страница1/6
Дата12.12.2017
Размер0.49 Mb.
ТипПрограмма курса

Аннотации рабочих программ дисциплин


  1   2   3   4   5   6

АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН

направления ООП 37.04.01 Психология (магистр)

Уровень основной образовательной программы МАГИСТРАТУРА

Направление подготовки

37.04.01 «ПСИХОЛОГИЯ»

Магистерская программа: Психология личности.
1.1. БАЗОВАЯ ЧАСТЬ

1.1.1. Методологические проблемы психологии
Цели освоения и учебные задачи дисциплины, место дисциплины в структуре ООП.

Целью курса является актуализация представлений о методологии науки, основ методологической грамотности и умения ориентироваться в современной методологической ситуации в психологии.

Основные задачи курса:

а) актуализация общего представления о методологии науки и представлений об основных уровнях методологического анализа в науках об обществе и человеке;

в) актуализация основных представлений об основных принципах, категориях и методах психологии;

г) осознание основных ориентация методологических парадигм современной науки (естественно-научной, гуманитарной, социально-конструктивной; классическую и постклассическую);

д) определение своей методологической позиции психологических направлений, школ и собственных исследований;

е) выработка умения понимать и формулировать методологические основы своего собственного исследования и адекватно подбирать методы исследовательской деятельности.

Курс «Методологические проблемы психологии» принадлежит общенаучному циклу и является фундаментальной базой для изучения дисциплин, входящих в содержание подготовки магистра.

Программа курса ориентирована на теоретическую и практическую подготовку к научно-исследовательской деятельности, которая является основополагающей для становления молодого ученого.



  • Входные знаний, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения цикла ГСЭ (Б.1), математического и естественнонаучного цикла (Б.2) и в процессе изучения курсов Базовой общепрофессиональной части (Б.З): «Общая психология», «История психологии», «Психология личности», «Экспериментальная психология», «Математические методы в психологии» в процессе подготовки бакалавра психологии.

  • Компетенции -ОК-1, ПК-1, ПК-3


1.1.2 Планирование теоретического и эмпирического исследования

Цели освоения и учебные задачи дисциплины, место дисциплины в структуре ООП

Цель настоящего курса дать слушателям магистратуры современное системное представление о различиях и особенностях средств теоретического и эмпирического исследования.



Основными задачами курса выступают:

- формирование представлений об основных средствах теоретического и эмпирического исследования;

- изучение, актуализация смыслов эмпирических терминов и их отличий от объектов реальности;

- изучение и освоение профессиональных процедур и средств психологического исследования;

- формирование базовых навыков разработки программы теоретического и эмпирического исследований.

Курс относится к базовой части общенаучного цикла. Данный курс опирается на Психолого-педагогическую диагностику, Психологию личности, Методологию и методы психологических исследований в психологии, Экспериментальную психологию и др.. Дисциплина ориентирована на теоретическую и практическую подготовку к профессиональной деятельности. В результате изучения дисциплины магистрант должен:

знать: проблематику теоретического и эмпирического исследования.

уметь: использовать основания, принципы и результаты теоретических и эмпирических исследований.

владеть: средствами планирования теоретического и эмпирического исследования.

Виды учебной работы: лекции, практические занятия, семинарские занятия, самостоятельная работа. Изучение дисциплины заканчивается зачётом.

Компетенции ОК-1, ОПК-3, ПК-1
1.1.3 Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований

Цели освоения и учебные задачи дисциплины, место дисциплины в структуре ООП.

Цели основной учебной дисциплины:

1. Получение студентами знаний о специфике качественного подхода в психологическом исследовании.

2. Формирование навыков применения качественных методов в психологическом исследовании.

Задачи курса:

1. Дать представление о специфике качественного и количественного подходов в психологическом исследовании

2. Дать представление об особенностях использования качественных методов в различных видах деятельности практического психолога.

3. Отработать технику применения каждого метода и сформировать навыки сравнительного анализа полученных результатов.

4. Способствовать развитию навыков наблюдательности, коммуникативной грамотности, самопонимания, самопознания и прочих рефлексивных способностей как профессионально важных качеств.

Курс «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований» принадлежит профессиональному циклу и является фундаментальной базой для изучения дисциплин, входящих в содержание подготовки бакалавра.

Программа курса ориентирована на практическую подготовку к научно-исследовательской деятельности, которая является основополагающей для становления молодого ученого.

Компетенции - ОК-1, ОПК-3


1.1.4 Актуальные проблемы теории и практики современной психологии

Учебная дисциплина «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин ООП. Содержательно дисциплина призвана помочь углубленно изучить актуальные проблемы теоретической и практической психологии. В ходе изучения дисциплины магистранты систематизируют, уточняют, дополняют свои знания понятийного строя психологической науки, осознают основные тенденции ее развития, знакомятся с основными проблемами теоретической и практической психологии. Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного освоения дисциплины «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии»: должны иметь представление о закономерностях развития научного знания, парадигмах, концепциях и теориях, существующих в психологии развития, психологии личности, деятельности, основных методологических положениях и проблемах психологической науки. Должны знать основные понятия, которыми оперирует психология, теории, сущность общения, деятельности, психики, ее проявлениях и связи с высшей нервной деятельностью, головным мозгом, актуальные проблемы исследований в области общей психологии, психологии развития, социальной психологии.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа).

Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии» являются углублённое изучение актуальных проблем теории и практики современной психологии, знакомство с современными методологическими проблемами и путями развития теоретического мира психологии, с новыми подходами к решению исследовательских задач по актуальным проблемам психологии и в прикладных областях использования психологического знания.



Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии» входит в блок М.2 «Профессиональный цикл. Базовая часть (общепрофессиональная) ООП». Содержательно она наиболее тесно связана с дисциплинами того же блока «Научные школы и теории в современной психологии» и «Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы», изучение которых должно ей предшествовать, а также с дисциплиной «Методологические проблемы психологии» блока М.1 «Общенаучный цикл Базовая часть».



Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать: актуальные проблемы, возникающие при построении общепсихологического знания и в современной общественной практике использования его в отдельных предметных областях; основные методологические подходы к их решению в современной психологии; проблемы современной психологии, которые возникают при систематизации психологического знания, а также обнаруживаются в приложении психологических знаний - в системах образования, развития социальных практик, сохранения и поддержания психического здоровья; современные подходы к построению предмета и методов психологии.

Уметь: выделять, формулировать и различать цели и пути построения психологического знания и практик его использования в психологии; применять дискуссионные формы постановки и решения актуальных проблем современной психологии; ориентироваться в современной методологической ситуации в психологии и междисциплинарных связях ее со смежными областями (использования психологических знаний); анализировать фундаментальные психологические проблемы с точки зрения современной исследовательской практики.

Владеть: схемами анализа категориальных средств и принципов психологии, ориентировки в теоретическом мире психологии, представлениями современной методологии психологии.

Компетенции - ОПК-3, ПК-1


1.1.5.Научные школы и теории в современной психологии

Учебная дисциплина «Научные школы и теории в современной психологии» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин ООП. Содержательно она закладывает основы знаний для освоения дисциплин общенаучного и профессионального цикла («Качественные и количественные методы исследований в психологии», «Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы» и др.). Учебная дисциплина интегрирует психологические знания, полученные в курсах «Общая психология» и «История психологии». Рассматриваются теоретические принципы и методы научных направлений и школ психологии, основные понятия, категориальный строй в их современном состоянии и историческом развитии. Курс лекций по данной дисциплине предусматривает обращение к историческому прошлому развития психологии в целях решения актуальных проблем и понимания современного состояния науки. Уровень начальной подготовки обучающегося для успешного освоения дисциплины «Научные школы и теории в современной психологии» - иметь представление об основных направлениях в развитии современной психологии как науки. Знать базовые категории психологической науки, имена и основные достижения ведущих научных школ мировой психологии.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц (72 часа). Дисциплина читается на первом курсе в первом семестре.

Изучение дисциплины «Научные школы и теории в современной психологии» расширяет и углубляет теоретико-психологические знания в области методологических принципов и эмпирических разработок современных научно-психологических школ. В результате изучения дисциплины магистрант формирует умение ориентироваться в научно-психологических направлениях и определять теоретико-методологические основания собственного научного исследования.



Цели освоения дисциплины:

  • расширить знания о ведущих теоретических направлениях современной психологии, их методологических принципах и практических приложениях;

  • углубить представления о современных отечественных и зарубежных научных школах и их теоретических положениях;

  • раскрыть теорию и методологию проблем психологических исследований и их внедрения в практику различных психологических школ и теорий;

Задачи дисциплины:

- изучить отличительные признаки научной школы;

- рассмотреть современные научные школы психологии;

- рассмотреть теоретические основы прикладных исследований и практических разработок, развивающихся в различных научных школах;

- сделать сравнительный анализ основных зарубежных и отечественных научных школ;

- определить тенденции развития современной психологической науки.

Компетенции - ОПК-3, ПК-1
1.1.6. Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы

Цели освоения и учебные задачи дисциплины, место дисциплины в структуре ООП.

Цель дисциплины: познакомить магистрантов с фундаментальными понятиями психологии, а именно с основными теоретическими направлениями и подходами в психологии, основными психологическими практиками и службами проблемами с учетом подготовки специалиста данного направления.

Задачи:


  1. Систематизация и интеграция современных теоретических знаний о психологии и ее отраслях.

  2. Погружение магистрантов в дидактический материал, отражающий психологические знания с обсуждением на семинарских занятиях.

  3. Оказание помощи магистрантам в формировании научно обоснованной гуманистической идеологии, осмыслении с психологических позиций традиционных и инновационных психологических подходов, своего собственного жизненного и педагогического опыта.

Дисциплина «Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы» в основной образовательной программе высшего профессионального образования по подготовке магистров включена в базовую часть профессионального цикла Учебного плана согласно ФГОС ВО по направлению 37.04.01 – Психология личности.

Базовыми дисциплинами являются «Общая психология», «Психология развития», «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии», «История психологии». Необходимыми для усвоения магистрантами дисциплины являются программные знания по данным базовым дисциплинам.

Компетенции - ОПК-1. ОПК-2, ПК-4, ПК-6
1.1.7 Статистические методы в психологии

Курс знакомит слушателей с математической статистикой и математическими методами анализа данных, применением их в психологических исследованиях. Предлагаются методы, получившие распространение среди зарубежных психологов, а также оригинальные

отечественные разработки.

Цели освоения дисциплины: формирование компетентности в области применения методов математической статистики для обработки и анализа эмпирических данных психологических исследований.

Задачи дисциплины: раскрыть необходимость и возможности математико- статистического анализа результатов психологического исследования;

– формировать знания об основах измерения и количественного описания данных;

– формировать знания о методах математико-статистического анализа в психологических исследованиях и правилах их выбора в соответствии с научной гипотезой и целью исследования;

– формировать умение производить математико-статистическую обработку эмпирических данных и умение оформлять полученные результаты.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц (72 часа). Дисциплина читается на первом курсе во втором семестре.
Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Статистические методы в психологии» входит в блок М.2 «Профессиональный цикл. Базовая часть (общепрофессиональная) ООП». Содержательно она наиболее тесно связана с дисциплинами того же блока «Методологические проблемы психологии», «Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Качественные и количественные методы исследований в психологии» блока М.1 «Общенаучный цикл Базовая часть».



Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



знать:

– основы измерения и количественного описания данных;

–методы математико-статистического анализа в психологических исследованиях и правилах их выбора в соответствии с научной гипотезой и целью исследования;

уметь:

– производить математико-статистическую обработку эмпирических данных и оформлять полученные результаты.



владеть

навыками математической статистики при обработке результатов экспериментальных исследований.

В процессе освоения дисциплины используются следующие технологии, способы и методы обучения: проблемная лекция, мастер-класс, метод малых групп, упражнения.

Компетенции - ОПК-3, ПК-3


  1   2   3   4   5   6