Скачать 296.4 Kb.
Дата06.02.2018
Размер296.4 Kb.
ТипАнкета

Анкета для студентов 1 курса 16


АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ НА ПРИМЕРЕ ГОБПОУ «ГРЯЗИНСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»




АННОТАЦИЯ

Цель работы - разработать и реализовать социальный проект педагогической поддержки студентов I курса, направленный на оптимизацию процесса адаптации первокурсников.

Основными задачами по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной среде колледжа служит:


  • подготовка первокурсников к новым условиям обучения;

  • установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе;

  • формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов;

  • предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

Методологической основой работы является диалектико-материалистический метод познания и основанные на нем общенаучные и специальные (в частности, эксперимент и сравнение) методы.

СОДЕРЖАНИЕ


АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ НА ПРИМЕРЕ ГОБПОУ «ГРЯЗИНСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 2

АННОТАЦИЯ 2

СОДЕРЖАНИЕ 2

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ 4

1.1ОСОБЕННОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ 4

1.2СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ 5

ГЛАВА 2 МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6

2.1 ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СТУДЕНТАМ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ 7

2.2 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ОСНОВА К АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

АНКЕТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА 16

Дорогой друг! 16

3. Каков уровень материального 18

достатка вашей семьи 18




ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития среднего профессионального образования одной из наиболее значимых является проблема замедленной адаптации студентов I курса к обучению. В литературе имеется значительное число публикаций, посвященных исследованию процессов адаптации к условиям образовательных учреждений. Тем не менее, существует проблема, заключающаяся в том, что у значительного числа студентов I курса существуют трудности адаптации к обучению в профессиональной образовательной организации, а в деятельности многих преподавателей отсутствует систематическая практика, направленная на оптимизацию процесса адаптации.

Цель работы - разработать и реализовать социальный проект педагогической поддержки студентов I курса, направленный на оптимизацию процесса адаптации первокурсников.

Основными задачами по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной среде колледжа служит:


  • подготовка первокурсников к новым условиям обучения;

  • установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе;

  • формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов;

  • предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

Методологической основой работы является диалектико-материалистический метод познания и основанные на нем общенаучные и специальные (в частности, эксперимент и сравнение) методы.

Работа основана на предположении о том, что оптимизация адаптации студентов процессе обучения в профессиональной образовательной организации возможна, если:



  • присутствует осознанное понимание важности адаптации у первокурсников;

  • осуществляется поддержка в микросоциальном окружении студентов (поддержка со стороны классных руководителей, преподавателей, студентов старших курсов);

  • удовлетворяются потребности студента в общении (глубина и круг общения, положение в группе, обмен мнениями, поиск совместных решений);

  • обеспечивается социально направленная коллективная деятельность студентов;

  • в полной мере реализуются субъект-субъектные отношения между студентами и преподавателями.

Современная проблема адаптации в профессиональной образовательной организации, или приспособления, выступает в условиях кардинального изменения деятельности индивида, сопровождающегося трансформациями в его предметном социальном окружении. При поступлении в образовательное учреждение среднего профессионального образования (СПО) происходит встреча студента с новой образовательной средой, с которой ему предстоит в различных формах взаимодействовать все годы обучения.

Адаптацией в данном случае будет считаться приспособление студента к новым формам, методам и технологиям учебно-воспитательной и социально-бытовой деятельности; к новым формам контроля за качеством обучения. А.К. Гришанов и В.Д. Цуркан утверждают, что под адаптацией студента следует понимать процесс приведения основных параметров его социальных и личностных характеристик в состояние динамического равновесия с новыми условиями образовательной среды как внешнего фактора по отношению к студенту.

В связи с этим важное значение приобретает тип образовательной среды, в которой создаются возможности для адаптации. Современная педагогическая наука определяет этот тип среды как адаптивный – она стремится, с одной стороны, максимально приспособиться к личности с ее индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на собственные социокультурные изменения.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, размытость социокультурных ориентиров, уменьшение воспитательных возможностей семьи приводят к разнонаправленной активности подростков, их психоэмоциональной неустойчивости, падению обучаемости и воспитуемости, следствием чего являются трудности процесса адаптации студентов первокурсников учреждений среднего профессионального образования.

Специфика профессиональной школы определена тем, что именно в ней закладываются основы будущей профессионально компетентной личности. Сложности адаптации студентов возникают именно на начальных этапах обучения в колледже, техникуме и обусловлены рядом характерных особенностей: учреждения СПО представляют для подростков новую систему обучения, которая отличается от школы и характеризуется большим объемом изучаемого материала, повышенным уровнем самостоятельности студентов и их ответственности. Процесс адаптации протекает как приспособление к новой системе обучения, новым условиям учебы. Вхождение в студенческий коллектив сопровождается существенной перестройкой жизни, психического и психологического состояний студента [4, с.12].

Исследователи различают дидактическую, социально-психологическую и социально-профессиональную адаптацию.



    1. ОСОБЕННОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в учреждении СПО. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других – ровно. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.

К негативным факторам относятся различные варианты авторитарного стиля руководителя, неправильная и нерациональная организация образовательного процесса и учебной деятельности.

Можно выделить четыре уровня приспособительных реакций к обучению. Высокая адаптированность: у студентов с высоким уровнем мотивации и производительности, при отличной, хорошей, удовлетворительной успеваемости и адекватной самооценке. Средняя адаптированность: студенты с высоким уровнем производительности, недостаточной мотивацией, индефферентным отношением к процессу обучения, при отличной, хорошей, удовлетворительной успеваемости. Низкая адаптированность: при высоком уровне тревожности, связанном с неудачами в процессе обучения, при неадекватной самооценке, трудностях общения с окружающими. Дезадаптация: у студентов с неадекватной самооценкой, при отсутствии мотивации, при удовлетворительных и неудовлетворительных отметках [8, с.25].

Исследования показывают, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, а также умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки.

Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы: они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли. Поэтому одной из основных задач работы по успешной адаптации первокурсников является разработка и внедрение методов рационализации и оптимизации самостоятельной работы.

Под социально-психологической адаптацией понимают приспособление индивида к группе, взаимоотношения с ней, выработку собственного стиля поведения. У подростка формируется потребность быть взрослым, осознавать себя личностью, отличной от других людей. Отсюда стремление к самоутверждению, самореализации, самоопределению, которые могут стать причиной неадекватных реакций. Подростки хотят найти свое место в коллективе, во взаимоотношениях с одногруппниками, занять определенное положение внутри коллектива. Отношение к учебе станет положительным только в том случае, если оно будет способствовать улучшению положения обучающегося в коллективе. Несформированность умения контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, способностью определять для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими порождают типичные проблемы общения, когда подросток либо активно, часто с агрессией, отвергается одногруппниками, либо просто ими игнорируется. И в том и в другом случае он глубоко переживает психологический дискомфорт, имеющий явно дезадаптирующее значение.



    1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ



Особенностью социальнопрофессиональной адаптации является своеобразие вхождения в специальность и общество, т.е. овладение нормами и функциями будущей профессиональной и социальной деятельности [6, с.164].

Актуальность проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности в учреждении СПО обусловлена тем, что в период обучения закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию.

Ведущей трудностью социальнопрофессиональной адаптации является неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней.

В качестве критериев успешной адаптации студентов первокурсников к условиям обучения выделяют:

– наличие адаптивных способностей;

– осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни;

– адекватное отношение к педагогическим воздействиям;

– активное участие в жизни студенческого коллектива;

– удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями.

В качестве основных трудностей, препятствующих процессу адаптации личности студента к новым для него условиям учебного заведения можно выделить следующие:

1. Формальные трудности, т.е. трудности, связанные с новой организацией учебного процесса в учреждении среднего профессионального образования и касающиеся познавательно-информационного приспособления к новому окружению, его структуре, особенностям содержания обучения в нем, его традициям, а также к своим новым обязанностям.


  1. Трудности социального характера, т.е. обучение в техникуме, связанное с определением трудностями в общении и коммуникации, с уровнем общительности. Изучение межличностных отношений, трудностями первого блока.

  1. Дидактические трудности возникают при активном освоении новых, отличных от школьных, форм занятий, видов работ, необходимых навыков, приемов, способов решений. Сложность адаптации в аспекте данного блока зависит от широты и содержания, разнообразия видов деятельности, интереса к ней, мотивации.

  2. Личностный блок включает в себя трудности, обусловленные проблемами эмоциональной сферы, психологических и психических особенностей личности, самоорганизованности.

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.

ГЛАВА 2 МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современная парадигма уровневого профессионального образования, обозначенная в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) третьего поколения, находится в постоянном взаимодействии не просто с повышением качества профессиональной подготовки и конкурентоспособности выпускников, а с необходимостью формирования нового типа интеллекта, современного образа мышления, приспособленного к быстро меняющимся социально-экономическим, технологическим и информационным реалиям. Переход системы среднего профессионального образования на ФГОС третьего поколения, инновационные процессы в развитии современного образовательного пространства привели к необходимости пересмотра традиционных подходов к адаптации студентов младших курсов к профессиональному образования, так как выпускники школ оказались не готовы к учебной деятельности в рамках новых требований.

Решением всех проблем, связанных с адаптацией студентов можно увидеть в разработке и реализации модели процесса адаптации студентов к профессиональному образовании. Все три вида адаптации имеют сложную иерархию и своеобразную динамику взаимовлияния на различных этапах обучения, но в результате интегрируются в единый адаптационный процесс, который протекает во взаимодействии среды адаптации (педагогической системы «ССУЗ») и адаптирующегося элемента (студента), в результате возникает адаптивная ситуация, порождающая у студентов адаптивную потребность.

В Программе развития Государственного областного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Грязинский технический колледж» на 2016-2018 гг. представлены теоретические и дополнительные эмпирические исследования факторов адаптации студентов, которые позволили выделить организационно-педагогические условия эффективности каждого вида адаптации [2, с.9]:



  • формирование познавательной мотивации и учебной деятельности студентов с учетом особенностей компьютерной информационной среды обучения (адаптация к учебно-познавательной деятельности);

  • формирование студенческого коллектива с благоприятным социально-психологическим климатом; психологический комфорт, моральная удовлетворенность студентов собой и обучением в колледже, техникуме (социально-психологическая адаптация);

  • формирование устойчивой направленности на получение профессиональной квалификации (профессиональная адаптация).



2.1 ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СТУДЕНТАМ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Этапы процесса адаптации студентов были выявлены с учетом приоритетного значения отдельных видов адаптации на каждом этапе:

I этап (I семестр) дидактический при одновременном решении проблем социально-психологической и профессиональной адаптации главное внимание уделяется формированию познавательной мотивации и адаптации к учебно-познавательной деятельности;

II этап (II семестр) социально-психологический главное внимание уделяется проблемам социально-психологической адаптации при возрастающей роли профессиональной адаптации и сохранении внимания к учебной адаптации;

III этап (III и IV семестры) профессионально-ориентирующий на первый план выдвигается профессиональная адаптация. Начиная с первого семестра, в учебной и социально-психологической адаптации постепенно выделяется профессиональный аспект, подчиняя себе все остальные.

При проектировании модели процесса адаптации студентов младших курсов к профессиональному образованию было учтено, что в условиях ФГОС третьего поколения с введением кредитной технологии и переходом обучения от формата «учить» (teaching) к формату «учиться» (learning) такая модель должна быть построена на особенностях компьютерной информационной среды обучения, что обеспечит важную составляющую реализации новых образовательных стандартов организацию самостоятельной деятельности студентов. Причем компьютерная информационная среда для студентов должна быть не объектом изучения, а инструментом учебной деятельности (это настолько важно, что некоторые авторы как отдельный вид выделяют адаптацию к условиям самостоятельной работы с информационными носителями. Для реализации этого требования важно дальнейшее развитие и укрепление учебно-методической, материально-технической и научной базы. Это требует решения целого комплекса задач, а именно: расширения информационного библиотечного фонда (электронной библиотеки); развития учебно-методической базы, которая должна своевременно обеспечивать каждого обучающегося учебно-методическим комплексом дисциплин, компьютерной базой и технологиями, дающими возможность обучающимся регистрироваться в сети и получать учебные материалы в режиме online, имея свободный доступ ко всему комплексу современных средств обучения. Последние включают как традиционные (лабораторное оборудование, приборы, компьютеры, видео, слайдпроекторы), так и новые мультимедийные, виртуальнотренинговые, дистанционные комплексы и т. п.

Модель процесса адаптации студентов к профессиональному образованию представлена на рисунке 1. Компоненты блоков адаптации приведены в таблице 1.

Рисунок 1 - Модель процесса адаптации студентов к профессиональному образованию

Таблица 1 – Блоки процесса адаптации студентов к профессиональному образованию



Блоки

Компоненты блоков

Задачи, решаемые в процессе адаптации студентов

Организационно-педагогические условия

Критерии адаптированности

Адаптация к учебно-познавательной деятельности

Обеспечение условий для формирования познавательной мотивации и учебной деятельности студентов с учетом особенностей компьютерной информационной среды обучения

Формирование познавательной мотивации и учебной деятельности студентов с учетом особенностей компьютерной информационной среды обучения

Сформированность познавательной мотивации и учебно-познавательной деятельности

Социально-психологическая адаптация

Создание в студенческих группах благоприятного социально-психологического комфорта, моральной удовлетворенности собой и обучение в СПО

Формирование студенческого коллектива с благоприятным социально-психологическим климатом; психологический комфорт, моральная удовлетворенность собой и обучением в СПО

Психологический комфорт, моральная удовлетворенность собой и обучением в СПО

Профессиональная адаптация

Формирование положительного отношения к профессии и устойчивых мотивов профессиональной деятельности

Формирование устойчивой направленности на получение профессиональной квалификации

Направленность на получение профессиональной квалификации

Формирование познавательной мотивации и учебной деятельности студентов осуществляется на примере трех наиболее значимых и проблемных дисциплин общеобразовательного цикла «Математика», «Информатика и ИКТ» и «Право». Выбор дисциплин обусловлен тем, что их учебный материал включает все элементы системы знаний: научные факты, понятия, законы, теории, методы научных исследований. В освоение данного учебного материала включены все виды учебно-познавательной деятельности: наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний, решение задач, построение графиков.

Разрабатывая методику реализации первого педагогического условия, берется основа на учении о поэтапном формировании умственных действий студентов и на подходе к дифференциации уровней учебно-познавательной деятельности студентов, в соответствии с которым на первом этапе адаптационного процесса происходит формирование учебно-познавательной деятельности на репродуктивном уровне, на втором этапе на эвристическом, на третьем этапе на творческом уровне.

Так как формирование учебно-познавательной деятельности важно осуществлять с учетом особенностей компьютерной информационной среды обучения, то для реализации первого педагогического условия были разработаны авторские курсы лекций с электронными презентациями, введены виртуальные лабораторные работы по ряду тем («Логарифмы», «Функции. Графики функций» и др.), электронная библиотека была расширена серией разработанных нами электронных изданий учебных пособий, таких как «Степень. Действия со степенями», «Геометрия. Плоские фигуры» и др., на локальный сайт были помещены учебно-методические комплексы дисциплин с подробными методическими указаниями как для преподавателей, так и для студентов для работы в режиме online, в кабинете математики установлено мультимедийное оборудование. Таким образом, студентам был обеспечен свободный доступ ко всему комплексу современных средств обучения, включая дистанционные и виртуально-тренинговые.

Изучение курса «Физика» осложняется отсутствием у части первокурсников прочных знаний по основным разделам школьной программы, что привело к необходимости проведения для них курса реабилитационных консультаций.

Программа курса реабилитационных консультаций сформирована на основе мониторинга знаний студентов первого курса по основным разделам информатики и ИКТ. Курс реабилитационных занятий является опорным при дальнейшем изучении дисциплины. Для данного курса были подготовлены и изданы «Методические указания для адаптации студентов первого курса всех специальностей к изучению дисциплины «Информатика». В настоящее время данные методические указания переработаны, адаптированы к ФГОС++ третьего поколения, переведены в электронное издание. Их эффективность установлена проведением систематических компьютерных тестирований с предварительными виртуальными тренингами.

Реализация второго педагогического условия социально-психологической адаптации студентов связана с формированием коллектива студенческих групп с благоприятным социально-психологическим климатом через их включение в активную творческую коллективную деятельность; обеспечением психологического комфорта, моральной удовлетворенности студентов собой и обучением в вузе. Ведущая роль в данном виде адаптации отводится классным руководителем и представителям администрации, ответственным за воспитательную работу, а также преподавателям-предметникам (особенно при организации участия в тематических выставках, конференциях, конкурсах, олимпиадах). Были разработана и внедрена программа, в соответствии с которой при организации коллективных творческих дел целесообразно придерживаться следующей этапности: I этап предварительная работа классного руководителя; II этап общее планирование; III этап коллективная подготовка; IV этап проведение мероприятия; V этап коллективный анализ; VI этап последействие.

Третье педагогическое условие - формирование устойчивой направленности на получение профессиональной квалификации (профессиональная адаптация) особенно важно для дальнейшего формирования профессиональных компетенций. Устойчивая направленность на получение профессиональной квалификации обеспечивается положительным отношением к профессии, наличием профессионально-востребованных черт характера. Для реализации этого педагогического условия на младших курсах наиболее значимыми являются дисциплина «Введение в специальность» или «История специальности» и ознакомительная практика студентов (если она предусмотрена учебным планом). Мы скорректировали рабочие программы данных дисциплин, усилив их ориентацию на будущую профессиональную деятельность презентациями, макетами.

Для установления работоспособности модели процесса адаптации студентов к профессиональному образованию и проверки влияния выдвинутых организационно-педагогических условий на эффективность адаптации студентов при переходе системы среднего образования на ФГОС третьего поколения были сформированы четыре экспериментальные группы, в которых до и после формирующего эксперимента систематически осуществлялись мониторинги с использованием специально разработанного критериально-диагностического инструментария. В экспериментальных группах проводилось: создание организационно-педагогических условий адаптации к учебно-познавательной деятельности с учетом особенностей компьютерной информационной среды обучения (Э1); к социально-психологической адаптации (Э2); к профессиональной адаптации (Э3); создание комплекса организационно-педагогических условий (Э4); в контрольной группе (КГ) образовательный процесс осуществлялся традиционным способом.

При сравнении контрольной группы с каждой из экспериментальных на основании критерия Пирсона χ2 мы получили следующие результаты: Тнабл.(Э1, КГ) = 2,12; Тнабл.(Э2, КГ) = 0,39; Тнабл.(Э3, КГ) = 3,06; Тнабл.(Э4, КГ) = 7,08; Ткритич. = 6,64. Таким образом, существенные отличия с контрольной группой имеет только четвертая группа Э4, так как Тнабл. > Ткритич.. Группа Э2 имеет несущественные отличия (Тнабл. << Ткритич.). Группы Э1 и Э3 также отличаются от контрольной группы значительно меньше, чем Э4набл. < Ткритич.).

Данные, полученные после формирующего эксперимента, свидетельствуют о большей эффективности процесса адаптации в той группе, в которой был применен комплекс организационно-педагогических условий. Сравнивая результаты формирующего эксперимента и лонгитюдного констатирующего исследования, мы пришли к выводу, что в естественных условиях даже на четвертом курсе доля студентов, находящихся на высоком и среднем уровнях адаптированности, меньше, чем в группе Э4.

Наличие значимых отличий в адаптированности студентов в четвертой экспериментальной группе по всем видам адаптации подтверждает тот факт, что реализация разработанной и адаптированной после перехода системы среднего образования на ФГОС третьего поколения модели процесса адаптации студентов младших курсов к профессиональному образованию в колледже позволяет не только интенсифицировать процесс адаптации, но и добиться более высоких результатов в повышении его эффективности.

Помимо данного исследования в течение первого полугодия исследуется уровень социальной и профессиональной адапгрупповой сплоченности и качества социально-психологического климата используются следующие методики: Диагностика межличностных отношений в группе Т. Лири, Опросник «Я среди людей» И.В. Дубровина; эффективной остается методика «Социометрия», позволяющая не только определить статус студента в группе, но также многообразие всех внутригрупповых сопровождений.

Для изучения мотивации студентов первого курса проводятся анкетирования на темы: «Мотивы поступления в учреждение СПО» (Приложение 1), «Учебная мотивация». Наглядно можно посмотреть какими мотивами руководствуются абитуриенты при поступлении в образовательное учреждение на рисунке 2. Данный анализ позволяет коллективу обратить внимание на наиболее низкие показатели и направить все силы образовательного учреждения на интерес к будущей профессии, так как адаптация просто невозможна без интереса к обучению.

Вводятся дополнительные тестовые методики: изучение профессиональных интересов, уровня самостоятельности, уровня воспитанности, эмоционального состояния студентов, изучение самооценки и уровня притязаний.

Необходимо для студентов первого курса проводить тренинги на сплочение: «Коммуникативно-двигательный адаптационный тренинг», «Будем знакомы», «Тренинг общения», «Тренинг саморегуляции психоэмоциональных состояний»; тренинговые упражнения: «Мы – группа», «Я – студент», «Будем знакомы», «Познай себя и сделай первый шаг», «Лабиринты общения», «Это здорово».

К примеру, такие классные часы, как «Я в мире взрослых», позволят познакомить студентов с работой социально-психологической службы учебного заведения и с психологическими особенностями подросткового периода. Беседы на такие темы, как «Экзамен на “отлично”», «Как справиться со стрессом», «Как сформировать желание учиться», «Развитие общительности», «Социально значимые заболевания», «Преодоление неуспеваемости», «Вредные привычки», облегчают адаптацию студентов к новой социальной среде, подготовку к экзаменам.

Рисунок 2 - Диаграмма мотивов поступления абитуриентов в колледж



2.2 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ОСНОВА К АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

Здоровье будущего специалиста, его своевременная адаптация к быстро меняющимся условиям учебно-производственной среды и повышенному объему, а также интенсивности психологических нагрузок в процессе учебного труда достигается благодаря: достаточной профессиональной работоспособностью; наличию необходимых резервных психических, физических и функциональных возможностей организма; способностью к полному восстановлению работоспособности в заданном лимите времени.

Тщательная проверка и оценка уровня профессионального здоровья будущего специалиста, соответствующие рекомендации по психологическим нагрузкам, использованию оздоровительных процедур и специализированному питанию, организации рекреативного процесса могут оказаться напрасными, если достижение образовательных целей достигается любой ценой, отсутствует мотивация на сохранение здорового образа жизни, не в полной мере реализуется двигательный потенциал студента. Поэтому в Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.среди приоритетов в области укрепления здоровья населения ставится задача совершенствования мероприятий, направленных на развитие физической культуры, спорта и организации досуга.

Практика ссузов показывает, что наиболее эффективна такая организация физического воспитания, когда студенты в процессе занятий получают исчерпывающую информацию о «схеме тела»,его функциональной модели, связанной с ориентацией и перемещением тела в пространстве, на основе кинетических ощущений; «образе тела»,его отражении в сознании, на основе самооценки телесных и двигательных качеств своего «Я» и оценки других; «концепции тела», оценки ценностей его тела и физических качеств. Для одновременного развития двигательной координации (равновесия) и познавательных процессов (памяти, воображения, мышления, саморегуляции состояний); формирования двигательных умений и навыков в учебный процесс вводятся комплексные психомоторные тренинги на основе базовых видов спорта, подвижные и спортивные игры и нетрадиционные виды спорта.

Как показала практика, студенты первого курса средних специальных учебных заведений находятся на низком уровне адаптированности к условиям профессионального образования, о чем свидетельствуют низкая мотивация выбора профессии, несформированность необходимых учебных умений, высокая личностная тревожность и низкий уровень состояния здоровья. Поэтому наряду с обязательными учебными занятиями необходимо предусматривать систему соревнований в рамках фестиваля «Спорт – искусство – здоровье»: весенний и осенний легкоатлетический кросс, соревнования по плаванию, волейболу, футболу, минифутболу, стритболу, баскетболу, настольному теннису и т.д.

Ориентированность на содержание будущей профессии позволяет: подбирать физические упражнения с учётом требований профессиональной деятельности; развивать наиболее значимые физические качества профессиональноважные навыки; повышать уровень физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья студентов [14, с.21].

Одним из первых шагов по организации педагогического содействия в ГОБПОУ «Грязинский технический колледж» явилось введение в учебный процесс профессионально ориентированных курсов, чтобы помочь студентам преодолеть апатию, равнодушие, в отдельных случаях безразличие к выбранной профессии, повысить уровень и качество знаний в области организации учебной деятельности, соотнести уровень учебных трудностей с профессиональными склонностями способностями студентов.

В ходе такой работы была отмечена положительная динамика в формировании необходимых учебных умений (умение работать на лекции, организовывать самостоятельную деятельность, анализировать результаты учебной работы). На успешность учебной деятельности студентов экспериментальной группы также указывает рост успеваемости по профильным предметам.

Программа педагогического содействия реализовывалась через учебно-исследовательскую работу студентов, творческую деятельность, работу по развитию профессионально значимых личностных качеств студентов, теоретические семинары (консультации) для студентов и преподавателей.

Для достижения цели педагогического содействия важно было знать жизненные планы и интересы студента, систему доминирующих мотивов, уровень притязаний, самооценку, способность к сознательной регуляции поведения. Классные руководители, преподаватели-предметники психологически старались помочь в преодолении возникающих у студентов трудностей, создать благоприятные условия для саморазвития личности. В процессе межличностного общения, совместной деятельности студентов и преподавателей формировались коммуникативные навыки и умения.

В число приоритетов педагогического содействия было выдвинуто формирование у студентов здорового образа жизни, что с точки зрения здоровьесберегающей педагогики явилось одним из важнейших условий достижения учебных целей (конечных и промежуточных), определяемых образовательной программой и целями образовательного учреждения в целом.

Исследование состояния здоровья студентов первого курса показало высокий уровень заболеваемости, что также указало на низкий уровень адаптированности.

В программу по адаптации студентов были включены теоретические семинары для преподавателей по формированию здорового образа жизни студентов, курс по основам здоровьесберегающей педагогики, а также учебно-исследовательская работа студентов по основам здорового образа жизни и организации учебного труда и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во всех учреждениях СПО специально планируется система мероприятий, способствующая адаптации первокурсников к условиям обучения. К числу наиболее важных мероприятий относятся: работа по формированию и комплектованию академических групп; ритуал «Посвящение в студенты»; выступления ведущих преподавателей в группах; знакомство с историей учебного заведения и выпускниками, прославившими его; организация консультационных пунктов в общежитии силами преподавателей и студентов старшекурсников; введение ежемесячной аттестации, что позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, вовремя оказывать им необходимую помощь.

Применение новейших образовательных технологий, способных интенсивно и эффективно влиять на развитие учебных и общих компетенций - основная особенность адаптивной образовательной среды в области формирования общих и профессиональных компетенций выпускника.

В ГОБПОУ «Грязинский технический колледж» наиболее значимые образовательные технологии, используемые в учебном процессе, непосредственно влияющие на адаптацию студентов:

– групповые проекты, тренинги, лекции-пресс-конференции, семинары-конференции;

– лекции, практические занятия и лабораторные работы, проводимые с использованием мультимедийных технологий и современного лабораторного оборудования;

– контроль знаний при помощи тестов и использования ситуационных задач.

Преобладание практико-ориентированного обучения является фактором максимального приближения учебного процесса к реальной жизни и проблемам тот профессиональной среды на которую они настроены.



СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012

  2. Программа развития Государственного областного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Грязинский технический колледж» на 2016-2018 гг.

  3. Бодьян Л.А. Развитие конкурентоспособности студентов технического вуза на основе контекстно-модульного подхода: Дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2011. — 201 с.

  4. Варламова И.А. Адаптация студентов младших курсов к профессиональному образованию в техническом вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2012. - 22 с.

  5. Калугина Н. Л. Формирование исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы: дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2011. — 168 с.

  6. Нежельская Г.Н. Адаптация студентов к образовательной среде профессиональной высшей школы // Вестник Ставропольского государственного университета. — 2012. — № 2. — С. 163—167.

  7. Попцов А.Н., Суровикина С.А. Aнализ содержания понятия «адаптация» и ее диагностика в процессе обучения физике первокурсников филиала политехнического вуза // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 2. — С. 132—132.

  8. Бирюкова М.В. Адаптация студентов к обучению в среднем профессиональном учебном заведении: трудности, проблемы, пути решения // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2008. №12 (88).

  9. Колобков В.Ф. Моделирование системы профессиональной адаптации студентов средних специальных учебных заведений. М.: ИПР СПО, 2012.

  10. Профессиональная педагогика / под ред. С.Я. Батышева и А.М. Новикова. М.: Ассоц. «Проф. образование», 2010.

  11. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А.Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. М.: Прайм-Еврознак, 2013.

  12. Гришанов Л. К., Цуркан В. Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев, 2011. С. 29–41.

  13. Третьяков П. И., Митин С. Н., Бояринцева Н. Н. Адаптивное управление педагогическими системами. М.: Академия, 2013. 368 с.

  14. Максимова З. Р. Особенности профессионального становления студентов в системе СПО // Проблемы cоциальной психологии личности: сб. науч. тр. Саратов: СГУ, 2013. С. 56–63.

  15. Меньшикова Е. А. Психолого-педагогические аспекты успешности обучения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2007. Вып. 1 (64). С. 48–54.

  16. Лазарев Г. И. Куда ведут ступени профессионального образования? // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 3–12.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА

Дорогой друг!


Данное анкетирование проводится ГОБПОУ «Грязинский технический колледж» с целью исследования мотивов

поступления в наше учреждение.

Своим участием Вы поможете нам создать все необходимые условия для безболезненной адаптации

в стенах нашего учреждения.

Анкетирование анонимное.

Заранее вам благодарны!

1. К какой группе студентов вы себя относите по успеваемости

  1. «сильный»

  2. «средний»

  3. «слабый»




. Почему вы выбрали данную специальность


  1. Мечтал с детства

  2. Настояли родители

  3. Особо не задумывался

  4. Из-за престижа данной специальности в обществе

  5. Интерес к будущей профессии

  6. Специальность дает возможность хорошо заработать

  7. Хотел получить официальную отсрочку от армии

  8. Случайно

  9. Затруднительно ответить

  10. Другое, а именно




3. Собираетесь ли вы работать по специальности


  1. Да

  2. Нет

  3. Как получится

  4. Затруднительно ответить




4. Изменилось ли ваше отношение к выбранной специальности после поступления


  1. Да, улучшилось

  2. Да, ухудшилось

  3. Осталось без изменений хорошее отношение

  4. Осталось без изменений плохое отношение

  5. Затруднительно ответить

  6. Другое, а именно







5. Изменилось ли ваше отношение к учебе по сравнению с начальным периодом обучения



  1. Да, изменилось в лучшую сторону

  2. Да, изменилось в худшую сторону

  3. Не изменилось плохое отношение

  4. Не изменилось хорошее отношение

  5. Затруднительно ответить

  6. Другое, а именно

6. Если ухудшилось, то укажите основные причины (можно отметить несколько пунктов, с указанием процентного соотношения)


  1. Низкий уровень преподавания

  2. Много ненужных предметов

  3. Плохая организация учебного процесса

  4. Несправедливое оценивание знаний

  5. Вымогательство преподавателей

  6. Разочарование в специальности

  7. Отсутствие необходимой литературы

  8. Затруднительно ответить

  9. Другое, а именно




7. Как вы думаете, какими мотивами руководствуются абитуриенты при поступлении в ссуз (можно отметить несколько пунктов, с указанием процентного соотношения)


  1. Престижем профессионального образования

  2. Ориентируются на требования родителей

  3. Желанием иметь высокооплачиваемую работу

  4. Желанием иметь престижную специальность

  5. Интересом к будущей профессии

  6. Ориентируются на знание определенных предметов

  7. Желанием получить отсрочку от армии

  8. Жаждой познания

  9. Затруднительно ответить

  10. Другое, а именно




8. Как вы думаете, благодаря чему большинство абитуриентов и вы поступили в ссуз

(можно отметить несколько пунктов и представить их в процентном соотношении)







Большинство студентов

Вы

  1. Знаниям







  1. Адаптации к тестовым заданиям







  1. Взятке







  1. Затруднительно ответить







  1. Другое, а именно









9.Если бы посещение занятий было бы необязательным, а по вашему выбору, то какой процент занятий вы бы посещали





  1. Ваши рекомендации, связанные с увеличением мотивации для поступления в наше образовательное учреждение







ВАШИ АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ




1. Пол

М

Ж


2. Возраст




3. Каков уровень материального

достатка вашей семьи





  1. Вполне обеспеченный

  2. Среднего достатка

  3. Малоимущий

  4. Живущий за чертой бедности