страница1/10
Дата09.10.2018
Размер0.58 Mb.
ТипРеферат

«Анализ ценообразования на рынке гостиничных услуг»


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет экономики (Санкт-Петербург)
Кафедра экономической теории


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему: «Анализ ценообразования на рынке гостиничных услуг»

Студент группы №143

Видякин А.А.

Руководитель ВКР

Доцент кафедры

экономической теории

факультета экономики,

к.э.н., Бутуханов А.В.

Санкт-Петербург, 2014

Содержание


1.1.Теоретическая часть 6

1.2.Обзор литературы 6

1.3.Выводы по главе 8

1.4.Практическая часть 10

2.1.Описание и анализ эмпирических данных 10

2.2.Выбор оптимальной регрессионной модели 12

2.3.Работа с моделью 18

2.4.Результаты модели 20

2.5.Анализ сезонности 22


Введение


Гостиничный бизнес в прибрежных регионах – одна из быстро развивающихся отраслей экономики сервиса многих стран, являющаяся в некоторых из них устойчивым источником притока денег (например, Кипр [2], Египет [10], Турция [9]). Количество предложений на данном рынке фактически зависит от застроенности береговых линий, инфраструктуры города расположения гостиницы и потенциального спроса на данный вид продукции. Конкуренция на данном рынке крайне высока, на каждый сегмент отелей приходится своя потенциальная аудитория потребителей, поэтому отели вынуждены предлагать качественные услуги по привлекательной цене.

Несмотря на небольшой темп роста предложений гостиничных услуг, спрос на отечественные предложения низок и причина в неконкурентоспособности: предложения Турции, Египта, как правило, дешевле и предоставляют лучший уровень сервиса [4]. Как итог, гостиницы Черноморского побережья заполнены в лучшем случае наполовину [5]. Однако, в связи с прошедшей Олимпиадой в Сочи популярность Черноморских курортов России ожидаема выросла. Так же интересна реакция российских отдыхающих на возвращении Крыма в состав России.

По мнению министра курортов и туризма республики Крым Елены Юрченко, «крымские власти ожидают, что в этом году в Крыму отдохнут не менее 6 миллионов туристов», при этом министр откровенно говорит о надежде восполнить россиянам возникший пробел в 4,5 миллиона гостей из-за меньшего количества украинцев, которые поедут этим летом на полуостров [3]. Таким образом, чиновник уверен, что российские туристы предпочтут отели Крыма отдыху на том же море в крупнейшей тройке курортов Черноморского побережья РФ – Сочи, Анапе и Геленджику.

На основе данного умозаключения в данной статье будет проведен анализ обоснованности, объединяющий гедонический анализ ценообразования цен на номера в прибрежных отелях Черного моря со сравнительным анализом влияния атрибутов, определяющих цены на номера в гостиницах республики Крым и Черноморского побережья РФ.

Целью данного исследования является выявление и сравнение силы ключевых, влияющих на цену номера факторов на рынке гостиничных услуг республики Крым и Черноморского побережья РФ. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: исследовать рынок гостиничных услуг в двух регионах; определелить факторы, влияющие на цену съема номера в прибрежных отелях; выявить закономерности между ценой и характеристиками отеля и комнат; оценить их стоимостную величину влияния на цену и сравнить стоимости факторов в двух регионах. Решение последней задачи позволит точно утверждать о привлекательности одного региона над другим в определенных факторах и в общей цене за номер.

Объектом исследования в данной работе является рынок гостиничных услуг России. Предметом исследования выступает ценообразование на данном рынке. Для анализа ценообразования и, в частности, определения влияющих на цену факторов используется методика гедонического анализа. Данная методика заключается в регрессионном анализе цены как зависимой переменой и факторов как независимых переменных, определяющих зависимую величину. Используемая методология представляется подходящей для целей исследования по причине частоте использования для решения подобных вопросов у экономистов, занимающихся данным рынком.

Множество исследователей занимались анализом ценообразования на данном рынке, как правило, представляя свой территориальный рынок. Так, известны работы, посвященные анализу рынка гостиничных услуг в Норвегии (Fabiola, 2007), Сингапуре (Andersson, 2008), Иране (Chen, 2012), Каталонии (Espinet, 2003). Данные работы схожи между собой по использованной методологии, выбранным факторам, гипотетически влияющими на цену, однако, имеющиеся различия в них весьма основательны и требуют особого внимания для точности данного исследования.

Так, в работе (Fabiola, 2007) автором учитывались все объективные характеристики, такие как: наличие телевизора и собственного бассейна в номере, и субъективные, к примеру, средний рейтинг отеля на сайте отзывов и, особенно, количество звезд отеля [7]. В противовес вышеописанной работе, в исследовании (Andersson, 2008) количество звезд отеля не учитывалось в регрессионной модели. По мнению автора, данный фактор уже отражает агрегированное качество отеля. Некоторые авторы, напротив, придают гораздо большее значение в объяснении цены количеству звезд (Chen, 2012; Öğüt, Taş, 2012).

В данной работе в первоначальной модели будут учитываться как объективные, так и субъективные факторы. В дальнейшем, с доработкой модели будет принято решение о необходимости тех или иных факторов в объяснении цены.

В первой главе работы будет рассмотрены теоретический аспект проблемы, ретроспективный анализ развития метода анализа, идеи и выводы исследователей, работавших в данной сфере анализа ценообразования. Опираясь на итоги данной части, будут изложены метод и модель, наиболее подходящие для анализа цен с учетом специфики и конкретики эмпирической базы. Во второй главе с помощью выбранной методики и базовой модели, будет реализована и проинтерпретирована финальная модель, объясняющей ценообразование на рынке гостиничных услуг и различие в стоимости атрибутов двух регионов: республики Крым и Черноморского побережья РФ.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10