого мнения… (ответы дополняются информацией на листочке)

- Определите методы и приёмы гармонизации взаимоотношений в коллективе.

- Перечислите личностные качества важные для межличностного общения.

- Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в нашем коллективе?

Методы и приёмы гармонизации взаимоотношений в коллективе.

Учитесь планировать. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.

Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.

Развивайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для вас.

Будьте положительной личностью. Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.

Учитесь терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к расстройствам и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет вам принять их.

Избегайте ненужной конкуренции. В жизни много очень ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.

Регулярно делайте физические упражнения. Лучше следовать той программе, которая доставляет вам удовольствие.

Учитесь методам расслабления. Желательно под наблюдением специалистов.

Рассказывайте о своих неприятностях. Найдите друга, консультанта, психотерапевта, психолога, с которым вы можете быть откровенны. Это снимет ваше напряжение.

Личностные качества важные для межличностного общения

Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека; в то же время — способность сказать другому о своем понимании и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления.

Доброжелательность — способность не только чувствовать, но и демонстрировать партнерам свое расположение, симпатию.

Аутентичность — естественность в отношениях, способность быть самим собой, не прятаться за масками в межличностном взаимодействии.

Конкретность — отказ от общих рассуждений, умение говорить в русле заданной темы, говорить о своих переживаниях, действиях, готовность однозначно отвечать на вопросы.

Инициативность — склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны.

Открытость — способность открывать другим свой внутренний мир, твердая убежденность в том, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений; открытость — это не обнародование интимных секретов, а скорее искренность в обсуждаемом вопросе.

Умение слушать — способность личности переключиться на другого человека, демонстрация ему своей заинтересованности по обсуждаемым вопросам с учетом его позиции (умение слушать предполагает владение методами активного слушания).

Тактичность — соблюдение этических норм во взаимодействии.

Конфронтация — умение противостоять мнению другого человека с полным осознанием своей ответственности и заинтересованности, а в случае несходства мнений — готовность пойти на конфликт, но не с целью испугать или покарать, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.

Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем.



Информация к размышлению (вопрос для обсуждения во всех группах):

дайте определение понятиям субординация и педагогический такт, докажите необходимость их соблюдения…

Субординация (лат. Subordinatio — подчинение) — военная дисциплинасистема служебных отношений, связанных с иерархией, подчинением одних руководителей, вместе с их подразделениями, руководителям более высоких уровней.

Содержание субординации — следование установленным правилам взаимоотношений между лицами разной иерархической ступени внутри трудового коллектива, организации, учреждения.

Субординация предусматривает уважительные отношения между начальником и подчиненным, особый порядок отдачи приказовраспоряжений начальником, а также порядка доклада результатов их выполнения подчиненным. Кроме того, правила субординации регламентируют особый порядок обжалования действий начальника вышестоящему начальнику.

Педагогический такт - профессиональное качество учителя, часть его мастерства. Это умение учителя устанавливать педагогически целесообразный тон и стиль в общении. Педагогический такт, как и такт вообще, предполагает наличие у учителя чувства меры, а значит, умения дозировать свои средства воздействия, не допускать крайностей в общении.

Такт в буквальном смысле слова - прикосновение, влияние. Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Такт - это форма поведения, когда человек идет на моральный компромисс, но во имя высоких нравственных целей. Педагогический такт включает в себя уважение к личности человека, чуткое отношение к окружающим, внимание за их психическим состоянием. Уважение, душевная теплота, ласка не исключают требовательности, а предполагают её.



2.4. «Прекрасный сад» (упражнение под музыку)

А сейчас небольшая релаксация…

«Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь. Почувствуйте, как ваше тело тяжелеет, и теплая волна расслабления растекается по мышцам. Сейчас вы будете представлять образы, но не заставляйте себя, а просто позвольте себе понаблюдать за собой.

Перед вами из темноты появляются краси­вые резные ворота. Вы протягиваете руку и открываете их. За ними виден прекрасный сад. Вы идете по дорожке и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите ше­лест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение легкости и свободы. Вы гу­ляете по дорожкам и впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете что-то близкое и род­ное. Подойдите и всмотритесь в него. Он единственен и неповторим, он прекрасен. А теперь представьте цветком себя. Представьте, какой вы цветок…

Какие у вас листья, стебель, а может быть шипы?

Высокий или низкий? Яркий или не очень?

- А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок.

Предлагаю вырезать свой цветок. Перед вами поляна сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.



А теперь полюбуйтесь на «прекрасный сад», постарайтесь запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией.

Посмотрите, несмотря на то, что нас много, всем хватило места, каждый занял только своё, то, которое выбрал сам. Обратите внимание, в окружении каких разных, непохожих на цветов растет ваш. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.



Психологический смысл упражнения

Сама по себе арт-терапия очень мощный инструмент, который используется для психологической коррекции и служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.



2.5.Упражнение «Как по-философски относиться к жизни»

Габриель Гарсиа Маркес предложил несколько философских фраз о жизни, предлагаю вам поработать в парах, обсудить смысл фраз и высказать свою точку зрения…



  • Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой.

  • Ни один человек не заслуживает твоих слез, а те, кто заслуживают, не заставят тебя плакать.

  • Только потому, что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не значит, что он не любит тебя всей душой.

  • Настоящий друг – это тот, кто будет держать тебя за руку, и чувствовать твое сердце.

  • Худший способ скучать по человеку – это быть с ним и понимать, что он никогда не будет твоим.

  • Никогда не переставай улыбаться, даже когда тебе грустно, кто-то может влюбиться в твою улыбку.

  • Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты – весь мир.

  • Не трать время на человека, который не стремиться провести его с тобой.

  • Возможно, Бог хочет, чтобы мы встречали не тех людей до того, как встретили того единственного человека. Чтобы, когда это случится, мы были благодарны.

  • Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было.

  • Всегда найдутся люди, которые причинят боль. Нужно продолжать верить людям, просто быть чуть осторожнее.

  • Стань лучше и сам пойми, кто ты, прежде чем встретишь нового человека и будешь надеяться, что он тебя поймет.

2.6. Рекомендации «Как располагать к себе людей».

Американский психолог, Дейл Карнеги, предлагает несколько советов об умении располагать к себе людей:



  1. Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям. Вникайте во все.

  2. Будьте приветливы, доброжелательны, создавайте благоприятную атмосферу.

  3. Запоминайте имя человека и все, что можно о нем знать (его семейное положение, слабости, хобби и т.д.).

  4. Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие при слушании.

  5. Никогда не унижайте человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре.

  6. Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность, поощряйте, применяйте похвалу.

  7. Начинайте с искреннего признания достоинства человека.

  8. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.

  9. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.

  10. Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.

  11. Дайте возможность человеку спасти свое лицо.

  12. Хвалите человека за каждый, даже скромный, успех и будьте при этом искренни.

  13. Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостатки, которые вы хотите в человеке исправить, выглядели легко исправимыми, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

  14. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.

3. Рефлексия занятия…
"Откровенно говоря ..."
Дата занятия _____________

1. Во время занятия я понял, что ...

2. Самым полезным для меня было ...

3. Я был бы более откровенным, если ...

4. Мне не понравилось...

5. Больше всего мне понравилось, как работал (а) ...

6. На следующем занятии я хотел бы ...

7. На месте ведущего я ...



Заключение. Мы попытались на сегодняшней встрече не только изучить морально-психологический климат нашего коллектива, предложить рекомендации по его улучшению, но и создать позитивный настрой для успешного завершения первой четверти.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о социально - психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется, в других группа функционирует оптимально и ее члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал. Давайте же уважительно относиться к чувствам окружающих вас людей, стараться делать мир вокруг себя лучше!!!

Список литературы

  1. Практическая психология для преподавателей. – М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1997.

  2. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Под ред. А.А. Крылова. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990.

  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. С. 319-321.

  4. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

  5. Бурмистрова Е. Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения// Школьный психолог. 2004.

  6. Карнеги Д. Как расположить к себе людей.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса

Скачать 155.33 Kb.