Скачать 218.84 Kb.
Дата07.07.2019
Размер218.84 Kb.
ТипЛитература

Анализ состояния качества знаний, умений, навыков учащихся в основной школе традиционной системы обучения На второй ступени обучения 10 классов, в которых на конец 2013-2014 учебного год




2.3 Анализ состояния качества знаний, умений, навыков учащихся в основной школе традиционной системы обучения
На второй ступени обучения (10 классов, в которых на конец 2013-2014 учебного года обучались 272 учащихся), продолжающей формирование познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив ставил перед собой следующие задачи.

  • заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на третьей ступени обучения;

  • создать условия для самовыражения учащихся на учебных и вне учебных занятиях в школе и вне её.

Учебный план общего образования основной школы соответствует обязательному минимуму основного образования с учётом выполнения задач на второй ступени обучения, был расширен и обогащён учебный план путём введения курсов:

  • Мировая художественная культура – 8-9 класс;

  • Информатика и ИКТ - 5-9 класс;

  • Литература родного края - 5-7 класс;

  • Черчение – 7-8 класс.

  • Краеведение – 6-7 класс

Условия, обеспечивающие учёт индивидуальных и личностных особенностей учащихся второй ступени обучения, реализованы за счёт школьного компонента.

Часть часов школьного компонента направлена на усиление общеобразовательной подготовки, для чего, увеличено часов на русский язык (5кл.), а также учитывая технический профиль школы, на трудовое обучение (5-9кл.). В 5-8 классах увеличено количество часов на «Технологию», чтобы обеспечить преемственность программы «Технология» с программами профессиональной подготовки.

В 8 классе в учебный план введен предмет «Выбор профессий», где учащиеся знакомятся с профессиями профподготовки, выполняют профессиональные пробы, чтобы с 9 класса начать обучение по одной из 8 профессий.

В 9 классе увеличено количество часов на «Технологию» за счет этого имеется возможность реализовать программы профподготовки.

Учебный план выполнен, учебные программы по предметам учебного плана пройдены.

В течение года проводится мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения русскому языку, математике в виде административных работ:

- стартовый контроль: определить степень устойчивости знаний учащихся, наметить меры по устранению выявления пробелов;

- итоговый контроль: определение уровня сформированности ЗУН при переходе учащихся в следующий класс;

- предварительный контроль готовности к итоговой аттестации выпускников в основной школе в виде репетиционных экзаменов по русскому языку и математике.

Мониторинг по другим предметам осуществляется по плану МО.


Анализ успеваемости в основной школе за последние 4 года - качество повышается, но абсолютная успеваемость снизилась в связи с прохождением государственной итоговой аттестации. Изменился процедура проведения государственной итоговой аттестации.
2011г. абсолютная успеваемость 100 % Качество успеваемости 38%

2012г. абсолютная успеваемость 100 % Качество успеваемости 35%

2013г. абсолютная успеваемость 100% Качество успеваемости 39%

2014г. абсолютная успеваемость 98% Качество успеваемости 41,8%

Это объясняется рядом причин:

1. Наполняемость классов – до 28 человек один классовый комплект. Это осложняет возможность осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход в обучении учащихся.

2.Новое положение государственной (итоговой) аттестации - ОГЭ

2. Слабое здоровье учащихся.

3. В некоторых случаях отсутствие помощи со стороны отдельных семей.

4. Использование учителями неэффективных технологий обучения (фронтальный опрос, непродуманное домашнее задание, неоптимальные методы проверки).

5. Недостаточная материально-техническая база кабинетов для проведения лабораторных работ и практикумов.
Пути преодоления:

1. Повышение качества образования через совершенствование структуры содержания образования, разработку интегрированных курсов, использование здоровосберегающих технологий в процессе обучения.

2. Продолжить работу по дифференциации обучения учащихся путём введения трёх уровней оценок ЗУН.

3. Продолжить индивидуальную работу с учащимися на уроках и внеурочное время.

4. Повышать интерес к знаниям через кружки, факультативы, НОУ.

5. Учителям повышать свой профессиональный уровень через курсовую подготовку, аттестацию, работы по самообразованию.

6. Проведение нестандартных уроков: урока диспута, в виде интеллектуальных игр, практикума.

7. Внедрение новых педагогических технологий в практику работы учителей.


Исходя из перспективных целей работы, сформулированных в Уставе



школы, анализа состояния работы школы, требований социального заказа, научных рекомендаций, и с учетом реальных возможностей школы были определены цели и задачи на 2013/20134 учебный год:

  • в целях повышения качественной успеваемость необходимо совершенствовать

внутришкольный контроль, мониторинг успеваемости и посещаемости;

  • активизировать работу со слабоуспевающими детьми;

  • способствовать развитию научно-исследовательских данных и

творческих способностей одаренных детей.
Процент обученности и качества обученности по основной школе.
В основной школе на конец 2013 -2014 учебного года обучались 272 ученика. Успешно окончили учебный год и допущены к государственной (итоговой) аттестации все ученики. Из 272 учеников на все пятёрки закончили 21 ученик, что составляет примерно 7,7% (в 2012 году 5%, в 2013 – 6%) от общего числа учащихся основной школы. На «4-5» закончили 114 человек (в 2012 году 92 человека, в 2013 - 96), то есть 41,8% учащихся 5-9-х классов. Таким образом, процент качества успеваемости по средней школе составил 41,8%.

Итоги успеваемости учащихся за 2013/2014учебный год.


класс

Обучалось на конец года

переведено

Оставлено на 2 год

чел

%

чел

%



29

29

100

-

-



28

28

100

-

-



25

25

100

-

-



27

27

100

-

-



29

29

100

-

-



29

29

100

-

-



25

25

100

-

-



26

26

100

-

-



26

23

88,5

-

-



28

26

92,9

-

-

итого

272

267

98

-

-

В течение учебного года систематически осуществлялась работа, связанная с вопросами успеваемости и поведения учащихся. Работа велась на уровне классного руководства, администрации в форме индивидуальных профилактических бесед с учениками и их родителями, учителя-предметники и администрация выходили в классы на родительские и ученические собрания, «трудные» учащиеся приглашались на комиссии школьного уровня по профилактике правонарушений и профилактике успеваемости и КДН.



Сравнительный анализ успеваемости по школе.


ступень

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013 - 2014

Усп %

Кач %

Усп %

Кач %

Усп %

Кач %

Усп %

Кач %

2 ступень

100

38

99,6

35

100

39

98

41,8

В 2013-2014 учебном году педагогический коллектив сработал немного лучше предыдущих двух лет, но на государственной (итоговой) аттестации не прошли минимальный порог по математике 5 девятиклассников.

Коллективу школы и администрации при планировании работы на предстоящий учебный год необходимо наметить мероприятия, способствующие дальнейшему повышению и улучшению достигнутых позиций в основной школе и повышению успеваемости и качества в старшей школе.
Сравнительная таблица качества успеваемости по классам.

Класс

2014


Классный руководитель

2010-2011

2011-2012

2012 - 2013

2013 - 2014

Кач-во %

Кол-во хор

Кач-во %

Кол-во хор

Кач-во

%


Кол-во

хор


Кач-во

%


Кол-во

хор




Халитова И.В.



















45%

10 +3



Гайсарова М.Г.



















57%

11 +5



Рычков В.И.













46%

9 +3

56%

11 +3



Васильева О.В.













67%

14 +2

63%

13 +4



Симанович Т.Н.







54%

12 +2

47%

12 +2

34%

9 +1



ГабдулхаковаА.Э.







35%

6 +3

50%

10 +3

28%

6 +2



Костина Г.С.

48%

8 +3

42%

8 +2

32%

7

24%

5 +1



Ахметова А.Н.

50%

1 +2

36%

7 +2

28%

6 +1

42%

10 +1



Шаталина И.Г.

32%

9

23%

5 +1

21%

6

23%

6



Морозова Р.С.

46%

10 +1

40%

10

37%

10

46%

12 +1

итого




38%

91 +10

35%

79 +13

39%

81 +15

41,8%

93 +21

Приведенные выше данные показывают, что общее количество

учащихся, закончивших год на «4» и «5» - 114 человек, из них отличников – 21.

В сравнении с результатами 2012/2013 учебного года количество

«хорошистов» увеличилось на 18 человек, отличников увеличилось на 6 человек.

Самый высокий процент качества (63%) показали учащиеся 6б класса

(классный руководитель Васильева О.В.), хотя по сравнению с прошлым

учебным годом показатели снизились на 4%. Процент качества повысился в 9б классе после итоговой аттестации с 37% до 46% (руководитель Морозова Р.С.).

Резко понизился уровень качественной успеваемости в 7а классе (на 13%), (классный

руководитель Симанович Т.Н.), в 7б классе (на 22%) (классный руководитель Габдулхакова А.Э.), в 8а классе (на 8%) (классный руководитель Костина Г.С.).

Положительная динамика качества произошла в 6а классе на 10% (классный руководитель Рычков В.И.), в 8б на 14% (классный руководитель Ажмнтова А.Н.), в Как видно из предыдущего материала, в целом по школе второй ступени образования качество повысилось на 3%. Классным руководителям и учителям – предметникам следует пересмотреть свой подход к учебно-воспитательному процессу и направить все усилия на улучшение качества образования.

Особенно это касается учителей, работающих в классах с нестабильными результатами. Особое внимание уделить подготовке государственной итоговой аттестации в новой форме – ОГЭ.

Таблица наглядно показывает, что качество успеваемости в одном и том же классе существенно меняется. Естественно, мы должны учитывать, подбор классов, а также объективные и субъективные причины. Ранее снижение качества успеваемости шло обычно только в 7-х классах, что связано с возрастными особенностями детей. Сейчас картина совсем иная. Снижение качества успеваемости продолжается и в 8-х, и в 9-х классах.

Причины снижения успеваемости в классах кроются в следующем:

- большая группа «трудных» учащихся, оказывающих негативное влияние на класс; снижение у учащихся мотивации к обучению; возрастные особенности («переходный возраст»), недостаточный контроль классного руководителя. Неоднократные профилактические беседы с учащимися, их родителями, приглашение на совет профилактики, проведение родительских собраний (в том числе, вместе с учащимся) в течение года дали существенные результаты.

«Резерв» учащихся, имеющих одну «3» за год, имеется почти в каждом классе - от 1 до 5-х человек, всего на данной ступени 32 ученика.

Несмотря на то, что наибольшее количество «3» по таким наиболее сложным предметам, как математика, русский язык, следует отметить недоработку самих преподавателей по этим предметам и недостаточную работу классных руководителей с родителями этих учащихся.

Преподавателям необходимо взять на контроль работу по повышению качества по предмету в следующем году, более высокий уровень нам вполне доступен, и над этим необходимо продолжать работать и в следующем году, внедряя наиболее современные технологии преподавания, применяя принцип личностно-ориентированного подхода в обучении, индивидуализируя обучение


Анализ посещаемости.


класс

2013-2014 учебный год

Всего пропущено часов

Без уважительной причины



3010

-



2535

147



2341

131



1744

152



1873

24



3329

256



2674

253



2622

273



2354

534



1051

109

итого

23533

1876

Посещаемость уроков - один из главных факторов, влияющих на

качество успеваемости учащихся. Всего за прошедший учебный год в основной школе

было пропущено 23533 часа. По болезни пропущено 21657 часов. Эта

цифра красноречиво говорит о высоком уровне заболеваемости среди

учащихся и о необходимости популяризации и применения

здоровье сберегающих технологий. Кроме того, в прошедшем учебном году без

уважительной причины было пропущено 1876 часов, что составляет 8% от

пропущенных уроков. Эти показатели меньше прошлого года. Контроль над посещаемостью учащихся усилен, но недостаточно. Большое количество пропусков без уважительной причины в 9а классе (классный руководитель Шаталина И.Г.) В этом классе каждый ученик за год пропустил 20,5 уроков по неуважительной причине. В этом классе пропуски дал Зимин Павел, которого по решению КДН перевели в вечернюю школу. Проблемные учащиеся, которые больше всех дали пропусков: 7б класс – Гималетдинов Артём, 8а класс – Сахаровский Дмитрий, 8б класс – Ахметов Руслан, Алябин Алексей, 9а класс – Зимин Павел.

В 2013/2014 учебном году по сравнению с прошлым годом без

уважительной причины пропущено уроков на 15% меньше. В прошедшем учебном году

недостаточно четко была выстроена система работы по предотвращению

пропусков уроков. В предстоящем учебном году необходимо спланировать

работу по профилактике пропусков уроков без уважительной причины.

Поставить на административный контроль работу классных руководителей по вопросу

предупреждения пропусков уроков учащимися.


Результаты мониторинга.
В течение 2013-2014 учебного года в школе осуществлялся педагогический мониторинг, одним из основных этапов которого являлось отслеживание и анализ качества обучения и образования по ступеням обучения, анализа уровня промежуточной и итоговой аттестации по предметам с целью выявления и недостатков в работе педколлектива по обучению учащихся и их причин.

Проводились срезы знаний по русскому языку, алгебре, геометрии, физике, в период классно-обобщающего контроля в 5-х, 9-х классах с целью определения степени готовности учащихся к продолжению обучения: по математике, русскому языку и литературе (техника чтения), в 5-х классах по вопросу преемственности в обучении. После проведения классно-обобщающего контроля учителям-предметникам рекомендовалось наладить работу по систематической проверке домашнего задания по предметам у учащихся всего класса, текущее повторение проводить в системе, применять на уроках наиболее эффективные способы, приёмы, формы деятельности для вовлечения в работу всего класса, особенно слабоуспевающих и учащихся, находящихся в «резерве», а также рекомендовалось учителям индивидуализировать процесс обучения на основе здоровье сберегающих технологий.


Выводы и рекомендации

Таким образом, по итогам анализа 2013/14 учебного года, хочется сказать следующее. В целом наш коллектив – это стабильно работающий аппарат, каждый член которого вкладывает свои силы, умения, способности, талант в общее дело. Проанализировав все недостатки в работе этого года, можно предложить следующие рекомендации на 2014/15 учебный год:




  1. Методическим объединениям продолжить работу по повышению успеваемости и качества успеваемости учащихся, внедряя наиболее современные технологии преподавания, применяя принцип личностно-ориентированного подхода в обучении, индивидуализируя обучение.

  2. Активизировать работу учителей над темами самообразования, стимулируя к применению новых методик обучения, внедрению в практику новых педагогических технологий.

  3. Считать здоровье сберегающие технологии одними из основных технологий в работе.

  4. Продолжить целенаправленную работу учителей со слабоуспевающими учащимися через индивидуальный подход на уроках, дополнительные занятия, консультации и т.д.

  5. Продолжить целенаправленную работу с «резервом» учащихся через индивидуальный подход на уроках, дополнительные занятия, консультации, факультативы и т.д.

  6. Организовать целенаправленную работу учителей с учащимися, мотивированными на учёбу, через индивидуальный подход на уроках, кружки, факультативы, консультации, организацию конкурсных работ, олимпиад, и т.д.

  7. Учителям-предметникам запланировать обязательную форму работы с учащимися в виде тестов как промежуточный контроль и итоговый контроль.

  8. Учителям-предметникам продолжить работу с учащимися в форме проекта.

  9. Продолжить работу по предпрофильному обучению на средней ступени обучения.

  10. Возобновить работу учащихся по ведению «портфолио» учебных достижений.

  11. Учителям-предметникам вести работу в системе по подготовке к сдаче экзаменов в новой форме ОГЭ.

  12. Методическим объединениям более тщательно продумать организацию взаимопосещения уроков.

  13. Учителям продолжить работу по развитию кабинетов.

  14. Администрации школы осуществлять должный контроль по посещению и дисциплине школьников.


Выводы.

В основной школе традиционной системы обучения на конец 2013-2014 учебного года 272 ученика. Успешно окончили учебный год 272 учащихся (100%) и допущены к государственной (итоговой) аттестации.

218 учащихся 5-8 классов переведены в следующий класс.

49 учащихся 9-х классов успешно выдержали государственную (итоговую) аттестацию и получили соответствующий документ об образовании. 5 учащихся 9-х классов не прошли минимальный порог по математике и эти учащиеся оставлены на повторное обучение в 9 классе.

Из 272 учащихся на все пятёрки окончили год 21 учащихся, что составляет 7,7 % от общего числа учащихся основной школы. Это больше, чем в прошлом учебном году. На «4» и «5» окончили учебный год 114 ученика, т.е. 41,8% учащихся 5-9 классов.
Задачи основной школы на 2014-2015 учебный год.
1. Повышение качества образования через совершенствование структуры содержания образования, разработку интегрированных курсов, использование здоровье сберегающих технологий в процессе обучения.

2. Повысить методический уровень учителей через курсовую подготовку, аттестацию, самообразовательную работу.

3. Улучшить материально-техническую базу кабинетов школы.

4. Формировать условия, содействующие сохранению здоровья школьников.



5. Администрации школы повысить эффективность контроля над состоянием качества преподавания отдельных предметов.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Анализ состояния качества знаний, умений, навыков учащихся в основной школе традиционной системы обучения На второй ступени обучения 10 классов, в которых на конец 2013-2014 учебного год

Скачать 218.84 Kb.