Скачать 179.56 Kb.
Дата13.10.2018
Размер179.56 Kb.
ТипПрограмма

Администрация города нижнего новгорода







АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Санаторная школа - интернат № 5»

603000, г. Н. Новгород, ул. Маслякова, 3а, т. 433-76-86, 433-15



Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на

Директор МКОУ зам. дир. по ВР заседании ШМО

«Санаторной школы- МКОУ «Санаторной Протокол №____от____ интерната № 5» школы-интерната №5» Председатель МО

(Приказ № ______________г.)

___________В.А. Лычковаха _____________М.И. Большаковой __________Т.В. Юрманская


ПРОГРАММА

патриотического воспитания

«Я и моя Родина»

Составила:

воспитатель

1 категории

Яворская Н.А.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством»
В.Г. Белинский

Программа патриотического воспитания разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», школьной…….., «Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ.

Программа ориентирована на обучающихся общеобразовательной школы-интерната. Она определяет содержание, основные пути развития системы патриотического воспитания обучающихся, воспитанников школы, её основные компоненты.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, имеет большое значение для решения воспитательных и социальных проблем.

  В настоящее время российская история и образование находятся на пороге создания новых ценностных ориентиров. Крупные перемены, случившиеся в нашей стране в последнее десятилетие 20-го века, характеризовались как позитивными, так и резко негативными моментами для гражданского самосознания. Поэтому сегодня в российском обществе и, особенно в среде молодого поколения, ощущается неопределенность в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выборе жизненных ориентиров.

Образование, безусловно, должно играть ключевую роль в духовно-нравственной консолидации общества, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к российскому сообществу. Именно патриотическое воспитание должно стать той силой, которая сможет сплотить людей разных национальностей для достижения общей цели – духовного возрождения страны.

Сейчас, как никогда, возникает необходимость в развитии деятельностного компонента патриотического воспитания, адекватного современным социально-педагогическим реалиям. При этом под деятельностью мы понимаем активность личности, направленную на достижение сознательно поставленной цели. Она сочетает в себя взаимосвязь внешней (физической) и внутренней (духовной) деятельности.

Как показывает анализ источников школьной массовой практики, формы организации патриотического воспитания учащихся развиваются неактивно и сводятся преимущественно к проведению концертов и встреч с ветеранами. В связи с этим возникает необходимость в более глубокой проработке способов и форм гражданско-патриотического воспитания, была разработана наша школьная программа «Учусь у героев Отчизну любить».



Актуальность проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости её решения

Патриотическое воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике. В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности. Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания.

Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейных традициях родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.

В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Постановление Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г.г.», федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания, определяют место и роль воспитания патриотизма у российских граждан.

Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит ведущая роль в патриотическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами — это возрождение духовных традиций России.

Патриотическое воспитание в школе - это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

В настоящее время в школе сложилась определенная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории, проекты, акции, выставки, конкурсы, беседы.

Настоящая Программа исходит из необходимости преобразования учебно-воспитательного процесса в единое духовно насыщенное образовательное пространство с целью необходимости осуществления  воспитания принципиально нового, демократического типа личности, способной к управлению собственной жизнью и деятельностью, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру ощутимый вклад должна внести современная школа.

Исходя из выше изложенного, в целях повышения эффективности патриотического воспитания обучающихся, воспитанников разработка и принятие программы патриотического воспитания является крайне актуальной и необходимой.

Программа патриотического воспитания «Я и моя Родина» предназначена для детей 13-16лет, рассчитана на три года.

Реализация программы позволит удовлетворить потребности ребенка в полноценном развитии как личности, поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширение представлений о семье, родном крае, родной стране, в которой он живет.

«Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество – все равно в чем: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпимости, в смелости», – писал

А. С. Макаренко.


ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

создание условий для формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота, принимающего судьбу отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.


ЗАДАЧИ:

        • формировать чувство патриотизма, активную гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности

  • развивать интерес у детей и подростков к военно-историческому прошлому россии и воспитанию национального самосознания через коллективную познавательно-творческую деятельность

  • расширять и углублять знания по героическому прошлому страны и родного края

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, воспитанников разнообразные виды деятельности. Исходя из задач, можно выделить необходимость способствовать тому, чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной, вариативной. Реализация программы патриотического воспитания «Я и моя Родина» поможет ребенку строить свою жизнь и после окончания школы.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству.);

2. принцип учета региональных условий (пропаганда идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, регионального);

3. принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, стране с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.);

4. принцип непрерывности и системности (взаимосвязь процессов воспитания и обучения);

5. принцип интеграции (сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем и т.п.);

6. принцип стимулирования активности (планирование и реализация проектной деятельности, которая обеспечивает практическое применение полученных знаний, совместный поиск решения задач, сбор материала и др.).

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации программы по патриотическому воспитанию учащихся в школе созданы следующие условия:

    1.В школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;

2. Функционирует система внеурочной деятельности учащихся и дополнительного образования;

    3. Разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;

4. На базе школьного музея развивается музейное образование;

5.Активно внедряется исследовательская, проектная, творческая деятельность учащихся;

 6. Развивается школьное ученическое самоуправление;

 7.Используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные педагогические технологии в процесс патриотического воспитания.

8.Развивается социальное партнерство, сотрудничество с общественными организациями, родительским сообществом, средствами массовой информации, учеными вузов.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

I этап: проектный - выявление сформированности уровня нравственно-патриотической позиции школьников.
2 этап: практический – организация коллективной общественно значимой деятельности в рамках реализации программы.
3 этап: аналитический – обобщение результатов работы путем наблюдений.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Тематические беседы, КТД, дидактические игры, устные журналы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, встречи с интересными людьми, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, круглые столы, читательские конференции, организации выставок, акции, проведение «Уроков мужества», тематические стенды, сбор материала в школьный музей и др.



ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ

В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ:

I. «Я, моя семья и школа».

Цель: осознание воспитанниками семьи как важнейшей жизненной ценности; воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям.

II. «Моя малая Родина».

Цель: осознание воспитанниками причастности к судьбе родного края, его прошлому, настоящему, будущему. Знакомство детей с традициями, достопримечательностями, памятниками. 

III. «Патриот, гражданин России».

  • Цель: формирование представлений об устройстве нашего государства, изучение символики нашей страны, привить уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям;

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Осуществление настоящей программы позволит:

  • продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания;

  • сформировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;

  • отвлечь обучающихся, воспитанников от противоправной деятельности;

  • сформировать такие ценности как: семья, Отечество, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, экологическое благополучие;

  • привить уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям;

  • заполнить свободное время подростка социально значимыми, интересными делами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, воспитанников, как основа личности гражданина России.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ:

I раздел. «Я, МОЯ СЕМЬЯ И ШКОЛА»

П/П

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

1.

Классный час «Будем дружить»




воспитатель

классный руководитель



2.

Воспитательное занятие «Родительский дом-начало начал»




3.

Беседа «Моя семья».




4.

Беседа-диалог «Ты у себя дома».




5.

Познавательное занятие «Родные люди, родственные отношения».




6.

Воспитательное занятие «Мои права и обязанности в школе и семье».




7.

Как можно обращаться к людям. Игры, тренинги.




8.

Познавательное занятие «История моего имени и фамилии».




9.

Презентация «Мои семейные реликвии».




10.

Беседа-рассуждение «Моя родословная».




11.

Беседа-диалог «Мои предки в труде и в бою».




12.

Беседа-диалог «Новый год – праздник семейный».




13.

Беседа «Семейная этика».




14.

«Без корня и полынь не растет» презентация.




15.

Классный час «Я горжусь своей семьей».




16.

Беседа «Что такое «мир в семье?»




17.

Беседа «Народ и я – единая семья».




18.

Тематический вечер «Отец, Отчизна, Отечество».




 

II раздел. «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

П/П

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

1.

Классный час «История моего города»




воспитатель

классный руководитель



2.

Познавательное занятие «Обычаи и традиции нижегородцев»




3.

Конкурс рисунков «Мой любимый город».




4.

Презентации «История моей улицы».




5.

Сочинения «Великие нижегородцы».




6.

Презентации «Нижегородские промыслы».




7.

Фотовыставка «Мой город» (Нижегородская радуга)




8.

Проект «Золотые купола моей Родины»




9.

Диалог культур «Праздники русского народа».




10.

Встреча с интересными людьми «Мои замечательные земляки».




11.

Экскурсии по Нижегородскому краю.




12.

Городская конференция «200 лет Нижегородской губернии»




13.

Великие люди прославившие наш край.




14.

Выставка «В гостях у самовара»




15.







 III раздел. «Патриот, гражданин России»

П/П

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ



Диагностика уровня нравственно-патриотической позиции школьников. Анкетирование.




воспитатель

классный руководитель





Час поэзии «Стихи о Родине».






Беседа «Россия – многонациональное государство».






Классный час «Что значит любить Родину?».






Онлайн общение с школьникам города Рязани «Мой город»






Зимняя олимпиада в Сочи «Спортивные достижения»






Онлайн –конференция со женской сборной России по горнолыжному спорту из Новой Зеландии






Классный час «Мы граждане России».






Занятие «7 ноября – День согласия и примирения».






Беседа «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?».






Вечер вручения паспортов.






Конкурс рисунков «Мы и мир».






Беседа «Что такое «мир в стране?»






Празднование Дня матери:

  • выставка «Мамины руки»,

  • праздник «Загляните в мамины глаза






Смотр песни и строя. «Наша армия»






Акция «Ветеран живет рядом»;






Выставка – презентация: «Учись у героев Россию любить»






Изготовление открыток к 23 февраля и 9 мая «Подарок ветерану»






Урок мужества «Жизнь замечательных людей».






Акция «Поздравь ветерана на дому»;






Конкурс патриотической песни






Участие в акции «Бессмертный полк»






Участие в школьном проекте «Орден в твоем доме»

-







- Участие в коллективном долгосрочном проекте «Дети войны».

- Страницы истории ВОВ «Начало блокады Ленинграда» (Дневник Тани Савичевой),

- Встреча с Ветеранами-блокадниками










Участие в коллективном долгосрочном проекте «Возьми себе в пример героя». (Орден Александра Невского, Ветераны-партизаны, Пионеры-герои и др.)»







Проект «Твори добро»






Постановка спектакль «Мой добрый папа»







 

 ЛИТЕРАТУРА:

Выгодский Л. С. Нравственное воспитание / — Пед. Психология. – М.: 1991- с. 138.

Научно-методический журнал «Классный руководитель», Москва 2012-2015

Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. «795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 г.г.».



«Патриотический Интернет-сайт» Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ.

Конституция Российской федерации м., 1993 г.